125 блокадных грамм
классный час (4 класс) по теме

Цель: Воспитать духовную культуру учащихся. Воспитать гражданственность, уважение к истории своей страны.

 

Задачи:

·        рассказать о блокаде Ленинграда на художественном, документальном, аудио-видеоматериале

·        показать силу духа, мужество ленинградцев

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 125_blokadnykh_gramm.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №383

КРАСНОСЕЛЬСКОГО  РАЙОНА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Сценарий открытого мероприятия

по этнокалендарю

Урок мужества

«Сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам»

автор - составитель

Клочай  Лариса Михайловна

Санкт-Петербург

2012 год


Сценарий литературно-музыкальной композиции

«125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам»

Цель: Воспитать духовную культуру учащихся. Воспитать гражданственность, уважение к истории своей страны.

Задачи:

  • рассказать о блокаде Ленинграда на художественном, документальном, аудио-видеоматериале
  • показать силу духа, мужество ленинградцев

План:

  1. Воспоминание о войне
  2. Подвиг Ленинградцев
  • Что такое блокада?
  • Голод.
  • Дорога жизни.
  • Ленинград действует.
  • Истоки Мужества.
  • Таня Савичева.
  1. Живому – жить и помнить.

Оборудование:

  • ноутбук
  • мультимедийный проектор
  • экран
  • музыкальный центр
  • декорации (этнокалендарь, рисунки детей, свечи)

Голос за кадром: (1 слайд)

Блокада – картина, которую кровью

Писал на земле своей наш Ленинград.

Блокада – мелодия вечного боя

Со смертью. Под грохот и вой канонад.

Блокада – вкус хлеба и запах пожара,

Блокада – проверка на крепость души,

И тем, кто прошел ее, тем лишь по праву

Блокадное звание принадлежит.

Наследники тех, кто в аду не сломался,

Кто верил: враги в Ленинград не войдут,

Кто ночью и днем за победу сражался,

Спокойно теперь в Петербурге живут.

И пусть в Петербурге живем мы сегодня,

Значенья тех дней не отнять, не убавить.

Мы городом нашим гордимся, и снова

Звучит в наших душах память – Блокадная Память! (2 слайд)

Сцена. На сцене сидит бабушка и вяжет. Звучит «Дорога жизни». Вбегает внучка. Бабушка смахивает слезу.

Внучка: Бабушка, ты плачешь?

Бабушка: Нет, что ты…

Внучка: Так вкусненького хочется!

Бабушка: Чем же тебя угостить?

Внучка: Бабулечка, а когда ты была маленькой, что для тебя было самым вкусным?

Бабушка: Хлебушек.

Внучка: Хлеб?

(3 слайд) Черный хлеб

Я помню хлеб. Он черен был и липок –

Ржаной муки был грубоват помол.

Но расплывались лица от улыбок,

Когда буханку ставили на стол.

Военный хлеб. Он к щам годился постным,

Раскрошенный, он был не плох с кваском.

Он вяз в зубах, приклеивался к деснам.

Его мы отдирали языком.

Он кислым был, ведь был он с отрубями!

Не поручусь, что был без лебеды.

И все ж с ладони жадными губами

Я крошки подбирал после еды.

Внучка: А что такое отруби, лебеда? Наверное, что-то очень вкусное?

Бабушка: Отруби – это остатки от зерна. Лебеда – трава.

Внучка: А как же вы жили?

Бабушка: Садись и давай посмотрим старый военный альбом. (4 слайд)

Начало войны.

Музыка: Часы

5 слайд

Учитель: Занималась над землею заря, в утренних росах наливали колос хлеба. По-рассветному тихие и прохладные были улицы городов.

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли,

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось. (Запись «Священная война»)

Что такое блокада?

15 слайд

Учитель: Разрабатывая план нападения на Советский Союз, фашисты одной из ближайших задач ставили захват Ленинграда. Они учитывали, что это крупный центр, военный порт. И, захватив Ленинград, рассчитывали сломить дух советского народа. (Показ карты Ленинграда)

Ученик: Битва за Ленинград началась 10 июня 1941 года. На карте видно, как к сентябрю враг отрезал город по суше. Фашисты очень близко подошли к Ленинграду. За 15-20 минут на трамвае можно было доехать до центра передовой.

Ученик: Гитлеровской армии удалось окружить город. А из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине, водные пути систематически обстреливались. Когда город окружен, значит, он в блокаде.

Ученик: 17 слайд Гитлер решил стереть Ленинград с лица земли. 4 сентября 1941 года в городе разорвался первый вражеский снаряд, из 900 дней блокады обстрелам город подвергался 617 дней.  18 слайд

Голод.

19 слайд

Учитель: Способны ли мы, живущие сегодня, представить себе всю меру лишения и утрат, мучений, пережитых ленинградцами? 20 слайд

Ученик: Без электричества, без воды, под постоянными бомбежками. В осажденном городе резко уменьшился выдаваемый продовольственный паек.

Ученик: С 20 ноября 1941 года норма хлеба в день была самой низкой и составляла 125 г детям и 250 г рабочим.

Иду в темноте вдоль воронок,

Прожекторы щупают небо.

Прохожие. Плачет ребенок

И просит у матери хлеба,

И мать надорвалась от ноши

И вязнет в сугробах и ямах

«Не плачь, потерпи, мой хороший»

И что-то бормочет о граммах. (показ нормы 125 г) 21 слайд

Учитель: Вот такой маленький кусочек на весь день, поскольку другой еды не было. Если бы вы видели тот кусок хлеба! Когда его брали в руки, с него текла вода, и он был как глина. Начался массовый голод. 22 слайд Подлость преступления фашистов в том, что они сознательно «заслали смерть» в город. Фашисты с самолетов разбрасывали листовки, предлагая сдать город, обещая взамен хлеб и мир. 23 слайд

И летели листовки с неба

На пороги замерзших квартир:

«Будет хлеб. Вы хотите хлеба?..»

«Будет мир. Вам не снится мир?»

Дети, плача, хлеба просили.

Нет страшнее пытки такой.

Ленинградцы ворот не открыли

И не вышли к стене городской.

Без воды, без тепла, без света. 24 слайд

День похож на черную ночь.

Может, в мире и силы нету,

Чтобы все это превозмочь?

Умирали – и говорили:

- Наши дети увидят свет! 25 слайд

Но ворота они не открыли.

На колени не встали, нет!

И голод охватил наш град,

Но не сдавался там никто.

Все помнят этот страшный Ленинград,

И каждый пережил его.

А кто не смог стерпеть все эти муки,

Тот встретил там же свой покой.

В последний раз сложил на грудь он руки

И умер, умер, как герой!

26 слайд

Учитель: Голод убивал людей. Голод менял облик человека. Человек был вроде движущего трупа. Желтые лица страшны, взгляд заметно остановившийся. 27 слайд Люди превращались в стариков, организм поедал сам себя. Дистрофия III степени – алиментарная – это не только скелет без мышц. 28 слайд Это пожираемый желудком мозг.

В зиму обычной стала картина: везут покойников. Зима 1941-1942 была особенно жестокой. Люди падали от голода на улице. Груды тел лежали в подвалах домов, во дворах. 29 слайд Кто имел силы, увозили хоронить на кладбище.

Дорога жизни

30 слайд

Учитель: Вскоре после того, как замкнулось кольцо блокады вокруг Ленинграда, рискнули построить автомобильную трассу через Ладогу, или Дорогу жизни, как назвали ее ленинградцы. 31 слайд

В войну по Ладожскому льду

Дорога жизни проходила,

Она у немцев на виду

Своим защитникам служила.

Без отдыха трудились дорожники. Голод подгонял.

Ученик: 32 слайд 19 ноября 1941 года первые конные обозы с хлебом пошли по неокрепшему льду. Когда лед окреп, открылось большое грузовое движение. До 700 тонн груза перевозилось в день. 33 слайд

Ученик:

Лютует беспощадная зима,

Снарядов гул висит над Ленинградом,

И словно люди, падают дома.

Лежат в снегу дом и люди рядом.

Но далеко, за лесом, там,

Где белый лед сомкнулся с белым небом

Уже идут, идут машины к нам,

Идут по Ладоге машины с хлебом. 34 слайд

Казалось, что конец земли…

Но сквозь остывшую планету

На Ленинград машины шли:

Он жив еще. Он рядом где-то.

На Ленинград, на Ленинград!

Там на два дня осталось хлеба.

И было так: на всем ходу

Машина задняя осела

Шофер вскочил, шофер на льду.

Ну, так и есть, мотор заело.

Ремонт на пять минут – пустяк,

Поломка эта не угроза,

Да рук не разомкнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь – опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб – две тонны? Он спасет

Шестнадцать тысяч ленинградцев.

Учитель: 35 слайд В Ленинград – хлеб, из Ленинграда люди. Эвакуация. Главными героями Дороги жизни принято считать водителей грузовых машин. 36 слайд А их помощниками в борьбе за жизнь и хлеб являлись и дорожники, регулировщики движения. Всего 20 тысяч человек.

Ленинград действует

37 слайд

Ученик: Люди не только голодали, не только умирали – они еще работали, помогали воевать, они спасали людей, детей. Женщины и дети заменили ушедших на фронт мужчин. Изготавливали оружие, шили одежду. 38 слайд

Ученик: На улице -30, а в цеху -25, только нет ветра. Сейчас кажется непонятным, как могли ослабевшие детские руки поднимать, закреплять в станки тяжелые заготовки. Детей привязывали к станкам, чтобы при падении (от голода или усталости) они не попали под станок и не покалечились.

Ученик: Подросткам 13-14 лет подставляли под ноги скамеечку или ящик, чтобы те смогли дотянуться до станка. 39 слайд

Учитель: (рассказ о девочке с куклой). Самой большой наградой ребенку-труженику в блокадном городе был талончик на дополнительное питание – соевое молоко и 12 г группы.

Ученик: Вместо супа – бурда из столярного клея.

Истоки мужества.

40 слайд

Ученик: У блокадного Ленинграда была своя богиня Сострадания и Надежды. И она разговаривала с блокадниками стихами. Это поэтесса Ольга Бергольц. 41 слайд Она работала на Ленинградском радио. Ее выступления – небывалая сердечная беседа людей с одинаковой судьбой.

Ученик:

Я говорю с тобой под свист снарядов

Угрюмым заревом озарена.

Я говорю с тобой из Ленинграда,

Страна моя, печальная страна.

Учитель: 42 слайд В осажденном городе композитор Д. Шостакович сочинил 7 симфонию. В ней языком музыки композитор рассказал о светлом довоенном времени, повествуя о войне, музыка бушует и неиствует. В музыке – слезы матерей, скорбь о защитниках Ленинграда.

Ученик: 43 слайд

Какая музыка была!

Какая музыка играла!

Когда проклятая война

И души, и тела топтала…

Таня Савичева

44 слайд

На берегу Невы

В музейном зданьи 45 слайд

Хранится очень скромный дневничок

Его писала Савичева Таня.

Он каждого пришедшего влечет.

Пред ним стоят сельчане, горожане,

От старца – до наивного мальца.

И письменная сущность содержанья

Ошеломляет души и сердца. 46 слайд

Блокада подорвала здоровье Тани, сделал инвалидом. 1июля 1944 года она умерла. 47 слайд Могила Тани Савичевой находится в поселке Шатки, Горьковской (ныне Нижегородской) области.

Живому жить

48 слайд

Учитель: 900 дней и ночей до августа 1944 года ленинградцы ценой своей жизни задержали врага у стен города. Подвиг блокадного Ленинграда вдохновлял и солдат, и тружеников тыла. Если Ленинград жив, рассуждали люди, значит, победа будет за нами. Все это было на планете – блокада, смертельный голод, множество смертей, муки матерей и детей.

Опять война,

Опять блокада, -

А, может, нам о них забыть?

Я слышу иногда: не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне,

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне.

И может показаться:

Правы и убедительны слова,

Но даже если это правда,

Такая правда не права.

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть,

Она, как сила, нам нужна.

Ученик: 49 слайд Город выстоял и победил, но эта победа досталась дорогой ценой. Голод привел к страшным последствиям. Тысячи ленинградцев лежат на Пискаревском кладбище в братских могилах. Это самое большое кладбище в мире. Там похоронено более 470 тысяч ленинградцев и свыше 50 тысяч воинов Ленинградского фронта.

Ученик: 50 слайд В центре мемориала – 6метровая бронзовая фигура Родины-матери с гирляндой из дубовых листьев. Гирлянда из дубовых листьев – это символ бессмертной славы лежащих здесь героев. 51 слайд (Показ видеофильма и Пискаревском кладбище)

Ученик:

Представьте только цифры эти

Полмиллиона, девятьсот…

Полмиллиона, старцы, дети

На Пискаревке, средь болот.

Нет обелисков. Только плиты.

И нет имен, года, года…

Полмиллиона здесь зарыто.

Какая горше той беда?

Мемориал – какая память. Память…

Там нет могил. Газоны лишь.

А в центре, у подножья – пламя.

И мать застыла: спи, малыш.

Стоит она и днем, и ночью

На скорбном траурном посту.

Она сказать живущим хочет:

- Не забывайте дату ту 53слайд

И цифру: суток – девять сотен…

Те 900 блокадных дней.

Минута молчания. Метроном. Зажигание свечей. Слайд – закрывание альбома. Показ площади Победы. Слова «Помните через года…» Звучит музыка. Уход детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Единица массы грамм

презинтация к уроку математике для 3 класса  по теме "Единица массы грамм" программа Занкова...

Классный час "125 граммов блокадного хлеба"

Час памяти, посвященный 76 годовщине снятия блокады с города Ленинграда....

Всероссийский урок памяти Блокадный хлеб "125 блокадных грамм"

Сценарий всероссийского урока памяти Блокадный хлеб "125 блокадных грамм"...

презентация "125 блокадных грамм"

Авторская презентация - сопровождение для всероссийского урока памяти Блокадный хлеб...

Научно-исследовательская работа «Поэты-женщины блокадного Ленинграда» (Образ блокадного Ленинграда)

Научно-исследовательская работа «Поэты-женщины блокадного Ленинграда» (Образ блокадного Ленинграда)        При 235-ой школе Адмиралтейского района работа...