Вечорки. В гостях у тетки Арины.
методическая разработка (4 класс) по теме

Борисова Галина Николаевна

 

Цели: * Осуществлять патриотическое воспитание младших школьников.

           * Прививать интерес к традициям своего народа.

           * Формировать уважительное отношение к культурному наследию предков.

           * Развивать творческие способности учащихся.

Оформление. Класс убран под деревенскую избу: в центре окно (аппликация на картоне), висят занавески, в окне видны месяц и звезды. Перед окном стоит скамеечка, рядом , сбоку, стол со свечой в старинном подсвечнике  и самовар.

(Под русскую народную мелодию дети заходят в зал и рассаживаются. Девочки с рукоделием в руках садятся на скамейку в центре,  у окошка. Входит тетка Арина в русском костюме.)

Родина

 

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля, -

Это русское раздолье,

Это русская земля.

 

***

Вижу горы и долины,

Вижу степи и луга -

Это русские картины,

Это Родина моя.

 

***

Слышу пенье жаворонка,

Слышу трели соловья -

Это русская сторонка,

Это Родина моя!

 

Тетка Арина: Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим  на наши вечорки! Как говорится: посидим рядком, поговорим ладком. Как в добрую старину собирались наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Песни пели, плясали,  но и про работу не забывали. Кто с вязаньем, кто с шитьем, а кто просто – посидеть рядком.

       Весело было в старину – и в горе, и в радости, и в работе, и в веселье песни пелись, отчего на душе светлей становилось.

      Когда заканчивались полевые работы, сельчане, переделав все домашние дела, длинными зимними вечерами собирались вот на такие посиделки –вечорки. Ведь раньше не было ни электричества, ни радио, ни тем более телевиденья, и поэтому все новости, события передавались от одного к другому. На посиделках, вот таких вечерках сельчане общались, передавали и узнавали последние новости или просто отдыхали. А женщины, молодые девушки, чтобы не терять времени даром, вязали, шили, вышивали, пряли, а за работой песни певали. Позже к ним присоединялись мужики, парни. И тут уж было не до работы – все откладывалось в сторону: начинались пляски, шутки-прибаутки, песни.

   А девки да парни на таких вот вечорках присматривались друг к другу, а потом уж и сватались. Вот  давайте и мы, ребята, заглянем с вами на одну из таких вечерок…

 (Девочки, сидящие с рукоделием – поют русскую народную песню «Пряха»)

Пряха

русская народная песня

 

В низенькой светелке

Огонек горит,

Молодая пряха

Под окном сидит.

 

Молода, красива,

Карие глаза,

По плечам развита

Русая коса.

 

Русая головка,

Думы без конца...

Ты о чем мечтаешь,

Девица-краса?..

 

 

Тетка Арина:  Пока девицы – красавицы песни поют да женихов своих поджидают, давайте осмотримся да поговорим (обращает внимание детей на предметы старинного быта, рассказывает о жизни крестьян, их нелегкой работе и т. п. Приложение:  «Жизнь крестьян»).  

     Но несмотря на жизнь  нелегкую, сельчане не унывали, изливали свои печали и горести, радость и надежду в песнях. Собирались после тяжелого рабочего дня  вечерами вместе: пели любимые песни, водили хороводы, рукодельничали. Тихо жужжала прялка, а с шуткой и весельем работа спорится.

1 девочка «Игла- барыня, княгиня, весь мир нарядила,

                     Нарядила, обшила, сама нагая ходила!»

2 девочка «Она тонка да длинна,  одноуха, остра,

                     Одноуха, остра, всему миру красна».

3 девочка «А я тычу - потычу! В носик стальной,

                    В носик стальной – хвостик льняной».

4 девочка: «Хвостик нитяной тяну, тяну за собой,

                     Сквозь холст он проходит, конец себе находит».

(Раздается стук в дверь, шум.)

Тетка Арина: Проходи, честной народ, не пыли, дорожка, добры молодцы идут погулять немножко!

(мальчики проходят, по- хозяйски осматриваются, присаживаются рядом с девочками, те прихорашиваются.)

1 мальчик: « Здорово, девицы – красавицы, и весь честной народ!

                    Собрались  мы позабавиться да потешиться.»

2 мальчик: «Пошутить, поиграть, посмеяться вместе.

                         Смех вам да веселье!»

5 девочка:  «Просим в избу: красному гостю – красное место. Милости просим, а хлеб –соль по – старинному. За хлебом солью всякая шутка хороша, где потеснее, там и веселье.»

У нас нынче субботея

русская народная песня

У нас нонче-е субботея,
А на за-автра воскресенье.
Барыня ты моя, сударыня ты моя,
А-а воскресенье.

Ко мне но-онче друг Ванюша приходил,
Три карма-ана друг Ванюша приносил.
Барыня ты моя, сударыня ты моя,
А-а друг Ванюша приносил.

Первый карма-ан со деньгами,
Второй карма-ан с орехами.
Барыня ты моя, сударыня ты моя,
А-а с орехами.

Третий карман со изюмом,
Третий карма-ан со изюмом,
Барыня ты моя, сударыня ты моя,
А-а со изюмом.

Со деньгами любить можно,
От орехов зубы больно.
Барыня ты моя, сударыня ты моя,
А-а зубы больно.

От изюма губы сладки,
Нельзя с милым целоваться.
Барыня ты моя, сударыня ты моя,
А-а целоваться.

У нас нонче-е субботея,
А на за-автра воскресенье.
Барыня ты моя, сударыня ты моя,
А-а воскресенье.

 

Тетка Арина: Да, умели и любили петь в старину.

    (Садится на лавку)

                           «Сяду рядышком на лавке, вместе с вами посижу,

                           Загадаю вам загадки, кто смышленей – погляжу!»

Загадки

1.     Кто приходит, кто уходит- все ее за ручку водят. (Дверь.)

2.     Межи деревянные, а поля стеклянные. (Окна.)

3.     В избе- изба, в избе-труба.

Зашумело в избе, загудело в трубе,

Видит пламя народ, а тушить не идет. (Печь)

4.     В небо дыра, в землю дыра, а в середине огонь да вода.(Самовар.)

5.     Под крышей четыре ножки, а на каждой суп да ложки.(Стол.)

Тетка Арина:  Хорошо умеете загадки мудреные отгадывать. А сейчас я посмотрю, есть ли среди молодцев смекалистые да  удалые, да  среди девиц-красавиц  проворные?

Пропущенные слова

1.     Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.

2.     Родина - мать, умей за нее постоять.

3.     Каждый кулик свое болото хвалит. 

4.     Где выросла сосна, там она и красна.

5.     В своем болоте и лягушка поет.

6.     Дома и стены помогают.

7.     У своего гнезда и ворон орла бьет.

8.     На чужой сторонушке рад своей воронушке.

9.     Человек без родины - соловей без песни.

10.                       Своя земля и в горсти мила.

 

Ребята, а как вы эти пословицы понимаете?

 

Выходит мальчик: «Возьму в руки балалайку, да потешу свою хозяйку.

                                     Эй, Тимоха, Демьян, Николай и Иван,

                                    Сядем, братцы, все рядком и частушки пропоем».

1 девочка: «Начинаю я припевку первую, начальную,

                    Я хочу развеселить публику печальную».

2 девочка: «Я сидела на окошке, ехал милый мой на кошке,

                      Стал к окошку подъезжать, не мог кошку удержать».

3 девочка: «Говорят, я боевая, боевая, ну и что ж?

                      Моя мама боевая, ну а я тогда в кого ж?»

4 девочка: «Поиграй, милой, в гармошку, а я песни подпою,

                       Я сама себя потешу и тебя развеселю».

5 девочка: «Едет милый по базару, всем он улыбается,

                      Оказалось – зубы вставил, рот не закрывается».

      6  девочка:  «Мой миленок, соколенок, посидим под грушею.
                          Ты частушки запевай, а я тебя послушаю!»

     7 девочка: «Не кукуй кукушка в поле, тебе холодно носку,
                           Прилети ко мне в деревню, разгони мою тоску.»        

     8  девочка: «Приходи ко мне, миленок, я дорогу укажу:
                                На березовых кусточках я по ленте привяжу.»

     9  девочка: У моей милушки изба, как гнилушка, —
                             Она в землю врыта, камышом закрыта.

     10 девочка: Не играй, милый, в простую, поиграй в тальяночку.
                              Не люби городовую, полюби крестьяночку.

Выбегает девочка (11)  с платочком:    «Что с ногами, не пойму!

                                                                      Вправо-влево носятся,

                                                                     Не стоят они на месте,

                                                                    Так в кадриль и просятся.

    12 девочка: «Почему же не сплясать, почему не топнуть?

                       Неужели от меня половицы лопнут?»

    13 девочка «Ох, раз, еще раз мы поклонимся сейчас,

                        Начинаем перепляс, постарались мы для вас».

Тетка Арина:  «Что за песни, что за песни распевает наша Русь!

                  Уж как хочешь, брат, хоть тресни, так не спеть тебе, француз!

                  Золотые, удалые, не немецкие! Песни русские, живые, молодецкие!

                  Как затянет, как зальется православный наш народ,

                 Ведь откуда что берется, - прямо к сердцу так и льнет!...

                 Запоет про темну ночку иль про белые снега,

                 Про купеческую дочку, про шелковые луга;

                 Запоет про сине море иль про матушку-реку,

                 Про кручинушку и горе, про сердечную тоску;

                Да как гаркнет: эй, калина, не шуми, дремучий бор! –

                Чуешь Руси-исполина и раздолье, и простор!

                Русь и в песте-то могуча, широка и глубока,

               И свободна, и гремуча, и привольна, и звонка!

              Ай, да песни, что за песни распевает наша Русь!

              Уж как хочешь, брат, хоть тресни, Так не спеть тебе француз!

             Золотые, удалые, не немецкие, песни русские, живые, молодецкие!»

Тетка Арина: Вот и закончилась наша вечорка:  посидели рядком да поговорили ладком. Песни попели, наплясались, нашутились, как в старые времена сиживали наши бабушки да дедушки, прабабушки да прадедушки. А в следующий раз – милости просим, заходите еще к нам на огонек, на посиделки да на вечорки.

(Звучит русская народная мелодия. Все расходятся.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

Жизнь крестьян

        Своя жизнь, полная трудов, тревог, текла в скромных, русских селах и деревнях, в рубленых избах, в полуземлянках с печками-каменками в углу. Там люди упорно боролись за существование, распахивали новые земли, разводили скот,  охотились, оборонялись от «лихих» людей.  Долгими зимними вечерами при свете лучин женщины пряли. Мужчины  вспоминали минувшие дни, слагали и пели песни, слушали сказителей и сказительниц былин.

Дом.

       Крестьянский дом  мог состоять из одной избы; избы с сенями. В избе зимой сосредоточивалась вся жизнь семьи, в ней же содержали и молодой скот. Внутри крестьянские избы были убраны строго, но нарядно. В избе в переднем углу под иконами – большой стол для всей семьи, вдоль стен широкие встроенные лавки с резной опушкой, над ними полки для посуды.

Посуда.

     Ковши были самых разнообразных форм и размеров, в них наливали мед или квас. В некоторые ковши умещалось по несколько вёдер.

    Ковшички для питья имели ладьевидную форму. Ручки ковшей делались в виде головы коня или утки. Ковши щедро украшались резьбой или росписью. Из дерева вырезали и красивые солонки в виде коней и птиц, и миски, и, конечно, ложки. Из дерева делали всё – и мебель, и корзину, и ступу, и сани, и колыбель для ребёнка. Часто эти бытовые предметы из дерева расписывали.

Прялка.

    Особенно почитались у крестьянина прялки. Прядение и ткачество было одним из основных занятий русских женщин. Нужно было наткать ткани, чтобы одеть свою большую семью, украсить дом полотенцами, скатертями. Не случайно, поэтому прялка была традиционным подарком у крестьян, они с любовью хранились и передавались по наследству. По старому обычаю парень, посватавшись к девушке, дарил ей прялку собственной работы. Чем прялка наряднее, чем искуснее вырезана и расписана, тем больше чести жениху. Долгими зимними вечерами собирались девушки на посиделки,  вечерки приносили прялки, работали да хвастались жениховыми подарками.

Одежда.

     Изготовление обуви в крестьянской семье традиционно было мужским делом, а одежду всегда делали женщины. «Они обрабатывали лён, пряли из него тонкие мягкие нитки. Долгой и трудной была обработка льна, но под сильными и ловкими руками крестьянок лён превращался и в белоснежные ткани и в суровые холсты, и в прекрасные кружева. Эти же руки шили одежду, красили нитки, вышивали праздничные наряды. Чем трудолюбивее была женщина, тем тоньше и белее были рубашки у всей семьи, тем замысловатее и красивее были на них узоры».

           Из одежды мужчины и женщины - носили рубахи (у женщин они были длиннее) из домотканого полотна. Мужчины кроме рубахи надевали штаны, а женщины - юбки.  Обували лапти. Верхней одеждой и у мужчин, и у женщин была свитка. Носили также разные плащи. Зимой носили обыкновенные шубы.

        Обучение всем женским работам начиналось с раннего детства. Маленькие девочки с шести-семи лет уже помогали взрослым в поле сушить лён, а зимой пробовали прясть из него нити. Для этого им давали специально сделанные детские веретёна и прялки. Подрастала девочка и с двенадцати-тринадцати лет начинала сама готовить себе приданое.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vechorki.docx29.05 КБ

Предварительный просмотр:

Вечорки.  В гостях у тетки Арины.

Цели: * Осуществлять патриотическое воспитание младших школьников.

           * Прививать интерес к традициям своего народа.

           * Формировать уважительное отношение к культурному наследию предков.

           * Развивать творческие способности учащихся.

Оформление. Класс убран под деревенскую избу: в центре окно (аппликация на картоне), висят занавески, в окне видны месяц и звезды. Перед окном стоит скамеечка, рядом , сбоку, стол со свечой в старинном подсвечнике  и самовар.

(Под русскую народную мелодию дети заходят в зал и рассаживаются. Девочки с рукоделием в руках садятся на скамейку в центре,  у окошка. Входит тетка Арина в русском костюме.)

Родина

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля, -

Это русское раздолье,

Это русская земля.

***

Вижу горы и долины,

Вижу степи и луга -

Это русские картины,

Это Родина моя.

***

Слышу пенье жаворонка,

Слышу трели соловья -

Это русская сторонка,

Это Родина моя!

Тетка Арина: Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим  на наши вечорки! Как говорится: посидим рядком, поговорим ладком. Как в добрую старину собирались наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Песни пели, плясали,  но и про работу не забывали. Кто с вязаньем, кто с шитьем, а кто просто – посидеть рядком.

       Весело было в старину – и в горе, и в радости, и в работе, и в веселье песни пелись, отчего на душе светлей становилось.

      Когда заканчивались полевые работы, сельчане, переделав все домашние дела, длинными зимними вечерами собирались вот на такие посиделки –вечорки. Ведь раньше не было ни электричества, ни радио, ни тем более телевиденья, и поэтому все новости, события передавались от одного к другому. На посиделках, вот таких вечерках сельчане общались, передавали и узнавали последние новости или просто отдыхали. А женщины, молодые девушки, чтобы не терять времени даром, вязали, шили, вышивали, пряли, а за работой песни певали. Позже к ним присоединялись мужики, парни. И тут уж было не до работы – все откладывалось в сторону: начинались пляски, шутки-прибаутки, песни.

   А девки да парни на таких вот вечорках присматривались друг к другу, а потом уж и сватались. Вот  давайте и мы, ребята, заглянем с вами на одну из таких вечерок…

 (Девочки, сидящие с рукоделием – поют русскую народную песню «Пряха»)

Пряха

русская народная песня

В низенькой светелке

Огонек горит,

Молодая пряха

Под окном сидит.

Молода, красива,

Карие глаза,

По плечам развита

Русая коса.

Русая головка,

Думы без конца...

Ты о чем мечтаешь,

Девица-краса?..

Тетка Арина:  Пока девицы – красавицы песни поют да женихов своих поджидают, давайте осмотримся да поговорим (обращает внимание детей на предметы старинного быта, рассказывает о жизни крестьян, их нелегкой работе и т. п. Приложение:  «Жизнь крестьян»).  

     Но несмотря на жизнь  нелегкую, сельчане не унывали, изливали свои печали и горести, радость и надежду в песнях. Собирались после тяжелого рабочего дня  вечерами вместе: пели любимые песни, водили хороводы, рукодельничали. Тихо жужжала прялка, а с шуткой и весельем работа спорится.

1 девочка «Игла- барыня, княгиня, весь мир нарядила,

                     Нарядила, обшила, сама нагая ходила!»

2 девочка «Она тонка да длинна,  одноуха, остра,

                     Одноуха, остра, всему миру красна».

3 девочка «А я тычу - потычу! В носик стальной,

                    В носик стальной – хвостик льняной».

4 девочка: «Хвостик нитяной тяну, тяну за собой,

                     Сквозь холст он проходит, конец себе находит».

(Раздается стук в дверь, шум.)

Тетка Арина: Проходи, честной народ, не пыли, дорожка, добры молодцы идут погулять немножко!

(мальчики проходят, по- хозяйски осматриваются, присаживаются рядом с девочками, те прихорашиваются.)

1 мальчик: « Здорово, девицы – красавицы, и весь честной народ!

                    Собрались  мы позабавиться да потешиться.»

2 мальчик: «Пошутить, поиграть, посмеяться вместе.

                         Смех вам да веселье!»

5 девочка:  «Просим в избу: красному гостю – красное место. Милости просим, а хлеб –соль по – старинному. За хлебом солью всякая шутка хороша, где потеснее, там и веселье.»

У нас нынче субботея

русская народная песня

У нас нонче-е субботея,
А на за-автра воскресенье.
Барыня ты моя, сударыня ты моя,
А-а воскресенье.

Ко мне но-онче друг Ванюша приходил,
Три карма-ана друг Ванюша приносил.
Барыня ты моя, сударыня ты моя,
А-а друг Ванюша приносил.

Первый карма-ан со деньгами,
Второй карма-ан с орехами.
Барыня ты моя, сударыня ты моя,
А-а с орехами.

Третий карман со изюмом,
Третий карма-ан со изюмом,
Барыня ты моя, сударыня ты моя,
А-а со изюмом.

Со деньгами любить можно,
От орехов зубы больно.
Барыня ты моя, сударыня ты моя,
А-а зубы больно.

От изюма губы сладки,
Нельзя с милым целоваться.
Барыня ты моя, сударыня ты моя,
А-а целоваться.

У нас нонче-е субботея,
А на за-автра воскресенье.
Барыня ты моя, сударыня ты моя,
А-а воскресенье.

Тетка Арина: Да, умели и любили петь в старину.

    (Садится на лавку)

                           «Сяду рядышком на лавке, вместе с вами посижу,

                           Загадаю вам загадки, кто смышленей – погляжу!»

Загадки

  1. Кто приходит, кто уходит- все ее за ручку водят. (Дверь.)
  2. Межи деревянные, а поля стеклянные. (Окна.)
  3. В избе- изба, в избе-труба.

Зашумело в избе, загудело в трубе,

Видит пламя народ, а тушить не идет. (Печь)

  1. В небо дыра, в землю дыра, а в середине огонь да вода.(Самовар.)
  2. Под крышей четыре ножки, а на каждой суп да ложки.(Стол.)

Тетка Арина:  Хорошо умеете загадки мудреные отгадывать. А сейчас я посмотрю, есть ли среди молодцев смекалистые да  удалые, да  среди девиц-красавиц  проворные?

Пропущенные слова

  1. Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.
  2. Родина - мать, умей за нее постоять.
  3. Каждый кулик свое болото хвалит. 
  4. Где выросла сосна, там она и красна.
  5. В своем болоте и лягушка поет.
  6. Дома и стены помогают.
  7. У своего гнезда и ворон орла бьет.
  8. На чужой сторонушке рад своей воронушке.
  9. Человек без родины - соловей без песни.
  10. Своя земля и в горсти мила.

Ребята, а как вы эти пословицы понимаете?

Выходит мальчик: «Возьму в руки балалайку, да потешу свою хозяйку.

                                     Эй, Тимоха, Демьян, Николай и Иван,

                                    Сядем, братцы, все рядком и частушки пропоем».

1 девочка: «Начинаю я припевку первую, начальную,

                    Я хочу развеселить публику печальную».

2 девочка: «Я сидела на окошке, ехал милый мой на кошке,

                      Стал к окошку подъезжать, не мог кошку удержать».

3 девочка: «Говорят, я боевая, боевая, ну и что ж?

                      Моя мама боевая, ну а я тогда в кого ж?»

4 девочка: «Поиграй, милой, в гармошку, а я песни подпою,

                       Я сама себя потешу и тебя развеселю».

5 девочка: «Едет милый по базару, всем он улыбается,

                      Оказалось – зубы вставил, рот не закрывается».

      6  девочка:  «Мой миленок, соколенок, посидим под грушею.
                         Ты частушки запевай, а я тебя послушаю!»

     7 девочка: «Не кукуй кукушка в поле, тебе холодно носку,
                          Прилети ко мне в деревню, разгони мою тоску.»
         

     8  девочка: «Приходи ко мне, миленок, я дорогу укажу:
                               На березовых кусточках я по ленте привяжу.»

     9  девочка: У моей милушки изба, как гнилушка, —
                            Она в землю врыта, камышом закрыта.

     10 девочка: Не играй, милый, в простую, поиграй в тальяночку.
                             Не люби городовую, полюби крестьяночку.

Выбегает девочка (11)  с платочком:    «Что с ногами, не пойму!

                                                                      Вправо-влево носятся,

                                                                     Не стоят они на месте,

                                                                    Так в кадриль и просятся.

    12 девочка: «Почему же не сплясать, почему не топнуть?

                       Неужели от меня половицы лопнут?»

    13 девочка «Ох, раз, еще раз мы поклонимся сейчас,

                        Начинаем перепляс, постарались мы для вас».

Тетка Арина:  «Что за песни, что за песни распевает наша Русь!

                  Уж как хочешь, брат, хоть тресни, так не спеть тебе, француз!

                  Золотые, удалые, не немецкие! Песни русские, живые, молодецкие!

                  Как затянет, как зальется православный наш народ,

                 Ведь откуда что берется, - прямо к сердцу так и льнет!...

                 Запоет про темну ночку иль про белые снега,

                 Про купеческую дочку, про шелковые луга;

                 Запоет про сине море иль про матушку-реку,

                 Про кручинушку и горе, про сердечную тоску;

                Да как гаркнет: эй, калина, не шуми, дремучий бор! –

                Чуешь Руси-исполина и раздолье, и простор!

                Русь и в песте-то могуча, широка и глубока,

               И свободна, и гремуча, и привольна, и звонка!

              Ай, да песни, что за песни распевает наша Русь!

              Уж как хочешь, брат, хоть тресни, Так не спеть тебе француз!

             Золотые, удалые, не немецкие, песни русские, живые, молодецкие!»

Тетка Арина: Вот и закончилась наша вечорка:  посидели рядком да поговорили ладком. Песни попели, наплясались, нашутились, как в старые времена сиживали наши бабушки да дедушки, прабабушки да прадедушки. А в следующий раз – милости просим, заходите еще к нам на огонек, на посиделки да на вечорки.

(Звучит русская народная мелодия. Все расходятся.)

Приложение.

Жизнь крестьян

        Своя жизнь, полная трудов, тревог, текла в скромных, русских селах и деревнях, в рубленых избах, в полуземлянках с печками-каменками в углу. Там люди упорно боролись за существование, распахивали новые земли, разводили скот,  охотились, оборонялись от «лихих» людей.  Долгими зимними вечерами при свете лучин женщины пряли. Мужчины  вспоминали минувшие дни, слагали и пели песни, слушали сказителей и сказительниц былин.

Дом.

       Крестьянский дом  мог состоять из одной избы; избы с сенями. В избе зимой сосредоточивалась вся жизнь семьи, в ней же содержали и молодой скот. Внутри крестьянские избы были убраны строго, но нарядно. В избе в переднем углу под иконами – большой стол для всей семьи, вдоль стен широкие встроенные лавки с резной опушкой, над ними полки для посуды.

Посуда.

     Ковши были самых разнообразных форм и размеров, в них наливали мед или квас. В некоторые ковши умещалось по несколько вёдер.

    Ковшички для питья имели ладьевидную форму. Ручки ковшей делались в виде головы коня или утки. Ковши щедро украшались резьбой или росписью. Из дерева вырезали и красивые солонки в виде коней и птиц, и миски, и, конечно, ложки. Из дерева делали всё – и мебель, и корзину, и ступу, и сани, и колыбель для ребёнка. Часто эти бытовые предметы из дерева расписывали.

Прялка.

    Особенно почитались у крестьянина прялки. Прядение и ткачество было одним из основных занятий русских женщин. Нужно было наткать ткани, чтобы одеть свою большую семью, украсить дом полотенцами, скатертями. Не случайно, поэтому прялка была традиционным подарком у крестьян, они с любовью хранились и передавались по наследству. По старому обычаю парень, посватавшись к девушке, дарил ей прялку собственной работы. Чем прялка наряднее, чем искуснее вырезана и расписана, тем больше чести жениху. Долгими зимними вечерами собирались девушки на посиделки,  вечерки приносили прялки, работали да хвастались жениховыми подарками.

Одежда.

     Изготовление обуви в крестьянской семье традиционно было мужским делом, а одежду всегда делали женщины. «Они обрабатывали лён, пряли из него тонкие мягкие нитки. Долгой и трудной была обработка льна, но под сильными и ловкими руками крестьянок лён превращался и в белоснежные ткани и в суровые холсты, и в прекрасные кружева. Эти же руки шили одежду, красили нитки, вышивали праздничные наряды. Чем трудолюбивее была женщина, тем тоньше и белее были рубашки у всей семьи, тем замысловатее и красивее были на них узоры».

           Из одежды мужчины и женщины - носили рубахи (у женщин они были длиннее) из домотканого полотна. Мужчины кроме рубахи надевали штаны, а женщины - юбки.  Обували лапти. Верхней одеждой и у мужчин, и у женщин была свитка. Носили также разные плащи. Зимой носили обыкновенные шубы.

        Обучение всем женским работам начиналось с раннего детства. Маленькие девочки с шести-семи лет уже помогали взрослым в поле сушить лён, а зимой пробовали прясть из него нити. Для этого им давали специально сделанные детские веретёна и прялки. Подрастала девочка и с двенадцати-тринадцати лет начинала сама готовить себе приданое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе.Тема урока:"Ариной Родионовной Россия склоняется над пушкинской строкой... (Пушкин "Зимний вечер")"

Разработка урока по теме "А.С.Пушкин. "Зимний вечер". В ходе урока через содержание стихотворения дети получат представление об огромном влиянии Арины Родионовны на развитие поэтического таланта поэта...

Капустинская вечорка.

Капустинская вечорка....

Капустинская вечорка.

Капустинская вечорка....

новогодний праздник ( Арина и Ярослав)

Новогодний праздник ( Арина и Ярослав)...

Реферат Золотаревой Арины (2А класс) на тему "Эти удивительные лошади"

Как звезды украшают небо,Как музыканты - струны лир,А строй богинь - богиня Гера,Так лошади наш красят мир!...

Индивидуальный образовательный маршрут Арины Л

Данный материал содержит образовательный      маршрутдля одарённой обучающейся, имеющей повышенную мотивацию к обучению...

В гости к нянюшке Арине

Презентация для внеурочной деятельности учащихся начальных классов 1- 4 классов. Содержит познавательный краеведческий  материал по теме "Пушкинские места Лениградской области"....