Классный час "125 граммов блокадного хлеба"
классный час (4 класс)

Янчина Татьяна Юрьевна

Час памяти, посвященный 76 годовщине снятия блокады с города Ленинграда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 125_blokada_leningrada.docx30.39 КБ

Предварительный просмотр:

«125 граммов блокадного хлеба»

(час Памяти, посвященный 76-летию блокады города Ленинграда) в рамках Всероссийской акции «Блокадный хлеб»

Цель: - воспитание   патриотических чувств к подвигу народа в Победе над фашизмом и формирование устойчивой позиции по сохранению исторической правды прошлого нашей страны в годы Великой Отечественной

Задачи: 

Формировать чувства радости и печали, желание быть счастливыми, чувство сопричастности ко всему, что происходит в нашей стране, в родном городе, в семье;

Создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям Великой Отечественной войны;

Развивать интерес и уважение детей к героическим событиям прошлого, боевой славе.

 и формирование устойчивой позиции по сохранению исторической правды прошлого нашей страны в годы Великой Отечественной

Приёмы: чтение стихотворений, рассказ, беседа, слушание музыки, просмотр видео

Оборудование: компьютер, проектор, экран, выставка книг о блокаде города Ленинграда

Авторский медиапродукт: презентация

Участники: обучающиеся 4 класса

Ход мероприятия.

(Ролик)

Ведущий 1.  Ломоть хлеба… Белый или черный, но все равно неповторимого аромата и вкуса.

Но никогда не забудется 125 – блокадных грамм – драгоценный, помещавшийся на ладони кусочек, в котором была жизнь, сила и тепло.

(фото Санкт-Петербурга) 

Ведущий 2: В музее истории Санкт – Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паѐк для осаждѐнного немцами города.

А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбѐжкам и обстрелу.

Ведущий 1:Это имя — как гром и как град: Петербург, Петроград, Ленинград.

Ленинград, заложенный Петром I в 1703 году на болотистом берегу Невы, стал одним из красивейших городов мира.  Самая трагическая страница в истории Ленинграда – это блокада города фашистскими захватчиками. 

Ведущий 2: В блокаде оказалось около 3 миллионов человек. 900 дней, почти два с половиной года, ленинградцы мужественно выносили все страдания, выпавшие на их долю. По плану Гитлера, города не должно было быть на карте мира. Враги надеялись, что жестокие лишения убьют в жителях все человеческое и они, в конце концов, сдадут Ленинград.

Чтец 1

 Пытал нас враг железом и огнем...

«Ты сдашься, струсишь, — бомбы нам кричали, —

Забьешься в землю, упадешь ничком.

Дрожа, запросят плена, как пощады,

Не только люди — камни Ленинграда!»        

Ведущий 1:Но гитлеровцы просчитались. Ни жестокие бомбардировки с воздуха, ни артиллерийские обстрелы, ни постоянная угроза смерти от голода не сломили железной воли и патриотического духа ленинградцев.

Чтец 2

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки. (А.Ахматова)

Ведущий 2. 

8 Сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длинной в 900 дней и ночей. В кольце блокады Ленинграда оказалась 2 млн. 877 тыс. человек.

Чтец 3

Блокада…. Далеко как это слово

От наших мирных светлых дней.

Произношу его и вижу снова –

Голодных умирающих детей.

Как опустели целые кварталы,

И как трамваи мѐрзли на путях,

И матерей, которые не в силах

Своих детей на кладбище нести.

Ведущий 1: На жителей города обрушился голод. Единственным продуктом питания был хлеб, который выдавали по карточкам, но и его не хватало.

Блокадная карточка с суровой надписью «при утере не возобновляется».

Она была дороже денег, картин живописцев, шедевров искусства.

Ведущий 2.  С 20 ноября1941 года суточный паек хлеба ленинградцев составлял 125-250 граммов.

Чтец 4

В дыму ленинградское небо,

Но горше смертельных ран

Тяжѐлого хлеба, блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм.

О, ночное воющее небо,

Дрожь земли, обвал невдалеке,

Бедный ленинградский ломтик хлеба -

Он почти не весит на руке…

Ведущий 2:. Судьба человека и судьба хлеба неразрывно связаны. Хлебом

определяется жизнь человека, но именно человек отвечает за жизнь хлеба.

Смотри, это норма хлеба на один день зимы 41—42-го годов. И ничего,

кроме этого куска, ты не получил бы. Хлеб не имел вкуса и аромата ржаного хлеба, на вкус он был горький и

травянистый.

Ведущий 1: Далеко за кольцом блокады есть продовольствие – мука, мясо, масло. Как их доставить?

Лишь одна дорога связывала блокадный город с Большой землѐй. Шла

она по воде, а с наступлением холодов – по тонкому, неокрепшему льду Ладожского озера.

Эта дорога спасла от голода многих ленинградцев.

Чтец 5:  

О, да – иначе не могли

Ни те бойцы, ни те шоферы,

Когда грузовики вели

По озеру в голодный город.

Холодной ровный свет луны.

Снега сияют исступленно,

И со стеклянной вышины

Врагу отчетливо видны

Внизу идущие колонны.

Казалось, что конец земле…

Но сквозь остывшую планету

На Ленинград машины шли.

Он жив еще. Он рядом где-то

На Ленинград! На Ленинград!

                                                                     

Ведущий 2. Прогибается, трещит лѐд под колѐсами машин с продовольствием. Что если не выдержит? Не все машины доезжали до берега, многие проваливались под лѐд вместе с продуктами. Днѐм и ночью ожидали колонны с грузом фашистские бомбардировщики, вела прицельный огонь вражеская артиллерия. Бывало, что моторы застывали в пути, приходилось их разогревать.

Ведущий 1. Эта дорога сохраняла людям жизнь, поэтому и назвали еѐ Дорогой жизни. По ней вывозили из осаждѐнного города слабых, обессиленных людей. (Хлеб – в Ленинград, а детей – в тыл. ) Правда, не всех из них даже на Большой земле удавалось спасти.

Видео

Ведущий 1. На втором километре Дороги жизни, у деревни Ковалево, находится памятный комплекс, посвященный детям блокадного Ленинграда. На 14 метров уходит в высоту стебель «Цветка». (фото)

С одной стороны тропы установлены каменные страницы. На них выбиты строки из дневника ленинградской школьницы Тани Савичевой.

                                     

(Фон. Реквием)

Чтец

В осаждѐнном Ленинграде Эта девочка жила.

В ученической тетради свой дневник она вела.

В дни войны погибла Таня, Таня в памяти жива:

Затаив на миг дыханье, Слышит мир еѐ слова:

«Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941года. Бабушка умерла 25

января в 3 часа дня 1942 года.»

А в ночи пронзает небо Острый свет прожекторов.

Дома нет ни крошки хлеба, Не найдѐшь полена дров.

От коптилки не согреться Карандаш дрожит в руке,

Но выводит кровью сердце В сокровенном дневнике:

«Лека умер 12 марта в 8 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года».

Люди, вслушайтесь в дневник:

Он звучит сильней орудий,

Тот безмолвный детский крик:

«Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня!»

Ведущий 2: Даже после того, как ее вывезли из блокадного города, истощенная голодом и страданиями девочка уже не смогла подняться. Трагедия семьи Тани Савичевой типична для блокадного Ленинграда: сколько погибло от голода людей, сколько вымерло семей!

Ведущий 1: Сегодня дневник выставлен в Музее истории Ленинграда, а его копия в витрине одного из павильонов Пискаревского мемориального кладбища. (фото дневника)

Чтец:

Плакали люди, строчки читая,

Плакали люди, фашизм проклиная.

Танин дневник — это боль Ленинграда,

Но прочитать его каждому надо.

Словно кричит за страницей страница:

«Вновь не должно это все повториться!»

 Видео «Дети блокадного Ленинграда»

Ведущий 2. 900 дней и ночей был оторван город на Неве от Большой земли. Легче его жителям стало после наступления советских войск в январе 1943 года,

Нечеловеческие страдания не сломили дух ленинградцев. Город продолжал жить и бороться.

Ведущий 1.В городе выходили газеты, издавались книги, по радио звучали музыка и поэзия, выступали писатели, ученые, деятели культуры. В осажденном холодном Ленинграде, на голодном пайке, Дмитрий Шостакович создал бессмертную Седьмую симфонию, назвав ее Ленинградской. 9 августа 1942 года Большой зал Ленинградской филармонии не вместил всех желающих послушать это великое произведение. Как потом говорили, немцы обезумели, когда это услышали. Они-то считали, что город мертвый. 

Слушание, просмотр видео Симфонии №7 Д. Шостоковича

Ведущий 2. Полностью от блокады Ленинград был освобождѐн только в 27 января 1944 года. Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло около 1 миллиона человек. Поколения, пережившие голод и невзгоды войны знают цену куску хлеба.

Ведущий 1: Объявляется минута молчания в память о погибших в блокаде Ленинграда.

НА ЭКРАНЕ - ВИДЕОЗАПИСЬ "РЕКВИЕМА",

МИНУТА МОЛЧАНИЯ.В ПАМЯТЬ О ПОГИБШИХ

Ведущий 1. Во что оценить блокадную пайку? Да, сегодняшний кусок хлеба не замешан в крови. Но почему же, желая о чем-то очень важном, мы сегодня повторяем старую как мир фразу. Это хлеб наш насущный. Может потому, что хотя не хлебом единым жив человек, хлеб все-таки мы ставим на первое место?

Ведущий 1:  

Потому что хлеб – это хлеб! «что может быть слаще хлеба,

Что может быть горше хлеба? Что нужнее хлеба?

Что нам дороже хлеба? Все начинается с хлеба

Кончается все людьми»


Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: "Блокадный хлеб"

Классный час для 1 класса, рассказывающий о стойкости нашего народа в период блокады Ленинграда....

Классный час "Блокадный хлеб"

Классный час, посвященный подвигу жителей  блокадного  Ленинграда.  Указаны активные   активные ссылки на сайты музеев, на видеоэкскурсию.В Приложении размещены фото участнико...

Всероссийский урок памяти Блокадный хлеб "125 блокадных грамм"

Сценарий всероссийского урока памяти Блокадный хлеб "125 блокадных грамм"...

Классный час " Кусочек блокадного хлеба, как единственный источник жизни и надежды"

Классный час посвящён 77 годовщине блокады Ленинграда. Мероприятие проводилось в рамках краевой акции "Блокадный хлеб"...

Классный час "Кусочек блокадного хлеба, как единственный источник жизни и надежды. Горький вкус Победы"

Моя работа актуальна не только в преддверии годовщины Победы в Великой Отечественной войне, но и носит практический характер. С годами подрастающее поколение не осознаёт значимости и ценности хлеба, в...

Классный час "Блокадный хлеб" 4 "Б" класс, классный руководитель: Шериева З.А

Тема классного часа актуальна не только в преддверии годовщины Победы в Великой Отечественной войне, но и носит практический характер. Подрастающее поколение не осознаёт значимости и ценности хлеба, в...

Классный час "Пайка блокадного хлеба"

Классный час .Беседа "Пайка блокадного хлеба"...