Внеклассное занятие "Деревенские посиделки"
тест (4 класс) по теме

Пальшина Елена Федоровна

Внеклассное занятие для учеников 4-ого класса.

Воспитательные задачи:

- воспитание любви к своей земле, к своему народу;

- приобщение к истокам культурных традиций русского народа;

- пробуждение интереса к русскому фольклору, старинным русским праздникам.

Развивающие задачи:

-  развитие творческих способностей;

- формирование художественно-эстетического вкуса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon derevenskie_posilelki.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательные задачи:

- воспитание любви к своей земле, к своему народу;

- приобщение к истокам культурных традиций русского народа;

- пробуждение интереса к русскому фольклору, старинным русским праздникам.

Развивающие задачи:

-  развитие творческих способностей;

- формирование художественно-эстетического вкуса.

/Под музыку/

Зазывало:888

- Ой, вы  гой оси, добры молодцы и красны девицы!

-Слушайте и глядите!

-Да не говорите, что не слыхом не слыхали,

-И видом не видали!

-Приглашаем Вас на посиделки!

-Собираются сюда гости желанные!

Ведущий  1.

- Добрый день и поклон

Вам, гости дорогие!

Собрались со всех сторон

Наши все родные.

Я смотрю на Ваши лица-

Хорошо, отрадно мне

Словно я в огромной,

Дружной и приветливой семье.

Ведущий 2

Пожалуйте,  гости дорогие, пожалуйте!

Веселья Вам, да радости!

Давно Вас ждем – поджидаем,

Праздник без Вас не начинаем.

У нас для каждого найдется

И местечко и словечко!

Ведущий 1

Ото всех дверей,

Ото всех ворот,

Выходи скорей,

Торопись, народ!

Ведущий  2

Открываются ворота,

Выходи ,кому охота!

А кому неохота,

Тоже выходи!

/ Под русскую народную музыку выходят дети, подыгрывая на народных инструментах/

Учитель

Каждый из Вас, стремится познать окружающий мир, а знакомство с ним начинается с самого близкого и дорогого с вашей улицы, с вашего дома, с вашего села. Вам, прежде всего, открывается дверь в большой и светлый мир, который называется Родиной.

Но чтобы по-настоящему  глубоко и преданно любить свою Родину, надо знать не только настоящее, но и прошлое. На уроках чтения и истории вы знакомитесь с далеким прошлым нашего народа, узнаете, собой представляло  наше древнее государство – Киевская Русь, Какие народы  ее населяли, какова их культура. Узнаете о том, как тяжела и опасна была жизнь наших предков.

Но и часы горя, и в часы радости наш народ не терял душевной теплоты, верил в свои силы, в свое светлое будущее. Все это находило отражение в его творчестве. А народ наш был поистине талантлив. Каких только песен, сказок, легенд не создал он.

Радости и печали, надежды и ожидания, мечта о счастье, все  отразилось в творчестве наших предков.

Давайте представим и воспроизведем некоторые картины далекого прошлого.

Учитель

Вечерком, когда окончены работы в поле и по дому, собираются девушки и парни в какой-нибудь крестьянской избе и  снова работа, кто вышивает, кто прядет, кто ткет…

/Девочки сидят за инструментами, работают./

Учитель

Но какая же работа баз песен

/Девочки поют/

Позолоченная прялица,

Мы прядем, а нитка тянется.

Мы прядем , а нитка тянется,

Нам работа наша нравится.

Учитель

А там и до пляски не далеко.

/Начинается хоровод под русскую народную песню  « В хороводе были мы »

В хороводе были мы,

В хороводе были мы.

Были мы, были мы,

Были мы, были мы.

Кого надо видели,

Видели, видели,

Сокола-молодчика,

Молодца- молодца.

Встань, молодчик, подбодрись,

Подбодрись, подбодрись,

Вправо, влево развернись,

Развернись, развернись,

Кому хочешь поклонись.

Поклонись, поклонись.

Ученик 1

-Собрались мы позабавиться.

Ученик 2

- Да потешиться.

Ученик 3

-Пошутить!

Ученик 4

-Поиграть!

Ученик 5

-Посмеяться!

/Все  вместе с поклоном/

-Смех Вам да веселье.

Ученик 1

Припасли мы на Вас забавушки

На всякий вкус-

Кому сказку,

Кому правду,

Кому песенку.

Ученик 2

Небылицы в лицах,

Сидят в теремах – светлицах,

Щелкают орешки

Да говорят насмешки.

/Диалог хлопцев/

-Федул, что губы надул?

-Кафтан прожег.

-Можно зашить.

-Да иглы нет.

-А велика ли дыра?

-Да один ворот остался.

-Фома, что из лесу идешь?

-Да медведя поймал.

-Так веди его сюда.

-Да он не идет.

-Ну так сам иди.

-Так он меня и не пускает.

/мальчик и девочка/

-Сынок, сходи за водицей на речку!

-Брюхо болит.

-Сынок, иди кашу есть!

-Что ж, раз мать велит, надо идти.

Ведущий 1

А ну хватит Вам болтать,

Время пляску начинать.

Ведущий 2

Обойди хоть всю планету.

Лучше русской пляски нету,

Балалайка да гармонь

Разжигают в нас огонь.

Ведущий 1

Раздайся,  народ!

Меня пляска берет!

Пойду попляшу,

На людей погляжу!

/ Инсценировка русской народной песни  « Во кузнице…»/

Ведущий 1

Выйду на улицу,

Гляну на село.

Девчата гуляют –

И мне весело.

Ведущий 2

Эй, девчата - хототушки,

Запевайте-ка частушки.

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.

/Девочки поют частушки/

Начинаю я припевку,

Первую, начальную,

Я хочу развеселить,

Публику печальную.

Чтобы печка разгорелась,

Надо жару поддавать,

Чтобы песня лучше пелась,

Надо пляской помогать.

Не хотела, я, плясать

Стояла и стеснялась,

А гармошка заиграла,

Я, не удержалась.

У меня коса большая,

Ленточка коротенька,

Про меня не думай парень,

Я еще молоденька!

А у нас во дворе,

Квакали лягушки,

А я с печки босиком,

Думала - подружки.

Я плясала в три ноги,

Потеряла сапоги.

Оглянулась назад,

Сапоги мои лежат.

Если б не было воды,

Не было б и кружки,

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки!

Учитель

Устали девушки, присели и снова замелькали руки в работе. И вдруг…

Остановились руки, замерли все – что же произошло? А вот что!...

/Дети слушают сказку, которую рассказывает учитель./

Учитель.

А кто автор этой сказки? У нее нет автора. Народные сказки не записывались, а сохранялись в памяти людей,  передавались из уст в уста. Никто не знал имен их создателей. Поэтому  мы и говорим, что творцом их  - был  народ. Но сказки не только слушали, нередко их разыгрывали.

/Инсценировка русской народной сказки «Курочка ряба»

Учитель

Жили – были дед да баба,

Была у них курочка – ряба.

Снесла курочка яичко.

Не простое – золотое.

/Сказка О.Высоцкой «Золотое яичко»/

Баба

Эй, старик, проснись быстрей!

Дед

Волки, что  ли, у дверей?

Баба

Да смотри , что я нашла.

Под кустом яйцо снесла.

Дед

Ну, снесла, какое дело!

Баба

Да яйцо – то не простое.

А гляди-ка золотое.

Дед

Золотое, в самом деле?

Мы с тобой разбогатели.

Баба

Погляди, горит как жар.

Дед

Не случился бы пожар!

Баба

Ох, горит, слепит глаза!

Дед

Чудеса!

Баба

Чудеса!

Дед

Ты в сундук запри его.

/Раздается стук в дверь/

Баба

Нету дома никого!

Ишь! Соседи, как назло

Ненароком принесло.

Дед

Ты пойди запри засов,

Да спустить бы надо псов.

Баба

В среду в город я поеду,

Там базар бывает в среду.

Богатеев много там!

Им яичко и продам.

Как дадут мне денег груду.

Накидают мне рублей

На сапог себе добуду

Я сибирских соболей,

Вот обновок накуплю я

Разных юбок сорок штук.

Шаль в цветочках голубую

До краев набью сундук.

Дед

Что ты мелешь небылицы!

Ишь, сыскалась молодица

Наряжаться в разный хлам,

Нет уж, если мы богаты,

Я построю вместо хаты

Трехэтажные палаты

И беседки по углам.

Баба

Наказанье с глупым мужем!

Что ты старый, не блажи!

Мы живем других не хуже,

Ни к чему нам этажи!

А за эти за беседки

Засмеют тебя соседки.

Дед

Пусть смеются, мне не жалко!

Баба

Да уймись, ты, не кричи,

Вон упала на пол скалка,

Чугуны гремят в печи.

Ох, не мил мне белый свет!

Дед

Я хозяин или нет?

Баба.

Ох, яичко покатилось,

Покатилось  и разбилось,

И скорлупки не осталось,

Все куда-то подевалось!

Дед

Ну чего ты затужила!

От чудес одна беда.

Будем жить, как прежде жили,

И работать, как всегда.

Баба

И шубенку можно справить.
И поправить можно дом.

Дед

Только то, видать, надежно,

Что дается нам с трудом,

Открывай, старуха, дверь,

Что нам прятаться теперь!

Эй, соседка!

Баба

Эй, сосед!

Забывать друзей не след.

Заходите на часок,

У меня хорош квасок,

И варенье, и соленья.

Дед и баба

Заходите без стесненья!

Учитель

 А еще с давних времен народ создавал не только сказки, но и пословицы, поговорки, прибаутки, считалки, загадки. А какие -же посиделки без прибаутки и небылицы! Они могут быть очень разными: то это песенки, то стихи, то коротенькие рассказики- разговоры, но самое главное – они всегда веселые. И звучат они красиво и запоминаются легко.

 /Звучат прибаутки/

Сидит ворон на сосне,

А сова на другой,

Гой - пой -гой – пой на другой.

Гой - пой -гой – пой на другой.

У совы ворон пытает:

Кто в лесу гуляет?

Гу - гу - гу - гуляет

Гу - гу - гу - гуляет

Дровосеки гуляют –

Секут лес и валят,

Чах – чах – чах - валят

Чах – чах – чах – валят

И секут и кричат,

Испугать зверей хотят,

Тук – тук – тук – хотят.

Тук – тук – тук – хотят.

Учитель

Повстречались под вечер два приятеля. Один другого спрашивает:

-Ты чего сегодня делал?

-Рукавицы искал!

-Нашел?

-Нашел

-Где?

-Да за поясом.

-А ты куда шагаешь?

-За семь верст.

-Киселя хлебать?

-Нет, комара искать.

-Это которого же комара?

-Да того, который за нос меня укусить хочет

-Да он же при тебе.

-Где это при мне?

-Да на носу у тебя.

Учитель

Горит, потрескивает березовая лучина, тени бегают по стене.

/Раздается стук в дверь/

Учитель

Кто это? Входите!

/Входит лесовик /

Лесовик

Здравствуйте, люди добрые!

Я пришел к Вам издалека.

Угадайте, где я живу, откуда пришел.

До со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом.

Чудеса увидишь в нем.

 - Что это за дом? Правильно, я пришел к вам из леса. В моем заповедном лесу каких только подарков нет.

Там, где в травах ветер сладкий,

Где за полем бор стеной,

Собираю я загадки,

В кузовок берестяной.

- Что в нем лежит, вы, узнаете, коль загадки отгадаете.

Иду я ельником после дождя, смотрю:

 В лесу под елкой крошка-

Только шапка да ножка.

/Достает из кузовка грибок/

В моем лесу растет кустарник,

А на нем мальчик – крошка,

В костяной одежке,

У этого мальчика  шапочка зеленая
До ушей надвинута.

-Что это за мальчик?

/Показывает лесные орехи/

-В моем лесу под деревом,

Андрейки  все в тюбетейках.

-Что это такое?

/Показывает желуди/

Лесовик.

А  вы, ребята, загадки знаете? Очень хочется узнать, кто загадает самую сложную загадку, и кто окажется самым сообразительным. Сделаем так: посчитаемся, на ком закончится считалка, тот и загадывает:

Считалки:

На мосту сидит кукушка,

Скуковала раза три.

Кто вышел?

Это верно ты.

Шел баран по крутым горам.

Вырвал травку, положил на лавку.

Кто ее возьмет, тот и вон пойдет.

Я сидела на рябине

Меня кошки теребили

Маленьки – котяточки.

Царапали за пяточки.

/Дети загадывают загадки/

- Сижу верхом, не ведаю на ком. / шапка /

- Сидит на ложке, свесив ножки. /лапша/

-Горя не знает, а горько плачет. /туча/

-Мужики без топоров срубили избу без углов. /муравьи/

Учитель

Быстро летит время. Вот и вспомнили мы старину. Ну, как говорится, без обеда не красна беседа.

/Входит мальчик с самоваром/

Я иду, иду, иду,

Самовар в руках несу.

Эй чай, чай, чай,

Уж ты, кумушка, встречай.

/Ставит самовар на стол/

Напекли мы для гостей

Много сладостей.

Не красна изба углами

А красна пирогами!

Приходите, приходите!

Угощение берите!

Чаем запивайте!

Нас добрым словом вспоминайте!

/Общий поклон. Под музыку дети уходят со сцены/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Новогодние посиделки"

В этом сценарии использовала русский фольклор....

«Посиделки в русской горнице» (внеклассное мероприятие)

Деревенская изба с русской печкой, сундуками, столами, лавками и домашней утварью. На полу домотканые половики. В горнице находятся хозяин с хозяйкой. Цели :1.Расширить кругозор детей об истории ...

Внеклассное мероприятие с учащимися начальных классов. Фольклорный праздник «Деревенские посиделки»

Чтобы познакомить и заинтересовать учащихся с традициями  обычаями русского народа подготовили фольклорный вечер "Деревенские посиделки"В сценарии праздника использовали народные пословицы, погов...

Внеклассное мероприятие "Посиделки у самовара"

Данное мероприятие знакомит учащихся с историей появления чая в России, с правилами приема гостей, традициями русского чаепития, сервировкой стола и угощениями на чаепитии....

внеклассное мероприятие "Посиделки у самовара"

Подборка стихов, песен по теме...

Внеклассное занятие "Посиделки"

Цель: создание условий для формирования творческой активности через изучение народного творчества.Задачи: способствовать развитию познавательного интереса к устному народному творчеству. Закрепить зна...

Внеклассное мероприятие "Посиделки с осенними именинниками"для учащихся 1-4 класса

Как провести день именинника в школе? Много разных интересных способов! Мы опробовали форму  давно забытых и так любимых посиделок! Взрослые и дети с удовольствием готовились к этому празднику, с...