Капустинская вечорка.
материал на тему

Капустинская вечорка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kapustinskaya_vechorka.zip15.57 КБ

Предварительный просмотр:

Капустинская вечорка.

Оборудование: у доски- столы, покрытые вышитой  скатертью, на столах- корыта, сечки, капуста, фартуки, косынки для девочек. Доска украшена полотенцем, вышитым в русских народных мотивах, и т. п.

В центре доски  надпись: «Капустинская вечорка.»

Ниже:

Осень- запасиха, зима- подбериха.

Осенью и воробей богат.

Осенью и у кошки пирог.

На боковой части доски:

Человек без Родины- соловей без песни.

Своя Земля и в горсти мила.

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Ход мероприятия.

Учитель:

-Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости!

-Ребята, скажите, в какой стране мы живем?

-Вы любите свою страну?

-За что вы любите  Родину?

-Обратите внимание на эти замечательные фотографии. Это виды природы нашего Горного Алтая.

-Прочитайте пословицы на доске. Как вы их понимаете?

-Ребята, каждый человек должен знать свои корни, понимать и любить свой народ, обычаи своего народа, культуру.

-Вот уже четвертый год мы с вами знакомимся с тем, как жили люди раньше на Руси. Многое мы уже узнали, многое - предстоит узнать.

Мы провели Рождество, Русские посиделки, Масленицу, знакомились с прикладным искусством, пробовали копировать Городецкую, хохломскую роспись, гжель, Учились у мастеров Дымково, рисовали жостовские подносы.

Вам уже немного понятенуклад жизни старого времени. Полюбили вы народные частушки, песни, шутки и т. д. Наверное, ребята, вы заметили, что русский народ умел не только веселиться, но и трудиться.

Много на Руси праздников. А самые радостные, щедрые были осенью, когда люди, убрав урожай, делали заготовки на долгую зиму. Один из таких праздников отмечался 8 октября- Сергей- капустник.

В этот день хозяйки приглашали девчат на «капустные вечерки»- помочь нарубить капусты на зиму. Отказать хозяйке было нельзя. Это считалось неуважением к старшим. Капустницы, приходя в дом, поздравляли хозяйку с капустой, как с праздником. В этот день щеголяли друг перед другом своими нарядами. Тут и там во дворах и домах раздавался стук да веселый смех. Слышались также голоса парней- они не были участниками работы, но приходили для веселья, ждали окончания работы, чтобы в игры поиграть да хороводы поводить. Знаком к началу веселья служила полная кадка квашенины, которую отодвигали в угол для скисания. Пока молодежь веселилась, хозяйки накрывали на стол. Главным угощением на этом столе был капустный пирог.

И у нас сегодня – капустник!

-Пожалуйста, хозяюшки, проходите на свое место.

(Хозяйки- мама и дочка –на сцене)

Дочка:

-Мама, скоро гости к нам придут?

(Заглядывает в окно)

-О-о-о! К нам наехали капустны вечера на конях, на соболях, на лисицах, горностаях.

Хозяйка:

Уж вы, кумушки, голубушки мои, вы придите поработать у меня, пособите мне капусту порубить, пособите - тка ее мне усолить!

(Подошли к калитке девушки)

Одна девушка:

Эй, хозяюшка, выходи встречать, работнички пришли!

Хозяйка:

-Для дорогого гостя и ворота настежь! Проходите, девицы. Ах, какие на вас сегодня наряды красивые. Надевайте-ка фартуки, чтобы красоту такую не испачкать, и начнем капусту рубить.

(Все надевают фартуки. Девочки начинают рубить капусту.)

Одна девочка:

А я нынче капусту с морковочкой посолила!

Другая:

А я- с клюквой! Красивая, вкусная капустка получилась.

Третья:

Капусточка-то наша хороша! Богата витаминами и очень полезна!

Четвертая:

А в тяжелый год скольких людей капуста спасла от голода!

Пятая:

Да, верно говорят: «Хлеб да капуста лихого не допустят».

Шестая:

А вон и ребята на помощь к нам идут!

Мальчики:

-Здравствуй, хозяйка. Помочь тебе пришли!

Хозяйка:

Заходите, заходите, гости дорогие, присаживайтесь!

Хозяйка, глядя, как работают девушки:

-Хорошо у вас получается, помощницы мои! Хорошее начало- полдела откачало. А чтобы мы быстрей справились, потешьте-ка вы нас, ребятушки, веселой прибауткой!

Первый мальчик:

-У нас в Рязани грибы с глазами. Их едят, а они глядят!

Второй мальчик:

Ваши вороны кверху пупом летят, а наши дураки, задравши голову, глядят!

Третий мальчик:

Шла торговка мимо рынка,

Спотыкнулась о корзинку

И упала в яму- бух,

Раздавила сорок мух.

Девочка:

Ты Назар, ты, Назар,

Поди-ка на базар,

Купи мне сарафан:

Ни долог, ни короток-

Ни в лес ходить,

Ни зайцев ловить.

Два мальчика:

-Мы с тобой шли?

-Шли.

-Пряник нашли?

-Нашли.

-Я тебе его дал?

-Дал.

-Ты его взял?

-Взял.

-Так где он?

-Что?

-Пряник.

-Какой?

-Как какой? Ведь мы с тобой шли?

-Шли.

-Пряник нашли?

-Нашли.

-Я тебе его дал?

-Дал.

-Ты его взял?

-Взял.

-Так где он?

-А-а-а! Так я его съел.

Песня «Я на камушке сижу» в исполнении мальчиков.

(Мальчики  поют, сидя на стульях и держа в руках топоры.)

1.Я на камушке сижу, я топор в руках держу.

Ай, ли ай. Люли, я топор в руках держу.

2.Я топор в руках держу, вот я колышки тешу

Ай, ли, ай, люли, вот я колышки тешу

3.Вот я колышки тешу, изгород горожу

Ай, ли, ай, люли, изгород горожу

4.Изгород горожу, я капусту сажу

Ай, ли, ай, люли, я капусту сажу.

5Я капусту сажу да все беленькую,

Ай, ли, ай, люли, да кочаненькую

5.У кого нету капусты , прошу к нам в огород

Ай, ли, ай, люли, прошу к нам в огород.

6.Прошу к нам в огород, во веселый хоровод.

Ай, ли. Ай, люли, во веселый хоровод.

Девочка:

-А давайте в игры играть, хороводы водить.

Кончил дело-гуляй смело! Заводите-ка, девицы. Хоровод про капустку нашу белокачанную. Чтобы и на следующий год она так же хорошо уродилась!

Песня «Вейся, вейся, капустка,»

1.

Вейся, вейся, капустка,

Вейся, вейся, белая,

Как мне, капустке не виться,

Белою белою не ломиться.

Припев:

Вечор на капустку,

 Вечор на белую

Силен дождик пролил,

Частый поливает,

Капустку ломает,

Парень с девушкой гуляет.

2.

Тега, гуси, домой,

Тега, серые, домой.

Домой гуси не йдут,

Домой серые не йдут.

Я сама гуськом,

Сама беленьким,

Гуськом сереньким.

Девочка:

А давайте-ка в «Колышки» поиграем.

Правила игры:

Девочки выбирают мальчиков и встают в круг. Причем, мальчики встают на колени, девочки встают за спиной у мальчиков. Водящий ходит по кругу в центре, подходит к любой паре , с которой у него состоится  диалог.

-Кума, кума, подай колышки!

-Купи.

-А что стоит?

-Кочан капусты да веник, да рубль денег.

-Ну, по рукам да в баню.

(Ударяют по рукам и бегут вокруг колышков в разные стороны.Кто первым прибежит, тот встает у «колышка». Проигравший становится водящим.

Девочка:

Давайте в другую игру поиграем «Сидит Яша».

(Дети ходят по кругу, взявшись за руки, и поют)

Сиди, сиди, Яша,

Ты забава наша.

Погрызи орехи

Для своей потехи.

(Яша делает вид, что грызет орехи. На последнем слове дети останавливаются и хлопают в ладоши, а Яша встает с закрытыми глазами, кружится.)

Дети:

Свои руки наложи,

Имя правильно скажи.

(По окончании песни Яша с закрытыми глазами подходит к кому-нибудь, дотрагивается до него, отгадывает, кто это. Чье имя отгадает, тот становится водящим, т. е. Яшей, и игра продолжается.)

Девочка:

Пришло время песню спеть.

Песня «В воскресенье я на ярмарку ходила»

1.В воскресенье я на ярмарку ходила,

Веретен да кудельку купила.

Припев:

Тюря- тюря- тюря-тюря-тюря- тюря-ря/ 2 раза

2. В понедельник я банюшку топила,

А во вторник я в банюшку ходила.

Припев: тот же.

3.Тебя, миленький мой, в середу встречала,

А в четверг я тебя провожала.

Припев: тот же.

4. Эх, да в пятницу не прядут, не мотают,

Во субботу всех померших поминают.

Припев: тот же.

5.Так-то, миленький мой, ласковый Емелька,

Проработала всю эту я недельку!

Припев: тот же.

Девочка:

-Ирина, спой ты для нас про русские сапожки!

Песня «Русские сапожки»

Девочка:

-Девчата- хохотушки, запевайте-ка частушки!

(Девочки поют частушки)

Частушки.

1Петя нам загадки гнул,

А теперь, поди, заснул,

Проснись, протри глазеночки,

Смотри, каки девчоночки!

(Выбегает мальчик и поет)

Не дремлю я, замечаю,

Ту, котора всех бойчей,

Ту, которая, девчата,

Всех танцует веселей.

Ты прости, дружочек Федя,

Что тебя обидела.

Я пирог твой откусила,

А тебя не видела.

Баяниста Петю я

Давненько заприметила,

Играет он старательно,

Моргает завлекательно.

Шел деревней- девки спали,

Заиграл в гармошку- встали,

Встали, пробудилися,

Окна растворилися.

Я хороший паренек,

Стройная фигурочка,

Неужели не полюбит

Катерина, дурочка?

Плясать пойду,

Головой тряхну,

Своими серыми глазами

Завлекать начну.

Прялку продам,

Веретешко продам,

Гармонь куплю-

Плясать пойду.

Я плясала в три ноги,

Потеряла сапоги,

Оглянулася назад-

Сапоги мои лежат.

Не смотрите на меня,

Глазки поломаете,

Я не с вашего села-

Вы меня не знаете.

Ой, топни, нога,

Не жалей сапога,

Тятька новые сошьет,

Или эти подошьет.

Пляши, Матвей,

Не жалей лаптей,

Батька лыка надерет,

Лапти новые сплетет.

(Частушечники уходят, в круг выходят 2 мальчика)

-Скажи: Медь!

-Медь.

-Твой отец- медведь.

-Скажи: Двести!

-Двести.

-У тебя голова в тесте.

-Сенька, под ногами грязь…

-Где? (Смотрит по сторонам, под ноги,)

-Не кланяйся, я тебе не князь!

-Вам поклон прислала!

-Кто?

-Маша.

-Какая Маша?

-Да свинья наша.

Девочка:

-А мы сейчас проверим силушку наших богатырей!

-Кто самый сильный? Выходи на круг!

-А кто хочет помериться силой с этим мальчиком?

(Мальчики ставят руку на локоть на стол и стараются повалить руку соперника)

-Вот какие сильные наши богатыри! Молоды да ловки!

Другая девочка:

А давайте соберем урожай!

(На пол высыпается картофель. Вызываются 2 участника, которые с завязанными глазами должны набрать в корзину картофель за определенное время. Победит тот, у кого будет больше картофелин.)

Учитель:

Урожай собрали. Но надо ведь его снести в погреб на хранение, чтобы он не пропал.

(Все дети выстраиваются в 2 колонны. В руки первому игроку дается корзина. Чья команда над головой  сумеет быстрее передать корзинку, та и победит.)

Девочка:

На Руси уж так идет,

Что талантливый народ.

Сам себе и жнец, и швец,

И на дудочке игрец.

-Убедились мы в этом.

Хозяйка:

-Ну вот, пока песни да прибаутки сказывались, да в игры играли, и работа сделалась. Недаром говорится, что дело мастера боится.

Мальчик:

Не то дорого, что красного золота, а дорого, что доброго мастерства. Самое время сесть за стол.

Мальчик:

Сколько разных блюд из капусты приготовили добрые хозяюшки. Давайте отведаем.

(Начинается застолье. Ребята и гости пробуют блюда из капусты.Главным на столе является капустный пирог)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вечорки. В гостях у тетки Арины.

Цели: * Осуществлять патриотическое воспитание младших школьников.           * Прививать интерес к традициям своего народа....

Капустинская вечорка.

Капустинская вечорка....