Главные вкладки

    Внеклассное мероприятие "Широкая масленица"
    методическая разработка (1,2,3,4 класс) на тему

    Данное мероприятие знакомит детей с одним из ярких православных праздников -масленица. Мероприятие представлено песнями, танцами, загадками, конкурсами, играми идр. Возрастная группа - начальная школа.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon shirokaya_maslenica.doc1013 КБ

    Предварительный просмотр:

    Внеклассное мероприятие

     «Широкая масленица»

    Пояснительная записка.

    В настоящее время складывается ситуация, когда только последовательное, умелое приобщение детей к народным истокам, причем с самого раннего возраста может воспитать в них уважение к русским традициям как общечеловеческой ценности и достоянию мировой культуры. Дети, соприкоснувшиеся с традиционной русской культурой, понимающего значение труда на благо общества и осознано ищущего свое место в жизни. Нарядная культура помогает сориентировать самовыражение детей в художественной сфере во всех направлениях: музыке, танце, слове, изобразительной деятельности, актерской игре, а также помогает выявить природные способности и задатки детей для дальнейшего развития. Фольклор формирует у детей такие устойчивые качества, как: трудолюбие, милосердие, верность слову, собранность и патриотизм.

    Цель мероприятия:

     знакомство и приобщение детей к народной традиционной и православной культуре. 

    Задачи:

    1. познакомить детей с эпизодами народных масленичных гуляний;
    2. приобщение родителей учащихся к активному участию в организации и проведении мероприятия;
    3. развитие социальной, познавательной, творческой активности учащихся;
    4. создание сплочённого коллектива детей;
    5. воспитывать уважение к традициям  и православной культуре  русск5ого народа;
    6. формирование у школьников творческих способностей, певческие навыки, музыкально-ритмические движения.

    Ход мероприятия:

    Звучит песня «Масленица» (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1) (во время звучания песни дети  готовясь к приходу гостей убирают горницу (в данном случае горницей служит оформленный зал): приносят дрова к печке, метут пол, расстилают дорожки. После этого начинают накрывать стол, вынося поочередно самовар, чайные принадлежности и блюда с блинами. После того, как все дети займут места в зале начинает ведущий)

    Ведущий: Дай Бог тому,
    Кто к нашему дому!
    Дорогим гостям,
    Милым детушкам!
    Дай Господь вам житье ясно!
    Да здоровье красно!
    Сколько гостей собралось в нашем дому! Какие все красивые да нарядные. А что мы собрались праздновать?

    Дети: Масленицу!

    Ведущий: А что же такое Масленица?

    (дети читают стихи)

    1. Широкая Масленица – Сырная неделя!

    Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.

    Печь блины и развлекаться будем всю неделю.

    Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!

    1. Утро… Понедельник… наступает «встреча».

    Яркие салазки с горочек скользят.

    Целый день веселье. Наступает вечер.

    Накатавшись вволю все блины едят.

    1. «Заигрыш»  беспечный – вторника отрада.

    Все гулять, резвиться вышли, как один!

    Игры и потехи, а за них- награда:

    Сдобный и румяный масленичный блин!

    1. Тут среда подходит – «лакомкой» зовётся,

    Каждая хозяюшка колдует у печи.

    Кулебяки, сырники – всё им удаётся,

    Пироги и сырники – всё на стол мечи!

    1. А в четверг раздольный –« разгуляй» приходит.

    Ледяные крепости, снежные бои…

    Тройки с бубенцами на поле выходят,

    Парни ищут девушек – суженых своих.

    1. Пятница настала – «вечера у тёщи»,

    Тёща приглашает зятя на блины.

    Есть с икрой и сёмгой, можно  чуть попроще,

    Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

    1. Близится суббота – «золовки угощенье».

    Вся родня встречается, водит хоровод.

    Праздник продолжается, общее веселье,

    Славно провожает Зимушку народ!

    1. Воскресенье светлое быстро наступает.

    Облегчают душу все в «прощёный день»,

    Чучело соломенное – Зимушку сжигают,

    Нарядив в тулупчик, варежки, ремень…

    1. Пышные гуляния Ярмарка венчает.

    До свидания, Масленица! Приходи опять.

    Через год красавицу снова повстречаем.

    Снова будем праздновать, блинами угощать!

    Ведущий: итак, масленица -  это неделя перед Великим Постом, время гуляний, веселья, игр, угощений богатых. Чем мы будем на Масленицу угощаться?

    (блинами)

    (в исполнение девочек Звучит песня: «Встреча весны» (см.ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

    Ведущий: Чудесное угощение мы собрали на стол. Надо бы и гостей чудесных позвать. (Ведущий объявляет конкурс на лучшие блины и в качестве гостей-экспертов приглашает учителей и родителей)

    (Ведущий продолжает)  А знаете ли вы, что за горами, за лесами, за широкими долами живет добрая бабушка Матрена Семеновна? Знает она много игр, загадок, хороводов, а уж блины печь, какая мастерица! Давайте позовем ее к нам в гости.

    Дети: Давайте, давайте.

    Ведущий: Как же нам ее позвать? Вот мы испечем большой блин и отправим его за Матреной Семеновной. Раз, два, три, начинаем печь блины.

    (Звучит песня «Ой, блины, блины, блины – вы блиночки мои!»  (см.ПРИЛОЖЕНИЕ 1) дети исполнят танец, во время, кторого выпекается 

    импровизированный блин)

    Ведущий: Какой большой красивый блинок у нас получился! Отправляем его за Матреной Семеновной.
    Ты катись, катись, блинок,
    В раскрасивый теремок,
    На крылечко расписное,
    На оконце золотое.
    А кто в тереме живет,
    Пусть на праздник к нам придет.

    слышен звон колокольчиков, в зал на тройке въезжает Матрена Семеновна.

    М.С.: Едет Масленица дорогая,
    Наша гостюшка годовая.
    На саночках расписных,
    На лошадках вороных.
    Едет к нам она с добром,
    С сыром, маслом и яйцом,
    С блинами, с пирогами. Да с оладьями! Тпру!
    Отправляйтесь, лошадки мои, обратно домой
     (тройка убегает). Здравствуйте, детки дорогие! Как я рада всех видеть! Будем Масляну весело праздновать?

    Дети: Да, будем!

    М.С.: Так давайте с вами сначала на масляных ручейках покатаемся.

    Родители встают попарно, держат в руках яркие платки так, чтобы они образовали «ворота». Эти ворота можно поставить по кругу, можно друг за другом. М.С. и дети, уцепившись «паровозиком», под музыку змейкой проходят через «ворота».
    Масляные ручеечки,
    Ручеечки, люли, ручеечки.
    А мы
     Масленицу устречали,
    Устречали, люли, устречали.
    Сыром гору устилали,
    Устилали, люли, устилали.
    Маслом гору поливали,
    Поливали, люли, поливали.
    А нас мама домой кличет,
    Домой кличет, люли, домой кличет.
    А нам домой не хотится,
    Не хотится, люли, не хотится.
    Нам хотится прокатиться,
    Прокатиться, люли, прокатиться.
    Вдруг в зал вбегает Коза.

    Коза: Это же надо! Какое безобразие! Они тут с сырной горы катаются, а про меня забыли! Как за молоком приходить – так, пожалуйста, а как на праздник взять – так нет!

    М.С.: Это, ребятки, моя коза. Она хоть и сердитая, да молочко дает вкусное. А ты, Коза, погоди ругаться, на тебя ребята смотрят. Мы очень рады, что ты пришла. Не сердись, а лучше с ребятами поиграй.

    Коза: одной из забав на масленицу является катание на лошадях. Вот и я предлагаю сделать тоже само самое. Для проведения конкурса мне необходимо 2 команды по 6 человек. Задача для команд: быстрее соперника осуществить перемещение на лошадях в заданное место.(конкурс проводится под  музыкальный фон «Сума, дай ума» (см.ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

    В завершении конкурса в  зале появляется Медведь.

    Медведь: Что за музыка? Что за шум? Почему вы меня разбудили?

    Ведущий: Прости, Мишенька. У нас с ребятами масленичные гулянья.

    Медведь: Масленичные? Значит, у вас и масло есть? И сыр? И блины?

    Дети: Есть! Есть!

    Медведь: А меня накормите?

    Дети: Накормим!

    М.С.: Мы тебе, Медведь, сейчас тебя не только накормим, но и песню тебе споем (звучит песня «Весенняя шуточная  см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

    Медведь: Ну, угодили и песней и угощеньем! Спасибо вам! Молодцы!

    М.С.: Поел, Мишка?

    Медведь: Поел.

    М.С.: А теперь что будешь делать?

    Медведь: Спать лягу.

    М.С.: А потом? Когда проснешься?

    Медведь: Опять буду есть. Правда, хорошо, ребята? Поел – поспал, поспал – поел, что еще нужно?

    Коза: Смотрите, какой смешной Медведь! Ничего не умеет, только есть да спать.

    Медведь (обиделся): Почему это я ничего не умею. Я могу поиграть с ребятами.

    Медведь предлагает посоревноваться в беге в мешках. (2 команды по 5

    человек), (во время игры медведь пытается догнать ребят)

    Игра проводится под песню «Смех детства» см.ПРИЛОЖЕНИЕ1)

    Коза: Ах, так! Я сейчас тебя, Медведь, забодаю! Я так хорошо с ребятами играла, а ты пришел, съел наши пирожки, еще и поймать детей хочешь. Уходи!

    Медведь: Это ты уходи! А то выдеру тебя, как сидорову козу. Я лучше умею играть с ребятами.

    Коза: Нет, я!

    Медведь: Нет, я!
    Они спорят и чуть ли не дерутся друг с другом. Потом решают обратиться за помощью к ребятам.

    Коза: Кто за меня? Кричите громче и хлопайте в ладоши!

    Медведь: Кто за меня? Кричите и топайте ногами!

    М.С.: Стоп, стоп, стоп! Что это за безобразие вы тут устроили?

    Ведущий: Коза, Медведь! Как вам не стыдно. Сами ругаетесь и ребят этому учите.

    Медведь: А как же нам узнать, кто лучше?

    М.С.: Давайте-ка мы будем загадки отгадывать. Кто все загадки отгадает, тот и победил.

    Все: Давайте.

    Матрена Семеновна загадывает загадки. Коза и Медведь ответы дают неверные, а дети отгадывают все правильно.

    М.С.: Пузырюсь я и пыхчу,
    Жить в квашне я не хочу.
    Надоела мне квашня,
    Посадите в печь меня.
    (Тесто.)
    Жидкое, а не вода,
    Белое, а не снег.
    Ешь да пей,
    Да гостям налей
    И коту не пожалей.
    (Молоко.) 
    Лоснятся у него бока,
    Он сотворен из молока,
    В нем бывает много дыр,
    Все мы очень любим …
    (Сыр.)
    Захотели мы поесть,
    Напечем их горок шесть,
    Наедимся, как слоны.
    Очень любим мы …
    (
    Блины.)
    Белая бочка,
    Нет на ней ни сучочка.
    Может разбиться,
    А может свариться.
    (Яйцо.) 
    Растопили мы снежок,
    Показался там лужок,
    Лес проснулся ото сна,
    Это к нам пришла …
    (
    Весна.) 
    Ведущий: какие ребята молодцы! Все загадки отгадали. А вот вам последняя загадка. О чем она? 
    Стоит мост на 7 верст,
    А на конце свет,
    Ярче его нет.
    (
    Великий Пост и Пасха.)

    Чтобы отгадать последнюю загадку, детям можно помочь, спросив у них, какой самый светлый праздник в году, что бывает перед ним и т.д.

    Ведущий: Масленица – это начало подготовки к Празднику Светлого Воскресения, мы прощаемся с непостной едой и постараемся расстаться с нашими плохими делами и поступками. Хорошо?

    Дети: Хорошо!

    Ведущий: Будем мы завидовать?
    Ругаться, драться?
    Кричать?
    Не слушаться?
    Лениться?

    Дети: Нет, нет, нет.

    Ведущий: Вот и хорошо! Значит, Господь всех нас с любовью примет в Свое Воскресение.

    Коза и Медведь: А как же мы? Нас не примет?

    М.С.: Почему вы так думаете? Ребята, что они не так сделали? (Ребята отвечают.) Господь всех принимает в Свою Радость. А для того, чтобы попрощаться со своими грехами, в конце Масленичной недели есть прощеное воскресение, когда мы просим друг у друга прощения за все обиды и в первую очередь у Господа.

    Коза: Прости меня, Мишенька, что я с тобою ссорилась (кланяется Медведю).

    Медведь: Прости меня, Коза, что я на тебя сердился (кланяется Козе).

    Коза и Медведь: Простите нас, ребята, что мы вас учили кричать, топать ногами, привлекали к нашей ссоре.

    М.С.: Простим Козу и Медведя? А вам, ребятки, есть, за что попросить прощения у своих родителей, воспитателей, друг у друга?

    Матрена Семеновна и Ведущий побуждают детей попросить прощения у родителей, учителей и друг у друга. Дети и взрослые просят друг у друга прощения.

    Коза: Ах, как хорошо стало на душе!

    Ведущий: А теперь слово нашим кулинарным экспертам (подводятся итоги конкурса на самые вкусные блины.

    Медведь: Матрена Семеновна, а пока еще Масленица идет, можно я детишек сладеньким угощу?

    М.С.: конечно можно!

    (медведь и М.С. угощают всех присутствующих баранками)

    Ведущий:

    Пост великий скоро-скоро,

    И до самой пасхи нам

    Не едать уж разносолов –

    Лишь глядеть по сторонам;

    А пока легко, свободно

    Мчится масленица в пляс,

    Ч чем я, собственно, сегодня

    И хочу поздравить вас!

    (Далее ведущий приглашает всех на сожжение чучела масленицы. После чего все пойдут пить чай с блинами)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий внеклассного мероприятия "Масленица"

    Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Следуя принципу: «Делу – время, потехе – час», крестьяне отдыхали в основном в праздничные дни. Что такое праздник? Русское слово «праздник» происходит о...

    Внеклассное мероприятие "Масленица"

    Нет, такого праздника в России, который проходил бы так бурно и весело, как Масленица!...

    Внеклассное мероприятие "Масленица"

    Цель:   познакомить детей с эпизодами народных масленичных гуляний, воспроизвести некоторые обрядовые моменты праздника; развивать у детей познавательный интерес; приобщать к прекрасному; во...

    Методическая разработка внеклассного мероприятия "Масленица"

    Это внеклассное  мероприятие  было  проведено с  целью  знакомства  младших  школьников с  праздниками, обрядами и  обычаями на  Руси....

    внеклассное мероприятие "Масленица"

    сценарий внеклассного мероприятия...

    Внеклассное мероприятие "Масленица" Инсценировка сказки. "Сказка о том, как мы женили Ивана".

    Конспект внеклассного мероприятия "Масленица" Инсценировка сказки. "Сказка о том, как мы женили Ивана"....