ОБЩЕШКОЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «Весна идёт, весне дорогу!»
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Кириленко Зульфия Романовна

Знакомство учащихся с традициями Русского народа и устным народным творчеством. Мероприятие направленно на развитие артистических и сценических способностей учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Весна идёт, весне дорогу!»24.35 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЩЕШКОЛЬНОЕ  МЕРОПРИЯТИЕ

«Весна идёт, весне дорогу!»

Цели:

Знакомить учащихся с традициями Русского народа и устным народным творчеством; развивать артистические и сценические способности учащихся.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Здравствуйте гости дорогие. Веселья вам да радости. Давно мы вас поджидаем, праздник без вас не начинаем.

Припасли мы вам забавушек на всякий вкус. Кому – правда, кому – сказка, а кому – песенка.

Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли слышно? Всем ли места хватает?

Если все готовы, то отправляемся в путешествие по стране «Устное народное творчество», а праздник наш называется «Весна идёт, весне дорогу!»

Всему на свете свой черёд –

И следом за метелью

Нам позывные подаёт

Весна своей капелью.

Вернулось царство вешних дней,

Звенит по камешкам ручей.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

Чиста небесная лазурь.

Теплей и ярче солнце стало.

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала…

На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.

На Руси весну встречали трижды:

  1. На Сретение – 15 февраля
  2. В день весеннего равноденствия – 22 марта
  3. В благовещение – 7 апреля

Зачастую закличку Весны начинают тогда, когда это показывает сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы начинают петь по-весеннему. В народе девушки и юноши выходили на улицу, водили хороводы,   звали  весну  закличками. И мы сейчас посмотрим одну из закличек в исполнении маленькой девочки.

1.Звучит закличка. (видео).

Заклички представляют собой короткие стишки, в которых призываются различные силы природы в помощь. Например, всем хорошо известная закличка про дождик. В некоторых закличках просится помощь у кого-либо из животных. Например: мышка-нарушка, вот тебе зуб простой, а мне дай костяной. Но самой распространенной является закличка про божью коровку.
Несомненно заклички появились в детском репертуаре из взрослого фольклора. У взрослых есть свой жанр, во многом схожий — это заговоры. Здесь также просят высшие силы помочь человеку. Поэтому многие взрослые понимают, что такое закличка.
Кажется, что сегодня в век современных технологий нет никакой пользы от закличек. Однако с помощью этого жанра многие дети развивают свою память, так как стишки легко запомнить. У некоторых развивается слух. И вообще дети учатся верить в самое лучшее.

2.Звучит фонограмма «голоса птиц» скворцы.

Просыпается природа после долгого сна, Вот набухают на деревьях почки, и скоро появятся новые листочки. Вот прилетели первые перелётные птицы, и скоро они будут вить гнёзда и высиживать птенцов.

Скворец 1.      Здравствуйте, здравствуйте!

                          По улице идёт весна!

                          Всем людям улыбается она!

                          Весна спешит, она не ждёт!

                          Она нас выслала вперёд.

                          Мы молодой весны гонцы

                          Мы птицы вешние – скворцы!

Скворец 2.  Взмахнёт весна рукой и птицы прилетят.

                      И запоют они, засвищут все подряд.

                      Кукушка скажет всем «Ку-ку»,

                      Прожить вам столько на веку.

                      Медведь спросонья улыбнётся,

                      Букашка милая проснётся.

                      Зелёный шум, весенний нам –

                      Спешит весна навстречу нам.

А скоро проснуться  животные от зимней спячки и встретятся  со своими лесными друзьями.

Ёж: Я спал, похудел.

Белка: У меня запасов много было. Я не голодала. Сейчас так хорошо себя чувствую, будто и не было холодной зимы.

Лиса: А я голодала. Одними мышами питалась. Ну, изредка кур пощипывала в соседней деревне. А ты что кум, такой худой?

Волк: Будешь худ с такой едой.

           Я не ел четыре дня,

           А обед во все лопатки

           Припустился от меня.

           Вот несчастье, вот беда!

           Быстроногая еда!

Лиса: Миша! Расскажи, как ты весну чуть не проспал.

Медведь:    Без забот и без тревоги

                      Спал медведь в своей берлоге,

                      Спал всю зиму до весны.

Ёж: И наверно видел сны?

Медведь:  Вдруг проснулся косолапый,

                     Слышит,  каплет – вот беда!

                     В темноте пошарил лапой

                     И вскочил – кругом вода!

Ёж: Заспешил медведь наружу

Медведь: Заливает – не до сна.

                   Вылез я и вижу … лужи,

                   Тает снег, пришла весна.

Просыпаются после долгого сна не только животные, но и растения: А вот первые подснежники:

3.ПОДСНЕЖНИКИ (видео)

У занесённых снегом кочек

Под белой шапкой снеговой

Нашли мы синенький цветочек

Полузамёрзший, но живой.

Должно быть сильно припекало

Сегодня солнышко с утра,

Цветку под снегом жарко стало

И он решил – пришла весна!

И вылез. Но кругом всё тихо.

Соседей нет – он первый здесь.

Его увидела зайчиха.

Понюхала – хотела съесть.

Потом вздохнула, пожалела:

Уж больно тонок ты дружок!

И вдруг пошёл пушистый, белый,

Холодный, мартовский снежок.

Он падал заносил дорожки.

Опять зима, а не весна!

И от цветка на длинной ножке

Лишь только шапочка видна.

И он от холода синея,

Головку слабо наклоня

Сказал: -Ну что ж, я не жалею,

Ведь началась весна с меня!

И люди ждали весну. Ведь весну встречают весёлым праздником: «Масленицей». Что это за праздник? …   А на праздник пекли блины. Давайте и мы испечём согласно традиции блинчики.

4.Песня блинчики. (исполняют дети)(видео)

 Весной устраивали ярмарки. Ярмарки на Руси зародились в незапамятные времена. Возникали они всегда в самых неудобных местах — на пересечении торговых путей. Вроде бы надо купцам поскорее проследовать по своим делам, а пройти никак нельзя — ярмарка!

Приходилось останавливаться и, что поделаешь, торговать своим товаром. Поначалу на ярмарки тащили ненужный в хозяйстве хлам. Ну, например, зачем крестьянину 100 мешков зерна, когда съедает он за год от силы два-три? Или зачем кузнецу 500 подков, когда у него и лошади-то нету, а только кузница? Вот и заполнялись унылые ряды первых ярмарок барахлом.

Позже люди стали готовить товары для ярмарки специально.

Торговцы нахваливали свой  товар, выкрикивая  запоминающиеся слова

Давайте заглянем на ярмарку. Вот и торговец. А что он продаёт?

5.Как старик корову продавал     (Русская сказка) Просмотр

А ещё на ярмарке всегда устраивали представление скоморохи.

Шутки, стишки, потешки, песенки, русские народные сказки разыгрывали они прямо на улице.

При упоминании слова скоморох, первый образ, который возникает в голове – ярко раскрашенное лицо, смешная непропорциональная одежда и обязательный колпак с бубенчиками. Если еще подумать, то можно представить рядом со скоморохом какой-нибудь музыкальный инструмент, вроде балалайки или гуслей, не хватает еще медведя на цепи.Истинных скоморохов на Руси знали и любили во многих городах – Суздале, Владимире, Московском княжестве, по всей Киевской Руси. Однако, наиболее привольно и вольготно жилось скоморохам в Новгороде и новгородских областях. Здесь никто не наказывал весельчаков за излишне длинный и язвительный язык. Скоморохи прекрасно плясали, раззадоривая народ, превосходно играли на волынках, гуслях, стучали в деревянные ложки и бубны, дудели в гудки. Народ называл скоморохов «веселыми молодцами», сочинял про них истории, пословицы и сказки.
Однако, несмотря на то, что народ приветливо относился к скоморохам, более знатные слои населения – князья, духовенство и бояре, на дух не переносили веселых насмешников. Может, это было связано как раз с тем, что скоморохи их с удовольствием высмеивали, переводя в песни и шутки самые неблаговидные дела знати и выставляя простому народу на посмешище.

Дети внимательно ли вы слушали о чём я рассказывала?

ВОПРОСЫ

  1. Сколько раз на Руси встречали Весну? (3 раза)
  2. Что такое Закличка?
  3. Какой цветок первый встречает Весну? (Подснежник)
  4. Что пекли на Масленицу? (блины)
  5. А что народ устраивал на ярмарках? (Продавали свой товар, представление устраивали скоморохи)
  6. А любили ли  князья, духовенство и бояре скоморохов? (нет)
  7. А почему?

Молодцы Дети вы хорошо и правильно ответили на вопросы и значит теперь знаете как на Руси простой русский народ встречал Весну!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Весна идёт.Весне дорогу!" 2 класс

Внеклассное мероприятие на тему "Поиски, находки, сценарии" Встреча весны это особый праздник. Вспомним как встречали весну раньше и как мы это делаем сейчас....

Классный час " Весна идёт! Весне дорогу!

Разработан для учащихся 3 класса.Помогжет детям расширить знания  о временах года....

Весна идёт. Весне дорогу!

В ходе работы над проектом проводятся наблюдения за изменениями в природе. Учащиеся самостоятельно собирают материалы, ведут наблюдения, а также проводят работу по озеленению школьного двора. Результ...

Весна идёт. Весне дорогу!

В ходе работы над проектом проводятся наблюдения за изменениями в природе. Учащиеся самостоятельно собирают материалы, ведут наблюдения, а также проводят работу по озеленению школьного двора. Результ...

Презентация к конкурсу чтецов "Весна идёт, весне дорогу"

Слады2, 3,4 - высказывания известных людей о чтении, слайд 5 - тема конкурса, слайд 6 - Коста, выступление детей со стихами К.Хетагурова на родном языке. Слайды 7-13 - красота природы, приход весны. С...

"Весна идёт! Весне - дорогу!"

Сценарий данного мероприятия было разработано к предметной неделе "Весна идёт! Весне - дорогу". Оно адресовано для учащихся начальной школы (1-4 кл)....

Сценарий праздника «Весна идёт, весне дорогу!»

Знакомство учащихся с традициями Русского народа и устным народн«Весна идёт, весне дорогу!»Цели:Знакомить учащихся с традициями Русского народа и устным народным творчеством; развивать артистические и...