Устное творчество русского народа. (внеклассное мероприятие)
материал по теме

Цель:закрепить понятие об устном народном творчестве,поговорить о жанрах:пословица,поговорка,скороговорка,загадка,потешка,считалка,сказка,песня...

Прививать любовь к родному краю,Отечеству,знакомить детей с русской культурой, воспитывать у детей дружеские отношения к людям разных национальностей,чувство гордости за свою страну,за свой народ.

 

Оформление:иллюстрации народных сказок,предметы обихода в стиле Хохломы,Гжели,Городецкой и Дымковской росписи,рисунки и аппликации,записи народных песен,русские народные костюмы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_folklor_2.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

                                Устное  творчество русского народа.

                                        (внеклассное мероприятие)

Цель:закрепить понятие об устном народном творчестве,поговорить о жанрах:пословица,поговорка,скороговорка,загадка,потешка,считалка,сказка,песня...

Прививать любовь к родному краю,Отечеству,знакомить детей с русской культурой, воспитывать у детей дружеские отношения к людям разных национальностей,чувство гордости за свою страну,за свой народ.

Оформление:иллюстрации народных сказок,предметы обихода в стиле Хохломы,Гжели,Городецкой и Дымковской росписи,рисунки и аппликации,записи народных песен,русские народные костюмы.

                                        ХОД  ПРАЗДНИКА.

1.Орг. момент.

   Сегодня у нас необычный урок.

   На нём проведём мы работы итог:

   О жанрах устного народного творчества поговорим

   И что-то новое определим.

Учитель:

Мы не раз на уроках говорили с вами о России, о русских людях, о трудолюбии русского человека. На Руси так повелось, каждый человек владел множеством ремёсел:строил дома,мастерил мебель,вырезал деревянную посуду,плёл лапти,изготавливал орудия труда. Женщины пряли,вязали,шили,украшали одежду.

Были среди них и настоящие умельцы. Их творения стали искусством. И сейчас мы гордимся мастерами из Гжели, Сергиева посада (игрушки и матрёшки),Жостова (подносы), Федоскино (расписные шкатулки),Павловского Посада  (нарядные платки) и другими.

Во время рассказа учителя дети показывают на доске иллюстрации народных промыслов.

"Мастер на все руки " -говорили про таких людей.

Умели русские люди и отдыхать. Делали они это весело, с озорством, с шутками, песнями и хороводами.Такие вечера назывались ПОСИДЕЛКАМИ.

Хотите принять участие в таких посиделках? Примеряйте костюмы, да садитесь поудобнее.

Пока дети одеваются, учитель читает стихотворение.

Во саду ли в огороде

Девица гуляла,

Во саду ли в огороде

Цветочки поливала.

Один цветочек сорвала

И к нам в класс принесла.

А цветочек не простой,

В нём каждый лепесток расписной.

На доске появляется цветик-семицветик с перевёрнутыми лепестками,в середине надпись:

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР.

Учитель:

Чем отличается фольклор от литературы?

1.У фольклора нет автора.

2.Фольклорные произведения передавались из поколения в поколение из уст в уста.

3.Фольклор несёт всебе весь опыт жизни русского народа.

ДАВАЙТЕ ОТКРОЕМ ПЕРВЫЙ ЛЕПЕСТОК: ПОСЛОВИЦЫ  И  ПОГОВОРКИ.

Русский народ к каждому слову и присловию сочинял пословицы и поговорки.

"Пословица к слову молвится, пословица-всем делам помощница"

Учитель:

Чем отличается пословица от поговорки?

-Поговорка-это мудрое высказывание.

-Пословица-это мудрое высказывание, в котором обязательно есть вывод.

Мы с вами знаем много пословиц и поговорок. Давайте попробуем их вспомнить.

УЧИТЕЛЬ НАЗЫВАЕТ ПЕРВУЮ ПОЛОВИНУ ПОСЛОВИЦЫ, А ДЕТИ - ВТОРУЮ.

1.Одна голова хорошо,------------------а две лучше.

2.Терпенье и труд    ------------------всё перетрут.

3.Хлеб-               ------------------всему голова.

4.Не красна изба углами,---------------а красна пирогами.

5.Без труда не вытащишь----------------и рыбку из пруда.

6.Вся семья вместе,   -----------------так и душа на месте.

7.Семь раз отмерь,    -----------------а один отрежь.

ДАВАЙТЕ ОТКРОЕМ ВТОРОЙ ЛЕПЕСТОК:СКОРОГОВОРКИ.

Для чего нужны скороговорки?

Чтобы научиться выговаривать все зуки правильно, говороить внятно и понятно.

Дети из корзиночки достают скороговрки и стараются их быстро прочитать.

1.Летят три пичужки через три пустых избушки.

2.Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель.

3.Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.

4.Несёт сеня сено в сени,спать на сене будет Сеня.

ДАВЙТЕ ОТКРОЕМ ТРЕТИЙ ЛЕПЕСТОК:ЗАГАДКИ.

Чтобы испытать сообразительность человека,загадывали загадки.

Давайте и мы покажем свою сообразительность,отгадаем несколько загадок.

1.Сестра к брату идёт, а он от неё прячется.(день и ночь)

2.Без рук,без ног,под окном стучит,в избу просится.(ветер)

3.Хвост с узорами,сапоги со шпорами,

  ночью распевает-время считает.    (петух)

4.Катится по голубому блюдечку золотое яблочко.(небо и солнце)                

5.Что мягче всего на свете?(руки)

6.То толстеет,то худеет,громко-громко голосит.(гармонь)

7.Зелена,а не луг,

  белена,а не снег,

  кудрява,а не человек.(берёза)      

Берёза-это символ России.Строили новый дом и сажали рядом с домом берёзу. Берёза лечила,парила, украшала жизнь человека.Под берёзой назначали свидания, вокруг берёзы водили хороводы и пели песни.

ОТКРОЕМ ЧЕТВЁРТЫЙ ЛЕПЕСТОК:РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ.

В старину наших бабушек и дедушек,прабабушек и прадедушек собирался народ после трудового дня за околицу,чтобы отдохнуть после трудового дня от забот,песни попеть, хороводы поводить.

Давайте и мы встанем в хоровод,споём одну из русских народных песен.

ДЕТИ ВСТАЮТ В ХОРОВОД И ПОЮТ ПЕСНЮ:"ВО ПОЛЕ БЕРЁЗА СТОЯЛА".

1.Во  поле берёза стояла,

  Во поле кудрявая стояла.

  Люли,люли стояла,

  Люли,люли стояла.

2.Не кому берёзу заломати,

  Не кому кудряву заломати.

  Люли,люли заломати,

  Люли,люли заломати.

3.Я пойду,пойду погуляю,

  Белую берёзу заломаю.

  Люли,люли заломаю,

  Люли,люли заломаю.

4.Срежу я с берёзы три пруточка,

  Сделаю из них я три гудочка.

  Люли,люли три гудочка,

  Люли, люли три гудочка.

5.Во поле берёза стояла,

  Во поле кудрявая стояла.

  Люли,люли стояла,

  Люли,люли стояла.

ПОРА ОТКРЫТЬ ПЯТЫЙ ЛЕПЕСТОК:ПОТЕШКИ.

Что такое потешки?

-Это песенка или стишок для игр с маленькими детьми.

-А ещё потешки высмеивали недостатки взрослых:жадность,лень,глупость,скупость,болтливость...

Чтобы потешки действительно были смешными,надо их читать интересно,с выражением.

Давайте попробуем это сделать.

1.Водичка,водичка умой моё личико,

  Чтобы щечки краснели,

  Чтоб смеялся роток,

  Чтоб кусался зубок.

2."Пальчик-пальчик,где ты был?"

  "С этим братцем в лес ходил,

  С этим братцем щи варил,

  С этим братцем кашу ел,

  С этим братцем песни пел."

3.Из-за леса,из-за гор едет дедушка Егор,

  Сам на лошадке,жена на коровке,

  Дети на телятках,внуки на ягнятках.

4.Сынок, сходи на речку за водицей.

- Брюхо болит.

  Сынок, иди кашу есть.

- Ну,раз мать велит,надо идти.

5.Раздень меня, уложи меня,

  Закрой меня,переверни меня,

  А усну я сам.

А лепесток-то наш открыт не до конца.

ЧТО ЖЕ СКРЫВАЕТ ШЕСТОЙ ЛЕПЕСТОК:СКАЗКА.

Красна песня ладом,а сказка складом.

Русский народ издавна слагал сказки и особенно предпочитал сказки о животных и о взаимоотношениях животного и человека.Сейчас мы с вами вспомним названия некоторых русских народных сказок.

1.Железные зубы, костяная нога,

  Все люди знают-это Баба...(Яга)

2.Уплетая калачи, ехал Ваня на печи.

  Прокатился по деревне и женился на царевне.    (Емеля)

3.У Алёнушки сестрицы

  Унесли братишку птицы.

  Высоко они летят,

  Далеко они глядят.           (Гуси-лебеди)

4.Эта скатерть знаменита

  Тем,что кормит всех досыта,

  Что сама собой она

  Вкусных кушаний полна.     (Скатерть-самобранка)

5.Сладких яблок аромат

  Заманил ту птицу в сад.

  Перья светятся огнём,

  И светло в ночи,как днём.   (Жар-птица)

6.Ждали маму с молоком,

  А пустили волка в дом.

  Кем же были эти

  Маленькие дети?          (Семеро козлят)

7.Кто-то за кого-то

  Ухватился цепко:

 -Ох,никак не вытянуть,

 -Ох,засела крепко!

  Но уже помощники скоро прибегут,

  Победит упрямицу дружный общий труд.  (Репка)

Вот остался и последний лепесток.

Давайте откроем его:ЧАСТУШКА.

Частушка-часть богатейшего наследия русского народного поэтического творчества.

Сочинять частушки могут все.Ни один праздник не обходится без русской пляски и задорной частушки.Послушайте и наши частушки.

1.Широка душа народа,

  Где бы ни было в глуши,

  В руки брали просто ложки

  И играли от души.

2.Тара-ра,тара-ра,

  Идут девки со двора,

  Песни петь и плясать,

  Всех вокруг забавлять.

3.Ой,топни нога,

  Не жалей сапога.

  Тятька новые сошьёт

  Или эти подошьёт.

4.Ставлю ногу на носок,

  А потом на пятку,

  Стану русскую плясать,

  А потом в присядку.

5.Есть таланты на Руси,

  Говорю уверенно!

  Раз народ ещё поёт,

  Знать не всё потеряно

6.Все замолкли инструменты,

  И тогда со всех сторон

  Раздались апплодисменты,

  Выходите на поклон.

Вот и закончился наш праздник.Я надеюсь,что русский фольклор обогатит вашу речь,сделает вашу жизнь весёлой и интересной.

А теперь я приглашаю вас на чаепитие.(На столе чай, баранки, пряники.)

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Посиделки в русской горнице» (внеклассное мероприятие)

Деревенская изба с русской печкой, сундуками, столами, лавками и домашней утварью. На полу домотканые половики. В горнице находятся хозяин с хозяйкой. Цели :1.Расширить кругозор детей об истории ...

Внеклассное мероприятие. Праздник "Русская народная песня -душа народа".

Праздник "Русская народная песня -душа народа" был подготовлен и проведен с учащимися 2 класса....

Внеклассное мероприяти Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»

Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»  проводится с целью -  познакомить детей с обычаями и  традициями татарского народа; продолжать прививать детям чувство...

Внеклассное мероприятие "Народные промыслы - творческий труд народов России. В гостях у русских умельцев".

Внеклассное мероприятие посвящено народным промыслам - Дымковской, Филимоновской, Каргапольской игрушкам. Проходит в форме презентации предметов декоративно-прикладного искусства. При подготовке к вне...

Внеклассное мероприятие «Традиции и обычаи русского народа»

Занятие направлено на повышение заинтересованности учащихся к изучению традиций и обычаев русского народа, на расширение  исторических знаний и кругозора, развитие творческой активности,восп...