Главные вкладки

    1 сентября в 4 классе "Семья и семейные ценности"
    классный час (4 класс) на тему

    Валеева Фидалина Рифовна

    сценарий праздника

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 1_sentyabrya_v_4_klasse.docx28.68 КБ

    Предварительный просмотр:

    День Знаний

    «Семья и семейные ценности».

    Цель:

    1. Раскрыть роль семьи в жизни каждого человека;
    2.  Определить понятие «семья»;
    3. Формировать понятие «счастливая семья»;
    4.  Осознание ценности семейных отношений.

    Задачи:

    1. Раскрыть значение понятий «семья», «счастливая семья», «семейные ценности»;
    2. Развивать стремление проявлять ответственность в семейных отношениях;
    3. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления активности;
    4. Воспитывать уважительное отношение к родным и близким;
    5. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.

    Оборудование: компьютер; презентация; магнитофон с записью  песни «Родительский дом» (сл. М. Рябинина, муз. В. Шаинского); эскиз дома, «кирпичики» - карточки для выполнения заданий; карточки с заданиями; колокольчик; стихи о школе; пословицы; загадки; викторина «И в шутку и всерьёз»; высказывания В. Сухомлинского о семье; памятки.

     

     

    Ход:

    Ученик (заранее подготовленный):     (2 слайд)

    Каждый год звонок веселый 
    Собирает вместе нас. 
    Здравствуй, осень! Здравствуй, школа! 
    Здравствуй, наш любимый класс.
    Пусть нам лета жаль немного -
    Мы грустить не будем зря. 
    Здравствуй, к знаниям дорога! 
    Здравствуй, праздник сентября!
                                                                              (В. Степанов)

    Учитель: Сегодня мы снова собрались все вместе в новом уютном классе. Я поздравляю вас с началом нового учебного года.  Я рада видеть вас повзрослевшими  уже в 4 классе.

    - Сегодня, 1 сентября – в День Знаний, первый день нового учебного года, мы поговорим на очень интересную и важную тему. Я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца урока сохранится прекрасное настроение.

    Учитель:  По загадкам прошу отгадать тему  Дня  Знаний.    (3-4 слайд)

    1.  Кто на кухне с поварёшкой
        У плиты всегда стоит,
        Кто нам штопает одёжку,
        Пылесосом кто гудит?

         Кто на свете всех вкуснее
       Пирожки всегда печёт,
       Даже папы кто главнее
       И кому в семье почёт?       (бабушка)

    2.  С кем же я ходил на пруд?

         Там у нас рыбалка,

         Только рыбы не клюют,

         Что, конечно, жалко!

         Дня четыре или пять

         Не приносим рыбы…

         Скажет бабушка опять:

        «И на том спасибо»!                (дедушка)

    3.  Кто любовью согревает,
         Всё на свете успевает,
         Даже поиграть чуток?
         Кто тебя всегда утешет,
         И умоет, и причешет,
         Кто заботится о вас,
         Hе смыкая ночью глаз?    (мама)    

    4.  Он всё может, всё умеет,

         Всех храбрее и сильнее,

         Штанга для него как вата,

         Ну, конечно, это - …  (папа)

    5.  Это маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот существо, но его очень любят… (ребёнок).

    Учитель:  Кто догадался: о чём пойдёт речь?  Кто сможет сформулировать тему нашего урока Знаний?

    - (тема урока Знаний   «Семья»).

    Учитель: Наш первый   урок в этом учебном году   – «Семья и семейные ценности».     (5 слайд)

     (на слайде появляются слова В.А.Сухомлинского «Семья – это та среда, где человек должен учиться творить добро»).

    Учитель: Прочитайте слова великого педагога В. Сухомлинского.   (6 слайд)

    - Как вы понимаете смысл данного высказывания?   (мнения детей)

    - Нам с вами предстоит ответить на вопросы:    (7 слайд)

    - Что такое семья?

    - Какая семья называется счастливой?

    - Что такое семейные ценности?

    - А для начала мне бы хотелось узнать, как вы провели лето: как отдохнули, где побывали и с кем?

    (рассказы учащихся  о  летнем отдыхе).

    Учитель: По вашим рассказам каникулы вы провели замечательно, отлично отдохнули, окрепли.

    - Кто из вас был самым  внимательным во время рассказов детей  о своём отдыхе и сможет ответить на вопрос: какие слова вы употребляли чаще других?

    Ученики: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, тётя, дядя.

    Учитель: А кто это?

    Ученики: Это члены семьи.

    Учитель: Так что же такое семья?

    Ученики: дети высказывают мнения

    «Семья – это дом, где тепло и уютно, где тебя любят ».  «Семья – это родные друг другу люди». «Семья – это близкие друг другу люди, которых объединяют общие интересы».

    Учитель: Из толкового  словаря С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой   (8 слайд)

     «Семья – группа живущих вместе близких родственников».

    Учитель: Совершенно верно, люди, с которыми мы вместе живём, отдыхаем, которые рядом и в праздники, и в трудные минуты – это члены семьи. Они самые близкие, родные люди, самые надёжные друзья. В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали: «Что хорошо»? «Что плохо»?  «Что можно»? «Что нельзя»?,  приобретаем хозяйственные навыки;  совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку;  учимся сами оценивать поступки других и свои собственные.

    Учитель: Ребята, как же появилась дружная семья? (заслушиваю мнения детей).

    -  Я вам расскажу одну легенду:

    «Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств…».

    Учитель: Ребята, каких качеств надо придерживаться, чтобы семья была дружной, счастливой;  на чём же должна строиться семья? И почему некоторые семьи крепкие, дружные, сплоченные, и просто счастливые, а другие словно случайно образовались из абсолютно незнакомых друг другу людей? 

    - (высказывания детей)

    Учитель: Совершенно верно, семья строится на доверии и любви, на взаимоуважении и взаимопонимании.  Всё это – составляющие крепкого фундамента для семьи – семейные ценности. Это  общие интересы всей семьи. Мы не рождаемся с ними, семейные ценности не передаются по наследству, их нельзя купить, а можно их только привнести и беречь всю жизнь, беречь как зеницу ока.    (9 слайд)

    Учитель: Хорошо, когда семья большая, однако, семья может быть и маленькая: например, мама и сын, мама и дочь. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это хорошая, настоящая семья.

    - Я вам предлагаю заглянуть в гости в одну семью.

    «Какой хороший вечер» (Золтана Зелка)

    Какой хороший вечер!

    Как хорошо быть вместе!

    С газетой папа дремлет.

    Готовит мама ужин.

    Под крышкой пар в кастрюле

    Насвистывает песню.

    Глаза мои закрылись

    Раскрыть бы их пошире.

    Глядеть бы удивлённо.

    Да открывать мне лень их.

    Весь мир исчез. Лишь мама

    Посередине мира.

    И я уже уснувший

    У мамы на коленях.

    - Хотелось ли вам жить в такой семье?  Почему? (высказывания детей).

    - Выберите слова, которые  «живут» в такой семье?   (10 слайд)

    (на слайде слова:  уют, спокойствие, вражда, здоровье, болезнь, любовь, ненависть, чистота, добро, счастье, ссора, дружба, согласие, грубость).

    Учитель: предлагает детям закончить пословицу о семье:    (11 слайд)

    Где любовь да совет, там и горя … (нет)

    Где мир и лад, не нужен и … (клад)

    Лучший клад, когда в семье … (лад)

    В гостях хорошо, а дома … (лучше)

    В своём доме и стены … (помогают)

    В семье разлад, так и дому … (не рад)

    Доброе братство лучше … (богатства)

    Вся семья вместе, … (так и душа на месте)

    - (предлагаю  ученикам  вспомнить пословицы о семье,  которые они знают).

    Учитель: Ребята как вы думаете, можно наш класс назвать семьёй?

    (ученики: высказывают свои мнения).

    Учитель: Верно, наш класс можно назвать семьёй. Конечно, мы не родственники, но видимся каждый день в школе и во дворе, вместе узнаём что-то новое, радуемся вместе победам и огорчаемся из-за неудач. И мне бы хотелось, чтобы наш класс стал ещё дружнее и остался такой дружной семьёй до окончания школы.

    Учитель: В современной песне поётся:

    Родительский дом – начало начал,

    Ты в жизни моей, надёжный причал.

    Родительский дом! Пускай много лет

    Горит в твоих окнах добрый свет.

    - Я думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного дома, где тебя всегда поймут, поддержат, посочувствуют. Как же построить такой дом «счастья»? С чего начать?

    Я предлагаю вам поиграть в «Строителей». Для этого нужно распределиться на 4 бригады  (учащиеся распределяются).

    - При строительстве дома необходимо  соблюдать  ряд требований:

    * Начало и конец работы по звонку;

    * Согласие и несогласие движением руки.

    - Правила понятны?  

    Учитель:  Есть такая традиция перед началом строительства скрепить бригады общим символическим рукопожатием.

     (учащиеся выполняют рукопожатие).                              

    (Учитель распределяет между «бригадами» задания; «бригады» выбирают своего прораба).

    Задание для 1 бригады: на «кирпичиках», предложенных вам, записать как можно больше слов, которые можно связать со словом «Дом».

    - «Дом» – это…  .

    Задание для 2 бригады: написать слова, которые ассоциируются со словом «Семья».    «Семья – это…   .

    Задание для 3 бригады: записать на «кирпичиках» несколько этических понятий, которые вы можете  предложить  для крепости семейных отношений.

    Задание для 4 бригады: создайте «Технику безопасности»  в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье: «Что можно»…, «Что нельзя»… .

    (на подготовку 5 - 10 минут)

    Учитель: Все бригады готовы, осталось только построить дом.  (12 слайд)

    Учитель: Строительство дома начинается с фундамента. I бригада готова.

    Ученики: «Прораб» зачитывает ответы:  Дом – это… (крепость, очаг, начало начал, кров, причал).

    Учитель: Молодцы, фундамент дома готов. Начинаем строительство стен дома.

    Ученики II бригады: «Прораб» зачитывает ответы:  Семья – это…  (мама, папа, я, бабушка, дедушка, сестра, брат, тётя, дядя, другие родственники).

    Учитель: Молодцы, строительство стен в доме завершено. Осталось покрыть дом крышей.

    - Что нужно для крепости  семейных отношений? Об этом нам расскажет «прораб» III бригады.

    Ученики зачитывают ответы:  понимание, уважение, любовь, доверие, верность, терпимость, доброта, сочувствие.

    Учитель: IV бригада расскажет нам «Технику безопасности»  в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье: «Что можно»…, «Что нельзя»… .

    Можно быть: быть внимательным, заботливым; помогать, ласковым, добрым, уверенным в себе,  любить свою семью.

    Нельзя: огорчать; ругаться;  предавать; грубить; повышать голос;  быть агрессивным;  выплёскивать на других свой гнев, обиду;  бездельничать, когда взрослые трудятся.

    Учитель: Наш дом построен. Молодцы ребята! Вы выбрали прочный строительный материал. Каждый из вас отдал частичку души.

    Пора сказать: «Приходите к нам в гости!». Удача празднования зависит не только от подаваемых кушаний и напитков, но и от царящей при этом атмосферы. Конечно, многое зависит от гостей, но главную роль  всё  же играют хозяева дома.

    («Строительные бригады» назначаются хозяевами).

    Учитель: вы должны нарисовать пригласительную открытку и придумать соответствующий текст.

    (учащиеся выполняют задания).

    Учитель: Много серьёзных слов было сказано о семье. И в заключении я предлагаю вашему вниманию викторину «И в шутку  и в серьёз».                (13-15 слайд)

    1. Какое выражение стало символом большой семьи:

    а) Трое в лодке;

    б) Четверо за компьютером;

    в) Пятеро в ванной;

    г) Семеро по лавкам.

    2. Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам,

    «33 родных сестрицы». Что это за семья? (алфавит)

    3. Цветок – символ семьи (ромашка).

    4. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приёмного родственника?   (мать-и-мачеха)

    5. О какой русской игрушке эта цитата: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несёт в себе идею единства»?  

     (о матрёшке)

    6. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери?   («Яблоко от яблони недалеко падает»).

    7. Какую погоду не в силах предсказать синоптики?   (в доме)

    8. На Руси, когда вся семья собиралась за новогодним столом, дети связывали ножки стола лыковой верёвкой. Что символизировал этот новогодний обычай?   (это означало, что семья в наступающем году будет крепкой и не должна разлучаться).

    Итог урока

    Учитель: Наш классный час подходит к концу и мне бы хотелось узнать ваше мнение:

    - Интересно вам было строить дом?

    - Работать в строительной бригаде?

    - Считаете ли вы полезной работу, которую мы делали с вами?

    Что на свете всего дороже?    (16 слайд)

    Семья.

    А что значит семья?

    Это – семь я.

    Без чего не может быть она?

    Без папы, мамы и меня.

    А чем же скреплена она?

    Любовью, заботой и теплом.

    Ведь все мы связаны семьёй.

    Ребёнок (заранее подготовленный):      (17 слайд)

    Пусть всё это только игра,

    Но ею сказать мы хотели:

    Великое чудо семья!

    Нет в жизни важнее цели!

    Храните её! Берегите!

    Учитель: в конце классного часа раздаю детям памятки.

    - Свято храни честь своей семьи.

    - Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи.

    - Подари родителям радость.

    - Умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи.

    Жизнь – это дорога, полная испытаний,

    будь готов с честью пройти их.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семья. Семейные ценности. ОРКСЭ 5 класс

    Конспект урока по теме "Семья. Семейные ценности" по основам мировых религиозных культур в 5 классе...

    кл. час "1 сентября. Семья - семейные ценности"

    Данная разработка внеклассного мероприятия проводилась на 1 уроке нового учебного года в 3 классе...

    Урок семейных ценностей 1 сентября

    Цель:     доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое,  что  есть у человека. Сплоченность семьи – это фундамент благополучия Задачи: ...

    Классный час с участием родителей к 1 сентября на тему : "Семья и семейные ценности"

    Данный конспект расчитан на проведение в специальном классе специальной коррекционной школы VIII вида, где обучаются дети с тяжлой и умеренной умственной отсалостью второго года обучения....

    Педагогическая мастерская «Семья и семейные традиции. Роль семейных ценностей в жизни человека» занятие для детей 1-3 классов

    Актуальность данной темы обусловлена тем, что семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. В младшем школьном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориен...

    План-конспект урока по ОРКСЭ "Ценность родства и семейные ценности"

    План-конспект урока включает в себя этапы:1. Организационный блок. 2. Информационный блок. 3. Аналитический блок. 4. Рефлексивный блок. 5. Оценочный блок....

    Формирование у обучающихся 1 класса по системе Л. В. Занкова ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни

    Как развивать ценностные представления об институте семьи,  о семейных ценностях и культуре семейной жизни...