Методическая разработка. "Родительское собрание на тему "Агрессия ребенка - причины и профилактика""
методическая разработка (1 класс)

Чаус Ирина Алексеевна

Обсуждение причин агрессии ребенка и её профилактика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agressiya_rebyonka_-_prichiny_i_profilaktika.docx121.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания

Тема: «Агрессия ребенка –причины и профилактика»

                                        Учитель ГБОУ СОШ № 90

                                        Чаус Ирина Алексеевна

                        Санкт-Петербург

                                2021 год

Цель. Обсуждение проблемы обучения и воспитания  агрессивного ребёнка.

Задачи.

  1. Познакомить родителей с причинами, которые приводят к агрессивному поведению детей.
  2. Помочь родителям находить способы преодоления агрессивности у детей.

Предварительная подготовка. Анкетирование родителей.

План:

  1. Вступительное слово воспитателя.
  2. Что такое агрессия? Её формы.
  3. Портрет агрессивного ребёнка.
  4. Причины появления агрессии у детей.
  5. Показ презентации.
  6. Принципы общения родителей с агрессивными детьми.

          7. Ознакомление со способами выражения (выплёскивания) гнева.

           8.   «Золотые правила» воспитания, связанные с темой данного собрания.

9.  Итоги собрания. Обмен мнениями по теме собрания.

Ход собрания.

  1. Вступительное слово.

- Уважаемые мамы, папы!

Тема нашей  встречи серьезна и трудна. Она актуальна всегда. Это тема проявления нашими детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей, о чём свидетельствуют ваши анкеты. Что же это за явление и стоит ли о нем говорить? Давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь ее преодолеть.

На интерактивной  доске слова Эриха Фромма, прочитайте их, они помогут нам раскрыть тему нашего собрания:

«Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения  своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется от собственной душевной боли»

Знакомство с планом собрания.

  1. Что такое агрессия?

Сочетание социальных, семейных, психологических неблагоприятных факторов  негативно влияет на развитие детей, вызывая, нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми. Сегодня мы обсудим лишь одну из форм проявления отклоняющегося поведения - агрессию. Давайте попробуем разобраться в причинах детской агрессивности и рассмотрим пути коррекции поведения детей.

Многие исследователи в нашей стране и за рубежом занимались проблемой агрессии, но к одному знаменателю не пришли, так как она сложна и многогранна и, следовательно, одного решения быть не может. Различают агрессию как специфическую форму поведения и агрессивность как психическое свойство личности. Агрессия - осознанные действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному. Несмотря на различия в определении понятия агрессии у разных авторов, идея причинения ущерба (вреда) другому субъекту присутствует практически всегда.

Агрессия – это такое поведение, которое противоречит нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический и моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Агрессия – проявление агрессивности в деструктивных действиях, целью которых является нанесение вреда какому-либо лицу.

Агрессивность – свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных действий для реализации своих целей.

Эмоциональные переживания, такие, как недоброжелательность, злость, мстительность, гнев не всегда приводят к агрессии. Важно учить детей осознавать и регулировать эмоции, приводящие к агрессивному поведению.

Агрессивность присуща любому человеку. Иногда агрессивность помогает ребёнку адаптироваться к новой среде, достичь цели, познать новое. Такой тип агрессивности необходим для выживания. Если агрессивность выражается в форме ненависти и враждебности, то она может нанести вред.

Формы проявления  агрессии:

- физическая –  проявляющаяся в конкретных физических действиях, направленных против какого-либо лица, либо наносящие вред предметам (ребенок дерется, кусается, ломает, швыряет предметы);

- вербальная – агрессия выражается словами (ребёнок кричит, угрожает, оскорбляет других);

- косвенная – непрямая агрессия (ребёнок сплетничает, ябедничает, провоцирует сверстников).

Психологи выделяют  аутоагрессию, когда агрессия направлена на самого себя, выражается в нанесении вреда самому себе (обкусывает ногти, выдирает волосы, травмирует себя).

К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип поведения, который культивируется в семье и средствах массовой информации. Однако в настоящее время и у девочек все чаще проявляются разные формы агрессии.

  1. Каков же портрет агрессивного ребенка

Агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому, что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому ненужным. Он использует любую возможность, стремиться разозлить маму, учителя, сверстников; он не успокоится до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку.

Взрослым  не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых наказание. В действительности, это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое «место под солнцем».

Агрессивные дети часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.

Детям с агрессивным поведением свойственны некоторые общие черты: эмоциональная грубость, озлобленность, как в отношении сверстников, так и окружающих взрослых, неадекватная самооценка, повышенная тревожность,  неумение находить правильный выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов.

  1. Причины появления агрессии у детей.

Причины проявления агрессии у детей могут быть разными: соматические и психические заболевания, недостаточное развитие интеллекта, низкий уровень самоконтроля, повышенная возбудимость нервной системы, неразвитость коммуникативных навыков. Раздражительные, склонные к эмоциональным вспышкам дети нуждаются в помощи специалиста – психоневролога.

Часто причиной детской агрессивности являются отношения в семье. Ребёнок копирует агрессивное поведение членов семьи – хамство, ругань, унижения,  оскорбления. В таком случае агрессивность становится нормой его жизни.

Непоследовательность родителей в формировании нравственных ценностей  озлобляют детей, настраивают их против родителей и окружающих людей. Таким родителям сегодня удобны одни нормы в поведении ребёнка, а завтра другие. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

Безразличное отношение к ребёнку, нежелание общаться, нетерпимость, характер наказаний, властность родителей способствуют формированию детской агрессивности.

Противоречивое поведение в отношении к ребёнку, когда папа и мама предъявляют к нему противоположные требования, также может спровоцировать проявления агрессивности.

В последние годы психологи рассматривают отдельно такую причину возникновения детской агрессии, как СМИ.  Способствуют этому компьютерные игры. Совершая в них виртуальные  акты насилия, ребёнок перестает видеть грань между игрой и реальностью.

  1. Показ презентации.

6.Принципы общения с агрессивными детьми для родителей.

Педагог просит родителей высказать своё мнение по поводу общения с агрессивными детьми и обобщает высказывания следующими рекомендациями:

  1. Не будьте равнодушными к проблемам ребенка. Спокойно и тактично разговаривайте с педагогами, постарайтесь выяснить истинные причины проблем (версия педагога) и только потом предъявляйте свои претензии и требования (версия ребенка и родителей).
  2. Старайтесь избегать скандалов и публичных ссор при ребенке, так это может сформировать у него модель конфликтного поведения, которое он будет переносить на окружающий социум.
  3. Родителям необходимо учиться распознаванию собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с агрессивными детьми, а также приемам регуляции психического равновесия.
  4. Родителям необходимо учиться навыкам «ненасильственного» общения, «активному» слушанию, в процессе общения необходимо исключать оценочные высказывания, использовать в общении с ребенком «Я-послания» вместо «Ты – посланий»:

Я думаю, что...

Я недоволен тем, что...

Мне не нравится, что...

Я очень расстроился, когда увидел, что ты толкнул девочку.

Мне кажется, что в данной ситуации ты не прав.

5. Родителям необходимо выработать единые требования и правила

воспитания в семье, а если возникают затруднения, то обратиться за помощью к педагогам и специалистам ГБОУ.

6.Родителям необходимо отказаться от наказаний как основного              метода воспитания, переход к методам убеждения и поощрения.

Внимательно следите за тем, что смотрит ваш ребенок по телевизору и в смартфоне, в какие компьютерные игры играет. Переключите на другую программу или выключите телевизор, если считаете программу вредной и опасной для его психики.

7. Ознакомление со способами выражения (выплёскивания) гнева.

Родителям предлагается памятка «Как избавиться от гнева»

1.Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы начинаете заводиться, раздражаться:

- намеренно сбавьте громкость и тон голоса, не делайте резких движений;

- используйте технику глубокого дыхания – сделайте три коротких вздоха и один длинный выдох.

2. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии («Извини, я очень расстроена, у меня ужасное настроение. Давай поговорим чуть позже» или «Извини, я сейчас очень раздражена»)

3. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия.

Именно ваш пример того, как адекватно справляться с раздражением поможет вашему ребёнку освоить приемлемые формы выражения гнева и использовать их в сложных ситуациях:

- старайтесь не прикасаться к ребёнку в минуты раздражения;

- посчитайте до 10;

- напрягайте и расслабляйте кисти рук, дышите медленно и глубоко;

- разорвите или сомните бумагу, ненужную газету;

- потопайте ногами, побейте подушку;

- сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить (примите теплую ванну, душ; выпейте воды мелкими глотками, позвоните друзьям; просто расслабьтесь, лёжа на диване; послушайте любимую музыку; переключите мысли, подумав о чём-то хорошем).

Способы выражения гнева у детей:

Громко спеть любимую песню.

Пометать дротики в мишень.

Попрыгать на одной ноге.

Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячом.

Пускать мыльные пузыри.

Устроить бой с боксерской грушей или подушкой.

Полить цветы.

Погоняться за кошкой (собакой).

Пробежать несколько кругов вокруг дома.

Поиграть в настольный футбол (баскетбол, хоккей).

Сломать несколько ненужных игрушек.

Устроить соревнование «Кто громче крикнет. Кто выше прыгнет. Кто быстрее пробежит».

Стучать карандашом по столу.

Скомкать или помять несколько листов бумаги, а затем их выбросить.

Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем замалевать его.

Слепить из бумаги фигуру обидчика и сломать ее.

Послушать музыку.

8. «Золотые правила» воспитания, связанные с темой данного собрания.

Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.

Не давайте своему ребёнку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.

Не ставьте своему ребёнку каких бы то не было условий.

Будьте тактичны в проявлении воздействия на ребёнка.

Не наказывайте своего ребёнка за то, что позволяете делать себе.

Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребёнку в угоду чему – либо.

Не шантажируйте ребёнка своими отношениями друг с другом.

Не бойтесь поделиться с ребёнком своими чувствами и слабостями.

Не ставьте свои отношения с собственным ребёнком в зависимость от его успехов.

При общении с детьми рекомендуется употреблять следующие выражения:

Ты у меня самый умный, (красивый ит.д.)

Как хорошо, что ты у меня есть.

Ты у меня молодец!

Я тебя очень люблю.

Как ты хорошо это сделал, научи и меня этому.

Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.

9.Итоги собрания. Обмен мнениями по теме собрания.

  Предлагаю высказаться родителям по проведению данного собрания: актуальна ли тема, понятны ли причины возникновения агрессии у детей, воспользуются ли родители советами по преодолению агрессии. Какие вопросы ещё интересуют родителей, благодарю за участие.

Спасибо за внимание!

                                   

 Памятка для родителей по предупреждению детской агрессивности.

  1. Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
  2. Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
  3. Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий.
  4. Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.
  5. Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.
  6. Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку и  в угоду чему-либо.
  7. Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.
  8. Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями.
  9. Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его успехов.

Картинки по запросу охрана здоровья детей в детском саду

Памятка по причине которой может проявляться детская агрессия

Агрессивность ребенка проявляется, если:

•  ребенка бьют;

•  над ребенком издеваются;

•  над ребенком зло шутят;

•  ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;

•  родители заведомо лгут;

•  родители пьют и устраивают дебоши;

•  родители воспитывают ребенка двойной моралью;

•  родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;

•  родители не умеют любить одинаково своих детей;

•  родители ребенку не доверяют;

•  родители настраивают ребенка друг против друга;

•  родители не общаются со своим ребенком;

•  вход в дом закрыт для друзей ребенка;

•  родители проявляют по отношению к ребенку мелочную опеку и заботу;

•  родители живут своей жизнью, и в этой жизни нет места их ребенку;

•  ребенок чувствует, что его не любят.

Для преодоления детской агрессии в своем педагогическом арсенале родители должны иметь: внимание, сочувствие, сопереживание, терпение, требовательность, честность, откровенность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, сердечность, понимание, чувство юмора, ответственность, такт, дружелюбие, умение удивляться, надежду и любовь.

         

Картинки по запросу охрана здоровья детей в детском саду

  Памятка «Как избавиться от гнева»

1.Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы начинаете заводиться, раздражаться:

- намеренно сбавьте громкость и тон голоса, не делайте резких движений;

- используйте технику глубокого дыхания – сделайте три коротких вздоха и один длинный выдох.

2. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии («Извини, я очень расстроена, у меня ужасное настроение. Давай поговорим чуть позже» или «Извини, я сейчас очень раздражена»)

3. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия.

Именно ваш пример того, как адекватно справляться с раздражением поможет вашему ребёнку освоить приемлемые формы выражения гнева и использовать их в сложных ситуациях:

- старайтесь не прикасаться к ребёнку в минуты раздражения;

- посчитайте до 10;

- напрягайте и расслабляйте кисти рук, дышите медленно и глубоко;

- разорвите или сомните бумагу, ненужную газету;

- потопайте ногами, побейте подушку;

- сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить (примите теплую ванну, душ; выпейте воды мелкими глотками, позвоните друзьям; просто расслабьтесь, лёжа на диване; послушайте любимую музыку; переключите мысли, подумав о чём-то хорошем).


Анкета для родителей «Агрессивен ли Ваш ребёнок?»Картинки по запросу охрана здоровья детей в детском саду

Как же выявить агрессивного ребёнка? Существуют определённые критерии агрессивности. Воспользуемся тестовым материалом, предложенным в книге А.Г. Долговой «Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция»

Прочитайте вопросы теста и ответьте на них «да» или «нет». Если вопрос вызывает затруднение, то вспомните, как бывает чаще.

Каждый родитель получает материалы теста в напечатанном виде.

Тест для родителей «Агрессивен ли ваш ребёнок?»

  1. Можно ли сказать, что ваш ребёнок не агрессивнее других детей?
  2. Верно ли, что ваш ребёнок не ломает игрушки?
  3. Верно ли, что ваш ребёнок не ломает вещи (он исследует их, а не портит)?
  4. Правда ли, что даже в плохом настроении ваш ребёнок не бросает предметы на пол?
  5. Бывает ли, что в раздражении ваш ребёнок может замахнуться и ударить кого-либо?
  6. Верно ли, что ваш ребёнок никогда не оторвёт листочек или цветок у комнатного растения?
  7. Можно ли быть уверенным, что на улице ваш ребёнок нарочно не наступит на хвост дворовой кошке?
  8. Правда ли, что он никогда не обидит насекомое?
  9. Может ли ребёнок, играя с близким человеком (бабушкой, сестрой), причинить ему нечаянную боль?
  10. Всегда ли, играя с более слабыми детьми, ваш ребёнок соизмеряет силы?
  11. Правда ли, что играя с куклами, ваш ребёнок может выколоть им глаза, оторвать ручки или ножки?
  12. Правда ли, что характерным игровым приёмом вашего ребёнка бывает стрижка волос и удаление других «лишних» деталей у кукол (или других игрушек)?
  13. Верно ли, что ваш ребёнок даже в гневе или раздражении не разбивает посуду?
  14. Бывает ли, что ваш ребёнок незаметно щиплет, дергает за волосы или кусает другого ребёнка?
  15. Верно ли, что рассматривая книжку, он может вырвать страницу?
  16. Верно ли, что ваш ребёнок во время рисования нередко ломает грифель карандаша сильным нажатием?
  17. Случается ли, что находясь рядом с другими детьми, ваш ребёнок толкает и пихает их?
  18. Случается ли, что в ответ на замечания взрослых, ваш ребёнок употребляет бранные слова?
  19. Случается ли ему употреблять ненормативную лексику в ссорах с другими детьми?
  20. Бывает ли, что от обиды ваш ребёнок уходит в другую комнату, бьёт подушку, стены, мебель?

А теперь сравните ваши ответы с КЛЮЧОМ, приведённым ниже, и подсчитайте, сколько ответов совпало: 1 – нет, 2 – нет, 3 – нет, 4 – нет, 5 – да, 6 – нет, 7 – нет, 8 – нет, 9 – да, 10 – нет, 11 – да, 12 – да, 13 – нет, 14 – да, 15 – да, 16 – да, 17 – да, 18 – да, 19 – да, 20 – да.

За каждый совпавший ответ вы получаете 1 балл.

0-5 баллов. По поводу агрессии вашего  ребёнка можете не беспокоится. Подумайте лучше о том, всегда ли ваш ребёнок может защитить себя в сложных ситуациях, не оказывается ли он мишенью агрессивности других детей.

6-12 баллов. Это средний показатель агрессии. Постарайтесь понять, в каких именно ситуациях она проявляется, и исключить или видоизменить эти ситуации.

13 и более баллов. Скорее всего, вы не совсем правильно общаетесь с ребёнком. Если не удастся понять, что именно вызывает агрессивность вашего ребёнка, то лучше разобраться в этом вместе с психологом.

Картинки по запросу охрана здоровья детей в детском саду

«Памятка для родителей по профилактике детской агрессивности»

  • Не ругайте ребёнка, не угрожайте ему, даже если он говорит бранные слова.
  • Сделайте так, чтобы он был откровенен с Вами.
  • Обескуражьте ребёнка, когда он произносит бранные слова. Ласковое обращение сразу снимет детскую агрессивность.
  • Привлечь внимание всех к бранной реплике ребёнка «Вы послушайте, что он говорит!»
  • Кратко, не наказывая, объясните ему, что говорить бранные слова неприлично, так же, как ковыряться в носу.
  • Если в присутствии посторонних ребёнок обронил бранное слово, необходимо извиниться за него и сразу же сменить тему разговора.
  • Длительно прочитать ему нравоучения.

Картинки по запросу охрана здоровья детей в детском саду

Профилактика детской агрессивности.

1. Сделайте так, чтобы избавить ребёнка от переживаний, стрессов, конфликтов и неуверенности в своих силах в семье.

2. Будьте примером поведения для ребёнка: не допускайте вспышек гнева, не говорите плохо о людях, не стройте при нём планов мести.

3. Обсуждайте с ребёнком возможные варианты его поведения. Пусть он сам скажет, когда был не прав, и почему возникла ссора или драка.

4. Не забывайте лишний раз пожалеть, приласкать и похвалить ребёнка.

5. Ребёнок должен расти с уверенностью в том, что его любят, что он самый дорогой, что в трудную минуту жизни он может прийти к Вам за помощью и поддержкой.

6. Предложите ребёнку игры и упражнения на снятие напряжения, эмоциональное расслабление, на расширение поведенческого репертуара.

Картинки по запросу охрана здоровья детей в детском саду

Игры и упражнения на снятие напряжения, эмоциональное расслабление.

  • «Воздушный шарик». – Ты шарик. Вот ты сердишься, всё больше и больше (надувается шарик). Злости всё больше, ты уже весь ею заполнен – вот как этот шарик, такой же надутый. Что произойдёт? Ещё немного злости, и шарик лопнет (продемонстрировать ребёнку, как лопнет шарик). А если осторожно выпускать воздух, то он останется целым, не лопнет.

  • «Брыкание». – Малыш, лёжа на ковре, брыкается, как жеребёночек, как большая лошадка.

  • Прыгать, как кузнечик, козлёнок, лев, кенгуру, дождевые капельки.

  • Посиди, как бабочка на цветке, бабушка в кресле, наседка на гнезде, цветок на клумбе.

  • Походи, как медведь по лесу, хитрая лиса, котёнок, черепаха…

  • Поплавай, как золотая рыбка, злая акула, огромный кит, зубастый крокодил…

  • Полетай, как снежинки, гуси-лебеди, Баба-яга на метле, маленький воробей, большой орёл, лёгкое облачко, пчёлка над цветами…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка родительского собрания «Значение в жизни ребенка развития положительных эмоций»

Данная разработка  родительского собрания предназначена для родителей учеников 1-4 классы. Главная задача - совместно с родителями обсудить проблему значения положительных эмоций в жизни ребенка,...

Методическая разработка родительского собрания "Как помочь ребенку хорошо учиться"

Разработка предназначена для проведения родительского собрания в 1 классе....

Профилактика насилия в семье в контексте духовно-нравственного воспитания детей. Экология души. (методическая разработка родительского собрания)

В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек любит природу и охраняет её.  Добрый человек – это тот, кто любит людей и п...

Методическая разработка родительского собрания Детская агрессивность и её причины".

Методическая разработка родительского собрания Детская агрессивность и её причины". Лекция, презентация, памятка для родителей....

Методическая разработка родительского собрания на тему: «Причины и последствия детской агрессии».

Материал поможет объяснить родителям  причины детской агрессии, её влияние  на поведение ребёнка. Способствует формированию у родителей культуры понимания проблемы агрессивности и возможных ...