Методическая разработка родительского собрания по профилактике табакокурения Тема: «Семья без табака: за или против»
методическая разработка на тему

Крюкова Юлия Вячеславовна

Для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание по профилактике табакокурения

Тема: «Семья без табака: за или против»

Цели:

  • овладение объективными знаниями;
  • формирование здоровых навыков и установок ответственного поведения, которые должны снизить вероятность приобщения к употреблению табака.

Задачи:

  • Привить навыки внимательного и бережного отношения к своему здоровью и здоровью своих детей.
  • Сконцентрировать внимание родителей на пагубном воздействии вредных привычек на здоровье ребенка.
  • Познакомить с причинами и последствиями курения.(слайд №2 )
  • Физико-химический механизм курения состоит в том, что через подожженный и медленно тлеющий табак (в трубке, папиросе, сигарете) всасывается воздух. 
    Кислород, содержащийся во вдыхаемом воздухе, проходя через слой тлеющего табака, усиливает его горение, и продукты возгонки вместе с оставшейся частью воздуха поступают в легкие. Для выкуривания папиросы (сигареты) обычно требуется 12-18 затяжек. .(слайд №3,4 )

Исторические сведения о мерах борьбы с табакокурением:

  • Англия: курильщикам отрубали головы и выставляли для всеобщего обозрения на площади.
  • Испания: монахов, замеченных в курении табака, заживо замуровывали в монастырской стене.
  • Турция: курильщикам вырывали ноздри, сажали на кол.
  • Россия: в 1649 году царь Михаил Романов издает указ: "Запрещаю ввозить табак, а пойманных торговцев повелеваю ссылать в дальние города, также портить им ноздри и резать носы. Всех, у кого будет найдено богомерзкое зелье, пытать и бить кнутом, пока не сознается, откуда получил". .(слайд №6)
  • Наша страна занимает первое место по подростковому курению и четвертое – по уровню курения среди взрослых. .(слайд №7 )
  • В мире проживает 1,1 миллиарда курильщиков.
    В России курят 60 % мужчин и 20 % женщин.
    Живут курильщики в среднем на 10-12 лет меньше своих сверстников.
    Ежедневно 700 россиян умирает от болезней, вызванных курением, причем половина курильщиков умирает в трудоспособном возрасте.
    Расходы на «курево» занимают 15-20 % семейного бюджета.
    Средний возраст начинающих курильщиков в России – 11 лет. .(слайд №9 )
  • Почему сигарета приобрела такой привлекательный вид? В обществе сложился стереотип взрослого мужчины – курильщика. Если вокруг ребенка курит много взрослых, ему тоже хочется скорее стать взрослым (если в семье курят, то вероятность того, что ребенок будет курить увеличивается на 50-60 %).
    Запрограммированность курения: курит крокодил Гена, Волк из «Ну, погоди!», курят большинство актеров и актрис. В ребенке, его сознании, закладывается программа, сознание искажено ложными представлениями и сведениями о табаке. .(слайд №10 )

Причины курения

  • Влияние сверстников. Когда курят друзья, старшеклассники – у многих возникает желание попробовать. Срабатывает механизм социальной зависимости. Особенно часто это случается у девушек и женщин.
    Многие начинают курить во время стресса, попадая в тяжелую жизненную ситуацию, причем такое случается даже в возрасте 40-50 лет. В трудный момент кто-то протягивает сигарету: покури – станет легче. Это действительно дает временное облегчение, на несколько минут, пока горит сигарета, проблема отодвигается в сторону.
    Многие курение считают привычкой, полагая, что бросить курить легко, стоит только приложить усилия. Но курение – это определенная форма наркотической зависимости, с которой расстаться довольно трудно. .(слайд №11,12 )

Выделяют три стадии никотиновой наркомании:

Бытовую: несистематическое курение около 5 сигарет в день.

Привычную: курение постоянное от 5-15 сигарет в день. Отмечается умеренная обстинация, поражение внутренних органов, физическая зависимость. В определенной мере эти признаки обратимы после прекращения курения.

Пристрастную: высокая толерантность (потребность): обстинация тяжелая, зависимость физическая. Влечение непреодолимое, 1-1,5 пачки в день. Привычка курить натощак и сразу после еды, а также среди ночи, определяет значительное поражение внутренних органов и нервной системы.

  • После проникновения сигаретного дыма в легкие никотин попадает в мозг уже через 7 секунд и повышает временно их активность. Одновременно расширяются сосуды, возникает чувство притока сил, чувство успокоения, затем происходит резкое сужение сосудов и понижение активности мозга. Чтобы вновь почувствовать состояние прилива энергии, курильщик тянется за другой сигаретой. Так возникает привычка. 
    За 1 год через легкие курильщика проходит и откладывается до 1 кг угля.
    В Алтайском крае почти половина граждан – активные курильщики. Причем каждый из них вовлекает в процесс «пассивного» курения своих детей, окружающих. .(слайд №13 )
  • Пассивный курильщик, человек некурящий, находящийся в помещении с активными курильщиками, в течение одного часа вдыхает такую дозу некоторых газообразных частей табачного дыма, которая равносильна выкуриванию половины сигареты. 
    Установлено, что 25 % вредных веществ задерживается организмом, 20% сгорает, 5% задерживается в окурке и 50% загрязняет окружающую среду. .(слайд №14 )

Ребенок – это не совсем копия взрослого по всем параметрам. У него еще находятся в стадии развития все системы и органы, имеет свои особенности и состояние обмена веществ в организме. Поэтому ребенок, подросток значительно чувствительнее, уязвимее к действию любых вредных веществ, в том числе и табачных ядов, чем взрослый человек.
У курящих детей в первую очередь изменяются функции центральной нервной и сердечно-сосудистой систем. Такие дети, прежде всего, становятся легко возбудимыми, вспыльчивыми, раздражительными, невнимательными. 
Постепенно развивается зависимость от табака, и если нет сигареты, появляется состояние дискомфорта в самочувствии, что выражается в виде беспокойства. Все мысли заняты тем, чтобы поскорее закурить. .(слайд №15 )

Мини-тест:

  1. Напишите на листочках 5 женских и 5 мужских имен, тех людей, которых вы знаете.
  2. А теперь напротив каждого имени отметьте, курит ли этот человек.
  3. Посчитайте, каково число курящих, а сколько некурящих.

Сделайте выводы для себя.

Мифы о курении:

1. Курево успокаивает нервы.

  • Компоненты табака (смолы, никотин, дым и т.д.) не расслабляют, а просто “тормозят” важнейшие участки центральной нервной системы.
  • Привыкнув к сигарете, человек без нее уже расслабиться не может.
  • Получается замкнутый круг: и возникновение, и прекращение стресса зависят от курения.

2. Курящие люди дольше сохраняют стройную фигуру.

  • Кругом полно дымящих толстяков.
  • Притупляя сигаретой чувство голода, вы провоцируете развитие гастрита и язвенной болезни.
  • Худеть с помощью курения – это все равно, что привить себе инфекционную болезнь и “таять на глазах” от нее.

3. На морозе сигарета согревает.

  • Компоненты табака (смолы, никотин, дым и т.д.) не расслабляют, а просто “тормозят” важнейшие участки центральной нервной системы.
  • Привыкнув к сигарете, человек без нее уже расслабиться не может.
  • Стоит ли так “греться”, чтобы получить взамен как минимум гипертонию?

Выводы:

  • Болезни, возникающей только от курения не существует.
  • НО… продукты курения и в первую очередь никотин, ведут к развитию серьезных и разнообразных заболеваний (тяжелые бронхиты, эмфизема, туберкулез, рак легких, атеросклероз, эндартериит, гипертония, ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, рак желудка и другие.)
  • Организм курильщика изнашивается и стареет значительно раньше, чем организм некурящего.

Мозговой штурм «Хорошо или плохо»

Задание для родителей:

Записать преимущества некурящего человека. Кто больше? 
Записать самые неприятные (какие только придут в голову!) слова по поводу курения.

  • Работа с интерактивной доской: .(слайд №16 )

Если ты хочешь снять чувство напряжения, не обязательно браться за сигарету!

«Антистрессинг» (15 мин.)

Примите удобное положение. Глубоко вдохнув, задержите ненадолго дыхание. На этот раз выдох сопровождайте звуком «х-а-а-а-а-а-а-а-а-а-». Теперь дышите нормально, сосредоточив на этом внимание. При вдохе говорите себе: «Я», при выдохе – «расслаблен». Повторите упражнение 5 раз. Лучше использовать в групповой форме.

«Медиативное пение» (3-5 мин.)

Сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза, слегка прикройте рот и пойте «а-у-м» с разно интонацией.

«Гудение» (3-6 мин.)

Сидя, расслабившись, закрыв глаза, закрыв рот, издавайте мычащий звук

«Релаксация «по Бенсону» (5 мин.)

  • Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьте руки, ноги, тело, лицо. Дышите через нос. Осознайте своё дыхание. После вдоха говорите про себя слово «один». Сохраните принятую позу, через 5 минут откройте глаза и медленно встаньте. .(слайд №17 )

Что дает отказ от курения:

  • Избавление от ежедневной интоксикации организма.
  • Уменьшение риска развития рака легкого, болезней сердца и сосудов
  • Вы избавляетесь от неприятного запаха изо рта, от волос, одежды.
  • Вы сохраните деньги на другие расходы.
  • Вы спасете своих детей от заболеваний органов дыхания.

Памятка родителям:

1. Если вы хотите, чтобы ребенок бросил курить, лучший способ – отказаться от курения и вам, и всем членам семьи.
2. В доме не должно быть сигарет, пепельниц с окурками.
3. Не приглашайте в гости курящих друзей и родственников.
4. Родители должны помочь ребенку отвлечься от привычки курить. Игры, отдых на свежем воздухе, прогулки, беседы – все это способствует отказу от курения.

Главное слагаемое успеха – это испытать счастье дышать свободно.

«Приобрести здоровье – храбрость, сохранить его – мудрость, а умело распорядиться им – искусство!»

Ф. Вольтер

Литература:

  1. Жизнь без вредных привычек. Учебно-методическое пособие по предупреждению табакокурения в общеобразовательных учреждениях /Авт.– сост.: В.Н.Швецова, П.П. Миненко; под общ. ред. Л.И. Мироновой. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2003– 60 с.
  2. Гаткин Е. Вредные привычки и их социальные последствия.//ОБЖ, № 2,1999, с. 54-56.
  3. Касаткин В.Н. и др. Принципы создания программы профилактики курения в школе.//Вестник образования, № 13, 2001, с. 57-71.
  4. Костюченков В.Н. и др. Вредные привычки или здоровье – выбирайте сами. – Смоленск, 2001.
  5. Жизнь без вредных привычек. Учебно-методическое пособие по предупреждению табакокурения в общеобразовательных учреждениях /Авт.– сост.: В.Н.Швецова, П.П. Миненко; под общ. ред. Л.И. Мироновой. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2003– 60 с.
  6. Еникеева Д. И. «Для мальчиков, или как стать настоящим мужчиной». Москва, «АСТ-ПРЕСС».
  7. Генкова Л.Л. «Почему это опасно?». Москва, Просвещение, 1989 г.
  8. Стан В.В. «Правильное гигиеническое воспитание – залог здоровья». Москва, «Медицина», 1987 г.
  9. Матвеев В.Ф. «Профилактика вредных привычек школьников». Москва, Просвещение, 1989 г.
  10. Ягодинский В.Н. «Школьнику о вреде никотина». Москва, Просвещение, 1986 г.
  11. www.photosight.ru/photo
  12. www.gifs.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка родительского собрания «Роль семьи в воспитании личности»

Доклад родительского собрания на тему: «Роль семьи в формировании личности».Данный доклад  обеспечивает интеграцию усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности учащихся.Самое глав...

Родительское собрание по профилактике табакокурения в начальной школе.

Родительское собрание, предназначено для учителей начальной школы...

Методическая разработка родительского собрания на тему «Способы формирования устойчивых навыков безопасного поведения на дороге с помощью семьи».

Этот материал поможет родителям лучше понимать своих детей, сделать их поведение на дороге безопаснее.  ...

Профилактика насилия в семье в контексте духовно-нравственного воспитания детей. Экология души. (методическая разработка родительского собрания)

В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек любит природу и охраняет её.  Добрый человек – это тот, кто любит людей и п...

Методическая разработка родительского собрания "Мама, папа, я - читающая семья"

Разработка посвящается проблеме осознания родителями значимости чтения для личного развития ребёнка. Адресована учителям начальных классов....