Сценарий М.В. Исаковский - поэт-песенник.
методическая разработка

Полещук Галина Владимировна

Данный сценарий поможет познакомить детей с творчеством замечательного поэта-песенника  Михаила Васильевича Исаковского, с его песнями, ставшими народными, любимыми народом.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Полещук Галина Владимировна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №6»

г. Сафоново

Смоленской области

  Литературно-музыкальная композиция

 «М. В. Исаковский – поэт-песенник».

Тип мероприятия: литературно-музыкальная композиция. 

Участники: учащиеся начальных классов.

Цели: познакомиться с творчеством замечательного поэта-песенника

Михаила Васильевича Исаковского, с его песнями, ставшими

народными, любимыми народом; помочь увидеть, что творчество поэта связано с родиной, с событиями в стране, что его произведения отражают жизнь народа, его чаяния, чувства; учиться выражать чувства поэта: выразительно читать стихотворения, исполнять его песни; развивать творческие способности учащихся; содействовать воспитанию любви к Отечеству, к родной земле, к народной песне.

Подготовительная работа:

  • Составление сценария.
  • Подготовка классами музыкальных номеров.
  • Изготовление стенгазет.
  • Конкурс рисунков к произведениям М.В. Исаковского.
  • Подбор музыкального сопровождения.
  • Подбор костюмов.
  • Оформление зала.

Оборудование:

  • Мультимедийная презентация «М.В. Исаковский – поэт-песенник».
  • Стенгазеты, посвящённые творчеству М.В. Исаковского.
  • Рисунки детей к произведениям М.В. Исаковского.
  • Портрет М.В. Исаковского.
  • Выставка книг с произведениями М.В. Исаковского.
  • Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ход мероприятия.

(Сцена оформлена работами детей: стенгазетами, рисунками. Также на сцене портрет М.В. Исаковского и выставка книг с его произведениями.

Дети стоят на сцене в шахматном порядке. Слова дети говорят по очереди.)

(Слайд №2.)

  • Сегодня в этом зале мы собрались для того, чтобы вспомнить нашего земляка Михаила Васильевича Исаковского и поговорить о его жизни и творчестве.

(Слайд №3.)

  • Край мой смоленский,

Край мой родимый!

Здесь моя юность

Когда-то бродила…

По перелескам

Костры разводила.

В жите высоком

Венки заплетала.

Встречи нежданной

Здесь ожидала,

В дальние дали

Отсюда стремилась.

  • У каждого человека есть заветный уголок в сердце – его малая родина, милый сердцу край. Край, где он родился и вырос. 

  • Родные края Михаила Васильевича Исаковского – Смоленщина, бывший Ельнинский уезд, позднее Всходский, а ныне Угранский район, деревня Глотовка. 

(Слайд №4.)

  • Там 7 января 1900 года родился поэт. 

  • Там прошли его детство и юность.

 

  • Там, ещё за школьной партой, он начал писать стихи.

  • Навсегда поэт приник к родным краям и не раз воспел их в своих стихах:

(Слайд №5.)

  • Есть во Всходском районе деревня такая.

Где оставил я детство своё,

И, куда б я ни шёл, мне звучал, не смолкая,

Тёплый, ласковый голос её.

  • О любви к родной стороне, о далёких годах молодости Исаковский поведал в своей книге «На Ельнинской Земле.  Автобиографические страницы».

(Слайд №6.)

  • Родился Михаил Исаковский в очень бедной семье. 

(Слайд №7.)

  • Из тринадцати  детей выжило только пятеро.  

  • Жизнь была нелегкой, трудились дети с раннего возраста. 

  • Самым тяжелым испытанием, выпавшим на долю Михаила, была, пожалуй, болезнь глаз, преследовавшая его всю жизнь.

(Слайд №8.)

  • Но сильнее болезни была  тяга к знаниям. Несмотря на то, что на всю деревню было две книги, Михаил самостоятельно выучился читать и писать, а осенью 1910 года поступил в школу.

  • Уже в школе у Михаила Исаковского стала обнаруживаться литературная одарённость. 

  • Летом 1912 года он начал писать стихи.

  • А в 1914 году одно из его ученических стихотворений увидело свет.

(Слайд №9.)

  • Это была «Просьба солдата», напечатанная в московской газете «Новь».

 

  • Так, уже подростком, будущий поэт приобрёл первую публикацию.

  • А в 1927 году в Москве была издана первая книга стихов Исаковского, в которой отчётливо начинают выявляться черты художественной индивидуальности Исаковского.  

  • Важнейшие из них – поэтическая скромность, сдержанность и простота при большой лиричности и глубине содержания.

  • Одно из стихотворений первой книги Исаковского «Вдоль деревни» - стало своеобразным родником, истоком песенного творчества Исаковского.

(Слайд №10.)

  • «Однажды - вспоминал Исаковский в автобиографии, - в кино я услышал с экрана песню на мои слова и был очень удивлён». Это была песня «Вдоль деревни». 

  • В наше время каждый знает, что такое электричество, свет, радио.

  • А вот во времена Исаковского электрификация страны только-только начиналась.

  • О том, как люди радовались этому и поётся в песне «Вдоль деревни». Послушайте её.

(Дети исполняют песню «Вдоль деревни», слова М.В. Исаковского, музыка В.Г. Захарова)

                                         Вдоль деревни, от избы и до избы,

                 Зашагали торопливые столбы;

                 Загудели, заиграли провода, -

                 Мы такого не видали никогда.

                 Нам такое не встречалось и во сне,

                 Чтобы солнце загоралось на сосне,

                 Чтобы радость подружилась с мужиком,

                 Чтоб у каждого – звезда под потолком.

                 Небо льётся, ветер бьётся всё больней,

                 А в деревне – частоколы из огней,

                 А в деревне развесёлая краса,

                 И завидуют деревне небеса.        

(Дети выходят на сцену, становятся в шахматном порядке и по очереди говорят слова.)

  • К середине 30-х годов Исаковский приобретает широкую известность. 

  • Его стихи и песни звучат по всей стране. 

  • Круг тем и образов в его поэзии становится широким и разносторонним. 

(Слайд №11.)

  • Тема деревни, судьбы народа, поэтическая дума о великой и любимой Родине – всё это срастается с темой любви. 

  • И это придаёт стихам особенную теплоту и лиричность. Послушайте песню о Родине, о России на слова М.В. Исаковского «Летят перелётные птицы».

(Дети исполняют песню «Летят перелётные птицы», слова М.В. Исаковского, музыка М. Блантера.)

Летят перелетные птицы

В осенней дали голубой,

Летят они в жаркие страны,

А я остаюся с тобой.

А я остаюся с тобою,

Родная навеки страна!

Не нужен мне берег турецкий,

И Африка мне не нужна.

Немало я стран перевидел,

Шагая с винтовкой в руке.

И не было горше печали,

Чем жить от тебя вдалеке.

Немало я дум передумал

С друзьями в далеком краю.

И не было большего долга,

Чем выполнить волю твою.

Пускай утопал я в болотах,

Пускай замерзал я на льду,

Но если ты скажешь мне снова,

Я снова все это пройду.

Желанья свои и надежды

Связал я навеки с тобой -

С твоею суровой и ясной,

С твоею завидной судьбой.

Летят перелетные птицы

Ушедшее лето искать.

Летят они в жаркие страны,

А я не хочу улетать,

А я остаюся с тобою,

Родная моя сторона!

Не нужно мне солнце чужое,

Чужая земля не нужна.

  • В лирике этой поры с необыкновенной  силой раскрылся юмор Исаковского. 

  • С помощью юмора поэт передаёт тонкие душевные движения: застенчивость и робость влюблённых, их молодой задор, благородную сдержанность и непосредственность чувств, чистоту и цельность их внутреннего облика. 

(Далее идёт инсценировка стихов М.В. Исаковского)

  • Ученица: На горе - белым-бела -

Утром вишня расцвела.

Полюбила я парнишку,

А открыться не могла.

Я по улице хожу,

Об одном о нем тужу,

Но ни разу он не спросит,

Что на сердце я ношу.

Только спросит - как живу,

Скоро ль в гости позову...

Не желает он, наверно,

Говорить по существу.

Я одна иду домой,

Вся печаль моя со мной.

Неужели ж мое счастье

Пронесется стороной?

(Уходит со сцены, обронив платочек. Выходит ученик, поднимает платочек, прижимает к груди и читает стихотворение  М.В.Исаковского.)

  • Ученик: Мы с тобою не дружили,

Не встречались по весне,

Но глаза твои большие

Не дают покоя мне.

Думал я, что позабуду,

Обойду их стороной,

Но они везде и всюду

Всё стоят передо мной,

Словно мне без их привета

В жизни горек каждый час,

Словно мне дороги нету

На земле без этих глаз.

Может, ты сама не рада,

Но должна же ты понять:

С этим что-то сделать надо,

Надо что-то предпринять.

(Уходит со сцены. Дальше дети в русских народных костюмах поют песню «И кто его знает»,  слова М.В. Исаковского, музыка  В.Г. Захарова и исполняют шуточный танец.)

(Слайд №12.)

На закате ходит парень

Возле дома моего,

Поморгает мне глазами

И не скажет ничего.

   И кто его знает,

   Чего он моргает.

Как приду я на гулянье,

Он танцует и поет,

А простимся у калитки -

Отвернется и вздохнет.

   И кто его знает,

   Чего он вздыхает.

Я спросила: "Что не весел?

Иль не радует житье?"

"Потерял я,- отвечает,-

Сердце бедное свое".

   И кто его знает,

   Зачем он теряет.

А вчера прислал по почте

Два загадочных письма:

В каждой строчке - только точки,-

Догадайся, мол, сама.

   И кто его знает,

   На что намекает.

Я разгадывать не стала,-

Не надейся и не жди,-

Только сердце почему-то

Сладко таяло в груди.

   И кто его знает,

   Чего оно тает.

  • Стихи молодого поэта были понятны народу, трогали своей искренностью.

  • Они легко ложились на музыку. Послушайте страдания на стихи М.В. Исаковского «Провожанье».

(Дети в русских народных костюмах исполняют страдания «Провожанье», слова М.В. Исаковского, музыка В.Г. Захарова.)

(Слайд №13.)

Дайте в руки мне гармонь

   Золотые планки!

Парень девушку домой

   Провожал с гулянки.

Шли они — в руке рука —

   Весело и дружно.

Только стежка коротка —

   Расставаться нужно.

Хата встала впереди —

   Темное окошко...

Ой ты, стежка, погоди,

   Протянись немножко!

Ты потише провожай,

   Парень сероглазый,

Потому что очень жаль

   Расставаться сразу...

Дайте ж в руки мне гармонь,

   Чтоб сыграть страданье.

Парень девушку домой

   Провожал с гулянья.

Шли они — рука в руке,

   Шли они до дому,

А пришли они к реке,

   К берегу крутому.

Позабыл знакомый путь

   Ухажер-забава:

Надо б влево повернуть,—

   Повернул направо.

Возвращаться позже всех

   Кате неприятно,

Только ноги, как на грех,

   Не идут обратно.

Не хотят они домой,

   Ноги молодые...

Ой, гармонь моя, гармонь,—

   Планки золотые!

  • Песня  – самый массовый и любимый жанр музыкального искусства.

  • Она сопровождает человека всю жизнь  – от колыбели до старости.  

  • Первая песня, которая встречает человека в жизни – колыбельная.

  • Колыбельная, написанная на стихи Михаила Исаковского, полна тепла и нежности.

(Слайд №14.)

  • Кажется, что слова ее идут из самой глубины материнского сердца.         

(Инсценировка песни «Колыбельная», слова М.В. Исаковского, музыка М. Блантера: группа девочек с куклами Бэби на руках исполняют колыбельную, как бы укачивая своих малышей.)

Месяц над нашею крышею светит,

   Вечер стоит у двора.

Маленьким птичкам и маленьким детям

   Спать наступила пора.

Завтра проснешься - и ясное солнце

   Снова взойдет над тобой...

Спи, мой воробышек, спи, мой сыночек,

   Спи, мой звоночек родной.

Спи, моя крошка, мой птенчик пригожий,-

   Баюшки-баю-баю.

Пусть никакая печаль не тревожит

   Детскую душу твою.

Ты не увидишь ни горя, ни муки,

   Доли не встретишь лихой...

Спи, мой воробышек, спи, мой сыночек.

   Спи, мой звоночек родной.

Спи, мой малыш, вырастай на просторе,-

   Быстро промчатся года.

Смелым орленком на ясные зори

   Ты улетишь из гнезда.

Даст тебе силу, дорогу укажет

   Родина мудрой рукой...

Спи, мой воробышек, спи, мой сыночек,

                               Спи, мой звоночек родной.

  • Многие считают Исаковского поэтом-песенником. 

  • Это не совсем так. Он не писал тексты для песен. 

  • Он замечательный поэт-лирик, его стихи настолько мелодичны, так ложатся на душу, что композиторы не могли пройти мимо его творчества. 

  • Его стихи знакомы нам не только по песням. Они живут в поэтических сборниках, впечатляют не меньше, чем музыкальные произведения. Например, стихотворение «Вишня».

(Слайд №15.)

(Ученица читает стихотворение «Вишня».)

В ясный полдень, на исходе лета,

Шел старик дорогой полевой;

Вырыл вишню молодую где-то

И, довольный, нес ее домой.

Он глядел веселыми глазами

На поля, на дальнюю межу

И подумал: «Дай-ка я на память

У дороги вишню посажу.

Пусть растет большая-пребольшая,

Пусть идет и вширь и в высоту

И, дорогу нашу украшая,

Каждый год купается в цвету.

Путники в тени ее прилягут,

Отдохнут в прохладе, в тишине,

И, отведав сочных, спелых ягод,

Может статься, вспомнят обо мне.

А не вспомнят — экая досада,—

Я об этом вовсе не тужу:

Не хотят — не вспоминай, не надо,—

Все равно я вишню посажу!»

  • Это стихотворение  не только о чудесном человеческом характере, о мудрости старого человека, но, как и каждое поэтическое произведение, оно открывает отношение к миру самого поэта, его мировоззрение, его кредо.

  • Для М.В. Исаковского главным были не слава, не популярность, а те стихи и песни, которые намного пережили своего создателя.

  • Проходят годы; меняется жизнь, но каждое поколение заново открывает для себя «старые песни о главном».

(Инсценировка песни «Снова замерло всё до рассвета», слова М.М. Исаковского, музыка Б. Мокроусова. Дети сидят полукругом как бы вокруг костра. Учитель музыки играет на баяне, а дети поют.)

(Слайд №16.)

Снова замерло всё до рассвета -

Дверь не скрипнет, не вспыхнет огонь.

Только слышно - на улице где-то

Одинокая бродит гармонь:

То пойдёт на поля, за ворота,

То обратно вернется опять,

Словно ищет в потёмках кого-то

И не может никак отыскать.

Веет с поля ночная прохлада,

С яблонь цвет облетает густой...

Ты признайся - кого тебе надо,

Ты скажи, гармонист молодой.

Может статься, она - недалёко,

Да не знает - её ли ты ждёшь...

Что ж ты бродишь всю ночь одиноко,

Что ж ты девушкам спать не даёшь?!

  • Безмерно трагическим и героическим для нашей страны был период Великой Отечественной войны.

(Слайд №17.)

  • Михаилу Исаковскому тяжёлая болезнь глаз не позволила надеть солдатскую шинель.

(Слайд №18.)

  • Лирика Исаковского тех грозных лет – настоящая поэтическая летопись войны. В его стихотворениях «До свиданья, города и хаты», «Ой, туманы мои, растуманы…» мы узнаём об отправлении бойцов в поход.

  • Поэтически отображаются не только думы и чувства бойцов-фронтовиков, но и мужество.

  • Мужество матери, благословляющего сына-бойца, мужество девушки, провожающей бойца на позиции.

(Инсценировка песни «Огонёк», слова М.В. Исаковского.)

(Слайд №19.)

На позиции девушка

Провожала бойца,

Темной ночью простилася

На ступеньках крыльца.

И пока за туманами

Видеть мог паренек,

На окошке на девичьем

Всё горел огонек.

Парня встретила славная

Фронтовая семья,

Всюду были товарищи,

Всюду были друзья.

Но знакомую улицу

Позабыть он не мог:

- Где ж ты, девушка милая,

Где ж ты, мой огонек?

И подруга далекая

Парню весточку шлет,

Что любовь ее девичья

Никогда не умрет;

Всё, что было загадано,

В свой исполнится срок,-

Не погаснет без времени

Золотой огонек.

И просторно и радостно

На душе у бойца

От такого хорошего

От ее письмеца.

И врага ненавистного

Крепче бьет паренек

За Советскую родину,

За родной огонек.

  • Песню «Огонек», которую вы только что прослушали, знали и любили в годы войны. Ее пели все от мала до велика. 

  • Звучала она и на фронте, и далеко в тылу. И в наши дни напев ее волнует душу.

  • Но особый успех выпал на долю всем вам, наверное, известной песни «Катюша».

(Слайд №20.)

  • Песня покорила весь мир. Ее знают и поют во всем мире, она стала символом нашей страны.

  • В послевоенные годы судьба песни пролегла через десятилетия, через страны и континенты. Её знали и пели во многих уголках нашей Земли.

(Слайд №21.)

  • «Катюша» была песней-воительницей, песней-героиней.

  • Недаром, когда в Красной Армии появилось новое грозное оружие – гвардейские реактивные миномёты, бойцы дали ему ласковое прозвище «Катюша».

  • Большим личным счастьем для Исаковского было то, что грозные «Катюши» впервые дали уничтожающий залп по врагу под Ельней – родным городом юности поэта; там эти миномёты получили звание гвардейских.

  • На родине Исаковского, там, где поднимается над Угрой «берег крутой», стоит сегодня оригинальный памятник песне «Катюша».

(Слайд №22.)

  • На прикреплённой к большому камню-валуну медной дощечке высечены слова из этой песни, а рядом – беседка из бревенчатых скамеек под навесом.

  • Это не просто благодарная дань памяти славному земляку. Памятник выполняет жизнесозидающую роль.

  • По традиции ребята из окрестных деревень, призываемые в армию, собираются здесь для прощания с невестами, гуляют, говорят заветные слова.

(Одна группа детей поют песню «Катюша», слова М.В. Исаковского, музыка  М. Блантера, а группа девочек в военной форме исполняют танец.)

                                  1. Расцветали яблони и груши,

                                      Поплыли туманы над рекой.

                                      Выходила на берег Катюша

                                      На высокий берег на крутой.

                                  2. Выходила, песню заводила

                                      Про степного сизого орла.

                                      Про того, которого любила,

                                      Про того, чьи письма берегла.

                                  3. Ой ты песня, песенка девичья,

                                      Ты лети за ясным солнцем вслед,

                                      И бойцу на дальнем пограничье

                                      От Катюши передай привет.

                                  4. Пусть он вспомнит девушку простую,

                                      Пусть услышит, как она поёт.

                                      Пусть он землю бережёт родную,

                                      А любовь Катюша сбережёт.

                                  5. Расцветали яблони и груши,

                                      Поплыли туманы над рекой.

                                      Уходила с берега Катюша,

                                      Уносила песню за собой.

(Слайд №23.)

  • Михаил Исаковский прожил 73 года.

  • Последние пять лет из-за тяжёлой болезни он писал совсем немного.

  • 22 июня 1973 года Михаила Васильевича Исаковского не стало.

  • Среди всего случайного, несущественного, что нередко засоряет нашу словесность, эстраду, творения Исаковского воспринимаешь как глоток родниковой воды с её чистотой и свежестью.

  • В русской поэзии Исаковский остаётся хранителем и продолжателем классических и народно-песенных лирических традиций.

(Слайд №24.)

  • Поэзия Исаковского давно уже стала неотъемлемой частью духовной культуры нашего народа.

  • Не «облетает цвет» с тихого и проникновенного творчества этого поэта, который выразил душу народную, простую и мудрую, как жизнь, красивую, как песню, и любовь народа к своему прекрасному поэту «не проходит, нет!».

(Группа учащихся исполняет песню «Каким ты был», слова М.В. Исаковского, музыка И. Дунаевского.)

                                         

                           1. Каким ты был, таким остался,

                               Орёл степной, казак лихой…

                               Зачем ты снова повстречался,

                               Зачем нарушил мой покой?

                           2. Зачем опять в своих утратах

                               Меня ты хочешь обвинить?

                               В одном я только виновата,

                              Что нету сил тебя забыть.

                           3. Свою судьбу с твоей судьбою

                               Пускай связать я не могла,

                               Но я жила одним тобою,

                               Я всю войну тебя ждала.

                           4. Ждала, когда наступят сроки,

                               Когда вернёшься ты домой,

                               И горьки мне твои упрёки,

                               Горячий мой, упрямый мой.

                           5. Но ты взглянуть не догадался,

                               Умчался вдаль, казак лихой…

                               Каким ты был, таким ты и остался,

                               А ты и дорог мне такой.

  • В ходе проведённого исследования удалось доказать, что песни на стихи М. В. Исаковского являются народными.

  • Истинный поэт – всегда часть прекрасной, вечной природы. 

  • Память о замечательном русском поэте хранится по-разному. 

  • Во многих городах и сёлах нашей страны  названы именем Исаковского улицы. 

  • Такие улицы есть в столице нашей Родины - Москве, в Смоленске, в Сафонове, в Угре и в других городах. 

(Слайд №25.)

  • В память о поэте во многих местах установлены мемориальные доски.

(Слайд №26.)

  • 7 января этого года наша страна отмечала 115 лет со дня рождения М.В.Исаковского. 19 января в Смоленске прошло празднование 115-го юбилея Михаила Исаковского. У памятника поэта состоялся литературный митинг, в котором приняли участие смоленские поэты,  писатели и горожане - почитатели творчества знаменитого земляка.

  • Этой дате и было посвящено наше сегодняшнее мероприятие.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Идейно-нравственное значение стихотворения. Анализ художественных приемов в стихотворении М.В. Исаковского «Попрощаться с теплым летом»

Упражнение в восприятии на слух стихотворения в исполнении учителя.Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторской позиции. Объяснение выбора слов, используемых в произвед...

Чтение стихотворения Родное М.Исаковский

Чтение. Тема Родное. М.ИсаковскийЦель урока: работа над выразительным чтением  произведенияЗадачи: 1.Совершенствовать выразительность чтения, расширить знания детей о красоте осени через чтение с...

М. В. Исаковский

Материал для тематической газеты...

презентация к стихотворению Михаила Исаковского «Русской женщине» -

В данной презентации подобраны фотографии времён ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ  войны в соответствии  с тектом самого стихотворения. Её можно использовать как иллюстративный материал для более полно...

Методическая разработка мероприятия для обучающихся начальных классов «Музы тоже не молчали». Поэзия Михаила Исаковского «С думой о России» (3 страница).

Герой сегодняшней встречи поэт Михаил Исаковский. Его принято называть «ровесником века», потому что он родился в 1900 году. Михаил Исаковский принадлежит к тому времени, которое пронесло на своих пле...

класс 3 Тема: Идейно-нравственное значение стихотворения. Анализ художественных приемов в стихотворении М.В. Исаковского «Попрощаться с теплым летом»

Литературное чтениекласс 3УМК: Система развивающего обучения Л.В. ЗанковаТема: Идейно-нравственное значение стихотворения. Анализ художественных приемов в стихотворении М.В. Исаковского &laq...