«Нравственные истоки подвига защитников Сталинграда» методическая разработка праздника.
план-конспект занятия (4 класс) по теме

Историческая роль битвы под Сталинградом, исторические события в истории страны, закрепление знания полученные о Сталинградской битве;

Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить усвоения материала, способствовать развитию у учащихся внимания, гордости,  наблюдательности, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sssss_stalingradskaya_bitva._khod_uroka.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «СОШ №1» г. Николаевск

Николаевского муниципального района

Волгоградской области

 «Нравственные истоки подвига защитников Сталинграда»

методическая разработка праздника.

Составила и провела

учитель начальных классов

Пастухова Светлана Анатольевна

2006 год

Тема: «Нравственные истоки подвига защитников Сталинграда»

Цель: раскрыть нравственные истоки подвига защитников Сталинграда.

Задачи:

образовательные: добиться осмысленности усвоения материала по теме «Нравственные истоки подвига защитников Сталинграда», осознание  исторической роли битвы под Сталинградом, исторических событий в истории страны, закрепить знания полученные о Сталинградской битве;

развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить усвоения материала, способствовать развитию у учащихся внимания, гордости,  наблюдательности, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;

воспитательные: способствовать формированию патриотизма на примере подвига героев Сталинградской битвы.

формированию интереса к историческим событиям, любви к своему городу, гордости за своих земляков, свой народ.

Планируемые предметные результаты:

- понимать суть понятий «нравственные истоки подвига», «героизм», уметь сопереживать, передавать пережитые эмоции в воспроизводимых произведениях. 

Планируемые метапредметные результаты:

личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;

регулятивные: уметь определять и формулировать цель с помощью учителя, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое, от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя дополнительный материал, свой жизненный опыт и информацию.

коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать синхронно.

Формируемые УУД:

- уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно (ПУУД);

- уметь осуществлять самооценку результатов работы (РУУД);

- уметь планировать учебное сотрудничество. (КУУД);

- выполнять учебное задание в соответствии с добытым материалом (РУУД);

- формулировать понятные высказывания, используя термины (КУУД);

- уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию (ЛУУД);

Организация пространства:

фронтальная, индивидуальная работа.

Ресурсы:

компьютер, проектор, презентация.

Ход мероприятия

Ученик читает стихотворение: «Моя Родина - Великая Россия», на фоне лирической музыки.

Россия – Родина святая...

Люблю тебя я всей душой

Россия  - ты обитель рая

Горжусь Великою страной

От Запада до Поднебесной

С сияньем северных ночей

Природа красоты чудесной

Земля родная, нет милей.

Звучит  первый куплет песни в исполнении Марка Бернеса.

 «С чего начинается Родина»

Учитель:

Мы все должники Родины. Мы должны ей за воздух,  которым дышим, за траву,  по которой ходим, за шум лесов, за дождик,  за снега.

Родина добрая, наших долгов не считает. Но случается и напомнит нам о них. Это значит:  Родина в опасности  и долг вернуть ей надо мужеством и отвагой. Она и тут не напомнила бы. Да хочет, чтобы ее богатства остались нам, не достались врагу.

Благодарное человечество навсегда сохранит в своей памяти подвиг защитников Сталинграда. Которые  остановили натиск отборных дивизий Гитлера.

Звучит фонограмма «Священная война»

Учитель: Сегодня 2 февраля    мы все празднуем разгром  немцев у стен Сталинграда, в ходе которого была полностью окружена 330 – тысячная фашистская армия, мы,  отдавая дань глубочайшего признания героическому подвигу защитников Сталинграда, перелистаем с вами страницы истории  и ответим на главный вопрос:

 - Что помогло защитникам Сталинграда в невероятно тяжелых условиях не только устоять, но и нанести сокрушительное поражение фашистскому агрессору,  под игом которого стонали народы Европы?

Ученик: Трудно  наверное найти место на Земле, где бы не слышали о героическом городе на Волге. А осенью 1942 года слова «Сталинград», «Сталинградская битва» не сходили с уст народов всей планеты. К событиям, развернувшимся на берегах Волги, было приковано внимание сотен миллионов людей Земли. Здесь,  в великой битве второй мировой войны,  решалась судьба  нашего государства.

Ученик: у слайда с картой  «Сталинградская битва» 1 слайд.

В 1941 году в битве под Москвой наносится сокрушительный удар по планам врага на молниеносную войну.

Но летом 1942 года фашисты, собрав еще более крупные силы, начинают новое наступление на юге. Гитлеровское командование бросает в бой свои лучшие войска с далеко идущей целью: захватить богатейшие  с/х районы страны, достигнуть Волги, открыть путь на Кавказ к нефти Грозного и Баку. 17 июля 1942 года на реках Чир и Цимла, протоках Дона, встретились передовые  отряды нашей 62 – й армии с перешедшим в наступлением врагом. Началась Сталинградская битва.

Ученик: у слайда с картой  «Сталинградская битва», читает стихи  1 слайд.

Пора! Уже в донских станицах

Враги пытают нашу честь,

Ведь порох есть в пороховницах

И ярость есть, и сила есть!

Пора! Бестрепетно и смело

Пойдем вперед сквозь кровь и дым

И наше святое дело

На поруганье не дадим!

                          А Сурков

Ученик: у слайда с картой  «Сталинградская битва» 2 слайд

Гитлеровское командование рассчитывало с ходу выйти к Волге силами одной, наиболее укомплектованной 61 полевой Армии Паулюса. Но уже первые бои в большой излучине Дона заставили врага повернуть с Кавказа на Сталинградское направление. Мужество и стойкость советских солдат сорвали планы фашистов. Они перешли к обороне. Разбить мощную группировку врага в районе Сталинграда должны были войска трех фронтов – Юго – Западного (ком. ген.  Н. Ф. Ватутин), Донского (ком. ген. К. К. Рокоссовский) и Сталинградского (ком. ген. А. И. Еременко).

Ученик: у слайда с картой  «Сталинградская битва»  3 слайд

Утром 19 сентября 1942 года в донской степи, окутанной туманом, загрохотали тысячи пушек.  Это начали артподготовку войска – Юго – Западного и  Донского фронтов. Мощный огненный обстрел причинил врагу тяжелые потери, нарушил его оборону. Через полтора часа перешли в атаку пехота и танки. Они прорвали оборону противника и устремились на юго – запад, в направлении на город Калач. На другое день южнее Сталинграда перешел в наступление Сталинградский фронт. 23 ноября войска Юго – Западного  и Сталинградского фронтов соединились в районе города Калача, в хуторе Советский.

Там  были окружены 22 дивизии общей численностью 330 тысяч солдат и офицеров

Дети читают стихи: «Я помню бой в степи, под Сталинградом»

Я помню бой в степи, под Сталинградом.
Хотелось пить – и ржавая вода
для нас была единственной отрадой –
её мы приносили из пруда. 

Разрывы мин кругом.

Не сделать шагу, чтоб не упасть.

Но кто-то полз туда
и падал, не успев наполнить флягу
живой водой из мертвого пруда.

Воды, воды!.. Но в небе, словно вата,
пылали кучевые облака.
И снилась Волга раненым солдатам –
отчизны милой славная река.

Орде не покорившаяся вражьей,
она легла преградой смертной ей…
Измученный бессонницей и жаждой,
шутил сержант: “ Ребята, веселей!

Дождь будет утром – видно по закату.
Переживем, здесь ночь не так долга.
Мы – русские! А русскому солдату
не занимать терпенья у врага!”

… Расстались мы с сержантом в сорок пятом,
когда победный отгремел салют.
Я вновь в степи, где раньше был солдатом,
где нынче шлюзы над землей встают.

Еще леса не радуют здесь взгляда,
еще не вышли в плаванье суда,
но плещется у борта земснаряда,
врываясь в степи, волжская вода.

И кажется мне: тут, где снова жарко,
но не от взрывов и не от огня,
я встречу батарейного сержанта
и обниму его, а он меня.

И на площадке, там, где встали краны,
где нас фашизм испытывал бедой,
счастливые, поднимем мы стаканы
с пришедшей в степи волжскою водой!

Сергей Викулов 

Ученик:

«Люди вросли в камень,  слились с городом в одно целое, и камни города стали живыми», - писал Евгений Кригер.

«Будем же сражаться так, чтобы жены нас не высмеяли, матери не прокляли, дети нас не стыдились...» - писал Борис Горбатов.

Учитель: (портрет Каплунова) слайд 4

В Сталинграде шли бои за каждую улицу за каждый дом. Шли бои на земле и в воздухе. Каждую минуту совершался подвиг, и таких подвигов было множество. О них слагались легенды, песни. Бойцы равнялись на героев, повторяли их подвиги. Один из таких героев Илья каплунов - стрелок бронебойщик. 21 декабря 1942 года,  9 пушек, 18 пулеметов били по высоте которую оборонял красноармеец. Все товарищи пали в бою, но остались верными приказу Родины: «НИ ШАГУ НАЗАД!». Каплунов поражал фашистов из снайперской высотки, за тем перебежал в окоп убитого товарища и приготовился к танковой атаке. На него шли танки. Он слышал рев моторов, чувствовал, как содрогается  земля. Уничтожив 5 танков,  подбил еще 3 и получил второе ранение. Сил небыло, Илья бросился на танк, прижимая к себе гранату. Своим подвигом, Илья Каплунов встал в шеренгу героев земли русской.  

Ученик: «Как крепка ты земля Волгограда»

Как крепка ты, земля Волгограда,

И на ощупь еще горяча!

В ржавой глине осколки снаряда,

Рваный камень, куски кирпича...

Искореженный остров железный,

Обгоревший осколок крыла...

В эту вязкую землю как в бездну,

Черной свастикой мощь пролегла.

Только вьюгой волчица завыла,

Стала снегом ее укрывать!....

Все укрыла и похоронила,

Чтоб вовек из земли ей не встать.

Изумленному миру в награду

Схоронила ты, тыщи смертей!...

Как крепка ты, земля Волгограда,

Не бывает таких крепостей.

                          М. Дорошин

В исполнении учеников звучит песня о защитниках Родины.

Ученик: (портрет Я.Ф. Павлова) слайд 5

В городе Волгограде много исторических памятников, один из них Дом Павлова.

Дом Павлова – это дом солдатской славы. В сентябре 1942 года группа советских разведчиков захватила в самом центре города четырехэтажное здание и там закрепилась. Четыре советских бойца во главе с  сержантом  Яковом Павловым заминировали подходы к дому, поставили проволочные заграждения, вырыли траншею до подвала мельницы, оборудовали пулеметные гнезда. Так этот дом превратился в бастион, который парализовал действия врага. Гитлеровцы решили уничтожить  дом,  но их планы были сорваны. Якову Федоровичу Павлову  присвоено звание Героя Советского Союза.  

Ученики по 2 куплета читают отрывок из стихотворения: «Всегда в сердце»

 «За каждый дом!»

Но небыло домов –

Обугленные, страшные осколки.

«За каждый метр!»

Но к Волге от холмов

С тягучим воем наползали танки.

И оставались метры до воды.

И Волга холодела от беды....

«За каждый дом!»

И шквалами свинца

Врага встречали черных стен провалы.

«За каждый метр!»

До капли... До конца....

И танкам их броня не помогала.

Полз по воде горящей нефти смрад,

И каждый камень звали Сталинград!

Нинель Мордовина

Учитель:

- что вело войнов на подвиг?

- что рождало их массовый героизм? Жажда славы? Нет. Они свято исполняли свой воинский долг... Ибо каждый понимал,  за что воюет.

А воевали они  за счастье жить в мирной  стране, ведь каждый из них отвечал за судьбу отечества, и хотел, чтобы судьба эта была светлой, счастливой.

Так сражались и погибали верные сыны Родины.  

Учитель: фотографии ветеранов ВОВ. слайд 6

Боевое ядро фронта составляли коммунисты и комсомольцы. Быть впереди всех, сражаться лучше всех -  вот единственная привилегия, которую они имели в рядах бойцов.  В войсках Сталинградского,  Юго – Западного и  Донского фронтов. Защитники Сталинграда достойно выполняли свой долг перед Родиной, не упустив ни одной возможности для укрепления города. Шесть с половиной месяцев длилась битва за Сталинград. У гитлеровцев были все преимущества. У нас же – узкий край Волги на правам берегу.

Дети поют песню о защитниках Родины.

Ученик: фотографии Мамаева Кургана во время сражения и после ВОВ. Слайд 7

Самые ожесточенные бои шли на главной высоте города,  Мамаевом кургане – его высота 102 м Фашиские генералы понимали, что если им удастся овладеть Мамаевым курганом, то они смогут простреливать Сталинград по всем направлениям, а затем окончательно захватить город. Здесь в течении 140 дней шли ожесточенные бои. Склоны кургана были перепаханы бомбами, снарядами, минами. Это место огромных людских потерь... Именно здесь, в районе Мамаева кургана, 2 февраля 1943 года закончилась Сталинградская битва.    

Ученик читает стихотворение «Мамаев курган»

Мамаев курган под тобой Сталинград

И Волга – подарок природы,

Здесь мыслями я улетаю назад.

В кровавые страшные годы...

Здесь чувства парят, как орел над землей

Здесь память встает, как живая

И думаю я, о той битве былой,

Все мелкое прочь забывая.

Здесь Родина - Мать поднимает свой меч.

Какой же я малый пред нею!

Хочу свои чувства словами облечь,

Но только сказать не умею.

- Голос  Левитана, сообщает о разгроме  немецких войск под Сталинградом.

Учитель: После победы в Сталинградской битве, наступает коренной перелом в ВОВ. За эту битву город награжден Орденом Ленина и Золотой Звездой Героя. После войны Сталинград был переименован в Волгоград.

8 мая 1965 года г. Волгограду присвоено звание «Город-герой»

Героев наградили орденами, медалями.  В их честь назвали улицы и дома, площади и корабли....

- Нужно ли это мертвым?

- Нет.

- Это нужно живым.

- Для чего?

Чтобы не забыли подвиг Сталинграда. Города на Волге.

Ученик читает отрывок из стихотворения «Всегда в сердце»

Шагают в школу внуки тех солдат,

Чье мужество не знало измерений.

И вечной славой будет Сталинград!

Звучать в сердцах грядущих поколений.

....Мне память шепчет пересохшим ртом:

- Вот здесь...

За каждый метр....

За каждый дом....

                    Нинель Мордовина

Звучит фонограмма песни «Поклонимся великим тем годам,

Тем славным командирам и бойца...............»

Дети вручают цветы ветеранам.