Преодоление трудностей в обучении учащихся начальных классов с использованием методов театральной педагогики.
материал (4 класс) по теме

Иванова Маргарита Михайловна

        Основная цель, которую мы ставим в работе с каждым ребёнком – это формировать гармоничную личность и помочь ребёнку в раскрытии дремлющих способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Преодоление трудностей в обучении учащихся начальных классов с использованием методов театральной педагогики.

Четыре года обучения в начальной школе – это время для запуска многих потенциальных возможностей ребёнка. Эти возможности сугубо индивидуальны и в любой детской натуре их множество. Современные образовательные технологии чаще всего ориентированы на среднее и старшее школьное звено, упуская проблемы  начальной школы, а ведь именно на первой ступени образования возникают сложности, предопределяющие последующие трудности в воспитании и обучении учеников.

Основная цель, которую мы ставим в работе с каждым ребёнком – это формировать гармоничную личность и помочь ребёнку в раскрытии дремлющих способностей.

Когда употребляется понятие формирование личности, то имеется в виду единство объективных условий и субъективных факторов, целенаправленно воздействующих на процесс становления и развитие человека. Хотя воспитание и учитывает влияние внешней среды, оно в основном олицетворяет усилия, которые осуществляют социальные институты. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, по некоторым аспектам она продолжается всю жизнь.

Современные учёные – педагоги ведут неустанный поиск новых воспитательных средств и форм, изучают условия духовного развития подрастающего поколения. Исследуют различные технологии воспитания, обеспечивающие гуманизацию педагогического процесса. Одной из современных тенденций в деятельности общеобразовательных учреждений разных типов является значительное расширение дополнительного образования. Сегодня к этому есть целый ряд объективных и субъективных оснований:

- на развитие воспитание в целом и дополнительного образования как одной из его составляющих нацеливают организаторов общего образования нормативные документы:

- всё больше педагогической наукой и практикой осознаются образовательные,   социально-педагогические  и   воспитательные   возможности

дополнительного образования:

- активно развивается сама сфера дополнительного образования, всё больше становясь полноценной составляющей процесса непрерывного образования человека.

Поэтому необходимо отметить, что именно дополнительное образование зачастую является определяющим фактором в выборе профессии, образа мыслей и жизни подрастающего человека. Именно оно наиболее полно отражает склонности ребёнка к той или иной деятельности, позволяет проявить его индивидуальность и раскрыть способности. Кроме того дополнительное образование всегда подразумевает коллектив для ребёнка необычный, нестандартный (школа, семья), это не только дополнительная и интересная для ребёнка сфера деятельности, но также новые друзья, педагоги, а следовательно дополнительная адаптация в обществе. Правильно организованная система дополнительного образования представляет собой ту благоприятную сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, что позволит в конечном итоге сделать более результативным и эффективным не только весь процесс школьного образования, но и развития личности ребёнка в целом.

Социализация личности предполагает, что объектом исследования становится не одно или несколько, а весь комплекс общественно значимых качеств человека в их тесном единстве и взаимодействии. Они охватывают всю совокупность черт сознания и поведения: знания, убеждённость, трудолюбие, культуру, воспитанность, стремление жить по законам красоты, физическую подготовку и т. д. В современных условиях процесс социализации представляет новые требования к духовному облику, убеждениям и действиям людей. То есть объёмный процесс, органично включающий в себя множество факторов: передачу социального опыта человечества, преемственность традиций, общественно-политическую и познавательную деятельность человека, выделение и преодоление негативных явлений в сознании и поведении людей, а также взаимодействие мировой и национальных культур.

А теперь рассмотрим вопросы воспитания средствами театральной педагогики,    а   следовательно    социализацию   личности   ребёнка   в   детском

коллективе, потому что детское театральное творчество обладает большими резервами воспитательно- образовательного воздействия, во многом способствует наиболее всесторонней социализации ребёнка, развитию творческой личности, её самостоятельности и инициативы.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через творческую игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность. Одной из возможностей познакомит школьников, с театральным искусством является проведение праздников и развлечений, в основе которых – игра-драматизация по мотивам авторской, народной сказки или вымышленного сюжета. Проведение праздника в такой форме позволяет творчески раскрыться каждому ребёнку: кто-то показывает себя в большой роли, кто-то в совсем крошечной: робкие, стеснительные дети могут проговорить свои слова хором ( по два – три человека). В спектакле всегда находится место маленьким танцорам и певцам.

Театрализованное представление вырастает из репетиций, которые строятся не в виде многочисленных повторений выученного материала, а через раскрытие детьми характеров сказочных персонажей. Мы стараемся, чтобы подготовка спектаклей не убила детскую самобытность, чтобы участие в представлении приносило радость каждому ребёнку. Особое внимание уделяется оформлению зала, декорациям, костюмам персонажей, применение звуковых и световых эффектов, так как всё это помогает ребёнку перенестись в волшебный мир сказки, в котором он сам становится героем.

Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции, а не сводятся только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения способствуют одновременно трём основным целям:

- развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности

- создание атмосферы творчества

- социально-эмоциональному развитию

Театральное искусство оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир ребёнка. Занятия театрализованной деятельностью развивают его память, внимание, совершенствуют речь и пластику движений, способствуют раскрытию творческих способностей.

Работая в школе, на внеклассных мероприятиях и уроках присутствует наш добрый союзник – Его Величество Театр.

У нас нет театрального образования, но не зря говорят, что педагог и актёр имеют родственные души. Все знания о театре мы черпаем из книг об искусстве, из своих наблюдений во время сценических представлений и из практической деятельности. Ведь одна из задач школы выпускать учащихся свободно владеющих навыками устной и письменной  речи, но далеко не каждый выпускник способен чётко, внятно, логично строить свои высказывания. Всем известно, что хорошо развитая речь – показатель культуры человека, она выполняет функцию общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника – средством успешного обучения и общения в школе.

В 1 классе мы сталкиваемся с проблемой, волнующей педагогов и психологов. В период психологической адаптации ребёнка к школе у 21% первоклассников возникали страхи, срывы, заторможенность, а у 48% наоборот, развязаность и суетливость. У большинства детей отсутствовали навыки произвольного поведения, были недостаточно развиты память и внимание. У 8% - недоразвитие речи, 16% с фонематическим  недоразвитием, 44% с нарушением звукопроизношением. Самый короткий путь, на наш взгляд, эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

Игра – оказывает большое влияние на речь ребёнка. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, использует различные интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам. Игры с ручными куклами не только отвлекает ребёнка от речевых трудностей, но и оказывает благоприятное воздействие на развитие речи.

Театрализованные игры во внеурочное время (в группе продлённого дня), использование разнообразных театральных приёмов рассчитаны на активное участие ребёнка, который становится соучастником педагогического процесса. Причём, в совместной деятельности идёт поиск ответа на возникшие в процессе работы вопросы, что способствует накоплению теоретических знаний и практических умений.

Основным принципом развивающей деятельности является расширение взаимодействий учеников, работа в “зоне ближайшего развития” (Л.С. Выготский), а не тактика доступности. В основу реализации театральной деятельности во внеурочное время и использование элементов театральной педагогики положен индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности.

Каждый из нас знает – развитие речи в начальных классах – одно из главных направлений работы. От успешности решения его во многом зависит качество дальнейшего обучения младших школьников. Объектом внимания является как устная, так и письменная речь. Ведь на основе развития устной речи вырабатывается большинство умений в области письменной речи. А это один из законов обучения русскому языку.

Каждый учитель – режиссер. Как говорил К.С. Станиславский: “… мало изучить “систему”, надо на её основе придумать свою”. Мы можем предложить свою систему воспитания и обучения через введение во внеклассные мероприятия – театрализации. Она доступна любому педагогу  начальных классов. В силу особенностей детского мышления и восприятия, преобладания индуктивного процесса познания над дедуктивным, конкретного мышления над абстрактным, единичного над общим, эмоционального над рациональным, современная педагогика предлагает ориентироваться при обучении детей прежде всего на их эмоциональный интерес к предмету обучения. С использованием методов театральной педагогики эмоциональный интерес к любому виду деятельности формируется и поддерживается, прежде всего, разнообразием самого процесса труда, вариативностью технологий. Методы, формы и содержание театральных упражнений реализуют одновременно три цели:  погружают  детей  в присущую  им стихию игры,  развивают полезные для

учёбы и искусства психологические структуры (внимание, воображение, мышление, волю, память), придают учебному дню привлекательные для детей качества интересного и весёлого труда.

Театральное творчество несёт в себе большой коллективообразующий заряд. Во-первых, театральная постановка “продукт”совместной деятельности, который требует концентрации сил каждого учащегося. Каждый участник совместного театрального творчества вносит свой вклад, понимая при этом, что и от его усилий зависит общий успех. Во-вторых, разнообразие постановочных задач (сценических, актёрских, оформительских) даёт возможность каждому участнику максимально реализовать свои возможности и способности. В-третьих, театральное творчество богато ситуациями совместного переживания, которые способствуют эмоциональному сплочению коллектива.

Они возникают спонтанно, а могут быть инициированы руководителем. Спектакли оставляют неизгладимый след в памяти не только участников, но и зрителей. В школьном театре актёры и зрители – ровесники, которых волнует приблизительно один и тот же круг проблем, у которых во многом совпадают взгляды на жизнь и на искусство. Любая форма работы позволяет организовать театрализованное действие вокруг того или иного члена коллектива (именинника, победителя конкурса чтецов и т.п.). Именно в эти моменты дети пробуют свои силы в сценарном искусстве, импровизации. Участие в таком досуге не просто будит фантазию, усиливает ответственность ребят за организацию праздника, но и заставляет подумать о товарищах, вспомнить, какие черты его характера следует похвалить, а над какими можно по-доброму пошутить.

Важнейшая заповедь педагога – работая с детьми, всё время иметь в виду индивидуальность каждого из воспитанников. Деятельность школьников в процессе подготовки театрального действа должна быть, прежде всего, эстетической деятельностью. Это предполагает создание у школьников установок на познание действительности, всех сторон жизни в различных её проявлениях, отражение волнующих их нравственных проблем; общение со зрителями через проведение, созданное для театра; формирование интереса к искусству театра; стремление овладеть его выразительным языком, основами актёрского мастерства. Эстетическая функция театральной педагогики выражается, прежде всего     в     формировании     творческого     потенциала     личности     в    целом,

развитии способности к творческой деятельности в трудовой, учебной и других сферах. В школьные годы, когда человек формируется, складывается его характер, мировоззрение, выявляются наклонности, признание, дети должны получить возможность развивать свои художественные способности. Детская театральная постановка, по словам Л.С. Выготского, ”даёт повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сочиняют, импровизируют роли… Изготовление бутафории, декораций, костюмов даёт повод для изобразительного и технического творчества детей, дети рисуют, лепят, вырезают, шьют, и все эти занятия приобретают смысл, и цель как части общего, волнующего замысла. Наконец, игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает всю эту работу и даёт ей полное и окончательное выражение”, драматическая работа способствует возбуждению у школьников культурных интересов и запросов. Для того, чтобы хорошо поставить спектакль, надо изучить эпоху, соответствующую изображаемым событиям, надо познакомится с особенностями творчества автора.

В процессе работы над спектаклем ребята учатся наблюдать и оценивать. Однако создание спектакля не есть конечная цель совместной деятельности педагога и детского коллектива. Главное – воспитание человека, его души и чувств. Необходимое условие для всестороннего развития сил и способностей детей – активная деятельность. К.Д. Ушинский был убеждён, что предоставление ребёнку возможности свободного выбора, полной, широкой деятельности, поглощающей всю его душу, посильной для него, и является истинной целью жизни, т.к. цель эта – сама жизнь.

Театр – магическое слово. Сколько ещё более манящих слов, имеющих отношение к этому искусству: кулисы, сцена, рампа, и наконец, премьера… Очень часто многие из ребят смутно представляют себе, чем они будут заниматься. Их представление о театральной деятельности заключается в том, что она сводится лишь к выступлениям на сцене. То есть, дети не понимают, что постановка даже самого простого спектакля невозможна без приобретения элементарных навыков. И в этом во многом виноваты взрослые.


Закрепилось мнение, особенно в школьной среде, что к приобретению навыков любой профессии нужно относится серьёзно, - будь то бухгалтер или врач, но не актёр. Ведь если у тебя привлекательная внешность и неплохой голос – тебе ничего не стоит сыграть любую роль; ведь театр – это развлечение, легкомысленное занятие для весёлого времяпрепровождения. Именно поэтому у нас так много плохой взрослой самодеятельности. Поэтому само слово “самодеятельность” стало негативным, означающим халтуру, дурной вкус, дилетантство. Но взрослых людей уже не переделать. Тогда как весь этот процесс начинает развиваться в детстве. А ведь формирование художественного вкуса и чувства меры не менее важно, чем усвоение различных теорем, формул и правил. Дети в большинстве своём, даже учась в старших классах, затрудняются вспомнить названия ведущих театров Росси, прекрасных классических образцов художественных фильмов или театральных постановок.

Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Театр воздействует на воображение ребёнка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой, психологическим аспектом. Театрализованная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов.

В процессе общения с театром рождаются и развиваются эмоционально – творческого самовыражения, перевоплощения, от простого подражания перейти к творческому самовыражению. Несомненно, что приобщение школьников к театрализованной деятельности требует целенаправленного руководства ею со стороны педагогов: руководителя творческой группы, музыкального руководителя.

Естественно дети не сразу овладевают умением правильно держать себя в роли: они скованы, речь невыразительна, небрежна. Чтобы помочь детям раскрыть свои возможности, осознать необходимость работы над ролью, вести себя непринуждённо, уметь передать сущность своего персонажа, нужна специальная тренировка на играх-занятиях.  Мир детства, внутренний мир ребёнка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. И раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает театр.

Театр для детей – это прежде всего игра, в которой ребёнок может себя выразить. Игра, которая связывает детей между собой, детей и взрослых в единое волшебное целое. И если ребёнок начинает доверять вам, верить – значит, можно творить, фантазировать, воображать.

Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

  1. Художественным образованием и воспитанием детей
  2. Формированием эстетического вкуса
  3. Нравственным воспитанием
  4. Развитием коммуникативных качеств (вербальным и невербальным видам обучения)
  5. Воспитанием воли, развитием памяти, воображения, фантазии, речи (диалога и монолога)
  6. Созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.

Оказывается, чтобы сыграть даже самую маленькую роль в несложном спектакле, нужно овладеть азами театральной школы, приложив к этому немалые усилия. Ведь на поверку оказывается: что быть естественным и ограниченным на сцене под перекрёстными взглядами зрителей удаётся не каждому, что многие из них страдают тем или иным дефектом речи, который не заметен в повседневной жизни, но тут же “вылезает” на сцене, сильно портя общее впечатление, что мало кто может легко и непринуждённо двигаться на сцене. И уже можно себе представить, что собой представляет такой маленький “артист” со всеми недостатками в комплексе. Это вызывает негативные чувства у зрителя, о чём догадывается и сам артист, и от чего у него происходит жуткий зажим, скованность в действиях. Или, наоборот, если ребёнок самолюбив, он старается искусственно сохранить чувство уверенности, что приводит к наигрышу и фальши, “выпячиванию” себя в ущерб сценическому действию. Какой уж тут разговор о выполнении определённой актёрской задачи в спектакле!

Так вот, учитывая всё это, с первых занятиях педагогу необходимо объяснить всё   это   ребятам   на   конкретных   примерах,   дать   понять,   почему   им   так

 необходимо, прежде чем выйти на сцену, поучиться всему тому, о чём они раньше не имели понятия. Ничего нельзя добиться наскоком, и театральные занятия – это работа. Интересная, фантастически захватывающая, но всё же работа, требующая усилий, а не просто развлечение.

Музыкально – театрализованная деятельность осуществляет основные воспитательные функции: умственное развитие, эмоциональное развитие, развитие творческих способностей. Музыка и театр знакомят детей с окружающим миром во всём его многообразии, через образы, краски, звуки. Музыкально – театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребёнка. Музыка и театр не только развивают воображение ребёнка, фантазию и творческий потенциал. Творческие проявления детей в театрализованной деятельности являются важным показателем музыкального развития ребёнка. Основы творческой инициативы закладываются в детстве, поэтому очень важно поощрять желание детей быть непохожими на других, разбудить их фантазию, попытаться максимально реализовать их творческую индивидуальность.

Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: “не доиграл”, т.е. не натренировал свои фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе игры. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать музыкально-театральная деятельность. Особо здесь можно выделить работу по театрализованной деятельности, которая представляет собой синтез художественной литературы, музыки, живописи и сосредотачивает в себе средства выразительности данных видов искусства, способствует фантазии и творчества, интеллекта ребёнка.

Организуя театрализованную деятельность в повседневной жизни, мы вместе   с   детьми   придумываем   спектакль   по   мотивам  известных  сказок  и

разыгрываем его. Совместно обсуждается сюжет сказки, выбирается музыкальное сопровождение, изготовляются и подбираются декорации, определяются персонажи, готовятся элементы костюмов. В процессе подготовки спектакля дети имеют возможность побывать в роли драматурга, художника, костюмера, актёра и режиссёра.

Порой кажется, что развитие ребёнка происходит как бы само собой: малыш растёт, становится крепче, умнее, незаметно усваивает знания, навыки. Многое при этом зависит от того, как складывается у него общение со взрослыми и сверстниками. Задача взрослых – помочь ему разобраться в сложном мире этих взаимоотношений. Одна из основных задач театрально – игровой деятельности – это развитие коммуникативных качеств детей, привитие навыков сотрудничества, позитивного общения.

Школьники учатся согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносят свою деятельность с общественными нормами поведения. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребёнка, тем меньше проблем у него будет в дальнейшей жизни. Значение взаимоотношений детей с окружающими огромно, их нарушение – показатель отклонений в психическом развитии. Конечно, количество социальных контактов ребёнка зависит от его темперамента, но большинство учеников пытаются установить  дружеские отношения со сверстниками. Ребёнок, который мало общается с другими детьми и не принимается ими: из-за неумения организовать совместную деятельность, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвимым, отвергнутым. Это может привести к резкому снижению самооценки, к замкнутости. Самое важное в работе творческого коллектива это то, что стоит даже выше творческого процесса, как такового, - это взаимоотношения и атмосфера.

Один из результатов занятия театром: возникновение чувства уверенности в себе, ощущение и утверждения себя как личности, имеющей собственное мнение, раскованной, взрослой, отвечающей за себя и свои поступки, умеющей рассуждать и отстаивать свои убеждения. Ведь внешняя свобода – это отражение внутренней  свободы. Именно  уверенность  даёт человеку  внутреннюю  свободу: свободу, которая базируется на знании какого-то конкретного дела.

А ведь в театральном действии всё конкретно.  Нельзя сыграть правдиво, если ты сам не понимаешь, что, зачем и почему происходит.Одна из самых важных сторон занятий та, что в процессе творческом заключён наиболее важный процесс – процесс непрерывного коллективного общения. Театр – искусство коллективное, никогда у нас не получится спектакля, если не будет коллектива. Творческая работа всегда способствует сближению и тут важно, чтобы это сближение происходило равномерно, по принципу “всех со всеми” иначе неминуемо разделение по группкам, ведущее к расколу и мелким дрязгам в коллективе. К тому же такая методика помогает детям и в творческом смысле. Ведь в последующих театральных постановках они не могут работать всё время с одними и теми же партнёрами и должны научиться легко вступать всё время в творческий контакт с любым партнёром.

Ощущение единства, коллективизма безусловно происходит не сразу, а постепенно, из дня в день, в учебном и творческом процессе. Возрастает оно, когда ребята, получив азы театральной подготовки, приступают непосредственно к репетициям т ого или иного спектакля. Это всегда захватывающий момент. Происходит он на волне энтузиазма, безумного интереса и азарта. Всё это – комплекс замечательных условий, которые создают благоприятную почву для ещё большего сближения ребят. Ведь спектакль – сложный механизм, состоящий из множества составляющих, и у каждого из моих подопечных в нём своё, чётко определённое место.

В спектакле нет “главных” и  “неглавных” участников, что нельзя утверждать, будто исполнитель главной роли важнее для спектакля, чем тот, кто отвечает за музыкальную часть или техническое обеспечение. Тогда возникнут проблемы в распределении ролей, которые могли бы породить обиду друг на друга, распри и мелкую зависть. Все чувствуют свою нужность, важность своего вклада в общее дело, потому что общее дело становится своим. Именно при таком отношении всех ребят к своему конкретному участку работы и может получиться спектакль, который проходит на  “едином дыхании” в полном смысле этих слов.

Именно готовый к показу спектакль, а вернее сам этот показ на зрителя, зачастую проверяет, состоялся коллектив  или  нет. Ведь театр – живое искусство,  

Творящееся прямо на глазах у публики. Нельзя остановит спектакль, если случился какой-то сбой, “отмотать” его назад, как киноленту, и запустить потом заново. Любой сбой надо устранять по ходу спектакля, да так, чтобы зритель ничего не заметил. Вот тут-то и проявляется коллектив, способность всем вместе найти выход, находясь за кулисами, выручить партнёра, растерявшегося на сцене, исправить ошибки, допущенные по ходу действия. Чем дружнее коллектив, тем легче он преодолевает эти трудности.

К сожалению, в большинстве своём, наши дети мало самостоятельны. И, зачастую, это мы, взрослые, сами виноваты в этом. Ведь порой мы пресекаем их инициативу, боясь, что они “далеко зайдут”, а заканчивается это тем, что они пальцем не могут шевельнуть без нашей указки, потому что так их приучили родители и педагоги. Педагогу следует изначально “расставить все точки над “и”” и объяснить, что занятия без личного вклада, личной ответственности, личной заинтересованности каждого из них не только бессмысленны, но и не возможны.

Театральные занятия, кроме всего изложенного, дают детям ещё одну неоценимую возможность – возможность самовыражения, что в их возрасте является особенно важным, тем более, если они по тем или иным причинам не могут проявить себя ярко в чём-то другом, например, в учёбе. В процессе работы над спектаклем мы нив коем случае не ставим перед ребятами требований, ведущих к подражанию или изображению того или иного “образа”. Для их возраста это понятие несколько размыто и абстрактно. Наша цель состоит в том, чтобы каждый из них в отдельности, ориентируясь на свои собственные мысли, чувства и, пусть маленький, но свой собственный личный опыт, подходил к работе над ролью. В этом случае они чувствуют себя гораздо увереннее, самостоятельно совершают свой первый, пусть очень незрелый и наивный отбор актёрских приёмов и приспособлений, который в итоге выливается в правдивое существование на сцене. При этом они не испытывают неловкости и паники на сценической площадке, а чувствуют себя с каждым разом всё увереннее. С приходом уверенности они приходят к новому этапу своей актёрской деятельности, они учатся импровизировать, не забывая при этом задач, которые ставит педагог как режиссёр. Как известно, только раскованный, свободно чувствующий себя ребёнок, способен и мыслить свободно, а стало быть, сочинять, придумывать, фантазировать в работе над ролью.

В этом случае работа над спектаклем выходит на новый качественный уровень. Юный актёр, подключая свою фантазию и воображение, становится соавтором спектакля.  Тогда и педагог может считать это своей победой и радоваться вместе с ним. Конечно же, наравне с практическими театральными навыками, важно развивать и кругозор в области в области театрального искусства, ведь теория, и история театра – это не только интересно, но и, несомненно, полезно, поскольку знания должны составлять прочный фундамент практическими навыками в любой профессии, не исключая и актёрскую. Развитие должно быть всеобщим и гармоничным.

Итак, подводя итоги вышеизложенного, можно сделать следующие выводы о роли театрального занятия в воспитании школьников.

  1. Эти занятия помогают ребятам обрести уверенность в себе, утвердиться как личность, которая имеет своё собственное мнение, умеет рассуждать и отстаивать своё личное мнение
  2. В процессе занятия приобретаются навыки коллективного общения, которые будут необходимы детям в последующей взрослой жизни
  3. Занятия развивают разнообразные задатки и качества детей: внимание, быстроту реакции, находчивость, фантазию и воображение, пластику тела, речь и т.д.
  4. Занятия театром приучают детей к дисциплине и самодисциплине
  5. Занятия театром формирует вкус, воспитывают чувство меры и способность анализировать, отличать истинное, высокое от пошлого и фальшивого, а также давать верную объективную оценку своим способностям, возможностям и своему труду
  6. Занятия расширяют кругозор, дают дополнительные знания о жизни.

Сценическое действие – это волевой акт, направленный на достижение определённой цели. Одной из важнейших задач методики воспитания актёра является овладение почти нормальным человеческим самочувствием и поведение, позволяющим на сцене мыслить, действовать и чувствовать по тем же законам, по которым мыслит, действует и чувствует каждый человек в реальной жизни.

В мы живём и существуем по органическим законам природы. На сценической площадке – необычные условия жизни: вымысел, публичное творчество, специальные его задачи, забота, чтобы всё было видно и слышно. И мы должны научить своих актёров вести себя в этих условиях обычно, по органическим законам жизни. В этом весь смысл обучения актёрскому мастерству.

Можно разделить это обучение театрально-игровой деятельности на:

  1. Развитие актёрской психотехники
  2. Сценическая пластика
  3. Сценическая речь
  4. Этапы

Будущие актеры должны в себе воспитать способность приводить себя в правильное самочувствие, а это натренированная способность в нужное время начать “действовать” в соответствии с заданным материалом этюда и роли. Творческое состояние складывается из ряда взаимосвязанных друг с другом элементов или звеньев, которые вместе составляют необходимые условия для сценического действия. Этими элементами являются:

- сценическое внимание

- свободное от излишнего напряжения тело (свобода мышц)

- податливая фантазия и воображение

- сценическая вера в правду вымысла

- отношение, оценка факта

- общение

Развитие актёрской психотехники включает в себя множество составляющих. Приведём только некоторые из них. Тренировку способности действовать на сцене мы начинаем с изучения одного из элементов сценического действия – внимания.  

Внимание – это направленность нашего сознания на определённый объект, а также способность удерживать нашу сосредоточенность на объекте столько, сколько надо.

Внимание – это психологический процесс, при котором из нескольких одновременных впечатлений одно воспринимается особенно ярко. Внимание может быть поверхностным и, наоборот, произвольным и непроизвольным, активным и пассивным, внешним и внутренним, формальным и творческим.

Формальное – при котором актёр хотя и воспринимает заданный ему сценический объект, но этот объект не вызывает в нём никакого интереса.

Творческое – при котором актёр при помощи своей фантазии делает заданный объект необходимым для себя, нужным, важным, интересным и т. д. Творческое внимание – это источник большой радости для артиста. Итак, сценическое внимание – это основа внутренней техники актёра, это первое, основное, самое главное условие правильного внутреннего сценического самочувствия, это самый важный элемент творческого состояния актёра. В этом нам могут помочь некоторые упражнения, например:

- “Кто летает?”

- “Переходы”

- “Хлопки”

- “Опаздывающее зеркало”

Развитие творческих зрительных восприятий включают и другие элементы сценического действия наряду с вниманием. Это – фантазия и воображение, вера в правду вымысла, отношение и оценка факта, общение:

- “Наблюдательность”

- “Обмен”

- “Вещи на столе”

- “На одну букву”

Развитие слуховых восприятий и других сенсорных видений:

- “Что происходит?”

- “Телевизор”

- “Узнай товарища”

- “Душ”

Заканчивая раздел развития актёрской психотехники, нужно оговориться, что здесь приведён далеко не полный перечень всех упражнений, которые можно использовать в своей работе, а лишь некоторые из них.

Сценическая пластика.

“В творческом состоянии большую роль играет полная свобода тела, то есть освобождение его от того мышечного напряжения, которое бессознательное для нас самих владеет нами не только на сцене, но и в жизни, как бы сковывая тело и мешая ему быть проводником наших психических мышечных движений”. К.С. Станиславский.

Нормальное творческое самочувствие характеризуется так называемой мускульной свободой. Мускульная свобода – это состояние организма, при котором на каждое движение и на каждое положение тела в пространстве затрачивается столько мускульной энергии, сколько надо – не больше, не меньше. К.С. Станиславский нашёл способ воспитания мышечной свободы. Этот способ заключается в создании “мышечного контролёра” – способности находить в какой группе мышц создалось излишнее напряжение и убирать его, приводя себя в состояние мышечной свободы, при котором на каждое действие затрачивается ровно столько мышечной энергии, сколько надо. Актёр до конца свободен только тогда, когда он хорошо знает роль, когда он до конца убеждён в необходимости своих действий. Отсутствие мускульной свободы может выражаться, во-первых, в наличии напряжения там, где его совершенно не должно быть, и, во-вторых, в чрезмерном напряжении (перенапряжении) тех мышц, участие которых какой-то мере необходимо.

Занятие пластикой имеют несколько направлений. Развитие гибкости и подвижности тела в гимнастических упражнениях:

- Прыжковая разминка

- Статическая разминка

- Дополнительные упражнения к разминке

- Упражнения на освобождение мышц

- Упражнения на равновесие

Пластические этюды:

- “Страна чудес”

- “Месим тесто”

Этапы обучения театрально-игровой деятельности

  1. Движения.

Основные движения. Изобразительные движения и жесты. Дети овладевают различными видами ходьбы, бега и прыжков. Учатся ориентироваться в пространстве, распределяться в том или ином углу зала, осваивают “гимнастику жестов” – специально подобранные игровые упражнения – этюды, в которых дети усваивают элементарный язык жестов – жест ласки, радости, злости, плача, просьбы, прислушивания, испуга, согласия, отказа и др.

  1. Музыкально-двигательные этюды.

Основным приёмом по музыкальному движению является образный музыкально-двигательный этюд. Это воплощение в эмоционально окрашенных движениях под музыку какого-либо образа. Музыкально-двигательные этюды – это маленькие мини-спектакли, которые развивают не только музыкальность и воображение детей, но и способствуют коррекции личности ребёнка, её раскрепощению. Этюды дают возможность ребёнку осознать себя, посмотреть на себя со стороны, способствуют формированию самоконтроля, повышают уверенность в себе.

Основная цель этюда: услышать и воспроизвести в движениях настроение музыкального произведения. Исполняя этюды, дети учатся точно соотносить определённые движения с характером незнакомого музыкального произведения. Музыка должна активизировать фантазию ребёнка, побуждать к творчеству, использование выразительных движений. Если дети научились слушать музыку, вслушиваться в её интонации, то они стараются передать характер музыки в движениях и у них получаются интересные образы.

Детям даются творческие задания с изображением различных эмоций, действуя в паре, группе. Особое внимание уделяется выразительности движений. Элементы этюдов находят своё место в праздничных инсценировках, спектаклях, играх, хороводах.

  1. Декламация. Выразительное чтение.

На занятиях мы проводим речевые упражнения, базой для которых являются считалки, дразнилки, “кричалки”, потешки, прибаутки. Используем элементы артикуляционной гимнастики, логоритмики.

  1. Игры – драматизации, хороводы, инсценировки стихов и песен.

Музыкальные игры-драматизации должны быть доступными детям по образам и содержанию деятельности. Важную роль занимает музыкальное восприятие, ведь это активный творческий процесс. Если дети различают смену характера музыки, умеют связывать музыкальные образы с жизненными явлениями они смогут использовать опыт восприятия музыки в творческих импровизациях.

  1. Постановка спектаклей, сказок, инсценировок.

Подготовка к спектаклю:

- Работа над ролью

- Разучивание песен

- Постановка танцев

- Подбор музыки

- Изготовление костюмов

- Изготовление декораций

- Показ спектакля

Сценическая речь.

После того, как выполнены упражнения по пластике, по снятию мышечного зажима можно перейти к занятиям по речи. Артикуляционная гимнастика, направленная на развитие речевого аппарата, активизирует подвижность губ, языка. Занятия начинаются с разминки, используются так называемые “кричалки”. Работа с ними требует соблюдения основных правил гигиены голоса. Нельзя, не подготовив голос дыхательными и артикуляционными упражнениями, сразу включать максимальную громкость. Это приведёт к срыву голоса.

Говорить медленно, громко, тихо, быстро, басом – эти упражнения голосом и речью служат для тренировки воображения.

Мимика и жесты говорящего – дополнительное средство воздействия на зрителя. Это естественная способность человека проявлять внутреннее состояние, с помощью жестов досказать то, что невозможно объяснить словами. В работе над выразительностью мимики и жестов проводятся различные игры, упражнения и этюды.

Чтобы развивать у детей способность творить, необходимо самому быть открытым для творчества.



Предварительный просмотр:

Сценарий праздника Нового года в младших классах

Действующие лица:

Дед Мороз, Снегурочка, Фея, Красная Шапочка, Баба Яга, Белоснежка, Волк, Иванушка-дурачок (Иван-царевич), Кощей Бессмертный, Соловей-разбойник, Старик Хоттабыч, семь гномиков Белоснежки.

Музыкальное сопровождение: запись песни «В лесу родилась елочка», фонограмма (или мину совка) песен «Сиреневый туман », «До свидания, Москва », мелодия танго (танец Волка из «Ну, погоди!»).

Реквизит: 2 пары валенок, бенгальским огонь, искусственные снежинки, призы победителям конкурсов, маска Зайца.

На сцене появляется Баба Яга и Кощей Бессмертный, которые ведут связанного Деда Мороза, тот сопротивляется. Заходят втроем за кулису, через минуту Баба Яга и Кощей выходят к детям и, тяжело дыша, обращаются ко всем.

Баба Яга. Ну что, Новый год пришли встречать? Ане будет вам Нового года! И Деда Мороза не будет!

Кощей Бессмертный. Ишь, чего удумали: сами праздновать собрались, а нас не пригласили! А чем мы хуже? Не любите нас? Подумаешь!

Баба Яга. Дразнятся еще!

Тихо крышею шурша, Бабка Ежка не спеша По лесам дремучим ходит И честной народ изводит.

А вы не ходите по моим лесам! И живы останетесь!

Кощей Бессмертный. Вот словили мы по дороге к вам Деда Мороза-барбоса, спрятали его, скоро и Снегурочку-сосулечку поймаем! Пусть только появится! Не хотите с нами вместе пакости творить, значит, не будет у вас праздника! Не придет к вам Новый год!

Баба Яга. Жалко, что Деда со Снегуркой съесть нельзя — уж больно холоднющие!

Вдруг они замечают, что на сцену выходит Снегурочка с Феей, и прячутся на сцене за какой-нибудь предмет или заходят за кулису.

Снегурочка. Ну что это такое!? Уже пора к ребятам в школу №... ехать, а Дед Мороз где-то подевался! Сказал: «Пойду вперед — дорогу разведаю» — и как в воду канул! Не случилось бы чего: в лесу всякой нечисти полно: и Баба Яга, и Кощей Бессмертный, и Соловей-разбойник...

Фея. Ой, не говори! Может, сейчас вернется? Ведь до встречи Нового года уже совсем мало времени осталось.

Снегурочка. И от старого года, который прошел под знаком Свинки [или другого животного, в зависимости от того, какой год заканчивается), осталось всего несколько минут. Даже грустно немного...

Фея. Ничего. Дракон  уступает свое место Змее — ведь 2013 год  пройдет именно под этим знаком.

Снегурочка. Значит, будем встречать Змейку?

?Звучит мелодия песни «До свидания, Москва >>. Снегурочка и Фея поют.

Снегурочка и Фея.

Наша Свинка, пора! До свидания!.. Вот уже покидаешь ты нас... Улыбнулась ты нам на прощанье В новогодний и праздничный час.

И твои не забыть нам подарки,

И проказы твои не забыть —

Это все, с чем расстаться нам жалко,

Все, что в памяти будем хранить!

Припев: Вот ушел старый год

И торопится к нам новый.

Будь же другом для нас

Каждый день ты и каждый час!

А теперь мудрой Крыске доверим

Все надежды и планы свои.

Мы в твое добродушие верим

И в задорные силы твои.

Пусть же будет дорога прекрасной.

Ждем тебя в нашей школе скорей!

Посмотри, сколько здесь, в нашем классе,

Собралось твоих верных друзей!

Припев.

Снегурочка и Фея во время исполнения песни приближаются к прячущимся Бабе Яге и Кощею. Кощей хватает Снегурочку. Фея возмущается и просит вернуть ее.

Фея. Да что это такое?! Совсем нечистая сила страх потеряла. А ну-ка, верните сейчас же Снегурочку!

Баба Яга. Вначале пообещай, что возьмете нас с собой на праздник.  А если не согласишься — не видать тебе ни Снегурочки, ни Деда Мороза!

Кощей Бессмертный пытается закрыть ей рот рукой.

Фея. Так, значит, и Дед Мороз у вас?! Вот я сейчас наших друзей сюда позову! Да и дети мне помогут, если надо! [Обращается к детям в классе.) Поможете вызволить Деда Мороза и Снегурочку?

Дети соглашаются.

Фея. Когда я дам команду — спешите на помощь! Так что внимательно следите за всем, что происходит! (Достает из кармана мобильный телефон и набирает номер.) Красная Шапочка, Белоснежка, Старик Хоттабыч! Срочно нужна ваша помощь! Деда Мороза и Снегурочку нечистая сила взяла в заложники!

Баба Яга и Кощей занервничали и засуетились.

Баба Яга. А мы сейчас Соловья-разбойника мобилизуем против вас!

Кощей Бессмертный. Ага! И Волка серого! И Иванушку-дурачка: ему все равно, где биться — лишь бы весело было! А с нами — не заскучаешь! (Обращается к детям.) А нам будет кто-нибудь помогать? (Разочарованно после отказа детей.) Ну и не надо — значит, я всех потом съем! Готовьтесь! (Свистит вглубь сцены.) Соловей-разбойник, ко мне! Волк, к ноге! Иванушка-дурачок, поди сюда, милок!

Одновременно на сцену с разных сторон выходят все сказочные герои.

Фея (обращается к своим друзьям). Вы только полюбуйтесь этими героями! Они взяли в заложники Деда Мороза и Снегурочку! А в виде выкупа требуют, чтобы мы их пригласили на встречу Нового года!

Белоснежка. Какой ужас! Они же там всех ребят перепугают!

Старик Хоттабыч. Ну, допустим, этих детей не очень-то и запугаешь! Они такие ловкие и смелые, что любого за пояс заткнут. (Обращается к детям.) Правильно я говорю?

Дети поддерживают его.

Старик Хоттабыч. А чтобы доказать это, давайте проведем конкурс.

Старик Хоттабыч приглашает желающих поучаствовать в конкурсе. Дети делятся на две команды, обе становятся в шеренгу на определенном расстоянии от елки или сцены. Перед каждой шеренгой ставятся валенки очень большого размера (чтобы ребенок мог поместить в него обутую ногу). Первый игрок каждой шеренги по команде Хоттабыча надевает валенки и оббегает вокруг елки, возвращается к своей шеренге и, снимая валенки, передает их следующему члену команды. Соревнование продолжается, пока не вернется последний игрок. Выигравшая команда получает приз.

Или другой вариант конкурса. Под елкой ставится приз. Дети становятся в две шеренги на некотором расстоянии от него. Задача игроков — из вещей построить дорожку до приза (используются только вещи, имеющиеся у членов команды: пояса, обувь, платочки и т. п.). Побеждает команда, первой построившая дорожку до приза.

Белоснежка. Вот какие у нас ребята молодцы! (Обращается к Бабе Яге.) А вы бы так смогли?

Баба Яга. Еще чего! Мы не желаем пробовать-надрываться! Лучше в картишки перекинемся, а вы понервничайте да решите: брать нас или нет на праздник. Куда вам без Деда Мороза и Снегурочки?

Вся группа отрицательных героев уходит вглубь сцены и начинает играть в карты.

Старик Хоттабыч. Да, смелостью и ловкостью их не возьмешь. Надо хитрость и смекалку применить! Думаю, следует начать со слабого звена и так потихонечку всех переманить на нашу сторону.

Фея. Ас кого начнем? Кто у них — слабое звено?

Старик Хоттабыч. Думается мне, Иванушка-дурачок. Он ведь аж в конце сказки становится Иваном царевичем, когда поумнеет.

Проводится конкурс, в котором дети должны вспомнить и назвать сказки, где главный персонаж — Иван царевич или Иванушка-дурачок. Победитель награждается призом.

Старик Хоттабыч. А теперь — внимание! (Выдергивает из бороды волосок, дует на него.) Дох-тибидох-тибидох!

Иванушка, оторвавшись от играющих, идет к группе добрых сказочных героев. Баба Яга, Кощей и Соловей-разбойник пытаются его задержать.

Фея. Вот и отлично! Уже нас на одного больше!

Иванушка-дурачок. Это, конечно, верно. Но вы забыли, что в сказках мне всегда Серый Волк помогал. Надо и его позвать.

Красная Шапочка. Этого я беру на себя! (Подходит к «группе захватчиков», обращается к Волку.) Ну, серый, мало тебе в моей сказке досталось? Ты уже забыл, как тебя дровосеки порешили?

Волк. Слушай, чепчик! Не дави мне на нервы, а то я за себя не ручаюсь!

Иванушка-дурачок. Волк, ты ведь на самом деле не такой. В сказке Пушкина есть строка: «Серый Волк ей верно служит». Какие теплые слова! А на картине Васнецова, где ты нас с царевной по лесу на себе везешь, ты такой красивый и добрый. И в мультфильме «Ну, погоди!» как ты замечательно с зайцем танцевал! Не каждый так сумеет

Иванушка-дурачок предлагает одному ребенку надеть маску Зайца и станцевать танго с Волком под мелодию из мультфильма «Ну, погоди!». Ребенок получает приз.

Иванушка-дурачок. Ну что, Волк, приятно быть хорошим? Присоединяйся к нам!

Волк, поколебавшись, переходит к группе Феи. Противники — в панике, совещаются, грозятся в сторону детей и Феи.

Кощей Бессмертный. Скоро они всех нас к себе переманят! Надо обезглавить их мозговой центр!

Баба Яга. А я знаю, кто у них главный — Старикашка Хот-табашка! Надо от него избавиться! (Обращается к Соловью-разбойнику.) А ну-ка, проберись к нему незаметно и отрежь бороду -  в ней его сила!

Соловей-разбойник пытается незаметно (можно ползком) подкрасться к Старику Хоттабычу. Группа Феи его замечает.

Белоснежка. Я знаю, что надо делать! Тут одной нашей силы недостаточно — надо моих гномиков звать на помощь. (Обращается в зал.) Где семеро моих помощников? Скорее ко мне!

Из зала выбегают заранее подготовленные семь учеников младших классов, по пути надевая красные колпачки. Они становятся в хоровод вокруг Соловья-разбойника и под мелодию ?«В лесу родилась елочка» поют.

Гномики.

В лесу живет Соловушка — разбойничек лихой!

Добра его головушка, и норов золотой.} 2 раза

Соловушку-разбойничка в друзья к себе возьмем

И в песенке о елочке и про пего споем.} 2 раза

В лесу родилась елочка, в лесу она росла,

С Соловушкой-разбойничком подружкою была!} 2 раза

Соловей-разбойник (растроганно). Ой, какая песня жалостливая! Я таких слов за всю жизнь не выучу! (Обращается к гномикам.) А вы меня научите так петь? Я теперь и свистеть перестану. Эта мелодия куда красивее!

Белоснежка. Научим-научим, только иди к нам!

Баба Яга (испуганно). И что нам теперь делать?!

Кощей Бессмертный. Держаться до конца! Не отдадим — так съедим! Пусть ангиной заболеем, а Дед Мороз и Снегурочка все равно наши будут!

Фея. Ой, они и впрямь погубят их! Надо следующей Бабу Ягу обезвредить. (Обращается к детям.) Сейчас ваша помощь потребуется. Когда я накрою своей волшебной шалью Бабу Ягу, вы все громко посчитайте до двенадцати, а я попытаюсь с помощью волшебства сделать из Бабы Яги другого человека!

Фея подходит к Бабе Яге и, подав ей зеркальце, обращается.

Фея. Ты посмотри на себя! Разве можно так плохо выглядеть женщине?

Баба Яга. Какая есть — такая есть!

Фея. Хочешь, я из тебя красавицу сделаю?

Баба Яга (недоверчиво). Разве возможно?.. Ну... попробуй!..

Фея накрывает Бабу Ягу своей шалью и подает сигнал детям. Те начинают считать до двенадцати (герои помогают им). Присев под шалью. Баба Яга быстро снимает, с себя маску, парик, детали грима и остается в нарядной одежде, которая была надета под лохмотьями, приводит себя в порядок. Дети перестают считать, Фея поднимает волшебную шаль, и перед зрителями предстает красавица, которая смущенно переходит на сторону Феи.

Кощей Бессмертный. Совсем сбрендила старая карга! А что мне прикажешь с этими холодышками делать?

Красная Шапочка (заискивающе). Кощеюшка, у тебя же доброе сердце, отлай нам своих заложников.

Кощей Бессмертный. Нету меня доброго сердца! Не разжалобите!

Бeлоснежка (обращаясь к детям). Кто из вас согласен сделать последнее усилие в нашем освобождении? Надо прочесть красивое стихотворение, спеть песню или станцевать. Да так, чтобы растопить сердце Кощея.

Выступает группа детей с заранее подготовленным номером художественной самодеятельности. После чего Кощей, сраженный красотой искусства, сдается и освобождает из заточения Деда Мороза и Снегурочку.

Дед Мороз (приветствуя ребят). Вот и поладили! А главное, нет теперь среди нас злых сказочных героев: все стали добрыми. Приглашаю всех на встречу Нового года.

Сказочные герои поздравляют детей и произносят пожелания. Звучит мелодия песни «Сиреневый туман ». Каждый герой поет по куплету (желательно тот, у кого хороший голос).

Лишь стрелки на часах сольются тонкой нитью,

Последний закружит листок календаря,

Застынет в тот же миг калейдоскоп событий, 

Оставшись навсегда за дверью декабря.

За этой дверью жизнь в прошедший год длиною,

В ней линии судьбы переплелись хитро,

Но через много лет забудется плохое,

Зато на много лет запомнится добро.

Уж бодрый Дед Мороз под звуки труб и скрипки

Подарков дорогих несет мешок тугой.

В нем смеха девять тонн и десять тонн улыбок —

Что хочешь, выбирай — на вкус и цвет любой!

А стрелки на часах, сливаясь тонкой нитью,

Прокладывают путь листкам календаря.

И ожидает вновь калейдоскоп событий,

Что терпеливо ждут за дверью января. 

И снова Новый год в судьбу твою вступает,

Пусть добрый Дед Мороз быстрее к нам придет!

Ведь каждый от него подарок ожидает,

И пусть, что мы хотим, то он и принесет!

В завершение сказочные герои раздают всем детям подарки и предлагают, пока горит бенгальский огонь, загадать желание.



Предварительный просмотр:

                                                                         День Учителя

  1 вед.              Прекрасный праздник есть осенний,

Он Днём Учителя зовётся.

В любой душе, как луч весенний,

Он теплотою отзовётся.

  2 вед.              Мы в этот светлый, добрый час

Всех педагогов поздравляем

Концерт наш песней открываем

Она поется лишь для Вас!

Встречайте – «Бременские музыканты»

          1. Мы к вам приехали на час!

Привет! Бонжур! Хэлло-о-о-о!

Мы очень рады видеть вас!

Вам страшно повезло!

Припев: Ну-ка все вместе,

Уши развесте,

Лучше по хорошему

Хлопайте в ладоши вы!

2. Сегодня день учителей

Пусть вам станет веселей,

Пусть отдохнут они сейчас,

Покинув не надолго класс!

Припев: …………………………………………..

Трубадур: Вас поздравляем от души

Осёл:                 Сегодня Вы так хороши!

Кот:                    Улыбки озаряют всех,

Собака:             Повсюду радость, шутки, смех!

Все:                   С праздником вас, дорогие учителя!

Звучит тревожная музыка………

1 реб.               Ты знаешь, мне сегодня сон приснился

                          Как будто на планету я попал,

                          Где нет учителей, какой там хаос!

                          Повсюду страх, невежество, обман…

2 реб.              Никто не учит там искусству слова.

                         Там не умеют думать, рассуждать…

                         Не знают там таблицу умноженья,

                         Там два плюс два не могут сосчитать!

3 реб.              Едят руками – некому учить их!

                         Глухи к искусству – песен не поют

                         Никто не знает, кто такой учитель!

                         Там люди лишь инстинктами живут.

4 реб.              Там никому не до кого нет дела,

                         Там равнодушие, злость и страх кругом!

                         Невежество умами овладело,

                         Там нет любви, нет радости ни в ком!

1 вед.              Ужасно страшная планета

                         Где нет совсем учителей!

2 вед.              Оооо, как я рад(а), что сон лишь это….

1 вед.              Хотим сказать сегодня всем!

                         Цените наших педагогов,

                         Они – сокровище земли!

                          Танец:

1 вед.              Вот это я понимаю! Оооо, как зажигают!

2 вед.              Зажигают, зажигают. Правда молодцы!

                         Дорогие учителя, пустьт радость и удача сегодня,

                         Как и всегда сопутствуют вам!

1 вед.             Пусть небо над вами всегда будет глубоким и чистым!

                        Пусть свежий ветер унесёт чёрные тучи!

                        Пусть тепло и забота ваших близких

                        Согреет вас у семейного очага!

                        А в школе!?

2 вед.            А в школе вас согревают такие непоседы, такие озорники!

                       Я догадался (лась) кто это! А вы?

(На сцену выходят ученики 1 класса и исполняют песню на мотив «Чунга-чанга»)

Чунга- чанга, в школу мы идём!

Чунга-чанга, весело живём!

Чунга-чанга, мы приходим в класс,

Чунга-чанга не узнаешь нас!

Припев:       Мы кричим и мы смеёмся,

Мы портфелями дерёмся,

Мы портфелями дерёмся,

Чунга-чанга!

Наше счастье – постоянно

На уроке есть бананы,

На уроке есть бананы,

Чунга-чанга

Чунга-чанга, пишем мы крючки,

Чунга-чанга, мы-ж озорники!

Чунга-чанга, если есть друзья,

Двойку просто получить нельзя!

Припев:…………………………………………………………….

1 вед.           Всё понятно, это же первоклассники!

                      Они ведь совсем маленькие, несмышленые,

                      Но мы им поможем, подскажем, объясним,

                      Что в школе нужно учиться, а не баловаться.

2 вед.           Дорогие учителя!

                      Где вы берёте время, чтоб читать

                      Учебники, методики, конспекты!?

                      Когда вы спите!? Можно нам узнать?

                      Как суток вам хватает на конспекты?

                      Наверное вы встаёте на заре!

                      Но разве можно рано так вставать!?

                      Хотим сегодня настроение поднять вам,

                      И приглашаем в сказку снова мы.

                                                 Песня:………

1 вед.         Представляем вашему вниманию сказку « Как грамотно старик корову продавал»……

        Музыка на ярмарке, выбегают скоморохи в ярких костюмах:

1 скоморох:  Бонжур дамы, господа!

Приходите к нам сюда!

Чудо ярмарка идёт,

В гости всех к себе зовёт!

2 скоморох:  Изобилие всех фруктов

Вкусных, лакомых продуктов!

Всё чего душа желает,

Ярмарка вас приглашает!

1 скоморох:  Здесь скучать вам не дадут!

Здесь играют и поют!

Если же начнут плясать –

Просто глаз не оторвать!

Танец:…………………….

1 скоморох:  Дорогие педагоги

Разрешите вас спросить:

Что на ярмарке – базаре,

Вам хотелось бы купить!?

Может быть учебник новый?

Иль обложку на журнал?

Или радость, песню, шутку?

Точно! В точку я попал!……

2 скоморох:  Что же дальше было в сказке,

Три девицы,… без прикрас

Вам расскажут….. Продолжаем

Представление для вас!

(Скоморохи убегают, под музыку появляются три девицы, и начинают разговор)

1 девица:      Что-то скучно стало очень

Давай, Фёкла, Марфу спросим –

Дорог нынче ли базар,

Да почём теперь товар?

2 девица:      На товар я не смотрела

Я на Фёдора глядела:

Он на «Бумере» своём,

Чуть с ума меня не свёл!

3 девица:       «Чёрный бумер» - это классно!

Выйти замуж так прекрасно!

2 девица:      Фёдор классный бизнесмен,

В курсе всех валютных дел!

Я и Фёдор – чудо пара!

3 девица:       У тебя, Маш, нету жара?

Кстати, слышала болтают –

Он крову покупает!

1 девица:      Надоело мне вас слушать,

Очень хочется покушать!

Что-то вкусное несут!

Ой! Арбузы продают!

   

                           Под музыку выходит продавец арбузов……

Продавец:    Я арбузы продаю,

Совсем дёшево беру!

(1 девице)

Эй, красавица послушай,

Одарить Подойди арбуз покушай!

(2 девице)

Если хочешь, милый мой,

Скушаю арбуз с тобой……

(3 девице)

Сахар, мёд и красота!

Арбуз – лучшая еда!

Подходит к учителю:

Ой, красивый педагог!

Я б учить детей не смог.

Быть учителем опасно,

Но вы выглядите прекрасно!

Улыбнётесь, просто радость!

Подарить хочу вам сладость!

Я арбузы вам дарю!

Даром, даром отдаю!

     

         Звонит телефон… Продавец смотрит на телефон и говорит:

Фёдор хочет говорить,

Что-то хочет он купить!

( говорит по телефону)

Федя слушаю тебя,

Как там бумер? Как родня?

Ты решил купить крову?!

Только чтоб была, как новая…

Так возьми с собою тыщу,

Я корову подыщу!

Поют три девицы, на мотив «33 коровы»………

Мы сегодня педагогов

Поздравляем от души!

Вы талантливы прекрасны,

Вы гламурно хороши!

Мы спешим вам доказать,

Что мы знаем, как корову

Эту милую корову,

Эту славную корову

Можно грамотно продать!

Припев:         А корова наша (3 раза)

Просто лучше всех

И её фигура, и её походка –

Всё имеет бешенный успех!

Девицы уходят. Старик остаётся с коровой. Под музыку «чёрный бумер» выходит бизнесмен Фёдор…

Фёдор:           Я в школе учился почти что на пять!

Владею законами рынка. Совсем!

И если вам надо чего-то продать,

Идите ко мне, так как я бизнесмен!

Старик:           А я вот бывший бизнесмен,

Теперь на пенсию живу.

Но ум свой, внимание, память

Тренировать не устаю!

(герои пожимают друг другу руки)

Старик:          Сразимся в интеллектуальном поединке!

                        Постой-ка ты, Бурёнка,  посерединке!

Фёдор:           Папаша, корову не хочешь продать?

Старик:           А что за неё, с тебя можно, мне взять?!

Фёдор:           Корову твою хорошо оценю,

                         И тыщу рубле за неё заплачу!

Старик:           Ты, что дорогуша совсем обалдел!?

И есть твоему в том безумству предел!?

Про кризис ты слышал? Ты в школу ходил?

Ты там математику милый учил?

Что тыща рублей!? Это просто нули…

На вещи пожалуйста проще смотри!

Фёдор:           На что тут смотреть?! Вон ввалились бока!

Копыта в кроссовках, кривая нога…

Старик:          Ты в школу ходил? Ты там русский учил?

Поэмы читал? А стихи ты зубрил?

Ты этой корове в глаза загляни!

Глаза – это зеркало души…

Я помню, как в школе давали задание –

Смотреть не на формы, а на содержание!

Лишь только за евро скотину продам,

За рубль Бурёнку, я не отдам!

Фёдор: (растерянно)  Скажи, а какой у коровы удой?

Старик:          Мы попусту время теряем с тобой,

Скажу по секрету тебе, тет-а-тет,

Что «тайм из мани»! ты понял иль нет?

Ты в школе учил иностранный язык?

К словам заграничным твой слух попривык?

Я «верба магисти» запомнил навек –

Что должен учиться всегда человек!

Фёдор:           Запутал меня ты конкретно старик!

К словам заграничным мой слух не привык!

Зачем мне немецкий? Английский зачем?

Ведь я же всего лишь простой бизнесмен!

Плачу тебе евро – была не была!

Старик (берёт деньги пересчитывает)

                         Ученье свет!  Не ученье – тьма!

Под музыку Фёдор уводит корову…………….

Старик:           Вот – что значит сила слова! Раз и продана корова!

                         А искусству убеждения обучался в школе я!

                         Вам спасибо, дорогие, милые учителя!

             Финальная песня:………………..

                       

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Без хорошо продуманных форм и методов обучения трудно организовать усвоение материала. Вот некоторые из методов, используемые в начальных классах....

Использование методов театральной педагогики как форма развития коммуникативных навыков младших школьников

Статья содержаит описание положительных сторон использования методов театральной педагогики в работе с  младшими школьниками для развития коммуникативных  способностей....

опыт работы по теме "Повышение мотивации обучения учащихся начальных классов через использование здоровьесберегающих образовательных технологий"

Опыт работы содеожит теоретические и практический рекомендации по здоровьесбережению детей маладшего школьного возраста....

доклад "Преодоление трудностей в обучении детей начальных классов"

На развитие речи детей благоприятное воздействие оказывают игры с ручными куклами...

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Активные методы и средства обученя , используемые при обучении учащихся начальных классов...