Литературный праздник по творчеству Эдуарда Успенского
презентация к уроку (3 класс) по теме

першина  наталья петровна

Цель: познакомить с творчеством детского писателя Эдуарда Успенского и привлечь внимание к его произведениям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Першина Н.П.

учитель начальных классов,

Курчатов, МБОУ «СОШ №5»

Литературный праздник по творчеству Эдуарда Успенского.

1.Вступление.

Мы собрались здесь для того, чтобы поговорить об одном замечательном человеке, вспомнить его произведения, известные вам с раннего детства, отметить его приближающийся юбилей и этой нашей встречей поблагодарить его за то, что он написал такие добрые и веселые произведения, которые интересны не только детям, но и взрослым. Давайте назовем имя человека, которому мы посвящаем наш праздник.

  1. Доклад о жизни и творчестве Э. Успенского.

1.Биография и книги (доклад).

Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске  Московской области.

Окончив школу, поступил в Московский авиационный институт. В студенческие годы начал заниматься литературным творчеством.

Творческий путь он начинает как юморист и в детскую литературу, как он считает, попал случайно.

Успенский получил широкую известность как автор детских книжек: «Крокодил Гена и его друзья», «Вниз по волшебной реке», «Чебурашка и его друзья», «Наследство Бахрама», «Отпуск крокодила Гены». Образы придуманных им Чебурашки, крокодила Гены, и других героев любят дети нескольких поколений.

Сравнительно недавно Успенский опубликовал серию замечательных детских книжек: «Каникулы в Простоквашино», «Дядя Федор, пес и кот», «Колобок идет по следу», «Разноцветная семейка» и другие.

Эдуард Успенский выступил как автор сценариев мультфильмов, многие из которых любимы не одним поколением зрителей. Крокодил Гена и Чебурашка живут в мультфильмах вот уже несколько десятилетий.

Не меньший успех выпал и на долю друзей из Простоквашино – дяди Федора, Шарика, Матроскина. Они тоже обрели свое экранное воплощение.

Произведения писателя переведены более, чем на 25 языков, его книги выходили в Финляндии, Голландии, Франции, Японии, Франции, США. В последние годы он живет и публикует новые книги в Москве.

2.Несколько случаев из жизни.

А теперь немного из жизни маленького Эдуарда Успенского. У маленького Эдика был Чебурашка. Игрушка такая, плюшевая.

Уши большие, нос пуговкой. Не поймешь – не то медведь, не то заяц, не то собака. Словом, неизвестный науке зверь.

Когда Эдик был несмышленым ребенком, он в этого Чебурашку играл. А потом подрос и забыл про своего плюшевого зверя. Другие дела у человека появились. Например, срочно вырыть широкий и длинный подснежный ход в стан «неприятеля». Или подкараулить во дворе какую-нибудь «неопасную» старушку, чтобы напугать ее взорвавшимся пистоном…

Времени, понятно, было в обрез. На уроки его тоже не слишком хватало. Потому-то Эдик и учился плохо. Нет, Эдик не собирался всю жизнь оставаться закоренелым двоечником. Глубоко в душе он лелеял мечту-стать академиком. Поскольку академиков-двоечников не бывает, Эдик все время собирался взяться за ум – с понедельника начать хорошо учиться. Но все как -то не получалось.

«Выручил» Успенского  случай. Как-то раз Эдик не очень обдуманно прыгнул с крыши. И, в результате, попал со сломанной ногой в больницу. Вот тут то Успенский испугался по-настоящему. Ему представилось, как он из обычного плохого ученика быстро попадет в двоечники экстра-класса. И это окажется навсегда.

Эдик упросил родителей принести себе книги и, к несказанному удивлению окружающих, начал заниматься. Да настолько упорно, что смог поступить в авиационный институт и стать инженером.

Три года проработал Успенский по специальности. А потом вдруг понял, что делает в жизни что-то не то. Эдуард подумал-подумал и…стал взрослым юмористом. А потом быстро превратился в детского писателя…Помог ему в этом, как водится, случай.

Однажды летом работал Успенский в детском лагере. И что бы успокоить жаждавшей впечатлений отряд, читал им разные интересные книжки. А потом все интересные книжки неожиданно кончились. Скучные книжки отряд слушать не хотел. И Успенскому уже ничего не оставалось, как, не задумываясь, начать: «В одном городе жил крокодил по имени Гена, а работал он в зоопарке крокодилом». Фраза такая в голове Эдуарда Успенского вертелась.

И вдруг.…Из-за угла показались два длинных носа – ручной крысы Лариски и хулиганствующей старухи Шапокляк. Хлопнула дверь телефонной будки – догадался Успенский. И начал рассказывать свою знаменитую сказку…

История про крокодила и Чебурашку очень понравилась слушателям. Книжку напечатали, а потом издали и другое, не менее знаменитое произведение, - «Дядя Федор, пес и кот».

Успенский продолжал писать и вести передачи на радио и телевидении. Да и вообще ему всегда хотелось многое попробовать, например, стать президентом концерна и главным министром одновременно. Ну, а если серьезно, то сегодня Успенский хочет уйти в леса. Чтобы никто не мешал. Построить себе дом подальше от Москвы, закрыться от всех и писать…писать…писать…

  1. Книги, которые учат добру.

Сегодня Э. Успенский один из популярных авторов. Его герои любимы не только детьми, но и взрослыми. Пожалуй, и бабушки такой не найдется, которая бы не слышала о Чебурашке, крокодиле Гене, дяде Федоре и замечательной злодейке - старухе Шапокляк.

Только человек, не потерявший связи с миром детства, может писать книги для детей. Человек взрослый и остроумный делает эти книги интересными для взрослых. Вот вам и секрет популярности и долгожительства героев Успенского.

Сказки Успенского говорят о доброте и побуждают ребят творить добро. Говоря об одной из своих книг, писатель заметил: «Если постоянно говорить детям о плохих сторонах жизни, то им покажется, что мир вообще странный и плохой. А я хочу дарить им ощущение веселого и хорошего мира!» Книги Успенского учат добру, любви к окружающему миру. Все творчество Эдуарда Успенского, чудесного детского писателя, - подарок детям, теплый и добрый.

Начнём с самой знаменитой книги. Но прежде послушайте песню.

Песенка Чебурашки.

-О ком эта песня?

-Кто такой Чебурашка?

-Откуда он взялся?

-С кем подружился Чебурашка?

-Были у Чебурашки и враги.

( Выходит старуха Шапокляк.)

Шапокляк:

Мы с Лариской не сидим на месте,

Ходим мы всегда и всюду вместе.

Пакость делать людям

Очень уж мы любим.

Не спеша пройдусь по городочку

И поссорю мамочку я с дочкой.

Бабушке поставлю две подножки,

В магазине разобью окошки.

Плачьте, плачьте, а я буду хохотать,

Нрав свой вредный не хочу скрывать.

Всё у вас пойдёт наперекосяк,

Если рядом я- старуха Шапокляк!

Ведущий:

Чем прославилась эта старушка? (Ответы детей)

Шапокляк:

Приятно слышать о себе такое. А хотите поиграть?

Сколько вас сегодня здесь?

Мне за день всех не перечесть!

Все Миши хлопают,

А Максимы топают,

Артём прыгает,

Даня ногами дрыгает,

Алёша руки поднимает,

Все Егоры приседают.

Ну а девочки-припевочки

Как можно громче имена свои называют.

Итак, раз, два, три-

Своё имя назови!

(Все задания дети выполняют на протяжении всей игры, девочки кричат свои имена несколько раз.)

Ведущий:

Бабушка, что ты тут устроила?

Шапокляк:

А что, я ничего.

Мы немножко пошумели,

В окнах стёкла зазвенели.

Мы немножко поиграли,

Десять стульчиков сломали.

А теперь уж нам пора-

Ждут нас новые дела!

Лариска, в сумку! (Уходит.)

Ведущий:

Ребята, в какой книге живут все эти герои?

По этой книге создан мультфильм. А в нём звучит песня на стихи Успенского. Давайте исполним её.

Песня: «Пусть бегут неуклюже».

(Стук в дверь. Входит Печкин с посылкой.)

Печкин:

Здравствуйте, ребята! Я туда попал? Это Китовская школа? Вы меня узнали? Правильно, я- почтальон Печкин. Я принёс вам посылку, только я вам её не отдам. У вас документов нет. (Ходит по классу, показывает посылку.) А, наверное, интересно вам посмотреть, что в посылочке-то? А хотите узнать, от кого посылка? Разгадайте кроссворд:

  1. Как звали корову у дяди Фёдора? (Мурка)
  2. Фамилия кота, с которым подружился дядя Фёдор. (Матроскин)
  3. Моя профессия. (Почтальон)
  4. Кто такой Гаврюша? (Телёнок)
  5. Фамилия бывшего хозяина кота (Сёмин)
  6. Учёное звание Сёмина. (Профессор)
  7. Моя фамилия. (Печкин)
  8. Имя пса, жившего у дяди Фёдора (Шарик)
  9. Имя галчонка, жившего у дяди Фёдора. (Хватайка)

Печкин:

Теперь вы знаете, от кого посылочка, только я вам её не отдам. Однако, мне пора. Я ещё  не всю почту разнёс.(Уходит)

Ведущий:

. Из какой книги пришли эти герои?

-Где они живут? (В Простоквашино)

А давайте представим, что мы побывали у Матроскина в гостях, и он нас угостил молоком, которое дядя Фёдор велел вылить, но ведь Матроскин очень экономный, он не смог вылить такой полезный напиток и приберёг его для гостей, т. е. для нас.

(Класс делится на три части:

1 группа поёт: му-му-му

2 группа поёт: гав-гав

3 группа поёт: мяу-мяу

На мотив «Пусть бегут неуклюже»)

(Вбегают санитары)

Санитары:

Кто тут с ума сошёл? (Пытаются сделать уколы громадными шприцами)

Ведущий:

Нет, нет, уважаемые! У нас всё в порядке. Просто мы немного пофантазировали.

Санитары:

Значит, это ложный вызов! (Убегают)

Книга про дядю Фёдора так понравилась читателям, что они засыпали Успенского письмами, в которых просили написать продолжение этих весёлых историй. Так появилось ещё несколько книг про жителей Простоквашино

Ведущий:

А сейчас кот Матроскин расскажет, как он готовил праздничный пирог к дню рождения Шарика, а вы ему помогайте.

Матроскин:

Я захотел устроить бал

 И я гостей к себе … (позвал).

Купил муку, купил творог,

Испёк рассыпчатый …(пирог)

Пирог, ножи и вилки тут-

Но что-то гости не…(идут).

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек…(откусил).

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту…(съел).

Когда же гости подошли,

То даже крошек не…(нашли).

Ведущий:

После этого Шарик с Матроскиным поссорились. Долго ссориться Матроскину и Шарику было нельзя, т. к. приближался день рождения дяди Фёдора.

Ведущий:

А сейчас, ребята, к нам пришёл Шарик. Ему очень понравилось сочинять стихи и он их придумал очень много. Все его стихи о животных. Послушаем?

Шарик:

Неуклюжий, косолапый,

Он в берлоге лижет лапу.

Знаем, нас не проведёшь-

Ну, конечно, это ёж. ( не ёж, а медведь).

Эта рыжая плутовка

Кур ворует очень ловко.

Ей не скажешь: «Ну-ка, брысь!»

Ну конечно, это рысь.   ( не рысь, а лиса)

Вот забавный недотрога,

Он иголок носит много.

Этот маленький зверёк

Называется хорёк.  ( не хорёк, а ёж)

Я зимой в пушистой шубе

Ем грибы на старом дубе.

Мне на месте не сидится,

Потому что я синица.  ( не синица, а белка)

У бедняжки нет берлоги,

От врагов спасают ноги.

Он привык к зиме белеть.

Догадались? Он медведь.  ( не медведь, а заяц)

Простой вопрос для малышей:

«Кого боится кот?» Мышей.  ( не мышей, а собаку)

Хвост веером, на голове корона,

Нет птицы краше, чем ворона.   (не ворона, а павлин)

По сосне, как в барабан,

Застучал в лесу кабан.  ( не кабан, а дятел)

Дочерей и сыновей

Учит хрюкать соловей.  ( не соловей, а кабан)

Под луною песни петь

Сел на веточку медведь.  ( не медведь, а соловей)

Спасибо, ребята, вы помогли мне разобраться в моих стихах. ( убегает)

Кроме сказок Эдуард Николаевич пишет замечательные стихи. Хотите послушать?

Сценка 9.

(По стихотворению «Память»)

Ведущий:

А вот ещё одна история.

Сценка 10

(По стихотворению « всё в порядке».

Ведущий:

А у вас бывало такое?

То, о чём расскажет следующее стихотворение Успенского, случалось точно с каждым.

Сценка 11

(По стихотворению «Рыжий»)

Ведущий:

Знакома ситуация? Каждый из вас хоть раз в жизни кого-нибудь дразнил. И каждого из вас тоже дразнили.

Что же нужно сделать, чтобы таких ситуаций не было? (Никого не дразнить, а если дразнят тебя, не обращать на это внимания.)

Понравились стихи Успенского?

Некоторые стихи положены на музыку и превратились в песенки. Некоторые из них вы уже сегодня пели. А теперь споём ещё:

«Песенка про кузнечика» (1 куплет)

(Появляется Печкин)

Печкин:

Что-то очень уж у вас весело. Похоже . вы посылочку-то и не хотите получить? (Хотим) А документы у вас есть?

Ведущий:

Уважаемый Игорь Иванович, а нельзя ли сделать исключение и отдать посылку ребятам?

Печкин:

Не положено. У них документов нет.

Ведущий:

А ведь у нас есть классный журнал. Это же документ!

Печкин:

Ну, уж так и быть! Только я бы хотел послушать весёлую песенку. Очень уж я песенки люблю. Особенно весёлые.

Ведущий:

Частушки подойдут?

Печкин:

Можно и частушки.

Частушки:

Пропоём сейчас частушки

Про героев книжек

Для присутствующих здесь

Девчонок и мальчишек.

В Простоквашино живут

Дружные ребята:

Дядя Фёдор, пёс и кот-

Ясно, полосатый.

Хоть и ссорятся порой-

Знаем мы из книжки,

Но надёжнее друзей

Нету у мальчишки.

Он ворчит и почту носит,

Всем он хорошо знаком

Иногда приходит в гости

Дядя Печкин-почтальон.

У малюсенькой девчушки

Кто отнял ириску?

Это вредные проделки

Шапокляк с Лариской.

Из тропического леса

Чебурашка к нам приплыл.

И в витрине магазина

Он работу получил.

На гармошке он играет,

В зоопарке проживает.

Очень сильно удивил

Всех нас Гена-крокодил.

У Ау забот немало,

Всех хлопот не перебрать:

По ночам бродить по лесу,

Ну а днём людей пугать.

Есть у девочки подружка:

Не котёнок, не игрушка,

Интуристка, иностранка-

Озорная обезьянка.

Кто придумал всех друзей,

Подскажите поскорей!

Выдумщик он дерзкий-

Эдуард Успенский.


Печкин:

Очень хорошо вы спели. Весело. Только про меня пропели, что ворчу. А почему ворчу? Да потому что ношу-ношу вам посылку, а отдать не могу. А раз у вас документы есть, то получите посылочку.

(Посылка открывается, в ней книги Успенского. Из них организуется выставка. На дне посылки конфеты для всех детей.)

Ученик:

Наш праздник подошёл к концу,

И аккорд прощальной песни

Пусть ворвётся в тишину,

Пусть споют все дети вместе.

А исполним мы песню на стихи Эдуарда Николаевича Успенского «Голубой вагон».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Чтение – это окошко , через которое дети видят и познают мир и самих себя. В . СУХОМЛИНСКИЙ

Слайд 2

Литературный Праздник по Творчеству Э дуарда У спенского

Слайд 13

Если постоянно говорить детям о плохих сторонах жизни, то им покажется , что мир вообще странный и плохой. А я хочу дарить им ощущение весёлого и хорошего мира. Э. Успенский .

Слайд 14

Э. Успенский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный праздник, посвящённый творчеству К. И. Чуковского

Праздник- презентация проекта по творчеству К. И. Чуковского...

Театрализованная реприза для представления команды на интеллектуальной игре по теме "Творчество Эдуарда Успенского".

Этот материал можно использовать на занятиях по внеурочной деятельности, а так же в качестве оригинального номера, приуроченного к юбилею известного детского писателя....

Литературный праздник, посвященный творчеству Самуила Яковлевича Маршака

Цели:1.Углубление представлений о жизни и творческой деятельности известного писателя и переводчика     С.Я. Маршака.2.Расширить знания детей о жизни и творчестве С.Я. Маршака3.При...

Творчество Эдуарда Успенского

В данной работе обобщаются знания о творчестве Эдуарда Успенского....

Урок литературного чтения по творчеству Э.Успенского

Урок внеклассного чтения проведен по творчеству Э. Успенского...

Литературная игра "По произведениям Эдуарда Успенского"

Внеклассное мероприятие позволит  обощить знания детей по произведениям Э.Успенского,  расширить кругозор, привить любовь к чтению, к книгам....

План-конспект урока по литературному чтению на тему: Эдуард Успенский «Всё в порядке».

Автор: учитель начальных классов МБОУ "СШ № 34" Афлятунова Кристина Александровна, ХМАО-Югра, г.НижневартовскОписание материала: Предлагаю вам конспект урока по программе "Начальная шко...