Праздник Букваря "Путешествие в мир знаний"
классный час (1 класс) по теме

Карпова Ирина Львовна

Этот праздник предоставит  возможность  для первоклассников показать свои способности как  чтецов, танцоров, певцов. Много интересного ребята узнают в ходе праздника  это, и рассказ о континентах, и загадки о животных, и  интересный дополнительный рассказ учителя о русском алфавите, о азбуке . Очень интересна презентация. К сожалекнию не закачивается презентация. Но если кого-то заинтересует праздник, презентацию вышлю на почту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_mir_znaniy.docx99.23 КБ

Предварительный просмотр:

« Путешествие в мир знаний»

Цели внеклассного мероприятия:

- закреплять знания об изученных звуках и буквах, алфавите;

- совершенствовать навык правильного выразительного чтения;

- пробуждать и постоянно поддерживать у детей интерес к книге, желание читать самостоятельно.

- формировать вдумчивого читателя, любящего книгу и умеющего работать с ней;

 Оборудование:

презентация «К празднику Букваря»; печатные буквы, рисунки «МАТЕРИКИ», дипломы по окончанию обучения букваря.

Конверты. В них 4 круга разного цвета: красные – животные, зеленые – насекомые, синие – рыбы, желтые – птицы)

Дети:

  1. Клякса - взрослый
  2. Ведущие (двое)
  3. Гласные
  4. Согласные
  5. Фея (библиотекарь)

На сцене большая книга «БУКВАРЬ»

Дети выбегают под музыку («Начало»)  на сцену в костюмах букв «А» «Л» «Ф» «А» «В» «И» «Т»  и ведущие.

Звучит веселая музыка. Дети танцуют.

Подкрадываясь, КЛЯКСА забирает ключ из сундучка, спрятанного под деревом. И уходит.

Ведущий 1( радостный):

-Ребята, здравствуйте. Сегодня, наконец-то, настал тот день, когда мы отправляемся в путешествие. В мир знаний. Вы любите путешествовать?. ( да).. Ну тогда отправляемся в путь. Вот они волшебные ворота.

 (слайд 1 с красивыми воротами)

-А к воротам, чтоб они открылись, нужен ключик, и у нас он есть, в сундучке, под деревом.

( заглядывает в сундук и достает письмо)

- Ой, а где же ключик?

КЛЯКСА:

(Поет о том, что забрала ключ, под музыку «Мы едем, едем, едем»).

Я клякса, клякса, клякса,

Скажу Вам сразу я, что

Кто со мною дружит,

С пятеркой не друзья.

Мы вместе с вами дружно

Испачкаем тетрадь,

Ни букв, ни цифр сейчас же

Нам будет не видать.

ПРИПЕВ:Красота, красота,

С двойкой вместе мы всегда.

Мама с папой ваши, вас “похвалят” сразу,

И конфетки, и печенье уберут подальше в вазу-

Вот какое огорченье!

Мой лучший друг, ребята,

К порядку не привык!

Не слушает он маму и в школе озорник!

Свои тетрадки, книжки не любит он порой,

А как к доске выходит, становится немой.

ПРИПЕВ …

Я клякса, клякса, клякса!

Украла ключик я.

Ведь праздник вам испортить – хотелось мне ,друзья!

Меня с собою вместе никто ведь не зовет,

В букварь не приглашает, в тетрадку не берет!

ПРИПЕВ:

Красота, красота – куда ж теперь вы без меня!

Без ключа, конечно, дверцу не открыть вам!

Вот теперь попросите у меня прощения!

Вот какое приключение! Ха-Ха!

-Я ребята, отдам вам этот ключ, если меня чему–нибудь научат, а то…

Клякса, клякса – забиякса

Портишь все, черна как вакса

А я хочу быть умной, красивой и нужной

( роняет ключ. Звон разбитого стекла)

-Ой, что же я наделала, как же мы войдем теперь в эти ворота знаний???

Гаснет свет, включается шар и раздается голос феи:

-Здравствуйте, ребята, я фея страны знаний. Сама прийти к вам не могу – ворота пока закрыты. Но я отправляю вам письмо – оно поможет  и расскажет, что делать. Все дети должны хором сказать волшебные слова: «НАША КНИГА ПОМОГАЙ, И ПИСЬМО СКОРЕЙ НАМ ДАЙ!»

(дети в зале произносят хором слова)

Фея: Молодцы! Теперь письмо у вас, найдите его!

(Все на сцене ищут книгу и находят «Букварь» – за ним  письмо)

Ведущий 2

( открывает письмо и читает):

-Этот ключ волшебный. Им вы можете открыть ворота в мир знаний. Но если с ключом что-то случится, то вам придется потрудиться и преодолеть множество препятствий и трудностей… И здесь есть задания

-Сейчас я прочту вам первое задание:

Отгадайте загадку и составьте отгадку:

Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется строй ... (АЛФАВИТ).»

 (Буквы на сцене хором отвечают на загадку)

Дети выстраиваются на сцене словом «АЛФАВИТ»

КЛЯКСА: (читает)

-АЛФАВИТ… ( радуется)...пересчитывает

-Ура, я теперь знаю, что в алфавите живет 7 букв!

Ведущий1:

- Да что ты, Клякса.

В Алфавите живут 33 родных сестрицы….

КЛЯКСА: Какие же?

Дети читают стихи о гласных и согласных

1 ученик:

Любимый русский алфавит
Из букв и звуков состоит.

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж...
Дальше знаете уже.

Звуки с вами говорим,
Произносим и кричим,
Шепчем, воем, слышим...

2 ученик

Буковки мы - пишем,
Можем их нарисовать,
Напечатать и прислать!

То есть звуки только слышим,
Ну а буквы только пишем!
 
3 ученик:

Теперь поговорим о звуках
Ведь звуки – целая наука!

Гласные, согласные...
Трудные, ужасные...


КЛЯКСА: Что такое гласные?
Ох, пока не ясно мне!

Объясните поскорей,
Чтобы стала я умней!


4 ученик:

«Голос» называли «глас»
Вот и гласные у нас:

А, О, И, Е, У, Я, Ы –
Голосом протянем мы.

Иль, к примеру, буква Ё -
Тянем голосом её.

Клякса:

Гласные зачем нужны?
Для чего они важны?

5 ученик:

Нету гласных - нет слогов,
Без слогов не будет слов.

Вместе повторим, друзья:
Десять гласных знаю я:

А, Я, У, Ю, О, Ё, И,
Е, Э и, конечно, Ы !


6 ученик:

А кто согласен с гласными? (
Конечно же, согласные!

Мы с громким шумом их произнесём,
Мы голосу поможем языком,
А иногда зубами,
И нёбом, и губами.

7 ученик:

Звуки те согласные
Все такие разные:

Они бывают Звонкие –
 (М, Л, З, Ж, Р, Н,)
Бывают и глухие –
 (С, Ш, П, К, Ф, Х,)

Есть твердые и мягкие,
Бывают и другие...

Вот, давайте, например
Приведем такой пример:

8 ученик:

Ш и Щ – мы шипим,
С – как будто свистим,

М – мычим,
 Р – рычим...

Ж – жужжим,
З – зудим,

Стало легче понимать?
Будем верно отвечать?


Гласные, согласные...
Милые, прекрасные!

КЛЯКСА:

 А всегда ли наш алфавит был таким?

Ведущий  2:

-Нет, ребята  и  сейчас мы это с вами увидим!

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (Про Кирилла и Мефодия)

СЛАЙДЫ : 2-8

2 слайд

Славянская азбука
Как она возникла?

3 слайд  

Так выглядели самые ранние алфавитные тексты на Земле

В IX веке в Византии ( на родине Христианства)  жили два брата — Константин и Мефодий. Были они люди мудрые и очень образованные и хорошо знали славянский язык. Этих братьев греческий царь Михаил послал к славянам в ответ на просьбу славянского князя Ростислава.

4 слайд

И вот братья Константин и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться кириллицей (в честь Константина, который, приняв монашество, получил имя Кирилл). Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведёт своё начало славянская письменность.

5 слайд             Славянская азбука

6 слайд

Чем отличается азбука от алфавита?

Слово “азбука” произошло от названий двух первых букв славянской азбуки:

А (аз) и Б (буки):

АЗБУКА: АЗ + БУКИ

а слово “алфавит” происходит из названия двух первых букв греческого алфавита:

АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА

     Алфавит гораздо старше азбуки

7 слайд

Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и приспособили его для звуков славянского языка.

Так что наша азбука – «дочка» греческого алфавита

8 слайд

24 мая — день памяти Кирилла и Мефодия — становится в России всенародным праздником славянской письменности и культуры

Ведущий 1: 

-а вот и второе задание. Посмотрите на экран. Кто изображен на экране?

 ( Федоров Иван - первопечатник)

СЛАЙД-9   

СЛАЙД-10   

Как называется место, где печатаются книги? (типография)

КЛЯКСА: Мы выполнили уже два задания!!!!! УРА!!!

Теперь, ребята, вы знаете все буквы! Молодцы! Давайте же споем песенку про Букварь  - книгу, которая помогала вам.

(песня – прощание с Букварем) «Расстаемся с Букварем»

Ведущая 2:

-Тот, кто буквы изучил, может читать много интересных рассказов, сказок и стихов.

Ведущий 1:

-вот и третье задание.  Мы с вами должны досказать те слова, которые потерялись. Попробуем!

(Ведущие читают из свитка, чередуясь, 8 стихотворных отрывков, а дети в зале дополняют, называя еще  автора и произведение)

              Ведущий:1.Правду молвить, молодица

                 Уж и впрямь была…..(царица:)

                 Высока, стройна, бела,

                 И умом и всем взяла;

                 Но зато горда, ленива,

              …………  ( Своенравна и ревнива.)

Ведущий 1: Это - Сказка А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

             Слайд №11(Пушкин)

  Ведущий2:Месяц под косой блестит,

               А во лбу звезда….(горит)

               А сама-то величава,

               Выплывает, будто пава;

               А как речь-то говорит,

            ………. (  Словно реченька журчит.)

Ведущий 2:Это - «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина)

Ведущий 1:

.Где обедал воробей?

……(В зоопарке у зверей)

Пообедал я сперва

……..(за решеткою у льва)

Ведущий 1:Это стихотворение Самуила Яковлевича Маршака ”Где обедал воробей»

Слайд №12(Маршак)

Ведущий 2:

Жил человек рассеянный
На улице…….( Бассейной.)
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул…..( руки) -
Оказалось, это………. (брюки).
Ведущий 2:Это стихотворение "Вот какой рассеянный" Самуила Яковлевича Маршака.

Ведущий 1:

 Только вдруг из-за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает…(воробей)

Ведущий 1:Это стихотворение  «Тараканище» Корнея Ивановича Чуковского

Слайд №13(Чуковский)

Ведущий 2:

Я за свечку
Свечка в печку!
Я за книжку
Та бежать
И вприпрыжку
Под…
(кровать)

Ведущий 2: Все дети знают, что это строчки из стихотворения «Мойдодыр» Корнея Ивановича Чуковского)

Ведущий 1:

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:…

(Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу..Ох!)

Ведущий 1:Это строчки из стихотворения “ Овощи” Юрия Тувима

Cлайд № 14 (Тувим)

КЛЯКСА: Хорошо, ребята, теперь я так много  знаю стихотворных произведений! - помогли мне вы, спасибо! Но вот живем мы с вами где-то: то ли на звезде, то ли на Луне ... Ведь об этом тоже в книгах, наверно, написано...

В этот момент выбегают на сцену ДЕТИ - МАТЕРИКИ

(у них плакаты с нарисованными  контурами континентов) и водят хоровод вокруг Кляксы .

(«Континенты»)

КЛЯКСА:( в смятении):

 - Кто это? кто ВЫ? Закружили меня совсем!!!

Ведущий 1:  ( глядя в свиток с заданиями):

-Да, ребята! Нам действительно надо узнать этих гостей, чтобы наш ключик был снова целым! Так кто же Вы?

Один из материков:

_Мы крупные участки суши на нашей планете Земля, окруженные водой! Кто же мы?

Ведущий загадывает загадки, а отгаданные материки переворачивают свои контуры и появляются названия материков.

1 ученик: 

В нём пустыня Калахари,
Миражей полно в Сахаре.
Этот южный материк
И по площади велик. (Африка)

 

2 ученик:

Это чудо-материк,
Он красив и невелик.
И на нём всего одна
Живописная страна.
В других местах таких зверей
Смогу найти едва ли я,
Ведь кенгуру среди степей
Гуляет лишь в … (Австралии)

 

3 ученик:

Здесь, среди полярных льдин,
Важно топчется пингвин.
Этот материк безлюден,
И пингвин здесь в роли гида.
Он готов поведать людям,
Как прекрасна…(Антарктида)

 

4 ученик:

Здесь горы-великаны –
Тибет, Алтай, Памир,
Карпаты и Балканы.
Их знает целый мир.
Здесь реки – Обь и Ангара,
Дон, Волга, Лена и Кура.
Лесов многообразие
В родной для нас …( Евразии)

 

5 ученик :

На шаре воздушном в компании дружной
Мы долго летели к
Америке Южной,
Но ветер сменил направленье и, вмиг,
Отнес нас совсем на другой материк.
В
Америке Северной – штат Аризона –
Индейцы по прериям гонят бизонов.
Охота в разгаре. Охота кипит!..
Но что это?.. Что?!..Наш шар дальше летит!..

 

КЛЯКСА:

-Ой! Ой! Ой! Как это все интересно! Но я никак не могу сосчитать наших гостей!

 

Подготовленный ребенок выходит и читает стихотворение:

Ученик :

На свете много островов,
Так много, что не счесть...
А вот больших МАТЕРИКОВ
Мы насчитаем ШЕСТЬ:
Африка, Америка
(Северная и Южная),
Австралия,
Евразия,
Антарктида
(Вьюжная).
Что такое Евразия?
Это — Европа плюс Азия:
Из двух частей света возник
Самый большой материк!

 

КЛЯКСА: Теперь, мои друзья, я знаю названия всех континентов  на нашей планете! И мы с Вами сейчас посмотрим интересный мультфильм о планете Земля!

Мультфильм о планете ЗЕМЛЯ

Дальше смотрим мультфильм - 6 минут.

КЛЯКСА: Ребята, понравился вам мультик! Ах, как много интересного происходит вокруг!

Ребята, а вдруг наш волшебный ключик стал уже целым. Я уже столько нового узнала! Давайте посмотрим!( Смотрят, но ключик пока не целый)

Ведущий 1:

-Нет, друзья. Осталось последнее задание. И ваши конвертики нам в нем помогут. Наши буквы будут читать загадки про зверей, птиц, рыб и насекомых. А вы будете поднимать нужные карточки. Понятно?

КЛЯКСА: А …да это же совсем просто! Вот звери -  зззззззззззззззз- это те, которые  звенят и жужжат, да? Птицы – которые пишат…

Рыбы – те которые рычат…, Насекомые – те , кто что-то с собой носит…

(Дети поправляют кляксу)

Выходят буквы: C, М, К, А

Далее буквы читают загадки  (слон, муравей, страус, летучая мышь, кит, акула, колибри, аист, стрекоза, медведь, карась)

Дети отгадывают загадки и поднимают нужные карточки. (С М К А )

Ученик: 

Хобот есть, большие уши,
Важно шествуют по суше,
И огромны, и сильны
Африканские - (
Слоны)

Слайд 16

Ученик:

На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион.(МУРАВЬИ)

Слайд 17

Ученик:

Эта птица хоть куда!
Не летает никогда,
Только бегает, как ветер.
Знают птицу все на свете.(СТРАУС)

Слайд 18

Ученик:

Даже ночью в темноте
Путь найдут они везде.
Днём найдёте их на крыше,
Крылья сложив, дремлют
мыши (ЛЕТУЧИЕ)

Слайд 19

Ученик:

Рассекет океан,
Из спины живой фонтан!
Страшен и огромен он,
Но ест крошечный планктон.
(Кит)

Слайд 20

Ученик:

Треугольником плавник,
Океаны бороздит.
Пасть от злости распахнула,
Рыба-хищница …(АКУЛА)

Слайд 21

Ученик :

Яркий вертолётик
В воздухе завис,
Носиком – в цветочке,
Крыльями – вверх-вниз.
(
Колибри)

Слайд 22

Ученик:

Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
(Аист)

Слайд 23

  Ученик:

На ромашку у ворот
Опустился вертолет –
Золотистые глаза.
Кто же это? …(СТРЕКОЗА)

Слайд 24

Ученик:

Зверь мохнатый любит мёд.
Если что-то не поймёт,
Может дико зареветь,
Потому что он – (
Медведь)

Слайд25

Ученик:

От зубастых щук таясь,
Стороной проплыл ...

(КАРАСЬ)

Слайд 26

Дети отгадывают загадки и поднимают нужные карточки.

Можно показывать изображение животных.

Ведущий 1: 

-Ну вот, все задания выполнены. Клякса, посмотри, цел ли наш КЛЮЧИК?.

КЛЯКСА достает целый ключик. :

-Ура , теперь мы можем открыть наши ворота в мир знаний.( подносит ключик к экрану)

Ворота открываются (слайды с музыкальным открытием ворот)

Слайд 27-28

и на сцене появляется ФЕЯ ЗНАНИЙ – библиотекарь

ФЕЯ: Здравствуйте, ребята. Вы прошли все испытания. Выполнили все задания. Но КЛЯКСАМ, конечно же не место в мире знаний. И я тебя , клякса превращу… превращу… превращу ..(СВЕТ ГАСНЕТ) в очень полезный знак. Ты многое узнала, многому научилась. И достойна быть «ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫМ ЗНАКОМ» ( у Кляксы в руках появляется изображение восклицательного знака)

КЛЯКСА: (после превращения)

Восклицательный знак.

-Друзья! В произведениях
Стою я для того,
Чтоб выразить волнение,
Тревогу, восхищение,
Победу, торжество!

Библ: Ну вот и хорошо. Какие вы молодцы. Всё умеете! Я вас приглашаю в мир знаний. А мир знаний – это книги, которые вы еще не прочитали. Я приглашаю вас в нашу библиотеку. Библиотека – это чудный книжный город, а я главная фея этого города и зовут меня,,,,

Ребята, находясь в этом городе, вы становитесь умнее, сильнее, добрее. Но для того, чтобы попасть в наш город, нужно дать клятву читателей. Для принятия клятвы прошу всех встать!


(Читает клятву)

Брать книгу только чистыми руками!

 - КЛЯНЕМСЯ!

Обернуть книгу, вложить в нее закладку.

- КЛЯНЕМСЯ!

Не перегибать книгу при чтении.

- КЛЯНЕМСЯ!

Вовремя возвращать книгу в библиотеку

- КЛЯНЕМСЯ!

А теперь давайте споем песенку о книгах! «На мотив Мамонтенка»

Библ: Молодцы! Ну а теперь я всем вручу призы! Восклицательный знак, помоги мне!

Вручаем  дипломы.

Клякса: Всем до новых встреч. До свидания!!!!


                         ПИСЬМО

Этот ключ  волшебный. Им вы можете открыть ворота в мир знаний. Но если с ключом что-то случится, то вам придется потрудиться и преодолеть множество препятствий и трудностей… И здесь есть задания

-Сейчас я прочту вам первое задание:

Отгадайте загадку и составьте отгадку:

Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется строй ... (АЛФАВИТ).»

Ведущий: а вот и второе задание. Посмотрите на экран. Кто изображен на экране? ( Федоров Иван - первопечатник)

Как называется место, где печатаются книги? (типография)

Ведущий:Тот кто буквы изучил, может читать много интересных рассказов, сказок и стихов

Ведущий: вот и третье задание.  Мы с вами должны досказать те слова, которые потерялись. Попробуем!

(Ведущие читают из свитка, чередуясь, 8 стихотворных отрывков, а дети в зале дополняют, называя еще  автора и произведение)

              Ведущий:1.Правду молвить, молодица

                 Уж и впрямь была….. (царица:)

                 Высока, стройна, бела,

                 И умом и всем взяла;

                 Но зато горда, ленива,

              …………  ( Своенравна и ревнива.)

Ведущий 1: Это - Сказка А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

             Слайд №1(Пушкин)

  Ведущий2: Месяц под косой блестит,

               А во лбу звезда….( горит)

               А сама-то величава,

               Выплывает, будто пава;

               А как речь-то говорит,

            ………. (  Словно реченька журчит.)

Ведущий 2:Это -  «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина)

Ведущий 1:

.Где обедал воробей?

……(В зоопарке у зверей)

Пообедал я сперва

……..(за решеткою у льва)

Ведущий 1: Это стихотворение Самуила Яковлевича Маршака ”Где обедал воробей»

Слайд №2(Маршак)

Ведущий 2:

Жил человек рассеянный
На улице…….( Бассейной.)
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул…..( руки) -
Оказалось, это………. (брюки).
Ведущий 2: Это стихотворение "Вот какой рассеянный" Самуила Яковлевича Маршака  .

Ведущий 1:

 Только вдруг из-за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает…(воробей)

Ведущий 1: Это стихотворение  «Тараканище» Корнея Ивановича Чуковского

Слайд №3(Чуковский)

Ведущий 2:

Я за свечку
Свечка в печку!
Я за книжку
Та бежать
И вприпрыжку
Под…
(кровать)

Ведущий 2: Все дети знают, что это строчки из стихотворения «Мойдодыр» Корнея Ивановича Чуковского)

Ведущий 1:

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:…

(Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу ..Ох!)

Ведущий 1:Это строчки из стихотворения “ Овощи” Юрия Тувима

Cлайд № 4 (Тувим)

Ведущие ( глядя в свиток с заданиями):

Да, ребята! Нам действительно надо узнать этих гостей, чтобы наш ключик был снова целым! Так кто же Вы?

Ведущий: Нет, друзья. Осталось последнее задание. И ваши конвертики нам в нем помогут. Наши буквы будут читать загадки про зверей, птиц, рыб и насекомых. А вы будете отгадывать и поднимать нужные карточки. Понятно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий праздника 1 сентября "Страна Знаний" для первоклассников

Праздник можно проводить в классе или в параллели....

Урок-праздник "По дорогам страны Знаний"

Этот материал поможет интересно провести урок Знаний 1 сентября....

Сценарий для праздника "1 сентября- День Знаний"

Сценарий праздника 1 сентября для 1 класса....

Презентация к уроку-празднику "По дорогам страны Знаний"

Презентаци предназначена для проведения урока Знаний в 1 классе....