праздник "Осенины"
методическая разработка (2 класс)

"Осенины"- праздник для учащихся 1-2 класов. Содержит конкурсы, загадки, сценки, которые можно показать гостям .

Лучше проводить его в актовом зале- это дает возможность пригласить родитетей ребят.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРАЗДНИК ОСЕНИ

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: Осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, чтецы, хозяйка леса, девочка- хозяйка

ОБОРУДОВАНИЕ: украшение для зала (листья, грибы-загадки, корзина с яблоками , музыкальное сопровождение, слайд-презентация)

  1. Бродит в роще листопад

По кустам и клёнам.

Скоро он заглянет в сад

Золотистым звоном.

  1. Соберём из листьев веер,

Яркий и красивый.

Пробежит по листьям ветер ,

Лёгкий и игривый.

  1. И послушно ветру вслед

Листья улетают.

Значит, лета больше нет,

Осень наступает.

  1. Журавли на юг летят.

Здравствуй, здравствуй, осень!

Приходи на праздник к нам,
Очень, очень просим:

  1. ВСЕ: Осень, осень, в гости просим.

ПОД МУЗЫКУ ВХОДИТ ОСЕНЬ.

ОСЕНЬ:  Вы обо мне? А вот и я!

                Привет осенний вам , друзья!

                Осенние сады и парки?

                Я на праздник к вам пришла

                И братьев своих с собой привела.

                Вы ,конечно, их знаете.

ВХОДИТ РЕБЁНОК В КОСТЮМЕ «СЕНТЯБРЯ»

СЕНТЯБРЬ: Опустел наш школьный сад

                     Паутинки вдаль летят,

                     И на южный край земли

                     Потянулись журавли,

                     Распахнулись двери школ.

                     Что за месяц к вам пришёл?

( дети отвечают)

                    А что вы знаете обо мне , ребята?

ВХОДИТ РЕБЁНОК В КОСТЮМЕ «ОКТЯБРЯ»

ОКТЯБРЬ:  Всё мрачней лицо природы-

                    Почернели огороды,

                    Оголяются леса,

                    Молкнут птичьи голоса,

                    Медведь в спячку завалился.

                    Что  за месяц к вам явился?

(дети отвечают)

                    А стихи об осени вы знаете?

( дети рассказывают стихи об осени).

ВХОДИТ РЕБЁНОК В КОСТЮМЕ «НОЯБРЯ»

НОЯБРЬ: Поле чёрно-белым стало,
                 Падает то дождь, то снег,

                  И сильней похолодало,

                  Льдом сковало воды рек,

                  Мёрзнет в поле озимь ржи.

                  Что за месяц, подскажи?

 (дети отвечают)

                   Ребята, а какие вы знаете пословицы или поговорки об осени, об осенних месяцах?

ДЕВОЧКИ ТАНЦУЮТ ПОД ПЕСНЮ «ОСЕНЬ ПОСТУЧАЛАСЬ»

 ОСЕНЬ: Молодцы, девочки!

 

  1. Осень! Славная пора!

Любит осень детвора.

Сливы, груши, виноград-

Всё поспело для ребят.

Здравствуй , Осень,

Здравствуй, Осень,

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы , Осень спросим:

«Что в подарок  принесла?»

ОСЕНЬ: Принесла я вам муки-

ДЕТИ: Значит будут пироги.

           - Принесла вам гречки.

           - Каша будет в печке.

           - Принесла вам груши.

- Мы их впрок насушим.

- А уж яблоки как мёд.

 - На варенье , на компот.

- Принесла вам мёду полную колоду.

-  Ты и яблок, ты и хлеба,

   Ты и мёду принесла,

   А  хорошую погоду

   Ты нам ,осень , припасла?

- Дождику вы рады?

(осень  проходит вокруг детей, немного их обрызгивая)

УЧИТЕЛЬ:  Пришла осень и в лес.

  1. Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

  1. Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу...

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.

С холоду щёки  горят;

Любо в лесу мне бежать,

Слышать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать!

  1. Мы по ковру идём с тобой,
    Его никто не ткал.

Он разостлался сам собой,

Лежит у речки голубой,

И жёлт , и синь , и ал.

( ВХОДИТ ДЕВОЧКА В КОСТЮМЕ  ХОЗЯЙКИ ЛЕСА)

ХОЗЯЙКА ЛЕСА: Здравствуйте, ребята, я- Хозяйка Леса. А знаете вы, что делают лесные жители осенью?

(ДЕТИ ОТВЕЧАЮТ)

 Некоторые из моих жителей пришли к вам на праздник, но вы должны узнать их.

Ну вот этого зверька

Не видать издалека,

Хвост пушист, сам он мал

И орешки он собрал.

Догадались- это... (белка)

Под музыку появляется Белочка. Она , танцуя, собирает грибы в корзинку.

УЧИТЕЛЬ: Сколько грибов набрала Белочка! Теперь она не останется зимой голодной.

                  - А хотите узнать какие грибочки у нашей Белочки в корзинке? Тогда Хозяйка Леса загадает вам  

                    загадки о грибах и вы узнаете ,что у Белочки в корзинке.

ХОЗЯЙКА ЛЕСА: 1. Я в красной шапочке расту

                                  Среди корней осиновых.

                                   Меня увидишь за версту,

                                   Зовусь я ...    (подосиновик)

       

            Не спорю, не белый-

            Я , братцы, попроще...

            Расту я обычно

            В берёзовой роще...   (подберёзовик)

Нет грибов дружней, чем эти,

Знают взрослые и дети,

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу.  (опята)

Очень дружные сестрички

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом

Золотистые ...   (лисички)

 

- Ребята, а вы знаете, как надо собирать  грибы?   (дети отвечают)

КОНКУРС «НАРИСУЙ ГРИБЫ»

ХОЗЯЙКА ЛЕСА: А вот ещё загадки- листики:

  1. Сидит дед во   сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слёзы проливает.

  1. Что копали из земли,

Жарили варили?

Что в золе мы испекли,
Ели  да хвалили?

  1. Лето целое старалась:

Одевалась, одевалась,
А как осень подошла,
все наряды отдала-

Сотню одежонок сложи ли мы в бочонок. (капуста)

  1. Над землёй- трава,

Под землёй -алая голова .

ОСЕНЬ: Урожай у нас хорош,

               Уродился густо:

               И морковка, и картошка,
              Белая капуста,

                Баклажаны синие,

                Красный помидор...

ДЕВОЧКА- ХОЗЯЙКА ВЫХОДИТ С КОРЗИНКОЙ, ИЗ КОТОРОЙ ВЫКЛАДЫВАЕТ ОВОЩИ.

ОСЕНЬ: Хозяйка однажды с базара пришла,
              Хозяйка с базара домой принесла:

               Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу.

ДЕВОЧКА- ХОЗЯЙКА : ОХ!

ОСЕНЬ: Вот овощи спор завели .

ИНСЦЕНИРОВКА СТИХОТВОРЕНИЯ

ПЕРЕЦ: Кто из нас , из овощей,
              И вкуснее, и нужней?

               Кто при всех болезнях

               Будет всех полезней?

ГОРОХ:  Я такой хорошенький

                Зелёненький мальчишка,

                Если только захочу,
               Всех горошком угощу!

СВЁКЛА: Дай сказать хоть слово мне,
               Выслушай сначала.

                Свёклу надо для борща

                и для винегрета.

                Кушай сам и угощай,

                Лучше свёклы нету!

КАПУСТА: Ты уж , свёкла, помолчи!

                    Из капусты варят щи.

                    А какие вкусные пироги капустные!

РЕДИСКА: Я – румяная редиска,

                    Поклонюсь вам низко- низко.

                    А хвалить себя зачем?

                    Я и так известна всем!

ОГУРЕЦ:  Очень будете довольны,

                  Съев огурчик малосольный.

                  А уж свежий огуречик

                  Всем понравится, конечно!

МОРКОВЬ: Про меня рассказ недлинный:

                      Кто не знает витамины?

                      Пей всегда морковный сок

                      И грызи морковку-

                      Будешь ты тогда, дружок,

                      Крепким, сильным , ловким!

ПОМИДОР: Не болтай ,морковка, вздор,

                       Помолчи немного.

                       Самый вкусный и приятный

                       Уж ,конечно, сок томатный.

ЛУК: Я – приправа в каждом блюде

         И всегда полезен людям.

         Угадали? Я- ваш друг,

         Я простой зелёный лук!

КАРТОШКА:  Я , картошка, так скромна-

                        Слова не сказала...

                        Но картошка так нужна

                        И большим, и малым !

БАКЛАЖАН: Баклажанная икра.

                        Так полезна, так вкусна.

ОСЕНЬ: Спор давно кончать пора!

ОВОЩИ: Спорить бесполезно.

 СТУК В ДВЕРЬ

ОСЕНЬ: Кто-то , кажется, стучит...

ВХОДИТ ДОКТОР АЙБОЛИТ

ОВОЩИ: Это доктор Айболит!

АЙБОЛИТ: Ну, конечно, это я!

                     О чём спорите, друзья?

РЕПА: Кто из нас из овощей,

            Всех важней и всех вкусней?

            Кто при всех болезнях

            Будет всем полезней?

АЙБОЛИТ :  Чтоб здоровым, сильным быть,

                       Надо овощи любить

                       Все, без исключения,

                       В этом нет сомнения.

                       В каждом польза есть и вкус,
                      И решить я не берусь:

                       Кто из вас вкуснее
                      Кто из вас нужнее?

КОНКУРС «УЗНАЙ ОВОЩ»

УЧИТЕЛЬ: Молодцы, ребята! Загадки отгадала, рисунки нарисовали.

ОСЕНЬ : А на прощание хочу узнать, кто из вас самый наблюдательный?

- Кто сушит грибы на дереве?

- Листья каких деревьев краснеют?
- Какое хвойное дерево сбрасывает свои иголочки на зиму?

- Спасибо за праздник , ребята. А теперь я награжу вас по- осеннему.

Раздаёт яблоки.



Предварительный просмотр:

«ЧТЕНИЕ- ЭТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ

ДЕТИ ВИДЯТ И ПОЗНАЮТ МИР

 И САМИХ СЕБЯ»

                В.А.СУХОМЛИНСКИЙ

ВИДЫ РАБОТЫ  НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

НАУЧИТЬ ЧИТАТЬ- ЭТО ЧИТАТЬ

- ПРАВИЛЬНО;

- ОСОЗНАННО;

- БЕГЛО;

-ВЫРАЗИТЕЛЬНО (ПРОЧУВСТВОВАТЬ)

  1. Техника чтения в начальных классах:

1-ый класс- 30- 40 слов /мин.

2-ой класс- 60-70 слов/мин.

3-4 классы- 80-90 слов/ мин.

  1. Учим наизусть:

1 класс- 10-12 стихотворений; 2-3 отрывка прозы;

2 класс- 15- 16 стихотворений; 4-5 отрывков прозы;

3-4 классы- 17-18 стихотворений; 5-6 отрывков прозы.

  1. Развитие речи:

Сочинения из небольшого количества предложений, повествовательного характера с элементами описания природы, внешности людей, процессов труда и элементами рассуждений (ответы на вопросы  почему? и зачем? ) по прочитанным произведениям, по картине и конкретным (жизненным) наблюдениям учащихся.

АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:

1)Первичный синтез (первичное восприятие текста) в него входит:

- подготовка  к восприятию;

- первичное чтение (целиком то , что предложил автор; цель- эмоциональное восприятие);

- вопросы по восприятию;

2)Анализ произведения:

Анализ содержания                                                    Анализ на уровне идеи

(что и где происходит)                                              (что хотел сказать автор этими словами)

3)Вторичный синтез (восприятие целиком на основе осмысления;  обобщение, результат- выразительное чтение).

Что учитывать при анализе художественного произведения

- Художественная литература- обязательно есть образы (образ человека, пейзажа…)

Для создания образа используют сюжет, жанр, композицию, художественные средства языка (сравнение, метафоры…).

ЖАНР. В рассказе главное- повествование, сюжет, наличие героев.

Басня- повествование, сюжет, герои, иносказание, мораль.

Сказка- повествование, сюжет, герои, вымысел (волшебство).

Пословицы, песенки, загадки, пестушки, поговорки- заключается мудрость народа.

Былина- приближается и к сказке , и к пословице- мудрость народа.

Стихи- драматические, эпические («Иван Сусанин», «Дед Мазай»), лирические.

Исторические тексты- научно- популярные статьи; художественные произведения.

КОМПОЗИЦИЯ- самый мощный фактор для создания образа (действия героя, нескольких сюжетов).

СЮЖЕТ- ход событий (сюжетные повороты в произведении).

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА – СЛОВО. (о природе, как о живом существе).

ВИДЫ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ:

Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывая его каждый  раз с новым заданием. Тогда ребёнок открывает в произведении что-то новое, чего не заметил при первом чтении. Необходимо создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы, больше уделять внимания словарной работе, чаще использовать различные творческие задания, сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроке, учить  работать с текстом. Учитель даёт справку об авторе, выясняет с учащимися отношение автора к герою (-ям). Обязательно обращает внимание на язык произведения, речь героя (если таковая имеется в произведении). На уроке должен звучать диалог: учитель- ученик, ученик- ученик.

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ  ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ:

- этап наблюдения над литературными явлениями  при чтении и анализе произведения (книги): явление вычленяется из текста и осмысливается читателем- учеником, учитель называет его термином литературоведения;

- этап обобщения доступных признаков явления: выделяются 2-3 наиболее яркие и понятные детям особенности изучаемого явления;

- этап формулирования литературоведческого понятия: перечисление усвоенных особенностей явления рождает дефиницию термина , самостоятельно составленную уч-ся и откорректированную учебником;

-этап запоминания и использования изученного понятия в работе с новыми произведениями.

ВИДЫ РАБОТЫ  НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ:

  1. Чтение всего текста (по заданию учителя).
  2. Чтение, деление на части. Составление плана.
  3. Чтение по готовому плану.
  4. Чтение  с последующим пересказом.
  5. Чтение с сокращением текста. (ребята убирают слова или предложения, которые можно опустить ). Подготовка к сжатому пересказу.
  6. Чтение цепочкой по предложению.
  7. Чтение цепочкой по абзацу.
  8. Чтение вполголоса.
  9. Чтение, нахождение отрывка к иллюстрации.
  10. Чтение, ответы на вопросы.
  11. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
  12. Чтение самого красивого отрывка в произведении.
  13. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком)
  14. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
  15. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль произведения.
  16. Чтение и установление, то правдиво, а что вымышлено (для сказки).
  17. Чтение по ролям.
  18.  Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
  19. Нахождение отрывка, который нужно прочитать грустно (строго, весело…).
  20.  Найти в стихотворении повторы. Почему автор повторяет эти слова?
  21. Нахождение и чтение образных слов и описаний.
  22. Нахождение слов с логическим ударением.
  23. Работа над названием произведения (почему автор назвал так своё произведение)
  24. Чтение, выделение непонятных слов.
  25. Нахождение слов  подсказывающих интонацию.
  26. Увидеть глубину слова.
  27. Подбор рифм.
  28. Подбор эпитетов.
  29. Нахождение и чтение слов и выражений , с помощью которых можно нарисовать устный портрет.
  30. Чтение слов, к которым даны сноски.
  31. Придумать к рассказу свой конец, сравнить с авторским.
  32. Составить вопросы к тексту.

ВИДЫ РАБОТ С ПОСЛОВИЦАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ:

  1. Составь из данных слов пословицу, объясни её смысл и определи тему. (учиться пригодится, смолоду, навек)
  2. Из данных пословиц выбери ту, которая относится к теме «Родина» («О дружбе», « О добре», «Об учении» и т. д.)
  3. Прочитай пословицы, объясни их смысл и определи тему.
  4. Прочитай данные пословицы и подумай, какие из следующих пословиц подходят к высказыванию , объясни свой выбор (например, «Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель , но одна у человека родная мать- одна у него и родина» )
  5. Выбери из пословиц ту, которая больше других подходит к стихотворению (рассказу).
  6. Соедини начало и продолжение пословиц, объясни их смысл.
  7. Вспомни и назови три пословицы к теме … (например, «Учение»)

     ВИДЫ РАБОТ С ПОСЛОВИЦАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ:

Выбери (подбери) пословицу, относящуюся к теме «Где ум, там и толк» («Век живи- век учись», «Каждому слово своё место», «Без дела жить- только небо коптить», «За здравое дело стой смело», «Нет худа без добра», «Смелость города берёт», «Не всё то золото, что блестит», «Один за всех  и все за одного», «Что посеешь, то и пожнёшь» ), и объясни её смысл.

   ВИДЫ РАБОТ С ПОСЛОВИЦАМИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 4 КЛАССЕ:

  1. Нарисуй рисунок, отображая смысл одной из пословиц.
  2. Составь мини – рассказ по пословице.
  3. Данные пословицы раздели на две группы. (например, назидательные и ироничные).
  4. Работа в парах: разыграйте мини- сценку, раскрывающую смысл пословицы.

   ПРИЁМЫ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ:

  1. Обсуждение поступков героев.
  2. Создание рисунков по мотивам сказки.
  3. Проигрывание эпизодов сказки.
  4. Проигрывание вариантов решения ситуаций, т.е. использование сказки как притчи- нравоучения и т.д.

ВОПРОСЫ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ

 О  Т Е М Е  И  О  П Р О Б Л Е М А Х

  1. О чем это произведение ?

  2. Почему оно так называется ?

  3.Какие вопросы ( мысли ) возникли у вас при чтении  ( слушании )?

 П О  С Ю Ж Е Т У

  1.Где и когда происходят события ?

  2.С чего все началось ?

  3. Как развивались действия ?

  4.Какое событие главное ?

  5. Чем закончилось ?

  6. Какой эпизод при чтении вас больше всего взволновал ? Почему ?

  О Б   О Б Р А З А Х  

  1. Кто действует в произведении ? Опиши героя .Какой он ,какие поступки совершал ? Почему он так поступал ?

  2. Что о нем говорят другие персонажи ?

  3. Что думает о нем автор ?

  4. Кто вам понравился и не понравился ? Почему ?

  5. Что изображено ? Опишите картину ( предмет , обстановку )

  О  К О М П О З И Ц И И  

  1. Из скольких частей состоит произведение ? Почему ?  

  2.Что главное в каждой части ? Как ее озаглавим ?

  3. О ком и о чем рассказывается подробно? О ком и о чем кратко ? Почему ?

  О  Я З Ы К Е  

  1. Какое настроение вызвало у вас прочитанное ?

  2. Веселое или грустное произведение прочитали ?

  3. Какие слова и предложения говорят об этом ?

  4. Какие слова непонятны ?

  5. Каких слов больше всего в тексте ? ( на какую тему )

  6. В каком предложении заключается главное ?

  О  Ж А Н Р Е  

   1. Что читали : рассказ ? сказку ?..

   2. На какие слова и части обратили особое внимание ? Почему ?

  О Б  И Д Е Я Х

  1. Что вам больше всего понравилось в произведении ? Почему ?

  2. Какой совет дает автор , сочинив это произведение ?

  3.Какое чувство остается у вас после выразительного чтения произведения ?

  4.Какое настроение вам передалось ?

  5. Какое желание возникло ?

РАБОТА С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ

Идеограмма содержания анализа поступка:

ПОСТУПОК, СОБЫТИЕ

    ↙                                 ↘    

СОДЕРЖАНИЕ                   ФОРМА    

  ↙                                    ↘                            

                                                    МОТИВ ПОСТУПКА                       СРЕДСТВА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ    

                                                                          ↙                                                     ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

                                                СМЫСЛ ПОСТУПКА        ↘

                                                                         ↙        ЯЗЫК РЕЧЬ

                                                                                                                                                ↘

                                                АСТОРСКОЕ ОТНОШЕНИЕ                      КОМПОЗИЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ

                                                                          ↙                                                                    ↘

                                   ЛИЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ                                  ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕНОСТИ

                                                         ЧИТАТЕЛЯ

                                             

 

 В читательский дневник заносим:

1. Автор .

2. Название книги .

3. Издательство .Серия .

4. Главные герои .

5. Что запомнилось .

6. Какие страницы хотелось бы перечитать ?

7. О чем эта книга ?

8. Что она помогла тебе узнать ?

 

Использованная литература:

- журналы «Начальная школа» за 2008 г.

- «Совершенствование чтения младших школьников» М. И.Оморокова.

- материалы курсовой подготовки