Путешествие в старину. Игры наших бабушек
методическая разработка на тему

Путешествие в старину.  Игры наших бабушек

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_starinu_igry_nashih_babushek.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 

 

                                                                                                                                        Цели: создать условия для: расширения общего кругозора учащихся; приобщения

            детей к истокам русского народного фольклора;

            воспитания уважения к истории и традициям русского народа;

совершенствования уровня исполнения русских народных песен, хороводов,

            игр.

Оборудование: русские народные игры, костюмы, ватные снежки, пирамидки,                                              

 лошадка, лапоть, пим, фонограмма русской народной песни                                             «Как на тоненький ледок»

Ход

Ученик 1   Добрый день вам и поклон,

                    Гости дорогие!

                    Собрались со всех сторон

                    Все наши родные!

Ученик 2   Добрый день, дорогие гости!

                    Хорошо, что пришли размять кости!

                    На  дворе вечор глядится

                    Кузьма с Иваном дразнятся

                    Свои косточки ломают.

                     И  нас на игрища зазывают

Ведущий:   Ох,  Меланья, ты Меланья

                     Разогрей всех нас скорей

                     Кто Меланья? Кто Меланья?

                     Уходи за дверь быстрей!

  Дети играют в русскую народную игру «Меланья».

  Русская народная  игра «Меланья»  (описание) .

Одному игроку предлагается выйти за дверь, остальные договариваются                

о       движении, которое покажут Меланье. Хором   звучит:

  • Меланья!
  • Входит игрок, который выходил за дверь.
  • Что, детушки?
  • Заходи Меланья, погляди, что покажем, нипочем не догадаешься!

   Дети говорят хором, сопровождая слова движениями:

     У Меланьи, у старушки,

     Жили  в маленькой избушке

    Семь сыновей,

    Все без бровей,

    Вот с такими - то ушами,

    Вот с такими - то носами,

     Вот с такими - то усами,

     Вот с такой головой,

     Вот с такой бородой

     Они не пили, не ели,

     На Меланью все глядели,

     И все делали

     Вот так!

Дети показывают движения, о котором договорились: стирали, лепили, рубили и т. д.

   

Ученик 3.     Хорошо чайку попить

                       О том, о сём поговорить

                       А теперь пора сыграть

                       Свою удаль показать.

Дети играют в русскую народную игру «Дедушка Рожок».

 Описание.

Один игрок назначается «Дедушкой Рожком», который сидит на пеньке. Остальные подходят к нему со своими словами, как - бы дразня его.

-Ах ты, дедушка Рожок

На печи дыру прожог…

Дед спрашивает притопывая:

-Кто меня боится?

Дети отвечают:

-Никто!

Игроки разбегаются. «Дедушка Рожок» догнав и дотронувшись до любого игрока, назначает его водящим.

Ученик 4.   Да не хвались ты зря, подруга.

                    Давай  игрой побьем друг друга

                    И вот тогда узнаем мы,

                    Кому есть лапти, кому – пимы.

 Ученик 5. Что ж, в заклад играю,

                     Уйду тогда, коль проиграю.

                     Если выиграю я в игре,

                     Уходить, дружок, тебе.  

Дети играют в игру на внимание.

Описание игры « У оленя дом большой….»

Игроки становятся в круг. Слова сопровождают действиями.

У оленя дом большой….

Он сидит,

Глядит в окно.

Заяц по полю бежит

И в дверь к нему стучит:

-Тук, тук.

Дверь открой

Там в лесу охотник злой.

-Заяц, заяц забегай

Лапу мне давай!

С каждым проигрыванием темп игры повышается.

Игрок, который ошибся в движении,  выбывает.

Остается самый внимательный игрок.

Ученик 6.  Ой, ребята, что стоите,

                    Четко за игрой следите

                    Вот разбились, разделились

                    И в заклад с тобой побились

                    Во что же будем мы играть?

Ученик 7.  Нам горелочки б позвать.

                   Поиграли бы, погрелись,

                   Да с душою песню спели.

Все участники играют в русскую народную игру «Горелки»

                                                                                                                                                         

Сначала, при помощи считалки, выбирают вожака, того, кто будет « гореть» - догонять убегающих. Остальные становятся парами за вожаком.

Вожак приговаривает:

-Горю, горю

На камушке!

Горю, горю

 На камушке!

Оглядываться и смотреть по сторонам ему запрещено.

Остальные приговаривают хором ему ответ нараспев:

-Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле-

Гляди на поле:

Ходят грачи

Да едят калачи.

Глянь на небо:

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Как только пропоют эти слова, вожак должен глянуть на небо.

Тут последняя пара разнимает руки. Один побежит вперед вдоль вереницы справа, другой – слева. Вот они поравнялись с вожаком – а он все стоит и не оглядывается,- и вдруг все громко кричат ему:

  • Раз, два,
  • Не воронь,
  • Беги
  • Как огонь

Вожак оглядывается и со всех ног кидается к бегущим. Он норовит поймать одного из них. Бегущие дети стараются сбежаться, и схватиться за руки. Если они схватятся за руки, то вожак им больше не страшен: они спокойно идут к веренице и становятся впереди первой пары.

А вожаку снова «гореть». Он поворачивается спиной к играющим, и все повторяется сначала.

Ученик 8.  Хороша игра твоя,

                   Вот в ответ тебе моя

                   В снежны бабки, поиграем,

                   Поглядим, кто  проиграет.

Дети начинают играть в «Бабки». Впереди на линию выставляются пирамиды или любые предметы  (небьющиеся, небольшого размера и не устойчивые). Играющие либо броском, либо катанием снежка (мяча) стараются сбить эти предметы. Игрок, сбивший  наибольшее количество предметов, побеждает.

Ученик 9.  Хороша игра, ее мы знаем

                    За компанию сыграем.

Ведущий

в ходе игры:                           Хорошо играют детки, глаза зорки, руки метки.

Ведущий

после игры:                             Чем бы их еще занять?

                                                  Может «Невод» погонять?

                                                                                                                                                               

Дети играют в русскую народную игру «Невод». Играющие разбегаются. Один игрок – водящий, он ловит детей, которые убегают от него, меняя направления движения. Поймав игрока, водящий берет его за руку, и они ловят остальных в паре. Каждый следующий пойманный присоединяется к ним, образуя «невод». И так пока не останется один самый ловкий игрок.

Ученик 10.  В завершенье поиграем

                      В «Жмурочки» мои сыграем.

При помощи считалки дети выбирают водящего. Завязывают водящему глаза. Поворачивая его вокруг своей оси, дети спрашивают:

  • На чём стоишь?
  • На мосту
  • Что пьёшь?
  • Квас
  • Лови мышей, а не нас…

Ребята разбегаются. Водящий двигается на хлопки ладошек детей, старается поймать игрока.

Ведущий:  Ну-ка в круг вставайте дети

                   Маши, Вани, Вали, Пети

                   Песню старую споём

                   Хороводик поведём…

Звучит фонограмма русской народной песни « Как на тоненький ледок»

Дети водят хоровод, инсценируя песню.

Ученик 11.  Делать нечего друзья

                      Кончилась игра моя

                      Но надеюсь, я на встречу

                      Что меня опять приветят….

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Игры наших бабушек и дедушек"

Презентация. Проект "Игры наших бабушек и дедушек" .Выполнил ученик 1 класса Крупнов Алексей....

Кл.час "Игры наших бабушек и дедушек"

Целью проведения классного часа является  изучение и пропаганда национальной культуры....

Дополнительная программа по проекту на тему: "Игры наших бабушек и мам".

Творческоий проект на тему: "Игры наших бабушек и мам"....

Тема «Игры наших бабушек и дедушек»

Данное мероприятие направлено на расширение знаний об играх в старину, их видах, особенностях.Целью мероприятия является изучение народных традиций и культуры.Задачи:- расширить знания об играх ...

Игры наших бабушек и дедушек

игры, в которые играли наши бабушки...

Забытые игры наших бабушек и дедушек

Это материал для учителей начальных классов и воспитателей гпд. Игры и упражнения на тимбилдинг можно проводить в классе и на свежем воздухе....