Главные вкладки

    Методическая разработка (4 класс) по теме:
    Сценарий праздника "Алтай - мой край родной!"

    Зиновьева Алла Ивановна

    Данный праздник посвящен 75-летию образования Алтайского края и проведен в 4 классе . В основу положен краеведческий материал. Подготовила и провела праздник учитель начальных классов  Зиновьева Алла Ивановна.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл moy_kray_rodnoy.docx30.1 КБ

    Предварительный просмотр:

                  Сценарий праздника

          «Алтай – мой край родной!»

    Подготовила учитель начальных классов МБОУ «Красноануйская ООШ» Зиновьева Алла Ивановна

    (Праздник  посвящен 75 - летию Алтайского края и проведен  для учащихся 1-4 классов)

    Цели деятельности учителя: цели, ориентированные на развитие личности ребёнка и формирование УУД.

    Цели деятельности учащихся:

    Личностные:

    обеспечить ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность), желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него  данные  знания.

    Регулятивные, 

    обеспечить младшему школьнику организацию  творческой  деятельности.

    - целеполагание как способность принять данную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;

    -планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;

    - контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;

    - саморегуляция как способность начинать и заканчивать определенные  действия в нужный момент;

    - коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

    - самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.  

    Коммуникативные

    - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);

    - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

    Познавательные: включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

    Оформление: 1.Плакаты с надписью: «Алтай- мой край родной», «Люби и знай свой край», «Увидеть и познать свой край можно либо своими глазами, либо с помощью книг» (М.В. Ломоносов).

    2. Картины:  «Небо и птицы», «Реки и рыбы», «Лес и звери», «Поле и цветы».

    3. Картины из истории  нашего края, фотографии Денисовой пещеры и каскада водопадов на реке Шинок.

    4. Диски с записью голосов птиц и мелодий алтайских песен.

    5. Видеофильм «Завороженные красотой»(о Солонешенском районе)

    6.Фотоальбом «Полевые цветы моей малой родины»

                                              Ход праздника .  

    Исполняется русский народный танец, девочка в центре выносит каравай хлеба и соль и говорит слова:

    Здравствуйте, дорогие гости, мы рады видеть вас на нашем празднике. Милости просим, чем богаты, тем и рады!

    Учитель:

    Ты в бурных реках,

    Ты в могучих горах,

    При свете солнца весь из золота ты,

    При свете луны, как серебряный ты,

    О, наш  могучий Алтай,

    Священный Алтай!

    Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие по Алтайскому краю, которому в этом году исполняется 75 лет. Алтай – это место, где вы родились, где многие из вас  собираются жить будучи взрослыми.

    Что значит «АЛТАЙ»? Это старое, старое слово. Была в старину монета «алтын». Слово «алтын» означало «золото». Сравните эти два слова: Алтай и алтын. Они очень похожи. Алтай – это край золотой. На Алтае есть степи, горы, реки, озера, леса. В полях пшеница золотая, золотая! В недрах земли- золото. Поэтому наш край самый богатый и удивительно красивый край России.

    1 девочка:

     Горы Алтайские гордо стоят

    Степи собой защищая,

    И над тайгой золотою горят

    Зори родного Алтая.

    2девочка:

    Есть на свете такой уголок

    Где бы я ни был – не знаю,

    Только, пожалуй, найти я не мог

    Лучше Алтайского края.

    3 девочка:

    Волны пшеницы, как моря прибой

    Плещут от края до края.

    Ясных озер здесь простор голубой

    Будто бы небо Алтая.

    Звучит песня «Алтай –золотая земля» (исполняет вокальная группа девочек)

    Учитель:

    В Алтайском крае в мире и согласии живут десятки национальностей: 90 %-русские, почти 4% - немцы, почти 3% - украинцы. Коренные жители – алтайцы. Древние алтайцы оказали мужественное сопротивление полчищам монгольского Чингиз-хана, но силы   были неравны. Несколько веков алтайцы  находились под гнетом завоевателей, поэтому приход русских казаков , промысловиков, крестьян в южную Сибирь не встретил сопротивления местных жителей. Мы – их потомки!

    Звучит стихотворение алтайского поэта Аржана Адарова «Кочевники» (читают 2 девочки и 2 мальчика)

    Мы кочевников племя.

    Нам тысячи лет.

    Жили мы на Земле как незваные гости.

    Мы с травой уходили и белые кости

    В молчаливых курганах наш единственный след.

    Кто мы?

    Гул табунов, истлевших в степях.

    Кто мы?

    Тихий ковыль без конца и без края.

    Сквозь века мы прошли на своих лошадях

    Вырастая в седле и в седле умирая.

    Да, кочевники мы! И сейчас, и сейчас

    От зимовья к джайляу и снова к зимовью.

    Нет, однажды зажженный огонь не погас,

    Он по жилам бежит с беспокойною кровью.

     

    Только лето – и сердце зовет нас вперед.

    И, прищурившись, смотрим мы в синие дали.

    Мы кочевники. Мы беспокойный народ.

    Мы за счастьем своим столько лет кочевали.

     К новой жизни мы шли, крепко сидя в седле.

    Сто веков прокатилось, и пришло наше время,

    И не гости теперь мы на этой земле

    Мы хозяева здесь, мы кочевников племя!

    Дети танцуют алтайский танец в алтайских национальных костюмах.

    Девочка – ведущая: (Звучит пение птиц)

    Величественна и разнообразна природа Алтайского края. Высокие горные хребты, окутанные голубой дымкой, неприступные снежные вершины, сияющие белизной в ясном небе, стремительные реки, изумрудные озера, бесконечные хвойные леса, чудесное пение множества птиц – это горный Алтай!

    Учитель:

    Ребята, давайте назовем птиц, населяющих Алтайский край. (скворцы, ласточки, синицы, воробьи, вороны, беркуты, сороки, совы, дятлы, соловьи и др.)

    300 видов птиц насчитывается в Алтайском крае. Многие из них занесены в Красную книгу Алтая: беркуты, грифы, белоголовый сип, филин, овсянка, сибирский вьюрок и др.

    А сейчас давайте поиграем! Представьте, что нам надо сторожить поле, чтобы воробьи не поклевали первые всходы. Если я называю слово «воробьи», вы топаете ногами, если «вороны» - вы хлопаете в ладоши, только так мы сможем прогнать с поля воришек!А если я говорю «скворец», «ласточка», «синица» – вы должны помахать руками над головой, чтобы поприветствовать этих гостей. Почему? Ведь это первые помощники, они поедают вредных насекомых.

    Наш местный поэт В.Г. Малявко написал стихи о птицах.

    1 девочка:

    «Зима»

    Лес надел деревьям шапки.

    Чуткий тетерев в снегу.

    Ночью зайцы греют лапки,

    Разыгравшись на лугу.

    Ледяные слышим звоны

    Над застывшею рекой.

    И сороки, и вороны

    Ищут где-нибудь покой.

    Как бутон китайской розы

    Раскрасневшийся снегирь.

    Не скупится на морозы

    Наша матушка-Сибирь!

     

    2 девочка:

    «Весна»

    В лесу сосульки не стучат,

    Утихомирились метели.

    Два краснобровых косача

    На верх березок с шумом сели.

    Еще зиме не вышел срок,

    Еще приход весны не скоро.

    Тетерева, как ручеек,

    Забормотали с косогора.

    От звона глохнет тишина,

    В природе все не без причины.

    Спешит, спешит до нас весна,

    Услышав голос косачиный.

    Учитель:

    А сейчас мы спустимся с поднебесья и подойдем к  горным рекам и озерам.

    Девочка – ведущая:

    5 тысяч рек и речек текут по Алтайскому краю. Наиболее крупные из них Обь – 5410 км (в пределах Алтая – 510 км), Катунь – 655 км, Бия , Алей – 755 км, Чумыш, Чарыщ, Ануй и другие.(показывает по карте)

    С горных круч и ущелий Алтая,

    Пробиваясь издалека,

    Катит волны Катунь голубая

    И зеленая Бия река.

    Берега приподняв высоко

    Рукавом многоводной протоки,

    Разливается Обь широко.

    И течет она наша красавица

    Вдоль просторов в счастливые дни,

    Чтоб плотинами гидростанций

     Зажигать над Сибирью огни.

    Мальчик –ведущий:

    В нашем крае насчитывается свыше 4 тысяч озер. Наиболее крупные – Кулундинское, Кучукское, Горькое, Большое Топольное, Большое Яровое, Ая.

    Самое крупное и живописное озеро – Телецкое. «Алтын – кёль» - как называют его алтайцы.

    Катунь – река чудесная с высоких гор бежит,

    А озеро Телецкое, как изумруд лежит.

    (Показываются виды рек и озер)

    Учитель:

    Хорошо отдохнуть у реки, позагорать, поплавать, но ведь можно и порыбачить! Сейчас мы сделаем привал и половим рыбу только ту, которая водится в реках и озерах Алтайского края.

    (Дети отгадывают кроссворд «Рыбы»: ёрш, бычок, чебак, хариус, налим, карась, щука, таймень и др. )

    В Красную книгу  занесен таймень, бычок и др.

     

    Девочка- ведущая: А вот и лес, полон сказок и чудес! Кто из вас, ребята, бывал в лесу? Чем он вам понравился? Русские  писатели любовно называли леса лесными хоромами. На территории нашего края произрастает более 100 видов различных деревьев и кустарников. 

    Поиграем в игру «Угадай дерево!» (показывается ветка дерева, а дети отгадывают)

    Игра «Угадай животное!»(банка – кабан, корт – крот, соль – лось, сила – лиса)

    В Красную книгу занесены: ушастый еж, выдра, перевязка, красный волк и др.

    Звучит песня «Алтай – голубая земля» (исполняет вокальная группа девочек)

    Мальчик – ведущий: Путешествуя по родному краю, мы очутились на поляне. Сколько здесь цветов! Но цветочки почему- то грустные. Давайте отгадаем названия их, чтобы они развеселились!

    Загадки:

    1.Вот звоночек –синий цвет, с языком, а звону нет! (василек)

    2.На желтенькой тарелочке белый ободок.

    Мальчики и девочки, что это за цветок? (ромашка)

    3.Отцветает быстро,

    Изменяет цвет.

    Станет он пушистым

    Дунь – его и нет! (одуванчик)

    4.Цветет там, где густая трава,

    Растет. У него два листа.

    На тоненькой ножке в ряд

    Колокольчики белые висят. (ландыш)

    5. Бархатные листья,

    Тонкий стебелек.

    Первый, самый теплый

    Голубой цветок. (подснежник)

    Ребята, а какие цветы нашего края занесены в Красную книгу Алтайского края? (пион, ирис, первоцвет, купальница и др.)

    Стук в дверь….

    Учитель: Ребята, нам прислали посылку и телеграмму! От кого же?

    Вот , слушайте! «Ребята, помогите! Сильно заболел мой брат Кай. У него ангина. Он простыл, пока был в гостях у Снежной королевы. Подскажите, какие растения помогут ему?» (Душица, ромашка, малина, смородина, мать – и –мачеха, хмель, зверобой и др.)Это лекарственные травы.

    Девочка – ведущая:

    А если случится тебе простудиться,

    Привяжется кашель, подымется жар,

    Придвинь к себе кружку, в которой дымится

    Слегка горьковатый, душистый отвар.

    Учитель: А вот еще телеграмма!

    « Я ногу поцарапал,

    Когда бежал к друзьям.

    Но я совсем не плакал,

    Я вылечился сам!

                             Зайчик.»

    -Какое лекарственное растение использовал Чиполлино?

    А вот и ответ его: 

    «На ранку подорожник, а потом

    Я ногу осторожно перевязал бинтом.

    Скакать по кочкам можно и бегать у ракит.

    Спасибо, подорожник, мой доктор Айболит!»

    Ну, а прежде чем открыть посылку, отгадаем загадку:

    В поле росла,

    Под жерновом была,

    Из печки на стол

    Караваем пришла. (Пшеница)

    Ребята, хлеб – это богатство  Алтая! Всегда ли на Алтае выращивали много  зерна? Здесь стояла вековая тайга, простирались бескрайние степи. В 1954 году перед сельским хозяйством Алтая была поставлена грандиозная задача: освоение целинных и залежных земель. Поднятая целина должна была дать обильные урожаи. А сколько лежало у нас целины! Сколько земель пустовало!

    Звучит песня «Едут новоселы по земле целинной» (исполняет вокальная группа девочек)

    Девочка:

    По путям – дорогам солнечного края

    Через нивы, реки и поля

    Мчатся комсомольцев поезда с Алтая,

    Под колесами гудит земля.

    Видно потрудились новоселы стойко.

    Щедро уродила целина.

    И везут  вагоны городам и стройкам

    Золотые россыпи зерна.

    И бегут вагоны, скорость набирая,

    С грузом драгоценного зерна.

    Принимай, Отчизна, добрый дар Алтая.

    Расцветай родная сторона!

    Учитель: В 1957 году за выдающиеся успехи в подъеме целины Алтайский край был награжден орденом Ленина, а в 1972 году за выполнение пятилетнего плана развития народного хозяйства Алтайский край награжден вторым орденом Ленина.

    -Чем же богат еще Алтай?(дети отвечают)

    Ребята, мы познакомились с живописной природой Алтайского края. 12 городов насчитывается в нем. Это  краевой центр Барнаул, Бийск, Рубцовск, Заринск,  и другие. Здесь же наша малая родина – село Солонешное. Местный поэт И.П.Брия так написал о нашем прекрасном селе:

    Девочка:

    Солонешье мое, спят ануйские плесы.

    Над Паромской горой голубеет звезда.

    Умывается утро. Прохладные росы.

    Предрассветный мотив напевает вода.

    Край родимый ты мой и застенчиво милый,

    Здесь подснежником с гор опустился  апрель.

    Ходит август в садах с переспелою сливой,

    Сквозь березовый цвет и черемухи хмель.

    Солонешье мое, вот и вечер ложится,

    И тумана постель на калиновый цвет.

    В соловьиную ночь мне с тобой не проститься,

     Я твоей красотой, Солонешье, согрет!

    Учитель: Вот и закончилось наше путешествие по родному краю. Где бы мы с вами ни были, мы всегда убеждаемся, что наш край – самый красивый, самый богатый,  самый любимый, а значит «ЗОЛОТОЙ»

    Послушайте стихотворение алтайского писателя и поэта М.Юдалевича «Что такое Алтай?»

    Мальчик – ведущий:

    Что такое Алтай?

    Вы спросите об этом геолога.

    Вам геолог расскажет,

    Геолог расскажет про золото.

    От забытых веков, с незапамятных пор

    Это край золотой, край невиданной щедрости гор.

    Что такое Алтай?

    Вы спросите теперь зверолова.

    И услышите – золото,

    То же услышите слово –

    Это лисы и выдры, горностаи и соболя,

    Это мягкое золото,

    То, что дарит земля.

    Что такое Алтай?

    Вы спросите о том чабана.

    Это золото, скажет он,-

    Край золотого руна.

    Хлебороба спросите, комбайнера и тракториста

    Это золото-скажут-да, золото во поле чистом.

    Посмотрите вокруг – без краев, без границ

    Золотой океан кулундинских пшениц.

    В заключении праздника рассказывается о главных достопримечательностях нашего родного села, о памятниках археологии – Денисовой пещере и каскаде водопадов на реке Шинок. (Слайды, фотографии, видеофильм «Завороженные красотой»)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мой край родной, мой Север крайний

    Воспитание интереса  к  изучению своего  родного  края, а также чувства гордости за  свою  малую  родину....

    Об опыте работы по реализации задач краеведческого курса окружной программы «Люблю тебя, мой край родной» и апробации регионального курса «Наш край»

    Выступление на совещании ВИПКРО – «Реализация требований государственных образовательных стандартов в практике работы учителей начальных классов»...

    "Алтайский край-мой край родной".

    Материал  об Алтайском крае....

    Сценарий праздника в 3 классе "Люблю тебя, мой край родной!"

    Сценарий праздника для учащихся 3 класса на тему "Люблю тебя, мой край родной" (О Смоленской области). В дополнение есть презентация о родном крае, но без музыки....

    Сценарий праздника в 3 классе "Люблю тебя, мой край родной!"

    Сценарий праздника для учащихся 3 класса на тему "Люблю тебя, мой край родной!". Имеется презентация о родном, Смоленском крае....

    "Белгородчина - мой край родной" сценарий культурно-массового мероприятия, посвящённого 60-летию Белгородской области и проведённого в рамках городской недели "Музей и дети" с использованием экспонатов школьного музея

    Данный сценарий содержит стихотворения поэтов Белгородской области, отражает историю нашей области и опирается на экспонаты школьного музея МАОУ "Лицей №5" города Губкин. Может быть использован д...

    сценарий мероприятия «Люблю тебя, мой край родной!»

    Сценарий совместного мероприятия учащихся  1 класса школы и  детей подготовительной группы дошкольного учреждения "Люблю тебя. мой край родной!", который направлен навоспитание  п...