Главные вкладки

    Внеклассное мероприятие "Встречай с любовью птичьи стаи"
    методическая разработка на тему

    Подобедова Марина Александровна

    День Птиц отмечается в преддверии праздника Благовещенья, когда, по традиции, выпускали птиц из клеток на волю, а также, лепили их из теста, чтобы раздавать друг другу.
    Что и было сделано организаторами праздника – свежевыпеченных «жаворонков», которые предвещают прилет одних из первых птиц, раздали всем участникам мероприятия, чем привели в полный восторг детей и взрослых.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Встречай с любовью птичьи стаи!

    Цели и задачи: повысить уровень знаний учащихся в области орнитологии.  

                              Раскрытие творческих способностей и развитие личностных качеств  учащихся.

                             Прививать любовь и бережное отношение к родной природе.

    Ход мероприятия:

    Все на праздник поскорей – надо торопиться!
    Из-за гор из-за морей
    Прилетели птицы.
    После зимней тишины,
    После стужи зимней
    Наши гости в честь весны
     

    Распевают гимны.

    Всему на свете свой черёд

    И следом за метелью,

    Нам позывные подаёт

    Весна своей капелью (звучит фонограмма).

    Исполняется песня «Солнечная капель».

    На дворе сосульки плакали          Пляшут капельки-горошины              И звенят сосульки весело,

    Под лучами солнца таяли             И на мартовской проталинке            И поёт капель весенняя

    Голубые слёзки капали                 Протянул ладошки к солнышку         Это мартовская песенка

    И проталинку оставили                 Голубой цветочек маленький            Весне поздравление.

    Люблю я это время года,

    Когда капель стучит в окно

    И солнце вышло из зенита,

    И светит ласково оно.

    Весну встречают,  как невесту,

    В нарядном платьице цветном.

    Друзья, давайте дружно, вместе

    Её мы в гости позовём.

    Все: Весна, Весна красная, приди, Весна ясная! (Звучит музыка. Входит  Весна. Танцует.) 

    Весна:     А вот и я, Весна-красна!

                     Кому я здесь была нужна?

    Ребята:  Нам! Нам!

    Весна:   Я - Весна-красна,

    Бужу землю ото сна,

    Наполняю соком почки,

    На лугах ращу цветочки.

    Прогоняю с речки лёд,

    Светлым делаю восход.

    Всюду, в поле и в лесу

    Людям радость я несу.

    Ведущий:  Подари нам чудо, милая весна!

    Весна: Чудо? Ну, конечно, его я припасла.

                 Закрывайте глазки. Раз, и два и три,

                 И на чудо жизни, дружочек, посмотри!  (Звучит музыка. Распускаются цветы).

    Весна: Распускайтесь, цветики,

                 К вам Весна пришла.

                 Пойте дружно, Капельки,

                 Я же в лес пошла.      (Уходит.)

    (Девочки в русских сарафанах танцуют в хороводе).

    Выходят дети в костюмах и масках зверей.

     -  Ребята, а сейчас мы отправляемся на лесную полянку проверить лесных жителей. Готовы ли

        они встретить весну? Все ли проснулись, поменяли шубки? - Здравствуйте, как провели зиму?

    Заяц.  Я много бегал. Похудел!

    Белка. У меня запасов много было. Не голодала, будто и не было  холодной зимы.

    Лиса. А я голодала, одними мышками питалась. Ну да изредка кур пощипывала в соседней   деревне.  

              А что ты, кум, такой худой?

    Волк:   Будешь худ с такой едой.

                Я не ел четыре дня,

                Увидал обед у пня

                А обед во все лопатки

                Припустился от меня.

                Вот несчастье, вот беда!

                Быстроногая еда!  (воет)

    Заяц:   Миша! Расскажи, как ты весну чуть не проспал.

    Медведь:   Без забот и без тревоги

                       Спал медведь в своей берлоге,

                       Спал всю зиму до весны...

    Заяц:    И, наверно, видел сны?

    Медведь.  Вдруг... проснулся косолапый,  Слышу, каплет...

                      Вот беда. В темноте пошарил лапой. И вскочил - кругом вода.

    Заяц.  Заспешил медведь наружу.

    Медведь.  Заливает - не до сна!

    Заяц.  Вылез он и видит лужи, тает снег.  

    Звери (хором). Тает снег.  Пришла весна!

    Ведущий:   Скажи, милая весна, что ты нам принесла?

                        У тебя гостинцев полное  лукошко,

                        Покажи нам хоть немножко.

    Весна:  Несла подарков вам я много,

                 Но растеряла по дороге.

                 Вы должны мне помогать.

                 На вопросы отвечать.            

                 Кто отгадки знает,

                 Быстро отвечает.

    Только солнышко пригрело

    Сразу в поле потемнело.

    Им не сидится на печи,

    К нам уже летят... (грачи).

    Грач:  С приходом весны возвращаются к нам друзья – перелётные птицы.

               И кажется, весна в разведку

               Послала птицу,  пригнувши ветку,

               Ей грач дорогу верную открыл.

    Все хором: «Грачи прилетели!» 

    Весна:       И другим, ребята, птицам

                       Дома тоже не сидится.

                       Все они уже в пути.

                       Дорогу к нам должны найти

    Весна:  Птицы – это мои гонцы. Отгадайте загадки. Кто эти птицы?

    Гнездо своё он в поле вьёт,

    Где тянутся растенья.

    Его и песня и полёт

    Вошли в стихотворенье    (жаворонок)

    Эта птица никогда

    Не строит для себя гнезда.

    Соседкам яйца оставляет

    И о птенцах не вспоминает     (кукушка)

    Прилетает к нам с теплом,

    Путь, проделав длинный,

    Лепит домик под стеклом

    Из травы и глины      (ласточка)

    А вот и наши пернатые гости. (Появляется скворец в черном костюме)

     

    Скворец:  Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?

                     А тем, кто не узнал, разрешите представиться.

                     Я выступаю перед вами, как молодой весны гонец.

                     Я рад увидеться с друзьями!  Ну, а зовут меня - Скворец!

    Верно! Вы угадали! Меня зовут скворец!

    Из года в год, из века в век

    Живу я там, где человек.

    Селюсь с колхозником я рядом,

    Слежу за его полем и садом –

    Очищаю растения от вредных букашек,

    Поедаю бабочек, жучков и клопов-черепашек.

    И поэтому я не просто скворец, а скворец-молодец!

    Я очень полезная птица, с которой вам надо сдружиться.

    Дети (хором).  Мы рады тебе, скворец-молодец!  

    Мы вставали ночью даже,

    Из окна смотрели в сад.

    Ну, когда же, ну когда же

    Гости наши прилетят?

    А сегодня поглядели:

    На ольхе сидит скворец,

    Прилетели, прилетели, прилетели, наконец!

    Ведущий:  Вслед за грачами прилетают скворцы. Первыми прилетают самцы, а за ними, через несколько дней, самки. К их прилету самцы подыскивают скворечник, нередко выселив из домиков воробьёв..

    А сейчас посмотрим сценку «Случай в апреле».

    Автор:  Этот случай был в апреле.

                 С юга птицы прилетели.

                 Тает снег, а воробья

                 Выгоняют из жилья.   (драка скворца с воробьём)

    Скворец:  Убирайся вон, задира!

     Автор:      Просвистел ему скворец.

    Воробей:  Ни за что…  Моя квартира.

                      Я не временный жилец!

                      Я тут вьюги и мороз

                      Терпеливо перенёс.

                      А сейчас под этой кровлей

                      Для семьи гнездо готовлю.

                      И не тронусь.  Хоть убей!

     Автор:      Прочирикал воробей.

    Скворец: Не упрямься!  Мне в наследство

                    Этот дом остался с детства.

                     Вылетай! Мой клюв остёр. А не то….

    Автор:   Но тут во двор

                  Со скворечней Миша вышел,

                  Быстро с нею влез на крышу,

                  Крепко-крепко привязал

                  И приветливо сказал:

    Миша:  Я,  друзья, сердечно рад.

                 Охраняйте вместе сад.

    Автор:  Только Миша слез долой,

                 Воробьишка удалой

                 В новый дом переселился

                 И с соседом помирился.  

    Устроившись, скворушка с увлечением громко поет, поджидая подружку.  (Звучит фонограмма пения   скворца).

    Вывод: Ребята, надо сделать скворечники и повесить их для наших пернатых друзей.

    Я тоже хочу рассказать вам о птице. Кто она? Узнайте.

    Когда весенний лес весну

    Торжественно встречает,

    Колдунья серая в лесу

    Усердно годы нам вещает  (кукушка).

    Солнцем залита опушка,

    Загорелся только день,

    И проказница-кукушка

    Куковать уселась в тень

    Где она? Никто не знает,

    На каком сидит суку,

    В прятки с солнышком играет

    И кричит ему… ку-ку         (голос кукушки).

    Звучит песня: «Кукушечка».

    -  Ребята, а что вы знаете об этой птице?

    Знают эту птицу по её пению, но немногим приходилось её видеть, так как селится она в  чаще леса. Кукушка не строит гнездо и не сидит на яйцах. Она откладывает их на землю, а затем переносит клювом в гнездо к какой-нибудь маленькой птичке. Первым в гнезде выводится кукушонок. В отсутствие своих приёмных родителей он выталкивает из гнезда братишек и сестрёнок, и тогда птицам ничего не остаётся,  как выкармливать его одного.

    Отгадайте мою загадку, что это за птица?

    Я ростом невеличка,

    Я маленькая птичка.

    Но очень высоко летаю,

    Букашек ловко собираю  (ласточка)

    С юга ласточки явились,

    Прилетели к нам с весной,

    Хлопотливо закружились

    Над беседкой вырезной.  

    Слышен писк и щебет птичий.

    Кто там смотрит из гнезда?

    Мчатся ласточки с добычей -

    Малышам нужна еда.

    Ласточка: Ребята, я, как и другие птицы, на крыльях весну несу. А знаете ли вы приметы весны.

    Ведущий:  Конечно, ласточка, знают. Вот послушай сама.  (Дети читают стихотворения).

           

             Пусть март стоит студеный,

    И верба не цвела,

    Купается ворона -

    Жди солнца и тепла.

    Грач гнездо чинить решил,

    Закричал он, заспешил.

    Значит скоро холода

    Нас покинут навсегда.

    Птицы в гнездах не галдят.

    Пчелы в ульях не гудят.

    Муравьи закрыли двери.

    Разбрелись по норам звери.

    Не летает стрекоза -

    Надвигается гроза.

    Ласточка: Какие вы молодцы, много весенних примет знаете.  

    Звучит песня «Ласточка».

    - Ребята, а что вы знаете о ласточках?

    Ласточки прилетают в середине мая. Её легко узнать по чёрному оперению и белой грудке. У ласточки быстрый непрерывный полёт, она не просто летает, а ловит в воздухе мух и комаров. Говорят, что по её полёту можно определить погоду. Лепят гнёзда ласточки под крышами домов, делая узкое горлышко, чтобы не забралась в гнездо кошка. Строительный материал - грязь, глина, а склеивается всё слюной самой птицы.

    Весна: Расскажите, птицы, где вы побывали?

                Расскажите, птицы, что вы повидали?

    Скворец:   В жарких странах жаркое лето,                  

                       Ни зимы, ни снега там нету.

     Грач:   Бродят там слоны-великаны,

                 Целый день кричат обезьяны.

                 Там растут деревья - лианы,

                 Там растут на пальмах бананы.

    Весна:   Хорошо ли жили

                  Вдалеке от дома,

                  С кем вы там дружили            

                  В странах незнакомых?

    Скворец:  Мы скучали по деревне,

                      По звенящему ручью,

                      По скворечне, по деревьям,

                      По соседу-воробью.

    Весна:   Все мы рады вам, друзья,

                  Будьте с нами вместе вы всегда.

                  Вы б для нас потанцевали,

                  Мы вас очень-очень ждали.

                          «Танец птиц».

    Грач:   Но у нас ещё есть загадки,

                Далеко мы зимой были,

                Свои гнёзда позабыли.

    Ласточка   Я знаю, я знаю, что эти дети любят птиц и помогут нам найти  свои гнёзда.

                 

    Ведущий: Ребята, кто из вас знает, в каких гнёздах живут эти птицы?

    Дети: Это гнездо грача. Они строят свои гнёзда из сухих веток высоко на деревьях, чтобы не достала кошка. На одном дереве насчитывается иногда 15-20 гнёзд. Грач приносит прутики, а грачиха строит гнездо.

    А это гнездо скворца. Люди любят скворцов, готовят для них домики (скворечники). А ещё скворцы селятся в дуплах лесных деревьев, в норах, под камнями, в строениях.

    Это гнездо ласточки. Ласточки строят свои гнёзда на стенах, карнизах, под крышами. А ласточки береговушки делают норки.

    Ведущий:  Спасибо ребята, теперь наши пернатые друзья наведут порядок в своих домиках.

    Грач:  Гнёзда вы не разоряйте,

                Птичьих гнёзд не трогайте,    

                Яичек тёплых не берите,

                Нас, друзья, вы берегите!

    Сценка   «ПОЙМАННАЯ ПТИЧКА» (Выходят два птицелова.  Они набрасывают сеть на птичку).

    А, попалась, птичка, стой!

    Не уйдешь из сети;

    Не расстанемся с тобой

    Ни за что на свете!

    Ах, зачем, зачем я вам,

    Миленькие дети?

    Отпустите полетать,

    Развяжите сети.

    Нет, не пустим, птичка, нет!

    Оставайся с нами:

    Мы дадим тебе конфет,

    Чаю с сухарями.

    Ах, конфет я не клюю,

    Не люблю я чаю:

    В поле мошек я ловлю,

    Зернышки сбираю...

    Там замерзнешь ты зимой

    Где-нибудь на ветке;

    А у нас-то в золотой

    Будешь жить ты клетке!

    О! не бойтесь: в теплый край

    Улечу зимою;

    А в неволе — светлый рай

    Будет мне тюрьмою.

    Птичка, птичка, как любить

    Мы тебя бы стали!

    Не позволили б грустить:

    Все б тебя ласкали.

    Верю, детки: но для нас

    Вредны ваши ласки:

    С них закрыла  бы как раз

    Я навеки глазки.

    Правда, правда, птичка! ты

    Не снесешь неволи...

    Ну, так бог с тобой — лети

    И живи на воле!

    Воробей:   Люди, смилуйтесь над нами, над живыми существами.

                       Ведь мы вам не приносим вред, а лишь спасаем вас от бед.

                       Мы, птицы,  просим доброты

                       Мы, птицы, просим малости –

                       Избавьте нас от суеты

                       Имейте каплю жалости!

    Скворец:  Дерево, трава, цветок и птицы.
                     Не всегда умеют защититься.
                     Если будут уничтожены они,
                     На планете вы останетесь одни.
                     Своему, зная цену величью.
                     Будь в ответе за каждую песенку птичью.

    Песня на мотив песни “Я шагаю по Москве”.

    А мы идём, шагаем по Земле,
    И долго нам идти по ней,
    А на Земле растут цветы,
    Деревья и кусты.
    Беречь природу очень нужно нам,
    Чтоб лучше наша жизнь была,
    И всех друзей с собой мы позовём,
    Зверей и птиц всех вместе соберём,
    Природу сохраним!

    А сейчас можно и за игры приниматься. Что бы мне такое для вас выдумать? Хотите полетать немножко с моими птицами да мошками? Давайте! Я буду говорить, а вы поднимайте руки, машите ими да приговаривайте: «Летят, летят». Да только, чур, не ошибаться: «лететь» надо только вместе с теми, кто на самом деле летать может! Кто ошибется, тот выбывает из игры.

    Грачи летят,
    На всю Русь трубят:
    — Гу-гу-гу!
    Мы несем весну!
    На всю Русь кричат:
    — Гу-гу-гу!
    Не догнать нас никому. ( Весна поднимает руки вверх, показывая, как летят грачи. «Летят, летят!» —  

                                                                               кричат дети и  поднимают руки).
    2. Синицы летят,
    На всю Русь кричат:
    — Дзу-дзу-дзу!
    Не поймать нас никому!    («Летят, летят!» — повторяют все).

    3. Поросята летят,
    Поросята визжат:
    — Хрю-хрю-хрю!
    Надоело нам в хлеву!    Кто ошибся? Помните уговор — за ошибку из игры долой! Садитесь и на нас      смотрите — уму-разуму учитесь!

    Игра продолжается.
    4. Пчелы летят, гудят, бунчат:
    — Жу-жу-жу!
    Медову несем сыту.   («Летят, летят!» — подтверждают дети).

    5. Медведи летят,
      Толстопятые рычат:

    — Надоело нам в лесу.
     Молодцы, ребята

    На праздник к нам прилетело всего несколько птиц, остальные ещё в пути. Птицы приносят большую пользу природе и человеку, это наши младшие братья, и все мы, взрослые и дети, должны заботиться о них. Мы должны помнить о том, что мир станет беднее, если исчезнут весёлые щебетуньи.

    Птицы - лучшие друзья!                                                            

    Забывать нам всем нельзя.        

    Мы шуметь в лесу не будем,      

    А то птенчиков разбудим.        

    Если гнёздышко найдём,        

    Стороною обойдём.

    В холод мы их пожалеем,

    Всех накормим, обогреем.

    Пусть они везде летают,

    Песни звонко распевают, (пение птиц)

    Они живут у нас везде:

    Они есть в поле, на воде,

    В лесах живут и на горах,

    Бывают даже в облаках.

    На берегу песчаных рек

    Их может видеть человек.

    Они природы всей частицы,

    Скажите вместе, это? (птицы).

    Один учёный сказал, что мы многое знаем о наших пернатых друзьях, но много больше не знаем. А всё же, что вы знаете о птицах? Давайте проведём небольшую викторину.

    Об удивительных фактах из жизни пернатых.

    1. Почему грач прилетает первым?   (Грачу достаточно первых проталин, чтобы разыскать себе корм. Своим длинным крепким клювом он выкапывает из земли личинки разных насекомых и червей.)

    2. Какую пользу приносят птицы? (дети читают стихотворение). 

    Знаешь ты и знаю я,
    Как пернатые друзья
    Песенки в лесу поют,
    Мошек, червяков клюют,
    Что все время тук да тук.
    Дятел – леса верный друг.
    Ищет дятел для обеда
    Усача и короеда.

    Вот он, милый скворушка,
    Греется на солнышке.
    Верен он своей природе:
    Он находчив, ловок, смел.
    Он сегодня в огороде
    Всю капусту осмотрел
    И со всех листов капустных
    Червяков поел. Как вкусно!  

    3. Какие птицы прилетают весной раньше – стрижи или ласточки? Почему? (Ласточки прилетают раньше, так как они могут ловить насекомых у земли. Высоко в воздухе, где обитают стрижи, насекомые появляются позднее.)

    4. Какая птица никогда в жизни не садится на землю? (Это стриж. У него очень длинные крылья, а вот ноги совсем короткие. Если бы стриж сел на землю, то не смог бы вновь взлететь и погиб.)

    5. Какая птица может передвигаться по стволу дерева вверх и вниз головой? (Поползень. Кормятся поползни насекомыми, которых достают тонким клювиком из-под коры дерева. Поползни – очень полезные птицы.)

    6. Почему сова летает бесшумно? (Бесшумность полета позволяет сове приблизиться к жертве. Мягкость контурного оперения сов обусловлена именно этой особенностью. Даже крупные перья – маховые и рулевые – оказываются у сов сравнительно мягкими.)

    7. У какой птицы нет голоса? (У аиста нет голосовых связок, и он не имеет голоса. Издавая звуки, аисты громко щелкают, ударяя верхней половинкой клюва о нижнюю. Иногда аист может шипеть.) 

    Аист – огромная птица:
    Крыльев гигантский размах.
    Аист на башнях гнездится
    И на высоких домах,
    Селится к людям поближе,
    Как воробей и щегол…
    Он на природу обижен –
    Голоса нет у него!
    Просто не развиты связки,
    Что отвечают за крик…
    Клювом трещать без опаски
    Аист с рожденья привык!
    Любит – не фрукты, не сласти –
    Ящериц, жаб и мышей…
    Людям приносит он счастье.
    И – иногда – малышей!..

    8. Трудно ли аисту стоять на одной ноге? (Нет. Птицы могут часами стоять на одной ноге, не чувствуя усталости, так как в их колене есть специальный запирающий сустав, который срабатывает, как только птица встает на одну ногу.)

    9.  Есть ли у птиц зубы? (есть только у птенцов, нужен им чтобы пробить скорлупу яйца,     затем этот

          зуб отваливается).

       

    11. Почему птицы, попадая в глубокий колодец, не могут вылететь из него? (Птицы не могут

          летать вверх по прямой линии, поэтому попав в колодец, они погибают

    12. .  Какие птицы на земле наиболее многочисленны? (куры))

         

    А теперь настало время прощаться.

    Весна:  В конце нашего праздника я угощу вас печеньем, да необычным. Оно называется «жаворонки». Издавна на Руси существовал такой обычай. Как придёт весна, запоют птицы, детям пекли вот таких «Жаворонков». А они подбрасывали птиц высоко к небу да приговаривали: "жаворонки прилетите - весну принесите!"  (раздает птичек детям).

    Я хочу подарить вам не только этих жаворонков, но и много радостных, солнечных дней. Надеюсь, что птицы всегда будут прилетать к вашему дому, счастье приносить. Но вы должны помнить:

     «Ребята, берегите птиц, и мир станет ещё прекрасней!»   До новых встреч!

    Пускай всегда такой обычай

    В моей останется стране –

    Встречай с любовью стаи птичьи

    Всем сердцем радуясь весне!

    Эту встречу мы посвящаем им, нашим пернатым друзьям. Пусть этот праздник откроет для каждого что-нибудь новое и интересное, пусть крепче станет дружба между людьми и птицами!

                                       На мотив  песни  «Бременские  музыканты»:

                                      Ничего на свете  лучше  нету,

                                      Чем спасти  от гибели планету.

                                      Будет  лес  любимый  свеж  и зелен,

                                      Эту  радость  мы  с  тобой разделим – 2 раза.

                                     Береги  ты все живое  рядом

                                     И на  все  смотри  хозяйским  взглядом.

                                     Знают даже  маленькие дети –

                                     Должен быть порядок на планете. – 2 раза.

                                     Пусть вода  всегда  в реке  струится,

                                     Пусть  всегда  поют  над нами  птицы,

                                     И  Природе  сами  мы поможем,

                                     Эту  радость  мы  с  тобой  умножим. – 2 раза


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Встречай с любовью птичьи стаи

    Внеклассное мероприятие для 2 класса...

    Встречай с любовью птичьи стаи

    Презентация для классного часа во 2 классе...

    Утренник "Встречай с любовью птичьи стаи"

    Сценарий праздника, посвященного Дню птиц....

    Встречай с любовью птичьи стаи

    Сценарий праздника, посвящённого прилёту птиц...

    Праздник птиц. Встречай с любовью птичьи стаи.

    Сценарий внеклассного мероприятия...

    Встречай с любовью птичьи стаи

    Праздник "Встречай с любовью птичьи стаи" проводится в нашем ОУ в начальной школе в апреле, в то время, когда начинается прилёт птиц. Цели праздника: углубление знаний учащихся начальной школы о перел...

    Групповая долгосрочная проектная работа «Встречай с любовью птичьи стаи».

    Групповая долгосрочная проектная работа «Встречай с любовью птичьи стаи»....