Героическое лето 1943 года
методическая разработка на тему

Данное внеклассное мероприятие рассчитано на внимание обучающихся начальной школы. В нем рассказывается о событиях на Курской дуге и величайшем танковом сражении на Прохоровском поле. В мероприятии подобраны стихотворения, песни военных лет, инсценировки, а так же танцевальная композиция, которые одаптированны к восприятию обучающимися младших классов. Всё мероприятие сопровождается мультимедийной презентацией, позволяющей увидеть более полную картину событий лета 1943 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariy_meropriyatiya.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

лицей № 10 города Белгорода

Неделя

 «Музей и дети»

Номинация

«Лучший сценарий массового мероприятия»

«Героическое лето 1943 года»

Автор: учитель начальных классов

Ракова Татьяна Сергеевна

Белгород 2013

Аннотация: данное внеклассное мероприятие рассчитано на внимание обучающихся начальной школы. В нем рассказывается о событиях на Курской дуге и величайшем танковом сражении на Прохоровском поле. В мероприятии подобраны стихотворения, песни военных лет, инсценировки, а так же танцевальная композиция, которые одаптированны к восприятию обучающимися младших классов. Всё мероприятие сопровождается мультимедийной презентацией, позволяющей увидеть более полную картину событий лета 1943 года.

Сценарий массового мероприятия, посвященного

70 – летию Курской битвы

Героическое лето 1943 года

Цель: создание условий для формирования представлений о героических событиях 1943 года, коренном переломе в ходе Великой Отечественной войны – Курской битве.

Задачи:

1. Дать представление о ходе Курской битвы, ее участниках и героях.

2. Прививать интерес к героическим страницам истории родного края.

3. Способствовать патриотическому воспитанию, верности гражданскому долгу, гордости за свою Родину, свой край.

 Оборудование: мультимедийная презентация, макет обелиска, свечи, цветы, музыкальный центр, костюмы для инсценировки и танца.

Ход мероприятия

Звучит песня «Священная война» (Слова В. Лебедева-Кумача, музыка А. Александрова)

Слайды 1, 2, 3, 4, 5   (Приложение  1, 2, 3, 4, 5)

Чтец 1

От бескрайней равнины сибирской

До полесских лесов и болот

Поднимался народ богатырский,

Наш великий народ.

Выходил он: свободный и правый,

Отвечая войной на войну,

Постоять за родную державу,

За могучую нашу страну!

Чтец 2

Сокрушая железо и камень,

Он врага беспощадно разил!

Над Германией победное знамя,

Знамя правды своей водрузил!

Он прошел через пламя и воду,

Он с пути не свернул своего.

Слава, слава народу-герою!

Слава армии славной его!

Чтец 3

Разве можно забыть

Нам с тобой сорок третий.

Помнишь – Курская битва

Тогда полыхала?

И советский солдат,

Уходивший в бессмертье

Был сильнее огня

И надежней металла.

Чтец 4

В тургеневских охотничьих местах

Воронки, груды мертвого металла.

Здесь на день по двенадцати атак

Отчаянная рота отбивала.

А как бомбили нас! Не говори –

Такого в Сталинграде не видали.

Всю ночь качались в небе фонари,

Кровавым светом, озаряя дали,

С рассветом «тигры» шли на нас опять

И вспыхивали дымными столбами,

И приникали мы, устав стрелять,

К горячей фляге пыльными губами.

А все же удержали рубежи,

В июньской битве оправдав надежды.

Окопы на полях примятой ржи

Проходят там, где проходили прежде.

И на скелете пушки «фердинанд»,

Прорвавшейся на курские пригорки,

Фотографируется лейтенант,

И над пилоткой нимбом – дым махорки.

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости. В этом году мы отмечаем 70-летие победы наших войск на Курской дуге.  Наш класс был на экскурсии в п. Прохоровка на Прохоровском поле, где красуется монумент Звонница в честь победы наших войск в жесточайшем танковом сражении за всю историю человечества. Были в Диораме «Огненная дуга», а так же  в Литературном музее, где узнали о тех важных и страшных событиях.

Ведущий: И сегодня мы бы хотели  рассказать вам об истории победы наших войск на Курской дуге. Переживания солдат во время войны. О людях, помогавших нашим солдатам.

Слайды  6, 7. 8, 9, 10, 11, 12  ( Приложение 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12)

Ведущий: Стояло лето 1943 года. Уже прошло два долгих и страшных года Великой Отечественной войны. Много славных побед было на счету Красной армии. Разгром фашистов под Москвой, сокрушительный удар по захватчикам под Сталинградом. Немецкое командование хотело отомстить за поражение под Москвой и Сталинградом. Они считали, что Курская дуга – лучшее место, где можно нанести ответный удар по советским войскам.  

Слайды 13, 14, 15  (Приложение 13, 14, 15)

Чтец 4

Так катилось, как солнышко, лето.

Но в июле вдруг пятого дня

Все смешалось еще до рассвета:

Гул орудий и море огня.

Зашаталась земля, загудела,

Дым и гарь пробирали до слез,

И по русским окопам хрипело:

- Приготовься, братва! Началось…

Ведущий: Разрабатывая план летней кампании 1943 года, советское командование на основании разведывательных данных разгадало замысел врага и 12 апреля приняло решение о переходе к преднамеренной обороне. К началу июля Ставка сосредоточила на Курском  направлении крупные силы и средства, обеспечившие перевес в пользу советских войск. Теперь они были способны не только отразить мощное наступление, но и перейти в решительное контрнаступление.

Ведущий: Гитлеровцы рассчитывали ошеломить советские войска внезапной лавиной артиллерийского огня и новых мощных танков – «тигров» и «пантер». Однако на рассвете 5 июля сосредоточенные на исходном положении для атаки их войска были сами ошеломлены сокрушительными залпами «катюш», орудий и минометов. Артиллерийская и авиационная контрподготовка войск Центрального и Воронежского фронтов нанесла противнику серьезный урон, сразу нарушив тщательно размеченный график его действий.

Ведущий: 5 июля 1943 года началась Курская битва. 49 дней и ночей длилось сражение на Огненной дуге. Белгородская земля стала сплошной раной под обрушившимся на нее шквалом огня и железа. Почти 70 тысяч орудий и минометов, 13 с половиной тысяч танков и самоходных орудий, почти 12 тысяч самолетов и 4 миллиона человек участвовали в Курской битве.


Слайд 16, 17  (Приложение 16, 17)

Чтец 5

О поле, поле – кровушка России,

Тяжелый клин ее святой земли,

Кто мог тогда предугадать такое –

Что станет это поле вдруг равно

Победной славе поля Куликова

И мужеству полей Бородино.

Кто знал тогда, какую вражью силу

Переломает русская земля?

Что третьим полем назовут России

Вот эти черноземные поля.


Ведущий: В битве за родную землю стояли насмерть все. А фашисты свирепели. На передовой от взрывов снарядов и бомб, подбитых танков не осталось целым ни единого клочка земли. Но вновь и вновь поднимались наши бойцы в атаку. И помогали им в этом письма, которые они писали домой, и получали от родных.

(Выходят трое солдат (мальчики) и пишут письма родным)


Солдат  1 (пишет письмо) .
Знаю, в сердце у тебя тревога-
Нелегко быть матерью солдата!
Знаю, всё ты смотришь на дорогу.
По которой я ушёл когда-то.
Знаю я, морщинки глубже стали
И чуть-чуть сутулей стали плечи.
Нынче насмерть мы в бою стояли,
Мама, за тебя, за нашу встречу.
Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди!

Солдат 2 (пишет письмо).
Здравствуй, дорогой Максим!
Здравствуй, мой любимый сын!
Я пишу с передовой,
Завтра утром - снова в бой!
Будем мы фашистов гнать.
Береги, сыночек, мать,
Позабудь печаль и грусть -
Я с победою вернусь!
Обниму вас, наконец.
До свиданья.
Твой отец.

Солдат 3 (со свечой).
Дорогие мои родные!
Ночь. Дрожит огонёк свечи.
Вспоминаю уже не впервые,
Как вы спите на тёплой печи.
В нашей маленькой старой избушке,
Что лесами сокрыта от глаз,
Вспоминаю я поле, речушку,
Вновь и вновь вспоминаю о вас.
Мои братья и сёстры родные!
Завтра снова я в бой иду
За Отчизну свою, за Россию,
Что попала в лихую беду.
Соберу своё мужество, силу,
Буду немцев без жалости бить,
Чтобы вам ничего не грозило,
Чтоб могли вы учиться и жить!


Ведущий: А бои на Курской дуге продолжались. Главным направлением для нового удара фашисты избрали Прохоровку. Они подтянули сюда резервные дивизии, 700 танков и самоходных орудий. Командование Воронежским фронтом приняло решение утром 12 июля нанести фашистам мощный контрудар. Началось крупнейшее в истории войны танковое сражение. Сражение, в котором с обеих сторон участвовало более 1200 танков, продемонстрировало преимущество советской боевой техники и военного духа красноармейцев. Стонала земля от взрывов, лязга железа, небо было темным от горящих танков. Бой длился с утра до вечера. И выстояли наши доблестные воины, и повернули немцев вспять.

Чтец 6

Они накинулись, неистовы,

Могильным холодом грозя,

Но есть такое слово «выстоять»,

Когда и выстоять нельзя.

И есть душа – она все вытерпит,

И есть земля – она одна,

Большая, добрая, сердитая,

Как кровь, тепла и солона.

(Девочки танцуют вальс по песню «Журавли» музыка Я. Френкеля, слова Р. Гамзатова)

Слайды 18, 19  (Приложение 18, 19)


Ведущий: После Прохоровского сражения войска Воронежского, Брянского и Западного фронтов готовили операцию по освобождению городов Орел и Белгород под кодовым названием «Кутузов» и «Полководец Румянцев». В ночь на 3 августа войска заняли исходные позиции для наступления. За всю войну еще никто не видел такого скопления боевой техники с обеих сторон.

Участник Курской битвы поэт Юрий Белаш писал:

Чтец 7 

Шли танки...

И земля дрожала.

Тонула в грохоте стальном.

И танковых орудий жала

Белесым брызгали огнем.

На батарее — ад кромешный!

Земля взметнулась к небесам.

И перебито, перемешано

Железо с кровью пополам.

И дым клубится по опушкам

Слепой и едкой пеленой,

Одна истерзанная пушка

Еще ведет неравный бой.

Чтец 8
Здесь наши танки шли – лавина за лавиной,
Земля пылала, плавился металл…
Война дошла до середины –
И после битвы перелом настал.
Уходят безвозвратно наши годы,
И что-то потеряется в веках.
Но не померкнет в памяти народа

Та, Огненная, Курская дуга.


Ведущий: На войне сражались не только мужчины, но и женщины. Они были медсёстрами, врачами, санитарками, разведчицами, связистками. Многих солдат спасли от смерти нежные добрые женские руки.


Медсестра (девочка в косынке с красным крестом, с сумкой)

Слайд 20 (Приложение 20)


Пушки грохочут, пули свистят.
Ранен осколком снаряда солдат.
Шепчет сестричка:
"Давай, поддержу,
Рану твою я перевяжу!"-
Всё позабыла: слабость и страх,
Вынесла с боя его на руках.
Сколько в ней было любви и тепла!
Многих сестричка от смерти спасла.

Инсценировка песни «Землянка».

На сцене палатка, «костер», санитарки перевязывают раненых.


Ведущий: 4 августа части 53-й и 69-й армий Степного фронта при поддержке танковых бригад прорвали оборону противника и вышли к городам Белгород и Орел. 5 августа города были освобождены. В честь этой победы в Москве впервые за годы войны был дан салют 12 артиллерийскими залпами из 120 орудий.

Слайд 21 (Приложение 21)

Чтец 9

В привычных сумерках суровых

Полночным залпам торжества,

Рукоплеща победе новой,

Внимала древняя Москва.

И голос праздничных орудий

В сердцах взволнованных людей

Был отголоском грозных будней,

Был громом наших батарей.

И каждый дом, и переулок

И каждым камнем – вся Москва

Распознавала в этом гуле –

Орел и Белгород слова.


Ведущий: Память о воне, о жертвах войны… Она набатом стучит в наших сердцах, повелевая не забывать подвиг народа, бережно хранить мир, завоеванный ценой более 20 миллионов человеческих жизней. В этой войне  слито воедино величайшее мужество солдат, женщин, детей. Почет и вечная слава тем, кто защищал Родину от врага.

Слайды  22, 23, 24  (Приложения 22, 23, 24)


Ведущий: Память о сражениях минувшей войны священна для всех белгородцев. Слишком обильно полита наша земля кровью солдат. Немеркнущий свет бесчисленных звезд на братских могилах и обелисках напоминает нам, что мы все в неоплатном долгу перед павшими героями. По ним звонят колокола храма Петра и Павла в Прохоровке и на Звоннице на Прохоровском поле.


Чтец 10

Мы здесь не потому, что дата,

Как злой осколок, память жжет в груди.

К могиле неизвестного солдата

Ты в праздники и в будни приходи.

Он защитил тебя на поле боя,

Упал, ни шагу не ступив назад,

И имя есть у этого героя –

Великой Армии простой солдат.

                                                                М. Исаковский.

(На сцене «памятник», девочки подходят и кладут цветы.)

Мы по дорогам пыльным с боем шли,

От бомб земля дрожала, как живая.

Мы каждый метр своей родной земли

Отстаивали, кровью поливая.

Когда от бомб, казалось, мир оглох,

И друг мой пал из нашей роты первым,

Я знал: нужны не слезы и не вздох,

А мой свинец, мой шаг вперед и нервы.

Мне смерть страшна, но в битвах не робел,

В атаку шел – других не гнулся ниже,

Шел смело в бой не потому, что смел,

А потому, что трусость ненавижу.

Свинцовая метелица мела,

Рвались снаряды, мины завывали.

И песня нашей спутницей была.

В бою. В поход. На ночном привале.

Ведущий:  Минутой молчания почтим память тех, кто отдал свои жизни в борьбе за мир и счастье на земле, за нашу с вами  жизнь. Прошу всех встать.

Слайд 25  (Приложение 25)

Минута  молчания.  (со свечой)  

Есть очень добрый обычай Руси:

В память бессмертия душ

Ставить к иконам пламя свечи

Тем, кто не встретится уж.

Эта свеча – частица любви,

Память о тех, кого нет.

Мы зажигаем и помним о них,

Жизни негаснущий свет!

                                                                           

Вечная слава и вечная память

Павшим в жестоком бою!

Бились отважно и стойко с врагами

Вы за отчизну свою!

(дети произносят хором)

Вечная слава героям!

Слава! Слава! Слава!                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лето 2011 года. Пришкольный оздоровительный лагерь дневного пребывания

Много лет в нашей школе работает летний лагерь дневного пребывания. На этой презентации весёлые моменты детского отдыха в нашей школе...

Презентация к Юбилею со Дня Освобождения г. Льгова 3 марта 1943 года

3 марта исполнилось 70 лет со дня освобождения города Льгова от фашистско-немецких захватчиков...

Классный час в начальных классах по теме: "14 февраля 1943 года - день освобождения Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков"

События Великой Отечественной войны навсегда запечатлелись в нашей истории, памяти, а также в наших сердцах. На примере героизма великих воинов и всего русского народа воспитывалось не одно подрастающ...

Конкурсная работа: “ Героическая оборона в годы Великой Отечественной Войны”

75 годовщина победы нашего народа в Великой Отечественной войне - памятная дата и дань ныне живущих мужеству, стойкости, героизму  всех, сражавшихся за мир. Ученики 4 класса нашей школы приняли у...

Конкурсная работа: “ Героическая оборона в годы Великой Отечественной Войны” творческая работа учащихся

75 годовщина победы нашего народа в Великой Отечественной войне - памятная дата и дань ныне живущих мужеству, стойкости, героизму  всех, сражавшихся за мир. Ученики 4 класса нашей школы приняли у...

Классный час ко Дню воинской славы России 2 февраля 1943 года – день разгрома немецких войск под Сталинградом. «Город жил… Город сражался… Город победил…» .

Сталинградское сражение называют величайшим. Иногда не сражением, а битвой. И не битвой даже, а побоищем. И тут преувеличения нет. Разве военные историки могут указать нам на другое сражение, в которо...