"Как на нашем на Дону чтим отцов и старину".
классный час (4 класс) по теме

Богомаз Елена Васильевна

Над широким лиманом, над Доном-рекой
Поднимается медленно шар золотой,
Я стою на холме, в голубой вышине,
И Россия моя растворилась во мне.

 

Вот родное село. Вот усадьба моя.
Вот моя дорогая семья, родная семья.
Сядем рядом за стол после трудного дня.
И с такою семьёй нет беды у меня.

 

Вот родные края, мой родительский дом,
Где бы я не скитался, ты в сердце моём.

Так гори над окном соловьиный рассвет.

Ведь родней и милее мне Родины нет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kormit_nas_batyushka_tihiy_don.docx34.86 КБ

Предварительный просмотр:

«Как на нашем на Дону чтим отцов и старину»

Песня  «На раздольном Дону»

Слова и музыка Б. Гончарова.

Колосятся хлеба на раздольном Дону

И шальные снаряды не рвут тишину

И во время застолья, в цветенье любви,

Трели звонко выводят певцы – соловьи.

Над широким лиманом, над Доном-рекой

Поднимается медленно шар золотой,

Я стою на холме, в голубой вышине,

И Россия моя растворилась во мне.

Вот родное село. Вот усадьба моя.

Вот моя дорогая семья, родная семья.

Сядем рядом за стол после трудного дня.

И с такою семьёй нет беды у меня.

Вот родные края, мой родительский дом,

Где бы я не скитался, ты в сердце моём.

                    Так гори над окном соловьиный рассвет.

                     Ведь родней и милее мне Родины нет.

Ведущие:  (по очереди)

1: Дон                  2: Земля Донская              3: Донские казаки…

Ведущий 1:    Произнесёшь эти слова, и перед твоим мысленным взором встанут ковыльные степи, Дон-батюшка, образы донцов, чьими делами прославлены Дон и Россия.

Ведущая 2: Пролетели века, как мгновения. Время прошло, словно песок сыпучий сквозь пальцы рук. Но осталась память потомков, неугасимая и неистребимая. Постараемся заглянуть  в глубь столетий, давно ушедших,  проследим историю донского казачества, чтобы увидеть, чем занимались казаки, какую культуру создали за века прошедшие.  Вспомним, ибо нет тяжелее преступления, чем забвение потомками предков своих, их веры, культуры и жизни самой. Вспомним, ибо ушедшее время  назвать, всё равно, что вернуть его к жизни

Ведущая 3:  Давным-давно это было… Да уж почти 500 лет минуло с тех пор, как земля наша Донская стала вторым домом всем обиженным и обездоленным. Бежали они на Дон и здесь вольными казаками становились. И было здесь много украинцев, и поляков, и турок, и греков, и немцев. Все они были простыми людьми. Каждый из этих народов приносил на Дон и свои обычаи, привычки, уклад жизни, свои песни.

Ведущая 2: Но здесь, на Тихом Дону, всё у них по-другому складывалось. Здесь была другая природа, другие условия жизни. Культура казачества уходит своими корнями в те далёкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни донских казаков.

Чтобы понять и лучше узнать свою малую Родину, мы с вами совершим путешествие.

Ведущий 1:

                  Край раздольных степей. Здравствуй, милый мой Дон!

                  Край казачества, вольности милой!

Вот он, Тихий мой Дон! Очарован тобой,

И  любуюсь прекрасной картиной.

Там за лесом, блестя тихоструйной волной,

Льётся Дон наш,  кормилец родимый.

Небо, степь да река – благодатный простор…

Как ты дорог мне, край мой любимый.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Ведущая 2: А попали вы в страну славную, необыкновенную, страну Казачью. Что же это за страна такая? Чем она славится, какие люди в ней живут?

                                  Прекрасен мир. История стара

И на глазах истории веками

Не знающими  устали руками

Всё в мире создавали мастера.

Сказать спасибо мастеру пора:

Он мыслью не витал за облаками,

А золотыми, добрыми руками

                                  Он строил мир, надёжный как скала.

Ведущая 3:                   Казак-воин

Суровые условия жизни, огромные, открытые всем ветрам степные просторы закаляли казаков, сделали их сильными, храбрыми, мужественными. Казак просто обязан был быть готовым в любую минуту вскочить на коня и ринуться на защиту своей земли, дома, семьи, свободы и чести. А воевать казакам приходилось много. И  для казака в слове труд заключён особый смысл. Это не только работа в поле, по дому, это ещё и ратный труд, труд защитника Родины.             И ратный труд их был нелёгок.

Ведущий 1:    У меня, молодца, было три товарища:

Первый товарищ – мой конь вороной,                

А другой товарищ – я сам молодой,

А третий товарищ – сабля вострая в руках

Песня «Как при лужку», инсценирование

Ведущая 2:   Всяко воевали казаки за шесть веков своей истории. Были и поражения, были и блистательные победы. Славен Дон своими героями. Из донских казаков вышли бесстрашный Ермак Тимофеевич, расширивший владения Русского государства своими походами в Сибирь, непокорный бунтарь Кондратий Булавин, грозный Емельян Пугачёв. Казачьей конницей восхищались великие русские полководцы Суворов и Кутузов. С большой благодарностью вспоминает русский народ атамана Платова, защищавшего вместе со своими казаками Россию от Наполеона. С честью сражались казаки и на фронтах Великой Отечественной войны.

 «Боевая казачья песня»

Ведущая 3: Каждый подвиг остаётся навечно в памяти народной. Но не только военной, боевой славой покрыли себя донские казаки. Здесь на берегах Тихого Дона жил и живёт сегодня удивительный народ со своими традициями, обычаями, нравами, с песнями – такими широкими и вольными, как степи донские, с вихревыми плясками, с горько-солёными, крепкими шутками.

Ведущая 2: Не только воевать умеет казак, но, прежде всего, любить свою родную землю, трудиться на ней, украшать её полями хлебными,  садами чудными. Не только боевые кони пасутся в широких степях, но и большие стада домашних животных, не только походные палатки расцвечивают степь, но и богатые казачьи станицы.

Ведущий 1:  А чтобы ярче представить себе, какие они, вольные донские казаки в труде, послушаем пословицы и поговорки, родившиеся на донской земле. В них всё, что любит казак, что он  ценит, всё, что его волнует.

Чтение поговорок и пословиц детьми из зала.

  1. Казак в труде, как и в бою, славит Родину свою.
  2. Без работы, как без заботы и умный казак в дураках ходит.
  3. От лени казак хворает, а в работе здоровье закаляет.
  4. От безделья не бывает у казака веселья.
  5. Не хвались казак травой, хвались сеном.
  6. Донская земля дармоедов не кормит.
  7. Не тогда казак мужает, когда отдыхает, а когда устаёт.
  8. На донской земле всё родится, надо только потрудится.
  9. Если казак захочет, гору на гору поставит.

Ведущая 3: Какое слово в этих пословицах стоит на первом месте?

– Правильно - труд. Для настоящего казака это главное слово после слова Родина. Пословицы и поговорки беспощадны к лентяям, живущим чужим трудом, не умеющим ничего делать.

Ведущий 1: Чем же занимались казаки на своей земле?

Казак-рыболов и охотник

До 18 века казаки земли не пахали и хлеба не сеяли. Кормили их охота и рыболовство. Донской край был удивительно богат, здесь обитали многочисленные стада коров, табуны диких лошадей. Сайгаки шли тучами. И первые казаки умели пользоваться этим богатством, были умелыми охотниками. Когда они наладили поставку дичи в русские города то, как сообщали современники, мяса привозили столько, что стоимость их оценивалась не на вес, а на глаз.

Ведущая 2: Наиболее старое и распространённое промысловое занятие казаков – рыболовство и переработка рыбы. А какая рыба ловились в Дону!  Осётр, белуга, севрюга, сазан, сула, сом, стерлядь, рыбец, чебак. Казак-рыболов занимался рыбной ловлей круглый год. Для  переработки рыбы здесь сооружались так называемые рыбоспетные заводы. Откуда же такое название? Процесс переработки был сложным и трудоёмким. После засолки её сушили в специальных печах, спекая её, отчего произошло название «спетные». Из печи предварительно выгребали угли, после чего на горячий пол клали сено, а на него – рыбу, выдерживая её, таким образом, несколько дней. Заготавливали и паюсную икру.

На Дону ловили и особым образом обрабатывали знаменитую красную рыбу. Ароматнейшие балыки и «тешки» - это спинки и брюшки рыб осетровых пород – «зело любил вкушать царь Пётр  I, требовавший от войсковых атаманов, чтобы с Дона ему слали побольше сего деликатесу!…»

   С рыбным промыслом  была тесно связана добыча соли. Казаки отвоевали от ногайцев и присоединили  задонские степи до Манычских соляных озёр. Соль в этих озёрах отныне мог добывать каждый казак, и в этом была одна из его привилегий.

Ведущая 3:                  Казак – земледелец

Благополучие казачьей семьи создавалось не знающим и не признающим усталости трудом. Одна работа заходила за другую. С раннего утра вся казачья семья начинала трудиться, и работали, как говорится, «до седьмого пота».  Рабочий день начинался рано, до восхода солнца. Доили коров (пока муха не села, выгоняли их в стадо, а сами собирались и шли, чаще ехали на подводах работать в поле, взяв с собой еду. Любили готовить в поле на костре в казане, который вешали на таган – специальный железный треножник. Главным блюдом был кандёр – густой суп с пшеном, заправленный салом, маслом или сваренный на сухой рыбе. В казачьей семье каждый нёс соответственно своему возрасту работу. Жёны помогали мужьям, дети – родителям. Мужчины косили хлеб, женщины гребли и вязали снопы, мужчины перевозили снопы, а старики и женщины молотили.

Казаки худели, чернели на работе, заготавливая сено лошадям    и скоту на зиму. И такая же страсть, такая же жадная любовь к земле охватывала казаков в дни пахоты, посева и жатвы.

Ведущий 1: Начало весенне-полевых работ сопровождалось обрядами, которые должны были способствовать хорошему урожаю. Перед началом сева устраивали обед в поле. Брали с собой свяченную воду и веником брызгали поле, приговаривая:

(из зала)        «Зародись жито и пшеница на всякую пашницу»

После чего, сделавши семенами крест, начинали сеять.

Ведущая 2: Если долго не было дождя, то дети просили его так:

(выступление группы детей в костюмах)

«Иди, иди дождь, да на бабину рожь, на бабину кичку, на нашу пшеничку, на наш ячмень, поливай весь день. А дождик припусти, мы поедем под кусты, Богу молиться, Христу поклониться».

Ведущая 3:  Наоборот, если дождь шёл несколько недель, что бы он перестал, говорили так:

 «Дождик, дождик  перестань, куплю тебе сарафан и с ленточками, позументочками, с махорчиками, с колокольчиками. И не мок, и не мок, куплю тебе шёлковый платок»

Ведущий 1:  Занятию огородничеством способствовала хорошая почва и наводнения, ведь казаки в основном жили по берегам рек. Землю перепахивали с осени. Овощи высевали семенами или высаживали рассадой. Выращивали картофель, морковь, капусту и практически все известные овощи. Обязательно в каждой станице были «бахчи», где выращивали арбузы, дыни и тыквы.

Исполнение «Посею лебеду на берегу» и танец под  песню.

Ведущий 3: С петровской эпохи казаки начали заниматься виноградарством. Пётр 1 выписал для них из Франции виноградные лозы и мастеров. На всю Россию славятся донские виноградники  и мастера-виноделы. Ещё Александр Сергеевич Пушкин так писал:

Приготовь же, Дон заветный.

Для наездников лихих,

Сок кипучий, искрометный

Виноградников твоих.

Ведущая 2:                    Казак – скотовод

В каждом дворе была скотина. В каждой станице были свои пастухи, которым платили деньгами или столовали, то есть кормили. Жители некоторых станиц и хуторов на лето переправляли коров на левый берег Дона, где были прекрасные пастбища и сенокосы. Для коров делали базы из камыша и делали землянку, в которой жили по очереди или нанимали сторожа, который охранял коров и сено. Каждый хозяин, скосив сено, привозил его к своему базу. Ежедневно казачки два раза в день переправлялись на лодке, доили коров и с молоком возвращались домой.

Овец отдавали на всё лето и осень в отару. Пригоняли отару обычно в начале декабря.

Ведущий 1: А какой казак без коня? Конь – первый товарищ и в труде и в бою, и в радости, и в беде. Конь-защитник, конь-спаситель. В жизни казаку не обойтись без коня. Не случайно возникли также пословицы.

Чтение поговорок и пословиц детьми из зала.

  1. Казак сам не поест, а коня накормит.
  2. Казаку конь себя дороже.
  3. Без коня казак кругом сирота.
  4. Казак без коня, что солдат без ружья
  5. Не конь красит казака, а казак коня
  6. Упал казак духом – и конь не бежит…

     -   Казак дружбу соблюдает: в беде коня не бросает.

Ведущий 1: Очень уважаемыми были коневоды. Коневодство было мастерством, где казака не было равных. Столетиями, как величайшую ценность, казаки пригоняли из всех походов самых дорогих и резвых коней и улучшали умелым коневодством местные породы. В результате  к 20 веку они сумели сохранить такое конное богатство, какого не было во всём мире.

Ведущая  3:                  Казак-ремесленник

Казаки владели всеми крестьянскими профессиями, но кроме  этого, в память о тех временах, когда предки казачества были жителями различных городов и селений, каждая казачья станица  была ещё и местожительством мастеров. Например, казаки станицы Урюпинской на протяжении столетий разводили пуховых коз и здесь вязали сказочной красоты пуховые платки. Были станицы бондарей, колёсников, чеботарей (сапожников), кожевников… о которых нужно сказать отдельно, потому что это мастерство включало в себя несколько десятков специальностей: кожемяки, красильщики и другие. Завершалось кожевенное производство мастерством шорников – мастеров по изготовлению конской сбруи.

Ведущий 1: Валяльщики-шерстобиты катали валенки, и валяли бурки, тончайшие войлоки  из которых шились непромокаемые балахоны, которые спасали казаков в непогоду.

 Разумеется, славились кузнецы-ковали, умевшие подковать любого коня и мастера-оружейники, ковавшие знаменитый булат. Славились мельники, умевшие поймать в степях малейший ветер в крылья ветряков, а в горах ставившие мельницы на крошечных ручьях чуть ли не за сутки… гончары и корзинщики были в каждой станице.

А ещё в каждой станице были столяры-краснодеревщики, которые изготавливали добротную и красивую мебель: столы, стулья, горки, комоды.

Ведущая 2: И нельзя не рассказать о копателях колодцев, которые пользовались особым уважением у донцов. Эта работа была сопряжена с невероятно тяжким трудом и смертельной опасностью. Во время рытья колодца копатель не прикасался ни к вину, ни к деньгам, некоторые давали обет молчания. Станичники в складчину нанимали музыкантов, которые постоянно играли, пока шла работа.

О чём думал копатель, пробиваясь через меловые и песчаниковые пласты, иногда на глубину до сорока метров и оплетая стенки вокруг себя ветками караича? Что вспоминал? О чём молился?  Появившаяся вода могла быть горькой или солёной. Поэтому каждый степной колодец был бережно хранимым чудом.

Ведущий 1:                    Труд казачки

На вольные земли, на Дон уходили от тяжкой доли крепостных крестьян только мужчины, потому что нелёгок был этот путь. Казаки проводили свою жизнь в бесконечных войнах, набегах, сражениях. Часто во время набегов они брали себе в жёны прелестнейших черкешенок, узбечек, персианок, турчанок, гречанок.

                    Прекрасная узбечка, души моей огонь…

Прочна, крепка уздечка – лети крылатый конь.

Хватает нас за плечи разлапистая тьма…

Прижмись ко мне покрепче, Фатима-Фатима.

Тулуп горяч нагольный…ты через восемь  дён,

Увидишь мой раздольный, гостеприимный Дон…

Ведущая 3: Как же выглядели наши пра-пра-пра бабушки? Историк Сухоруков писал: «Представьте себе красавиц роскошной Азии, смешанные вместе черты черкешенок, турчанок, татарок, русских и тогда получите общее понятие о красоте обитательниц Дона. Многие казачки прекрасно говорили и по-русски, и по-татарски, и по-турецки. Это было необходимо, чтобы можно было поговорить друг с другом.

Казак 1:            Косы чёрные, густые

Алой лентой  перевитые

По спине, плечам раскинулись…

Зубы белые, блестящие

Между губ сверкают алых…

Глаза живые, бойкие.

Две серёжки в ушках малых

Изумрудами подсвечивают…

Поступь гордая и смелая

Речь кипучая, умелая –

Родником бежит, ручейком журчит.

Казак 2:           Дон Иванович тихоструйный

Ей родной отец…

Степи дочь свою вскормили,

Ручейки водой вспоили,

Ветры по степи гуляли,

С ковылями песни пели,

И взрастили, как царицу,

Раскрасавицу-девицу.

Ведущая 3. На плечи женщины ложилась почти вся работа по дому, под её неусыпным контролем находилось всё, что было связано с жизнью семьи. Отличительной чертой казачки было её стремление к чистоте. Казачьи курени мылись несколько раз в году, и не только внутри, но и снаружи. Хорошей хозяйкой считалась та казачка, у которой всегда была в порядке  печь,  приготовлена еда, блистал чистотой пол, его мыли жёлтым камнем - деруном, а потом несколько раз смывали водой. Пол приобретал желтоватую окраску, становился гладким и блестящим. Особо досужие смотрели: нет ли черноты на заварном чайнике и чашках в том месте, где прикреплялись ручки. Если черноты не было, то считалось, что хозяйка настоящая додельница и всё в доме у неё в полном порядке.

Двор также был опрятен. Его выметали, посыпали песком, желтыми камешками выкладывали клумбы.

До последнего вздоха всё дела, да дела,

Знать такая эпоха, жизнь такая была.

Ведущий 1: Во время бытности мужа дома жена не бралась за косу и плуг, но в отсутствии она несла на своих плечах все тягости хозяйства и домоводства.

То в походе, то на службе казак большую часть жизни проводил на службе вне дома. Без сна проводила она ночи в тяжёлой работе. И пахала,  и сеяла, и жала, и в снопы вязала – всё за казака сделала его жена – чернобровая, осанистая  казачка..

Жала рожь и пшеницу жала,

Не бросала на ветер слова…

От палящего жара кругом шла голова,

Соль обильного пота белый застила свет. Трудолюбивая, домовитая казачка сохраняла и земли, и богатства. Также казачки заботились о воспитании детей. А  какая любящая мать забудет поздравить своих детей с днём рождения.

Мы тоже сегодня хотели поздравить наших именинников.

(поздравление именинников февраля и вручение подарков)

- Для вас музыкально-развлекательный подарок.

              Инсценирование игры «Со вьюном я хожу».

Девочки сидят в ряд на лавке. Напротив них, на расстоянии трёх-четырёх метров сидят в ряд на лавке ребята. Одна девочка ходит с платком вдоль рядов. Платок – это вьюн, то есть венок. Девочки поют:

Со вьюном я хожу, с золотым я хожу

Я не знаю, куда вьюн положить,

Я не знаю, куда вьюн положить.

Положу я вьюн, положу я вьюн

Положу я вьюн на правое плечо,

Положу я вьюн на правое плечо.

При этих словах девочка кладёт платок на правое плечо. Девочки продолжают петь.

Я ко молодцу, я ко молодцу

Я ко молодцу иду и  иду,

Поцелую, да прочь уйду.

Который ей понравился, дарит ему платок и садится на лавку к девочкам. Мальчик, получивший платок, начинает ходить, помахивая платком. Девочки начинают петь песню.  

 Со вьюном я хожу, с золотым я хожу

Я не знаю, куда вьюн положить,

Я не знаю, куда вьюн положить.

Положу я вьюн, положу я вьюн,

Положу я вьюн на правое плечо,

Положу я вьюн на правое плечо.

Последние три строчки меняются:

Я ко молодой, я ко молодой

Я ко молодой иду и  иду,

Поцелую, да прочь уйду.

Ведущая 2:   Культура на Дону формировалась под влиянием культур России, Украины и Востока. Это отражалась и в посуде и мебели и обустройстве дома.  И одежда, украшения  казачек тоже было разная, часто с восточным уклоном. Женщины долго сохраняли одежду тех мест, откуда пришли, потом шили новую.

Рассказ о некоторых видах женской одежды с показом иллюстраций.

Вот костюм, в котором особенно чувствовалось влияние Востока

Кубелёк, в переводе – мотылёк:  верхнее платье с широкими рукавами, очень напоминало по форме силуэтом распахнутые крылья бабочки. Застёгивался до пояса серебряными, позолоченными или жемчужными  пуговицами.

Рубаха, которая надевалась под платье. Ворот, рукава и подол выглядывали из-под кубелька и, поэтому украшались золотым шитьём или вышивкой.

Поверх кубелька надевался пояс – татаур, шитый из бархата и украшенный жемчугом.

При выходе из дома поверх кубелька надевался каврак (кафтан), который тоже застёгивался на груди.

Многие женщины на татарский манер носили шаровары.

Русский  вариант одежды казачек состоял из понёвы – юбки из трёх полотнищ, рубахи с рукавами, балахона – верхняя распашная одежда выше колен и без рукавов.

Сверху балахона надевалась завеска, которая в праздничном наряде служила украшением, а каждый день защищала одежду от загрязнения.

Головы, как и все женщины России, казачки должны были покрывать. Девушки носили челоуч – налобную повязку, косу украшали лентами, украшениями из золотых цепочек. Женщины носили  повойник – мягкую шапочку, поверх которой повязывался платок или одевалась кичка с высокими рогами.

Со временем одежда менялась. На Дон стали приезжать французские портнихи, казачки стали носить модные платья, а потом и юбки с платьями. Юбки шили с большим количеством оборок по подолу, праздничную юбку украшали пуговицами, бисером, лентами, кружевами. Традиционным зимним нарядом казачек считалась шуба. Она шилась из меха лисицы, куницы, а сверху покрывалась парчой или бархатом. Она была длинная и без застёжки. Вместе с шубой носили шали, а по праздникам шапки из собольего меха.

Как и все женщины казачки любили украшения. Это были чикилики – алая лента, украшенная жемчугом, к которой прикреплялась сетка из крупного жемчуга. На руках носили серебряные и золотые браслеты – безилики, а также перстни и кольца.

Ведущая 3:                           Донские ярмарки

Большую роль в жизни донского казачества играла торговля.

Донская торговля велась на ярмарках, которых во второй половине 18 века в Войске Донском насчитывалось около 50. крупнейшей из них была Покровская ярмарка в станице Урюпинской. Она  походила на крупные российские ярмарки. Крупным центром сезонной ярмарочной торговли являлся центр Донского края – Черкасск. Торговать на донские ярмарки приезжали купцы русские, украинские, греческие, турецкие, итальянские, персидские.

Ведущая 2:        Пестры черкасские базары,

Кипит, монетами бренча,

Торговля – всех земель товары.

Толкутся в ступе тары-бары

Стегая бранью сгоряча.

Армяне, греки и татары,

Платки, тюрбаны, шаровары –

Гудит  людская саранча.

Один из очевидцев писал: «…я видел во всей подробности эту ярмарку и встречал на дороге огромные табуны лошадей и гурты скота, гонимые толпой калмыков и калмычек верхом на верблюдах.

 На Дону на протяжении 2 или 3 вёрст, стояли на якорях целые сотни лодок с грузом сибирского железа, чугунного литья, леса, пшеницы, рыбы, икрой»

Ведущий 1: На донских ярмарках в изобилии продавались посуда и скот, платки и лошади, ткани, обувь и инструменты, метал и вино, хлеб и кожи, а также многие другие товары, которые выращивали и изготавливали умелые руки донских  жителей.

Ведущая 3: Торговые гости искали развлечений. А на Дону любимым зрелищем был народный театр.  В 19 веке редко какая ярмарка  обходилась без показа представлений. По зрелища был приспособлен один из торговых корпусов ярмарки, который назывался «скоморошным» или «потешным». Здесь выступали бродячие актёры, скоморохи, акробаты, но чаще всего местные постановщики народных драм. За вход на представление взималась плата, которую зазывалы определяли так: «Стоять – пятак, а ежели сидеть, то и до полтины». Оформление спектаклей было всегда пышно обставлено.

Ведущая 2: Часто показывали комические сценки из казачьей жизни. Особенно любили байки про деда Щукаря. Почему его так называли? А я вот как об этом рассказывал сам дед Щукарь.

     Десятый год мне шёл, и тут я был натурально пойман на крючок. На обыкновенный, каким рыбу ловят. А было это так.

     Был у нас на хуторе Гремучем, в энту пору, глухой и старый дед.

Зимой он куропаток ловил, а летом так и пропадал на речке, удочками рыбалил. Под плотиной сазаники водились и щука агромадные; вот дед, бывало-ча и сидит возле кустика с удочками. Разложит их щтук семь. Вот мы ребятишки, и приладились у него крючки скусывать. Соберёмся мы на речке, растелешимся, ну разденемся значится, вблизу деда за кустиком, и один из нас потихонечку в воду слезет, чтоб волны не пустить, поднырнёт под дедовы удочки,  крайнюю леску схватит – жик её зубами, перекусит и обратно под кустикрм вынырнет. У деда-то крючки фабричные, а нам бывало, покупать не за что их, вот мы вокруг него и промышляем.

- в один такой момент добыл я крючок и поинтересовался другой откусить. Только что потихоньку нащупал леску и рот к ней  приложил, а дед ка-а-ак смыкнёт удилищу вверх!

Леска-то осмыгнулась у меня в руке, крючок и пронзил верхнюю губу. Дед тянет удилищу, ну, тот я натурально вынырнул и реванул дурным голосом! Дед обмер, стоит как камень, а я с энтим крючком в губе домой прибёг.

- отец крючок- то вырезал, а потом меня же и высек, до потери сознанательности. Губа сраслась, а меня с той поры кличут Щукарём.  Вот одна из таких баек.  

 КАК СТАРИК КОРОВУ ПРОДАВАЛ.

На рынке корову старик продавал,

Никто за корову цены не давал.

Хоть многим была коровенка нужна,

Но видно, не нравилась людям она.

- Хозяин, продашь нам корову свою?

- Продам. Я с утра с ней на рынке стою!

-Не много ли просишь, старик, за нее?

-Да где наживаться! Вернуть бы свое!

-Уж больно твоя коровенка худа!

-Болеет, проклятая. Прямо беда!

-А много ль корова дает молока?

-Да мы молока не видали пока…

Весь день на базаре старик торговал,

Никто за корову цены не давал.

Один паренек пожалел старика:

- Папаша, рука у тебя не легка!

Я возле коровы твоей постою,

Авось продадим мы скотину твою.

Идет покупатель с тугим кошельком,

И вот уж торгуется он с пареньком:

-Корову продашь?

-Покупай, коль богат.

Корова, гляди, не корова, а  клад!

  1. Да так ли! Уж выглядит больно худой!

- Не очень жирна, но хороший удой.

-А  много ль корова дает молока?

  1. Не выдаешь за день – устанет рука.

Старик посмотрел на корову свою:

Зачем я, Буренка, тебя продаю?

Корову свою не продам никому –

Такая скотина нужна самому!

Ведущая  2:     Люблю я вас, донские сини,

За плеск волны, степную гладь,

За вольный свет неугасимый,

За красоту и благодать.

Люблю тебя земною силой,

Голубоглазый край донской,

Зовущий ты простор России,

Ты мой цветущий дом родной

Мой друг!

Запомни мой рассказ.

Живут герои среди нас,

Ты с них бери пример всегда,

Чтоб стать волшебником труда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Старину мы помним. Старину мы чтим"

Викторина "Старину мы помним. Старину мы чтим" адресована учащимся 3-4 классов. Описание игры. Поле игры разбито на сектора тех цветов. Каждая команда запоминает  свой цвет, отвечает на вопрос. К...

Внеклассное мероприятие "Старину мы помним, старину мы чтим".

Внеклассное мероприятие "Старину мы помним, старину мы чтим"....

Внеклассное мероприятие "Старину мы помним, старину мы чтим".

Внеклассное мероприятие "Старину мы помним, старину мы чтим", способствует привитию любви к культуре и традициям русского народа....

Старину мы помним, старину мы чтим.

Внеклассное мероприятие с приглашением бабушек и дедушек.Для гостей дети подготовили песни, прибаутками, танцы, чаепитие, соревновательные элементы....

Сборник программ вариативных курсов "Литература Дона", "Природа и история родного края", "Культура Дона" учебно-методического комплекса "ДОНОВЕДЕНИЕ"

В сборнике представлены программы вариативных курсов, входящих в учебно-методический комплекс "Доноведение". Данное пособие позволит учителю  представить всю палитру вариативных курсов и выбрать ...

"Деды и отцы - нашей Родины сыны"

Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. Выставка - экспозиция "Семейная реликвия наших пап и дедушек" показала, что реб...

Внеклассное мероприятие "Старину мы помним, старину мы чтим".

Внеклассное мероприятие "Старину мы помним, старину мы чтим". 4 класс.Это мероприятие направлено на приобщение ребят к национальной культуре и традициям русского народа, в процессе игры...