В королевстве шахматных фигур
проект (4 класс) на тему

Немтинова Татьяна Анатольевна

 Это мой первый выпускной бал в начальной школе, когда все подготовленные музыкальные номера были объеденены в спектакль. Для лучшего запоминания текст был написан мной в стихотворной форме. Сюжет простой. В тот год было только 2 4-х класса и это натолкнуло меня на мысль: А почему бы не попробовать игру фигур на шахматной доске?

Поочерёдные выступления то "белых", то "чёрных" перемежались спором "Белой" и "Чёрной" шахматных королев. Когда творческая группа учителей начальной школы изъявили своё желание участвовать в спектакле, - у меня родилась идея завязать шахматную игру "Чёрной картой" (помните, как в рекламе "будете счастливыми!"). Идеи реализовали и получился замечательный, интересный, а главное красочный спектакль. Вы можете просмотреть небольшие отрывки в видеоролике с этого спектакля "В королевстве шахматных фигур. Желаю Вам творческих исканий и успехов, уважаемые коллеги!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shchahmaty_stsenariy.docx25.82 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий

Выпускного бала в 4-х классах

«В королевстве шахматных фигур»

Действующие лица:

1. Чёрная шахматная королева

2. Белая шахматная королева

3. 4-е  королевских пажа

4. Белые шахматные фигуры (дети 4-А класса)

5. Чёрные шахматные фигуры (дети 4-Б класса)

6. Цыганский табор (10 участниц: учителя и ученицы)

Декорации и реквизит:

  1. Ковёр – шахматная доска
  2. Чёрные и белые фигуры (из листов ватмана 9для украшения стен зала)
  3. Чёрный и белый шатры (королевские троны)
  4. Живое оформление (цветы в напольных вазах)
  5. Журнальный столик
  6. Бархатные подушки
  7. Ларец с сюрпризом
  8. Игра – набор шахматных фигур
  9. 4 шт. медные трубы-горны
  10.  Пузырёк с таблетками
  11.  Поднос со стаканом
  12.  10 шт. карты игральные ½ листа ватмана
  13.  Рамки с опорой деревянные 3 шт.
  14.  Веера 14 шт. (7-чёрные, 7- белые)
  15.  Шляпы мужские чёрные 10 шт.

Оборудование:

1.Мультимедийная система

2.Микрофоны 3шт.

3. Звуковая акустическая установка

Костюмы:

4а класс:  Все участники – белые шахматные фигуры

4б класс: Все участники - чёрные  шахматные фигуры

6 цыганских костюмов на девочек.

4 цыганских костюма взрослых

Сшиты персонально костюмы на каждого участника спектакля.

В зале приглушен свет. Звучит лёгкая музыка. Затем всё затихает. Ярко зажигается свет на сцене. Трубят фанфары. Выходят 4-е  королевских пажа с медными трубами. (1,2,3,4 –это пажи)

  1. Слушайте, жители сказочного королевства!
  2. И не говорите, что вы не слышали!
  3. Только раз, по случаю передачи королевской власти

от чёрно- белой, к бело-чёрной масти…

  1. На вас обрушится улыбок шквал,

 и вы обязаны прибыть на бал!

  1. В честь торжественного бала

 в сказочной стране повелевается:

  1. Пусть пробудится вулкан удачи и успеха!
  2. Зазвенят ручьи задорнейшего смеха!
  3. Над королевством прольётся пусть улыбок дождь!
  1. Сердца охватит счастья трепетная дрожь!
  2. Сундуки волшебные пусть открываются!
  3. Все в лучшие наряды наряжаются!
  4. Пора, пора. – Час торжества настал!

Вместе: Приглашаем всех на королевский бал!!!

Снова звучат фанфары. Пажи имитируют игру на медных трубах.

  1. Раз в 4-е года коронация случается!
  2. Грустить и плакать строго запрещается!
  3. Говорите все друг другу комплименты!
  4. Можно опустить сегодня сантименты!
  1. Час праздника, друзья, уже настал! (Слышится бой часов)
  2. Гости прибыли на наш весёлый бал!

Звучит вальс Свиридова «Метель». В зал торжественно входят парами участники бала. Пажи называют всех поимённо. Дети выстраиваются особым образом (1 и 2 пажи уходят через запасной ход)

  1. Впереди нас ждёт, друзья, много неизвестного…
  2. И обязательно произойдёт что-то интересное!

Звучит музыка «Картинки с выставки» Шостаковича. Участники перестраиваются так, чтобы получились  парные чёрный и белый ряды.

3. Их Величество Чёрная

4. Их величество Белая

Вместе – шахматные королевы!

Звучит торжественная музыка. Через образовавшиеся проходы идут шахматные королевы.

По мере продвижения, пары застывают в реверансе.

 Позади королев идут пажи. Все поднимаются на сцену.

Б. Королева:  -  Мы рады вас приветствовать, друзья,

                              В честь светлого, торжественного дня!

Ч. Королева:  -  А почему, сестрица, снова

                              Вы первая берёте слово?! (гневно)

Пажи громко шушукаются между собой:

  1. Всё время спорят: кто же первый!?
  2. Друг другу капают на нервы
  1. Уж сотни лет ведётся этот спор
  2. Заключили б наконец уж договор!

Б. Королева:   -  Что, сестрица, вы опять готовы спорить, воевать?

Ч. Королева:  -  Нет. Я пытаюсь мирно разрешить наш спор

Б. королева:    - И как всегда нарушить договор! (хмыкнула и                       отвернулась)

1. Друг другу снова ставят шах и мат…

2. опять, я чувствую, с плеч головы слетят!

Ч. Королева:           Бал наш продолжается! И далее. Внесите королевские            регалии!!!

Звучит торжественная музыка. В зал входят 3 и 4 пажи. Вносят на бархатных подушечках ларец с сюрпризом и шахматную игральную доску с фигурами. Проходят через весь зал и поднимаются на сцену.

Ч.королева:   Сегодня день особенный, Ваше величество!

                         И гостей несметное количество

Б. королева:  Я предлагаю партию сыграть!

                         Кто победит, - тому ларец   волшебный открывать!

Ч.Королева:  А если сыгранная партия «ничья»?

Б.Королева:  Ну, что ж, тогда ларец открою я!

Ч. Королева: Нет я… нет я,  нет я, нет я …

 

      3.  Не надо спорить, Ваши Величества!

      4.  Ведь партий сыграно огромное количество!

       3.  Вы снова случай испытайте

  4.  И партию ещё одну сыграйте!

Пажи переставляют шахматную доску -игру на столик перед королевами. Королевы выставляют шахматные фигуры и разговаривают.

Б. Королева:  Расставим шахматы на шахматной доске…

Ч. Королева:  Ах, боже мой! Моя судьба опять на волоске…

                          В который раз игру мы начинаем

Б. Королева:  А эту партию под музыку сыграем!

Звучит вальс «Анастасия». Участники бала исполняют фигурный вальс. После танца садятся на свои места.

Ч. Королева:   Пешки чёрные и белые в игру вступают первые

 Б. королева:  Любая пешка может королевой стать

Ч. Королева:   Но, Вы же не хотите королевой жертвовать?!

Б. королева:  Тогда «Гарде» - нападение на ферзя

Ч. Королева:  Подумайте, мой друг, - ведь так ходить нельзя!

Б. Королева:   Нельзя на Е4 выжидать

Ч. Королева:  Вы в поддавки пытаетесь играть?

Звучит музыка (современная ритмичная). На ковёр выходят чёрные и белые пешки с веерами. Разыгрывают партию и ходы…

«Танец пешек с веерами»

Б. Королева: Этой комбинацией вы создали заслон

Ч. Королева: Позвольте, почему на ж4 слон?

Б. Королева:  Нет. Здесь уместна «Вилка»

                         – ход конём. Д 2 на  е 4 – так пойдём!

Ч. Королева нервничает. К ней подходит паж со стаканом воды и таблетками. Ты выпивает. Обмахивается веером.

  1. Как надоели термины мне эти.

Королевы, а играют, словно дети!

Ч. Королева:  Придётся «рокировку» совершить

                          Иначе нам игру не завершить.

Б. королева:   Вам угрожает «вечный шах»

                          Ещё один «Зевок» и вот – «дурацкий мат»!

Звучит музыка. На ковёр выходят белые фигуры (мальчики). Исполняют танец белых фигур.

  1. И снова оказалась не отбита «Сицилианская защита».

Б. Королева:   Теперь, Ваше Величество, настал для чёрных ход!

Ч. Королева:   Ну, что ж, Ваше величество, устроим им «проход»!

                           Ах, вы меня хотели взять на «мушку»?!

Б. Королева:   Я для ферзя устроила «Ловушку».

Звучит музыка. На ковёр выходят «Чёрные» (мальчики в чёрном). Исполняют танец  под музыку Майкла Джексона.

  1. Глазам своим не верю я, друзья!

Ура Сегодня, наконец «Ничья»!

Все: Ничья?!!

Пажи радуются и исполняют несколько танцевальных движений. Королевы сердито глядят друг на друга.

Ч.Королева:  Сегодня долгожданна «Ничья»!(пожимают друг другу руки)

Б. Королева:    Позвольте же спросить, друзья?!

               А кто же, наконец, откроет сказочный ларец?

  1. Откроет, кто ларец ка нам узнать?

 Иначе ведь сюрприза е видать!

  1. Я предлагаю вам на картах погадать!

Звучит музыка  «Цыганка». Королевы, успокоившись, садятся на троны. Пажи выносят карты и ставят их перед сценой внизу. За картами прячутся девочки. Учительницы исполняют цыганский танец вместе с девочками.

Ч. Королева:   Вот перед вами вся судьба

Б. королева:    Что было? Что будет? Чем сердце успокоится?

Ч. Королева:   Что было? Большие хлопоты, удачи, неудачи, слёзы…

Б. Королева:   Что будет? – дальняя дорога, жизненный интерес и грёзы!

 Ч. Королева:  Чем все закончится?

                            Важными бумагами в казенном доме

                            и денежным интересом!

Б. королева:    Чем же сердце успокоится? (Играет тушь)– Чёрная карта

Все:     – Будете счастливыми!!!!

Ч. Королева:  Почётное право открыть

                          сказочный ларец предоставляется                  

                          Пиковой даме нашей гимназии – директору…….

Б.Королева:   Вам, как говорится,  и карты в руки!

Звучит музыка.  Все участники делают живой коридор. Через него проходит директор гимназии и поднимается на сцену.

  • Директор открывает ларец и достаёт оттуда золотой ключ от старшего корпуса. Читает грамоту с пожеланиями.
  • Проходит торжественное вручение сертификатов, медалей, грамот и т.п.

 Слово предоставляется первой учительнице…..

 Все участники спускаются в зал и делают два больших круга. Под музыку «Прощальная» Они выполняют танцевальные движения.

Бал окончен. Памятные фото. Запуск шаров с пожеланиями. Праздничное застолье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шахматные фигуры. Начальная позиция.

презентация на тему: "Шахматные фигуры и их ходы"...

ОТКРЫТЫЙ УРОК по шахматам по теме: «Шахматные фигуры»

Открытый урок предназначен для обучения шахматам младших школьников по программе федерального курса "Шахматы - школе", первый год обучения...

"Шахматные фигуры "

Открытый урок "шахматы - щколе"...

Презентация. Мастер класс по шахматам "Шахматные фигуры. Король" Ф.Ф.Рахимова, учитель начальных классов,МБОУ СОШ №4

Тема: Шахматные фигуры.КорольТип урока: урок закрепления изученного материалаЦель:   повторить и обобщить пройденный материал в игровой форме с элементами инсценировки.Задачи:Образовательные...

Урок шахмат "Шахматы.Шахматная доска. Шахматные фигуры"

Методическая разработка в рамках программы внеурочной деятельности "Шахматный Всеобуч"....

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ На тему: «Шахматы. Шахматная доска. Особенности расположения фигур и пешек в начальном положении. Знакомство с шахматными фигурами».

Открытое занятие на тему: "Шахматы. Шахматная доска. Особенности расположения фигур и пешек в начальном положении. Знакомство с шахматными фигурами "...

Конспект занятия кружка «Белая ладья» для 2 класса на тему: «Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса»

На занятии проводится игровая практика по достижению материального перевеса с помощью дидактического задания “Выигрыш материала” (выигрыш ладьи, слона, коня). Игровая практика п...