Прощание с Букварём
методическая разработка (1 класс) на тему

Гудкова Татьяна Анатольевна

За то, что я читать люблю, спасибо другу - Букварю!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx46.7 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий праздника «Спасибо Букварю!»

Дети читают стихи

  1.  У каждой девчонки,
    Любого мальчишки -
    В портфеле есть
    Эта заветная книжка.
    Читают и ныне,
    Читали и встарь
    Чудесную книжку -
    С названьем Букварь.

  1. На свете много книжек разных

            В честь Букваря - отдельный праздник!

            Вы спросите, наверно, почему

            Такая честь досталась вдруг ему?

  1. Ну, что такого в этом Букваре?

Его мы открываем в сентябре,

Когда мы только начали учиться:

И видим яркую картинку на странице!

  1. Вот шар отправился в полёт

Он к знаниям нас всех зовёт!

Учились мы по Букварю старательно,

Читали с выражением, внимательно!

  1. Дни пролетали, шуршали страницы

      Герои из сказок смотрели нам в лица!

      Мы в Алфавитинске часто бывали-

      Все 33 буквы теперь мы узнали!

  1. Сегодня за окном февраль стоит,

Снег в воздухе кружится,

И нам сегодня предстоит, увы!

С любимым Букварём проститься!

Звучит мелодия «Учат в школе» появляется «Букварь»

Букварь:

-А вот и я, мои друзья!

Прощаться не спешите:

Я в гости загляну ни раз –

Вы только позовите!

Я – Букварь! Учу читать.

Меня не знать нельзя никак.

Меня изучишь хорошо –

И сможешь ты тогда

Любую книжку прочитать

Без всякого труда!

Ученик

  1. - Букварь, ты первая книга моя,

Как не любить мне за это тебя,

Складывать буквы меня ты учил,

Радость открытий ты мне подарил!

Букварь:

Дорогие мои первоклассники, позвольте представить вам моих друзей: почётные жители города Алфавитинск, профессор Читайкина и доктор наук Книголюбова. Они не случайно пришли к нам на праздник, учёные хотят провести у вас небольшой экзамен на знание содержания Букваря, и если вы его удачно сдадите (впрочем, я в этом уверен), тогда… Пусть профессора сами вам расскажут.

Читайкина

 Спасибо, уважаемый Букварь, за представление. Ребята, сегодня мы с вами ещё раз пролистаем страницы Букваря, вспомним любимых сказочных героев, прочитаем понравившиеся стихотворения и загадки, повторим буквы! Тем, кто успешно справится с заданиями, я вручу удостоверение - «Букварь прочёл!»

Книголюбова

Я – профессор Книголюбова не смогла придти к вам без подарка – книги. Тому, кто постиг секреты Букваря, вручается новая книга «Литературное чтение»

Букаврь

- Я уверен в  вас, ребята, удачи!

Ученики хором

Докажем, что читали мы не зря

Все до одной страницы букваря!

Читайкина

Я вижу у вас в классе настоящий  город  Алфавитинск, расскажите, что вы знаете о его жителях?

 

Дети читают стихи

  1. В Алфавитинске, друзья,

Буквы все от «А» до «Я»

У каждой группы букв –

Свой дом,

Комфортно  удобно в нём.

  1. Вот дом – жильцы в нём собрались,

Всегда готовы петь «на бис»!

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать!

В тёмном лесу звать и аукать,

Но не желают шипеть и ворчать.

Если буква гласного вызвала сомнение,

Ты её немедленно – ставь под ударение!

Есть среди гласных

Четыре ловушки:

С ними ты ушки держи на макушке!

Это Е Ё Ю Я –

Два звука могут подарить, друзья!

  1. Вот перед нами новый дом:

Кого в нём только нет!

Звонкие и удалые,

И совсем-совсем глухие.

Живут парами друзья,

Их люблю за это я.

Но парные согласные-

Самые опасные!

Если слышишь парный звук,

Будь внимателен, мой друг,

Парный – сразу проверяй,

Гласный в гости приглашай:

У[ш]- ужи, Чи[ш] – чижи

Тру[т] – труды, мос[т] – мосты!

  1. В этом доме – все глухие,

Но беды ведь в этом нет,

И в словах – таких прекрасных

Нам они дают совет:

Хорошо всегда учись,

Цели добивайся,

Щедро знаньями делись,

Чутким быть старайся!

  1. Это дом непарных звонких

Представляю вам жильцов:

Буква Й наряд зеленый не меняет

В словах лишь мягкий звук обозначает.

М Н Л Р - подают нам всем пример,

Могут мягко прозвучать,

Могут твёрдыми стоять.

  1. В этом доме два братишки

Не прочтёшь без них ты книжки,

Твёрдый знак и мягкий знак-

Нам без них нельзя никак!

Звука они не обозначают,

Но они смягчают, или разделяют.

Эти знаки - буквы две

Верно, служат на письме,

Им почёт и уваженье

За примерное служенье,

7. Да, друзья, не пустяк,

В алфавите каждый знак!

Читайкина

Да, жителей Алфавитинска вы знаете хорошо! А вот я видела в Букваре много разных весёлых диалогов, готовы рассказать?

Лисички (14 15)

-Кто вы?

-Мы лисички. Ну а вы-то кто же?

-Мы лисички тоже.

-Как, с одной-то лапкой?

-Нет, ещё со шляпкой!

Кто кого (16 17 18)

-Кто кого обидел первым?

-Он меня!

-Нет, он меня!

-Кто кого ударил первым?

-Он меня!

-Нет, он меня!

-Вы же раньше так дружили!

-Я дружил!

-И я дружил!

-Что же вы не поделили?

-Я забыл!

-И я забыл!

Бобик в гостях у Барбоса (19 20)

-А это что у вас за штука на стене висит?

-Это часы!

-А для чего они?

-Часы… они ходят…

-Как ходят? У них ведь ног нету!

-Это только так говорится, что ходят. А на самом деле они просто стучат, а потом начинают бить.

-Ого! Так они ещё и дерутся?!

Как Незнайка сочинял стихи (21 22)

-Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом.

-А ты знаешь, что такое рифма?

-Рифма. Нет, не знаю.

-Рифма – это когда два слова оканчиваются одинаково. Например: утка  - шутка, коржик – моржик. Понял?

-Понял.

-Ну скажи рифму на слово «палка»

-Селёдка.

Книголюбова

Молодцы, ребята, хорошо запомнили диалоги-шутки! А помните ли вы загадки букваря!

Дети загадывают загадки.

 23 Он зелёный, круглый, гладкий,

А внутри он – красный, сладкий.

 Я скачу туда-сюда по деревьям ловко.

Не пустеет никогда у меня кладовка.

 Мордочка усатая, шубка полосатая,

Часто умывается, но с водой не знается.

 Себя он раскрывает, тебя он закрывает.

Только дождичек пройдёт –

Сделает наоборот.

 То назад, то вперёд,

Ходит, бродит пароход.

Остановишь – горе

Загорится море.

 Стеклянный пруд –

В нём рыбёшки живут,

Но у этих берегов

Не бывает рыбаков.

Читайкина

Молодцы, ребятки, и знают, и отгадывают загадки. А теперь проверим, как вы усвоили пословицы и поговорки.  Я говорю начало пословицы, а вы её окончание. Понятно?

Чужим умом… долго не проживёшь.

Хочешь есть калачи, …не сиди на печи.

Здоровье, дороже… богатства.

Жизнь дана …на добрые дела.

Грамоте учится… всегда пригодится.

Книголюбова

Молодцы, и здесь Букварь не подвели! Собрали пословицы! А как вы думаете, ребята, Букварь один такой на свете. А как давно он появился?

Букварь

Позвольте, вмешаться, уважаемые профессора! Хочу вам рассказать, что я не только научил ребят читать, но ещё они научились выполнять первые проекты. И сейчас я предлагаю вашему вниманию проект « День рожденье Букваря»

Выступают проектанты. 24 25

Букварь Онфима

 Прообраз, подобие букваря содержится  в берестяных грамотах, написанных мальчиком по имени Онфим. Грамоты Онфима были найдены археологами при раскопках в Новгороде в 1956 г. Он упражнялся в написании букв, слогов и отдельных фраз. Он скрашивал часы занятий, рисуя в своих «тетрадках» то загадочного зверя, то человечков – так делали школьники во все времена. На одной грамоте (№ 200), выписав половину азбуки от А до К, Онфим нарисовал свой автопортрет: он изобразил себя всадником на коне, который поражает  копьём  страшного зверя, а около всадника написал «Онфиме».

Букварь Ивана Фёдорова 

Первый русский букварь написал и напечатал Иван Фёдоров в 442 года тому назад. Ивана Фёдорова называют первопечатником. Он напечатал много книг, но главная для нас – букварь. Это был первый печатный русский учебник, его основу  составляют следующие элементы:  алфавит, слоги,  сведения по правописанию. Книга, изданная Фёдоровым, была размером чуть  больше детской ладони. Картинок в ней почти не было, кроме того всё было чёрно- белым. Интересно, что Фёдоров никак не назвал свой букварь, поэтому иногда его книгу называли Азбукой или Грамматикой. Раньше каждая буква азбуки имела своё наименование. Не просто буква А, а АЗ, не Б, а БУКИ. Так дети и заучивали. Вот так выглядели некоторые страницы букваря Ивана Фёдорова.

Азбука Толстого

Каждый образованный человек в мире знает имя Льва Николаевича Толстого. 157 лет назад в небольшом имении Ясная Поляна недалеко от города Тула, молодой помещик решил учить грамоте простых деревенских ребятишек. Надо сказать, что в то время учились в школах, лишь дети богатых и знатных людей. Книги, по которым учились эти дети не подходили для крестьянских девчонок и мальчишек. Лев Толстой пишет для своих учеников специальную Азбуку.

"Азбука" Л.Н. Толстого была любимым детищем  писателя. В письме своей родственнице он признавался: ""Азбуку" мою, пожалуй , не смотрите. Вы не учили маленьких детей, вы далеко стоите от народа и ничего не увидите в ней. Я же положил  на неё труда и любви больше, чем на всё, что я делал, и знаю, что это одно дело моей жизни важное. Ее оценят лет через 10 те дети, которые по ней выучатся". В "Азбуку", помимо собственно букваря, Толстой включил сочинённые им самим рассказы и сказки, переложенные  им басни Эзопа, а также пословицы и поговорки, загадки. Многие рассказы из "Азбуки" Толстого до сих пор используются для обучения детей чтению.  

Букварь «Планеты знаний»

http://www.zankov.ru/images/pictures/books/Andr.jpg

Букварь, который нас учил, достаточно молодой. Ему всего 13 лет. Автор нашего учебника заслуженный учитель России Таисия Михайловна Андрианова. Она долгое время работала в школе учителем начальных классов, обучала первоклассников по букварю Горецкого, часто встречалась с автором, в сотрудничестве с ним писала научнуе стать. Наступило  в нашей стране время, когда стали появляться  множество альтернативных букварей и азбук. Таисия Михайловна вместе с коллегами единомышленниками, взялась за непростое дело – создание серии учебников. Андрианова всегда любила работать с шестилетками, поэтому взяла на себя ответственность и написала свой авторский Букварь. Таисия Михайловна очень внимательно относится к тому как «работает» ее книга, посещает уроки обучения грамоте и прислушивается к отзывам учителей, детей и родителей. Вот такой «учительский» букварь учил нас грамоте!

Читайкина

Замечательный проект! Талантливые ученики у тебя, Букварь! Я думаю, ребята, пришла пора сказать «Спасибо!» Букварю.

Берём Букварь в последний раз,

Запомни наш просторный класс,

И дорогому Букварю мы говорим

БЛАГОДАРЮ!

Букварь

 Ах! Совсем забыл, друзья,

Что представить должен я,

Кто на смену мне придёт,

Дальше вас учить начнёт.

Литературное чтение

Вам моё почтение!

Я – литературное чтение.

Полистай мои страницы:

Здесь стихи и небылицы,

Сказки, басни, прибаутки,

Поговорки,  песни, шутки.

Я от Букваря слыхала,

Что вы знаете немало.

Любознательных люблю,

Щедро знанья им дарю.

Всем, кто хочет много знать,

Нужно хорошо читать!

Читайкина

Ребята, тому, кто прочёл Букварь, сегодня вручаются удостоверения!

Книголюбова

Поздравляем, вас дорогие первоклассники!

Букварь

Мне пора в библиотеку,

Заскучаешь – приходи,

Знаю, ждут вас впереди открытия,

Всем удачи на пути!

Букварь уходит.

Литературное чтение

Праздник наш сегодня завершается,

С букварём простились мы сейчас,

Но уж очень с нетерпением

Мой учебник ждёт всех вас!

Я себя вам бережно вручаю:

Обернуть прошу, листы не мять,

Радости открытий обещаю,

Дело Букваря нам продолжать.

На сегодня мы закончим развлеченья,

Завтра снова нам, ребята, за ученье!

Дети выстраиваются в круг, Букварь проходит

-Фонетический разбор –

-и не сложен он, и скор:

-Надо не спеша толково

-Разделить на слоги слово

-И – труда в том нет почти-

-Ударение найти.

На «Фонетичку» посмотри

И звуки нужные найди.

А потом на том же листике

Звукам дай характеристику.

Сколько букв и сколько звуков

Посчитай – и вся наука.

Образец фонетического разбора

МОРФЕМИКА (Состав слова)

Слово делится на части!

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

собрать слово из частей!

Окончание в слове – это

изменяемая часть.

Оно при помощи предлога

между словами держит связь.

Без окончания всё слово

называется основой.

А чтобы корень нам найти

на родственные слова смотри:

общую часть родственных слов

выдели – и корень готов!

Суффикс в слове после корня,

образует слово он.

Суффиксы мы будем помнить,

чтоб был богатым лексикон!

Перед корнем есть приставка,

слитно пишется она.

И при помощи приставки

образуются слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник "Прощание с Букварём"

Сценарий праздника "Прщание с Букварём" по программе "Школа 2100". К сценарию прилагается презентация, которую могу выслать....

Прощание с букварём

Материал для учителей, работающих в первых классах. Используется после окончания работы с букварём или азбукой....

Праздник «Прощание с Букварём»

Хороша сегодня школа,Зал горит огнём!Мы на праздник наш весёлыйВсех друзей зовём! Если всё у вас в порядке:Парты, книжки и тетрадки,Дружба с книгой навсегда,Приглашаем вас сюда! Заходите, пр...

Открытый урок в 1 классе "Прощание с букварём"

К концу III четверти обучающиеся 1 класса заканчивают изучение Букваря. Учитель вместе с родителями готовит большой праздник. На уроке в игровой форме дети закрепляют знания об изученных буквах и звук...

Внеклассное мероприятие «Прощание с букварём!»

Подготовлено и проведено совместно с учителями: Хановой Т.В., Загорулько Е.В., Русиновой Н.В....

Праздник "Прощание с Букварём"

Внеклассное мероприятие для учащихся 1 класса...