Главные вкладки

    Профилактика насилия в семье в контексте духовно-нравственного воспитания детей. Экология души. (методическая разработка родительского собрания)
    методическая разработка (3, 4 класс)

    Тимохина Наталья Александровна

     

     

    В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – добротаДобрый человек любит природу и охраняет её. 

     

    Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им.

     

    Доброта слабых делает сильными, сильных великодушными, а весь мир чище и ярче.

     

    - Почему же часто происходит разногласие между родителями и детьми в видении добра ? Это выглядит примерно так:

     

    В одно окно смотрели двое

     

    Один увидел дождь и грязь,

     

    Другой листвы зелёной вязь,

     

    Весну и небо голубое!

     

    ...В одно окно смотрели двое .

     

    Почему родители не всегда одобряют твоих друзей?

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon duhovno-_nravstvennoe_vospitanie._ekologiya_dushi_1.doc105.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Это мероприятие поможет формировать качества, от которых зависит культура поведения; раскрыть понятия: «правдивость», «честность», «ответственность», «отзывчивость», воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи. Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Быть по-настоящему добрым - порой трудно. Человек должен учиться анализировать свои поступки.

    Цель: Продолжить знакомить учащихся с общечеловеческими ценностями, формировать нравственные качества личности младшего школьника

    Задачи:

    - формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;

    - умение видеть красоту в простом и обыденном;

    -  умение дарить тепло и доброту;

    - способствовать развитию кругозора детей, умению мыслить и рассуждать;

    - развивать у учащихся эстетические и духовно – нравственные способности;

    - воспитывать у детей чувство доброты, вежливости, внимания и дружбы,  умение дорожить близкими людьми.

     Форма проведения: педагогическая мастерская

     Технология проведения: Педагогическая мастерская интересна тем, что объединяет в себе:

    а) игровые (технологии имитационного моделирования). Характерной чертой данной технологии является моделирование жизненно-важных (практико-ориентированных) ситуаций и поиск путей их решения. Организационными формами могут быть деловые игры, ролевые и сюжетные игры-путешествия, дидактическая игра. Экспериментирование и моделирование как обучающие приемы;

    б) коммуникативно – исследовательские технологии. Организация процесса воспитания в содружестве, работа в группах, диалог, дискуссия. Организационная форма – совместный поиск решения проблемных ситуаций на основе активного взаимодействия всех участников процесса.

    Использование данных технологий требует реализации педагогической модели:

    "Знаю, но не все – хотел бы узнать – узнал"

    Методы проведения:

    - поисковые;

    - дискуссионные;

    - игровые (моделирование жизненно-важных ситуаций в сюжетной игре).

    Ход работы:

    Учитель:

    - Добрый день, ребята!

    - Добрый день, наши дорогие родители, гости!

    - Сегодня  мы с вами поговорим об очень важном и вечном…

    Слово это серьезное,

    Главное, важное,

    То, что значит оно,

    Очень нужно для каждого.

    В нем забота и ласка,

    Теплота и любовь.

    Родительское собрание с элементами  тренингового занятия  при участии детей.

    Тема: «Духовно-нравственное воспитание в семье. Экология души.»

    Цель: выявление особенностей духовно-нравственного воспитания в семье, понимания термина «Экология души».

    Задачи:

    1. Показать,что семейные  традиции,  моральные  принципы, педагогическое мастерство     родителей     являются необходимыми   условиями формирования    нравственных убеждений ребёнка;
    1. Рассмотреть проблемы нравственного воспитания  детей  в семье.
    2. Определить семейные условия, микроклимат и способы, необходимые для формирования нравственно  развитой личности в семье.

         4. Познакомить с понятием «Экология души» и приемами  сохранения  

     «чистоты души».

     Условия реализации:

    1.классная комната, украшенная шарами;

    2.плакат с эпиграфом;

    3.буквы для составления слова;

    4.плакат с пословицей о доброте;

    5.карточки для игры «Собери пословицу»;

    6.репродукции картин Микеланджело;

    7.фонограммы «Вальс» Ф. Шопена, «Твори добро» в исполнении Шуры,

    8.«Дорогою добра» (из к/ф "Маленький Мук", Энтин Минков

    9. Мультимедийный проектор.

    .

       

        «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев

    и песню кузнечика, журчание весеннего ручья…».

                                                                                          ( В. А. Сухомлинский.)

    Ход мероприятия.

       1.    Организационный момент.

    Приветственное слово  (звучит музыка «Вальс» Ф.Шопена).

    В жизни можно по-разному жить, 
    В горе можно и в радости. 
    Вовремя есть, вовремя спать, 
    Вовремя делать гадости. 

    А можно и так - 
    На рассвете встать 
    И, помышляя о чуде, 
    Рукой обнаженной солнце достать 
    И подарить его людям.

                                                     (Н.Островой).

    Учитель: Здравствуйте, дорогие гости! В этот прекрасный  день мы хотим подарить вам тепло наших сердец, веселое настроение. Ведь сегодня мы празднуем прекрасный праздник «Праздник  добра и счастья.».

    Жизнь человеку дается только один раз и нужно ее прожить так, чтобы не было разочарований от прожитого дня, месяца, года. Птица рождена для полета, а человек для счастья. Каждый из нас хочет быть счастливым. Народная мудрость гласит “Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других”. Если хочешь, чтобы люди к тебе хорошо относились, значит ты сам в первую очередь должен быть честным, внимательным, милосердным, добрым.

    • В исполнении ученицы прозвучит стихотворение

    «Что в человеке самое главное» (Оксаны Варниковой)

    Ученик. Что в человеке самое главное?

    В чем же глубокой души красота?

    Главное, мудрое, тонкое, славное –

    Это, бесспорно, всегда доброта!

    Это бальзам для души человека.

    Это дорога, что к счастью ведет,

    Помни, что с самого первого века

    Добрых удача и любит, и ждет.

    Гнев если к горлу внезапно подступит,

    Сделать попробуй кому-то добро,

    Желчь облегчению место уступит,

    Свет разольет на душе серебро!

    Добрым живется, конечно же, легче,

    Камень за пазухой ты не держи,

    Просто добро – это камень покрепче

    Камешков зла, коварства и лжи!

    Учитель:    В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек любит природу и охраняет её. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Доброта слабых делает сильными, сильных великодушными, а весь мир чище и ярче.

    - Почему же часто происходит разногласие между родителями и детьми в видении добра ? Это выглядит примерно так:

    В одно окно смотрели двое

    Один увидел дождь и грязь,

    Другой листвы зелёной вязь,

    Весну и небо голубое!

    ...В одно окно смотрели двое.

    (Дискуссия между родителями)

    Почему родители не всегда одобряют твоих друзей?

    (учитель зараннее провел опрос среди учеников по этому вопросу и систематизировал ответы для род.собрания).Итак, мнения детей:

    Ученик1- На нас влияет только та группа, которую мы ценим, признаём «своей», члены которой для нас «авторитеты». Их одобрение или осуждение влияют на наше поведение, побуждают нас уважать себя или страдать из – за своих недостатков.

    Ученик 2 - Именно по этому взрослые: родители, учителя хотят, чтобы мы дружили с теми, кто может быть примером и наоборот, запрещают «связываться с плохими компаниями». Они не всегда понимают, что друзья подбираются не по указанию, выбор зависит от личности человека.

    Ученик 3 - Когда ты взрослеешь, ты управляешь своими чувствами, что можешь сам решать, как поступить в этой или иной ситуации. Когда мы оказываемся в новых ситуациях, важно правильно определить, чего мы ожидаем.

    Ученик 4 - Ведь проблемы часто возникают просто потому, что мы полагаем, что другие люди автоматически понимают нас и согласны с нами. А понимание может привести к серьёзным конфликтам, разрушить даже дружеские отношения.

    Ученик 5 -  Попытка не замечать трудности в отношениях, вряд ли приведёт к разрешению конфликта. Необходимо вместе найти пути преодоления трудностей в общении.

    • Решение ситуаций

    - Уважаемые родители, прошу вас поделиться личным опытом в воспитании детей и решить ситуации

    СИТУАЦИЯ: Мальчик был наказан. Он получил две двойки. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт

    СИТУАЦИЯ: Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация?

    СИТУАЦИЯ: Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она пришла из школы, помыла посуду, приготовила обед. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее месте?

    СИТУАЦИЯ: Мама пришла с работы, сын встретил её у подъезда, чтобы помочь нести сумки на пятый этаж. Дома предлагает ей тапочки и накрывает на стол. После ужина мальчик сел выполнять домашнее задание по русскому языку вместе с мамой, так как не мог справиться сам. Мама объяснила ему задание, проверила дневник, похвалила за «5» и нежно обняла его. Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между членами этой семьи?

    СИТУАЦИЯ: В семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра — в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это. О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста?

    (Пока родители решают ситуации — ученики рисуют рисунки на предмет отношений -  понимания между родителями и детьми).

    • Учитель: В ходе обсуждения данной темы  мы приходим к понимаю добра.(загадывает загадки )
    • Какое слово согревает в самый лютый мороз? (доброе).
    • Не нужно хвалиться серебром, а чем нужно хвалиться… (добром).
    • Когда жалеешь добра, что нужно делать? (добро).
    • Какие слова дороже богатств? (добрые).
    • Какое дело скрытности не любит? (доброе).
    • Жизнь дана на какие дела? (добрые).Человек – самое совершенное, самое разумное существо на Земле. Как он красив, когда благодарен, честен, творит добро, своими поступками украшает нашу Землю. О дружбе и доброте сложено много песен, стихов, пословиц. Я предлагаю всем вместе составить из кусочков предложенных фраз пословицы. Принимают участие гости и дети.
    • Игра. «Собери пословицу»
    • Приглашаем выйти на сцену 5 гостей и 5 детей. Участники получают по кусочку фразы.
    • По команде необходимо найти у кого из игроков продолжение вашей фразы, соединить их и озвучить.
    • Добрый человек несет мир.

     Сделаешь добро, добро найдешь.

    - Лучше быть добрым уродом, чем злым красавцем.

    - Добро и собака не забывает.

    • Добрый конь не устает, добрый человек не отказывает в помощи
    • Доброта рождает доброту.
    •  Учись доброму – плохое на ум не пойдёт.
    • Про доброе дело говори смело.
    • Жизнь дана на добрые дела
    • Худо жить без ласкового слова.
    • Доброе слово лечит, а злое калечит.
    • Добряк добро творит, быть может, и, не зная, что от этого болит душа у негодяя.
    • Не одежда красит человека, а его добрые дела.
    • Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
    • Добрые слова дороже богатства.
    • В ком добра добрые нет, в том и правды мало.
    • Не ищи красоты, ищи доброты.
    • Кто любит дела, тому и жизнь мила.
    • Сумел провиниться, сумей и повиниться.
    • Ласковое слово, что солнышко в ненастье.
    • Плохо тому, кто добра не делает никому.
    • Доброе слово и кошке приятно.
    • Добрые дела красят человека.
    • При солнышке тепло, а при матери добро.
    • Ведущий:
    • Доброта… Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна.
    • Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает. Доброта живет в доме, где ты родился, где тебя любят. Мне особо хотелось бы сказать об отношении к родителям, пожилым, больным людям.
    • Будьте ласковыми, добрыми, внимательными сыновьями и дочерьми, достойными, добрыми людьми. Проявляйте любовь и благодарность, оберегайте их покой, будьте добрыми помощниками.
    • К Счастливому миру ведут все дорожки.
    • Живут в этом мире счастливые крошки,
    • Там Вера с Добром поселились на веки
    • Там ветер – из смеха, из радости - реки,
    • Там рыжее солнце играет лучами,
    • Там звонкие звёзды хохочут ночами
    • И маленьким жителям этой страны
    • Спускают на лучиках добрые сны.
    • Там служат волшебники светлому детству,
    • И музыка там живет по соседству.
    • Давайте друзья встанем в круг Доброты. Теперь положите правую руку на плечо человека справа - это значит, что у вас есть друг, на которого можно опереться. Левой рукой обнимите человека слева – это значит, что вы готовы поддержать друга.
    • В исполнении ребят примите в подарок песню «Мир, который нужен мне».

       Учитель (лекция о духовно- нравственном воспитании)

    1. - Ребёнок и общество, семья и  общество,  ребёнок  и  семья.  Эти  тесно связанные понятия можно расположить  в  такой  последовательности:  семья  – ребёнок -  общество.  Ребёнок  вырос,  стал  сознательным  членом  общества, создал семью, в которой опять родились дети…  Из этого можно  сделать  вывод, что от того, насколько  нравственными,  добрыми  и  порядочными  будут  наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества.

    Семья является традиционно  главным  институтом  воспитания.  То,  что ребёнок в детские годы приобретает в семье,  он  сохраняет  в  течение  всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена  тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни,  и  по длительности  своего  воздействия  на  личность  ни   один   из   институтов воспитания  не  может  сравниться  с  семьёй.  В  ней  закладываются  основы личности ребёнка, и к поступлению  в  школу  он  уже  более  чем  наполовину сформирован как личность.

    Семья  может  выступать  в  качестве   как   положительного,   так   и отрицательного фактора воспитания.  Положительное  воздействие  на  личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых  близких   для  него  в  семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не  относятся  к  ребёнку  лучше,  не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с  тем  никакой  другой социальный  институт  не  может  потенциально  нанести   столько   вреда   в воспитании детей, сколько может сделать семья.

    Ребёнок, даже ещё не умея  говорить,  не  осознавая  речь  и  поступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения  и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении  друг  к  другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении –  хороший  и  обязательный фон для формирования  в  ребёнке  нравственных  потребностей,  и,  наоборот, крик,   грубые   интонации   –   такая   семейная   атмосфера   приведет   к противоположным результатам. Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы  у  последнего не расходилось слово с делом.

    Многие родители совершают ошибку в том, что обвиняют своего ребенка в наступившем взрослении. «Раз ты такой взрослый, значит, и разговаривать я буду с тобой по-взрослому», — говорят они. Попытка руководить ребенком, стремление родителей «раз и навсегда» поставить все на свои места зачастую приводит к краху детско-родительских отношений.

    Первым и главным чувством родителей по отношению к своему ребенку должна быть глубокая вера в него и доверие, искреннее и настоящее, которое формируется в раннем детстве, а ростки его дают свои всходы в подростковом возрасте.

    Современная школа всегда выступает союзником родителей в воспитании будущего поколения. К большому сожалению, многие взрослые, педагоги и родители, забывают о том, что от первых проб и ошибок не застрахован ни один подросток — слишком велик соблазн неизведанного, слишком просты способы достижения многих соблазнов, слишком трудно противопоставить себя своим сверстникам. Общая цель семьи и школы — воспитать меры устойчивости к неоправданным пробам. В связи с этим одной из стратегических линий развития и успешного функционирования школы является серьезное и целенаправленное просвещение семьи по вопросам взросления ребёнка. Задача школы — сделать семью помощником и другом,  как для самого ребенка, так и для школы.

    Одна из важнейших особенностей школьного возраста — развитие нравственного сознания: нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми ребенок в школе начинает руководствоваться. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает, какую нравственную деятельность он осуществляет, будет складываться его личность.

    В подростковом возрасте родители приходят в школу к учителям и говорят о том, что ребе-нок, с которым еще совсем недавно были теплые и откровенные отношения, совершенно изменил свое отношение к семье.

    В первую очередь родители обвиняют самого ребенка, не понимая того, что он «сменил очки»: то, что раньше ему казалось смешным, понятным, повернулось совершенно иной стороной.

     Родительская любовь становится незначимой, «незаметной», повседневной, из общения между членами семьи исчезают доверие и искренность. Данная сложившаяся ситуация свидетельствует о том, что не подозревая того сами, отец и мать «проглядели» душевное становление своего ребенка. Поэтому, чтобы этого не произошло,  никогда нельзя терять из поля зрения психическое  состояние своего дитя. Почувствовали какие-либо «нелады»  у ребенка – вмешайтесь, т. к. без помощи взрослых ребенку, не имеющему жизненного опыта, очень трудно найти ответы на вопросы «отчего?» и «почему?». Вмешательство взрослых как со стороны семьи, так и со стороны школы, не должно быть  вероломным, оно должно быть  осторожным, чтобы не навредить. Не навредить – один из главных принципов в формировании и воспитании личности ребенка.

    Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня  очень  актуальной.

    Груз сложностей, доставшихся на долю нашему времени, очень  тяжёл.  Конец  2 тысячелетия ознаменован  экологическими  катастрофами,  влекущими  за  собой нарушение экологического равновесия в  физическом  и  нравственном  здоровье людей.  Ужасными  проявлениями  социальных   и   экономических   катаклизмов являются возросшая детская  преступность,  цветущая  пышным  цветом  и,  как амброзия, трудноискоренимая наркомания. Следствием   (или  причиной?)  этого выступают   бездуховность,   переоценка   ценностей,   потеря   нравственных ориентиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом.

    Следует отметить следующие методы и условия нравственного  воспитания ребёнка в семье:

    1) Атмосфера  любви.  Лишённый  этого  чувства  человек  не  способен уважать своих близких,  сограждан,  Родину,  делать  людям  добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости,  заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на  детскую психику, даёт  широкий  простор  для  проявления  чувств  ребёнка, формирования   и   реализации   его   нравственных   потребностей.

    Американский  психолог  Джеймс  Добсон  отмечает:  «Все  мы  очень нуждаемся в том, чтобы не только принадлежать к  отдельной  группе людей, занятых своими делами и проживающими в  одном  доме,  но  и чувствовать близость родных людей, дышать общей атмосферой  семьи, которая осознаёт  свою  индивидуальность  и  неповторимость,  свой особый характер, свои традиции».

    2) Атмосфера искренности. «Родители… не должны лгать детям ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни.  Всякую  ложь,  всякий обман, всякую симуляцию… ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и  быстротой;  и,  подметив,  впадает  в   смущение,   соблазн   и подозрительность. Если ребёнку  нельзя  сообщить  чего-нибудь,  то всегда лучше  честно  и  прямо  отказать  в  ответе  или  провести определённую границу в осведомлении, чем выдумывать вздор и  потом запутываться в нём  или  чем  лгать  и  обманывать  и  потом  быть изобличённым детской проницательностью. И не следует говорить так: «Это тебе рано знать», или «Это ты всё равно не  поймёшь»;  такие ответы только раздражают в душе ребёнка любопытство  и  самолюбие.

    Лучше отвечать так: «Я не имею  право  сказать  тебе  это;  каждый человек обязан  хранить известные секреты, а допытываться о  чужих секретах неделикатно и нескромно». Этим не  нарушается  прямота  и искренность,  и  даётся  конкретный  урок  долга,   дисциплины   и деликатности…»

    3) Разъяснение. Воздействие словом.

    Слово должно применяться  именно  к  конкретному  человеку,  слово  должно  быть  содержательным,  иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску. Чтобы  слово  воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на  эмоциональное  воздействие.  Подростки любят  рассуждать,  но  родители  часто  пресекают  эти  рассуждения,  подчёркивая   их незрелость, объясняя её тем, что они ещё малы,  а  потому  им  рано высказывать  свои  мнения.  Но  именно  в  ходе  этих   рассуждений подростки постигают нравственные понятия. Как правильно говорить с ребёнком? Всё дело в том,  что  необходимо знать, что сказать и как сказать.

    Во-первых, не надо говорить ребёнку или подростку то, что он  очень хорошо знает без нас. Это бессмысленно.

    Во-вторых, надо задумываться над тоном, манерой  нашего  разговора, чтобы избежать «отчитываний» и  «скучных  проповедей».  Ни  то,  ни другое не западает в душу ребёнка.

    В-третьих, надо продумывать, как  связать  нашу  беседу  с  жизнью, какого практического результата мы хотим добиться.

    И содержание, и тон, и место, и время разговора – всё важно. Словом мы убеждаем, но убеждение не может существовать без его реализации. В  том  и  заключается  мастерство  воспитателя  (родителя),  чтобы разговор с ребёнком вызвал у последнего отзвук собственных  мыслей, переживаний, побуждая к активной деятельности. Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Младшие школьники требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Подростка убеждает глубокая вера в  слово  взрослых.  С  ребятами  старшего  школьного возраста В. А. Сухомлинский советует размышлять вслух,  делиться  с ними сомнениями,  обращаться  за  советом.  Такая  непринуждённость утверждает   доверие,   чистосердечность,   искренность,   сближает взрослого и ребёнка, открывает путь в его духовный мир.

    4) Большой  ошибкой  в  семейном  воспитании  являются  упреки.  Одни упрекают ребенка в том, что  он  уже  большой, но плохо учится, другие ставят в упрёк и возраст, и физическую силу. Правильно поступают те родители. Которые вызывают у детей чувство гордости их взрослостью, подбадривают, вселяют уверенность в возможность успеха, В чём же вред упреков? Основное зло в том, что такие упрёки вызывают неверие в себя, а неверие в себя расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.

    5) Крайней мерой воздействия В. А.  Сухомлинский  считал  наказание.

    Наказание имеет  воспитательную  силу  в  том  случае,  когда  оно убеждает, заставляет задуматься над  собственным  поведением,  над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять  достоинство человека, выражать неверие в него.

    6) Порицание. Воспитательная  сила  порицания  зависит  от  моральных качеств,  тактичности  воспитателя.  Надо  суметь,  не   оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку  его действиям.  Искусство  порицания  состоит   в   мудром   сочетании строгости и  доброты.  Очень  важно,  чтобы  ребёнок  в  порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.

    7) Очень важным методом  в  воспитании  В.  А.  Сухомлинский  считает

    запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении,  учит детей разумно относиться к  своим  желаниям.  Желаний  у  детей  и подростков  очень  много,  но  их  все  невозможно  и   не   нужно удовлетворять. «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнка,  вырастает  капризное  существо,  раб  прихотей  и   тиран ближних.  Воспитание  желаний  –  тончайшая    работа воспитателя,  мудрого и   решительного,   чуткого   и безжалостного». С детства надо  учить  человека управлять  своими желаниями, правильно относиться к понятиям  можно,

    надо,   нельзя.

    Таким образом потворство  родителей  действует  очень  вредно.  «…искусство повеления и запрета … даётся нелегко. Но  в  здоровых  и счастливых семьях оно цветёт всегда».

    8) Необходимо воспитывать  чувства.  Это  значит  и  словом  и  делом вызывать  переживания,  пробуждать  чувства,  умышленно   создавая соответствующую ситуацию или используя естественную обстановку.

    Суть эмоциональной ситуации как средства воспитания состоит в том, что в связи  с  каким-либо  событием,  поступком  человек  ощущает тончайшие  переживания  другого   и   отвечает   на   них   своими собственными. Чувства не навязываются, а пробуждаются, и пробудить их можно не искусственно, а искренними переживаниями.

    9) Регулярный труд  в  присутствии  ребёнка.  Постоянно  наблюдая  за работой взрослых, ребёнок начинает,  имитировать  это  в  игре,  а затем и сам включается в процесс труда как помощник,  и,  наконец, как самостоятельный исполнитель.

    10) Необходимо исключение так называемых прибавочных раздражителей

    из жизни ребёнка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя.

    11) Оградить ребёнка от контакта с безнравственными людьми.  Важнейшим

    методом овладения знаниями и опытом у ребёнка  является  имитация.Инстинкт имитации заставляет ребёнка  пытаться  воспроизвести  все действия и поступки  окружающих его людей.  Воспроизвёл  –  значит освоил. Только к 7-и годам ребёнок вырабатывает  свои  собственные

    нравственные основания и  может  оценивать  поведение  и  поступки окружающих людей. Поэтому взрослые, которые любят ребёнка и желают ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы  не послужить ему примером безнравственного поведения.

    12) Родителям необходимо  обращать  внимание  на  целомудрие  семейных

    отношений и в связи этим:

    а) остерегаться слишком чувственной «обезьяньей» любви к  ребёнку,которого  они  то  и  дело  волнуют   всевозможными   неумеренными физическими ласками;

    б) контролировать проявление взаимной любви в  присутствии  детей.«Супружеское  ложе  родителей  должно  быть  прикрыто  для   детей целомудренной тайной, хранимой  естественно  и  неподчеркнуто»,  - писал И. А. Ильин.

      Работа  родителей в группах.

    - Прошу вас порассуждать над вопросами

    1 группа работает над вопросом-

    - Какие семейные ценности вашего воспитания вы хотели бы перенести на своих детей?

    2 группа работает над вопросом-

    - Все мы стремимся наделить детей нравственными качествами? Что, по-вашему, нам мешает и как семья может это преодолеть?

    3 группа работает над вопросом-

    Какова роль семьи в формировании безопасной среды ребёнка?

    Учитель  - В мире есть понятие – экология души.

    Судьба человека – это то, что он делает сам.

    Существует ошибочное мнение, что человек – царь природы. Это не так. Человек – маленькая частичка огромной Вселенной, где существуют свои законы.

    - Всё, что находится во Вселенной, живёт и развивается по этим законам. И человек – не исключение. Либо он принимает эти законы и живёт по ним. Либо идёт против и получает наказание. И это независимо от наших желаний. Основной задачей человека сегодня является расширение знаний о мире, стремление к пониманию происходящих процессов и их взаимосвязи. Появилась наука экология и в связи с этим новые понятия: глобальная экология, социальная экология, экология человека, экология души.

    - каждый человек в этой жизни рождается для того, чтобы преодолевая земные соблазны и несчастья, развивать и совершенствовать свою душу, свой дух. У каждого есть главное испытание в жизни, то, на что его будут постоянно испытывать, и его слабое место.

         «Звери внутри нас» - активная беседа.

    Учитель : Мы оглядываемся и ищем опасность вокруг, а главная опасность находится внутри человека и действует незаметно. Корень этой опасности – в непонимании мира, непонимания того, что происходит, в неправильном поведении, которое незаметно приводит к распаду человека изнутри и с которым мало кто связывает все наши беды.

    - Что же за звери живут внутри нас? (ответы: кровожадность, беспощадность, злость и жадность, жестокость, хамство, цинизм, чёрствость, сквернословие, равнодушие, зависть и др.).

    - Упр. – «Дискуссия – кто важнее?» (Предстоит операция по пересадке сердца. На очереди стоят: учёный онколог, хирург, беременная женщина, мать 2-х детей и старичок – ветеран ВВО. Донорское сердце поступило одно, как быть, кому поставить сердце? (мнения членов дискуссии) – вывод: какого зверя мы сейчас в себе открыли?  - самомнение и самонадеянность, что мы – пупы Вселенной и можем вершить человеческие судьбы.

    - СМИ кишат информацией о насилии, хулиганстве, убийцах, педофилах, маньяках. Откуда они берутся? Может с неба падают, или с других планет прилетают?

    - Нет! Они живут среди нас.

    - А почему так бывает, что из соседского мальчишки вырастает вор-рецидивист, или ещё хуже – убийца? (Варианты ответов записываются на доске) – (жестокость в семье, отсутствие любви и ласки, безразличие к судьбе близких, озлобленность).

    - И ещё мы – окружающие, наше безразличие или молчаливое согласие (там промолчали, там отвели глаза) -

    - А вот исторический пример того, как попустительство отдельных людей приводит к нарастанию насилия: Средние века – инквизиция и свободолюбивая  Венеция, где публичные сожжения были крайне редки.

    - И теперь исторический пример, доказывающий, как смелость и решительность одного человека может спасти тысячи людей – начало ВОВ – эвакуация людей.

     Приёмы сохранения «чистоты души».

    - А что же делать, чтобы наши души оставались чистыми? Что во все века помогало людям становиться лучше, человечнее? (Запись на доске: вера, умение прощать,  книги, музыка, общение с животными, а также нахождение рядом с нами таких категорий людей – инвалидов, калек, нищих, также нужно назвать и пережитое горе, потерю близких).                   2

     Вспомните песню, которая звучала, ведь главная мысль – нищенка встала на пути этого богатого барина для спасения его души. Давайте переведём наших зверей в позитивные понятия (т.е. трансформируем: чёрствость – мягкость, хамство – уважение, жадность – щедрость, кровожадность – миролюбие и т.д.) – упр. «Трансформация»

    - Некоторые, наверное, не представляют, что может сделать с человеком великая сила музыки? Огромно влияние М на состояние души!

    /Звучат небольшие фрагменты: Моцарт, симфония №40, Бетховен, «Лунная соната», Бах, фуга ре-минор/.

    Дети  - наше будущее!

    - Есть ещё одно очень важное спасение – это наши дети! Глядя на малышей, как они лопочут, делают первые шаги, улыбаются вам доверчиво и открыто, хочется жить, быть добрыми, чистыми и светлыми.

    - Вы не замечали, сколько света и радости, наивности и мудрости в детских песнях? Сколько в них научных открытий, простых житейских понятий!

    /Все вместе исполняем песню «Шла корова по дорожке»/ - краткий анализ песни (образ Коровы, помада для неё, шоколад, наряды…).

    Послесловие.

    Мы сами создаём ту или иную ситуацию в жизни, а потом тратим силы, ругая других за свои тревоги и неудачи. Мы сами – источник собственных переживаний. С другой стороны, установив гармонию и баланс у себя в сознании, мы тоже самое начинаем находить в жизни.

    …Берегите эти земли, эти воды,  даже малую былиночку любя!

    Берегите всех  зверей внутри природы, убивайте же зверей внутри себя!

    Заключение.

    Рефлексия – Что вас взволновало или задело за живое?

    - Что вам хочется сделать прямо сейчас?

    - А давайте для начала устроим «прощёные выходные» - проанализируем свою жизнь, свои поступки и попросим прощения (очно или заочно) у всех, кого когда-то обидели. Этим хоть немного очистим свою душу.

    Вывод :

    Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.

    - Нашу встречу хочется закончить  притчей.

    Однажды утром один рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хорош, и к полудню трое мужчин готовы были вернуться домой. Но когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и полностью скрыла из вида береговую линию.

    А в это же самое время буря не пощадила и их маленький домик. Он загорелся, огонь сжег дотла их жилье и все имущество.

    Когда рыбак с сыновьями выбрались на берег, его ждала плачущая жена, которая тут же рассказала мужу и детям о постигшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повел. Жена возмутилась: «Муж, мы потеряли все, что у нас было, а тебе и дела нет!»

    Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом, оказался тем самым светом, который внезапно возник в тумане и указал нам дорогу к берегу».

    Свет в окне дома... Какие чувства он вызывает у наших детей? Радость, что тебя ждут? Слезы очищения: «Ну, вот я и дома»: раздражение — ну, что им надо, чего им не спится: боязнь — как пройти тихонько, чтобы обошлось без скандала и воплей?

    Учитель.

    - Уходя с собрания, очень хочется, чтобы вы задумались, а какие чувства свет в вашем окне вызывает у ваших детей, которые сами через очень небольшой промежуток времени станут папами и мамами, и сами будут зажигать свет в своих окнах.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка родительского собрания «Роль семьи в воспитании личности»

    Доклад родительского собрания на тему: «Роль семьи в формировании личности».Данный доклад  обеспечивает интеграцию усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности учащихся.Самое глав...

    Методическая разработка родительского собрания "Дети и интернет"

    Компьютер является неотъемлимой частью быта всех современных семей. И если ещё 10 лет назад дети учились сначала говорить, а потом уже смотрели телевизор, то в наше время всё происходит наоборот. Малы...

    Методическая разработка родительского собрания - размышления. «Почему наши дети обманывают?»

    Методическая разработка родительского собрания - размышления. «Почему наши дети  обманывают?»...

    Методическая разработка родительского собрания на тему: "Источники информации как средство воспитания детей".

    Предлагаю вашему вниманию методическую разработку родительского собрания на тему «Источники информации, как средство воспитания детей». Цель собрания: показать родителям, что не всегда качество и смыс...

    Методическая разработка родительского собрания на тему «Способы формирования устойчивых навыков безопасного поведения на дороге с помощью семьи».

    Этот материал поможет родителям лучше понимать своих детей, сделать их поведение на дороге безопаснее.  ...