Конспект первого урока в первом классе по теме "Основной закон страны"
план-конспект урока (1 класс) на тему

Подолинская Ольга Николаевна

Конспект проведения первого урока в первом классе по теме "Основной закон страны" в виде путешествия по стране Знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

День Знаний.

«Первый раз в первый класс»

Подолинская О.Н. 2013 


Дети входят в класс под песню «Первоклашка» и рассаживаются по местам.

Родители тоже находятся в классе.

Оборудование и наглядность:

На внутренней части доски рисунок паровозика и ж/д пути со станциями, конверт- письмо от Мудрой Совы,  Мудрая сова, Винни-Пух, Ослик Иа-Иа, Пятачок.

Наружная часть доски украшена осенними листьями, растяжкой «Здравствуй, школа!», плакат «Первый раз в первый класс!», створки соединяет замок.

Пакетик с потайной стенкой для оценок(2,3, 4,5),фонограмма песен «Первоклашка», «Голубой вагон», «Маленькая страна».

 Проектор, презентация «День знаний»

Ход   урока.

Учитель.  Здравствуйте , дорогие ребята! Какие вы сегодня красивые, счастливые, нарядные! Сегодня настоящий праздник! Этот день для вас очень важный : вы пришли учиться в школу. Школа станет для вас вторым домом, здесь вы многому научитесь, найдёте много новых друзей. Я желаю вам удачи, успехов! Посмотрите вокруг – это наш класс, в котором мы будем учиться целых четыре года, а учителем вашим буду я. Меня зовут ….

 Я очень рада видеть вас

 И сегодня в этот час

 Я поведу с собою вас.(пауза, фонограмма «Маленькая страна»)

          За морями, за горами

          Есть волшебная страна.

        В ней много разных испытаний

        И чудес она полна.

        Мы будем путешествовать по ней много дней.

        Что это за страна?

          Нам предстоит узнать.

          Нужно ключ к замку подобрать,

          Открыть замок и название страны прочитать.

Учитель:  Вы мне поможете читать все, что будет встречаться на нашем пути? Но сначала давайте подберем ключ к этому замку. У меня есть 3 ключа (большой, средний и маленький). Как вы думаете, этот подойдет? (большой ключ)

Дети: -Нет.

Учитель: -А кто может объяснить, почему?

Учитель: -Тогда наверное этот? (маленький)

Дети: -Нет.

Учитель: -Значит, последний?

Дети: -Да!

Учитель: -Внимание, открываю! (раскрываю створки доски). (Слайд1)

                                        Страна знаний!

Дети читают: Страна знаний.

Учитель: - Итак, мы будем путешествовать по стране знаний. А как вы думаете, на чем мы сегодня отправимся? (фонограмма «Голубой вагон», слайд2)

Дети: -На поезде!

Учитель: -Да, но вот только у нас нет билетов, да и вагончиков у этого электровоза нет. Где же их взять?

- А вспомнила, с утра пришло письмо. Вот оно (снимаю с доски конверт или слайд 3).

- «Дорогие ребята, приглашаю вас в первое лесное путешествие в бескрайнюю Страну Знаний. Вы побываете на 5 полянах. Там вас будут ждать герои из сказки «Винни-Пух и все, все, все». Они приготовили для вас задания и хотят провести свои уроки. По Стране Знаний могут путешествовать только школьники. Надеюсь, что ваше путешествие будет интересным и полезным.

Мудрая Сова»

- А кто такие школьники?

Дети: -Это те, кто учится в школе.

Учитель: -А как по-другому их можно назвать?

Дети: -Ученики!

Учитель:           - Верно! Ученики учатся на уроках. И нам с вами сегодня предстоит узнать, что же такое урок и какими бывают уроки в стране Знаний. Мудрая Сова с ветки дуба будет за всеми наблюдать (прикрепляю к доске картинку Мудрой Совы или слайд 3). С первым правилом на уроке мы уже познакомились. Как нужно приветствовать учителя в начале урока?

Дети:                  - Стоя, кивком головы.

Учитель:            - Правильно. А теперь повторяйте все движения за мной.

Ну, ребята, чур, молчок!

Начинается урок.

Что бы стать учеником,

Нужно знать вам вот о чем.

На уроке ты сидишь тихо-тихо словно мышь.

Спинка прямо у тебя,

Это делайте как я. (Показать)

Ручки мы вот так кладем (Показать)

И заданий дальше ждем.

Если хочешь ты сказать,

Или выйти, или встать,

Надо руку так держать. (Показать)

Вы запомнили запомнили,  друзья? (пауза)

Что,  попробуем?

Дети: -Да!

Учитель: -Чтобы ехать на поезде, нужны билеты. Где же нам их взять? (ответы детей). Кто загадку отгадает, тот и получит билет. (Слайд 4)

Стоит веселый, светлый дом,

Ребят проворных много в нем,

Там пишут и считают,

Рисуют и читают.

Дети:- Школа.

Учитель: -Мы загадку отгадали. Давайте посмотрим, что еще есть в конверте. Что это?

(учитель достает вырезанные из бумаги вагончики).

Дети: -Это вагончики.

Учитель: -Да, это билеты на поезд в виде вагончиков, но электровоз у нас такой красивый, а они все белые. Что делать?

Дети: -Надо их раскрасить.

Учитель: -Точно.

(Раздаю вагончики).

Учитель: -Дети, положите перед собой вагончики.  Раз мы отправляемся в страну знаний, то и вагончики нужно раскрасить по-особому. Возьмите  сначала синий карандаш. Покажите как вы умеете держать карандаши.  (Показать, как правильно держать)

Одну часть мы заштрихуем. Не раскрасим, а будем наносить штрихи, то есть проводить наклонные линии наискосок, справа налево. (Показываю, дети повторяют).  Отлично получается! В нижней части вагона штриховку сделаем наоборот - слева направо. (Дети выполняют задание).

Учитель: -Какие ученики у меня в классе! Молодцы! Теперь серединка вагона. Берем зеленый карандаш. Мы здесь проведем прямые линии сверху вниз, не отрывая руки, чтобы получилась ломаная линия. ( Показываю на своем вагончике).

Учитель: -Теперь настала очередь колес. Нам нужен черный карандаш. Посмотрите, как будто спираль. В центр вставлю карандаш и веду его по кругу. Попробуйте.

- Устали?  Теперь немного отдохнем.

Физ-пауза (слайд 5).

Мы тихонечко все встали,

За работой мы устали,

Ручки к солнышку подняли,

На мысочки мы привстали.

Теперь на корточки присели,

В тишине мы посидели

И за партой дружно сели.

Учитель: -Ваши вагончики почти готовы. Переверните их другой стороной. Чтобы отправиться, машинисту нужны точные сведения о пассажирах: фамилия и  имя каждого.

- Итак, вагончики готовы. ( Родители прикрепляют их на ватман с изображением путей)

Учитель.

Нарядные, парадные, такие ненаглядные!

Причёсанные с бантиками девочки сидят.

И мальчики отличные, такие симпатичные,

Такие аккуратные на нас сейчас глядят!

Приготовились! Наш поезд отправляется!

                       1 станция КОНСТИТУЦИОННАЯ (слайд 6-11)

Учитель.  С чего начинается Родина? На этот вопрос можно найти множество ответов, но я с твердой уверенностью могу сказать, что Родина – это наш дом, школа, друзья, замечательный поселок, в котором мы живем. И конечно  огромная, великая и прекрасная страна.

Есть в мире много разных стран,

Но мне милее всех одна.

Скажите, как она зовется?

Великая моя страна?

Дети. Россия.    

Учитель. Россия, Российская федерация - это ее официальное имя, и имя это записано в самом главном документе страны – в Конституции. (Слайд 7, изображение карты России).  

 Учитель. Чтобы люди в нашей стране  жили свободно и счастливо, чтобы всегда были  порядок и справедливость, мы должны  соблюдать правила, обязательные для всех, жить по основному закону  нашего государства.  

А какой основной закон вы знаете?

(Ответы детей).

Учитель.  Конституция – основной закон страны, который определяет устройство государства, законы, права и обязанности граждан. В Конституции  даны ответы на такие вопросы: кто может быть президентом, депутатом, чем они должны заниматься и многое другое. (Слайд 8)

Подготовленные дети читают (слайд 9).

1. Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года.

2. Граждане России имеют право:

на свободу и личную неприкосновенность;

 на достойную жизнь, на образование;

 на медицинское обслуживание;

 на труд, на жилище;

 на мирную жизнь.

3. Каждый гражданин России обязан:

соблюдать законы нашего государства;

выполнять правила, обязательные для всех,

учиться и трудиться;

беречь и охранять природу;

защищать Родину.

Учитель.  Ребята! Скажите, о каком конституционном праве идет речь в этих  четверостишьях? (Слайд 10-12)

1. Сегодня праздник у меня

В школу я иду с цветами

А рядом мамочка моя

Мы с нею школьницами стали.

Ответ.  Право на образование.

2. Если заболею вдруг,

Помощь мне окажет врач

Вылечит он мой недуг,

Скажет ласково «Не плачь»

Ты здоров, и я здоров.

Нам нельзя без докторов.

Ответ.  Право на медицинское обслуживание.

3. Рады  мама, папа, брат.

 И я тоже очень рад.

 У нас в семье веселье,

 Поздравьте с Новосельем!

 Ответ.  Право на  жилище.

Учитель. Молодцы, отлично справились с заданием. Давайте вспомним, что же такое конституция? Что в нем прописано? Зачем она нужна? Наш класс-это тоже маленькое государство, в котором также действуют законы и правила, по которым всем нам предстоит жить 11 лет. Прежде чем отправиться дальше, давайте послушаем ребят, подготовивших стихотворения к 20-летию Конституции РФ.                                        

                                          Мы знаем о законе мало,

                                          Не больше всех иных,

                                          Мы знаем, делать нужно то,

                                          Что благо для других.

                                           Человеку много нужно,

                                          Чтобы счастливо прожить!

                                           Нужен дождь и даже лужи,

                                           Нужно с кем-нибудь дружить.

                                           Нужен ветер, нужно море.

.

                                         Нужно море и леса,

                                         Нужно счастье, нужно горе

                                         И родные голоса.

                                         Невозможно без природы,

                                         Без синеющих небес.

                                           Хорошо иметь свободу,

                                            Мир загадок и чудес.

                                            Чтобы жить на белом свете,

                                            Чтоб остался рядом друг,

                                            Надо главное заметить,

                                            Всё почувствовать вокруг.

                         2 станция "СТИХОТВОРНАЯ» (слайд 13)

Учитель:    Как вы думаете, а кто из героев сказки о Винни-Пухе любил сочинять стихи?   (Сам Винни-Пух)

- Ребята, кто-то же из вас получал от Мудрой Совы задание выучить стихотворение. Выходите, пусть вас все услышат. А мы проверим, как вы справились с заданием.

Дорогие малыши!

Знаем, вы готовились

Рассказать свои стихи

Вы уже настроились?

(Дети читают четверостишья)

1.Принимает часто школа

Ребятишек в первый класс,

Но сегодня день особый:

МЫ ПРИШЛИ! Встречайте НАС!

2.Мы сегодня гордо шли

По осенним улицам.

Лишь посмотрит кто на нас –

Сразу залюбуется!

 3. Мы сегодня выступаем                            

Перед вами первый раз

Мы сегодня представляем

Целиком наш первый класс!

4. Я сегодня рано встал,

Поскорей портфель достал.

Должен с нынешнего дня

Быть порядок у меня.

5. Настали дни чудесные,

Мы ходим в 1-й класс

И много интересного

Узнаем в первый раз.

6. У нас заботы важные –

Мы школьники теперь.

И есть у нас у каждого

Тетради и портфель.

7. Я тороплюсь, я в школу мчусь. Ура!

Я школьник! Я учусь!

И вот мой класс, мой первый класс,

Я буду в нём учиться!

Даю вам слово – из меня

Учёный может получиться.

8.Не буду я лениться,
Все буду успевать.
Хочу я научиться
Читать, писать, считать.

9.Буду умным и веселым,
Делать добрые дела,
Чтоб меня вторая школа
Как родного, приняла.

10.Все домашние заданья
Буду четко выполнять.
На урок без опозданья
Буду утром прибегать.

11.Теперь-то жизнь другая
Наступит у меня.
Ой, мама дорогая!
Какой же взрослый я!

3 станция  МАТЕМАТИЧЕСКАЯ (Слайд 14-17)

Учитель:        

- Здесь нас поджидает Ослик Иа-Иа, какие же задания он нам придумал?

ЗАДАНИЕ 1  Из каких геометрических фигур составлен петушок?

ЗАДАНИЕ 2                            Задачи

№1

Как-то вечером к медведю

На пирог пришли соседи:

Ёж, барсук, енот, косой,

Волк с плутовкою лисой.

Сколько гостей пришло к медведю?

№2

Две ромашки-желтоглазки,

Три весёлых василька

Подарили маме дети.

Сколько же цветов в букете?

№3

К серой мудрой сове на урок

Прилетело 6 сорок,

А одна сорока

Опоздала на урок.

Сколько в классе теперь учеников?

№4

Росла одна берёза,

На ней восемь ветвей.

На каждой по апельсину.

Сколько росло апельсинов?

(На берёзе апельсины не растут)

№5

Пять ворон на лавку сели,

Две ещё к ним прилетели.

Отвечайте быстро, смело,

Сколько всех их прилетело?

Учитель:    Вы все хорошо потрудились, давайте немного отдохнем.

( все движения показываю детям) (Слайд 18)

Мы тихонечко все встали,

За работой мы устали,

Ручки к солнышку подняли,

На мысочки мы привстали.

Теперь на корточки присели,

В тишине мы посидели

И за партой дружно сели.

4 станция "КНИЖНАЯ" (слайд 19)

- На этой станции нас встречает Пятачок. Он желает узнать, кто лучше всех знает сказки, а,точнее, сказочных персонажей.

1. Друг Чебурашки (ГЕНА)

2. Как звали 3-х поросят (НИФ-НИФ, НАФ-НАФ, НУФ-НУФ)

3. Баба с костяной ногой (ЯГА)

4. Кто ездил на печи по деревни (ЕМЕЛЯ)

5. Враг Буратино (КАРАБАС  БАРАБАС)

6. Луковый мальчик (ЧИПОЛЛИНО)

7. Пёс из Простоквашино . (ШАРИК)

8. Кто исполнял желание Емели. ( ЩУКА)

9. Кто работал у Попа за щелчки. (БАЛДА)

10. Толстенький человечек с мотором (КАРЛСОН)

5 станция "ИГРОВАЯ"(слайд 20)

 На последней станции нас ждёт Кролик на цветочной поляне. Здесь мы сыграем ещё в одну игру. Я буду задавать вопросы, а вы будете хором отвечать, когда нужно: «Это я, это я , это все мои друзья!»

Потренируемся…

-Кто компанией весёлой каждый день шагает  в школу?

-Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?

-Кто зимой мороза не боится, на коньках летит , как птица?

-Кто из вас хранит в порядке книжки, ручки и тетрадки?

-Кто из вас, из малышей ходит грязный до ушей?

-Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?

-Кто из вас хочу узнать , любит петь и танцевать?

Учитель: -Молодцы, ребята, вы отвечали правильно и дружно. Вот такими дружными и отзывчивыми мы и должны быть. А кто ещё не умеет быть таким, мы все вместе научим. А теперь нам пора возвращаться на вокзал. (Фонограмма «Голубой вагон»)

Учитель: -Вот мы и вернулись обратно на первую станцию. Посмотрите, какой длинный у нас получился поезд. Наши вагончики непростые, у них есть потайной кармашек. Как думаете, для чего он? В него мы посадим ваше первое тренировочное задание, посмотрите, какое?!

-  Мудрая Сова прислала нам с вами вот таких совят. Как вы думаете для чего?

(Учитель раздаёт детям вырезанные раскраски-совята) 

- Наверное, мы с вами должны раскрасить их и дать имя. Согласны? А завтра вы посадите свою сову в свой вагончик. Договорились?

(На доске появляются слова: МАМА, ПАПА, БАБУШКА, ДЕДУШКА, СЕСТРА, БРАТ, Я. Дети, умеющие читать, выполняют задание. Выборочное чтение).

Учитель: -Как можно назвать эти слова одним словом?

Дети: -Родственники, семья.

Учитель: Очень хорошо! Они будут вам помогать учиться, поддерживать вас, радоваться каждой вашей удаче. И мы с вами будем лучшими учениками.

Ну, что уважаемые родители вы готовы помогать  своим первоклассникам учиться?

Мы должны с вас взять обещание. Если вы согласны со мной, произносите слово “Да!”.

А вы, ребята, повернитесь к своим родителям и послушайте, что они вам обещают.

Детям в учёбе поможем всегда,
Чтобы детьми была школа горда. ДА!

Нас не пугает задач чехарда,
Формулы вспомнить для нас ерунда. ДА!

Клянёмся детей не бить никогда,
Только слегка пожурить иногда. ДА!

Будем спокойны, как в речке вода,
Мудрыми будем, как в небе звезда. ДА!

Будем вставать по утрам в холода,
Чтобы успеть и туда и сюда. ДА!

Вкусные блюда будем готовить всегда,
Баловать сладким детей иногда. ДА!

Когда ж завершиться учёбы страда,
Вместе с детьми погуляем тогда. ДА!

Учитель: - Мы сегодня стали одной большой дружной семьёй, чтобы вместе трудиться, преодолевать затруднения, помогать друг другу, уважать и помогать членам большой школьной семьи под названием 1А.

Вот на такой радостной ноте наш праздничный урок заканчивается.

Завтра мы продолжим наше путешествие.  До свидания!

Родителям вот что хочу я сказать:

Трудно ребенка сейчас воспитать.
Многое нужно для этого знать,
Любить его надо и понимать.
Как похвалить его, как пожурить,
Серьезно, иль с юмором с ним говорить,
Детям всегда вы должны помогать,
Каждое утро их в школу собрать.
Напутствие доброе вовремя дать,
Сказочку на ночь им почитать.
А в выходной всей семьей прогуляться,
Чтобы с ребенком своим пообщаться.
Собрания классные все посещать,
Их, по возможности, не пропускать.
А самое главное, без сомнения,
Желаю огромного всем вам терпения.

1.Использован материал из методической газеты для учителей начальной школы «Начальная школа» №15 2010г. (Материал «Первый раз в первый класс!» Любови Колычевой, учителя МОУ «Фатежская СОШ№2», Курская область)

2.Костоварова Ж.Ю., учитель начальных классов Наро – Фоминской сош №1

3.Филиппова Н.В.   учитель начальных классов     МАОУ «СОШ №83»\



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первый урок в первом классе "Первый раз-в первый класс"

Первый урок  для первоклассника - это праздник. который он должен запомнить на всю жизнь....

Первый урок в 1 классе "Добро пожаловать в страну знаний"

Цель урока - познакомить первоклассников с классом, учителем,одноклассниками....

Первый урок в первом классе "Добро пожаловать в Страну Знаний!"

Первый урок в первом классе "Добро пожаловать в Страну Знаний!"...

Первый урок в 1 классе "Добро пожаловать в страну знаний"

Цели:         1.Воспитывать   осознанное  отношение   к  знаниям,  стремление...

Презентация первого урока в первом классе по теме"Основной закон страны "

Презентация  первого урока в первом классе по теме"Основной закон страны ". Занятие представлено в виде путешествия по стране Знаний. Презентация разбита на 3 части. Часть 1, начало урока....

Презентация первого урока в первом классе по теме"Основной закон страны ".

Презентация  первого урока в первом классе по теме"Основной закон страны ". Занятие представлено в виде путешествия по стране Знаний. Презентация разбита на 4 части. Часть 2, продолжение урока, с...

Презентация первого урока в первом классе по теме"Основной закон страны ".

Презентация  первого урока в первом классе по теме"Основной закон страны ". Занятие представлено в виде путешествия по стране Знаний. Презентация разбита на 3 части. Часть 3, продолжение урока .С...