Конспект к празднику "Наши пернатые друзья"
методическая разработка (1 класс) на тему

Завалишина Елена Евгеньевна

Данный конспект создала к празднику "День птиц" в апреле. Праздник проходил на областном семинаре учителей. Подходит для проведения в 1-2 классах. Содержит большой наглядный материал для интересного праздника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_prazdnika_den_ptits.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

           

             Открытое мероприятие

             на областном семинаре

             по окружающему миру

            «Наши пернатые друзья!»

Подготовила и провела – учитель начальных классов

                                         Завалишина Елена Евгеньевна

                                         

                                             Воронеж

                                             2012 год

Сценарий праздника «Наши пернатые друзья»

Ученик

Пришла весна.

Из дальних стран домой вернулись птицы:

Трещат дрозды, вопит жулан, кричат клесты, синицы.

Давно пора ложиться спать, а птицы тараторят.

Не просто так они кричат – себе жилища строят!

Солнце ласково смеётся,

Светит ярче, горячей ,

И с пригорка звонко льётся

Разговорчивый ручей.

Ведущий: Апрель- второй месяц весны.

Ведущий: Апрель – середина прекрасной весенней поры.

Ведущий: В апреле пробудилась природа от долгого зимнего сна.

Сценка: (Весна-красна, Солнышко, Девочка, Сугроб)

Весна:    Я Весна-красна, бужу землю от сна, наполняю соком почки, на поле ращу цветочки, прогоняю с веток лёд, светлым делаю восход. Всюду - в поле и в лесу - людям радость я несу.

(Разбрасывает цветы, Солнышко взмахивает руками)

Сугроб: Я отсырел. Едва дышу! Закройте солнце! Я прошу!

Девочка:(подходит к сугробу)

Молчи, сугроб! Весна пришла!

Не спрячешься ты от тепла!

Ты был ворчливым стариком

А станешь звонким ручейком.

Покинешь ты лесную тишь.

И прямо в речку убежишь!

Сугроб: А что мне делать, старику?

И в самом деле утеку!

(Сугроб сбрасывает белое покрывало и набрасывает голубое. Он стал ручейком)

На сцену вылетает сорока:

Внимание-внимание! Срочная информация! Всем-всем! В нашей школе сегодня Праздник птиц! Сейчас сюда прилетят все окрестные птицы и мы устроим здесь веселье! Полетаем, почирикаем! (Останавливается, смотрит в зал) Эй, а вы чего здесь делаете? Вы здесь зачем?

     

 Появляется синичка:              

Тихо, тихо, чего ты здесь распелась, раскомандовалась?. Сегодня на Празднике птиц вовсе не птицы будут веселиться. Все ребята пришли сюда, чтобы узнать побольше о своих пернатых соседях, научиться помогать нам, диким птицам, беречь нас и охранять.

Сорока: А кто это все им будет рассказывать?

Синичка: Мы с тобой.

Сорока: А мы сможем? Я никогда на проводила праздники, я не умею.

 Синичка: Тогда давай мы ребят попросим нам помочь! Они много знают о жизни птиц. Вот пусть поделятся с товарищами  своими знаниями.

1 ученик – Добрый день, дорогие друзья, дорогие гости! Мы рады приветствовать вас на празднике, посвящённом нашим пернатым друзьям. Ежегодно1 апреля весь мир отмечает Международный день птиц.

2 ученик – В этот день в 1906 году была подписана Международная конвенция об охране птиц. У нас День птиц отмечают с весны 1926 года.

3 ученик – В этот день мы вспоминаем о наших пернатых друзьях, готовим им новоселье.

Сад без птиц – не сад!

Лес без птиц – не лес!

Птицы уничтожают миллионы вредных насекомых, оберегают

урожай от полевых мышей и других грызунов.

Ведущий 2. Птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичные, веселые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва.

(Звучат голоса птиц.)

Учитель

- О, птицы! Скольким людям вы подарили это счастье - чувствовать себя свободными! Может быть потому птицы ближе всех нам по духу, потому столько легенд, историй и сказок посвятили птицам люди и может быть, потому мы воспеваем это чудо природы в стихах! Попробуем же сегодня хоть краешком глаза, хоть частичкой души заглянуть в чудесное, загадочное, покрытое тайной, царство птиц. Все ли нам известно об их жизни, на все ли вопросы найдены ответы?

Ученик: На Земле обитает более 8 тысяч видов птиц, а на территории нашей страны более семисот видов.

1 ученик: - А знаете ли вы , что самой крупной птицей в мире является    африканский страус. Его рост достигает 3 метров, а масса – 90 кг. Из одного яйца страуса можно сделать одиннадцать с половиной омлетов. Страусы не умеют летать, зато могут очень быстро бегать, развивая скорость до 50-60 километров в час.

1 ученик: -  Самые  маленькие птицы в мире ,не больше бабочки или стрекозы .  Это --колибри. Их вес всего полтора грамма. Колибри - единственная птица, способная летать назад. 
Колибри, птица, машущая крыльями чаще других. За 1 секунду, она успевает совершить 90 взмахов.

Ведущий:  Птицы везде – над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от дома, надо знать.

Загадки про птиц.

Далеко мой стук слышится вокруг.

Червякам я враг, а деревьям друг.

(Дятел.)

. Дятел – это лесной доктор. Он, ловко передвигаясь по дереву, долбит кору и длинным  до 15 см языком вытаскивает из-под неё вредных для дерева насекомых. Один дятел за день съедает до 900 короедов.

Пусть я птичка-невеличка,

У меня ,друзья ,привычка-

Как начнутся холода,

Прямо с севера – сюда.

(Снегирь.)

Снегири держатся небольшими стайками по 7-10 птичек в каждой. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка. Если кто-нибудь из стаи попался в ловушку, остальные спешат на помощь.

В жёлтом платьице она
Нам видна издалека.
Шапка чёрная у птицы,
А зовут её...

 (Синица.)

. Взрослая синица уничтожает в день 120 гусениц. Вскармливая птенцов, пара синиц за день прилетает к гнезду до 1000 раз, принося  разных насекомых.

Всю ночь летает –
Мышей добывает,
А станет светло –
Спать летит в дупло.

(Сова)

Совы ведут ночной образ жизни: днём спят, а ночью охотятся на мышей, полёвок, лягушек, насекомых. Летают совершенно бесшумно. За ночь одна сова вылавливает 12-15 мышей. Ни одна кошка не может соперничать в этом с совой!

Пухом богата,

Клюв- лопата.

В речке бродит,

Вперевалочку ходит.

(Утка).

Утки ходят вразвалочку из-за того, что имеют короткие широко расставленные лапы. для того, чтобы шагать, им приходится переваливаться всем телом. Утки умеют нырять на глубину более 6 метров для добычи еды. Утки умеют нырять на глубину более 6 метров для добычи еды.

Самая красивая уточка- мандаринка. Живёт она на Дальнем востоке, эта птица очень маленькая, похожа на нарядную игрушку.

Кто там прыгает шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым -
Кле! Кле! Кле! - поет со свистом. (клёст)

. Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он словно сжат, сдавлен. За крестообразный клюв, птицу и прозвали клестом. Птенцы у клестов появляются зимой. Это связано с едой. Ведь клесты питаются семенами хвойных деревьев, а зимой семян много.

Он прилетает каждый год

Туда, где домик ждёт

Чужие пеcни петь умеет,

А всё же голос свой имеет.

 (скворец)

Неважно, что у них нет своих песен, они прекрасные звукоподражатели и часто распевают песни зябликов, дроздов, малиновок, иногда приносят нам даже "африканские мелодии" - песни, заимствованные у птиц на зимовках. А иногда вдруг заквакают лягушкой или залают собакой и снова запоют "попурри" из чужих песен. Очень это хорошо у них получается!

Маленький мальчишка

В сером пальтишке.

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

(воробей).

Всем известны эти дерзкие, смелые и умные птички, благополучно живущие даже в многолюдных городах. Воробьи никогда не дерутся из-за корма. Если еды очень много, то пичуга вначале слетает за своими соплеменниками, а потом уже будет наслаждаться кормом.

Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный,

Домик лепит под окном

Из травы и глины.         (Ласточка)

Глядя на полёт ласточек, можно подумать, что они просто резвятся, играют, купаются в солнечных лучах, на самом деле они всё время “работают” - ловят насекомых. Ласточки ловят насекомых только в воздухе. Поэтому всё светлое время суток они проводят в воздухе, лишь, изредка присаживаются на провода.

Кто в лесу у нас гадает

 И про жизнь твою все  знает?

 Прокукует, подсчитаешь,

 Сколько жить тебе узнаешь!

 Птичка, серая подружка,

 А зовут ее ...( кукушка)

. Интересно, что кукушка поедает таких гусениц, которых кроме неё другие птицы не едят. Когда в лесу появляется много гусениц, кукушка становится незаменимой. Она съедает за день до 40 гусениц и до 50 личинок.

Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья белобока,

А зовут ее ... (Сорока). 

Всем известна их привычка красть и прятать блестящие предметы. Сорока - прирожденный строитель. Гнездо, сооруженное длиннохвостой белоболкой, вызовет уважение у любого архитектора.

Ученик: - А есть такие птицы, которые живут там, где всегда очень холодно. Это пингвины. Императорский пингвин может голодать до 9 недель во время высиживания яйца и выносить холод до - 60С. Они совсем не умеют летать. Наши ребята попробуют их изобразить.

Танец «Пингвины»

Сорока: Слушай, синица, а я и не знала, что птицы такие разные, так интересно живут. Вот так бывает, живешь рядом, встречаешься почти каждый день, а ничего о соседях и не знаешь.

 Синица: Спасибо ребятам за их интересные рассказы. Но это еще не все.

Многие птицы на юг улетают,

Многие зиму у нас коротают,

Галка, ворона, снегирь , воробей.

Ну-ка. Ребята, их вспомни скорей!  

Учитель:- Птицы,  которые на юг улетают, как называются?  (перелетные)

                  -А те, что  зиму у нас коротают? (зимующие)

-Хочу узнать , знаете ли вы перелетных и зимующих птиц.

             Игра «Перелетные и зимующие птицы»

А почему птицы улетают на юг?

Ответы детей

- Ну, а если там так хорошо: тепло и сытно, то зачем же птицы возвращаются опять назад? Ведь некоторые из них не выдержат перелёт и погибнут в дороге, так и не долетев обратно.

Ученик:

Птицы весной пролетали над пальмами.

Пальма в раздумье качала главой.

Чем привлекает их север печальный?

Чем им не нравиться юг золотой?

Вечно цветущий, ликующий юг,

 Южное солнце не прячется в тучи.

 Нет ни морозов, ни гибельных вьюг!

 Что же влечёт их? А в небе высоком

 Путниц отважных Звучат голоса:

 В крае далёком, в крае ненастном

 Родина наша, родные леса!

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Песня-клип «Ласточка»

                                         Воробей и синица выходят на сцену.

Воробей: -Здравствуй, синица. Ты чего это носом перья перебираешь?

                  Чистишь их, что ли?

Синица: -Нет, воробей, не чищу. Я их пересчитываю. Было у меня осенью 3000

                  перьев, а к весне стало всего 2600, 400 перьев за зиму потеряла.

Воробей: Подумаешь, за зиму. Я их за одну драку полсотни теряю, как из

                 подушки летят. Чего их жалеть? Есть чем наготу прикрыть и довольно.

Воробей - Угадай, Синица, какое у людей самое страшное оружие?

Синица - Ружьё!

 Воробей Нет, не угадала.

Синица - Пушка!

Воробей - Опять не угадала.

Синица - Какое же тогда, Воробей?

Воробей - Рогатка! Из пушки по воробьям не стреляют, а вот из рогатки только успевай отскакивай. Я- то стреляный воробей. Вы меня все знаете,

 ребята, и все меня обижаете. А я пользу приношу. За лето у меня два раза  птенчики выводятся. Когда я их кормлю, я уничтожаю много насекомых.

               А пока я радуюсь солнышку и танцую:

Чик- чирик, я песенку пою.
Чик- чирик, весеннюю мою.
            Скоро у меня будут птенчики, и я очень-очень прошу вас – не обижайте  моих деточек и меня.
 

- Ведущий: -Не волнуйся ,воробей, ребята не будут обижать тебя и твоих деток.  

 --Правда, ребята?     (да)

Учитель:

- Ребята, как вы считаете, что для птиц страшнее холод или голод?

В зимнюю стужу, голодные  и ослабевшие птицы  быстро замерзают.

А вот сытой птичке и мороз не страшен!

- Как мы можем помочь птицам легче пережить холод?

( Подкармливать)

Демонстрация кормушек на картинке и уже изготовленных.

-Ребята, а чем можно кормить птиц?

Ученик:

Семена арбуза, тыквы, подсолнечника  (не жареные)  едят все птички.

Овёс, пшено едят воробьи и синицы.

Ягоды рябины  любят снегири и свиристели.

 Сало (несолёное) – хорошая подкормка для птиц в мороз, особенно его любят синицы.

Работа в парах. Задание. Выбери на карточке ту еду, которой можно кормить птиц, закрась нужный кружок.

Карточка.

Рябина

Пшено

Шоколадные конфеты

Молоко

Семечки

Кефир

Проверка выполненной работы.

Учитель:

- Ребята, как нужно относиться к  птицам? (не обижать их, помогать им. Подкармливать. Ведь зимой им трудно добывать корм)

- Кто из вас зимой подкармливал птиц?  

- Молодцы! Я рада, что вы заботились зимой о птицах.

-Думаю, что за это птицы вам были очень благодарны.

-А как вы это делали, мы узнаем их песни, которую вы нам сейчас споете.

«Воробьиная песня» (клип)

                     Появляется синица

Я синица -озорница,

Я весёлая певица.

У кого училась я,

Вы спросите соловья.

Я синица-озорница,

Мне жучок зелёный снится,

Я жучков всегда ловлю,

Ими синичат кормлю.

 (Выбегают  два мальчика, ловят синичку сеткой.)

Мальчик 1.

А-а попалась птичка, стой!

Не уйдёшь из сети,

Не расстанемся с тобой

Ни за что на свете

Синичка

Ах ,зачем, зачем я вам маленькие дети?

Отпустите полетать, развяжите сети?

Мальчик 2.

Нет, не пустим, птичка, нет

Оставайся с нами

Мы дадим тебе конфет, чаю с сухарями.

Синичка

Ах, конфет я не клюю.

Не люблю я чаю:

В поле мошек я ловлю,

Зёрна собираю.

Мальчик 1

Птичка, птичка! Как любить

Мы тебя бы стали!

Не позволили б грустить,

Всё б тебя ласкали.

Синичка.

Верю, дети, но для нас

Вредны ваши ласки.

С них закрыла бы как раз

Я навеки глазки.

Мальчики (хором)

Правда, правда ! Птичка,

Ты не снесешь неволи.

Ну, так. Бог с тобой, лети,

И живи на воле.

Ведущий. Ребята, скажите, правильно ли поступали мальчики? Как вы

думаете?

- Птиц надо беречь, нельзя их обижать и ловить, птицам нужна вольная жизнь.

Не пугайте резвых птичек!

Пусть они вокруг порхают,

Крылья их при ярком свете,

Словно радуга сверкают

Вы послушайте их песни,

Что поют они на воле!

Пусть певуньи украшают

Нам леса, сады и поле.

И в работу очень важной

Нам полезны эти крошки:

Истребляя на растеньях

Червяков и вредных мошек,

И сады, и нивы наши

Нам они оберегают,

Не пугайте ж резвых птичек!

Пусть они вокруг летают!

Пусть живут в лесах, в садах

И поют нам птицы.

Ведь они для нас друзья

Соловьи, синицы.

К тому же и пользу приносят  они

Едят насекомых опасных.

Спасают они и леса, и сады

От маленьких гусениц разных.

И надо поэтому птиц нам беречь,

Зимой подкормить, а весною   привлечь.

Пернатых друзей на поля и сады.

 Участие примешь ли в этом и ты?    ….(Да)

Учитель

-Скажите ,ребята, а какую пользу приносят птицы?

Ученик: Одна семья скворцов съедает за день до 800 личинок разных вредных насекомых.

 Кукушка в час съедает до 100 волосатых гусениц.

:Ласточка за лето ловит до миллиона мошек.

. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

 Одна сова за лето уничтожает до 1000 серых полёвок и мышей.

Учитель:

  Кроме того, многие птицы – овсянки, зеленушки, жаворонки, щеглы и другие - склёвывают семена и плоды сорняков, снижают засорённость полей.

  Многие птицы – санитары. Вороны, галки, сороки, коршуны и некоторые другие, питаясь на свалках и помойках, способствуют оздоровлению местности.

Птицы нам дороги не только приносимой ими пользой, но и как украшение нашей обширной, чудесной Родины. Надо создать хорошие условия нашим пернатым друзьям. Мы должны сделать всё, чтобы пернатые друзья постоянно чувствовали нашу заботу.

 А у нас в саду жилец -

Бойкий маленький скворец.

Тихий сад повеселел

Оттого что он запел.

С солнцем скворушка встает,

Ест жуков, росинки пьет.

Сдвинув шапку набекрень,

Распевает целый день.

Ведущий: 

- Люди, стараясь привлечь к своим садам эту полезную птицу, развешивают  для них домики и  скворцы охотно селятся в них.

-Как называются их домики?

-Но их домики бывают заняты. А занимают их воробьи.

-Посмотрите, как бывает.

                       Инсценировка «Случай»

Автор: Этот случай был в апреле.

            С юга птицы прилетели.

            Тает снег, а воробья

             Выгоняют из жилья.

Скворец: Убирайся вон, задира!

Автор: Просвистел ему скворец.

Воробей: Ни за что! Моя квартира!

             Я не временный жилец!

              Я тут вьюги и мороз

              Терпеливо перенес.

               А сейчас под этой кровлей

              Для семьи гнездо готовлю

                И не тронусь ,хоть убей!

Автор: Прочирикал воробей.

Скворец : Не упрямься! Мне в наследство

                   Этот дом остался с детства,

                   Вылетай! Мой клюв остер.

                   А не то.

Автор: Но тут во двор

             Со скворечней Миша вышел,

             Быстро с нею влез на крышу,

             Крепко-крепко привязал

              И приветливо сказал:

Миша: Я, друзья. сердечно рад.

             Охраняйте вместе сад.

Автор: Только Миша слез долой,

            Воробьишко удалой

            В новый дом переселился

            И с соседом помирился.

Ведущий:- Конечно, домики для птиц надо вешать не только скворцам, но и другим птицам. Такие домики называют синичниками, трясогузочниками.

 Как вы думаете, ребята, как надо укреплять птичий домик на дереве?

(Нельзя прибивать гвоздями, а привязать проволокой как можно дальше от земли.) 

Изготовление скворечника в группах.

О птицах много знаем мы
И в то же время мало.
И нужно всем : и вам и нам,
Чтоб их побольше стало
Для этого побережем
Своих друзей пернатых,
Иначе мы к нулю сведем
Певцов наших крылатых.
Съедят деревья и плоды
личинки насекомых.
И поредеют все сады.
Без наших птиц знакомых!

Учитель:

Мир трудно представить без птиц. И если мы не поможем птицам, то в мире наступит безмолвие. Давайте же будем птиц беречь и защищать! Станем птицам друзьями!

Учитель:

Я сорвал цветок, и он завял у меня в руках.

Я взял в руки жука, и жук умер у меня на ладонях.

Я посадил птицу в клетку, и она погибла ...

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем! -А что же значит «прикоснуться сердцем к природе»?

Ответы детей

- Давайте же прикоснемся к своему сердцу и подарим тепло и любовь всей родной природе и нашим гостям.

Песня-клип «Птицы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру в начальной школе "Наши пернатые друзья"

Конспект урока  можно использовать во внеурочной деятельности...

Конспект занятия "Наши пернатые друзья"

Способствовать расширению и обогащению представлений детей о птицах в весений период....

Конспект занятия "Наши пернатые друзья"

Конспект итогового занятия по ознакомлению детей младшего школьного возраста с птицами....

Конспект воспитательского занятия в группе продлённого дня по теме «Наши пернатые друзья»

Конспект воспитательского занятия в группе продлённого дня по теме: «Наши пернатые друзья»...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Пернатые друзья"

Конспект занятия по окружающему миру «Пернатые друзья» в старшей группе.Программное содержание. Формировать представления детей о зимующих и перелетных птицах. Учить отгадывать загадки. Ра...

Конспект воспитательского занятия в группе продлённого дня «Наши пернатые друзья»

Конспект воспитательского занятия в группе продлённого дня «Наши пернатые друзья»...

Конспект праздника для младших школьников «Наши пернатые друзья»

Данная разработка будет полезна учителям начальной школы, воспитателям ГПД, а также воспитателям дошкольных учреждений. Мероприятие можно использовать для проведения классного часа или внеурочного мер...