Творчество К.И.Чуковского
методическая разработка (2,3,4 класс) на тему

Мухаева Айганым Михайловна

В данном сценарии по творчеству К.И.Чуковского были использованы: кроссворд- тест, ребус «Литературные герои», «Чудо- дерево» с отрывками названий книг, выставка книг К.И. Чуковского, выставка детских рисунков по произведениям, корзина с «потерянными» вещами из произведений К.И.Чуковского.На протяжении всего занятия дети играя, вспоминают любимые произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_po_k.i.chukovskomu_.docx240.88 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству

К.И.Чуковского

Подготовила

учитель начальных классов

 высшей категории    

МУХАЕВА  А.М.

   г.Балаково, Саратовской области

                МБОУ «СОШ №4»

                     


Цель: расширять знания детей о писателе К.И. Чуковском;

               прививать любовь к его творчеству;

               воспитывать у детей чувство сострадания к слабым и

               беззащитным;

               учить понимать занимательность сюжетов сказок, особенность

               его языка;

              формировать навыки выразительного чтения;

 

Оборудование: (на доске)

Корней Иванович Чуковский

Сказочник

Переводчик

Литературовед

(Портрет

писателя)

«Талант у Чуковского

неиссякаемый, умный,

блистательный, веселый, праздничный»

И. Андроников.

   

Кроссворд- тест, ребус «Литературные герои», «Чудо- дерево» с отрывками названий книг, выставка книг К.И. Чуковского, выставка детских рисунков по произведениям, корзина с «потерянными» вещами из произведений К.И.Чуковского, у учащихся сигнальные цифры 1, 2, 3.                              

Ход занятия:

1)  Вступительная часть.

-    Сегодня наше внеклассное занятие посвящено творчеству К.И.Чуковского (обращается внимание к портрету Чуковского). Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно легкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.

  С ранних лет вам приносят радость стихи и сказки К.И.Чуковского, которому, если бы он был жив, 1 апреля исполнилось бы 124 года. Родился он в 1882 году в Петербурге. Настоящая фамилия писателя была Николай Васильевич Корнейчуков. Коля рано начал работать маляром, но одновременно занимался самостоятельно, изучая английский язык, много читал, а потом сдал экзамены за курс гимназии и начал работать в газете. Он переводил книги зарубежных писателей: «Приключение барона Мюнхаузена», «Робинзона Крузо», «Тома Сойера» и много, много других.

 А в 1916 году вышла первая книга- сказка Чуковского для детей «Крокодил». Дети полюбили ее.

 Кроме того, К. И.Чуковский писал книги и для взрослых, например, о Некрасове, великом русском поэте, переводил на другие языки.

Вот почему К.И.Чуковского называют …

(Обращается внимание на надпись: сказочник

                                                              переводчик

                                                              литературовед)

      Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки тоже, наверное, не могли бы представить свое детство без этих книг, расположенных на «Чудо- дереве» (обращается внимание на макет дерева с изображениями книг и надписями названий:


     


     

       На обложках этих книг частично стерлись их названия, остались только первые буквы. Попробуйте отгадать все названия.

-     Да, это удивительные стихи! Детским поэтом и сказочником Корней Иванович стал случайно. А вышло это так.

      Заболел его маленький сынишка. Заболел он в городе Хельсинки, и Корней Иванович вез его домой в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-то развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: Жил  да был

                                                                    Крокодил.

                                                                   Он по улицам ходил…

      Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю, слово в слово.

      А вскоре с Корнеем Ивановичем произошло нечто похожее. Однажды, работая над важной статьей, он услышал громкий плачь. Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо сказал ей: Надо, надо умываться

                                                               По утрам и вечерам,

                                                               А нечистым трубочистам-

                                                               Стыд и срам!

                                                              Стыд и срам!

     Так родился на свет знаменитый «Мойдодыр».

     Прошло много лет. Но до сих пор стихи и сказки К.И.Чуковского пользуются огромной любовью и у детей, и у взрослых. Малыши гордились дружбой с ним и называли великана ласково - Чукоша.

     Героем многих произведений Корнея Ивановича был крокодил. Вспомните, какие это сказки и прочитайте отрывок.

     (Дети читают отрывки стихов, в которых упоминается Крокодил)

   

«Путаница»     Долго, долго Крокодил

                              Море синее тушил...

                                                      «Тараканище»        Бедный Крокодил

                                                                                         Жабу проглотил...

 «Мойдодыр» Вдруг навстречу

                          Мой хороший,

                         Мой любимый Крокодил...

                                              «Краденое солнце» Горе, горе! Крокодил

                                                                                         Солнце в небе проглотил!

 «Телефон»   А потом позвонил Крокодил

                       И со слезами просил,

                        «Мой милый, хороший,

                       Пришли мне колоши...  

                                                      «Бармалей»              Добрый доктор Айболит

                                                                                          Крокодил говорит:

                       « Ну, пожалуйста, скорее

                       Проглотите Бармалея!»...    

-  А теперь проверим ваши знания по кроссворду- тесту «Именинница», составленный по стихотворению К.И.Чуковского «Муха- Цокотуха».

1

2

3

4

5

6

7

По горизонтали:

1. Блошки подарили Мухе-Цокотухе: тапочки, сапожки, чемодан? (сапожки)

2. Именинницу поймал: клещ, грач, паук? (паук)

3. Бабушка- пчела принесла Мухе: лук, сок, мед? (мед)

4. Выручил именинницу из беды: петух, шмель, комар? (комар)

5. После победы над злодеем с муравьихой плясал: слепень, муравей, червяки? (муравей)

6. С жуками отплясывали: бабочки, сверчки, червяки? (червяки)

7. Под диваны спрятались: гусеницы, тараканы, обезьяны? (тараканы)

В выделенных клетках по вертикали:

- Что купила Муха- Цокотуха на базаре? (самовар)

  Сколько Чуковский стихов написал! Каждый, наверное, их все прочитал. Все же хорошо с ними встретиться снова.

 (Дети читают стихи: «Черепаха»

                                    «Чудо- дерево»

                                    «Котауси- Мауси»

                                    «Радость»).

-А теперь угадайте, из какого произведения эти герои?

(Далее проводится инсценировка отрывка из стихотворения «Путаница». Участники: ведущий, воробышек, зайка, медведь (в масках)).

Ведущий: Воробышек прискакал

                  И коровой замычал

Воробышек: Му-у-у!

Ведущий: Прибежал медведь

                  И давай реветь:

Медведь: Ку-ка-ре-ку!

Ведущий: Только заинька

                 Был паинька.

                 Не мяукал

                 И не хрюкал-

                 Под капустою лежал,

                 По заячьи лопотал

                 И зверюшек неразумных уговаривал.

Заинька: Кому велено чирикать-

                Не мурлыкайте!

                Кому велено мурлыкать-

                Не чирикайте!

                Не бывать вороне коровою,

                Не летать лягушатам под облаком!

Ведущий: Как называется это стихотворение?

                  Послушались ли зверюшки заиньку?

- А теперь поиграем. У меня в корзине разные вещи, кто- то их потерял. Кто из вас, ребята, может помочь найти их владельцев? Но вы должны не только назвать, кому принадлежит эта вещь, но и прочить отрывок из этого произведения, в котором о нем говорится:

  ( из корзины вытаскиваются различные предметы)

А) телефон - У меня зазвонил телефон…

«Телефон»

Б) воздушный шарик - Ехали медведи на велосипеде…

«Тараканище»

В) блюдце - А за ними блюдца…

«Федорино горе»

Г) мыло - Вот и мыло подскочило…

«Мойдодыр»

Д) калоша - Пришли мне дюжину новых калош…

«Телефон»

Е) термометр - И ставит им градусники…

«Айболит»

Ж) чайник - Вот и чайник за кофейником бежит…

«Федорино горе»

- Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием. «Всегда - писал он, где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной зубного врача, - я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности».

   

 (Дети читают наизусть загадки К.И.Чуковского и отгадывают их).

Чудесный дом                                                                Чудесная пещера

Был белый дом,                                                              Красные двери

Чудесный дом,                                                               В пещере

И что-то застучало в нем.                                          Моей,

И он разбился, и оттуда                                              Белые звери    

Живое выбежало чудо -                                               Сидят  

Такое теплое, такое                                                    У дверей.

Пушистое и золотое.                                                   И мясо, и хлеб- всю

(Яйцо и цыпленок).                                                       добычу мою-

                                                                                        Я с радостью белым

                                                                                        Зверям отдаю!

                                                                                        (Рот и зубы).

Чудесный паровоз                                                       Чудесные кони

Паровоз        Два коня у меня,

Без колес!        Два коня,

Вот так чудо- паровоз!        По воде они возят меня.

Не с ума ли он сошел-        А вода

Прямо по морю пошел!        Тверда,

(Пароход)        Словно каменная!

        (Коньки и лед)

Зубастая загадка        Почему?

Хожу- брожу не по лесам,        Мудрец в нем видел

А по усам, по волосам,                                                                      мудреца,

И зубы у меня длинней,        Глупец- глупца,

Чем у волков и медведей.        Баран- барана,

(Расческа)        Овцу в нем видела овца,

        И обезьяну- обезьяна.

                                                                                         Но вот подвели к нему

   Берегись!                                                                     Федю  Баратова,      

Ах, не трогайте меня:        И Федя неряху увидел

Обожгу и без огня!        лохматого.

 (Крапива)                                                                    (Зеркало)

Конкурс: «Заморочки из бочки»        

(Мешок с коконами из киндерсюрпризов с заданиями внутри)

1. Сражались паук и комар. Кто победил?

2. За лопатою… «вдоль по улице пошла»: пчелка, вилка, метла.

3. В Таврическом саду мальчик повстречал Крокодила и Кокошу. Кого он еще встретил?

4. Солнце освободил: верблюд, носорог, медведь.

5. Кто проглотил змею? (кузнечик, осьминог, крокодил).

Конкурс: «Федорино горе»

(Вывешивается плакат с названиями стихов)

- В названиях стихотворений Чуковского кто-то перпутал одну букву.

Как правильно прочитать названия этих стихотворений?

Гадость,  Кармалей, Козауси и Мауси, Крашеное солнце,

Кутаница, Мокдодыр, Муза-цокотуха,

 Пил на свете человек,

Ужики смеются, Федорино море,

Худо- дерево.

Конкурс: «Литературные герои»

(вписать недостающие имена)

Доктор…                          (Айболит)

Попугай…                         ( Карудо)

Собака…                           ( Авва)

Обезьянка…                      ( Чичи)

Муха…                              (Цокотуха)

Разбойник…                    (Бармалей)

Отчество Федоры…     (Ивановна)

Крокодильчики…            (Тотоша и Кокоша)

Конкурс «Литературные герои в ребусах»

- Вспомним, как решаются ребусы. Вот пример:

,

+

,,

,

+

,,

+

,

,

,,  

+

,,

,  

+

,

,,

        

                

 Конкурс «Ситуация» 

( Учащимися используются для ответов сигнальные цифры 1, 2, 3).

-Что пришил доктор Айболит зайчику?

1)ножку

2)ручку

3)хвостик

- Кто ехал на велосипеде?

1)лошадки

2)медведи

3)павлины

-Кто поймал именинницу?

1)клещ

2)клоп

3)паук

-Кто проглотил солнце?

1)осьминог

2)крокодил

3)селезень

-На ежа села?

1)ящерица

2)тигрица

3)слониха

-Предметов, убегающих от Федоры испугалась?

1)змея

2)коза

3)мышь

-  В одном из живописнейших мест Подмосковья, в знаменитом поселке писателя Переделкино, открылся музей К.И.Чуковского.

   Это необычный музей, здесь посетителей называют гостями, здесь каждый день смеются дети и звучат стихи не только К.И.Чуковского, но и других поэтов.

   Побывав в музее, вы снова встретитесь и с давно знакомыми Мойдодыром, и с Бармалеем, и с Крокодилом, увидите те самые комнаты, где жил проказник Бибигон.

   Возможно, когда-то кому-нибудь из вас повезет, и вы сможете посетить этот чудесный уголок.

   А сейчас я подвожу итог нашего занятия. Вы показали отличные знания произведений К.И.Чуковского. Спасибо, вам.

   И хотя уже 123 года как нет любимца детворы К.И.Чуковского, но мы этого не ощущаем, ведь герои его произведений с нами и долго еще будут с нами и нашими детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по творчеству К.И. Чуковского. 1 класс.

Воспитательная работа Проектная деятельность в начальной школе Привитие интереса к чтению Развитие творческой активности детей...

Звездный час "Творчество К.И.Чуковского"

Игровая программа "Звездный час" и викторина "В гостях у К.И.Чуковского"....

Внеклассное мероприятие, посвящённое творчеству К.И.Чуковского

Конспект внеклассного мероприятия, посвящённого творчеству К.И.Чуковского...

Урок по литературному чтению "Творчество К.И.Чуковского"

Урок по литературному чтению во 2 классе "Творчество К.И.Чуковского"...

Литературный праздник, посвящённый творчеству К. И. Чуковского

Праздник- презентация проекта по творчеству К. И. Чуковского...

Обобщение читательских интересов по творчеству К.И. Чуковского

Одной из своих главных задач в работе классного руководителя считаю объединение детей и родителей в единый сплоченный коллектив. Ни один праздник не проходит без участия родителей. Они главные помощни...

Конспект урока литературного чтения «Знакомство с творчеством К.И. Чуковского. К.И. Чуковский «Телефон»» (УМК "Школа России" 1 класс)

Цель: познакомить учащихся с произведениями К.И. Чуковского; развивать речь, навыки чтения по ролям, диалогическую и монологическую речь, творческие способности учащихся, внимание, память; продолжить ...