Внеклассное мероприятие по ППБ "Запомнить твердо нужно нам, пожар не возникает сам"
методическая разработка по теме

Шах Елена Петровна

Цель: познакомить с общими сведениями о пожаре, выявить возможные причины возникновения пожара в жилище и правила поведения в случае его возникновения; рассмотреть источники пожара в квартире, формировать психологическую устойчивость к стрессу, готовность к грамотному поведению во время пожара в жилище. Показать как положительную, так и отрицательную роль огня в жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_ppb.docx37.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 1 им. Б.Н.Куликова

г. Семикаракорска

Сценарий внеклассного мероприятия

по пожарной безопасности

«Запомнить твердо нужно нам, огонь не возникает сам»

Автор:

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 1им. Б.Н.Куликова»

 г.Семикаракорска

Шах Елена Петровна

Уровень образования: начальное общее образование

Класс: 1-4

Цель:   формирование основ пожарной  безопасности младших школьников.

Задачи:

Обучающие:

  1. знакомство с ролью огня в жизни человека: как положительной, так и отрицательной;
  2. знакомство с основными причинами возникновения пожара и мерами предосторожности для его исключения;
  3. знакомство с первичными средствами пожаротушения;
  4. знакомство с правилами пожарной безопасности. 
  5. обучать детей правилам пожарной безопасности в различных жизненных ситуациях

Развивающие:

  1. развитие умения анализировать различные ситуации и умения самостоятельно принимать решение.
  2. развитие речи, мышления, памяти.

Воспитательные:

  1. воспитание осторожного обращения с огнём.
  2. воспитание самостоятельности, внимательности, чувства ответственности, мужества, находчивости.  
  3. воспитание бережного отношения  к своему здоровью и  здоровью окружающих.
  4. воспитание уважения к опасной профессии пожарного.
  5. воспитывать чувство ответственности, активную гражданскую позицию, осознанное желание соблюдать правила пожарной безопасности
  6. показать детям возможность тушения огня разными средствами (вода, песок, земля, плотная ткань)

Используемое оборудование: 

 Мультимедийная  установка, презентация  «Запомнить твердо нужно нам, огонь не возникает сам », пожарные знаки, предметы для игры, фишки трех цветов

Краткое описание: 

Учащиеся обобщают знания о правилах пожарной безопасности. На уроке присутствуют фронтальная и групповая работа, творческая работа, тестирование. Много иллюстративного материала.

Ход урока

I. Организационный момент.

 1.Приветствие.

       2.Проверка готовности к уроку.

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Пусть пойдет ребятам впрок,
Очень важный наш урок.

II. Актуализация знаний и практических и умственных умений.

      -Отгадайте загадку: (Слайд 2)

Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злобы ест дрова,
Целый час, а может два.
Ты рукой его не тронь –
Искусает всю ладонь.
(Огонь)

-Сегодня мы поговорим об огне.

(Слайд 3)

        - Много сотен лет потребовалось человеку для того, чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им. Древние люди не имели спичек. Они подбирали загоревшиеся ветки после удара молнии и поддерживали горение костра днём и ночью, посменно дежуря около него. Они поклонялись огню как непонятному и грозному божеству, загадочному брату солнца. В костёр запрещалось бросать мусор и отходы, так как это могло «оскорбить» огонь. Костёр нельзя было ворошить острым предметом, чтобы «не поранить» духа огня. Много способов придумал человек, чтобы добыть огонь. Вначале это был трудный способ, требующий больших усилий и сноровки, - трение одного сухого дерева о другое. Затем огонь научились получать, высекая искру ударом камень о камень. 

- Ребята, скажите, а огонь друг или враг?

Но, огонь бывает разный -
Бледно-жёлтый, ярко-красный,
Синий или золотой.
Очень добрый, очень злой

- Когда друг?  (ответы детей) 

- С давних пор огонь стал другом человека. Он помогал людям обороняться от диких зверей, освещать жилище, отапливать дома в холодное время года. Благодаря огню человек научился вкусно готовить пищу. Без огня мы уже не представляем жизни, он нужен повсюду: в домах, и школах, на заводах и фабриках, в городах и сёлах.

Огонь- друг человека. Без него невозможна жизнь на земле. (Слайд 4)

1 ученик.   Люди, сколько жили на свете,
                   Пуще глаза огонь берегли.
                   Ведь огонь в холода, в непогоду
                   У костра их всегда согревал.

                   И людскому великому роду
                   Замерзать никогда не давал.
                   Сохраняли его, как умели, -
                   Всемогущий, горячий огонь.

2 ученик. И хоть тысячи лет пролетели,
                  Людям нужен по-прежнему он,
                  Ведь издревле до нашего века
                  Он помощник и друг человека.

                  Поутру, чтобы все были сыты,
                  Ставим пищу в духовки, на плиты.
                  Печь-громада мартен пышет жаром:
                  Варят сталь для страны сталевары.

3 ученик. Хлеб и булки огонь выпекает,
                  И от холода нас защищает.
                  Чуть стемнеет – вспыхнет повсюду
                  Электрических звездочек чудо.

                  И до дальних звезд от Земли
                  Мчит космические корабли.
                  Люди силу и мощь ощутили
                  С той поры, как огонь приручили.

-  А в каких случаях враг?   (ответы детей)  (Слайд 5)

         Огонь- враг. Огонь,  постоянный спутник человека, может быть не только другом и помощником человека во всех добрых делах, но и врагом. Это зависит от того, правильно ли используется огонь. Какой стороной он повернётся к нам, зависит от нас. 

Но бывает огонь и другим –
Не согреет ладошек он ваших
Превращает все в пепел и дым,
И жесток он, и грозен, и страшен.

III. Формулирование темы и целей урока .

-Как вы думаете, о чём мы будем сегодня вести разговор?

-Какова цель нашего урока?

(Закрепить правила пожарной безопасности.) (Слайд 6)

IV. Изучение нового материала.

 1.Причины возникновения пожара

             Значительную часть своей жизни человек проводит в своем доме или квартире. Нам кажется, что дома мы в полной безопасности. «Мой дом – моя крепость», – гласит известная поговорка. Поэтому мы часто пренебрегаем самыми элементарными правилами предосторожности и допускаем непростительную беспечность. Люди научились добывать и сохранять огонь. Однако, выйдя из-под контроля человека, он превращается в страшное бедствие-пожар.

-Чем может быть опасен пожар?

-Отчего может возникнуть пожар?

-Ребята, подумайте и назовите, по каким причинам может возникнуть пожар?

Причины пожаров.

             Причинами возникновения пожаров чаще всего являются: неосторожное обращение с огнем, несоблюдение правил эксплуатации производственного оборудования, самовозгорание веществ и материалов, разряды статического электричества, грозовые разряды, поджоги.

(Слайд 7)

От горящей спички летом        

Загораются леса.

Если ты забудешь это,

Не спасут и чудеса.

(Слайд 8

Не бросай в лесу окурки

В сухотравье у дорог.

Огонёк сыграет в жмурки,

Но чуть дунет ветерок-

Тут в открытую, не прячась,

Перепрыгнет наудачу

На верхушки сосен, елей.

Лес погубит, птицу, зверя.

(Слайд 9)

Но бывает, что пожары

Возникают без огня.

Кто-то бросил стеклотару,

Где питался, возле пня.

 (Слайд 10)

А бутылка-линза та же-

Сфокусирует лучи,

И затлеет, вспыхнет даже

Всё сухое, как в печи!

Вот поэтому бутылки,

Банки, склянки не бросай,

Уноси в своей корзинке,

Вон из леса забирай!

(Слайд 11)

Каждый знает, что утюг –
Добрый, но серьёзный друг.
Тот, кто с утюгом знаком,
не играет с утюгом.

(Слайд 12)

День рождения у Светы –
Свечи зажигаются.
Бросили их без присмотра –
Искры разлетаются.

(Слайд 13)

Кто науку изучает,
Так приборы не включает:
Перегретая розетка
Загорается нередко.

(Слайд 14)

Раз я бросил под окно
Петарду – завертелась,
Думал: «Малость пошучу…»
Вдруг крыша загорелась.

2.Твои действия в квартире, если дома нет взрослых.

    а)    Если выйти из помещения невозможно.

•      Оцени обстановку, убедись в наличии опасности и определи, откуда она исходит.

•      Вызови пожарную охрану по телефону 01.

•      Сообщи о пожаре соседям, отключи газ, электроэнергию, по возможности закрой окна и двери.

•      Немедленно покинь помещение, иди в сторону  противоположную пожара.

•      Двигайся к выходу или в сторону не задымленной лестничной клетки.

   б). При выходе через задымлённый коридор.

•      Накройся мокрой плотной тканью, полотенцем, одеялом.

•      Дыши через мокрый носовой платок, ткань, одежду.

•      Двигайся к выходу пригнувшись или ползком - внизу дыма меньше.

   в)   При пожаре в доме.

•      Вернись, плотно закрой входную дверь.

•      Дверные щели и вентиляционные отверстия заткни мокрыми тряпками.

•      Подавай сигналы спасателям через окно куском яркой ткани или фонариком.

•      При задымлении помещения или повышении температуры выйди на балкон, плотно закрой за собой дверь.

3.Как надо вести себя при пожаре

-Самое главное во время пожара – не паниковать, а вспомнить то, чему обучали ранее.

4 ученик . (Слайд 15)

Коль возник пожар в квартире,
Набирайте “01”!
Помните, что в целом мире
Вам поможет он один!

Четко адрес назовите,
Дом, подъезд, этаж и лифт,
Также кратко доложите,
Есть ли дети, что горит.

5 ученик 

Ну, а если загорятся
Вдруг электропровода,
Обесточьте сеть! И знайте,
Не поможет тут вода!

Если слышен запах газа,
Все зависит лишь от вас.
Чтоб не вспыхнуло всё сразу,
Перекройте срочно газ!

Окна, двери затворите,
Птиц, животных заберите.
Поспешите выйти вон.
В подъезд, не на балкон!

4.Средства тушения пожара. (Слайд 16)

- Чем можно потушить пожар?

(К первичным средствам тушения загораний и пожаров относят различные огнетушители, песок, кошмы, внутренние пожарные краны.)

- Добавь словечко:

Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег.
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его
… (водой). 

Пожар не ждёт! К ящику бросок!!

Насыпь на очаг спасительный …(песок).

 

Если пламя вспыхнет вдруг.
Есть у нас надежный друг.
От пожара – всем спаситель

Пламени – душитель!
Дыма – укротитель!
Наш
…(огнетушитель).

5.Физминутка (Слайд 17)

– Если на мой вопрос вы можете ответить: "Это я, это я это все мои друзья!" – то остаетесь стоять, маршируете на месте. Если на мой вопрос вы мысленно отвечаете: "Не я!" – то, присев, как бы прячетесь.

Дым столбом поднялся вдруг,
Кто не выключил утюг?

Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?

Красный отблеск побежал,
Кто со спичками играл?

Кто соседской детворе объясняет во дворе,
Что игра с огнём недаром завершается пожаром?

Столб огня чердак объял,
Кто там спички зажигал?

Побежал пожар во двор,
Это кто там жег костер?

Ветку кто не поджигает, от пожара лес спасает?

Кто от маленькой сестрички прячет, дети, дома спички?

Пламя прыгнуло в листву,
Кто у дома жег траву

6.Немного о профессии пожарный

Отгадайте загадку. (Слайд 18, 19)

С огнём бороться мы должны-

Мы смелые работники,

С водою мы напарники,

Мы очень людям всем нужны,

Так, кто же мы?... (пожарные)

Что советуют пожарные? (Слайд 20)

Кто с огнем не осторожен,

У того пожар возможен,

Дети, помните о том,

Что нельзя шалить с огнем!

Если младшие сестрички,

Зажигают дома спички,

Что, ты должен предпринять?

- Сразу спички те отнять!

6  ученик

Коль возник пожар в квартире,
Набирайте “01”!
Помните, что в целом мире
Вам поможет он один!

Четко адрес назовите,
Дом, подъезд, этаж и лифт,
Также кратко доложите,
Есть ли дети, что горит.

7 ученик

Ну, а если загорятся
Вдруг электропровода,
Обесточьте сеть! И знайте,
Не поможет тут вода!

Если слышен запах газа,
Все зависит лишь от вас.
Чтоб не вспыхнуло всё сразу,
Перекройте срочно газ!

Окна, двери затворите,
Птиц, животных заберите.
Поспешите выйти вон.
В подъезд, не на балкон!

V. Закрепление знаний и способов действий.

1. Игра «01- примите вызов» (Слайд 21)

Ты о пожаре услыхал –

 Скорей об этом дай сигнал.

 Смело трубку в руку взять,

 «01» сумей набрать.

 И назвать ещё потом

  Город, улицу и дом,

 И квартиру, где живёте,

И с каким она замком,

 И ещё сказать: «Даю вам фамилию свою,

Также номер телефона, у которого стою».

Задача игроков: с завязанными глазами добраться до телефона (стоящего впереди на стуле), набрать «01», снять трубку и сказать быстро свой адрес, имя и фамилию.

  - Помните: от точности и быстроты вашего сообщения зависит, как скоро прибудут по адресу пожарные.

2. Составление памяток  (Слайд 22)

- А теперь давайте составим памятки. Нужно соединить части предложений чтобы получились верные фразы

VI. Контроль и самопроверка знаний.

Тест по пожарной безопасности  (Слайд 23)

1.Если случится пожар, как ты будешь действовать?

  1. Позвоню по телефону «01»             3
  2. Позову на помощь                            2   
  3. Убегу, никому ничего не скажу      0

2. Если комната начала наполняться густым едким дымом

  1. Открою окно, не закрыв дверь        0
  2. Буду продвигаться к выходу                 2
  3. Закрою рот и нос мокрым носовым платком и буду продвигаться к выходу, прижимаясь к полу            3

3. Если загорелась электропроводка?

  1. Буду тушить водой                           0
  2. Обесточу электросеть, затем приступаю к тушению        3
  3. Буду звать на помощь                    1

4. Если на вас загорелась одежда?  (Слайд 24)

  1. Побегу, попытаюсь сорвать одежду   0
  2. Остановлюсь, упаду, покачусь, сбивая пламя        3
  3. Завернусь в одеяло        2

5. Если при приготовлении пищи загорелся жир на сковородке

  1. Накрою сковородку мокрым полотенцем         3
  2. Буду тушить водой             0
  3. Попытаюсь вынести горящую сковородку на улицу    0

6, Если при разжигании газовой колонки или духовки газовой плиты спичка погасла, не успев воспламенить газ, что ты будешь делать?

  1. Достану вторую спичку и стану зажигать газ    0
  2. Перекрою газ               2
  3. Перекрою газ и проверю тягу             3

7. Если тебя отрезало огнем в квартире на пятом этаже (телефона нет), что ты будешь делать? (Слайд 25)

  1. Мокрыми полотенцами, простынями заткну щели в дверном проеме, сократив приток дыма, через окно буду звать на помощь           3
  2. Сделаю веревку из скрученных простыней и буду спускаться вниз   0
  3. Буду звать на помощь       1

8. Если ты увидел, что на опушке леса горит прошлогодняя трава?

  1. Пройду мимо                                                 0
  2. Постараюсь затушить, забросав землей, сбить пламя ветками

деревьев       3

  1. Сообщу об этом взрослым        2

9. Если ты увидел, что маленькие дети бросают в огонь бумагу, незнакомые предметы, аэрозольные упаковки, как ты должен поступить?

  1. Остановлю, объясню, что это опасно         3
  2. Пройду  мимо        0
  3. Попытаюсь переключить внимание детей на другое занятие   0

10. Если во время интересной телепередачи ты увидел, что из телевизора пошёл дым, как ты должен поступить?

  1. Продолжу смотреть телепередачу        0
  2. Позову на помощь взрослых        2
  3. Отключу телевизор, позвоню в пожарную охрану, приступлю

к тушению                   3

(Слайд 26)

Если в сумме вы набрали 25 - 30 очков, то вы хорошо знаете правила пожарной безопасности, всегда соблюдаете их и сможете научить своих товарищей.

Если вы набрали 20 — 24 очка, то вы должны быть осмотрительны в выборе действий в сложной ситуации.

Если вы набрали менее 20 очков, то вам необходимо серьезно заняться изучением правил пожарной безопасности, Это поможет вам избежать пожара, а в экстремальной ситуации — сохранить свою жизнь.

VII. Домашнее задание.

Нарисовать рисунки по теме, над которой мы работали.

 VIII. Подведение итогов урока. (Слайд 27)

- Что узнали нового?

- Что понравилось?

- Какие сделали выводы?

(Слайд 29)

Чтоб пламя моё лишь светило и грело.

Со мной обращаться нужно очень умело.

С огнём не играйте! С огнём не шалите!

Здоровье и жизни свои берегите!

Характер горяч мой, скажу не на шутку.

Могу разгореться в одну я минутку.

Но другом я буду, согреть я сумею

Тех, кто с огнём обращаться умеет.  

Рефлексия  (Слайд 30)

  

 На столе у ребёнка три сигнальные фишки: красная, жёлтая и зелёная. Ребята, если вы уверены , что сможете правильно поступить в экстремальной ситуации, поднимите зелёную фишку; если сомневаетесь – жёлтую, если не уверены – красную

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия для 1 класса. Тема: «Нет пожарам».

Классный час для 1 класса "нет пожарам". Доступный материал для учащихся 1 класса с применением ИКТ....

"Запомнить твёрдо нужно нам - пожар не возникает сам!"

Внеклассное мероприятие по пожарной безопасности...

Классный час на тему: «Запомнить нужно твердо нам пожар не возникает сам!»

Классный час на тему: «Запомнить нужно твердо нампожар не возникает сам!», проведенный во 2-ом «А» классе.Классный руководитель Ахунжанова Гульбану Жумажановна....

Неделя пожарной безопасности «Запомнить нужно твердо нам: пожар не возникает сам» для учащихся 4-х классов

Каждый ребенок должен уметь правильно действовать в случае пожара в школе и дома, знать правила поведения при пожаре и расширять эти знания через игры, конкурсы, соревнования, экскурсии.Обучение должн...

"Запомнить твердо нужно нам - пожар не возникает сам".

В игровой форме дети вспоминают правила поведения при пожаре....

Сценарий внеклассного мероприятия по пожарной безопасности "Чтобы с пожаром бороться умело Знать каждому нужно пожарное дело!

Основная задача данного мероприятия - пополнить знания учащихся о пожарной безопасности, научить детей вести себя правильно в чрезвычайных ситуациях, при возникновении пожара в школе, дома, привить пр...

Классный час «Запомнить твердо нужно нам - пожар не возникает сам!»

Цели: узнать, как выглядит опасность и почему она возникает; развивать кругозор детей; воспитывать бережное отношение к своей жизни, находчивость, сообразительность....