Тематическое воспитательное мероприятие «День славянской письменности и культуры»
план-конспект занятия по теме

Свирепова Любовь Александровна

Культура - это то, что оправдывает существование народа и нации, это святыня нации, которую он собирает и сохраняет.

Знание родной культуры неизбежно повлечет любовь к ней, научит ценить ее. В наше время, когда массово идет пропаганда чужеродной культуры, особенно важно помнить и знать свою русскую культуру и ее историю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon munitsipalnoe_kazennoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc144 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Купинская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей,        оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья              Новосибирской области

(МКОУ Купинская школа-интернат )

Тематическое воспитательное мероприятие

«День славянской

письменности и культуры»

Пояснительная записка

Культура - это то, что оправдывает существование народа и нации, это святыня нации, которую он собирает и сохраняет.

Знание родной культуры неизбежно повлечет любовь к ней, научит ценить ее. В наше время, когда массово идет пропаганда чужеродной культуры, особенно важно помнить и знать свою русскую культуру и ее историю.

В славянских государствах, в том числе и в России, широко отмечается День славянской письменности и культуры. Переживаемый славянскими народами Европы кризис требует активного объединения усилий для восстановления и развития культурных связей на новой основе. Для большинства славянских народов объединяющим фактором является православная религия и связанная с ней духовная и культурная сфера.

Поэтому мы обращаемся к истокам нашей культуры, отдавая дань первоучителям словенским Святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию, принесшим на славянскую землю письменность и приобщившим многомиллионные славянские народы к мировой цивилизации, мировой культуре.

В 1863 году на Руси было принято постановление праздновать память святых Кирилла и Мефодия 11 мая (24 мая по новому стилю).

Идея возобновления общенационального, общественного празднования памяти Святых Кирилла и Мефодия и Дней славянской письменности и культуры в России родилась в 1985 году, когда славянские народы вместе с мировой общественностью отмечали 1100-летие со дня кончины святителя Мефодия, архиепископа Моравского и Паннонского. Труды этих великих просветителей стали общим достоянием всех славян, положили основу их нравственному и умственному развитию. Так велика заслуга братьев Кирилла и Мефодия в истории просвещения и поднятия общей культуры славянских народов.

С 1991 года государственные и общественные организации, совместно с Русской Православной церковью, стали проводить Дни славянской письменности и культуры.

Актуальность работы состоит в том, что знание родной культуры, ее истоков, факторов, влияющих на нее, необходимы каждому образованному человеку. Кроме того, знание культуры необходимо для формирования полноценной личности, расширения кругозора, формирования уважительного отношения к другим культурным формам.

Культура любого народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.

Основой любой культуры является письменность. К примеру, до вхождения Урала в состав Русского государства местное население, за исключением коми-зырян, не имело своей письменности. Письменность у мари появилась во второй половине XVIII в. Вхождение народов Поволжья в состав Русского государства неизбежно вело к овладению русской письменностью, необходимой для составления разных деловых бумаг. С приходом русских начинается активный процесс взаимопроникновения русских слов в местные языки и наоборот. Влияние русской культуры было явлением прогрессивным. Русские не только обогатили традиционно-бытовую культуру поволжских народов, но и ускорили ее развитие.

Русское население внесло много нового в местную строительную практику. У мари под влиянием русских появляются элементы связи жилых и дворовых построек в единый комплекс.

Сильное влияние русская культура оказала на фольклор местных народов Поволжья. У мари повсеместно усваивались русские сказки, песни, свадебные причитания. Некоторые песни исполнялись на родном языке.

В рамках установившихся христианских правил у русских и мари по единому ритуалу проводились многие семейные и общественные праздники и обряды.

Под влиянием русской культуры произошли изменения в одежде многих народов. Национальные костюмы, особенно женские, стали изготавливаться из привезенных фабричных тканей: будничные - из ситца и шерсти, нарядные - из шелка, шерсти и бархата.

Таким образом, можно с полным основанием утверждать, что русский язык сыграл историческую роль в развитии культуры других народов, в их приобщении к богатствам европейской и мировой цивилизации.

Судьба русской культуры прекрасна. Прекрасна потому, что оставила заметный след в отечественной истории. Трудно представить нашу культуру без “Слова о полку Игореве”, Московского Кремля, собора Василия Блаженного, сокровищ Оружейной палаты и многого другого. Немало воды утекло с того далекого времени. Растеряв много ценного на этом пути, люди, наконец, становятся мудрее и бережливее. Возрождаются из небытия многие русские традиции и обряды. Растет интерес к народной культуре и быту. Хочется надеяться, что это не временное увлечение, не дань мимолетной моде, а серьезное желание восстановить прерванную связь времен. Человек, с надеждой смотрящий в будущее, не может жить только настоящим. Еще Пушкин заметил, что уважение к минувшему - черта, отличающая образованность от дикости.

Тема: «День славянской  письменности и культуры»

Цель: расширить кругозор, познакомившись с истоками русской письменности.

Задачи:

- познакомить с житием святых Мефодия и Кирилла;

- формировать уважительное отношение к христианской культуре, к родным истокам, русскому языку;

-   развивать познавательный интерес к истории родного языка.

Оборудование: компьютерная презентация, компьютер, проектор

Оформление:  кириллица, русский алфавит, портреты Кирилла и Мефодия, пословицы и поговорки о роли знаний, высказывания писателей, поэтов и учёных-языковедов о письменности, о значении русского языка.

Организационный этап:

1.Заранее подготовить высказывания о грамоте и книге.

2. Индивидуальное задание двум ученикам:

  • Какие черты характера, на ваш взгляд, помогли святым Кириллу и Мефодию осуществить их великое дело?
  • Рассказать о деятельности святых Кирилла и Мефодия.

План классного часа:

1.Организационный момент.

2. Вступительное слово.

3. Картинное письмо.

4. Славянская азбука и греческий алфавит.

5. Жизнь Мефодия и Кирилла.

6. Глаголица.

7. Кириллическое письмо.

8. Инсценировка по повести «Детство» М. Горького.

9. Повесть временных лет.

10. Игра «назови слово».

11. Заключительное слово.

Ход мероприятия

Организационный момент

 (Звучит музыка “Седе Адам”. Валаамский распев)   (Слайд 1)

Возникновению славянской письменности исполняется 1150 лет. В 863 году, согласно официальной версии, братья Кирилл (в миру Константин Философ, родился в 826-827 гг.) и Мефодий (мирское имя неизвестно, предположительно Михаил, родился до 820 года) создали основу современного кириллического алфавита.

Стихотворение (читает ученик)

Оглянись на предков наших, 
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом –
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
А преданья старины, 
Забывать мы не должны.
Н.Кончаловская

Вступительное слово

Педагог: Что для каждого из нас значит родной язык, слова, которые мы слышим, которые можем написать и прочитать? Очень многое! Без этого языка, без букв не было бы нашей нации - русского народа, не было бы ни истории, ни одной великой даты, ни одного великого имени. Сегодня мы с вами поговорим об истоках нашего языка, письменности и культуры, о том, как появились первые буквы, без которых у нас не было бы сегодня ни одной книги.

1 ведущий: А как появился первый в мире алфавит? Оказывается, он  был создан две тысячи лет назад финикийцами, и состоял он из 22-х согласных звуков. В их языке можно было этим обойтись. А мы с такой азбукой не смогли бы работать. Греки на основе финикийской письменности стали разрабатывать свой алфавит. Греческий ученый Пеламед сумел создать 16 букв. В течение многих лет ученые следующих поколений прибавляли кто две, кто три буквы, стараясь усовершенствовать письмо. Впоследствии греческий алфавит завоевал почти весь мир: он помог многим народам создать свою письменность. 

2-й ведущий: Письменность – одна из важнейших составных частей человеческой культуры. Мы живем в мире надписей. Представьте себе, что все надписи вдруг исчезли, сколько трудностей сразу возникнет в нашей жизни! Мы не будем знать, куда привезет нас автобус, какими товарами торгует магазин на другой стороне улицы, какой фильм идет в кинотеатре, как правильно принимать лекарство. В общем, трудно пришлось бы нам в таком “бесписьменном    мире”.

 1 ведущий: Кто является его основателем?  Каковы истоки русского алфавита?

Слайд 2.

«Люди, отмеченные провидением, всегда посылаются для всего человечества».
П.Я. Чаадаев

«История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество».
Н.М. Карамзин

«И через поток тысячелетий доходят до нас говорящие страницы».
Иоганн Фридрих Шиллер

Слайд 3.(картинное письмо).

Ведущий 2:  Вначале появилось картинное письмо (пиктография): какое-нибудь событие изображали в виде рисунка, затем стали изображать уже не событие, а отдельные предметы, сначала соблюдая сходство с изображаемым, а затем в виде условных знаков (идеография, иероглифы). И, наконец, научились изображать не предметы, а передавать знаками их названия (звуковое письмо). Первоначально в звуковом письме употреблялись только согласные звуки, а гласные или вообще не воспринимались, или обозначались дополнительными значками (слоговое письмо). Слоговое письмо было в употреблении у многих семитских народов, в том числе и у финикинян.

Греки создали свой алфавит на основе финикийского письма, но значительно усовершенствовали его, введя особые знаки для гласных звуков. Греческое письмо легло в основу латинской азбуки, а в IX веке было создано славянское письмо путем использования букв греческого алфавита.

Слайд 4,5.(Славянская азбука и греческий алфавит)

Ведущий 2: Многие наши буквы взяты из греческого, поэтому они и с виду на них похожи. 

Ведущий 1: Но ответьте сначала на такой вопрос: чем отличается азбука от алфавита?

(Ответы ребят)
- Слово “азбука” произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки): АЗБУКА: АЗ + БУКИ, а слово “алфавит” происходит из названия двух первых букв греческого алфавита:  АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА

Ведущий 2: Алфавит гораздо старше азбуки. В IX веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв.  И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу.  

Слайд 6. (Портреты Кирилла и Мефодия)

Ведущий 1: Славяне знают имена двух  великих святых - Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки.

Педагог: 24 мая мы отдаём дань памяти и благодарности  этим просветителям.

        По широкой Руси, нашей матушке,

        Колокольный звон разливается

        Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

        За труды свои прославляются.

- Давайте подробнее узнаем, кто такие были Кирилл и Мефодий

Ведущий 2:  Братья родились в Солуни – одном из главных городов Византийской империи. В Солуни издавна жило много славян, и, очевидно, ещё в детстве братья познакомились с их обычаями и речью. Это было во второй половине девятого века. Их отец Лев был военачальником среднего ранга в императорских войсках.  

Слайд 7.(Портрет Мефодия)

- Старший брат Мефодий, получив хорошее образование, ещё в молодости был назначен воеводой в одну из славянских областей Византии. Мефодий научился там «всем славянским обычаям». «Познав многие беспорядочные волнения этой жизни», он отказался от карьеры, постригся в монахи около 852 года.

Слайд 8.(Портрет Кирилла)

Ведущий 1: Его брат Константин, который позже принял в монашестве имя Кирилл, с юных лет отличался тягой к наукам и исключительными филологическими способностями. Он получил образование в столице империи -  Константинополе у крупнейших учёных своего времени – Льва Грамматика и будущего патриарха Фотия. Современники с почтением называли его Философом. Византийское правительство поручало ему ответственные задания. 

Слайд 9. (Глаголица)

- Константин  приступил к работе над славянской азбукой и к переводу греческих церковных книг на славянский. Он создал оригинальную, хорошо приспособленную к записи славянской речи азбуку – глаголицу. Её название происходит от существительного «глагол», что значит слово.

При создании глаголических букв Константин использовал важнейшие христианские символы. Это крест – символ искупления грехов и спасения, треугольник – символ святой Троицы, круг – символ всевидящего божественного ока.

Вскоре после этого Константин Философ тяжело заболел. По словам его жития, почувствовав приближение смерти, он «облёкся в святой иноческий образ» и принял новое имя – Кирилл. Перед кончиной он призвал к себе Мефодия и обратился к нему с последней просьбой – продолжать дело просвещения славян. Мефодий выполнил завещание младшего брата и продолжил борьбу за славянскую книжность. Кириллица была создана позже, предположительно  Климентом Охридским на основе греческого алфавита. Он использовал труды великих просветителей, особенно Кирилла, отсюда название алфавита.  

Слайд 10. (Кириллическое письмо) 

Ведущий 2:  Новый язык был выразителен, красив и музыкален. На этом удивительно добром, певучем языке наши предки молились Богу, Пресвятой Богородице, просили помощи в своей нелёгкой жизни и избавления Руси от диких, жестоких врагов.

Педагог:  Славянская азбука – память о нашей словной истории, наша святыня и сокровище, которое надо беречь и обязательно хранить.

        Родной язык, родные звуки,

        Отца и матери язык

        Которым с детства радость, муки,

        И мысль я выражать привык.

- Но самая большая тайна уникальной славянской азбуки заключается в том, что каждая её буква – это не только звук, но и слово.

Слайд 11.

Ведущий 1:  Обучение в древних славянских школах было индивидуальное. У каждого учителя было не более 6 – 8 учеников. Методы обучения были очень несовершенны.  Народные пословицы сохранили воспоминание о трудностях  изучения азбуки: «Аз, буки, веди страшат, как медведи», «Азбуку учат, на всю избу кричат». Учили каждую букву по ее названию.

Слайд 12.

А - аз, З - земля

Б - буки (буква), …

В - веди (знаю), Л - люди

Г - глаголь (говори), М - мыслить

Д - добро, Н - наш,

Е - есть, О - он,

Ж - живот, П - покой и т.д.

- Выучить старославянский алфавит было не простым делом. Произносились не звуки, а названия букв, сложные сами по себе. Вызубрив азбуку, приступали к слогам, или складам, сначала из двух букв, потом из трёх. Сложные названия букв не были взяты, что называется, «с потолка». Каждое название несло большой смысл и нравственное содержание.  

Слайд 13. 

А. С. Пушкин в свое время писал: «Буквы, составляющие славянскую азбуку, не представляют никакого смысла. Аз, буки, веди, глаголь, добро…суть – отдельные слова, выбранные только для начального звука».

Инсценировка по повести «Детство» М. Горького.

Бабушка, дедушка, Алеша.

Дедушка. – Ну-ка, ты, пермяк солёны уши, поди сюда! Садись, скула калмыцкая! Видишь фигуру? Это – аз. Говори: аз! Буки! Веди! Это - что?

Алеша.– Буки.

Дедушка. – Попал! Это?

Алеша.– Веди.

Дедушка. – Врёшь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть – это что?

Алеша.– Добро.

Дедушка. – Попал! Это?

Алеша. – Глаголь.

Дедушка. – Верно! А это!

Алеша. – Аз.

Бабушка. – Лежал бы ты, отец, смирно…

Дедушка. – Стой, молчи! Это мне в пору, а то меня мысли одолевают. Валяй, Лексей! Земля! Люди!

Алеша. – Слова были знакомы, но славянские знаки не отвечали им: «земля» походила на червяка, «глаголь» - на сутулого Григория, «я» - на бабушку со мною, а в дедушке было что-то общее со всеми буквами азбуки. Он долго гонял меня по алфавиту, спрашивал в ряд и вразбивку; он заразил меня своей горячей яростью, я тоже вспотел и кричал во всё горло. Это смешило его; хватаясь за грудь, кашляя, он мял книгу и хрипел:

Дедушка. – Мать, ты гляди, как взвился, а? Ах, лихорадка астраханская, чего ты орешь, чего?

Алеша.– Это вы кричите…

Дедушка. – Я кричу, потому что нездоровый, а ты чего?

Дедушка (бабушке). – А неверно поняла покойница Наталья, что памяти у него нету; память, слава Богу, лошадиная! Вали дальше, курнос!

Ведущий 2:   Овладевший грамотой впитывал огромной глубины нравственные понятия, вырабатывал для себя линию поведения в жизни, получал понятия о добре и морали. В это даже не верится: ну, буквы и буквы. Но нет. Когда учивший грамоту человек  повторял за учителем «аз, буки, веди», он говорил целую фразу: «Я буквы ведаю». Дальше следовали г, д, е – «Глаголь добро есть». В перечислении этих букв подряд  заложена заповедь человеку, чтобы зря  словами не бросался,  поскольку «Слово добро есть».

Посмотрим, что обозначали такие буквы, как р, с, т. Их назвали «Рцы слово твёрдо», т.е. «Говори слово внятно», «отвечай за свои слова». Хорошо бы многим из нас этому поучиться как в произношении, так и в ответственности за сказанное слово.

После заучивания слогов начиналось чтение. Вторая пословица напоминает о порядке работы: учитель произносил буквы, а ученики хором, нараспев повторяли  их до тех пор, пока не запоминали.

Педагог:  О жизни в Древней Руси есть немало летописей - это исторические повествования, в которых записи велись по годам. Самая яркая из них - «Повесть временных лет», написанная в начале XII века. В эту летопись вошли песни, легенды, предания, рассказы.

Стихотворение (читает ученик)

В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк, -
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – глаголь.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот такой чудной вначале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали –
Из гусиного крыла!

Этот нож не без причины
Называли «перочинным»:
Очиняли им перо,
Если не было остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.

Слайд 14. ( «Славянское слово»)

Педагог:  Литературный язык славян понятен всем славянским народам, хотя есть у него яркие отличительные черты. Например, старославянское слово «неполногласие» - начальная буква Е (един - один, есень - осень).

Игра «Назови слово»

Ведущий называет старославянское слово, а ученики - русское.

Глад (голод). Здравие (здоровье). Здравый (здоровый). Страж (сторож). Страна (сторона). Драгоценный, драгой (дорогой). Брег (берег). Древо (дерево). Хлад (холод). Врата (ворота). Злато (золото). Владимир (Володя). Власы (волосы).

Ведущий 1:   Обучать детишек грамоте, по народной традиции, начинали 14 декабря – в день святого Наума. Святой Наум – ветхозаветный пророк, родился в Галилее в VII веке до Рождества Христова. И хотя о жизни пророка известно немногое, наш народ издревле почитал его помощником во всякого рода умственных занятиях, отчего и прозвали его Грамотником.

В детских прописях и азбуковниках  XVII века можно было прочитать такую молитву: «Святой пророче Божий Науме,вразуми мя и накажи своею милостью добре руководствию навыкати». Поднимали детишек в этот день рано, приговаривали:

Просыпайтесь ранёхонько,

Умывайтесь белёхонько,

В Божью церковь собирайтесь,

За азбуку принимайтесь!

Богу помолитесь –  

До всего дойдёте:

Святой Наум наставит на ум.

Прекрасным материалом для письма была береста. Берёзовую кору подчищали изнутри, обрезали края и распаривали. После этого она становилась очень прочной. Писали на внутренней стороне костяной, железной или медной палочкой, заострённой с одного конца («писало»). Другой конец затачивался в виде лопаточки, которой заглаживался написанный текст. Когда кончали писать, бересту свёртывали в свиток так, чтобы текст оказался на наружной стороне. В свитке было отверстие для подвешивания письма к поясу. Кое – как писать не дозволялось, это считалось выражением непочтительного отношения к священному языку, на котором люди обращаются к Богу.

Ведущий 2:   Дети богатых родителей учились писать чернилами на пергаменте. Чернила ученики готовили сами, смешивая сажу и клей. Другой рецепт: смесь дубовых орешков, вишнёвого клея и кислого мёда.

 Слайд 15.

           Для письма служили гусиные перья, тщательно очищенные; перо заостряли и раздваивали конец. Гусиными перьями пользовались до середины XIX в. Свои великие произведения гусиными перьями писали Пушкин, Лермонтов, Гоголь. Чинили гусиные перья особенными ножами – перочинными. При письме перо оставляло кляксы. Написанное на пергаменте долго не высыхало. Идя в школу, ученик вешал на шею тесёмку с чернильницей и мешочек для письма. Народная память сохранила загадки о писалах и гусиных перьях: «Пять волов одной сохой пашут», «Малый конь с чёрного озерца воду берёт, белое поле поливает».

Слайд 16, 17.

           Ведущий 1:    Большинство книг было написано на пергаменте – специально обработанной телячьей  или бараньей коже. Пергамент – очень дорогой материал. На одну книгу, например, шла кожа целого стада телят. Славянские книги были настоящей драгоценностью. Златокузнецы изготавливали переплёт – оклад, окованный серебром, сверкающий драгоценными камнями и золотыми пластинками, и делали металлическую застёжку. Украшал книгу художник – златописец.  Поля страниц расписывались цветными рисунками с изображением зверей, птиц, змей, сказочных чудовищ.  

Слайд 18.

Ведущий 2:    Особенно затейливы были начальные буквы. Их рисовали красной краской – киноварью и золотом, украшали узорами. Любовное написание книг – свидетельство огромного уважения наших предков к написанному слову. Недаром в Древней Руси во время пожаров книги старались спасти прежде всего.

Педагог:   И всё же их гибло очень много. Сохранились в земле в очень большом количестве металлические и костяные застёжки и накладки с деревянных переплётов древнейших книг. Находят их не только при раскопках  богатых домов, но и на месте домов простых горожан. Идея славянского просвещения и единства звучит уже в самых ранних древнерусских произведениях. Славянский книжный язык (старославянский) получил распространение в качестве общего языка для многих славянских народов. Им пользовались южные славяне (болгары, сербы, хорваты), западные славяне (чехи, словаки), восточные славяне(украинцы, белорусы, русские).

 На «языке словенском» говорили, писали, создавали литературу все славяне от Балтики до Эгейского моря, от Альп до Волги. Шесть долгих столетий, вплоть до XV  в., только три древних языка (славянский, греческий, латинский) были приняты в мире как главные языки межнационального общения. И сейчас дело чести миллионов людей – носителей славянских языков – беречь, сохранять и развивать его.

         Заключительное слово педагога.

- Как на Руси относились к книгам?

- Так ли бережно мы относимся к книгам сейчас? Слайд 19, 20.

- За что мы почитаем братьев Кирилла и Мефодия? (После того, как ребята выскажут своё мнение, просматриваем

  • Они дали славянам письменность на родном языке.
  • Они создали новый литературный язык для народа, не имевшего его раннее.
  • Они сделали славянские государства политически независимыми.
  • Славянские народы получили возможность  приобщиться к мировой сокровищнице науки и культуры.

Слайд 21, 22. (Памятники)

- В благодарность Кириллу и Мефодию поставлены памятники в различных городах России. В центре Москвы есть площадь, которая называется Славянской. В небольшом сквере посреди этой площади установлен величественный памятник первоучителям славянским Кириллу и Мефодию. Спокойно, уверенно стоят на высоком постаменте отлитые из бронзы фигуры братьев. В руках у них – священные книги на славянском языке. Над ними возвышается крест – символ христианства. Оба великих просветителя словно во что-то всматриваются. Куда же устремлены их взгляды? Может быть, в будущее, может, в вечность – кто знает. Ведь  впереди у славянской азбуки ещё долгая-предолгая жизнь. Слайд 23. (24мая - День славянской письменности)

Педагог:  В память о великом подвиге Кирилла и Мефодия 24 мая во всем мире празднуется День славянской письменности. Особенно торжественно отмечается он в Болгарии. Там совершаются праздничные шествия со славянской азбукой и иконами святых братьев. Начиная с 1987 года, и в нашей стране в этот день стал проводиться праздник славянской письменности и культуры. Русский народ отдает дань памяти и благодарности “славянских стран учителям... "

 Приложение №1.

Высказывания о грамоте и книге:
«Грамота – второй язык». (народ. поговорка)
«Грамоте учиться – всегда пригодится». (народ. поговорка) 
«Не познав и не уразумев грамматики, никто не приобретет доброго имени, почета и уважения». (народ. поговорка)
«Дом без книги, что тело без души» (Цицерон)
«Вся жизнь человеческая последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась» (А.Герцен)
«Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой груз от поколения к поколению» (Ф.Бэкон)

 

Приложение №2.

Выставка «День славянской письменности и культуры»
1. Чирва А. Книга в твоих руках.- М.: «Просвещение», 1985.
2. Брукфилд К. Письменность.– Дорлиег Киндерсли, «Слово», 2001.
3. Кублицкий Г. Письмо шло пять тысячелетий. – М.: Малыш, 1991.
4. Перехвальская Е.В. Откуда азбука прошла.- М.: Малыш, 1989.
5. Зубков В. Б. Книжка про книжку. – М.: Малыш, 1984.
6. Воскобойников В. Кирилл и Мефодий. – М.: «РОСМЭН», 2004. – (Серия «Душа России).
7. Я познаю мир: Дет.энцикл.: Культура. – М.: ООО «Изд.-во АСТ», 1998.
8. Осетров Е.И. Сказ о Друкаре Иване и его книгах. – М.: Малыш, 1979. – 93с.

Литература.

  1. Арсенина. Е.Н. «Внеклассные мероприятия в 5-11 классах»  Вып.2. -Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Виноградова Г.Г., Лавриненко В.П. «Откуда азбука пришла» Читаем, учимся, играем. – 2000. - №2.- С.8-12.
  3. Ерёменко Н.И. «Классные часы 7 класс»  Волгоград:  Учитель - АСТ, 2004г.
  4. Колесов В.В. «История русского языка в рассказах» - М.: Просвещение, 1994.
  5. Кощеева С.Н. «Праздник славянской письменности и культуры»  Педсовет. – 1999. - №8. –С.4-6.
  6. В. Огрызко. Кирилл и Мефодий - покровители народного образования,  ж. «Литература в школе». - 1992. № 2, с.73.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательное мероприятие "День космоса"

Воспитательное мероприятие в 1 классе посвященное 52 годовщине полёта в космос  первого человека....

Сценарий воспитательного мероприятия "День птиц"

Этот сценарий  праздника позволит познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц, показать огромное значение птиц в природе и жизни человека, раскрыть роль охраны птиц и окружающе...

Тематическое воспитательное мероприятие "Я выбираю здоровье"

Основными целями нашей специальной (коррекционной) школы – интернат 7 вида  является сохранение здоровья обучающихся и восстановление адаптационных возможностей организма ребенка, полноценное физ...

План-конспект воспитательного мероприятия "День матери"

Здравствуйте дорогие ниши мамы, бабушки, и все присутствующие в этом зале. Сегодня мы собрались здесь, чтобы отметить замечательный праздник – День матери. (1. Вступление)Слово “мама” - особое с...