Главные вкладки

    Влияние народной культуры на формирование личности.
    статья (2 класс) на тему

    Сабельникова Ольга Владимировна

          В настоящее время в обществе возник интерес к изучению народных традиций, истории, культуры, природы своего края.

        Одной из задач, стоящих перед учителями начальных классов, является задача создать у детей яркие, эмоциональные представления о нашей Родине, воспитать любовь к родному краю, чувство гордости за своё село.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Сабельникова О.В.

    Влияние народной культуры  на формирование личности.

          В настоящее время в обществе возник интерес к изучению народных традиций, истории, культуры, природы своего края.

        Одной из задач, стоящих перед учителями начальных классов, является задача создать у детей яркие, эмоциональные представления о нашей Родине, воспитать любовь к родному краю, чувство гордости за своё село.

          У каждого человека с детства формируются различные качества, которые помогают работать, общаться друг с другом.

       Чтобы добиться успеха в воспитании и развитии младших школьников, необходимо своевременно начать формировать нравственность, самостоятельность, инициативность творческого отношения в деятельности.

         В результате поиска путей обновления содержания воспитательного процесса, необходимо строить внеклассную работу в начальных классах  на основе знакомства учащихся с традициями кубанской   народной культуры.

    • Народная культура – основа национальной культуры. Поэтому логично начать знакомство ребёнка с достижениями общечеловеческой культуры именно с этих основ.
    • Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле.
    • Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот красивый и выразительный мир и поэтому интересен для детей.
    • Особенно привлекает и то, что предмет изучения позволяет ребёнку стать активным участником игры. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, рисовать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки сказочных героев – все эти

    возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым, способствуя всестороннему развитию личности ребёнка.

    •  Привлекателен и языковой аспект. В то время как в повседневной жизни отношение к русскому языку недостаточно уважительное, произведения фольклора дают нам образцы красивой, образной и поэтической речи.
    •  Изучение народной культуры (особенно подготовка и участие в театрализованных праздничных действиях) не только способствует развитию личности ребёнка, но и формирует навыки межличностного общения, помогает классному руководителю вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей. [ 2]

         Таким образом, включение ценностей и традиций русской народной культуры в процесс воспитания младших школьников даёт возможность решить многие воспитательные цели и задачи:

       — развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциала личности ребёнка;

       — воспитание личности ребёнка, знающей, уважающей историю и традиции своего народа;

      — сплочение классного коллектива;

    — органичное включение родителей в воспитательный процесс;

    — использование в работе разнообразных доступных и интересных детям форм и методов работы.

        Очень хорошо эта работа просматривается во внеклассной работе .

       Под моим руководством было проведено несколько мероприятий для ребят начальных классов, посвящённых  кубанским народным традициям и праздникам: «Масленица»,  «Праздник урожая», «Кубанские казачата», «Рождественские посиделки».

      Предлагаю сценарий праздника «Рождественские посиделки»(3-4 класс).

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 7»

                    352360, Краснодарский край, ст. Тбилисская , ул. Толстого, 24  

    тел.: 8 (86158) 3-71-12, 3-29-54

            

    Сценарий

    внеклассного мероприятия

    «Рождественские посиделки»

    (для учащихся 3-4 классов)

                                                  Разработчик:

                                                                        Сабельникова Ольга Владимировна ,

                                                       учитель начальных классов

                                     МОУ «СОШ № 7»

    2012 год

    Ведущий:

    - Ребята, сегодня мы проводим итоговый праздник «Рождественские посиделки»

    «То-то веселье, то- то праздник будет, встречайте !!! »

    (выходят  в костюмах дети и читают стихи)

    Стихи:

    1. Настали святки. То-то радость!

    Которой ничего не жаль.

    Перед которой жизни даль.

    Лежит, светла ,необозрима.

          2.Все на святки, все на святки

    Приходите-ка, ребятки!

    И овсень и коляда

    Будут вместе с нами.

     Да?

                Это что такое- святки?

    Вы не слышали, ребятки?

    Что ж, придётся рассказать

    И, конечно, показать.

          (выходят ведущие – ряженные в старинных, народных костюмах)

    1 ведущий: Праздники – это часть жизни каждого человека. А где праздники, там и песни, и танцы, и игры и шутки, традиции. Самым шумным и весёлым праздником считались зимние святки.

    2 ведущий: Святки – это двухнедельные новогодние празднества, которые  исстари отмечали наши предки. Новый год во все времена и для всех народов значил: обновление мира. Это пора взаимных угощений, веселья и радости.

    1 ведущий: «В святки дня прибыло на куриную ногу».

    2 ведущий: «Зима за морозы, а мужик за праздники» - говорили в народе.

    1 ведущий: Самым весёлым на святках было колядование или колядки. А начались они в рождественский сочельник т.е. в ночь с 24-го на 25 декабря. Вот так, примерно, это было!

    2 ведущий: Ой вы, красны девицы, да добры молодцы! Приглашаем вас на представление!

    1 ведущий: Приглашаем на праздник с играми, потехами, песнями, шутками и прибаутками.

    2 ведущий: В деревнях и сёлах существовал обычай – накануне Рождества обходить дворы и  петь поздравительные песни – колядки. Девушки коледовали отдельно от парней.

    1 ведущий: С собой у них были звенящие, трещащие, стучащие музыкальные инструменты: колотушки, бубенцы, трещётки (показывает). Наряжали смешно одного человека (на сцене одевают в костюм коляды мальчика) – коляду.

    - Ну что говорить, лучше посмотреть?

    Сценка «Колядки»

    Мальчик (ряженный): Таусень, коляда!

                                            Барыня молода,

                                            Барыня молода,

                                            Ты где была?

    Девочка (ряженая): Коней посла!

    Мальчик: А что выпасла?

    Девочка: Коня в седле, в золотой узде!

    Мальчик: А где кони?

    Девочка: За воротами стоят.

    Мальчик: А где ворота?

    Девочка: Водой занесло.

    Мальчик: А где вода?

    Девочка: Быки выпили.

    Мальчик: А где быки?

    Девочка: За горы ушли.

    Мальчик: А где горы?

    Девочка: Черви выточили.

    Мальчик: А где черви?

    Девочка: Гуси выклевали.

    Мальчик: А где гуси?

    Девочка: В тростник ушли.

    Мальчик: А где тростник?

    Девочка: Дети выломали.

    Мальчик: А где дети?

    Девочка: Сидят на повети,

                    Лапоточки плетут,

                    Сарафанец шьют,

                    Коляду одевают,

                    Гулять посылают,

                    Овсень, овсень,

                    Ходи по всем,

                    Открывай двери,

                    Подымай с постели.

                    Открывай окно,

                    Запускай Рождество,

                    Зови всех гулять,

                    Зови колядовать!

    Колядовщик: Славим! Славим!

                             Всё про вас знаем!

                             На печи не валяйтесь,

                             В шубы одевайтесь,

                             Рождество встречайте,

                             Коляду величайте!

    Мальчик (ряженный):

                             Коляда! Коляда!

                             Где ты раньше была?

    Девочка (ряженая):

                             А я в поле кочевала,

                             Теперь к вам прибегала,

                             Мне не по полю ходить,

                             Мне всё по дворам ступать,

                             Баранки, сушки собирать,

                             Колядовщикам давать.

    Все: Дожидай, зима, коляда пришла!

    Песня «Дочка казака»    исполняет вокальная группа 3 класса

    Ведущий: Существует в народе поверье, как проведёте Новый год и Рождество, таков и будет предстоящий год. Поэтому всегда старались, чтобы стол был изобильным, люди весёлыми, желали друг другу счастья, удачи. Так давайте весело и звонко проведём конкурс на лучшую колядку и кубанского колядовщика.

    Конкурс «Колядок» (по 3 чел. от класса) оценивается  

                                      - костюм

                                    - исполнение

                                    - сопровождение муз. инструментом

                                    - зрительское отношение

    Лучшим колядовщикам вручаются сладкие призы .

    Ведущий: После коледования собирались  на игрища; где молодёжь плясала, пела, играла; поедали дары собранные, жгли костры, отгораживаясь от нечистой силы.

    (Звучит русская народная музыка)

    Ведущий: Эй, хлопцы, выходите силой помериться, девчат позабавить, себя показать (по 5 чел. от класса, выходят в зал)

    Игра «Перепрыгни через костёр»

    Ведущий: А девчата дивятся, веселятся, да частушки поют

    (девчата встают вокруг костра и поют частушки)

            1.Эй, шире круг,

    Рукавички с рук!

    Моя правая нога

    Запустила трепака.

    А ты, Ваня – пастушок,

    Подыграй-ка мне в рожок!

        2 .Уж я топну ногой

    Да притопну другой.

    Выходи ко мне, Ванюша,

    Попляши-ка со мной.

    Эх, и тили- тилишок,

    Попляши-ка, мой дружок.

        3.Пляши, Андрей,

    Не жалей лаптей!

    Сходим лыка надерём,

    Лапти новые сплетём!

    Лапти ольховые,

    Пляши с чернобровою!

    4.Топни, нога,

    Топни, правенькая!

    Я плясать пошла,

    Хоть и маленькая!

    Эх, калина, калина моя!

    В лесу красная рябина моя!

          5. Дроби бей, дроби бей,

              Под ногою воробей!

              Под другой – серый гусь –

              А плясать-то не боюсь!

          6. Пойду плясать

              По соломушке,

              Раздайся, народ,

              По сторонушке!

          7. Встал наш Ваня на носок,

              А потом на пятку,

              Стал он русскую плясать,

               А потом вприсядку.

          8. Ох, довольно мы напелись,

               Дайте смену новую,

               Ой, спасибо гармонисту

               За игру весёлую.

    Ведущий: Вот и поиграли и попели, ой , а это кто ещё? (выходит ряженая коза)

    Игра «Коза»

    Ведущий: Мы не сами идём,

                       Мы козу ведём.

                       А, ну, народ, расступись,

                       Дай нам ход!

    Коза:  Где коза ходит – там жито родит (Идёт по кругу, толкается)

               Где коза хвостом – там жито кустом.

               Где коза ногою – там жито копною (Старается наступить на ногу)

               Где коза рогом – там жито стогом (Бодается).

    Ведущий: Ты, коза, не сердись.

                       Ты нам поклонись.

                       Да мы вместе и спляшем. (Учитель показывает танец)

                       Пошла коза по лесу…

                       Искать себе принцессу (3 раза) (Хоровод вокруг козы)

                       Давай коза попрыгаем (3 раза) (Коза показывает, как прыгать)

                       Ножками подрыгаем (3 раза)

                       Рожками похлопаем (3 раза)

                       Ножками потопаем (3 раза)

    (Коза берёт в круг друга, а сама на его место)

    Ведущий: У девочек под старый новый год есть интересное занятие гадание (выходит «русская красавица» и рассказывает стих).

    Стих «Гадание»

                                         Раз в крещенский вечерок,

    Девушки гадали:

    За ворота башмачок,

    Сняв с ноги, бросали;

    В чашку с чистою водою

    Клали перстень золотой,

    Серьги изумрудны;

    Расстилали белый плат

    И над чашей пели в лад

    Песенки подблюдные.

    Ведущий:  Девушки под новый год собирались в одной из изб, рассаживались по лавкам, одна из них собирала у подруг перстеньки, серьги, ленточки. Всё это пряталось в прикрытую миску, вместе с зёрнами ржи, пшеницы, угольком, денежкой. Потом под песни вынимались одно за другим спрятанные колечки, в песнях этих пелось о богатстве, здоровье, болезни, скором замужестве…

    Ведущий: Вот и мы сейчас погадаем, но по - «школьному».

    «Гадание по- школьному»

    1 мешочек: «Вытяни оценку»-  вытяни оценку, посмотри на что ты будешь учиться в следующем году!

    2 мешочек: «Кем я стану?»  (в нём помещены карточки с различными профессиями; дети определяют, что их ждёт в будущем)

    Ведущий: Издавна мальчишки мечтали стать казаками, послушайте об этом в песне «Атаман».

    Исполнение песни «Атаман»   вокальная группа 4 кл.

    Ведущий:  Наш праздник заканчивается, посидели, повеселились перед Рождеством. Но есть ещё одна традиция: мужчины 14 января, на старый новый год, ходят по домам и «посевают»….

    -А что это такое ,знаете? (выходит в зал мальчик и раскидывает орешки, конфеты, копеечки) и произносит слова :

    «Сею, сею, посеваю,  С новым годом поздравляю!» (ребята собирают дары и поют песню)       Песня «кубанские казаки»   исполняют все ребята

    Библиографический список.

    1. Я.Ю.Мартынова \ Внеклассные мероприятия в начальной школе\2006г.\ Волгоград \  изд. «Учитель»

    2. Сайт в интернете

    http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,8877/Itemid,118/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика.

    Классный руководитель в начальной школе-это особая должность, потому что он является одновременно и учителем, и наставником, и воспитателем, и организатором детского коллектива.Учителю начальной школы...

    Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика.

    Классный руководитель в начальной школе-это особая должность, потому что он является одновременно и учителем, и наставником, и воспитателем, и организатором детского коллектива.Учителю начальной школы...

    Влияние школьной оценки на формирование личности младшего школьника (консультация для родителей второклассников)

    В статье описывается влияние оценки на формирование личности младшего школьника, виды помощи родителей в усвоении учебного материала и этапов формирования самооценки учашихся....

    Влияние школьной оценки на формирование личности младшего школьника (консультация для родителей второклассников)

        Как относиться к школьным оценкам, чтобы не нанести ребенку психической травмы?...

    Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика в контексте стандарта второго поколения

    В данной разработке очень хорошо просматривается влияние классного руководителя на развитие личности учащихся....

    Влияние музыки на формирование личности ребенка

    laquo;Влияние музыки на детей благотворно, и чем раньше они начнут его испытывать на себе, тем лучше для них». (В.Г. Белинский)...

    Влияние коллектива на формирование личности младшего школьника

    В статье рассматриваются факторы влияния коллектива на формирование личности младшего школьника, основные направления работы по сплочению коллектива....