Внеклассное мероприятие "Широкая масленица"
методическая разработка (1,2,3,4 класс) на тему

Данное мероприятие знакомит детей с одним из ярких православных праздников -масленица. Мероприятие представлено песнями, танцами, загадками, конкурсами, играми идр. Возрастная группа - начальная школа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shirokaya_maslenica.doc1013 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

 «Широкая масленица»

Пояснительная записка.

В настоящее время складывается ситуация, когда только последовательное, умелое приобщение детей к народным истокам, причем с самого раннего возраста может воспитать в них уважение к русским традициям как общечеловеческой ценности и достоянию мировой культуры. Дети, соприкоснувшиеся с традиционной русской культурой, понимающего значение труда на благо общества и осознано ищущего свое место в жизни. Нарядная культура помогает сориентировать самовыражение детей в художественной сфере во всех направлениях: музыке, танце, слове, изобразительной деятельности, актерской игре, а также помогает выявить природные способности и задатки детей для дальнейшего развития. Фольклор формирует у детей такие устойчивые качества, как: трудолюбие, милосердие, верность слову, собранность и патриотизм.

Цель мероприятия:

 знакомство и приобщение детей к народной традиционной и православной культуре. 

Задачи:

  1. познакомить детей с эпизодами народных масленичных гуляний;
  2. приобщение родителей учащихся к активному участию в организации и проведении мероприятия;
  3. развитие социальной, познавательной, творческой активности учащихся;
  4. создание сплочённого коллектива детей;
  5. воспитывать уважение к традициям  и православной культуре  русск5ого народа;
  6. формирование у школьников творческих способностей, певческие навыки, музыкально-ритмические движения.

Ход мероприятия:

Звучит песня «Масленица» (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1) (во время звучания песни дети  готовясь к приходу гостей убирают горницу (в данном случае горницей служит оформленный зал): приносят дрова к печке, метут пол, расстилают дорожки. После этого начинают накрывать стол, вынося поочередно самовар, чайные принадлежности и блюда с блинами. После того, как все дети займут места в зале начинает ведущий)

Ведущий: Дай Бог тому,
Кто к нашему дому!
Дорогим гостям,
Милым детушкам!
Дай Господь вам житье ясно!
Да здоровье красно!
Сколько гостей собралось в нашем дому! Какие все красивые да нарядные. А что мы собрались праздновать?

Дети: Масленицу!

Ведущий: А что же такое Масленица?

(дети читают стихи)

  1. Широкая Масленица – Сырная неделя!

Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.

Печь блины и развлекаться будем всю неделю.

Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!

  1. Утро… Понедельник… наступает «встреча».

Яркие салазки с горочек скользят.

Целый день веселье. Наступает вечер.

Накатавшись вволю все блины едят.

  1. «Заигрыш»  беспечный – вторника отрада.

Все гулять, резвиться вышли, как один!

Игры и потехи, а за них- награда:

Сдобный и румяный масленичный блин!

  1. Тут среда подходит – «лакомкой» зовётся,

Каждая хозяюшка колдует у печи.

Кулебяки, сырники – всё им удаётся,

Пироги и сырники – всё на стол мечи!

  1. А в четверг раздольный –« разгуляй» приходит.

Ледяные крепости, снежные бои…

Тройки с бубенцами на поле выходят,

Парни ищут девушек – суженых своих.

  1. Пятница настала – «вечера у тёщи»,

Тёща приглашает зятя на блины.

Есть с икрой и сёмгой, можно  чуть попроще,

Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

  1. Близится суббота – «золовки угощенье».

Вся родня встречается, водит хоровод.

Праздник продолжается, общее веселье,

Славно провожает Зимушку народ!

  1. Воскресенье светлое быстро наступает.

Облегчают душу все в «прощёный день»,

Чучело соломенное – Зимушку сжигают,

Нарядив в тулупчик, варежки, ремень…

  1. Пышные гуляния Ярмарка венчает.

До свидания, Масленица! Приходи опять.

Через год красавицу снова повстречаем.

Снова будем праздновать, блинами угощать!

Ведущий: итак, масленица -  это неделя перед Великим Постом, время гуляний, веселья, игр, угощений богатых. Чем мы будем на Масленицу угощаться?

(блинами)

(в исполнение девочек Звучит песня: «Встреча весны» (см.ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Ведущий: Чудесное угощение мы собрали на стол. Надо бы и гостей чудесных позвать. (Ведущий объявляет конкурс на лучшие блины и в качестве гостей-экспертов приглашает учителей и родителей)

(Ведущий продолжает)  А знаете ли вы, что за горами, за лесами, за широкими долами живет добрая бабушка Матрена Семеновна? Знает она много игр, загадок, хороводов, а уж блины печь, какая мастерица! Давайте позовем ее к нам в гости.

Дети: Давайте, давайте.

Ведущий: Как же нам ее позвать? Вот мы испечем большой блин и отправим его за Матреной Семеновной. Раз, два, три, начинаем печь блины.

(Звучит песня «Ой, блины, блины, блины – вы блиночки мои!»  (см.ПРИЛОЖЕНИЕ 1) дети исполнят танец, во время, кторого выпекается 

импровизированный блин)

Ведущий: Какой большой красивый блинок у нас получился! Отправляем его за Матреной Семеновной.
Ты катись, катись, блинок,
В раскрасивый теремок,
На крылечко расписное,
На оконце золотое.
А кто в тереме живет,
Пусть на праздник к нам придет.

слышен звон колокольчиков, в зал на тройке въезжает Матрена Семеновна.

М.С.: Едет Масленица дорогая,
Наша гостюшка годовая.
На саночках расписных,
На лошадках вороных.
Едет к нам она с добром,
С сыром, маслом и яйцом,
С блинами, с пирогами. Да с оладьями! Тпру!
Отправляйтесь, лошадки мои, обратно домой
 (тройка убегает). Здравствуйте, детки дорогие! Как я рада всех видеть! Будем Масляну весело праздновать?

Дети: Да, будем!

М.С.: Так давайте с вами сначала на масляных ручейках покатаемся.

Родители встают попарно, держат в руках яркие платки так, чтобы они образовали «ворота». Эти ворота можно поставить по кругу, можно друг за другом. М.С. и дети, уцепившись «паровозиком», под музыку змейкой проходят через «ворота».
Масляные ручеечки,
Ручеечки, люли, ручеечки.
А мы
 Масленицу устречали,
Устречали, люли, устречали.
Сыром гору устилали,
Устилали, люли, устилали.
Маслом гору поливали,
Поливали, люли, поливали.
А нас мама домой кличет,
Домой кличет, люли, домой кличет.
А нам домой не хотится,
Не хотится, люли, не хотится.
Нам хотится прокатиться,
Прокатиться, люли, прокатиться.
Вдруг в зал вбегает Коза.

Коза: Это же надо! Какое безобразие! Они тут с сырной горы катаются, а про меня забыли! Как за молоком приходить – так, пожалуйста, а как на праздник взять – так нет!

М.С.: Это, ребятки, моя коза. Она хоть и сердитая, да молочко дает вкусное. А ты, Коза, погоди ругаться, на тебя ребята смотрят. Мы очень рады, что ты пришла. Не сердись, а лучше с ребятами поиграй.

Коза: одной из забав на масленицу является катание на лошадях. Вот и я предлагаю сделать тоже само самое. Для проведения конкурса мне необходимо 2 команды по 6 человек. Задача для команд: быстрее соперника осуществить перемещение на лошадях в заданное место.(конкурс проводится под  музыкальный фон «Сума, дай ума» (см.ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

В завершении конкурса в  зале появляется Медведь.

Медведь: Что за музыка? Что за шум? Почему вы меня разбудили?

Ведущий: Прости, Мишенька. У нас с ребятами масленичные гулянья.

Медведь: Масленичные? Значит, у вас и масло есть? И сыр? И блины?

Дети: Есть! Есть!

Медведь: А меня накормите?

Дети: Накормим!

М.С.: Мы тебе, Медведь, сейчас тебя не только накормим, но и песню тебе споем (звучит песня «Весенняя шуточная  см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Медведь: Ну, угодили и песней и угощеньем! Спасибо вам! Молодцы!

М.С.: Поел, Мишка?

Медведь: Поел.

М.С.: А теперь что будешь делать?

Медведь: Спать лягу.

М.С.: А потом? Когда проснешься?

Медведь: Опять буду есть. Правда, хорошо, ребята? Поел – поспал, поспал – поел, что еще нужно?

Коза: Смотрите, какой смешной Медведь! Ничего не умеет, только есть да спать.

Медведь (обиделся): Почему это я ничего не умею. Я могу поиграть с ребятами.

Медведь предлагает посоревноваться в беге в мешках. (2 команды по 5

человек), (во время игры медведь пытается догнать ребят)

Игра проводится под песню «Смех детства» см.ПРИЛОЖЕНИЕ1)

Коза: Ах, так! Я сейчас тебя, Медведь, забодаю! Я так хорошо с ребятами играла, а ты пришел, съел наши пирожки, еще и поймать детей хочешь. Уходи!

Медведь: Это ты уходи! А то выдеру тебя, как сидорову козу. Я лучше умею играть с ребятами.

Коза: Нет, я!

Медведь: Нет, я!
Они спорят и чуть ли не дерутся друг с другом. Потом решают обратиться за помощью к ребятам.

Коза: Кто за меня? Кричите громче и хлопайте в ладоши!

Медведь: Кто за меня? Кричите и топайте ногами!

М.С.: Стоп, стоп, стоп! Что это за безобразие вы тут устроили?

Ведущий: Коза, Медведь! Как вам не стыдно. Сами ругаетесь и ребят этому учите.

Медведь: А как же нам узнать, кто лучше?

М.С.: Давайте-ка мы будем загадки отгадывать. Кто все загадки отгадает, тот и победил.

Все: Давайте.

Матрена Семеновна загадывает загадки. Коза и Медведь ответы дают неверные, а дети отгадывают все правильно.

М.С.: Пузырюсь я и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу.
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня.
(Тесто.)
Жидкое, а не вода,
Белое, а не снег.
Ешь да пей,
Да гостям налей
И коту не пожалей.
(Молоко.) 
Лоснятся у него бока,
Он сотворен из молока,
В нем бывает много дыр,
Все мы очень любим …
(Сыр.)
Захотели мы поесть,
Напечем их горок шесть,
Наедимся, как слоны.
Очень любим мы …
(
Блины.)
Белая бочка,
Нет на ней ни сучочка.
Может разбиться,
А может свариться.
(Яйцо.) 
Растопили мы снежок,
Показался там лужок,
Лес проснулся ото сна,
Это к нам пришла …
(
Весна.) 
Ведущий: какие ребята молодцы! Все загадки отгадали. А вот вам последняя загадка. О чем она? 
Стоит мост на 7 верст,
А на конце свет,
Ярче его нет.
(
Великий Пост и Пасха.)

Чтобы отгадать последнюю загадку, детям можно помочь, спросив у них, какой самый светлый праздник в году, что бывает перед ним и т.д.

Ведущий: Масленица – это начало подготовки к Празднику Светлого Воскресения, мы прощаемся с непостной едой и постараемся расстаться с нашими плохими делами и поступками. Хорошо?

Дети: Хорошо!

Ведущий: Будем мы завидовать?
Ругаться, драться?
Кричать?
Не слушаться?
Лениться?

Дети: Нет, нет, нет.

Ведущий: Вот и хорошо! Значит, Господь всех нас с любовью примет в Свое Воскресение.

Коза и Медведь: А как же мы? Нас не примет?

М.С.: Почему вы так думаете? Ребята, что они не так сделали? (Ребята отвечают.) Господь всех принимает в Свою Радость. А для того, чтобы попрощаться со своими грехами, в конце Масленичной недели есть прощеное воскресение, когда мы просим друг у друга прощения за все обиды и в первую очередь у Господа.

Коза: Прости меня, Мишенька, что я с тобою ссорилась (кланяется Медведю).

Медведь: Прости меня, Коза, что я на тебя сердился (кланяется Козе).

Коза и Медведь: Простите нас, ребята, что мы вас учили кричать, топать ногами, привлекали к нашей ссоре.

М.С.: Простим Козу и Медведя? А вам, ребятки, есть, за что попросить прощения у своих родителей, воспитателей, друг у друга?

Матрена Семеновна и Ведущий побуждают детей попросить прощения у родителей, учителей и друг у друга. Дети и взрослые просят друг у друга прощения.

Коза: Ах, как хорошо стало на душе!

Ведущий: А теперь слово нашим кулинарным экспертам (подводятся итоги конкурса на самые вкусные блины.

Медведь: Матрена Семеновна, а пока еще Масленица идет, можно я детишек сладеньким угощу?

М.С.: конечно можно!

(медведь и М.С. угощают всех присутствующих баранками)

Ведущий:

Пост великий скоро-скоро,

И до самой пасхи нам

Не едать уж разносолов –

Лишь глядеть по сторонам;

А пока легко, свободно

Мчится масленица в пляс,

Ч чем я, собственно, сегодня

И хочу поздравить вас!

(Далее ведущий приглашает всех на сожжение чучела масленицы. После чего все пойдут пить чай с блинами)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия "Масленица"

Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Следуя принципу: «Делу – время, потехе – час», крестьяне отдыхали в основном в праздничные дни. Что такое праздник? Русское слово «праздник» происходит о...

Внеклассное мероприятие "Масленица"

Нет, такого праздника в России, который проходил бы так бурно и весело, как Масленица!...

Внеклассное мероприятие "Масленица"

Цель:   познакомить детей с эпизодами народных масленичных гуляний, воспроизвести некоторые обрядовые моменты праздника; развивать у детей познавательный интерес; приобщать к прекрасному; во...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Масленица"

Это внеклассное  мероприятие  было  проведено с  целью  знакомства  младших  школьников с  праздниками, обрядами и  обычаями на  Руси....

внеклассное мероприятие "Масленица"

сценарий внеклассного мероприятия...

Внеклассное мероприятие "Масленица" Инсценировка сказки. "Сказка о том, как мы женили Ивана".

Конспект внеклассного мероприятия "Масленица" Инсценировка сказки. "Сказка о том, как мы женили Ивана"....