К Пасхе!
методическая разработка по орксэ (4 класс) по теме

Телелейко Людмила Вячеславовна

 

В последние годы особо возрастает ценность эстетического  образования школьников Российской Федерации. Именно посредством искусства осуществляется в основном передача духовного опыта человечества, несущего с собой - то главное, что способствует восстановлению связей между поколениями.

 Важнейшей задачей воспитания духовной культуры школьников является разработка и внедрение творческой системы эстетического образования, восходящей к традициям народной, православной культуры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pasha._varianty_urokov.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  №1.  Молитва.

        Мы  знаем,  что  молиться – это  значит  обращаться  к  богу  и  что  без  молитвы,  без  постоянного  обращения  к  Богу христианину  было  бы  очень  трудно  жить.

        Когда-то  люди,  столкнувшиеся  с  грозными  для  них  явлениями  природы,  обратили  внимание  на  солнце,  луну,  дождь,  молнию.  И  придумали  то,  что  мы,  с  высоты  своего  исторического  возраста,  назвали  мифологией.  Они  давали  имена  своим  богам  и  стали  их  «закликать» - появились  «заклички»,  а  этот  жанр  народного  творчества  есть  не  что  иное,  как…молитва.  В  «закличке»  выражалась  просьба:  не  гневись,  смилостивись,  пошли  урожай,  добрую  охоту…

        В  10 веке  у  славян  произошло  событие,  наверное,  самое  великое  за  всю  предыдущую  и  последующую  историю – крещение  Руси.  Для  нового  бога  не  нужно  было  придумывать  молитвы:  они  вместе  с  верой  пришли  к  славянам  из  Византии  и  Болгарии.  Может  быть,  главное  отличие  заклички,  древней  формы  молитвы,  от  молитвы  новой  заключалось  в  следующем:  закличка – это  экспромт,  сиюминутная  просьба,  чаще  всего  бытовая,  а  православная  молитва – одухотворенное,  возвышенное  обращение  к  единственному  истинному  Богу,  сочинить  её  может  только  тот  человек,  который  причастен  Божией  благодати,  святой.

        Какими  же  странными,  наверное,  казались  новые  молитвы  только  что  крестившемуся  народу.  Как  непривычно  звучали  слова:  «Ненавидящих  и  обидящих  мя  и  творящих  ми  напасти,  помилуй,  Господи,  и  не  остави  их  погибнути  мене  ради  грешного».

        Как  странно  было  узнать,  что  Бог,  Создатель  всех,  сопровождает  человека  всю  его  жизнь,  наказывая  его  и  помогая  ему,  и  после  смерти  тоже  не  покидает,  а  дарит  вечную  жизнь,  хотя  и  не  всем,  а  лишь  тем,  кто  был  хорошим  христианином.  У  людей,  конечно,  возникали  вопросы,  как  молиться,  что  при  этом  говорить  и  что  делать,  как  вести  себя.  И  вероятно,  тогда  читали  и  толковали  им  вот  эти  слова  из  Евангелия:

«Случилось,  что,  когда  Он  в  одном  месте  молился,  и  перестал,  один  из  учеников  Его  сказал  Ему:  Господи!  научи  нас  молиться,  как  и  Иоанн  научил  учеников  своих.  Он  сказал  им:  Когда  молитесь,  говорите:  Отче  наш,  сущий  на  небесах!  Да  святится  имя  Твое;  да  придет  Царствие  Твое;  да  будет  воля  Твоя  и  на  земле,  как  на  небе;  хлеб  наш  насущный  подавай  нам  на  каждый  день;  и  прости  нам  грехи  наши,  ибо  и  мы  прощаем  всякому  должнику  нашему;  и  не  введи  нас  во  искушение,  но  избавь  нас  от  лукавого»  (Лк. 11:1 – 4)

«И  я  скажу  вам:  просите,  и  дано  будет  вам;  ищите,  и  найдете;  стучите,  и  отворят  вам;  ибо  всякий  просящий  получает,  и  ищущий  находит,  и  стучащему  отворят»  (Лк.  11: 9 – 10)

Эту  короткую,  но  очень  емкую  молитву  оставил  людям,  простым  рыбакам,  виноградарям,  сеятелям,  Сам  Господь.

1. Слушание- молитва  «Отче  наш»  Римский-Корсаков.

2. Разучивание- «Молитва»  музыка  С. Монюшко.

Урок  №2.  Литургия.

        В  православии  самая  главная  служба,  средоточие  всех  важнейших  молитв – это  Литургия  или,  в  просторечии,  обедня.  Она  начинается  Благодарственной  молитвой,  слова  которой  принадлежат  царю  Давиду  (см.  Ветхий  Завет,  102  и  103  псалмы).  Музыку  к  этой  молитве  писали  многие  композиторы:  Д. Бортнянский,  А. Архангельский,  П. Чесноков.

        Вот  как  сказал  о  Благодарственной  молитве  современный  священнослужитель,  протоирей  Александр  Мень:

«Благодарственная  молитва – самая  прекрасная  и  чистая.  Она  не  ищет  своего,  не  просит,  а  переполнена  радостным  сознанием  милосердия  Божия,  излитого  на  человека.  За  все:  за  глаза,  которые  видят  солнце  и  красоту  мира;  за  уши,  которые  слышат  гармонию  звуков  и слово  Божие;  за  разум,  постигающий  тайны;  за  сердце,  способное  любить – за  все  это  благодарит  человек».

Радость  пасхальной  ночи  начинается  с  крестного  хода – это  мироносицы  торопятся  помазать  тело  любимого  Учителя  благовонным  миром.  Ангел  отваливает  камень – открываются  двери  храма,  и  с  ликующей  песней  «Христос  воскрес  из  мертвых…»  люди  входят  в  храм.  Радость  в  колокольном  звоне,  радость  в  песнях  пасхального  канона,  полных  ликующей  и  всепобеждающей  силы  жизни.

Разучивание  песен:

1.«Христос воскрес» (детская песня) слова А. Майкова,  музыка  неиз.автора.

2. «К  вечерне» (детская  песня)   слова  И. Аксакова,  обр.  для  хора  Э. Леонова.

Урок  №3.

Русские  люди  считают  Пасху  главным  христианским  праздником.  В  честь  Воскресения  Иисуса  Христа  этот  день  называют  Великодень,  а  еще  Светлое  Христово  Воскресение,  а  еще  Христов  день.  Об  этом  замечательном  дне  русскими  поэтами  написано  много  замечательных  стихотворений,  расскажите  их!

Стихи.

Принято  в  народе  на  Пасху  христосоваться:  обменяться  крашеным  яичком,  трижды  поцеловаться  и  сказать:  «Христос  воскрес! – Воистину  воскрес!».(3р)

Целуясь,  люди  прощали  друг  другу  обиды,  недоразумения,  злобу.  Христос  нам  дал  жизнь,  а  яйцо – символ  новой  жизни,  светлой  и  чистой,  символ  надежды!  

Сейчас  мы  прикоснемся  к  таинству  природы  и  представим  с  вами,  как  зарождается  новая  жизнь!

Слушание:  М.П. Мусоргский  «Балет  невылупившихся  птенцов»

Кроме  крашенных  яиц  главным  блюдом  на  пасхальном  столе  был  кулич.  Пекли  куличи  всегда  в  форме  целиндра.  Он  получался  похожим  на  церковную  башенку  с  куполом.  Хозяйки,  когда  пекли  куличи,  примечали:  если  кулич  удался,  то  все  в  семье  будут  здоровы.  Как  и  всякий  народный  праздник,  Пасха  заполнена  различными  играми  и  забавами.  Вот  одна  из  пасхальных  игр:  «Чье  яйцо  дольше  прокрутиться,  тот  и  выигрывает»

Читается  предание  «Почему  мы  красим  яйца  на  Пасху?»

Выполняется  творческая  работа  «Раскрась  писанку».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "День Светлой Пасхи"

В презентации "День Светлой Пасхи" можно узнать о возникновении этого праздника, познакомиться с обычаями православной церкви....

" Готовимся к Пасхе" Платон О.А.

Внеклассное мероприятие....

Пасха презентация к уроку по модулю "Основы православной культуры" курс ОРКСЭ

В данной презентации говорится о праздновании православного праздника Пасхи. Цель формирования понимания значения "ПАСХА" для православных людей....

Пасха – праздник праздников»

Сенмейные праздники в традициях народов....

Сценарий праздника «Пасха, Светлая пасха» в 4 классе

Знакомство детей с событиями Страстной седмицы...

Методическая разработка "Пасха! Господня Пасха!"

Цель мероприятия:приобщать детей к родной культуре,  народному творчеству, традициям. Задачи: Образовательные:познакомить с традициями празднования православного праздника, его историей в со...

Презентация "Остров Пасхи" (Исполины острова Пасхи)

Презентация "Остров Пасхи" ("Исполины острова Пасхи") может быть использована на уроках окружающего мира в качестве дополнительного материала в теме "Всемирное наследие" ...