Классный час "Символы России. Конституция РФ"
классный час (3 класс) по теме

Созгизова Галина Васильевна

Цель классного часа : познакомить учащихся начальных классов  с символами РФ, главным законом страны-конституцией. Классный час проводится в рамках недели истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_konstitutsiya_.docx27.89 КБ

Предварительный просмотр:

Созгизова Г.В.

Классный час «Конституция Российской федерации: символы РФ»

 Цель занятия:

Воспитание патриотизма и гражданственности учащихся

Популяризация государственных символов Российской Федерации

Расширение исторических знаний и представлений обучающихся

Задачи:

дать учащимся представление о понятиях «гимн», «герб», «флаг» («знамя»)

рассказать о современной государственной символике, о преемственности в ней

организовать дискуссию

Основные понятия:герб, флаг (знамя), гимн, конституция

Оборудование занятия:мультимедийный проектор, изображения российских флага и герба; музыкальная запись гимна Российской Федерации; слова текста гимна, листы бумаги для конкурса «Герб школы», карандаши.

Ход занятия.

Символы государства

Беседа  с классом, в ходе которой  учитель выясняет, какие существуют символы государства.

-        Дети, как называется государство, в котором мы все живем?
(
Россия).

—  А что для нас — Россия? Как мы называем страну, где мы родились? (Родина, Отечество)

-        Какие вы знаете символы нашей Родины?

II. Российский герб

-         Кто знает значение слова «герб»? (герб- наследство)

Учитель объясняет: у всякого государства и почти у всякого города  есть свой отличительный знак. Такой знак мы называем «герб». (Учитель записывает это слово на доске.) Герб изображается на флагах, монетах, печатях, на государственных документах. Герб есть и у нашей  Родины — России.

При этом учитель предлагает ученикам рассмотреть изображение современного герба России.

-        Посмотрите на герб и скажите, очертание какого старинного вооружения напоминает герб? (Щит).

Опишите герб: в поле красного щита расположен золотой двуглавый орел. В лапах орла — скипетр и держава. Скипетр — это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава — это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава когда-то служили знаками царской власти. Теперь у нас царя нет. Сегодня они напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств. На груди орла красный щит с изображением святого Георгия Победоносца, колющего змия. Наш современный герб очень древний. Ему уже более пятисот лет.

-        Где мы можем увидеть изображения герба? (Например, он изображен на пограничных столбах, символизируя начало  территории  нашего государства. Его мы видим на монетах. Печатью с изображением герба скрепляются все важные документы).

а) Святой Георгий Победоносец

-        Как называют всадника, изображенного на гербе? Что вы о
нем знаете?

Изображение всадника, пронзающего копьем змея, мы называем святым Георгием Победоносцем, и это изображение напоминает об одном из самых известных его подвигов. Издавна на Руси почитали святого Георгия Победоносца.. На Руси его именем часто называл и детей —оно известно в двух вариантах: Егор и Юрий.

Согласно легенде, некогда в Палестине жила прекрасная царевна. Но в окрестном озере завелся страшный змий, которому горожане должны были отдать царевну на съедение. Однако воин по имени Георгий, который был христианином, победил чудовище и спас девушку. Он пронзил чудовище копьем, а конь растоптал змея. Царь — отец девушки и его подданные воочию убедились в силе христианской веры и крестились. Позже Георгий был признан святым, а его почитание распространилось во многих странах.

В России святой считался покровителем воинов и землепашцев. Теперь изображение всадника на белом коне, поражающего копьем змея, является гербом, т. е. отличительным знаком, Москвы — столицы России.

Таким образом, на российском гербе изображен христианский воин. Он олицетворяет добро и добродетель. Он убивает копьем черного змия — символ зла.

б) Двуглавый орел

Расскажите о другой составной части современного герба России - двуглавом орле.

На гербе мы также видим изображение орла. Чем оно необычно? (У орла две головы).

Две головы орла символизируют единство страны: он как бы смотрит одновременно на Запад и на Восток.

-        Крылья орла подняты — почему? (Орел показывает свою силу и мощь, чтобы все знали, что Россия — могучая страна).

III.        Государственный флаг (слайд4)

Далее учитель предлагает рассмотреть изображение флага России. Наш флаг имеет прямоугольную форму и состоит из трех горизонтальных полос.

- Кто из вас знает, как иначе называется флаг? (Знамя).

Эти слова означают одно и то же, только слово знамя — славянское, а флаг — голландское. Раньше на Руси знамя называли стягом. Знамена появились еще в древности — они были у многих древних народов. Раньше в битвах знамена имели большое значение, поскольку указывали местонахождение военачальников и отдельных отрядов.

-        Какие цвета вы видите на нашем флаге? (Белый, синий, красный).

Эти цвета не случайно появились на нашем флаге. Белый цвет означает мир, чистоту, синий — небо, верность и правду, красный — храбрость. Все три цвета издавна использовались в народных костюмах. Из белого, синего, красного полотна шили рубахи, женщины носили сарафаны красного и синего цвета.

-        Когда поднимают флаг?  Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защитить свою Родину. Флаг поднимают во время спортивных соревнований в случае победы наших спортсменов.  Его вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных праздников.

Мы должны гордиться нашим флагом — ему уже более трехсот лет!

. Государственный флаг России был принят в 1991 году )

 

IV.        Государственный гимн

О каком символе России мы еще не поговорили? (Гимн).

А вы знаете, что такое гимн?

Гимн — это торжественная песня или просто мелодия. Она исполняется в особых, торжественных случаях — каких? Мы уже говорили, что гимн исполняется в случае победы наших спортсменов на международных соревнованиях. Зачем же это делают? Тем самым выражается уважение к стране, из которой происходит спортсмен. Но гимн мы слышим и в других случаях: в дни торжественных праздников, собраний, когда производятся парады. Когда исполняется гимн, люди встают, мужчины должны снять головные уборы.

Прослушайте музыкальную запись и прочтите текст гимна. (Можно предложить учащимся спеть хором)

Наш гимн величествен, в его словах прославляется наша родина - Россия (обращает внимание учеников на конкретные слова гимна, подтверждающие эту идею). Наш гимн значительно моложе флага и герба. Однако и он имеет свою историю. Музыке гимна уже более 50 лет.

Гимн- официально принятая торжественная песнь в честь государства. Музыка- Георгия Александрова, новый текст- Сергея Михалкова. Утвержден Указом Президента РФ от 30.12.2000 г. Гимн исполняется на торжественных праздниках и военных парадах, его слушают и поют стоя, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины)

V. О науке Геральдике.

Сообщение учащегося.

Геральдика - это наука, изучающая гербы, герб - это рисунок на щите. Первые геральдические изображения появились ещё в незапамятные времена. Позже различными рисунками стали украшать щиты и оружие. В XII-XIII веках возникла необходимость классифицировать подобные изображения. Появились такие понятия, как герб и геральдика. За несколько столетий существования, в геральдике выработались чёткие правила изображения и описания гербов.

Вопреки сложившемуся мнению, собственный герб могут иметь не только дворяне и представители высшей аристократии. Например, в Священной Римской империи было несколько тысяч бюргерских фамилий, имевших родовые гербы. Геральдика наука интернациональная и внеклассовая. Известны гербы крестьян и рыбаков, священников разных концессий и атеистов, представителей разных национальностей, государств, земель, городов, коллективов и отдельных личностей.
Геральдику принято делить на государственную, территориальную и городскую, родовую (в том числе и личные гербы), и корпоративную.

.

VI. Дискуссия «Можно ли носить символы государства на одежде?»

Мнения учащихся были выяснены заранее с помощью анкетирования. Теперь учащимся предстояло высказать вслух свою точку зрения и отстоять ее.

VII. Викторина Символы России (по материалам классного часа)

1. Назовите три обязательных символа России.

2. Что такое скипетр?

3. Что такое держава?

4. Как зовут всадника, изображенного на гербе?

5. Что символизирует двуглавый орел?

6. Как на Руси назывался флаг?

7. Что символизируют цвета флага?

VIII.Знакомтво с Конституцией.

1. Беседа -

-Россия отмечает  20 летие Конституции. 12 декабря 2013 года

 -Давным-давно тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные в о п р о с ы :

 

- Что люди могут делать и чего не могут?

 

- Что они обязаны делать и чего не обязаны?

 

- На что они имеют право и на что не имеют?

 

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. Очень долго решались эти во просы, когда их решили, появились законы, которые помогали уст ранить кошмар и неразбериху.

 

- Что же это такое - законы?

 

Законы - это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны. Законы бывают разные, но главный (основной) за кон нашей страны называется Конституцией. Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны.

 

2.Вывод .

 

. Итак, Конституция - основной закон, по которому мы с вами живем.

 

- Что записано в Конституции? В Конституции записаны права наших граждан, та кие как: право на образование, охрану здоровья, отдых и труд и другие. Кроме прав у граждан России есть и обязанности, которые тоже отражены в основном законе, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину. У каждого из вас есть права и обязанности. Право жить, право на семью, на учебу, отдых т. д. А что же такое - право?

  . Право - это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отношения людей в обществе.

 

 

3. «Путешествие» по стране Правознайке.

 

У ч и т е л ь. Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость - сказки. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло.

 

Мы с вами отправляемся в путешествие по стране Правознайке.

 

Мы отправимся в путь, чтобы найти и узнать, какие герои сказок нарушают права других героев, уничтожают и обижают их.

 

Включили фантазию, настроились на встречу со сказочными героями.

 

В оп р о с ы учащимся:

 

1) В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино».Карабас Барабас.)

 

2) В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз под вергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съе денным? («Колобок».)

 

3) Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга.)

 

 

Право на бесплатное образование.

Право на свободный труд, защита от безработицы.

Право на неприкосновенность жилища.

 

У ч и т е ль. Продолжая путешествие по стране Правознайке, мы остановимся в гостях у героев сказки «Приключения Бурати но». Давайте разберемся какие конституционные права были нарушены в данной сказке:

 

1) Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, то ка кое право они нарушили? (Дети выбирают из 3 листов ответ - № 3 право на неприкосновенность жилища.)

 

2) Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права? (Ответ- № 2 защита от безработицы.)

 

3) Буратино продал свою азбуку, не воспользовался каким правом? (Ответ - № 1 на бесплатное образование.)

 

В нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование ... ».

 

- Какие же права есть у вас, школьников?

 

У ч е н и к.

 

1.Право на учебу.

 

2. Право на отдых между уроками.

 

3.Право на каникулы.

 

4.Право на занятия в кружках и секциях.

 

У ч и т е ль. Мы с вами сказали, что в Конституции записаны не только права, но и обязанности.

 

- Какие же обязанности у школьника? (Ответы учащихся.)

 

Обязанности: уважать взгляды, свободу других людей (взрос лых и сверстников); культурно вести себя в классе, школе и за их пределами; ходить опрятным; выполнять устав школы.

 

Блицопрос

 

1. Что такое Конституция?

 

2. Где записаны права и обязанности граждан России?(В основном законе России- Конституции.)

 

3. Когда была принята новая Конституция? (12 декабря 1993 г.)

 

4. Какие государственные символы России?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час"День Конституции"

Наш классный час, посвящается дню независимости или как он назывался раньше - это день Конституции РФ....

Классный час "День Конституции РФ"

Конституция -основной закон жизни граждан нашей страны. Основные символы нашей Родины. Введение понятий "геральдика", "скипетр", "держава"....

Классный час "День конституции"

12 декабря 2013 года отмечаем 20-летие основного закона РФ...

классный час" О конституция России для детей"

Цель классного часа :формировать у учащихся представление о том, что значит быть гражданином, о правах и обязанностях граждан России; формировать представление об основном законе страны – Консти...

Классный час.Презентация.Конституция России.

Классный час.Презентация.Конституция России....

Сценарий классного часа День Конституции Мы жиивём в России

Сценарий открытого классного часа для 2-3 классов Мы живём в России...

Классный час "День Конституции России" в 1 классе

Воспитательное мероприятие по формированию и развитию нравственности, гражданственности, патриотизма на основе литературных сказок. Классный час...