Внеклассное мероприятие "Праздник русского фольклора"
материал (4 класс) на тему

Григоренко Юлия Анатольевна

Целями и задачами данного мероприятия являются: знакомство с народным творчеством, русским фольклором, воспитание любви к народной культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklas._meropr._russkiy_folklor.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №49»

Заводского района Кемеровской области

Сценарий внеклассного мероприятия

«Праздник русского фольклора»

Подготовила:

учитель начальных классов

 Григоренко Юлия Анатольевна

             

Новокузнецк, 2018

 «Праздник русского фольклора»

Цели и задачи: познакомить с народным творчеством, воспитывать любовь к народной культуре, учить сценическому мастерству.

На сцене висят плакаты. «Русский фольклор», «Колыбельная песня», «Пестушки-потешки», «Игры», «Прибаутки», «Заклички», «Дразнилки», «Считалки», «Нелепицы-перевертыши», «Добро пожаловать к нам на праздник». Звучит мелодия русской народной песни «Ах, вы сени, мои сени». Выходит на сцену ведущий.

Учитель: -  Здравствуйте, ребята!

Вдруг из-за кулис выходят две девочки, и одна из них говорит другой:

Заяц белый,

Куда бегал?

В лес дубовый!

Что там делал?

Лыко драл!

Куда клал?

Под колоду.

Кто украл?

Родион!

 Выйди вон!

Учитель: -  Что это вы делаете?

Девочки: - Мы считались, кто из нас пойдет на детский праздник «Русского фольклора»

Учитель: -  А вы уже пришли!

Девочки. Да ну?! А вы, ребята {обращаются к ребятам, сидящим в зале), тоже пришли на праздник?

Учитель: -  Но только праздник еще не начался.

Девочки: - Так давайте начинать!

Учитель: -  Да я бы и рад (смотрит на часы), только артисты что-то запаздывают.

Девочки (переглядываясь друг с другом). А мы на что?

И начинают играть с ребятами, сидящими в зале. Сначала начинают играть 8 человек. Они становятся по кругу. Внутри круга 7 стульев. Под музыку ребята ходят по кругу и выполняют различные движения по указанию ведущего, хлопают в ладоши, поднимают вверх руки, идут на мысках, на пятках и т.д. Вдруг раздается свисток.

Ребята стараются сесть на стулья, но на всех не хватает. Тот, кто остался без стула, выбывает из игры. Остальные продолжают игру. И так далее, пока не останутся два игрока и один стул. Победителю вручают эмблему «Самый быстрый» и сладкий сувенир.

Девочки: -  Ребята, а кто-нибудь из вас знает считалки? Кто скажет больше всех считалок, тот получает приз — эмблему «Лучший знаток считалок» и сладкий сувенир. (Вдруг на сцене появляется мальчик, который надел все вещи наизнанку, на ногах разные ботинки, при этом сам скачет на палке. Девочки в это время уходят со сцены.)

Мальчик:

Чики, чики, чикалочки!

Едет гусь на палочке,

Уточка на дудочке,

Курочка на чурочке,

Зайчик на тачке,

Мальчик на собачке.

Учитель: -  (обращается к мальчику). А ты кто такой?

Мальчик: - Я — Мальчишка-Врунишка.

На сцену выходит высокий  ребенок.

Мальчишка-Врунишка: - А вот и мой друг — Врун.

Учитель: -  А что вы умеете делать?

Мальчишка-Врунишка и Врун: - Мы можем вам такое рассказать — ни за что не поверите!

Учитель: -  Да ну?!

Мальчишка-Врунишк:

Где это видано

И в какой деревне слыхано,

Чтобы курочка бычка родила,

Поросеночек яичко снес.

А полочка обломилась,

И яичко разбилось.

Овечка расквохталась,

Кобылка раскудахталалась.

Ой, куда-куда-кудах!

Не бывало так у нас,

Чтоб безрукий нашу клеть обокрал,

Голопузый за пазуху поклал,

А слепой-то поглядывал,

А глухой-то подслушивал,

А безногий водогон побежал,

Безъязыкий «караул «закричал!

Врун:

Рано-рано вечерком

Поздно на рассвете

Баба ехала пешком

В ситцевой карете.

Мальчишка-Врунишка:

На заборе чепуха

Жарила варенье,

И кормили петуха

Куры в воскресенье.

Врун.

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота.

Лошадь ела сало, а мужик овес,

Лошадь села в сани, а мужик повез.

Мальчишка-Врунишка:

У нас лошади в галошах,

А коровы в сапогах.

У нас пашут на телегах,

А боронят на санях.

Врун:

Как по поднебесью да сер

Медведь летел,

Он ушками да лапками помахивал,

Он черным хвостом да приноравливал,

Он черным хвостом да принаравливал.

Мальчишка-Врунишка.

На горе корова белку лаяла,

Ноги расширяя, да глаза выпуча,

А курица под забором траву секет,

Еще овца в гнезде яйцо несет.

Врун.

Чепуха, чепуха, это просто враки!

Мальчишка-Врунишка и Врун.

Чепуха, чепуха, это просто враки!

Врун: (обращаясь к Мальчишке-Врунишке) - А ребята, сидящие в зале, вообще не умеют врать и придумывать небылицы.

Учитель: -  Да что вы такое говорите? Ребята (обращается к сидящим в зале), неужели они (показывает на Мальчишку-Врунишку и Вруна) и на этот раз сказали правду? Кто-нибудь из вас может рассказать какую-нибудь нелепицу? Кто больше всех расскажет нелепиц, тот получит приз — эмблему «Лучший врунишка» и сладкий подарок.

На сцену выходят мальчик и девочка в простой крестьянской одежде.

Девочка:

Солнышко, покажись,

Красное, нарядись!

Чтобы год от года

Давала нам погода.

Теплое летечко,

Грибы в берестечко,

Ягоды в лукошко,

Зеленого горошка.

Мальчик.

Ах ты, радуга-дуга,

Ты высока и туга!

Не дай дождичка,

Дай нам ведрышко,

Чтобы деткам погулять,

Чтоб теляткам поскакать.

Девочка:

Гром гремучий

Трясет тучи.

Дай дождя с небесной кручи!

Мальчик:

Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе гущи,

Выйду на крылечко,

Дам огуречка.

Дам и хлеба каравай —

Сколько хочешь поливай!

Девочка:

Ветер-ветерцо,

Не дуй мне в лицо,

А дуй мне в спину,

Чтоб идти было в силу!

Мальчик:

Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышка,

Колоколнышка!

Учитель: -  Что это такое интересное вы говорите?

Девочка: - Так в старину деревенские дети обращались с просьбами к солнцу, радуге, ветру, дождю и т.д. И верили, что их просьбы будут услышаны.

Мальчик: - Как называются такие обращения? (Звучат голоса из зала.) Правильно, заклички. А кто-нибудь из вас знает заклички? Тот из ребят, кто назовет наибольшее количество закличек, получит эмблему «Знаток закличек» и сладкий подарок.

Вдруг за кулисами раздается тихая мелодия колыбельной песни.

Учитель: - А теперь, ребята, давайте с вами немного отдохнем под мелодичные колыбельные песни.

На сцену выходят сначала четыре девочки в русских народных костюмах и с платочками в руках. Они начинают танцевать под музыку, звучащую за кулисами. Музыка стихает, девочки идут в глубину сцены. В это время на передний край сцены из-за кулис выходят еще три девочки, также в русских костюмах, и поют колыбельные песни. А другие четыре девочки снова начинают танцевать.

Баюшки-баю!

Я сугревушку свою,

Я сугревушку свою,

Я к чему примерю?

Примерю теплу

Свою сугреву,

Летом — к алому цветочку,

Зимой — к белому снежочку.

Баю-баю баиньки,

Купим сыну валенки,

Будет наш сынок ходить,

Новы валенки носить.

Бай-бай, бай-бай,

Не ложись, Коля, на край.

Придет серенький волчок,

Схватит Колю за бочок,

Схватит Колю за бочок,

Да потащит во лесок,

Во ракитовый кусток.

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю,

Придет серенький волчок

И укусит за бочок.

Учитель: -  А может кто-нибудь из ребят хочет спеть нам колыбельную песню? Лучшему исполнителю — эмблема «Лучший исполнитель колыбельной песни» и сладкий подарок.

Тут на сцену выбегают два скомороха в ярких разноцветных костюмах, кувыркаются и говорят друг другу:

1-й. Бобр добр для своих бобрят.

2-й. Баран буян залез в бурьян.

1-й. Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят.

2-й. Около кола бьют в колокола.

1 -й. Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

2-й. Не хочет косой косить косой. Говорит, «коса коса».

1-й. Были галчата в гостях у волчат. Были волчата в гостях у галчат. Ныне волчата галдят, как галчата, И, как волчата, галчата молчат.

2-й. Ой, забыл! Ребята, помогите мне — скажите еще скороговорки. (Тому, кто знает больше всех — эмблема «Мастер скороговорок» и сладкий сувенир.)

Затем на сцену выходит девочка в нарядном платье и говорит:

Мыши водят хоровод, На лежанке дремлет кот. Тише, мыши, не шумите, Кота Ваську не будите. Вот проснется Васька кот, Разобьет весь хоровод.

Учитель: -  А я знаю, как называется стихотворение, которое ты рассказала! Это прибаутка! А еще знаешь?

Девочка:

Конечно, знаю.

Свинка Ненила

Сыночка хвалила.

То-то хорошенький,

То-то пригоженький.

Ходит бочком,

Ушки торчком,

Хвостик крючком,

Нос пятачком.

Наш козел-стрекозел

То-то умный был.

Он и по воду ходил,

Он и кашу варил.

Он и кашу варил

И козляток кормил.

Учитель: -  Да, девица-красавица, много же ты знаешь прибауток. Но уверен, что ребята знают больше тебя! Правда, ребята?

Девочка. Посмотрим-посмотрим!

Учитель: -  А ну-ка, ребята, кто хочет посоревноваться? (Лучшему — эмблема «Знаток прибауток» и сладкий сувенир.) На сцену выходят два мальчика, одетые очень неопрятно, и говорят друг другу дразнилки:

  • Антошка-картошка,
    Соломенная ножка,
    Сам с ноготок,
    Голова с локоток.
  • Прокоп-укроп,
    Медный лоб,
    Сам с аршин,
    Голова с кувшин.
  • Лешка-лепешка,
    Голова с лукошко,
    Шапка колышком,
    Ноги бревнышком.
  • Витя, Витя — карапуз,
    Съел у бабушки арбуз.
    Бабушка ругается,
    Витя отпирается.

Леня, Леня — требуха,
Съел корову и быка,

Семьсот поросят,

Бочку борщу,

И кричит. «Я есть хочу!»

• Тили-тили-тесто, Жених и невеста! Ноги в пуху — Поклонись жениху! Ноги в тесте — Поклонись невесте!

Учитель: -  А вы, ребята, дразниться умеете?

Мальчики. Да они не умеют!

Учитель: -  Умеют, да еще и получше вас! Ребята, докажите им, что вы знаете дразнилок больше, чем они. (Приз — эмблема «Самый задиристый» и сладкий сувенир.)

Теперь на сцену выходят девочка и мальчик, причем девочка одета как мальчик.

Тит, а Тит! Пойдем молотить! Спина болит. Тит, пойдем мед пить! Дай кружку схватить.

Иван, скажи моей лошади «Тпру!« А сам что же? Да губы замерзли.

Фома, у тебя в избе тепло?

Тепло! На печи в шубе терпеть можно.

Я медведя поймал!

Так веди сюда!

Не идет!

Так иди сам!

Да он меня не пускает!

Где ты, брат Иван? В горнице. А что делаешь? Помогаю Петру. А Петр что делает? Да на печи лежит.

Учитель: -  Вот какие забавные эти потешки! Ребята, а может кто-нибудь из вас знает другие стихотворения? (Приз — эмблема «Мастер потешек» и сладкий сувенир)

Учитель: -  Да, славно повеселились! Вспомнили жанры русского фольклора. Теперь давайте все вместе прочитаем их названия (обращается к сидящим в зале).

В то время, когда ведущий показывает рукой на плакаты с надписями названий жанров, висящих на сцене, и зрители хором их перечисляют, на передний край сцены из-за кулис выходят участники праздника и кланяются зрителям. При этом на сцену приглашаются и те, кто получил призы.

Учитель: -  Ребята, вам понравился наш праздник? Спасибо всем за участие!

Звучит русская народная песня «Веселая кадриль» (слова О.Левицкого, музыка В. Тем-кого). Под эту музыку те, кто находился на сцене, спускаются в зал к зрителям, и все начинают танцевать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ Бабы-Яги в русском фольклоре

Презентация для начальной школы...

Внеклассное мероприятие русский фольклор" Волшебный цветок"

Данное внеклассное мероприятие можно проводить в любом классе с 1-го по 4-ый. познакомить с произведениями устного народного творчества, учить отличать виды произведений; прививать любовь к ...

Классный час, посвящённый русскому фольклору «Русские потешки»

Классный час, направленный на воспитание чувства любви к русскому фольклору....

Внеклассное занятие . "Потешный фольклор"

Занятие по внеурочной деятельности. Курс "Детская народно-обрядовая культура"...

Урок внеклассного чтения "Донской фольклор"

Представлен конспект урока, в котором учащиеся знакомятся с малыми жанрами Донского фольклора....

«Мир фольклора – мир народной мудрости». Составные части русского фольклора.

laquo;Мир фольклора – мир народной мудрости». Составные части русского фольклора.- научить детей выделению, анализу и оценке поведения с точки зрения эталонов и образцов, представленных в...

Муниципальная научно-практическая конференция школьников «Шаг в науку» . Учебно-исследовательская работа " Образ печки в русском фольклоре и в жизни русского народа " (литературное чтение)

Мы все очень любим читать сказки. В данной работе вы сможете найти ответ на вопрос: «Почему русский народ в сказках постоянно упоминает печку». Познакомитесь со строением русской печки и о...