Главные вкладки

    «Посиделки в русской горнице» (внеклассное мероприятие)
    методическая разработка (4 класс) на тему

    Харчева Вера Викторовна

    Деревенская изба с русской печкой, сундуками, столами, лавками и домашней утварью. На полу домотканые половики. В горнице находятся хозяин с хозяйкой. 

    Цели :

    1.Расширить кругозор детей об истории и народных традициях, познакомить с предметами быта старины, нацелить на воссоздание культурных ценностей русского народа.

    2.Воспитывать чувство любви и гордости к Родине,

    3.Продолжать работу по сплочению коллектива родителей и детей, совершенствовать коммуникативные качества, творческие способности

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon derevenskaya_izba_s_russkoy_pechkoy.doc103.5 КБ

    Предварительный просмотр:

          Деревенская изба с русской печкой, сундуками, столами, лавками и домашней утварью. На полу домотканые половики. В горнице находятся хозяин с хозяйкой. Звучит русская народная музыка.


           
    Ход праздника :


               Ведущая:       Чем дальше в будущее входим,

                                        Тем больше прошлым дорожим,

                                        И в старом красоту находим,

                                        Хоть новому принадлежим.

    Здравствуйте люди добрые!

    Здравствуйте, люди русские!

    Приглашаю вас в избу, проси милости в  гости нам!  

    (Экскурсия по русской избе)

    Хозяин: В богатой лесами России все постройки издавна были деревянные. В селе жилище называлось изба. Считается, что название это происходит от древней печи: топка со временем преобразовалась в истопку, затем в истьбу, потом в избу. 

    Весь строительный материал для избы – длинные сосновые бревна для стен, тес, бересту, дранку – выбирали и заготавливали заранее. Деревья рубили зимой. Пилой не пользовались, только топором – он будто закупоривал ствол и сохранял от порчи.

    Хозяйка: Бревна очищали от коры и делали на концах выемки – чаши, чтобы плотнее скрепить бревна, ряд из четырех бревен, связанных концами в прямоугольник, называют венец. Для удобства все венцы пригоняли друг к другу на земле и только потом ставили сруб. Щели затыкали мхом.

    Крыши крыли тесом, иногда дранками – длинными пластинами, снятыми с соснового бревна. Окна и двери прорубали в уже готовом срубе. Первые окошки появились лишь в 10 веке. Они задвигались дощечками “волоками”.

    Хозяин: В избе ставили печь. Она играла главную роль в пространстве избы. Печь обогревала всех долгими зимами. Наверху спали старые, да малые. В печи пекли хлеб, томили молоко, сушили грибы. Напротив печного угла находился красный угол, самое светлое и нарядное место в избе.

    Здесь висели образа (иконы) и лампадка, проходили за столом трапезы семьи, сюда во время уборки урожая ставили первый и последний сноп, желая благополучия дому.

    Ведущая:

    На завалинках, в светелке,
    Иль на бревнышках каких,
    Собирались посиделки
    Пожилых и молодых.
    При лучине ли сидели,
    Иль под светлый небосвод -
    Говорили, песни пели,
    И водили хоровод.
    А играли как! В горелки!
    Ах, горелки хороши!
    Словом, эти посиделки,
    Были праздником души.
    Быт людей отмечен веком,
    Поменялся старый мир.
    Нынче все мы по “сусекам”
    Личных дач или квартир.
    Наш досуг порою мелок,
    И, чего там говорить:
    Скучно жить без посиделок,
    Их бы надо возродить.

     
    Хозяин: Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть, да в окна      глядеть! Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться!


    Хозяйка: Рады видеть вас у себя в гостях, в нашей горнице. Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный! По обычаю по старинному посиделками называется.
    (Стук в дверь)


    Хозяйка: (в русском сарафане и платке с кистями):
    Мир вам, гости дорогие,
    Что явились в добрый час.
    Встречу теплую, желанную мы готовили для вас...
    Хлебосольством да радушием
    Знаменит наш русский край -
    Для гостей и песни русские,
    И медовый каравай.
    И места для них приметные,
    За обеденным столом...

    Пусть с гостями радость светлая,
    Входит в наш просторный дом!
    В знак признанья и отличия
    Нам приятно в этот час,
    По старинному обычаю
    Хлебом-солью встретить вас!
    (Подносит гостям хлеб-соль на полотенце)


    Хозяин: Здравствуйте, проходите, будьте как дома!


    Гость: Здравствуйте, пришли мы песни петь, да плясать, да себя показать. Мир вашему дому! (Прихорашиваясь, рассаживаются на лавки)


    Гости: - В деревне Пирогов жили скоморохи

                 - Ели скоморохи пироги с горохом (Ставят на стол)

                 - И с капустой, и с картошкой,        

                 - И с калиной, и с морошкой.  

     Вместе: Это вам, угощайтесь,

                   Ешьте, не стесняйтесь.


    Хозяйка: Ах, какие пироги

                      Что за угощенье.

                      И румяны, и мягки,

                      Всем на удивление.
    Гость с пряником: Пряники печатные

                                       Мы не сразу их съедим
    Хозяйка: А сначала поглядим.
    Гости с блинами: - Какой же славный стол накрыт

                                     - И самовар давно кипит!

                                     - Чего же нам на этом столе не хватает?

                                     - Блинов! Веселья без них не бывает.
    Песня «Блины» 

    Хозяика: Собралось к нам гостей со всех волостей. Ну что ж, доброе начало, как говорится, половина дела.
    Хозяин: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?
    Гость: Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?
    Хозяйка: В тесноте, да не в обиде! Сядем рядком, да поговорим ладком.
    Хозяин: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус.

                    Кому - сказку, кому - правду, кому - песенку.
    Хозяйка:  Небылицы в лицах
                     Сидят в теремах - в светлицах,
                     Щелкают орешки
                     Да творят насмешки,
                     Ни короткие, ни длинные,
                     А такие, что в самый раз,
                     Как от меня до вас.
                     Дети исполняют небылицы под музыку.

                          Небылицы.
    1. Чепуха, чепуха,
       Это просто враки!
       Куры съели петуха, -
       Говорят собаки.
    2. Между небом и землей
       Поросенок рылся
       И нечаянно хвостом
       К небу прицепился.
    3. Сидит ежик на березе -
       Новая рубашечка,
       На головке сапожок,
       На ноге фуражечка.
    4. На горе стоит телега,
       Слезы капают с дуги.
       Под горой стоит корова,
       Надевает сапоги.
    5. Разрешите поплясать,

        Разрешите топнуть

        Неужели в этом доме половицы лопнут.

     
    Хором: Здорово, здорово, у ворот Егорова,

    А у наших, у ворот, все идет наоборот.

     6. А наш дедушка Иван,

        Посадил кота в карман

        Котик плачет и рыдает,

        Громко дедушку ругает.
    7. Как на Катин день рожденья,

       Принесла бидон с вареньем,

       Так наелись, я и ты –

        Разболелись животы.


    Хором: Чепуха, чепуха, чистая чепуха

                  Чики - чики – а – ха – ха, в самом деле чепуха.

     
    (Из-за печи выходит Домовой)
    Домовой: Веселитесь, а про меня-то забыли? Я - Домовой, живу за печкой, слежу за порядком в доме: чтобы печка не дымилась, чтобы тесто не убежало, чтоб скотина не захворала. Очень люблю, когда вещи лежат на своих местах.


    А сейчас для вас, ребятки,
    Загадаю я загадки.
    Знаю, знаю наперед -
    Вы смекалистый народ.
    (Дети отгадывают загадки и находят в горнице предметы.)
    Загадки.


    • Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).
    • Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали (скатерть).
    • Бычок рогат, в руках зажат еду хватает, а сам голодает (ухват).

     Ухват — устройство для передвигания горшков и чугунов в печи.

    • Гибкий лес на плечи залез (коромысло).
    • Сяду на конь и поеду в огонь (горшок на ухвате).
    • Кривой конь лезет в огонь (кочерга).
    • Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).

         Исстари русский народ считался хлебосольным. Самыми ценными продуктами для простого человека всегда были хлеб и соль.

     И обед нам не обед,
    Если к супу хлеба нет.
    И не та на вкус картошка,
    Если хлеба нет ни крошки.
    Даже каша с хлебом краше,
    Хлеб – кормилец, пища наша.
    Чем же ели на Руси?
    Всех кормлю с хотою,
    А сама безротая. (
    Ложка)

    Заготовки для деревянных ложек называли “баклушами”, отсюда и выражение “бить баклуши”. Так как разбивать полено на баклуши считалось работой очень простой. После каждого зачерпывания ложку облизывали и клали на стол, лишь прожевав пищу, снова брали ложку со стола. Если кто-то плохо себя вел за столом, его наказывали, ударив ложкой по лбу.

    • Пляшу по горнице,
             С работою моей,
             Чем больше верчусь,
             Тем больше толстею.
    (Веретено)

       Будний день начинался с работы.

    Раньше все предметы каждодневной необходимости изготавливали своими руками. Девочек уже с 5 лет начинали приучать к домашним работам, в этом возрасте девочка выпрядала свою первую нить. Это событие было очень важным. Мать прятала первую нить. А когда девушка выходила замуж мать опоясывала дочь по всему телу этой нитью. Эта нить считалась сильным оберегом. Веретено – это элемент прялки – “вертящаяся палочка”.

    •То назад, то вперед,
            Ходит-бродит пароход.
            Остановишь — горе:
            Продырявит море. (Утюг.)

              Из нитей ткали полотно. Людям был необходим утюг. Раньше утюг представлял собой “жаровню”. Это был угольный утюг. Внутрь закладывали горящие угли и начинали гладить.

    Еще был способ – сухое белье наматывали на ровную палку и начинали катать по столу толстой прямоугольной с рукоятью палкой. На палке были поперечные рубцы. Назывался такой “утюг” рубель.


    Хозяин: А вы, ребятушки, что ж призадумались? Призадумались, закручинились. Вижу, вижу, что вам поиграть захотелось. Для вас у меня есть игра-забава.
    Игра- забава 
         Мальчики:
     Мы работали, устали,

                              Только в праздник отдыхали –

                              Рубахи красны надевали,

                              Поясом их подвязали.

                              Эй, подружки, выходите,

                              На нас, нарядных, поглядите!


         
    Девочки:  А мы тоже наряжались,

                              В хороводы собирались –

                              Губки красили морковкой,

                              Угольком чертили бровки,

                              Щеки пудрили мукою

                              И румянили свеклою.

                              Нас гулять ребята звали –

                              Сарафаны надевали,

                              Ленты в косы заплетали,

                              Лапти быстро надевали и скорей к парням бежали

    Посмотрите русскую народную игру “Просо”.

    (Две группы детей встают друг против друга. Сначала идёт одна группа к другой, затем они отступают, а вторая идёт за ними, поют каждую строчку два раза)

    - А мы просо сеяли, сеяли.

    - А мы просо вытопчем, вытопчем.

    - А чем же вам вытоптать, вытоптать?

    - А мы коней выпустим, выпустим.

    -А мы коней в плен возьмём, в плен возьмём.

    - А мы коней выкупим, выкупим.

    - А чем же вам выкупить, выкупить?

    - А мы дадим сто рублей, сто рублей.

    - Нам не надо тысячи, тысячи.

    - А чего ж вам надобно, надобно?

    - А нам надо девочку, девочку.

    - А как её имечко, имечко?

    - Её имя Леночка, Леночка. (Названный ребёнок переходит в другую группу)

    - В нашем полку убыло, убыло.

    - В нашем полку прибыло, прибыло.

    Хозяйка: Дальше бой скороговорок разрешите нам начать. Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.
    Гость: Ну что ж, говори свою скороговорку. Нам ее повторить, что комара словить.
    Хозяйка: Слушайте, запоминайте, да складно быстро повторяйте.


    Скороговорки.
    • У осы не усы, не усищи, а усики.
    • Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.
    • Щетина у чушки, чешуя у щучки.
    • От топота копыт, пыль по полю летит.
    • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
    • Прокоп, украл укроп.
    • Встал Архип, петух охрип.
    • Носит Сеня в сени сено.
    • На дворе трава, на траве дрова.
    Хозяин: И для этих гостей (показывает в зал), званых да почетных, я приготовил скороговорки. Ну-ка, кто из вас скороговорки говорить горазд? Туесок мой открывайте, скороговорки вынимайте.

    Прочитайте-ка скорей, да скажите веселей.
    (Зрители участвуют в конкурсе скороговорок)
    Хозяин: Ай да молодцы! Славно, славно у вас получается!


    Хозяйка: Как известно всем, подружки - мастерицы петь частушки.

                     И вы, парни не зевайте и девчатам помогайте..

                    (По очереди исполняют частушки, кто кого перепоет)
    Девочка: Станем девицы рядком
                     Да частушки пропоем.

    Мальчик: Да и мы пожалуй встанем
                      От подружек не отстанем. (Встают друг против друга)
    Все поют: Пропоем мы вам частушки
                      Замечательны таки
                      Что пойдут плясать старушки
                      Затанцуют старики.
                      Звучит музыка – частушки.
    Мальчик: Девочки – беляночки
                      Где вы набелились
    Девочки:  Мы вчера коров доили
                      Молоком умылись.
    Мальчики:  Чтобы печка разгорелась
                         Надо жару поддавать.
                         Чтоб частушка лучше пелась
                          Надо пляской помогать.
    Девочки: Ой, пол провались
                     Потолок обвались
                     На доске остануся
                     С частушкой не растануся.
    Мальчики: Вы послушайте девчата
                         Нескладушки будем петь
                         На дубу свинья пасется
                         В бане парится медведь.
    Мальчик: На горе стоит телега,
                      Слезы падают о дуги
                      Под горой стоит корова
                      Надевает сапоги.
    Девочка: Уж топну ногой
                     Да притопну другой
                     Выходи ко мне Маркуша
                     Попляши со мной
    (Выходят девчонки после частушки)
    Мальчик: Ставлю ногу на носок,
                      А потом на пятку.
                      Стану русского плясать,
                      А потом в присядку.
    (Мальчик стает на колено, девочка вокруг него, все хлопают).
    Звучит музыка, дети пляшут.
    Мальчики: Если б не было воды, не было б и кружки,
                         Если б не было девчат, кто бы пел частушки.

    Девчата: Ой,  довольно мы напелись,
                    Дайте смену новую,
                    Вот спасибо гармонисту,
                    За игру веселую.
    Гость: Эх, возьмем в руки балалайку,

                 Да потешим хозяина с хозяйкой!

                 Эй, Тимоха, эй Иван, Николай, Демьян

                 Сядем, братцы – то рядком,

                 Да песни пропоем!
    Песня «Ах, утушка моя луговая»


    Хозяйка:
    Вы пропели нам песни,
    И скажу вам от души
    Хороши песни ваши,
    И вы тоже хороши.
    Хозяин: Ну, а теперь, красны девицы, да добры молодцы, наряжайтесь, да на танцы отправляйтесь.
    Хозяйка:
    Много танцев нам известно
    Мы их любим танцевать,
    А на этих посиделках
    Хотели б “Баярев”мы сплясать.
    Дети исполняют танец “Бояре” 

    Хозяин: Играми да плясками сыт не будешь.

                   Напелись, наплясались, чай проголодались?

                   Славится наш народ гостеприимством да угощением знатным.
    Хозяин: Мы вас к чаю приглашаем.
    Ведущий: Не красна изба углами, а красна пирогами.
    Хозяин: Все, что есть в печи - все на стол мечи!
    Хозяйка: Я иду, иду, иду, самовар в руках несу, прибауточку пою.
                     Вот чай, чай, чай...Гость хозяюшку встречай! Прибауткой отвечай!

     
    1. гость: Чай пить - приятно жить.

    2. гость: Попьешь чайку - позабудешь про тоску!
    3. гость: Чай не пьешь - какая сила? Чай попил - совсем ослаб!
    4. гость: От чая лиха не бывает.

    1. гость: Чай пить – не дрова рубить.

    2. гость: За чаем не скучаешь – по три чашки выпиваешь.

    3. гость: Чай не пить – на свете не жить.

    4. гость: Самовар кипит – уходить не велит.

    1. гость: Где есть чай, там и под елью рай.

    2. гость: Самовар, что море Соловецкое, пьют из него за здоровье    молодецкое.

    3. гость: Чай пьёшь – до ста лет проживёшь.

    4. гость: Пей чай – удовольствие получай.

    Хозяйка: Как Марфуша для Петра наварила, напекла, 92 блина, 53 пирога. Вот сколько пирогов!
    Хватит на всех едоков!

    Хозяин: Хозяюшку нашу потешьте,
    Блинков, пирогов поешьте.
    1 гость: Мы люди не гордые -
                  Нету хлеба - подавай пироги!
    2 гость: Лакомый кусок - скорее в роток.
    3 гость: Эх, с маслом да со сметаной и хозяюшкин лапоть съешь!
    Хозяин:
    “С чая лиха не бывает!” -
     Так в народе говорят.
     Чай - здоровье, всякий знает,
     Пей хоть пять часов подряд.


    Хозяин и хозяйка:
    Тары-бары, растабары!
    Выпьем чай из самовара,
    С шаньгами, ватрушками,
    И с блинами вкусными.
    Приятного аппетита!

    (Все пьют чай, угощаются пирогами, блинами, бубликами)

    Гость: Посидели, повеселились, пора и честь знать. Хозяину с хозяйкой пора отдыхать.
    Гость: Спасибо, хозяин с хозяюшкой
    Гость: Пироги у вас хорошие, сердца ваши приветливые.
    Гость: Спасибо этому дому, пойдем к другому.
    Хозяин: И вам спасибо, гости дорогие! Скатертью дорожка!


    Песня «Все мы песни перепели»  
    Ведущий: Вот и шуткам, прибауткам конец,

                      А кто здесь был, да нас слушал – молодец!

    Муниципальное образовательное учреждение

    Устанская средняя общеобразовательная школа

    Уренского муниципального района Нижегородской области

    «Посиделки в русской горнице»

    (внеклассное мероприятие)

    Составила: учитель начальных классов

                       Харчева Вера Викторовна

                                                           п. Уста 2009

    .

    Цели :

    1.Расширить кругозор детей об истории и народных традициях, познакомить с предметами быта старины, нацелить на воссоздание культурных ценностей русского народа.

    2.Воспитывать чувство любви и гордости к Родине,

    3.Продолжать работу по сплочению коллектива родителей и детей, совершенствовать коммуникативные качества, творческие способности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семейные посиделки «Листая семейный альбом» ( внеклассное мероприятие для 3 класса)

    Целью семейных посиделок является: развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и гимназии; воспитание чувства любви и уважения к старшим, своим родителям, гордости за свою семью; сплоче...

    Внеклассное мероприятие "Русские народные посиделки"

    Внеклассное мероприятие  развитвает интерес к быту, культуре, традициям русского народа....

    Открытое внеклассное мероприятие (4 класс).«Русские посиделки. Покров – батюшка».

    Открытое внеклассное мероприятие (4 класс).«Русские посиделки. Покров – батюшка».  (Звучит музыка)Серёжа за кулисами.     Умом  Россию не  понять,Аршином  ...

    Устное творчество русского народа. (внеклассное мероприятие)

    Цель:закрепить понятие об устном народном творчестве,поговорить о жанрах:пословица,поговорка,скороговорка,загадка,потешка,считалка,сказка,песня...Прививать любовь к родному краю,Отечеству,знакомить де...

    Внеклассное мероприятие "В горнице у самовара" для 2 класса

    Дети познакомятся с историей русского самовара, с традициями   русского народа.  Воспитание уважения и любви к русским традициям. ...

    Сценарий к внеклассному мероприятию "В горнице у самовара" для 2 класса

    дети познакомятся с историей русского самовара, с традициями   русского народа.  Воспитание уважения и любви к русским традициям. ...

    Внеклассное мероприятие "Посиделки в русской горнице"

    Внеклассное мероприятие "Посиделки в русской горнице" - это итоговый проект курса внеурочной деятельности "Как у наших у ворот". Мероприятие приобщает детей к системе социокультурн...