Классные мероприятия"Птичьи разговоры"; "Забытые игры", "Навстречу Пушкинскому юбилею"; "памятные места Белгородчины"; День варенья"
план-конспект занятия (1 класс) по теме

Интересные и увлекательные игры, заочные экскурсии, конкурсы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnaya_rabota2.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема.   Познавательная игра «Птичьи разговоры»

Цели.

  1. Организовать деятельность учащихся по расширению кругозора детей о жизни и особенностях птиц.
  2. Сформировать ответственное отношение к живой природе.
  3. Воспитание и развитие навыка культурного поведения в природе.

Оборудование: иллюстрации с изображением птиц, грамзапись «Голоса птиц»

Ход урока

I Оргмомент

II Вступительное слово учителя.

- Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся с вами в гости к нашим пернатым друзьям – птицам. И неважно, что одни  из них живут в лесу, другие  –в поле, а третьи – на болоте или в горах. Не беда, что одни из них оседлые, а другие улетают в теплые края. Наша с вами задача узнать как можно больше о птицах. Но, а самое главное научиться жить правильно, а это значит во взаимодействии со всей окружающей природой, в том числе и с птицами. На этом уроке мы будем с вами, и играть, и познавать новое.

Вы когда-нибудь задумывались, а почему птиц назвали именно так, а не по-другому. Первая часть нашего занятия узнать, за что же птицы получили свои названия.

(На доске вывешены иллюстрации и изображением птиц).

  1. Кукушка – интересная птичка. Что вы знаете об этой птице? А почему ее именно так называют? Конечно, за то что она кукует, кричит «Ку-ку! Ку – ку!». Кукушка сама подсказала людям, как ее назвать. И это услышали не только русские. Во многих странах название «кукушка» звучит очень похоже на русское. Чехи называют «кукачка», болгары – «кукувица», немцы – «кукук», французы – «куку», испанцы – «куко», итальянцы – «кукуко». Очень хорошо видно, все люди назвали по крику.

По крику назвали и других птиц: синиц, чибисов.

  1. Внешний вид птицы (цвет, форма клюва, хвост) тоже может стать важным признаком в названии.

Рябчик – весь пестрый, все в серых, черных, рыжих рябинках.

Зеленушка – вся зеленая, с серым оттенком на спине и желтизной по бокам.

Клест – произошло от старого русского слова клестить, что значит «сжимать», сдавливать. А клюв этой птицы загнут крест-накрест

  1. Некоторые птицы получили название в соответствии с тем, чем они питаются.

Мухоловка – питается мухами.

У нас в России есть птицы: кедровка, ореховка и т.д.

  1. Есть птицы, получившие название за свое поведение.

Трясогузка – постоянно трясет хвостом (гузка). По поведению называют таких птиц: вертишейка, вертиголовка, крутиголовка.

  1. Многие птицы получили название от места жительства

Камышовка – всю жизнь проводит в камышах.

Ласточка – береговышка – не умеет лепить гнезда, как их сестра ласточка, но зато роют норки-гнезда на высоком берегу реки.

  1. Важным для выбора птичьего имени может оказаться не только место, но и время.

Снегирь -  прилетает к нам вместе со снегом и живет всю зиму, а весной отправляется на север.

Зяблик – он не боится холодов, прилетает к нам ранней весной, когда еще в полях лежит снег и улетает поздней осенью в холодное «зяблое» (сырое, идет снег с дождем) время.

Вывод: Как видите, название птиц появились не случайно. Люди обращали внимание на какой-нибудь признак и по этому признаку давали название.

III Познавательная игра «Птичьи разговоры»

  1. Игра «Ну-ка прочитай»

(Детям раздаются карточки с буквами. Чтобы прочитать название птиц, надо в каждой строчке подчеркнуть одинаковые буквы.)

П О В Т И О К Щ Ь Т К Ь У В Х А  (пищуха)

Г К О Б А Щ Б Н Л К У О П А Щ Ы Ш  (глупыш)

Т К И П Л О С И У П О Х С А Т Р Ь (глухарь)

  1. Отгадывание загадок

Серенькая птичка

Птичка – невеличка.

Шеей вертишь ты всегда,

Разве в этом есть нужда  (вертишейка)

Трещала с самого утра:

Пор-ра! Пор-ра!

А что пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит ….  (сорока)

Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг,

А деревьям друг.    (дятел)

Не ворона, не синица,

Как зовется эта птица?

Примостилась на суку –

Раздалось в лесу «Ку – ку»  (кукушка)

Вместе с тучей золотистой

Просыпается горнист.

Голосисто-голосисто

Заливается горнист

«На лугу трава не смята!

Солнце смотрится в реку

На зарядку-ка, ребята!

На зарядку-ка «ре-ку»    (петух)

Это старый наш знакомый

Он живет на крыше дома.

Длинноногий, безголосый

Он летает на охоту

За лягушками к болоту    (аист)

IV Экологический опрос.

  1. Почему, особенно весной и в начале лета, нельзя шуметь в лесу, включать магнитофон?
  2. Вы увидели гнездо птицы. Как сохранить его?
  3. Вылетевших из гнезда птенцов называют слетками. Почему нельзя уносить их домой?
  4. Какая охота разрешается в лесу в любое время года?
  5. У птенцов рот ярко-красный или оранжевый. Почему?

V Экологическая справка

  1. Большая синица уничтожает в день примерно 120 гусениц кольчатого шелкопряда, равных по массе 34 кг. Синица съедает за сутки столько насекомых, сколько сама весит сама.
  2. Сова уничтожает за год 1000 полевых мышей.
  3. Кукушка съедает в день в среднем до 40 гусениц, 5 личинок майского жука, до 50 личинок щелкунов и чернолетов.
  4. Мухоловка-пеструшка – совсем маленькая птичка съедает за день до 300 мух и комаров

Тема.  «Путешествие по  памятным  местам Белгородчины»

Цели:

  1. Привитие любви к родному краю.
  2. Расширение знаний об историческом прошлом нашего края.
  3. Ознакомление детей со знатными земляками.
  4. Расширение кругозора о природных уголках Белгородчины.

Оборудование: фотокнига «Святое Белогорье», карта белгородской области, книги о Белгороде и области, буклеты с иллюстрациями исторических мест Белогорья  

План урока

I Оргмомент.

II Вступительное слово учителя.

- Послушайте замечательные стихи Павла Ивановича Савина и вы сразу поймете о чем пойдет сегодня речь на классном часе.

Уже в нескончаемой сини

За речкой деревня видна…

Их столько в просторах России,

А родина – только одна!

И сердце как будто навылет

Пронижет тугая волна:

Вот здесь начинались впервые

И жизнь, и весна, и любовь.

Плутает за вербами детство,

Где каждая тропка таит

И первые вздохи, и песни,

И лучшие годы мои.

Сойду у родного причала,

И тихо прошепчет вода,

Что нет ни конца, ни начала

Заботам, любви и годам…

- Мы отправимся с вами в путешествие по памятным и красивым местам Белгородчины. А начнем свое путешествие с истории возникновения нашего края.

1. Древняя оборонительная линия

История нашего края своими корнями уходит в глубину веков. Белгородчина – исстари русская земля. Еще во второй половине первого тысячелетия по берегам рек Ворсклы, Донца, Сейма и Песла в южной лесостепи, богатой земельными и лесными угодьями, расселилось и обжилось одно из восточнославянских племен – северяне.

Летопись донесла до нас немало описаний боев русских воинов. Тяжелый отпечаток наложило на переяславскую землю долгое монголо-татарское иго. Чужеземные вражеские нашествия, следовавшие один за другим, опустошили здешние края, надолго задержали их развитие. Чтобы защитить Русское государство от вторжений на южном рубеже построили сплошную укрепленную линию. Белгород занял на этой черте центральное место. Строилась оборонительная черта, строились города-крепости.

Неподалеку от пересечения Изюмской и Калмиуской сакле, вблизи заросших диких яблонь и груш построен в 1637 году город-крепость Яблонов (село Яблоново в Корочанском районе). На притоке Тихой Сосны, речке Усердец построен еще один город-крепость Усерд (сегодня на его месте – село Стрелецкое в Красногвардейском районе). В 1638 году основан еще один город Белгородской черты – Короча, называвшаяся Красным городом. 17 мая 1640 года начата закладка города-крепости Хотмыжск. Срублен он был за 43 дня и стал одним из самых надежных крепостей Белгородской оборонительной черты. Чтобы получше охранять южный рубеж были построены и другие города-крепости: г. Карпов (ныне Томаровка), у речки Везелки город-крепость Болховец, на левом берегу Оскола сооружен г. Царев-Алексеев. Через 8 лет он получит название – Новый Оскол. Верхнесосенск в 1779 г. утратил ранг города (нынчк это село Верхнесосна, что в Красногвардейском районе).

2. Страшные года XX века

Эта земля не знала покоя и в XX веке. Век этот оказался кровопролитным. С 1941 – 1945 г.г. вся русская земля была охвачена огнем.

Это поле победы суровой

Для потомков по праву равно.

Полю грозному Куликову,

Ратным доблестям Бородино.

И. Чернухин

12 июля 1943 года Ставка Верховного главнокомандования решила ввести в сражение крупные танковые резервы. На Прохоровском  поле под Белгородом развернулось небывалое в истории войны танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало около 1200 бронированных машин.

50 дней непрерывно шла упорная и кровопролитная борьба. В тяжелых боях враг был измотан и обескровлен. Битва на Курской дуге стала важнейшим этапом на пути к полной победе в Великой Отечественной войне.

3 мая 1995 года. Этот день войдет в летопись легендарного поселка Прохоровка, в историю Белгородчины и всей России. На месте крупнейшего танкового сражения сломившего броневой хребет немецко-фашистских войск и повернувших вспять  жесточайшую из войн, были открыты и освещены Святейшим Патриархом Алексием II величайшие символы народной памяти – храмы святых апостолов Петра и Павла и памятник победы на Прохоровском поле.

Жива святая Русь, жива Россия…

Горят ее, сияют купола.

От моря и до моря с новой силой

Звенят, звенят ее колокола…

И. Чернухин

3. Святые места Белгородчины 

Земля Белгородская славится церквями и храмами.

Каменская Рождественская церковь, построенная в селе Лесное Уколово в 1830 году – краса и гордость не только Уколово, но и всего Белогорья. Этот храм в трудные времена служил поддержкой и опорой простым русским людям, вселяя в них веру в истинно светлое будущее.

В селе Ракитном стоит Никольский храм. Настоятелем этого храма был архимандрит Серафим (в миру Тяпочкин) – известный старец – духовник земли Белгородской.

В 1620 году на тревожном рубеже Московского государства, под сенью дремучего леса, неподалеку от впадения речки Холок в Оскол, бесстрашный инок Генасий «со товарищами» основал мужской монастырь. Начальным обиталищем для монахов послужили неглубокие естественные пещеры в лесу. Затем монахи стали рыть ходы и проникать в меловую гору – один из мощных холмов над речными берегами жестовых гор. В 1637 г. на соседнем меловом холме был построен жестов острожек. В подземном монастыре прямо на стенах были писаны иконы. Спустя три столетия белгородцы отреставрировали и восстановили подземный храм.

4. Знаменитые люди Белогорья.

Город и область богата и выдающимися людьми.

Раевский В. Ф. – декабрист, поэт и публицист. Родился 28 марта (8 апреля) в с. Хворостянка  Старооскольского уезда (ныне Губкинский район) в дворянской семье. Образование получил в Московском университетском пансионате и во 2-м кадетском корпусе в Петербурге. Раевский принял участие в Отечественной войне 1812 года. Доблесть, проявленная им 26 августа под Бородино, была отмечена золотой шпагой  с надписью «За храбрость».

Раевский был другом великого поэта А. С. Пушкина. Из – за революционной ситуации среди солдат и юнкеров был сослан в Сибирь, где 8 (20) июля 1872 г умер  и был похоронен в г. Омске Иркутской области.

На родине «первого декабриста» в 1972 году на доме в котором В. Ф. Раевский не раз бывал у своего двоюродного брата установлена мемориальная доска. А в г. Губкине одна из улиц носит имя декабриста.

В ряду имен, которыми гордится белгородская земля, имя Щепкина – одно из самых почитаемых и любимых.

Михаил Семенович Щепкин – русский актер, основоположник реализма в сценическом искусстве. Родился 6 (17) ноября 1788 г. в с. Красном Курской губернии (ныне это Яковлевский район) в семье крепостного, управляющего селением графа Волькенштейна. В Красном прошло его детство, в Белгороде он обучался истории и основам латинского языка.

58 лет Щепкин отдал сцене. К. С. Станиславский называл Щепкина гордостью национального искусства. Умер Щепкин в 1863 году в городе Ялте.

В 1988 году – в год 200- летия со дня рождения М. С. Щепкина в Белгороде открыт памятник великому актеру – мемориальный музей.

5. Удивительные заповедные места

Белгородчина красива и неповторима своей растительностью. Пятна древней целиной степи в ее первобытном состоянии сохранились лишь в очень немногих местах. Примером целиной разнотравно-луговой степи, сохранившиеся на территории области как живой музей природы, является Ямская степь, расположенная в Губкинском районе. Площадь Ямской степи – 463 гектара. В этом замечательном заповеднике насчитывают 5 видов очень редких ковылей, десятки реликтовых растений, почти  600 видов растений произрастает, исследованием которых занимаются ученые.

Уникальное удивительное место Белогорья – Бекарюковский бор. Мел – тот же камень, но на нем, кажется, ничего не растет. А здесь в Бекарюковском бору, неподалеку от Белгорода на чистейшем, ослепительно белом мелу высятся роскошные сосны, устремив в небо ярко-зеленые верхушки. Многим из этих деревьев перевалило уже на вторую сотню лет. Это так называемые реликтовые сосны, дошедшие до нас со времен третичного периода.

На этом зеленом островке Белогорья продолжают жить очевидцы исторических событий трехсотлетней давности – дубы-исполины, т.е., что помнят и Петра I и «птенцов гнезда Петрова». Один из них – «Шереметев благородный» был владельцем селенья Борисовки на берегу Ворскла. На территории заповедника произрастает 550 видов древесных кустарниковых растений. В 1936 году академиком В. Н. Сукачевым здесь был основан дендрологический сад.

Здесь родина твоя-

Впервые светлая заря.

Здесь взор твой озарила,

Здесь колыбель твоя была

И праотцев твоих могила!

Здесь первые дары природа излила

На юношеский ум беспечный, откровенный…

В. Раевский

Тема «Вспомним забытые игры»

Цели: 1.  Организовать деятельность учащихся по ознакомлению детей

                 с   играми наших бабушек и прабабушек.

2. Научить детей играть в игру – горелки

3. Воспитание у детей ловкости, интереса к прошлому.

План урока

Ι Оргмомент

ΙΙ Вступительное слово учителя

- В старые времена на Руси существовало около трех тысяч различных игр. Многие игры дошли до нашего времени, и вы с удовольствием и сейчас в них играете, даже не догадываясь, что эта очень и очень старая игра. Но есть игры, которые позабыты совсем. И сегодня мы с вами поговорим о некоторых играх. Одна из них вам хорошо знакома, а другая позабыта. Хочу отметить, что все игры игрались на свежем воздухе. Игры эти разнообразны и требуют определенных усилий, ловкости, находчивости и смекалки. Все игры дают массу физических навыков и умений. Эти игры и полезны для здоровья. Они закаляют тело и душу.

ΙΙΙ Подготовка к игре

- Любая игра всегда начинается со считалки. А их великое множество. Считалки нужны для того, чтобы было все по-справедливости и без споров выбрать того, кто будет водить в игре.

- Ребята, а какие вы знаете считалки?

- А теперь послушайте самые старинные считалки, но дошедшие до нашего времени.

  1. Заяц белый                                                 Раз, два, три, четыре, пять                  

                        Куда бегал?                                                   Вышел зайчик погулять.

    В лес дубовый.                                              Вдруг охотник выбегает,

    Что там делал?                                               Прямо в зайчика стреляет.

    Лыко драл.                                                      Пиф-паф! Ой, ой, ой!

    Куда клал?                                                      Умирает зайчик мой.

    Под колоду.                                                    Принесли его домой,

    Кто украл?                                                      Оказался он живой

    Родион

           Выйди вон!

 На златом крыльце сидели:                               Мальчик с пальчик

Царь, царевич, король, королевич,                   Нашел стаканчик.

Сапожник, портной.                                           Стакан разбился,

Кто ты будешь такой?                                        Лимон покатился.

Говори поскорей,                                                Стакан, лимон-

Не задерживай добрых и честных людей!        Выйди вон!

ΙV Практическая часть занятия

1.- Когда вы выберите ведущего, сразу же начинается игра. И мы сейчас с вами поиграем в одну игру. Но сначала я вам расскажу условие этой игры. А вы, послушав ее, скажите, знаете ли вы эту игру или нет?

Эта игра называется «салочки». Но в каждом городе, селе, деревне ее раньше называли по-разному. Называли ее «салки», «ловишки», «пятнашки», «догонялки», «лепка» и т.д. В эту игру можно играть где угодно. Но обязательно в начале игры оговорить границы того места, где будет проходить эта игра. И обязательно решается вопрос о количестве играющих. Старайтесь, чтобы их было не больше 12 человек и не меньше 5-6. если детей больше условного количества, то кому-то будет скучно долго стоять на одном месте, если мало детей, то через пять минут все дети запыхаются от беготни. С условиями разобрались, и начинается сама игра. Все дети разбегаются в разные стороны. А водящий должен догнать и коснуться рукой играющего. Обязательно при запятнании должен крикнуть имя, чтобы участники игры знали, кто теперь ведущий. Но в любой игре есть определенные условия. Нельзя пятнать того, кто был до этого ведущим; если кто-то из участников игры выбежал за оговоренную территорию, то автоматически становится ведущим.

-Правда, игра вам знакома?

- Давайте мы с вами сейчас и поиграем. (Дети выбирают ведущего и играют несколько минут в эту игру)

2. Эта игра имеет еще свои разнообразия. Есть турецкие пятнашки. В этой игре нельзя пятнать того, кто успеет присесть на землю и коснуться ее руками. Когда же опасность минует можно продолжить играть.  И ведущий не должен стоять за игроком и ждать, когда он встанет.

Есть еще разновидность пятнашек – пятнашки с домиком. Для этого в начале игры оговаривается, что может быть домом. Дом – это небольшой круг, скамейка, бревно, пенек, камень на который можно присесть или просто прислониться. Это место, куда ведущему входить нельзя и естественно пятнать.

- Вы все улыбаетесь, потому что вы играете в эту игру, и она не забыта нами.

3. А теперь поговорим и поиграем в самую древнюю игру и самую распространенную в дореволюционной России. Эта игра называется «горелки»

Раньше в горелки играли во всех уголках России. Играли и взрослые, и дети. В эту игру играли даже цари и их дети. Многие известные поэты и писатели описывают эту игру в своих произведениях. Вспомним А. С. Пушкина, и его замечательные произведения «Барышня-крестьянка», «Евгений  Онегин»

Условие этой игры таковы.

Самое меньшее число играющих – 9 человек. А еще лучше, когда в игре играет от 13 до 19 человек. Дети становятся парами, обязательно девочка и мальчик. Берутся за руки и выстраиваются парами друг за другом на расстоянии одного шага. Горельщик (ведущий) становится впереди, шага на 2-3 от первой пары, спиной к ребятам. Как только игра начинается, горельщик не имеет право оглядываться по сторонам, не смотреть назад. Игра начинается с песенки, которую поют пары

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо –

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Песенка заканчивается, и последняя пара разъединяет руки и стремглав бежит вперед, один справа, а другой слева. Задача бегущих состоит в том, чтобы пробежав мимо горельщика снова взяться за руки впереди него. Можно и сбоку, но для этого одному придется перебежать мимо ведущего. Позади горельщика за руки браться нельзя, и обратно бежать нельзя. Можно вначале и не бежать, а тихонько подойти к горельщику, но потом уж стремглав броситься вперед и постараться соединить руки. А горельщик должен постараться поймать кого-нибудь из бегущих, или просто запятнать. Если ему это удается, он образует с пойманным новую пару, и они становятся впереди других.  А не пойманный остается без пары и должен «гореть». И игра продолжается дальше.

Горелки – очень древняя игра. Она связана с обычаями славян-язычников. Ежегодно, в самый длинный день летнего солнцестояния – 23 июня – у славян был праздник Ярилы, посвященные Богу – Солнцу. К вечеру наши далекие предки – славяне сходились на берега рек, зажигали костры для ночных игрищ, прыгали через огонь, обязательно купались в реке, «чтобы встретить в чистоте восходящее светило». Вот тогда и начинались эти игры и многие другие. Но это уже другой урок.

А чтобы было всем понятно, поиграем в эту игру. (Дети становятся парами и играют в горелки)

V Обобщение урока

 - Мы сегодня коснулись одной стороны истории – это детские игры. Жизнь продолжается, мы с вами развиваемся, конечно, вы отличаетесь от детей прошедших времен. Но мы должны и не забывать все то полезное  и хорошее, что было придумано нашими предками. Играйте в эти игры и развивайте в них свои физические качества. Изучайте историю нашего государства через полезное и интересное.

Тема «Что за прелесть эти сказки» (Навстречу Пушкинскому юбилею)

Задачи:

  • воссоздать доступными средствами поэтичность и народность сказок, динамичность сюжета;
  • обобщить знания детей по теме «Сказки А. С. Пушкина»;
  • сплотить коллектив детей на основе общности интересов.

Оборудование: портрет Пушкина, зеркало, золотая рыбка, детские рисунки к сказкам, выставка книг.

Ход урока

I Под тихую музыку учитель читает стихотворение.

Ваш милый образ снится мне,

С пером, бумагой, при луне.

Все Ваши строчки хороши

Частичка Вашей в ней души.

Стихи и сказки под пером

Ожили враз, и в каждый дом

Вошел прекрасный наш поэт.

Он гений в этом спору нет.

Учитель: Как вы думаете, ребята, кому посвящены эти строчки? О каком поэте говорят он гений?

II Рассказ учителя о А. С. Пушкине.

- С самого раннего детства знакомы нам стихи и сказки Пушкина. Нет ни одной семьи, где бы не было его книг, нет ни одного человека, который бы не знал его замечательных сказок. Поэт очень тонко видел красоту природы, выразительно и точно передавал ее в своих стихах. В сказках оживали самые необычные, яркие образы и персонажи

Сегодня нам предстоит заглянуть в этот чудесный, необыкновенный мир сказочных образов.

III Разминка

- Назовите положительных героев из известных сказок Пушкина.

- Назовите отрицательных героев.

- Лукоморье по словарю С. И. Ожегова означает морской залив. А в каком произведении мы можем услышать это слово?

- Есть ли в сказках Пушкина Баба - Яга  и Кощей Бессмертный?

- Кто вспомнит известные отрывки из сказок Пушкина.

IV Театральный этюд

Учитель: Давайте вспомним сказку «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

- За что любили и уважали молодую царевну?

- А какой была царица? Какое у нее было любимое занятие?

- А теперь давайте обыграем ситуацию с зеркальцем, и у кого это получится.

Только не забывайте голосом продемонстрировать черты царицы.

Свет мой зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

V Конкурс «Знаешь ли ты хорошо сказки Пушкина?»

1. Из какой сказки эти строки?

Княжна с постели соскочила,

Седого Карла за колпак

Рукою быстрой ухватила.

Дрожащий занесла кулак

И в страхе завизжала так,

Что всех арапов заглушила.

Трепеща, скорчился бедняк

Княжны испуганной бледнея,

Зажавши уши поскорее

Хотел бежать, но в бороде

Запутался…

Наконец и в путь обратный

Со своею силой ратной

И с девицей молодой

Царь отправился домой.

Перед ним молва бежала.

Быль и небыль разглашала,

Под столицей близ ворот

С шумом встретил их народ.

Рано утром гость желанный

День и ночь так долгожданный

Издалече, наконец, воротился царь-отец.

2. Телеграммы из почтового ящика

Ваша задача догадаться, кто отправил телеграммы

Глупый ты бес,

Куда ж ты за нами полез?

И руками – то снести не смог,

А я, смотри, снесу между ног.

Бог с тобою золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе.

Жизнь моя, в чем,

Скажи, виновна я?

Не губи меня, девица,

А как буду я царица,

Я пожалую тебя!

Сюда, невольники, бегите!

Сюда, надеюсь я на вас!

Сейчас Людмилу мне сыщите!

Скорее, слышите ль? Сейчас!

Не то – шутите вы со мною-

Всех удавлю вас бородою!

V Заключительная часть урока

Заканчивается наша встреча с Пушкиным, но мы с его творчеством будем встречаться ежегодно. И конечно мы его не забудем. Он заслужил память всего народа. Мы вспоминаем его стихи, сказки, и этим он живет в наших сердцах. А вот как он писал в одном стихотворении о себе:

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный.

К нему не зарастет народная тропа…»

VI Награждение детей

Тема. «День варенья»

Цели урока:

  • создание благоприятной  праздничной обстановки;
  • организовать работу учащихся по представлению детей о садовых кустарниках, о временах года;
  • сплотить детский коллектив через игровые ситуации.

Оборудование: иллюстрации с изображением ягод, розочки с различными вареньями, самовар, яблоки

План урока

I Оргмомент

 (Все дети рассаживаются по местам)

Учитель.

- Ребята, вы знаете, почему мы сегодня все собрались?

- Сегодня у нас праздник, для тех кто любит сладкое. Ну, а какой малыш не любит сладкое?

- А какие сладости вы знаете?

-А что вам больше всего нравится?

- Но у нас сегодня ни день мороженого, ни день шоколада, день варенья!

- Но варенье к нам приходит не сразу. А для этого нам придется побывать в гостях у сестер. А кто такие сестры, мы с вами должны догадаться, когда послушаем моих помощников.

Ученица 1.

Дел у меня немало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома

И зовут меня…. (Зима)

Учитель.

- Прилетела зима, холодом подуло. Покрыла землю снежным ковром, убрала в серебристую одежду деревья и кусты. Вся природа преобразилась. И «чем больше снега, тем больше хлеба», так звучит русская пословица.

- А что это значит? Почему снег влияет на будущий урожай хлеба, ягод и фруктов?

Ученица 2

Я раскрываю почки,

В зеленые листочки.

Деревья одеваю,

Посевы поливаю.

Движения полна,

А зовут меня …    (Весна)

Учитель.

- После безмолвия, тишины начинается приятная суматоха: журчание ручьев, распускание цветов и листьев, пение птиц, красивый полет бабочек, пчел и шмелей. Интересное знакомство произошло на цветочной поляне. Давайте посмотрим и послушаем.

(Сценка «Штранная иштория»

Ведущий.

Встретил Жук в одном лесу

Симпатичную Осу.

Жук.

Ах, какая модница!

Пожвольте пожнакомиться

Оса.

Увазаемый прохозый,

Ну на сто это похозе?

Вы не представляете,

Как вы сепелявите.

Ведущий.

И красавица Оса

Улетела в небеса.

Жук.

Штранная гражданка…

Наверно, иноштранка.

Ведущий.

Жук с досады кренделями

По поляне носится.

Жук.

Это ж надо было так

Опроштоволоситься!

Как бы вновь не окажаться

В положении таком?

Нужно срочно жаниматься

Иноштранным яжиком.

Учитель.

- Солнышко все ярче и ярче светит. Все длиннее становятся дни. Пора появиться другой гостье.

Ученица 3

Вот и лето подоспело –

Земляника подоспела:

Повернется к  солнцу боком-

Вся нальется алым соком.

В поле – красная гвоздика,

Красный клевер…

Погляди-ка;

Й лесной шиповник летом

Весь осыпан красным цветом.

Видно, люди не напрасно

Называют лето красным!

Учитель. Что бы стать поближе к лету. Давайте вместе споем песенку из мультфильма «Как Дед Мороз был в гостях у лета»

(Дети исполняют песню «Песенка о лете»)

Учитель.

- Наша цветочная поляна превратилась в поляну ягод и различных фруктов. Пришла пора идти в лес по ягоды. Мы приготовили лукошки, кузовки и пошли в лес. А какие ягоды нам будут попадаться мы сейчас поймем. Я буду загадывать загадки про ягоды, а вы должны их отгадать.

II Конкур загадок

На сучках висят шары –

Посинели от жары.     (Слива)

Красненькая Матрешка

Беленькое сердечко.    (Малина)

Вкус у ягод хорош

Но сорви ее поди-ка.

Куст в колючках, будто еж

Вот и назван.               (Ежевика)

Сижу на дереве

Кругла как шар.

Красна как кровь,

Сладка как мед.           (Вишня)

Кафтан на мне зеленый.

А сердце как кумач.

На вкус, как сахар, сладок

А сам похож на мяч.     (Арбуз)

На лесной полянке

Красуется Татьянка.

Алый сарафан

Белые крапинки.       (Земляника)

Две сестры, летом зелены,

К осени одна краснеет, а другая чернеет  (Красная и черная смородина)

Черненька, маленька, сладенька

Ребятам миленька.   (Черника)

Учитель.

- А какие ягоды не растут в нашем лесу? Какая ягода самая нежная?

Какая ягода самая крупная? В какой ягоде больше всего воды? В какой ягоде больше всего витамина С?

- Ягод мы набрали целое лукошко. А теперь пора варить варенье. А угощать пришла к нам последняя гостья.

Ученица 4.

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я …  (Осень)

III Конкурс «Знатоки варенья»

  1. Конкурс обжор.

(Из каждой команды выходят по 3 человека. Задача детей быстрее всех съесть яблоки)

  1. Конкурс  сладкоежек.

С закрытыми глазами дети пробуют варенье и по вкусу называют название варенья.

IV Заключительная часть урока

Чай с вареньем на Руси любили пить только из самовара. Родина самовара – город Тула, город мастеров. А мастер этого замечательного столового прибора – Иван Лисицын. Наш праздник продолжается. Мы сейчас за самоваром попьем с вами вкусного и целебного чая с вареньем. Пейте чай с вареньем и у вас всегда будет хорошее настроение!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по краеведению для учащихся четвертых классов "По памятным местам Онеги."

Проблема воспитания подрастающего поколения приобретает в настоящее время все большее значение. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, о своей семье, ее корня...

Внеклассное мероприятие "Вспомним старые забытые игры"

Внеклассное мероприятие рассчитано для учащихся 2-3 классов.Мероприятие познавательного характера, задействованы все учащиеся.   На данном мероприятии ребята играют в игры,знакомые каждому в детс...

Классный час,посвященный 70-ти летию освобождения Тёмкинского района Смоленской области от немецко-фашистских захватчиков "Путешествие по памятным местам"

9 марта 2013 года исполняется 70 лет освобождения нашего района от немецко-фашистских захватчиков. Материал классного часа познакомит учащихся с братскими могилами, которые находятся на территории Тём...

Классный час "Птичьи разговоры"

Классный час проходит в виде беседы с элементами игр, сопровождается презентацией о птицах....

Презентация к классному часу "Памятные места Старого Оскола"

Презентация помогает лучше представить события прошлх лет нашего города....

Путешествие по памятным местам родного города. Мы гордимся тобою, Саранск! Сценарий классного часа. 4 класс

Наш Мордовский край очень красив. Многие поэты восторгались красотой мордовской природы и писали стихи о Мордовии.Саранск славится своей историей, чистотой и спортсменами, которых знают за пределами н...

Внеклассное мероприятие «По памятным местам Кёнигсберга-Калининграда»

Представленный материал может служить программой для проведения экскурсий по родному краю, посвященных историческому, культурному, просветительскомунаследию для учащихся начальной и средней школы...