День Знаний в 1 классе. Путешествие по родному краю.
методическая разработка (1 класс) на тему

В работе дан сценарий проведения  классного часа у первоклассников. Урок способствует сплочению классного коллектива и знакомству учащихся с малой родиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon сценарий День знаний 1 класс101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коновалова Марина Петровна,

учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 5 г. Кувандык,

Оренбургская обл.

Конспект занятия

«День Знаний в 1 классе. Путешествие  по  родному краю»

Цель

УУД

Способствовать сплочению классного коллектива


Личностные УУД - формировать положительное отношение к школе и образ хорошего ученика; заложить фундамент мотивационной основы; формировать познавательный интерес к новому виду деятельности – учебе; воспитывать чувство товарищества, коллективизма, уважения к людям.

Регулятивные УУД – формировать выполнение действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Познавательные УУД - учить строить речевое высказывание в устной форме; решать задачи, рассуждать, объяснять свой выбор.
Коммуникативные УУД - учить стремиться к сотрудничеству; учить задавать вопросы и адекватно использовать речь для решения проблем; формировать собственное мнение и позицию. 

Оборудова-ние:

Проектор, экран, ноутбук,  мешочки с сухими травами (полынь, чабрец, шалфей), пазлы с рисунком тюльпана, оренбургский пуховый платок, карта области, на каждой парте разноцветные и белые цветы

Действия детей

Действия, слова педагога

Ребята, отгадайте-ка  загадку

Дети знакомятся друг с другом

Дети знакомятся с правилами  дружбы

Дети изображают торт

  1. Школа

Учитель:

Здравствуйте, взрослые!

Здравствуйте, дети!

День необычный сегодня на свете -

Музыка всюду, улыбки и смех -

Школа открыла двери для всех.

И не грустите, девчонки, мальчишки,

По играм, затеям и сказочным книжкам,

Со школьной жизни всё начинается,

В страну Знаний мы отправляемся!

Ребята, пусть мы с вами пока ещё мало знакомы, но всё же, давайте улыбнёмся друг другу, подарив тем самым частичку своего душевного тепла. Ведь недаром поётся в известной вам с раннего детства песне о том, что именно с улыбки начинается... (Дружба. (Дети добавляют хором.)) Конечно, дружба, начало которой  только что вами было положено

Учитель:Ребята, отгадайте-ка  загадку:

Стоит весёлый светлый дом,

Ребят проворных много в нём;

Там пишут и считают,

Рисуют и читают! Что это?

Дети: Школа.

Учитель:- Кто составит это слово на доске? (по классу развешаны буквы, детям нужно их собрать и составить слово)

Учитель:Дорогие ребята! Сегодня у вас торжественный и важный день: вы пришли учиться в школу. Ещё вчера вас называли детьми, малышами, а с сегодняшнего дня о вас будут говорить …

- Скажите, пожалуйста, как вас теперь будут называть?

Дети:  Ученик, ученица, школьники и школьницы, первоклассники.

Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста,….

1 ряд. Что такое  «ШКОЛА» ? (ответы детей)

2 ряд.  Чему учат в школе? (ответы детей)

3 ряд. Ребята, а для чего вы хотите учиться?(ответы детей)

Учитель: Школа станет для вас вторым домом, вы найдёте много новых друзей. В этой комнате, которая называется классом, вы каждый день будете получать особенные подарки. Но это не игрушки и не конфеты.  А что же это за подарки?

Дети: Это знания.

Учитель: Конечно!

Я расскажу вам обо всем:

Отчего бывает гром,

И про север, и про юг,

И про всё, что есть вокруг,

Про медведя, про лису,

И про ягоды в лесу.

Научу вас рисовать,

И писать, и читать,

Считать, шить и вышивать.

Я передам вам, мои дорогие ученики, все свои знания, чтобы вы выросли умными, добрыми, трудолюбивыми.

Я поздравляю вас с первым школьным днём и желаю хорошо учиться и хорошо трудиться. Школьные годы - это самые чудесные и весёлые годы. Они так интересны. Что вы без конца будете удивляться! Особенно запоминается и остаётся надолго в памяти то, что происходит в первый раз. Пусть будет в вашей школьной жизни всё хорошо.

- На доске:

Мы будем вместе(сначала закрыто)

4 зимы    816 дней

4 весны 32 тысячи уроков

4 осени   50 тысяч часов

Учитель: Может ли кто-нибудь объяснить, что обозначают эти слова и цифры?

(дети не могут)

Учитель:- Может вам теперь станет понятнее? (учитель открывает первую строку)

 - Да вы правы, именно столько зим и весен, дней и уроков мы будем с вами вместе. МЫ – это наш 1-А  класс МАОУ «СОШ  №5»   г. Кувандыка, в котором  25 учеников: … девочек и … мальчиков.  

Меня зовут Марина Петровна. Я – ваша первая учительница. Вместе с вами я буду целых 4 года-4 года радости и огорчений,4 года узнавания и открытия чего-то нового, Целых 4 года мы будем неразлучны в учёбе и в играх.

- Вместе нам предстоит учиться не только читать, писать и считать, играть и веселиться, но ещё и грустить, радоваться своим успехам и успехам своих товарищей, думать, размышлять.  А чтобы со всем этим мы смогли справиться, наверное, надо нам друг с другом познакомиться.

2. Знакомство.

Учитель: Предлагаю вам всем дружно назвать свое имя (называют) Не получилось.

 - Давайте все шёпотом назовём свои имена (называют). Снова не получилось.

 - Да, ребята. Вместе хорошо играть, петь, иногда читать стихи, а вот говорить лучше по одному (появляется на доске запись «Говорим по одному» и значок-символ). Это первое школьное правило. Человеку становиться особенно приятно, когда его слушают. Если мы научимся друг друга слушать, всем нам станет тепло и уютно.

-Вас так много, а мне хочется познакомиться с вами со всеми и побыстрее

-А теперь давайте  познакомимся с нашими девочками. Я приглашаю всех девочек выйти к доске.

Нарядные, парадные,

Такие ненаглядные,

Причесанные, с бантиками

Девочки идут.

- Сейчас наши девочки, как настоящие артистки, назовут громко свое имя и фамилию, передавая солнышко  друг другу.

- Вот мы и познакомились с девочками. А теперь я попрошу выйти к доске мальчиков.

И мальчики отличные,

Такие симпатичные,

Такие аккуратные,

Таких вот в школе ждут.

- Мальчики, давайте и с вами познакомимся.

Вот такие замечательные ребята собрались в нашем классе и не беда, что мы впервые встретились и не все имена запомнили, но мы обязательно с этим справимся.

- Теперь, ребята, мы будем с вами встречаться каждый день, проводить вместе много времени, будем вместе работать и отдыхать. Поэтому мы должны подружиться.

Согласны? (ДА)

- Мы будем дружить? (ДА)

- Мы будем уважать друг друга? (ДА)

- Мы будем помогать друг другу? (ДА)

- Мы будем доверять друг другу? (ДА)

- Мы будем любить друг друга? (ДА)

- Мы будем одной командой? (ДА)

Тогда давайте ваши руки (дети встают со своих мест и подходят к учителю). Мы соединим их в общем рукопожатии, как мушкетёры.

- Чувствуете тепло? силу? Что мушкетёры всегда говорили друг другу?! ОДИН ЗА ВСЕХ И ВСЕ ЗА ОДНОГО! (дети садятся на свои места)

- Теперь мы одна команда, и мы будем помогать друг другу во всём, в том числе и в нашем главном деле. Какое у нас главное школьное дело? УЧИТЬСЯ!

3.  Рождение класса.  (+Физминутка)

Учитель: Вот мы и узнали друг друга. Как называется день, когда кто-то впервые появляется?

Дети: День рождения.

Учитель: И у нашего класса сегодня день рождения. В день рождения всегда пекут торт.  Мы с вами тоже давайте испечем торт. Выходите к доске, возьмитесь за руки, образуйте круг. Вот и торт. Исполняется песенка «Как на наши именины…»

Теперь по кругу будем закручиваться, чтобы у нас получился сплоченный, крепкий торт. На именинном торте мы поставим свечи. Поднимите руки вверх. Вот какой у нас торт на именинах нашего классного коллектива. Ура.!!!

Садитесь за парты.

Показ слайдов:

слайд – карта области

Дети отвечают на вопросы

4. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ . Путешествие «Моя малая Родина»

-Сегодня 1 сентября –День Знаний , миллионы  мальчиков и девочек нашей страны пришли в школу, чтобы учиться..

Слайд «Россия»

- Посмотрите на экран, какая огромная наша страна! Ребята, по своей территории Россия больше, чем любая другая страна на Земном шаре. У каждой страны есть своя столица, город которым можно гордиться. Напомните мне столицу России. (Город Москва.) Давайте на некоторое время перенесёмся в нашу славную столицу. Посмотрите на экран.

Слайд « Москва»

- На экране вы видите различные места Москвы, но главное из них – это, конечно, Красная площадь с Кремлём, где проходят все торжественные мероприятия и государственные праздники страны.

- Ребята, Россия – это наша общая большая Родина.

На доске появляется табличка:

БОЛЬШАЯ РОДИНА - РОССИЯ

 

- Но в большой стране у каждого человека есть свой маленький родной уголок – например, город, в котором он родился, улица, на которой проживает, милый сердцу дом, школа, в которую он ходит или ходил когда-то. Из таких маленьких уголков и состоит наша великая Родина, а город, улицу, дом и школу называют малой родиной человека. Малая родина –  край, где человек  родился, вырос, живёт – это часть большой  Родины,  России.

На доске появляется табличка:

МАЛАЯ РОДИНА – ГОРОД, УЛИЦА, ДОМ, ШКОЛА…

Слайд « Малая родина»

- Посмотрите на экран. Здесь вы видите милые каждому сердцу уголки нашей Родины.

- Именно о ней, о нашей малой родине мы продолжим разговор после физкультминутки.

ФИЗМИНУТКА для глаз

Ребята, как называется наш край, наша область? (Оренбургская  область.)

Наш край – душа, краса России.

Он чист артериями рек,

Несущих гордо края имя

Степями, что возделал человек..

Учитель: Наша родина - степные просторы Оренбургской области.  Давайте вместе совершим путешествие по нашему родному краю.

Слайды-

степь, сарматы

В далекие времена степи были местом для великого переселения народов. Много раз, сменяя друг друга, здесь проходили кочевые племена.

Показ слайдов с названиями рек

Каждый народ привнес и оставил частичку своей культуры на этой земле. Скажите ребята, что вы знаете о кочевниках?

Какое главное занятие было у кочевников? Скотоводство. Правильно.

И это нашло отражение в названиях рек, озер, гор и сохранилось до наших дней.

Давайте попробуем узнать, что означают названия некоторых рек.

Донгыз - кабан - следовательно, река Донгуз - … (кабанья река)

Сак - овца, мара - бурная река… (Сакмара - овечья река)

Базау - бык, а река Бузулук - (бычья река)

Тана - теленок, река Таналык - (телячья река)

Дают ответ, показывая движения.

Просмотр детьми видеофильма

Слайд

О нашей школе

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

А сейчас давайте поиграем.  Я буду читать стихотворение, в котором вам встретятся разные вещи. Если вещи нужно брать в школу, хлопайте в ладоши. Если не нужно, топайте

.

              Собирался школьник в класс.

            Взял  он чипсы про запас,

            Взял учебники, тетрадки,

            Две большие шоколадки,

            Положил в портфель пенал,

            Ручку, мячик, книжку взял.

            Положил карандаши…

            И точилку тоже,

            Взял он куклу и волчок

            Сунул осторожно.

            Положил в портфель альбом,

            Кисточку, машинки…

            Пластилин, щенка, картон,

            Сменные ботинки.

           

А зачем ученику в школе сменные ботинки? Это ещё одно важное правило школы. С собой каждый день нужно носить сменную обувь, чтобы в школе было чисто и приятно находиться.

5.ПРОДОЛЖЕНИЕ ОСНОВНОЙ ЧАСТИ

- Ребята, как называется наш город?

- Обратите внимание на экран. Это карта оренбургской области. Наш город расположен на реке Сакмара и находится на юго – востоке области.

- На экране вы видите с детства знакомые вам уголки нашего города.

Люблю тебя, мой край родной!

Как красивы здесь закаты и восходы!

Стоит мой город над Рекой

В нем мир живет, уют, покой.

Добро царит, смеются дети.

 

- Просмотр ВИДЕОФИЛЬМА «Кувандык –долина счастья»

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Учитель показывает нужные движения, дети повторяют их и при этом говорят: “Вот так!”

- Как летишь?

- Как идёшь?

- А бежишь?

- Ночью спишь?

- Как берёшь?

- А даёшь?

- Как живёшь?

Слайд «МОУ СОШ №5»

- А это что за здание? Узнали? (Наша школа.)

- Верно, ещё один уголок нашей малой родины. Давайте хором прочитаем название нашей школы. ( Дети читают.)

МАОУ СОШ № 5

 На третьем этаже нашей школы есть выставка, вы можете познакомиться. Отправившись на экскурсию по школе, мы её обязательно посетим.

- А это кто, вы узнали? (Директор нашей школы.)

- Вы знаете, как ее зовут?

- Ребята, вы знаете, в прошлом году в нашей школе было радостное событие, мы отметили её юбилей. Нашей школе 90 лет. Очень много ребят выпустила наша школа во взрослую жизнь за это время. И вот теперь она встречает вас, первоклассников. Учитесь хорошо, будьте прилежны, не подводите свою школу!

Слайд -

Аксаков

Каждая область, местность русской земли имеет только ей присущие облик, неповторимость и, конечно же, своего певца. А если край воспет таким великим писателем, как Сергей Тимофеевич Аксаков, красота его становится достоянием многих миллионов.

Слайд -

сказка

Как называется сказка Аксакова о заветном цветке? («Аленький цветочек»)

Дети работают с пазлами – цветами в паре

(эмблема за правильный ответ)

У вас на столах конверты с пазлами цветка. Соберите его и скажите, какой цветок стал прототипом Аленького цветочка.

Вспомните, как Чудовище относилось к цветку? Правильно, очень бережно. Не разрешал его срывать. Вот и у  тюльпана очень короткий срок цветения: всего несколько дней. Это удивительное природное свойство растения отражено и в сказке.

Уберите пазлы обратно в  конверты и отложите на край стола.

Пять  слайдов -

тюльпаны

А теперь взгляните на экран, вот таким бывает степной ковер весной, когда расцветают тысячи тюльпанов! Посмотрите, какое красивое поле из «аленьких цветочков».  

Слайд -

сухая трава

убрать со стола 

Неповторима степь в середине лета! Она наполняется особенным ароматом: горечью полыни и пряностью чабреца и шалфея. (Ставлю на столы по мешочку с сухими травами). Возьмите щепотку сухой травы и разотрите в ладошках. Чувствуете, как в наш класс ворвался запах степи? Запомните, что эти травы лекарственные и всегда помогут вам обрести здоровье.

Слайд-

паутинка, показ платка

Богата и талантами наша оренбургская земля. В каждой области есть свой народный промысел.

Кто узнал, что у меня в руках?(Пуховый платок). У кого из вас ребята мамы или бабушки вяжут такие платки, паутинки? Это народный промысел.

По всей России знают  знаменитый оренбургский пуховый платок. Он стал своеобразным символом нашего края. Многие страны мира пытались создать похожий платок, однако не смогли.  Только у нас в области сложились такие погодные условия, которые позволяют выращивать коз с особенным пухом. Паутинка, связанная из такого пуха,  проходит через обручальное кольцо. Девочек уже с 5-6 лет учили вычесывать и теребить пух, а к 10-12 годам они уже умели вязать. У каждой мастерицы были свои секреты вязания узоров и орнаментов. И по этим узорам могли определить, кто связал  платок.

Накиньте на плечи это ажурное чудо. Что вы сейчас чувствуйте? Оренбургский платок всегда считали царским подарком.

Слайд -

степь

Вы уже многое узнали об Оренбуржье, но нас ждет еще много удивительных открытий.

Молодцы, ребята, сегодня вы не просто совершили путешествие по Оренбургской области, вы узнали больше о своей малой родине.

Дети дают
клятву ученика

Детям вручаются свидетельство первоклассника

Клятва родителей

Ну а теперь, ребята, так как вы с сегодняшнего дня настоящие  ученики, вам нужно дать клятву первоклассника. И, главное, потом выполнить всё, что вы в этой клятве пообещаете. Клятва первоклассника читается стоя. Я буду читать строки клятвы, а вы  повторяйте слово "клянемся".

Всегда приходить в класс на первый урок
Еще до того, как проснется звонок. (
Дети хором – Клянемся!)

  1. Быть на уроке активным и нужным,
    Запоминать и учить все, что нужно. (
    Клянемся!)
  2. . (Клянемся!)
  3. Учебники, книжки, пенал и тетрадки
    Всегда содержать в идеальном порядке. (
    Клянемся!)
  4. Друзьями хорошими, верными стать,
    Друг другу во всем и всегда помогать. (
    Клянемся!)
  5. А лень, неопрятность, подсказки, вранье
    Мы в класс не возьмем никогда, ни за что. (
    Клянемся!)
  • Клянусь писать и читать я прилично  

И в ранце носить «хорошо» и «отлично».

Клянусь!

  • Клянусь я ребенком воспитанным быть,

Не бегать по школе, а шагом ходить.

Клянусь!

Стать за год умней и взрослей.

Стать гордостью родителей и учителей...

Клянёмся! Клянёмся! Клянёмся!

Учитель:

Дорога к знаньям – трудный путь,

Полна затей и приключений.

Ты, первоклашка, не забудь

Что ты не признанный, но гений!

Тебе подвластно все кругом,

Чуть - чуть труда, чуть - чуть терпенья –

И всё, что сможешь изучить,

Вдруг превратится в достиженья.

Дорогие ребята, сегодня, первого сентября 2014 года, вы стали учениками МАОУ СОШ «№ 5».  В честь этого события каждому из вас вручается СВИДЕТЕЛЬСТВО   первоклассника.

 (Вручение свидетельств поимённо)

А сейчас клятву произнесут родители.

Клятва родителей.

  • Клянусь (будь я мать иль отец)

Ребенку всегда говорить «Молодец!»

Клянусь!

  • Без стонов вставать, умываться как надо,

И в школу вести поскорей свое чадо.

Клянусь!

  • За двойки клянусь я его не ругать,

И делать уроки ему помогать.

Клянусь!

  • А если нарушу я клятву мою,

Тогда я последний свой зуб отдаю,

Тогда моего обещаю ребенка

Кормить ежедневно вареной сгущенкой!

Клянусь!

  • Тогда идеальным родителем буду

И клятвы моей никогда не забуду.

Клянусь!

Учитель:.

Вот и подходит к концу ваше путешествие, наш первый урок Знаний. Во вторник 2 сентября мы его продолжим.

Учитель: Ребята 1 сентября это не только ваш праздник, но и праздник всей семьи. Сегодня волнуются и бабушки, и мамы, и папы.

 Уважаемые родители! Сегодня ваш ребенок стал первоклассником. Я поздравляю вас с этим замечательным событием. Верю, что школьные годы станут и для вашего ребенка, и для вас чудесным временем, принесут вам радость, счастье, удачу. Рада, что именно ваши дети будут рядом со мной четыре года, будут доставлять мне радость общения с ними. Вместе с вами мы будем растить будущего Человека. Всегда рада услышать ваши пожелания, советы.

Объявление для родителей.

Рефлексия

«Цветок в подарок школе»

Приятно, конечно, получать подарки, но ведь и нам с вами нужно задуматься о подарке для школы, в которой мы начинаем учиться.

Скажите, что обычно дарят ? (Цветы.)

- Сейчас и мы с вами изготовим букет для нашей школы, но только при одном условии: если вам сегодняшний урок понравился, и вам было интересно, приклейте на плакат цветок любого цвета, но не белого, а, если на уроке было скучно и неинтересно – приклейте цветок белого цвета.

Дети наклеивают цветы на плакат.

- Смотрите, какой пёстрый букет у нас получился! Прекрасный подарок для школы! Я рада, что вам было интересно сегодня на уроке, а вот что же вам больше всего запомнилось, что нового вы узнали?

- Вы очень хорошо работали сегодня на уроке!

 Вот и закончилось наше первое знакомство со Страной Знаний.

Успехов и удач вам! На память об этом дне родители дарят  вам   воздушный шарик – частичку нашего радостного настроения. С началом первого учебного года!

Урок окончен! До встречи на уроках завтра!

Родители дарят  шарики детям под песню «Чему учат в школе».

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День знаний 1 класс

Путешествие учащихся по стране Знаний, знакомство сс школьными предметами....

День Знаний ( 4 класс)

Предлагаю вашему вниманию разработку "День Знаний"....

День знаний 1 класс

Первый урок в 1 классе....

День знаний. 2 класс

Цели и задачи:1.     способствовать сплочению детского коллектива;2.     поддержать у детей праздничное настроение от встречи со школой, создать настрой н...

Мероприятие "День Знаний" (1 класс)

На празднике дети знакомятся с первой учительницей и друг с другом. Читают стихи, отгадывают загадки и играют....

День знаний 2 класс Тема: «По морям, по волнам к океану Знаний».

Разработка  к празднику «День  Знаний». Учитель: Аверина Л.В. МОУ  СОШ №6, 2Бкласс.Тема: «По  морям,  по волнам к океану Знаний».Цель: Выработать  у  учащихся  ...

День Знаний - 1 класс "Путешествие на планету Знаний"

Цель: создание условий для быстрой и безболезненной адаптации детей в школе и классном коллективе.Задачи:-  создать условия для первичного знакомства детей с учителем и друг другом.- познакомить ...