Сценарий праздника "Прощай, азбука моя!"
методическая разработка (1 класс) по теме

Канева Елена Николаевна

Сценарий праздника, посвященного окончанию изучения Азбуки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ход праздника

Мы сегодня очень рады,                                 

Всех приветствовать гостей.

1 класс, 1 класс

Пригласил на праздник вас.

Знают взрослые и дети

И шахтёр и водолаз

Что трудней всего на свете

Самый 1 школьный класс.                                       СЛАЙД 1

- Здравствуйте, дорогие друзья, уважаемые гости!   Сегодня у нас с вами у всех замечательное праздничное настроение и урок не совсем обычный.  

Мы в школе полгода уже отучились.

Мы много успели и много узнали.

Писать и считать мы уже научились

И первые книги свои прочитали.

А верным помощником в этом нам стала

Первая главная книжка.

И первые буквы она показала

Девчонкам своим и мальчишкам.

Буквы сложились в слова.

Слова – в предложенья и фразы.

Огромный и красочный мир тогда

Открылся, ребята, нам сразу.

Мы прочитаем хороших книг не мало.

Пускай года пройдут и много -  много дней.

Нам Азбука хорошим другом стала.

Мы этот праздник посвящаем ей!                                       СЛАЙД 2

Учитель:пСегодня у нас необычный урок. Урок, на котором мы прощаемся с первой вашей книгой – Азбукой. Я вас приглашаю совершить небольшое  путешествие.

Итак, Паровоз без колес

           Вот так чудо паровоз!

           Не с ума ли он сошел?

           Прямо по морю пошел.

Что же это такое?

                                       КОРАБЛЬ                                              СЛАЙД 3

По
На себе людей везет.

Учитель

Наше путешествие будет на корабле.

Учитель

А на каком корабле – мирном или военном?

Дети

На мирном.

Учитель

Что с собой возьмем?

Дети

Еду, воду, фотоаппарат...

Учитель

Ребята, чтобы попасть на этот корабль, нужно отгадать верно загадки.

Учитель                                                                    

                                                                                                  СЛАЙД 4

То я в клетку,

То в линейку,

Написать по мне сумей-ка!

Можешь и нарисовать.

Что такое я?                                  ТЕТРАДЬ

Учитель

                                                                                         СЛАЙД 5

     В тетрадях палочек ряды –

     Мои упорные труды.

     Чем вы со мной дружнее,                

     Тем палочки ровнее.

      Я другой приятель ваш –

      Проворный, острый...   КАРАНДАШ

   

                                                                                                 СЛАЙД 6

   Буквы печатные,

  Очень аккуратные.

  Буквы для письма

  Я пишу сама. Кто я?    РУЧКА                

                                                                                 

                                                                                                   

                                           СЛАЙД 7

Сговорились две ноги

Делать дуги и круги        ЦИРКУЛЬ

                               

                                                                                      СЛАЙД 8

По стране в поход идем

Друга мы с собой берем

Он не даст нам заблудиться,

От маршрута уклониться

Нам покажет верный друг

Путь на север и на юг.                          КОМПАС

Загадки отгадали, а теперь подберите нужное слово к схеме. (Учитель показывает звуковую схему слова "моряк".)

Кем мы будем на корабле?

Матрос      Моряк      Радист                                       СЛАЙД 9

Боцман      Капитан      Штурман

Дети

Это слово моряк.

Учитель

Вот мы и на корабле, но НУЖЕН КЛЮЧ, чтобы попасть вовнутрь

– Пошел ты в школу первый раз,

Принес ее ты в первый класс.

Дети                                

Азбука.                                                                                      СЛАЙД 10 – 11 -12

Это сейчас, ребята, вы учите буквы по азбуке, а раньше, много-много лет назад у детей не было ни букваря, ни других учебников. И вот более тысячи лет назад два брата – Кирилл и Мефодий, создали первую азбуку. И называлась она тогда кириллица. Шло время, кириллица менялась и появилась первая учебная книга для детей «Азбука»

Азбука – это старшая сестра Букваря.                                 СЛАЙД 13

Азбука, Кто знает, почему ее так назвали? Все очень просто. Сейчас мы называем буквы а, бэ, вэ, гэ. А раньше А называли Аз, Б – Буки, В – Веди. Сложили две первые буквы АЗ и БУКИ

                                                                                                   СЛАЙД 14 -15          

Шли столетия. И только в 1574 году (т.е. 439 лет назад) Иван Федоров написал и напечатал на станке первый русский букварь в г. Львове

За прошедшие  годы азбука Федорова изменилась и отличается от современных азбук и букварей, но все они по-прежнему строятся так же: от простого к сложному; от буквы к слову, от слова к предложению, от предложения к рассказу.

Теперь мы на корабле и можем отправиться в путь.

Давайте, ребята, пойдем в каюту

Учитель

Ребята, а что такое каюта на корабле?                                     СЛАЙД 16

Дети

Это помещение на судне для пассажиров или членов экипажа.

Учитель

Сколько слогов в этом слове?

Дети

Три.

Учитель

Какой слог ударный?

Дети

Второй.

Учитель

Определите, сколько букв и звуков в этом слове?

Дети

Пять букв, шесть звуков.

Учитель

Почему звуков больше, чем букв?

Дети

Буква ю обозначает два звука [й] и [у].

Учитель

Какие еще буквы и когда обозначают два звука?

Дети

Буквы е, ё, я – в начале слова, после гласных и твердого и мягкого знаков.

Учитель

Среди этих букв есть целое слово. Найдите его.

Дети

Я

Учитель

Все буквы в алфавите стоят на своих местах. Посмотрите на алфавит. ( на доске) Какая буква на первом листе?

Дети

Буква а.

Учитель

А какая на последнем?

Дети

Буква я.

Учитель

Почему буква я последняя в алфавите?

Дети

Мы не знаем.

Учитель

Послушайте, дети, как интересно отвечает поэт С.Я. Маршак на этот вопрос.

А эта буква от того

Считается последней,

Что ты себя же самого

Не ставишь в ряд последний.

Не могут ждать у нас в стране

Почета, славы, чести

Те, у которых "я" да "мне"

Стоят на первом месте.

Народ толково и не зря

Расставил буквы букваря.

Вот и вам ни в коем случае нельзя хвастаться.

Ребята хорошо знают буквы.  Проверим. Угадай букву       СЛАЙД 17

Палочка и палочка, между ними галочка

И понятно сразу всем – получилась буква…

С этой буквой на носу филин прячется в лесу                               СЛАЙД 18

Где коса гуляла,
Голым поле стало.                                                                            СЛАЙД 19

Эта буква роет ямы,
Вторит окрику упрямо
И на палочке потом
Шоколадным тает льдом.                                                                 СЛАЙД 20

           Ходит пешком калач с посошком                                         СЛАЙД 21

Очень сложное задание:

 Надо найти лишнюю букву и объяснить свой выбор                     СЛАЙД 22-25

Еще одно задание: Какие звуки

тянутся в песенке звонкой
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу звать и аукать.
И в колыбельных сестренку баюкать.
Но не желают свистеть и ворчать.                         Гласные

А какие могут

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.                  согласные

Что за знак?

Знак  очень гордый.

Буквы в слове разделяет,

Только жаль, его теряют!

А этот знак найдёшь

И в слове « льёт»

И в слове «дождь».                                                                              СЛАЙД 26

Не пора ли нам обедать?

Учитель

Ребята, к кому за едой будем обращаться на корабле?

Дети

К коку.

Учитель

А как называется столовая на корабле?

Дети

Камбуз.                                                                                           СЛАЙД 27   

Учитель

Вот и меню на сегодня. Давайте почитаем.                                 СЛАЙД 28

Уха

Макароны по- флотски

Хлеб

Чай

– Что такое уха и макароны по-флотски?

– Ребята, какую пословицу нужно помнить, когда берешь хлеб?

Невелик кусок пирога, да стоит он много труда.                               СЛАЙД 29

– Хлеб к обеду в меру бери –

Хлеб драгоценность – его береги.

– Хлеб – всему голова.

А теперь, ребята, все на палубу.                                                              СЛАЙД 30

Отдохнем, исполним школьные частушки.

Ученик 1:        Мы собрали пап и мам,

Но не для потехи.

Мы сегодня рапортуем

Про свои успехи.

Ученик 2:

Мы в нарядах нынче новых,

И у всех счастливый вид,

Ведь сегодня мы досрочно

Изучили алфавит!

Ученик 3:        Разбудите меня ночью,

В самой серединочке,

Расскажу вам алфавит

Без одной запиночки!

Ученик 4:        Буквы гласные мы любим,

И все больше с каждым днем.

Мы не просто их читаем –

Эти буквы мы поем!

Ученик 5:        Тыщу слов в минуту нынче,

Как машинка, я строчу.

Я любую вашу книжку

Одним махом "проглочу"!

Ученик 6:        Мы простимся с Азбукой,

И рукой помашем,

И спасибо десять раз

Дружно хором скажем!

Ну а теперь – все по местам!

                                                                                            СЛАЙД 31

Учитель

Прочитайте текст.  (Ярко светит солнце. Наш корабль бежит по волнам. У штурвала наш капитан. Вот туча. Сильный ветер. Идет шторм. СОС!)

   Перед вами картинки. Расставьте их по порядку, чтобы они соответствовали этому тексту.

Дети выполняют задание.

– Что такое СОС!

Дети

Сигнал, обозначающий, что в море с кораблем случилась беда.

Учитель

Найдите в тексте опасные места. Объясните их, тем самым спасем корабль.

Дети находят изученные орфограммы.

Капитан

Молодцы! Спасибо, что помогли кораблю! Ребята, наш радист принял радиограмму. Прочитайте ее.

                                                                                                      СЛАЙД32

Внимание! Сказочная викторина! Доскажи словечко.

 Учитель:

В мире много сказок: грустных и смешных. И прожить на свете - нам нельзя без них. Все дети на свете любят сказки. Сначала им рассказывают их взрослые. Потом дети учат буквы и начинают читать сами. Так было всегда. А хорошо ли вы знаете сказки? Сейчас мы это проверим.                                                                        СЛАЙД 33 - 42

«Сказочная викторина»

1. Снежная принцесса. (Снежная королева.)

2. Желтая кепочка. (Красная шапочка.)

3. Илья-царевич и Серый волк. (Иван-царевич и Серый волк.)

4. Мальчик и Карлсон. (Малыш и Карлсон.)

5. Спящая бабушка. (Спящая красавица.)

6. Стойкий железный солдатик. (Стойкий оловянный солдатик.)

7. Гадкий цыпленок. (Гадкий утенок.)

8. Сказка о рыбаке и рыбачке. (Сказка о рыбаке и рыбке.)

9. Конь-горбун. (Конек-Горбунок.)

10. Луковый мальчик. (Чипполино.)

11. Приключения Зазнайки и его друзей. (Приключения Незнайки и его друзей.)

Последнее испытание. Которое предстоит выполнить

        Если взять большое слово,

        Вынуть буквы раз и два,

        А потом собрать их снова,

        Выйдут новые слова.

Первоклассник                                                                          СЛАЙД 43

Лак, нос, вокал, веник, лесник, лес, сор, ров, вор, перо, липа, репа, слон, сок, сено, сани, пика, пол, полка, волк, полк, пони, коса, санки, салон, кино, и т.д.

Впереди вас ждет множество путешествий, а пока нам пора возвращаться домой.

                                                                                                     

Мальчик-первоклассник.

С тобою, «Азбука», я в первый раз
Пришел в свой первый светлый класс.
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил,
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!».
                                                                                       СЛАЙД 44

Можем мы теперь читать
Сказки и рассказы.
Потрудились мы немало:
Ведь, по правде говоря,
Русской грамоте начало –
На страницах «Азбуки».

        

Ученик:         Потрудились мы немало,

Много слов мы прочитали,

Позади нелегкий труд,

Впереди нас книги ждут.

Ученик:        Сегодня праздник необычный:

Спасибо, Азбука, тебе.

Ты столько знаний подарила,

Мы будем помнить о тебе.

Ученик:        До свидания, учебник!

А на следующий год

Ты других читать научишь,

Тех, кто в первый класс придет.                              СЛАЙД 44

Все ученики хором:        Спасибо, тебе, Азбука!

Здравствуй, Литературное чтение.

Учитель:        Азбуку прочли до корки

Всем по чтению «пятерки».

Одолели вы науку медленного чтения

И теперь пришла пора

Выдать  вам удостоверения.

В том, что «Азбуку» прочли,

Полный курс наук прошли.

И теперь без передышки

Вы прочтете любые книжки!

(выдача удостоверений)

Учитель: Дорогие первоклассники!  В народе говорят: "Азбука ступенька к мудрости". Вы одолели свою первую, очень трудную ступеньку. Я от всей души поздравляю вас и вручаю на память маленькие памятные подарки.


Используемая литература:

  1. Мастер-класс учителя начальной школы. – М.: Глобус, 2010.
  2. Успенский “Школа клоунов”.
  3. Э. Г. Кузнецова «Игры, викторины, праздники в школе и дома» Занимательные сценарии – М.: Аквариум, 1999.
  4. Савинова С. В. «Праздники в начальной школе» – Волгоград: Учитель, 2002.
  5. Давыдова М. А., Агапова И. А. «Праздник в школе» Сценарии, конкурсы, викторины. – М.6 Рольф, 1999.
  6. Филькина Л. В. «Четыре времени года» Сценарии детских праздников. – М.: Издательский центр ИПК и ПРНО МО, 1997.
  7. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Сборник тезисов.2007/2008 учебный год: Книга 1; [Руководитель проекта С. Островский]. – М.: ИД «Первое сентября»; ООО «Чистые пруды», 2008 – 640 с.                                                                     8.  Использование материала учителя начальных классов Мудрик Елены Викторовны


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВОТ КАКИЕ МЫ

Слайд 2

П Р О Щ А Й , А З Б У К А .

Слайд 4

То я в клетку, то в линейку Написать по мне сумей- ка ! Можешь и нарисовать, Что такое я?

Слайд 5

В тетрадях палочек ряды – Мои упорные труды. Чем вы со мной дружнее, Тем палочки ровнее. Я другой приятель ваш – Проворный, острый...

Слайд 6

Буквы печатные, Очень аккуратные. Буквы для письма Я пишу сама. Кто я?

Слайд 7

Сговорились две ноги Делать дуги и круги

Слайд 8

По стране в поход идем Друга мы с собой берем Он не даст нам заблудиться, От маршрута уклониться Нам покажет верный друг Путь на север и на юг.

Слайд 9

Матрос радист боцман капитан штурман моряк

Слайд 10

АЗБУКА

Слайд 11

Сейчас мы учимся читать по азбуке

Слайд 12

А раньше, много-много лет назад не было ни азбуки, ни других учебников. И вот более тысячи лет назад два брата Кирилл и Мефодий создали первую славянскую азбуку - кириллицу (по имени старшего брата). Создали - придумали знаки для обозначения звуков. Они говорили: "Всем людям светит солнце, для всех идет дождь, всех кормит земля. Все люди равны перед Господом, всем нужна грамота"

Слайд 13

кириллица глаголица

Слайд 16

Шли столетия. И только в 1574 году (т.е. 439 лет назад) Иван Федоров написал и напечатал на станке первый русский букварь в г. Львове

Слайд 17

За прошедшие годы азбука Федорова изменилась и отличается от современных азбук и букварей, но все они по-прежнему строятся так же: от простого к сложному; от буквы к слову, от слова к предложению, от предложения к рассказу. Первая Азбука

Слайд 18

КАЮТА

Слайд 19

БУКВУ УГАДАЙ ПАЛОЧКА И ПАЛОЧКА, МЕЖДУ НИМИ ГАЛОЧКА. И ПОНЯТНО СРАЗУ ВСЕМ – ПОЛУЧИЛАСЬ БУКВА...

Слайд 20

ГДЕ КОСА ГУЛЯЛА, ГОЛЫМ ПОЛЕ СТАЛО.

Слайд 21

С ЭТОЙ БУКВОЙ НА НОСУ ФИЛИН ПРЯЧЕТСЯ В ЛЕСУ

Слайд 22

Эта буква роет ямы, Вторит окрику упрямо И на палочке потом Шоколадным тает льдом.

Слайд 23

ХОДИТ ПЕШКОМ КАЛАЧ С ПОСОШКОМ

Слайд 24

НАЙДИТЕ ЛИШНЮЮ БУКВУ И ОБЪЯСНИТЕ СВОЙ ВЫБОР

Слайд 25

А О У Б Ы Э

Слайд 26

З Г Я Д Ф К

Слайд 27

Ч Щ Ш Й

Слайд 28

А О У Ы Э Я Ё Ю И Е Н Р К Г Ш Щ З Х Ф Й С В П Л Д Ж Ч М Т Б Ц

Слайд 30

КАМБУЗ КОК

Слайд 31

Уха Макароны по-флотски Хлеб Чай

Слайд 32

Невелик кусок пирога, да стоит он много труда. Хлеб к обеду в меру бери. Хлеб драгоценность – его береги. Хлеб – всему голова.

Слайд 34

Ярко светит солнце. Наш корабль бежит по волнам. У штурвала наш капитан. Вот туча. Сильный ветер. Идет шторм. СОС!

Слайд 35

радиограмма. Внимание! Сказочная викторина!

Слайд 36

И с п р а в ь т е !! Снежная принцесса Снежная Королева

Слайд 37

И с п р а в ь т е !! Желтая кепочка Красная Шапочка

Слайд 38

И с п р а в ь т е !! Илья-царевич и Серый Волк Иван -царевич и Серый Волк

Слайд 39

И с п р а в ь т е !! Мальчик и Карлсон Малыш и Карлсон

Слайд 40

И с п р а в ь т е !! Спящая бабушка Спящая красавица

Слайд 41

И с п р а в ь т е !! Стойкий железный солдатик Стойкий оловянный солдатик

Слайд 42

И с п р а в ь т е !! Приключения Знайки Приключения Нез найки

Слайд 43

И с п р а в ь т е !! Конь-горбун Конёк-горбун

Слайд 44

И С П Р А В Ь Т Е !!! Луковый мальчик Чиполлино

Слайд 45

И С П Р А В Ь Т Е !!! Свеколка Реп ка

Слайд 46

ПЕРВОКЛАССНИК

Слайд 47

Спа си бо , АЗБУКА , те бе ! До свидания, учебник. А на следующий год, Ты других читать научишь, Тех, кто в первый класс придёт!

Слайд 49

ЗДРАВСТВУЙ, ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий "Праздник Азбуки".

Театрализованное представление....

Сценарий праздника " Азбука, прощай!"

Интересный  сценарий праздника " Азбука, прощай!" для совместного  детско-взрослого мероприятия....

сценарий "Прощай, Азбука!"

Прощай, азбука!Внеклассное мероприятие-праздник. Проведено в 1 «Б» классе. Учитель: Лосева Валентина Михайловна.Цели:    1. Подведение  итогов изучения детьми азбуки.2....

Сценарий праздника Азбуки.

Сценарий  "Праздник Азбуки", 2012 год...

Сценарий "Прощай, Азбука!"

Сценарий праздника  прощания с Азбукой в 1 классе по программе "Школа  2100"...

Сценарий "Прощай азбука"

Сценарий праздника "Прощай азбука" можно использовать в 1 классе  после изучения  азбуки....

Сценарий праздника Азбуки

Сценарий разработан для детей 1 класса...