Главные вкладки

    Встречай с любовью птичьи стаи
    классный час по окружающему миру (2 класс) по теме

    Колыхалова Татьяна Васильевна

    Внеклассное мероприятие для 2 класса

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vstrechay_s_lyubovyu_stai_ptichi.doc61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Внеклассное занятие «Встречай любовно стаи птичьи»

    Цели :

    1) с помощью поэтических , музыкальных образов способствовать развитию эмоциональной сферы , правильного оценочного суждения действительности;

    2)познакомить с народными традициями встречи весны , способствовать сохранению фольклора;

    3)показать отрицательное воздействие людей на жизнь птиц; формирование бережного, заботливого отношения к птицам;

    4)расширять представления о природоохранной деятельности ;

    5)способствовать воспитанию нравственно- эстетического отношения к природе, закладывать основы экологического сознания и культуры.

    Оборудование: компьютер, экран; проектор, презентация, детские рисунки птиц

    Программная поддержка: Microsoft Power Point, 

    Под музыку звучит стихотворение в исполнении учителя.

    Весна всему свой голос дарит –

    Воде, листве, земле – всему:

    Кострам в лесу и птичьей паре,

    Глазам и сердцу моему.

    Все началось с простой капели,

    И вот уже текут снега,

    И зажурчали , зазвенели

    Деревья , воздух и луга.

    Несется плеск с лесных излучин,

    В овраге ветер струны рвет,

    Весь мир разбужен и озвучен

    И дирижеру смотрит в рот.

    (Слайды 1-3)

    -Какое замечательное стихотворение! И ведь не случайно. Потому что весна – самое прекрасное время года.. А какие признаки весны в неживой природе вы наблюдали?

    ( Ярче светит солнце, небо стало выше, день становится длиннее, t0 становится выше, начал таять снег, лед).

    -А какие изменения произошли в живой природе?

    ( Началось сокодвижение, набухли почки, появляются первые насекомые на оттаявшей земле, прилетают первые весенние птицы.)

    -Что же стало причиной всех этих изменений?

    -Весна « прилетела » к нам на солнечных крыльях. У нее строгий порядок работы. Первым делом она освобождает землю : делает проталины, топит лед на реках и озерах. Из оттаявшей земли выползают насекомые, а вслед за ними прилетают пернатые гости – птицы. (Слайд № 4)

    Зелень нивы, рощи лепет,

    В небе жаворонка трепет,

    Теплый дождь, сверканье вод,-

    Вас назвавши, что прибавить?

    Чем иным тебе прославить,

    Жизнь души, весны приход?

                                                 ( В. Жуковский )

    -Есть у весны и народные праздники, которые предвещают приход весны .

    Один из них 22 Марта - Сороки . День равен ночи. На Русь сорок пичуг пробиваются. Вот какие новости предсказывают их прилет.

    ( ученики называют приметы)

    Жаворонок является первым – к теплу, зяблик - к стуже.

    Журавель прилетел и тепло принес.

    Журавли тянут на север – к теплу, летят обратно – к холоду.

    Трясогузку ледоломку журавль на хвосте принес.

    Грач – на проталину, скворец – на проталину.

    Увидел скворца – знай – весна у крыльца.

    -На Сороки весну закликали в образе вестовой птицы – жаворонка . Загодя домашние стряпухи выпекали из теста птиц – жаворонков , вкладывали внутрь конопляные семечки, а вместо глаз - изюминки. Давали этих птиц детям и ласково приговаривали : « Жаворонки прилетели, на голову детям сели».деревенская детвора взбегала на сугробы , привязывала «жаворонков » к шесту и. раскачивая самодельных птиц, распевала (Слайд № 5.)

    ( разыгрывается закличка весны )

    Жаворонки, жаворонки

    Прилетите к нам.

    Принесите нам Весну – красну,

    Зима надоела,  Хлеб весь поела.

    Ученик читает стихотворение В. Жуковского

    На солнце темный лес зардел,

    В долине пар белеет тонкий

    И песню раннюю запел

    В лазури жаворонок звонкий.

    Он голосисто с вышины

    Поет , на солнышке сверкая:

    « Весна пришла к нам молодая,

    Я здесь пою приход весны … »

    -И с этого дня начинается месяц птиц. Птицы возвращаются с зимовок. Переселение птиц идет в строгом порядке , отрядами. Каждый отряд прилетает в свою очередь. Летят они одной и той же дорогой, что и их предки тысячи лет назад .

    Ученик :Скоро гости к тебе соберутся ,

    Сколько гнезд понавьют, - посмотри !

    Что за звуки, за песни польются

    День деньской , от зари до зари !

                                                              ( И. Никитин )

    -Кто же прилетает первым из наших пернатых друзей?

    ( Выходит ученик – « грач » )

    Грач .Меня вы не забыли?

    Переносье с белым кругом,

    Важно я хожу за плугом,

    Огородом, полю – врач.

    Глянцевитый , черный … ( грач ).(Слайд № 6)

    Открывают весну грачи. Зиму эти птицы проводят на юге нашей страны. По дороге к своим гнездам они очень спешили , не раз попадали в жестокие метели. Десятки и сотни птиц выбивались из сил и погибали в пути. Первыми долетели самые сильные . Теперь они важно расхаживают по дорогами и ковыряют землю крепкими клювами. Грачи в народе всегда были символами весны. Чаще всего они прилетают к нам 17-19 марта. В народном календаре день 17 марта называется Герасим – грачевник. Есть немало поговорок, связанных с этим днем, например : « Грач зиму расклевал », « Увидел грача – весну встречай ».

    -Кто же первым из птиц « открывает » весну ? ( Грачи).

    -Кто следует за грачами ?

    ( выходит ученик – « скворец » )

    Скворец . На шесте дворец,

    Во дворце певец. ( скворец ).(Слайд № 7)

    Вслед за грачами в конце марта прилетают скворцы. Издавна любят скворцов в народе. не только потому, что от этих птиц много пользы: весной вместе с грачами ходят они по полям, собирая насекомых и их личинок, зимовавших в земле, летом отыскивают различных гусениц, жуков- листоедов. выкармливая птенцов прилетают к гнезду по 200-300 раз в день. Скворцов любят и за веселый нрав. Неважно, что у них нет своих песен, они прекрасные звукоподражатели. Мы не задумываемся даже, откуда в наших дворах, у наших домов появляются скворцы. Ведь не испокон же веков они здесь жили: скворцы существовали тогда, когда не только скворечники никто не развешивал, но и домов – то не существовало . скворцы прилетели к человеку из леса. И сейчас немало их живет там. Гнезда свои устраивают в дуплах. но дупел часто всем не хватает . Поэтому, проявляя заботу о скворцах, вывешивая скворечники у домов, в садах, парках, вы делаете очень полезное дело !

    -Кто же прилетает вслед за грачами?

    -Чем мы можем порадовать пернатого друга ?

    -Видели ли вы скворечники ?

    -А кто делал сам с помощью взрослых?

    ( показ скворечника )

    -Почему надо делать скворечники?

    -Что объединяет скворца и грача? ( Насекомоядные птицы )

    -А где живет грач ?

    ( рассказывает ученик о строительстве гнезд грачами )

    Ласточка . Отгадайте загадку:

    Шило- вило- мотовило, по-нашему говорило,-

    Спереди шильце, сзади вильце,

    На спине суконце, с исподу – белое полотенце.(Слайд № 8)

    Ну конечно, это ласточка! Ласточки прилетают к нам в последних числах апреля или в начале мая, когда появится много летающих насекомых. Ласточки – прекрасные летуны: значительную часть жизни эти птицы проводят в воздухе. Пища ласточек состоит исключительно из насекомых, добываемых на лету. Насекомые, увлекаемые потоками теплого воздуха, в ясную солнечную погоду поднимаются довольно высоко вверх. В это время ласточки, занятые охотой, также летают высоко в небе. Когда же , особенно перед грозой, воздух насыщается водяными парами и намокнувших насекомых «прибивает » к земле, ласточки летают низко . В нашей местности встречаются городская ласточка, или воронок, деревенская ласточка, или касатка, и береговая ласточка.

    Ласточка – одна из самых любимых в народе птиц. Не зря о ней создано столько стихов, пословиц, поговорок:

    Ласточка под кровлю – к счастью.

    Ранняя ласточка – к счастливому году.

    Одна ласточка весны не делает.

    Ласточка весну начинает, а соловей кончает.

    -Какие ещё птицы прилетают к нам весной?

    ( Жаворонок, соловьи.кукушка, иволга, трясогузка, аисты, журавли, гуси, утки и др.)

    -С прилетом наших пернатых друзей ожили леса, рощи, парки, сады.( Звучит запись «Голоса птиц »)

    На фоне этого звучит стихотворение :

    Мы безмерно богаты.

    В наших чащах и рощах

    Столько всяких пернатых –

    Просто диву даешься.

    Но спросите иного,

    Что он знает о птицах,

    Пусть ответит толково –

    И, гляди, удивится:

    Как же, фауна , дескать,

    Как же, наше богатство –

    На полях, в перелесках,

    Так сказать, птичье царство…

    Птичье царство, и только?

    Ну, дрозды, ну, синички …

    Где запомнишь названья

    Просто птички и птички.

                                                            ( А. Яшин)

    -А что вы знаете о птицах?Птичьи рекорды (Слайды № 9, 10)

    Викторина «Знатоки птиц »

    1.Какая птица самая большая в мире ? ( Африканский страус )

    2.Какая птичка самая маленькая? ( Колибри)

    3.У какой птицы самый длинный язык? ( У дятла)

    4.Какая птица имеет очень длинный хвост? ( Сорока)

    5.Где синицы вьют гнезда? ( В дуплах деревьев)

    6.Какие птицы выводят птенцов зимой? ( Клесты)

    7.Какая птица ходит по дну водоемов ? ( Оляпка)

    8.Какая птица не высиживает яйца? ( Кукушка)

    9.На какие 2 группы делятся птицы? ( Зимующие и перелетные)

    10.Как называется наука о птицах ? ( Орнитология)

    11.Какие произведения о птицах вы читали на уроках чтения? Что узнали об особенностях перелета ?

    -Молодцы, вы настоящие знатоки птиц.

    -Действительно, труден и долог путь птиц в родные края, но все ли спокойно и благополучно складывается у них на родине?Какую же пользу приносят наши пернатые друзья? (Слайд № 11)

    Н. Заболоцкий « Просьба »

    Раненая птица в руки не давалась,

    Раненая птица птицей оставалась.

    Этот сон давнишний до сих пор мне снится-

    На траве кровавой вздрагивала птица.

    Люди – исполины, люди – великаны,

    Есть у вас винтовки, есть у вас капканы.

    Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,

    И должно быть сердце. Сердце человечье!

    Люди-человеки, страны и народы.

    Мы теперь навечно должники природы.

    Надо с этим долгом как-то расплатиться,

    Пусть расправит крылья раненая птица!

    Учитель: - Неужели в нас не осталось ничего человеческого, неужели мы настолько жестоки и коварны, что сможем поднять руку или навести дуло оружия на эти беззащитные существа, на прекрасные создания природы, частью которой являемся и мы.

    И, конечно, тревожно,

    Что порой мы безбожно

    Не храним, что имеем,

    Не щадим, не жалеем.

    Не хозяева вроде,

    Так добро свое губим.

    А гордимся природой

    И отечество любим.

                                                  (А. Яшин)

    -С каждым годом все больше и больше исчезает разных видов птиц . В нашей стране создана Красная книга, где целый раздел посвящен редким и исчезающим птицам.(Слайд № 12)

    Красный цвет – цвет тревоги, опасности, призывающей нас остановиться, задуматься над своими поступками, своим отношением к природе. Но Красная книга еще не гарант того, что редким зверям и птицам не грозит опасность, главным является наша человеческая совесть. Давайте же будем заботливы и ответственны за судьбу природы, чтобы, придя в лес мы смогли услышать чудесное пение птиц.

    Каким скучным был бы мир без Птиц !

    -А чем мы можем помочь птицам ?

    Ученик:

    -Сколько есть дел, посильных каждому из нас! Птицы исключительно отзывчивы на всякую помощь. Это и подкормка в суровую зимнюю пору, и устройство искусственных гнездовий, и охрана дуплистых деревьев, так необходимых для дуплогнездных птиц. И запомните главное правило : даже если вы ничем не можете помочь, в ваших силах всегда не мешать , а это уже не так мало ! Очень важно , чтобы птицы , такие прекрасные создания, неустанные труженики, полные притягательных тайн, жили счастливо на нашей Земле! Ведь там, где плохо нашим соседям по планете , плохо и нам самим. (Слайд № 13)

    Не разоряйте птичьего гнезда,-

    Так счастлива в своем жилище птица!

    Она в гнезде спокойна и тогда ,

    Когда над рощей буря злится .

    Храните дерево от топора;

    Оно, высокое и вековое,

    Дает нам тень , когда стоит жара,

    Оно чарует все живое.

    Не разрушайте птичьего гнезда !

    Мне больше, чем другому, боль знакома

    Того, чья песня глохнет в холода,

    Кто на земле живет без долга.

                                                    ( К. Кулнев )

    Ученик :« Птичьи песни »

    Пусть птицы нам поют без нот,

    Пускай поют без слов,-

    Я знаю все,о чем поет

    Щегол и реполов.

    Поют на ветке соловей,

    Малиновка и дрозд:

    «Ты гнезда разорять не смей.

    Не трогай птичьих гнезд!

    Ты в наши гнезда не смотри,

    Не становись на пни,

    Яичек теплых не бери –

    Зачем тебе они?

    Через неделю или две

    Зайди послушать в сад –

    Птенцы в молоденькой листве

    Тихонько запищат.»

    Чтоб накормить своих птенцов,

    Набить едою рот,

    Найдут синицы червяков,

    Ползущих в огород.

    Повсюду птицы полетят –

    Они и там и тут.

    Всех гусениц , что портят сад,

    На яблонях найдут.

    От кровожадных комаров

    Покоя летом нет.

    Их пеночка и реполов

    Поймают на обед.

    Поют щегол и соловей,

    Малиновка и дрозд:

    «Ты гнезда разорять не смей,

    Не трогай наших гнезд! »

    И мы не будем разорять! –

    Вот слово всех ребят.

    Пусть птичьи песенки опять

    В саду у нас звенят .

    ( З. Александрова )

    -Почему птиц называют друзьями человека ?

    -Какие правил вы должны помнить ?

    ( Работа с природоохранными знаками )

    - Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас стремительным , легким полетом, красивым пением. И только им с высоты их полета видно, как велика , прекрасна, но и хрупка наша планета. Помните об этом и вы.

    Учитель читает стихотворение:

    Простите, птицы, нас, простите,

    За неразумные дела.

    Я верю, к нам вы возвратитесь,

    Когда умчатся холода.

    Вы расскажите всему миру,

    Что много у земли друзей.

    Прошу, пожалуйста, Простите

    Таких безжалостных людей.

    Мы обижали вас жестоко,

    Но верю я, что в новый век,

    Шагнет не варвар, не губитель,

    А символ жизни – человек.

     

    Учитель: Если сегодня к нам в класс птицы принесли хотя бы один такой куплет, то я верю, что у птиц друзей станет больше. Занятие окончено.

    (Слайд № 14)

    Учитель начальных классов

    КОЛЫХАЛОВА ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА

    МОУ СОШ № 92  Г. ВОРОНЕЖ

                                                    


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Встречай с любовью птичьи стаи

    Презентация для классного часа во 2 классе...

    Утренник "Встречай с любовью птичьи стаи"

    Сценарий праздника, посвященного Дню птиц....

    Встречай с любовью птичьи стаи

    Сценарий праздника, посвящённого прилёту птиц...

    Внеклассное мероприятие "Встречай с любовью птичьи стаи"

    День Птиц отмечается в преддверии праздника Благовещенья, когда, по традиции, выпускали птиц из клеток на волю, а также, лепили их из теста, чтобы раздавать друг другу. Что и было сделано организатора...

    Праздник птиц. Встречай с любовью птичьи стаи.

    Сценарий внеклассного мероприятия...

    Встречай с любовью птичьи стаи

    Праздник "Встречай с любовью птичьи стаи" проводится в нашем ОУ в начальной школе в апреле, в то время, когда начинается прилёт птиц. Цели праздника: углубление знаний учащихся начальной школы о перел...

    Групповая долгосрочная проектная работа «Встречай с любовью птичьи стаи».

    Групповая долгосрочная проектная работа «Встречай с любовью птичьи стаи»....