внеклассное мероприятие "Деревенские посиделки"
методическая разработка (1 класс) на тему

Савоник Ольга Владимировна

Сценарий праздничного мероприятия для учащихся 1-4 классов. Праздник проводился ко Дню пожилого человека, традиционно отмечающегося в нашей школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon posidelki_stsenariy.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «Деревенские посиделки»

(Праздник проводился 1 октября – в День пожилого человека)

Цель: познакомить с народными традициями, фольклором, бытом наших предков.

Задачи:

- прививать интерес к русским народным традициям и обычаям своего  

   народа;

- активизировать познавательную, мыслительную деятельность учащихся;

- воспитывать у детей музыкальные творческие навыки;

        - повышение родительского интереса к делам класса;

        - вовлечение членов семьи в школьную жизнь их детей.

Подготовительная работа:

  1. За месяц до мероприятия учащиеся получили задание: найти дома, у бабушек старинные вещи, предметы одежды, быта русского народа.
  2.  Дети готовят рисунки к конкурсу «Преданья старины»
  3.  Дети вместе с учителем разучивают народные игры, шуточные сценки, частушки.
  4. Родители готовят русские народные костюмы для детей – участников праздника.

Оформление класса: выставка детских рисунков, предметы деревенской избы: вышитые скатерти, салфетки, посуда, самовар, баранки

Ход мероприятия:

Входит ведущая в русском сарафане.

Вед: Добрый день, дорогие гости!

         На завалинке, в светёлке  

         Иль на брёвнышках каких

         Собирали посиделки  

         Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели

 Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели  

И водили хоровод!

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир:

Нынче все мы по сусекам  

Личных дач или квартир.

Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить,

Скучно жить без посиделок –

Их бы надо возродить!

Звучит мелодия «Ах вы сени»

Вбегают дети :

  1.   Ох вы красны девицы и добры молодцы!

       Слушайте и глядите!

       Да не говорите, что слыхом не слыхали

       И видом не видали1

       Приглашаем вас всех на посиделки!

  1. Добрый день и поклон вам,

Гости желанные и дорогие!

Я смотрю на ваши лица –

Хорошо, отрадно мне,

Словно я в большой и дружной,

И приветливой семье.

     3.  Спешите, граждане, спешите,

          С собой улыбку прихватите!

          Давайте вместе нынче вспомним,

          Какой сегодня светлый день.

     И поиграем, и попляшем,

     Заломим шапку набекрень.

Дети исполняют русскую народную песню «Посею лебеду»

  1. Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

Хоть и более привычны

Нам полёты на луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину!

Ведущий:

В некотором царстве, в некотором государстве, на земле Самойловской, во селе Низовка

Жили, были люди обычные, люди приличные, жили, трудились, знаниями и умениями гордились. А ещё гордились детками своими, а внуков любили так, как ни в сказке сказать, ни пером описать. Кто же эти люди? Ну, конечно, наши гости, бабушки и дедушки. А мы, внуки тоже очень их любим и готовы сегодня на посиделках это доказать, свои умения, ловкость и вежливость показать.

Приглашайте, внучата, гостей своих косточки поразмять, себя показать.

Звучит песня «Течёт ручей» Дети вместе с бабушками и дедушками играют в «Ручеёк»

        

Вед:  Спасибо нашим гостям за смелость!

Я объявляю конкурс «Посудачим о старине»

(за правильный ответ вручается баранка)

1. В какой значительный момент жизни принято было трижды объезжать вокруг дуба? (В день свадьбы молодоженам)

2. Кого и зачем клали на расстелённую шубу? (младенца на крестинах и желали богатства)

3. В какой день парню достаточно было принародно накрыть покровом девушку, чтобы она считалась его невестой? (14 октября на Покрова Пресвятой Богородицы)

4. В какой день всей семьёй квасили капусту? (8 октября в Сергий- капустник)

Затем ведущий предлагает отгадать предметы домашней утвари. Демонстрируются: ухват, коромысло, рубель, прялка..(Слайды № 4-7 )

Дети называют предмет, показывают, как им пользовались, бабушки уточняют, помогают.

  1. По обычаям старинным

В платьях все ходили длинных

И гостей встречать умели,

Своих нарядов не жалели

Мёдом, обнося хмельным,

Низко кланяются им

  1. На Руси уж так ведётся,

Что талантливый народ

Сам себе и швец, и жнец,

И на дудочке игрец.

И блоху он подкуёт,

Дом добротный возведёт

Утварь всю по дому справит –

чашей полной дом тот станет.

   

   Вед: В каждом доме свои порядки: одному топор держать, другому шить, да вязать. Вот и наши девицы будут стряпать, а мужчины строить дом

Конкурс: Кто из девочек из кусочка пластилина быстрее раскатает блин и у кого больше?

Кто из ребят построит дом из коробков выше всех?.  

Ведущий: Пока ребята выполняют задание, прошу всех гостей исполнить с нами русскую народную песню «Коробейники»

Русская народная песня «Коробейники»

  1. Ой, полным - полна моя коробушка.

Есть и ситец, и парча

Пожалей, душа – зазнобушка

Молодецкого плеча.                       – 2 раза

  1. Выйду, выйду в рожь высокую

Там до ночки погожу,

Как завижу черноокую

Все товары разложу                         - 2 раза

  1. Цены сам платил немалые.

Не торгуйся, не скупись

Подставляй-ка губки алые

Ближе к молодцу садись.              – 2 раза

  1. Катя бережно торгуется,

Всё боится передать.

Парень с девицей целуется.

Просит цены набавлять.                – 2 раза

  1. Ой, полным-полна моя коробушка:

Есть и ситец, и парча.

Пожалей, душа моя зазнобушка,

Молодецкого плеча                        - 2 раза

Ведущий: Продолжаем наши посиделки

 “Конкурс с поговоркой”.

Много зарубежных пословиц схожи с русскими по смыслу. Я вам задам зарубежную пословицу, а вы скажете в ответ нашу русскую. (Слайд № 8)

  • Вьетнамская. “Прежде чем сказать, поверни язык семь раз” (“Семь раз отмерь, один раз отрежь”)
  • Финская. “Шуму много, а шерсти мало – сказал черт, остригая кошку” (“Много шума из ничего”).
  • Африканская. “Сын леопарда тоже леопард” (“Яблоко от яблони недалеко падает”).
  • Польская. “Не тому слава, кто начал, а тому, кто кончил” (“Конец – делу венец”).
  • Афганская. “Укушенный змеей боится пестрой ленты” (“Кто обжегся на молоке, дует на воду”).

Ведущий: Эту песню пели только мужчины 

“Во кузнице” (мальчики исполняют песню)

Ведущий: Гости дорогие, не хотите ли конфеток покушать, да сказочку послушать.

(Сказка «Каша из топора»)

Ведущая: Ребята, а загадки отгадывать вы мастера?

  • Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу (Петух) (Слайд № 9)
  • Зубов много, а ничего не ест (Расческа) (Слайд № 10)
  • Три теленка, сколько ног (Сколько не три, все равно 4 ноги) (Слайд №11)
  • Когда звонят в “овсе” колокола? (Никогда) (Слайд № 12)
  • Посреди двора золотая голова (Подсолнух) (Слайд № 13)

Ведущий: А ну, девчата- хохотушки, не пора ли петь частушки?

Частушки

1 Встанем, девочки рядком,

   Да частушки запоём.

  А потом мы тоже встанем,

  от девчонок не отстанем.

2. У меня в кармане роза, розочка пахучая

   А характер у меня, как крапива жгучая

  1. У меня на сарафане

Золотые петухи.

Не сама я косолапа –

Косолапы женихи.

  1. Мы, как видите красавцы,

И сердца у нас горят.

Да к тому же мастера мы

Петь частушки для девчат

  1. Ох, папеньки, ох маменьки,

А девчоночки у вас

Чуть поболе валенка

  1. У меня весной на щёчках рыжие веснушки.

Один глаз Петру моргает,

А другой Кирюшке.

  1. У меня милёнка нет,

У подруги семеро.

Я спросила, где взяла?

В огороде сеяла.

  1. Эх топнем ногой,

да другой притопнем

если муха прилетит

мы её прихлопнем

Вед: Дорогие зрители, а вы, частушки исполнить, не хотите ли? Кто пляшет и поёт, того старость не берёт!

Конкурс частушек от бабушек

1. Ах, внучата дорогие
  В вас не чаем мы души.
  И на празднике сегодня
   Хочешь пой а хошь пляши.


2. Все уроки переделать
   Ни минутки ни сидеть.
   Сериал любимый даже
   Стало некогда смотреть.


3. Испеку я пирожочков,
   Чтобы внучек сытно ел.
   Чтобы он и в магазине
   На «Чуп-чупсы» не смотрел.


4. Все занятья, да уроки,
    Просто все и не объять.
    А когда ж нам, бабушкам.
   На пенсии отдыхать!


5.  Для внучаточек любимых
   варежки, носочки.
   Чтоб росли детишечки
   Как яркие цветочки!

Сценки – прибаутки под музыку

  1. Эй, расступись, честной народ,

Не пыли, дорожка!

Добры молодцы идут

Погулять немножко!

  1. – Здорово, дядюшка Иван!

Тебе привет прислала.

- Хто?

- Как хто? Да, знамо дело, Наша Маша!

 - Какая такая Маша?

- Ох, бестолковый ты, Иван! Да, Маша! Хрюша наша!

 

  1. -  Кум, Петро! А ты где был?

- Да где ж мне быть? В горнице.

- А что ты делал? Сметану ел?

- Да нет, Мишке помогал!

 - А Мишка что делал?

- Глазами моргал.

- А пирог ты съел?

- Ну чего пристала? Не я!

- А пирог то вкусный был?

- Очень! Только, маленький! Ой!

  1. А я видел, мужики

Кот корову забодал.

Прибежал медведь с винтовкой,

Выстрелил в кота морковкой.

Кот упал, лежит, не дышит,

Хвостом рыжим не колышет – сдох!  

               

Дети исполняют  Танец «Кадриль»

Ведущий:

Посиделки завершаем

Всем гостям мы пожелаем, чтоб всегда здоровы были

Чтоб смеялись и шутили!

Чтобы девочки наши становились краше

Мальчишки не сдавайтесь, силы мудрости набирайтесь

И чтоб всех счастливей были

Наши бабушки и дедушки дорогие!

С праздником!

Литература:

  1. «Калейдоскоп праздников» - учебно-методическое пособие/ составитель ТИ Вольская, М: Издательство «Экзамен», 2011 г
  2. «Играем, празднуем, соревнуемся»: сценарии совместных мероприятий с родителями/ автор-составитель ТВ Толстых – Волгоград: «Учитель», 2009 г

      3. Детские народные подвижные игры: Кн. для  воспитателей

        дет.сада и родителей е народные подвижные игры./ Сост.Кенеман

        А.В.,Осокина  М.: Просвещение.-1995.

                                                               Интернет-источники:

              http://festival.1september.ru

              http://www.google.ru

              http://sueverija.narod.ru

              http://www.pg4.ru

              http://www.perunica.ru

              prospekt45.ru

                posidelochki.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Новогодние посиделки"

В этом сценарии использовала русский фольклор....

«Посиделки в русской горнице» (внеклассное мероприятие)

Деревенская изба с русской печкой, сундуками, столами, лавками и домашней утварью. На полу домотканые половики. В горнице находятся хозяин с хозяйкой. Цели :1.Расширить кругозор детей об истории ...

Внеклассное мероприятие с учащимися начальных классов. Фольклорный праздник «Деревенские посиделки»

Чтобы познакомить и заинтересовать учащихся с традициями  обычаями русского народа подготовили фольклорный вечер "Деревенские посиделки"В сценарии праздника использовали народные пословицы, погов...

Внеклассное мероприятие "Посиделки у самовара"

Данное мероприятие знакомит учащихся с историей появления чая в России, с правилами приема гостей, традициями русского чаепития, сервировкой стола и угощениями на чаепитии....

внеклассное мероприятие "Посиделки у самовара"

Подборка стихов, песен по теме...

Внеклассное занятие "Посиделки"

Цель: создание условий для формирования творческой активности через изучение народного творчества.Задачи: способствовать развитию познавательного интереса к устному народному творчеству. Закрепить зна...

Внеклассное мероприятие "Посиделки с осенними именинниками"для учащихся 1-4 класса

Как провести день именинника в школе? Много разных интересных способов! Мы опробовали форму  давно забытых и так любимых посиделок! Взрослые и дети с удовольствием готовились к этому празднику, с...