Формирование потребности у учащихся обращаться к словарям русского языка
методическая разработка на тему

Бочарова Неля Александровна

Библиографическая игра разработана по толковому словарю великогорусского языка Владимира Даля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Библиографическая игра «За далью Даль», по толковому словарю живого великорусского языка Владимира Даля.

 

Мы с вами уже знаем, что есть такой вид литературы как справочная. В нее входят все справочники, энциклопедии, а так же те книги, без которых невозможно обойтись ни школьнику, ни студенту, ни врачу, ни рабочему, ни космонавту, - словари.

   - Что означает слово «минорный»?

   - Открой словарь музыкальных терминов.

  - Как правильно написать слово, поможет орфографический словарь.

  -Увидел непонятное слово, возьми словарь иностранных слов или философский, там есть точный перевод этих слов и указано их значение.

     Словари увлекательны, как книги. За словами любого языка скрывается живая история народа, его традиции, многовековая культура. «Древней рассыпной повестью» назвал словари С. Маршак.

    Каждое слово в словаре – маленькая частица драгоценного народного опыта, его прошлое и настоящее.

     Что же такое словарь? По определению В.Даля, это сборник слов, изречений какого либо языка с толкованием или переводом.

    Сколько составлено словарей? На этот вопрос ответить не просто. Их немало. Есть научные и специальные, технические, библиографические, биографические, медицинские, исторические и педагогические.

   Особенно много толковых языковых словарей. Словари, поясняющие, «толкующие» слова называются толковыми. Все они делятся на два вида. В одних отражено все лексическое богатство данного языка. В других лишь те слова, которых употребляются в литературном языке.

Толковый словарь В.Даля - это тот словарь, по которому мы с вами сегодня поработаем.

Родился Владимир Иванович Даль в 1801 году в городе Луганске в семье врача.

Мать – Мария Фрайтах – немка по отцу и француженка по матери – была женщиной образованной. Отец Иоганн Даль, датчанин по национальности, великолепно знал русский, немецкий, английский, французский, латынь, древнегреческий и древнееврейский языки.

Родители сумели создать настоящую русскую семью. И отец Даля всегда говорил: «Гордитесь, что вы русские!»

Морской офицер, врач-хирург В.И.Даль (1801-1872) не был языковедом по образованию, он стал им по призванию, т.к. любил родной язык, умел вслушиваться, вдумываться в родную речь. 

В перерывах между операциями да перевязками он всё с карандашиком ходил, наблюдал за солдатами. А когда его спрашивали, что это он, улыбнувшись, записывает. Он отвечал: «Есть у меня увлечение – слова собирать. Ещё поговорки разные, загадки…»

  В.И.Даль прославился как собиратель слов и устойчивых выражений. Он составил «Толковый словарь живого великорусского языка» (работал над ним около 50 лет). Впервые словарь был напечатан в 1863-1866г.г.

Толковый словарь Даля состоит из 4-х томов и содержит более двухсот тысяч слов и тридцать тысяч пословиц, поговорок, загадок. Даль за всю свою жизнь собрал еще столько же слов, ранее ученым неизвестных, - он назвал их «дикими».

А полное собрание сочинений Даля составляет 10 томов. Только сказок он один собрал больше, чем всё Российское географическое общество. А сколько сочинил их сам…

Владимир Иванович Даль был моряком, врачом, писателем, натуралистом. Он плавал по морям, воевал, путешествовал, сочинял сказки и повести, делал сложные хирургические операции, написал для школьников учебники «Ботаника» и «Зоология».

Но где бы ни был Даль, чем бы ни занимался, он прислушивался к речи людей – крестьян, ремесленников, солдат. Так как считал, что народ владеет точным, выразительным словом. Где же нам учиться по-русски, если не у него?

     В «Толковом словаре» не просто собраны слова, но и объяснены, в нем раскрыт смысл и значение каждого слова.

     В «Толковом словаре живого великорусского языка» около двухсот тысяч слов. Все слова, которые есть в словаре, собрал и объяснил один человек. Этот словарь был создан более ста лет назад и с тех пор неоднократно переиздавался.

Автор знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка» носил замечательную и удивительную фамилию – Даль. Ведь понятие дали соотносится с нашей необозримой страной, нашей историей, нашей бессмертной литературой.

Сегодня в XXI веке мы с благодарностью вспоминаем автора «Толкового словаря живого великорусского языка» - Владимира Ивановича Даля. Человека, который собирал слова.

Сейчас мы начнем игру по словарю В.И. Даля, где каждый тур уведет в свою даль: природную, историческую, сказочную, литературную, мистическую и прикольную. С каждой далью мы будем открывать для себя даль культуры родного языка, и за каждой далью будет Даль.

Представление членов жюри.

Участники придумывают название командам.

Тур 1. Даль природная.

1 команда

  • Какое время суток называется авророй? (утренняя зоря Т.1)
  • От каких пчел бывает каменный мёд? (от диких пчел, находили в скалах затверделым Т.2)
  • Найди три новых для себя пословицы из раздела «Неправда - ложь» (Т.1). Объясни их значение.

2 команда

  • Почему пчела - Божья угодница? (доставляет воск на свечи Т.3)
  • Какой месяц в старину называли травнем?(май Т.4)
  • Найди три новых для себя пословицы из раздела «Правда – Неправда- Ложь»(Т.1). Объясни их значение.

Игра со зрителями:

Пословицы:

  1. Под лежачий камень…(вода не течёт).
  2. Труд человека кормит… (а лень портит).
  3. Дело мастера…(боится).
  4. У страха глаза, что плошки…(а не видят ни крошки).
  5. Молодец на овец…(а на молодца и сам овца).
  6. Хлеб-соль кушай…(а правду слушай).
  7. Когда ищешь лису впереди…(то она сзади).
  8. Кто хвалится…(тот с горы свалится).

Слово жюри.

Тур 2 Даль историческая.

            1 команда

  • В старину говорили: «Прошел слух по городам и весям». Городам понятно. Что же такое весь? (деревня Т.1)
  • Что такое «ивень»? (иней Т.2)
  • Найди три новых для себя пословицы из раздела «Терпение - Надежда» (Т.1). Объясни их значение.

2 команда

  • Бурлаки – люди тянувшие по реке баржи с грузом, считали свой путь не километрами, ни верстами, а плесами. Чему равнялась эта мера пути? (одно колено реки, меж двух изгибов Т.3)
  • В старое время сельская молодежь собиралась для общения, танцев и пения в хороводе. Весенние хороводы были от Пасхи до Троицы, осенние – от Успения до Покрова. А когда были летние? (летом  не до хороводов Т.4)
  • Найди три новых для себя пословицы из раздела «Поиск – Находка (Т.2). Объясни их значение.

Игра со зрителями:

Загадки:

  1. Что выше леса? (Солнышко).
  2. Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. (Месяц).
  3. Вся дорожка обсыпана горошком. (Звёзды на небе).
  4. Сестра к брату в гости идёт, а он от неё пятится. (День и ночь).
  5. Махнула птица крылом и покрыла весь свет одним пером. (Ночь).
  6. Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег).
  7. Один говорит: «Побежим, побежим», другой говорит: «Постоим, постоим», а третий говорит: «Пошатаемся, пошатаемся!». (Речка, берег и трава).
  8. Маленький, удаленький, сквозь землю прошёл, красну шапочку нашёл. (Гриб).

Слово жюри.

Тур 3 Даль сказочная.

1 команда

  • В сказке Ш. Перро «Спящая красавица», принцесса заснула на 100 лет, уколовшись о веретено. Что такое веретено и почему об него можно уколоться?(ручное орудие для пряжи, для ручного прядения, точенная палочка, острая в верхнем конце Т.1)
  • От какого слова произошло имя Кащея Бессмертного? (от кости, означая изможденного непомерно худого человека Т.2)
  • Найди три новых для себя пословицы из раздела «Своё – Чужое»(Т.2). Объясни их значение.

2 команда

  • В ряде сказок главной героиней бывает падчерица. Кто она такая?(дочь от первого брака неродная отцу или матери Т.3)
  • Бывают сказки богатырские, житейские, балагурские. Приведите пример докучной сказки (короткий рассказ, без смысла, у которого конец переходит в начало и повторяется одно и то же. «Ты скажи, я скажи – не сказать ли тебе сказку, про белого бычка? Да скажи! ты скажи…. Т.4)
  • Найди три новых для себя пословицы из раздела «Семья - Родня»(Т.2). Объясни их значение.

Игра со зрителями:

1. Сбитнем в старину называли...(медовый напиток) 

2. Ухорез - это...(лихой человек, сорванец) 

3. Как называли свидетеля в суде? (послух) 

4. Ревизская сказка - это...(список крестьян, платящих оброк) 

5. В какой губернии чёрную корову называли "жуколой" или "жуколкой"? (в Костромской)


6. Женище - это...(невенчанная жена, сожительница) 


7. В Псковской губернии сердитого и угрюмого человека называли...(ватрух) 


8. Какого зверя в простонародье величали "ломыга, костоправ, космач, лесной архимандрит"? (медведя)


9. Вычесанный и перевязанный пучок льна, изготовленный для пряжи, назывался...(кудель) 


10. В каком значении употреблялось слово "головоломка" в Смоленской губернии? (одноколка, двуколка, кабриолет).

Слово жюри.

Тур 4 Даль литературная

1 команда

  • Пролог к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» начинается так: «У Лукоморья дуб зеленый ….». У лукоморья – это где? (морской берег Т.2)
  • «На нём шапка набекрень». Что такое «бекрень»?(на бок Т.1)
  • Найди три новых для себя пословицы из раздела «Ученье - Наука» (Т.2). Объясни их значение.

2 команда

  • «Жили себе пан да панья». Кто такой пан? (барин, боярин. Т. 3)
  • В одном стихотворении А.А. Фета о земле мы читаем:

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешан иней-

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тороватый

Свежей, белой, глухой ватой

Все убрал кусты.

Тороватый – это какой? (великодушный, щедрый. Т. 4)

  • Найди три новых для себя пословицы из раздела «Грамота» (Т.2). Объясни их значение.

Игра со зрителями:

       1.  Когда можно гулюкаться? (играть в прятки)

    а) утром,

    б) зимой;

    в ) в перерыве между работой.

 

      2. Где находится распукалка? (цветочная почка)

    а) на дереве;

    б) на человеке;

    в) на жуке.

 

      3.Кто или что может раскурепаться? (расплакаться)

    а) человек;

    б) мебель;

    в) яйцо.

 

      4.Что такое рында? (все варианты верны)

    а) сухопарая баба;

    б) исхудалая кляча;

     в) колокольный звон.

 

      5.После чего образуется каможка? (лужа)

     а) после дождя;

     б) после производственного собрания;

     в) после сна.

Слово жюри.

Тур 5 Даль мистическая

1 команда

  • Для чего служит амулет? (охрана от порчи, оберег Т.1)
  • Что такое «издивок»? (дивная, невиданная вещь. Т. 2)
  • Найди три новых для себя пословицы из раздела «Забота – Опыт» (Т.2). Объясни их значение.

2 команда

  • Что это значит, когда о девушке говорят: ходит как русалка? (несчастная Т.4)
  • Что такое «павечерье»? (самый конец светлого вечера, вечерняя заря Т. 3)
  • Найди три новых для себя пословицы из раздела «Сказка – Песня» (Т.3). Объясни их значение.

Игра со зрителями:

  1. Кто может войти в чох? (чихать подряд)

     а) муха;

     б) человек;

     в) таракан.

 

  1. На что надевают журабки? (шерстяные носки)

     а) на ноги;

     б) на руки;

     в) на глаза.

 

  1. Где можно увидеть туманы? (женские шаровары)

     а) утром в поле;

     б) на женщине;

     в) на бельевой верёвке на балконе.

 

  1. Для чего нужны пычки? ( глаза)

     а) чтобы видеть;

     б) чтобы слышать;

     в) чтобы нюхать.

 

  1. Кому можно показать стусан? (кулак)

       а) мужу;

       б) жене;

       в) депутату. 

  1. Что можно изготовить из полутабёнка? ( шёлковая материя).

      а) шашлык;

      б) платье;

      в) баню.

Слово жюри.

Тур 6 Даль прикольная

1 команда

  • Чай бывает черный, зеленый, травяной. Но раньше в лавке можно было купить и чай кирпичный. Ваши предположения на этот счет? (сбитый в бруски, кирпичи, он крошится, варится с молоком и хлебается ложками Т.4)
  • Что такое «падуб»? (дерево ясень. Т.3).
  • Найди три новых для себя пословицы из раздела «Друг – Недруг» (Т.3). Объясни их значение.

2 команда

  • Кто такой ёж (ёжъ) и как он выглядит, знают даже городские жители. Но кто такой ежачина? (дикобраз Т.1)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словари русского языка

Презентация знакомит с разнообразием словарей русского языка...

Словари русского языка

Презентация к уроку русского языка...

"Парад словарей русского языка"

Презентация к внеклассному занятию по русскому языку, предназначена для учащихся 3 классов....

Формирование обще-учебных умений и навыков у учащихся начальной школы по русскому языку.

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России к информационному обществу, основанному на знани...

Орфоэпический словарь в работе с учащимися инофонами на уроках русского языка

Дети - инофоны - как их обучать русскому языку, если они свободное пользуются родным языком, и им тяжело дается переход на русский? Встает вопрос, как учитель должен преподавать в русской школе госуда...

Формирование толерантного сознания учащихся в процессе обучения русскому языку.

  Формирование толерантного сознания учащихся в процессе обучения русскому языку.На современном этапе развития общества вопрос воспитания толерантного сознания приобретает особую остроту. ...