Открытый классный час:«Память, которой не будет конца».
классный час на тему

Шаповалова Елизавета Сергеевна
Сценарий открытытого классного часа
«Память, которой не будет конца», посвященный Великой Отечественной Войне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl.chas_i_pomnit.doc119.7 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый классный час

«Память, которой не будет конца»

Ведущий: 22 июня 1941 года. 9 мая 1945 года.

Две строчки календаря,

Два дня жизни планеты Земля.

Два дня истории Человечества.

Ведущий: Они отмечены в календаре разными цветами:

Один – черным, другой – красным.

День Памяти и Скорби. Два дня календаря.

А между ними-целая жизнь.

Ведущий: Каждый год мы вспоминаем события Великой Отечественной войны. Мы вспоминаем потому, потому что время не властно предать забвению события той войны. «Есть память, которой не будет конца», вот почему мы сегодня собрались накануне Дня Победы.

Ведущий: 22 июня 1941 года началась самая страшная война в истории человечества – Великая Отечественная война. Борьба против фашистского порабощения длилась 1418 дней и ночей.

Ведущий: 9мая 1941 года эта война закончилась победой советского народа, но унесла миллионы человеческих жизней…

Ведущий: Наша встреча сегодня, посвящается тем, кто видел эту войну…

Ведущий: Тем, кто выжил в ту войну…

Ведущий: Тем, кто еще жив…

Ведущий: Тем, кого уже нет среди нас…

(Звучит мелодия «Журавли» минус)

Ведущий: Победа! Как она досталась?

Каким путем мы к ней пришли?

И раны были, и усталость,

И шрамы на груди земли.

Ведущий: Броня во вмятинах глубоких,

И дали пройденных дорог,

И ордена на гимнастерках,

Где пот нещадно ткань прожег…

(Музыка Вальс медсестры минус)

Ведущий: Не осталось в стороне в эти грозные и тяжелые годы наше учебное заведение.

Ведущий: «22 июня 1941 года в Куйбышевском педучилище все дышало праздником: готовился выпускной вечер, на котором 93 юношам и девушкам из 4 групп предстояло получить документ, удостоверявший, что они стали учителями. На первом этаже, в зале были накрыты праздничные столы. Девушки в общежитии (на улице Коммунистической) гладили платья.

(Танцевальная площадка. Танцуют девочки в светлых платьях, мальчики в белых рубашках. Звучит фокстрот «Рио-Рита») Танец «Рио-Рита».

Юноша: 
- Какое сегодня чудесное утро, какое голубое небо! Да, вот и пролетело время золотое. Прощай, пед.училище, преподаватели! Что нас ждет впереди?! Неизвестность… 
Девушка: 
Почему неизвестность? Мы станем учителями начальных классов. 
Девушка 3: Ой, ребята, как представлю, лет пять пройдёт, мы все институты закончим. Повзрослеем. Может кто-то даже замуж выскочит. 
Юноша 3: Ага, или женится. Нет, это потом.
Девушка: Саша, о чем ты мечтаешь? 
Юноша: 
- Я… Я хочу поступить в институт, а потом…А я хочу быть учителем. А еще я хочу, чтобы этот мир был таким же светлым и солнечным, как сегодня! 

Резко прерывается музыка. Все пары застывают. Голос Левитана по радио.

- Война!
-  Война это, товарищи, война!

- Двадцать второго июня,

Ровно в четыре часа,

Киев бомбили, нам объявили,

Что началась война!

(Звучит песня 1 куплет и припев песни “Священная война”. Пары распадаются. Юноши берут вещмешки, одевают пилотки, прощаются)

1 девушка: Только вдруг сорок первый ударил огнем,

Подпоясал мальчишек солдатским ремнем.

2 девушка: Мальчишки, мальчишки,

Вы первыми ринулись в бой!

Мальчишки, мальчишки,

Все (хором): Страну заслонили собой!

3 девушка: Мальчишки, мальчишки,

Вы завтра уходите в бой.
Мальчишки, мальчишки,

Все (хором): Вернитесь живыми домой!

(Танец девушек «До свидания, мальчики»).

Выходят три парня и две девушки читают стихотворение «Жди меня».

Первый парень:

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Второй парень:

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Третий парень:

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: «Повезло.

Не понять не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,

Просто ты умела ждать,

Как никто другой».

Первая девушка:

Жду тебя в глухую полночь,

Жду морозным днём,

Жду, когда метель, рыдая,

Бьётся под окном.

Жду тебя. Пусть все тропинки

Снегом замело.

Жду и верю – ты вернёшься

Всем смертям назло.

Вторая девушка:

Жду тебя и вечно помню

Только об одном:

Ты с победой возвратишься

 В свой родимый дом.

Третья девушка:

Пусть пройдут весна и лето

И зима опять

Ждать тебя я не устану,

Жду и буду ждать.

Ведущий. Сцена военных боев, сопровождаемая словами: 22 июня – первый день войны. А вслед за днем первым было еще 1418 суровых дней Великой Отечественной войны. 1418 дней и ночей полыхали бои... 1418 дней и ночей вел советский народ освободительную войну. Долог и труден был путь к Победе... В ходе Великой отечественной войны Советскими Вооруженными силами было проведено 6 гигантских битв, около 40 наступательных операций, которые заканчивались разгромом вражеских группировок и соединений, тем самым умножая героизм и подвиг солдата и тружеников тыла.

Ведущий: 8 сентября 1941 года фашисты захватили Шлиссельбург. Ленинград – город Петра Великого, город трех революций – был блокирован. Страшная угроза нависла над городом на Неве.

Чтец (идет к прилавку с хлебом, возле которой образуется очередь):

Первый день догорал...

Как, потом оказалось,

Впереди оставалось еще девятьсот...

Продавец хлеба: Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре –

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам

Чтец: «Дорогой жизни» шёл к нам хлеб,

Дорогой жизни многих к многим.

Еще не знают на земле        

Страшней и радостней дороги.

Чтец: О, мы познали в декабре:

Не зря священным даром назван

Обычный хлеб, и тяжкий грех

Хотя бы крошку бросить наземь

Чтец: Птицы смерти в зените стоят
Птицы смерти в зените стоят.
Кто идет выручать Ленинград?
Не шумите вокруг — он дышит,
Он живой еще, он все слышит:
Как на влажном балтийском дне
Сыновья его стонут во сне,
Как из недр его вопли: «Хлеба! »
До седьмого доходят неба...
Но безжалостна эта твердь.
И глядит из всех окон — смерть.
И стоит везде на часах
И уйти не пускает страх.

Ведущий: Город подвергался самым жестоким лишениям. Враг был уверен, что голодающие, мерзнущие люди вцепятся друг в друга из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, перестанут работать, и вынуждены будут сами сдать город (Девушка отламывает кусочек хлеба и отдает старушке). Но враг просчитался...

Чтец: Наряду со взрослыми ужасы войны испытали на себе и дети. Девочка – ленинградка Таня Савичева в блокадном городе вела дневник о горе, постигшем и ее семью.  

Чтец 1: 28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра.

Чтец 2: Бабушка умерла 25 января 1942 года в 3 часа дня.

Чтец 3: Лёка умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года.

Чтец 4: Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи.

 Чтец 5: Дядя Лёша 10 мая в 4 часа дня.

Чтец 6: Мама – 13 мая в 730 утра 1942 года.

Чтец 7: Савичевы умерли.

Чтец 8: Умерли все.

Чтец 9: Осталась одна Таня.

Ведущий: Тех, кто остался в тылу, тоже ждала нелегкая участь. В здании, в котором мы с вами сейчас занимаемся практически сразу же был размещен эвакогоспиталь № 3339. Для учебных занятий пришлось приспосабливать общежитие по ул. Коммунистической, в котором занимались до 1946 года. Оставшимся в тылу преподавателям и студентам приходилось трудиться не покладая рук: днём в здании училища оказывали помощь раненым, выступали с концертами, читали художественную литературу, выпускали стенгазету. Вечерами студенты спешили на занятия.

Ведущий: Из воспоминаний выпускницы 1946г. Яковлевой Александры Иосифовны: «В годы войны на плечи студентов педагогического училища легла нелегкая забота – тяжелая работа в подсобном хозяйстве училища, где осенью и зимой заготавливали дрова, а весной и летом – выращивали овощи для училищной столовой. Из техники в помощь работающим, была одна только лошадь. Замерзшие, усталые, полуголодные, не выспавшиеся, в плохонькой одежде приходили студенты на занятия, но учиться старались изо всех сил. Никто не ныл, не жаловался, даже те, кто уже получил с фронта похоронку. Все понимали – без этого не выстоять. Многие из выпускников военных лет, получив диплом, спешили поступить на курсы медсестер, радистов, связистов, авиатехников, чтобы принять участие во всенародной войне. Немало было и таких ребят и девчат, кто оббивал пороги военкомата с настойчивыми просьбами направить их на фронт добровольцами».

Сцена у костра: солдаты пишут письма, чистят автоматы; девушки бинтуют раненых, заплетают друг другу косы. Песня «В землянке», «Тёмная ночь» под гитару.

Письма с фронта: На сцене появляется девушка – почтальон с сумкой. На первом плане сцены появляется вторая девушка. Девушка-почтальон отдает ей письмо. Вторая девушка начинает читать его. В глубине сцены появляется второй юноша и подхватывает чтение письма.

Девушка: «Здравствуй, моя Варя! Нет, не встретимся мы с тобой. Никогда я не прожил бы жизнь так, если бы не ты, Варя. Ты помогала мне всегда: на Халхин - Голе и здесь. Наверное, все-таки, кто любит, тот добрее к людям. Спасибо тебе, родная! Человек стареет, а небо вечно молодое, как твои глаза, в которые только смотреть да любоваться. Они никогда не постареют, не поблекнут.

Юноша: Пройдет время, люди залечат раны, люди построят новые города, вырастят новые сады. Наступит другая жизнь, другие песни будут петь. Но никогда не забывайте песню про нас, про трех танкистов. У тебя будут расти красивые дети, ты еще будешь любить. А я счастлив, что ухожу от вас с великой любовью к тебе. Твой Иван Колосов».

Девушка: «Дорогая Лида! Только что кончилось комсомольское собрание. Почистил автомат, покушал. Комбат говорит: «Отдыхайте лучше, завтра бой». Я не могу уснуть. В окопном блиндаже нас шесть человек, седьмой на посту. Пятеро уже спят, а я сижу возле печурки при свете горелки и пишу это письмо. Завтра, как встанем, передам его связному. Интересно знать, что-то ты поделываешь сейчас? Я часто вспоминаю тебя, Лида, много думаю о тебе. Вот и сейчас хочется поговорить с тобой обо всем, что чувствую, что переживаю…

Юноша: Лида, я видел, как умирали мои товарищи. А сегодня комбат рассказал случай, как погиб один генерал, погиб, стоя лицом на запад. Я люблю жизнь, хочу жить, но фронт такая штука, что вот живешь, живешь — и вдруг пуля или осколок ставят точку в конце твоей жизни. Но если мне суждено погибнуть, я хотел бы умереть так, как этот генерал: в бою и лицом на запад. Твой Петр.

Чтец: Он не писал с передовой,
Она — совсем подросток —
Звалась соломенной вдовой,
Сперва — соломенной вдовой,
Потом — вдовою просто.
Под скрип сапог, под стук колес
Война ее водила,
И было как-то не до слез,
Не до раздумий было.
Лежит в шкатулке медальон убитого солдата.
Давно в гражданке батальон, где он служил когда-то.
Но так устроено уже:
Не сохнет лист весенний,
Не верят вдовы в смерть мужей
И ждут их возвращений.
Не то чтоб в даль дорог глядят
С надеждою на чудо,
Что, мол, вернется он назад,
Что вот придет домой солдат
Неведомо откуда.
А просто, бед приняв сполна,
Их взгляду нет границы,
И в нем такая глубина,
Что голова кружится.
Как будто им глаза даны,
Чтобы глазами теми
Всем не вернувшимся с войны


Глядеть на мир весенний.

«ПесняАлёшенька» Лена Суздалева

Вальс. Песня Кобзона « Ты же выжил солдат». Стихи дети. Объявление войны.

Ведущий: В Великой Отечественной войне принимали участие преподаватели и сотрудники педагогического колледжа, которые после окончания войны долгие годы проработали в училище.  Это преподаватель музыки – Богдановский Николай Ефремович, преподаватель рисования Дасманов Александр Александрович, преподаватель рисования Доброхотов Вадим Григорьевич, преподаватель практических работ Жукова Энгельсина Тимофеевна, преподаватель музыки Карпов Анатолий Павлович, преподаватель НВП Коренко Василий Иванович, преподаватель физики Шеломенцев Иван Ефремович, Панфилов Сергей Григорьевич – технический работник училища.

Волков Михаил Евдокимович. Выпускник колледжа 1933 года. После окончания техникума работал учителем начальных классов в Томской области. В 1945 году Волкову Михаилу Евдокимовичу было присвоено звание- Герой Советского Союза. После войны работал учителем истории и географии.

Борискин Анатолий Васильевич. Выпускник 1937 года. По окончанию техникума работал в селе  Новоилизарск Северного района. За героический подвиг проявленный во время боевых заданий командованием на фронте борьбы с немецкими захватчиками при форсировании реки Днепр – присвоить звание Героя Советского союза- было написано в указе Верховного Совета СССР от 22 февраля 1944 года.

Сологуб Николай Андреевич - выпускник колледжа 1939 года. Участник ВОВ с 1941 по 1945 года. Звание героя Советского союза было присвоено за мужество и героизм при освобождении Белоруссии. После окончания войны работал в сфере образования.

Ведущий: К концу войны, в 1945 году, на территории одной только Германии насчитывалось более 80 концлагерей, в которых содержалось 850 тысяч узников. А сколько лагерей выстроили гитлеровцы в завоеванных ими странах – Польше, Австрии, Чехословакии, Югославии.

Ведущий: Узников использовали в качестве дешевой рабочей силы – в шахтах, каменоломнях, на рытье тоннелей. Заключенные гибли от истощения, от нечеловеческих условий труда и содержания. А также узников использовали для проведения многочисленных медицинских экспериментов. Фашисты зверски издевались над заключенными. Свои жертвы нацисты сжигали в крематориях, где люди превращались в пепел.

(На экране показывается ролик о концлагерях).

Ведущий: В глубокой скорби склоняем мы свои головы перед многочисленными жертвами фашизма. В память о жертвах нацистского террора, в память о миллионах замученных, расстрелянных, сожженных заживо, погребенных, в память о павших в суровые годы Великой Отечественной войны объявляется Минута Молчания.

Песня «Журавли», затем по радио звучит запись об окончании войны.

Ведущий: Человек может привыкнуть ко всему: он может привыкнуть к каждодневным бомбежкам, к очередям, к бумажным крестам на окнах, к холоду и голоду военной поры. Даже к смерти. Но привыкнуть к ВОЙНЕ человек не может, не в состоянии.

Ведущий: Война кончилась, осталось только эхо, и это эхо все глуше и глуше. Очень много людей, переживших войну, искренне радуются тому, что война забывается, становится Историей, что все больше сейчас таких, которых война не коснулась. Наверное, их можно понять. Забыть войну нам, кто ее не видел, легко. Но, мы должны о ней знать, должны о ней помнить, чтобы больше никогда не было войны.

Чтец: Помните! Через века, через года, – Помните!

О тех, кто уже не придет никогда, – Помните!

Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!

Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,

Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!

Люди! Покуда сердца стучатся, – помните!

Какою ценой завоевано счастье, – пожалуйста, помните!

Песню свою отправляя в полет, - Помните!

О тех, кто уже никогда не споёт, - Помните!

Детям своим расскажите о них, чтобы запомнили!

Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!

Во все времена бессмертной Земли, - Помните!

К мерцающим звёздам ведя корабли, - о погибших помните!

Встречайте трепетную весну, люди Земли.

Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!

Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет никогда, –
Заклинаю, - Помните!

Заключительная песня «День Победы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Память, которой не будет забвенья и слава, которой не будет конца

Углубление знаний учащихся   в области истории войны 1941 - 1945 года; воспитание патриотизма, чувства любви и гражданского долга к Родине, гордости за свою страну....

Есть память, которой не будет забвенья, И подвиг, которому нет конца

Разработка классного часа посвещенна  70-летию. Победы над фашизмом, борьбе жителей Севского района с фашистами...

Память, которой не будет конца

материалы по военно-патриотическому воспитанию...

"Есть память, котрой не будет забвенья и слава, которой не будет конца.."

Конспект внеклассного занятия по гражданско-патриотическому воспитанию "Есть память, которой не будет забвенья И слава, которой не будет конца..." В занятие включены материалы о детях Героях, об освоб...

Урок мужества "Память,которой не будет конца"

Урок мужества "Память ,которой не будет конца" разработан для учащихся начальной школы 3-4 классов.Цель - создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социальн...

Урок мужества "Память,которой не будет конца"

Цель - создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностейЗадачи:-...