Методическая разработка мероприятия для обучающихся начальных классов «Музы тоже не молчали». Поэзия Михаила Исаковского «С думой о России» (3 страница).
методическая разработка (3, 4 класс) на тему

Молдаванцева Наталия Викторовна
Герой сегодняшней встречи поэт Михаил Исаковский. Его принято называть «ровесником века», потому что он родился в 1900 году. Михаил Исаковский принадлежит к тому времени, которое пронесло на своих плечах тяготы ВОВ и времени восстановления раз-рушенной страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodrazrabotka_muzy_tozhe_ne_molchali_3_stranitsa.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Липовская основная общеобразовательная школа»

Методическая разработка

мероприятия для обучающихся начальных классов

«Музы тоже не молчали»

3 страница

«С думой о России»

Поэзия Михаила Исаковского

п. Совхозный

2015 г.


Цель: воспитывать чувство патриотизма, гордости за Родину, уважение к людям старшего поколения

Задачи: 

  • развивать интерес к творчеству композиторов и авторов песен военных лет;
  • ознакомить с историей создания музыкальных произведений о Великой Отечественной войне.

Виды детской деятельности:

  • коммуникация;
  • восприятие музыки;
  • пение;
  • восприятие художественных произведений;
  • музыкально – ритмические движения.

Предполагаемые результаты: 

  • формирование устойчивой нравственно – гражданской позиции;
  • расширение кругозора посредством литературно – музыкального восприятия;
  • социализация.

3 страница

«С думой о России»

Поэзия Михаила Исаковского

Предварительная работа.

  1. Разучивание стихов и песен М.Исаковского: «Колыбельная», «Катюша», «В лесу прифронтовом».
  2. Прослушивание песен М.Исаковского «Лучше нету того цвету», «Летят перелётные птицы», «Вдоль деревни», «Одинокая гармонь».
  3. Чтение стихов «Слово о России», стихи 30-х годов о труде, о деревне.
  4. Разучивание танца «Вальс».

Оформление.

  1. Название темы из букв «С думой о России» (поэзия М.Исаковского).
  2. Портрет поэта.
  3. Плакаты с песнями М.Блантера и М.Исаковского «Катюша», «В лесу прифронтовом».
  4. Аудио запись с песнями М.Исаковского.
  5. Рисунки детей о ВОВ.
  6. Импровизированный костёр.
  7. Картины о ВОВ.

Ведущий: Война ворвалась в судьбы людей ранним летним утром. Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему  вторым рождением, перелом во всей его дальнейшей судьбе целого народа.

Многие поэты и композиторы уходили на фронт с первых дней жизни. Они писали стихи и песни о войне.

Когда гремит над городом салют,

Погибшие за Родину встают.

Мы их не видим, мы не слышим их,

Но павшие всегда среди живых.

Молчат и смотрят, будто ждут ответ:

Мы этой жизни стоим или нет?

Ведущий: Богата на таланты русская земля. На какую часть карты нашей страны не взглянешь, повсюду родились знаменитости, которые прославили нашу страну.

Ведущий: Сегодня мы открываем третью страницу нашего журнала «Музы тоже не молчали»

- Скажите, ребята, о каком композиторе мы с вами проводили занятие? (О Соловьёве - Седове).

- Как называлась вторая страничка нашего журнала? («Тепло любимых песен»).

- А какие песни написал Соловьёв – Седой? Назовите их. (Ответы детей).

- Какая песня прославила композитора? (Ответы детей).

- Вспомните хотя бы первый куплет каждой песни. (Ответы детей)

- Молодцы! А сегодня мы открываем третью страницу нашего журнала.

Ведущий: И говорить мы будем о городе Смоленске и Смоленской области.

Ведущий: А почему о Смоленске?

Ведущий: Герой сегодняшней встречи поэт Михаил Исаковский. Его принято называть «ровесником века», потому что он родился в 1900 году. Михаил Исаковский принадлежит к тому времени, которое пронесло на своих плечах тяготы ВОВ и времени восстановления разрушенной страны.

Ведущий: Но нашей стране, пожалуй, не было человека, который не знал бы стихов Михаила Исаковского или песни на его стихи. Давайте послушаем композицию из этих песен. Кстати, многие из них стали народными. (Звучит музыкальная композиция, составленная из песен: «Прощание», «Огонёк», «Летят перелётные птицы» и др.

Ведущий: А теперь два слова о родине Михаила Исаковского. Лучше всего о ней  рассказал в своих стихах сам поэт.

Чтец: В Смоленской губернии, в хате холодной,

Зимою крестьянка меня родила.

И, как это в песне поется народной,

Ни счастья, ни доли мне дать не могла.

Чтец: Одна была доля - бесплодное поле,

Бесплодное поле да тощая рожь.

Одно было счастье - по будням ненастье,

По будням ненастье, а в праздники - дождь.

Чтец: Голодный ли вовсе, не очень ли сытый,

Я все-таки рос и годов с десяти

Постиг, что одна мне наука открыта -

Как лапти плести да скотину пасти.

Ведущий: Поэзия Михаила Исаковского вобрала в себя основы русских народных песен, которые иногда пела его мать. На всю нищую деревеньку, в которой он жил, было всего две книги, да и то – церковные. Учителя обратили внимание на способности крестьянского мальчика и помогли поступить ему в гимназию. Миша  пошёл в школу, получил первые в жизни учебники и стал, чуть ли не единственным на всю деревню грамотеем. К нему стали общаться люди с просьбой написать письмо.

Ведущий: В это время постигла и самого поэта нерадостная весть; у него оказалось сильно ослабленным зрение, и врачи предсказали, что мальчик вскоре может ослепнуть. К счастью, этот страшный прогноз не осуществился, но Исаковский всю жизнь страдал из-за угрозы слепоты. «Из-за болезни глаз я плохо справляюсь со своей служебной работой, дающей мне средства к жизни, - вспоминал он несколько лет спустя, - приходилось решать, что выбирать: службу или творчество?...  Я выбираю второй путь- путь работы над собой, путь творчества».

Ведущий: В стихах Исаковского говорилось о русской деревне, о первом тракторе; поэт радовался тому, что в деревню наконец-то приходит электричество. Послушайте стихотворение (или рассказ) о пуске электричества в деревне. Обратите внимание, какие интересные образы находит поэт для рассказа об электрической деревне.

Чтец: Нам такое не встречалось и во сне,

Чтобы солнце загоралось на сосне,

Чтобы радость подружилась с мужиком,

Чтоб у каждого - звезда под потолком.

Небо льется, ветер бьется все больней,

А в деревне частоколы из огней.

Ведущий: Поэзию Исаковского оценили такие композиторы, как Матвей Блантер, Василий Соловьёв – Седой, Борис Мокроусов. Они сочинили для стихов мелодии, поистине ставшие бессмертными. Долгим оказалось сотрудничество Исаковского с Матвеем Блантером. Вот одна из самых ласковых их песен – «Колыбельная». (Исполняется песня).

Ведущий: Скажите, ребята, а вы знаете известную песню М.Блантера и М. Исаковского? (Дети – «Катюша»)

Ведущий: Правильно, ребята, эту песню поют все. В стране не найдётся человека, который не знал бы «Катюши». Песня стала популярной во всем мире. В годы ВОВ она была гимном у партизан.

Ведущий: А когда в 1943 году на фронтах ВОВ себя блестяще проявил гвардейский реактивный миномет, получивший это же ласковое название, производное от девичьего имени «Катюша», песня стала символом победы. Про это грозное боевое оружие даже загадка была:

«Девушка ходит, песню заводит.

Этой девицы немец боится».

Ведущий: Конечно же, в том, что миномёт получил такое название, виновата песня, в которой героиня «ходила, песню заводила». Давайте все вместе  исполним песню «Катюша» (Исполняется песня).

Ведущий: Самого Михаила Исаковского война застала на Смоленщине, на отдыхе в родной деревне. По состоянию здоровья, из-за плохого зрения поэт не мог отправиться в действующую армию, как тогда сделали это многие известные поэты и писатели. Исаковский был эвакуирован в Татарию, где сотрудничал с местной газетой, выступал на рабочих предприятиях.

Чтец: Зимою очень холодно на Каме –

Стоят морозы – нашим не под стать.

И мне, друзья, озябшими руками

Стихи свои невесело писать.

Чтец: Всё та же дума не даёт покоя;

Что там, на фронте, как дела с Москвой?

И если в сводке что-нибудь такое –

Весь день хожу с поникшей головой.

Ведущий: Родина Исаковского – Смоленщина – одна из первых приняла на себя удар гитлеровских полчищ, в этом краю всё было выжжено так, что не оставалось ни одного бревна, ни одной доски, даже колодцы фашисты взрывали.  (Показывает на карте  г.Смоленск, военные фото Смоленска).

Ведущий: Песни Исаковского, словно солдат в строю, откликаясь на военные события. Вот одна из таких песен. В ней рассказывается о мощном партизанском движении во время войны. Она называется «Ой, туманы мои, растуманы». В песне рассказывается о партизанских действиях на родине Исаковского – в смоленских лесах. Композитор песни – Владимир Захаров. (Звучит песня)

Ведущий: Стихи Михаила Исаковского позволяют всколыхнуть нашим лучшим качествам – верности, честности, стремлению сделать счастливыми своих близких. Поэтому, наверное, мы ещё долго будем перечитывать строчки, которые такие  искренние, потому что несут зерна человеческой души, вечные на все времена.

Ведущий: А я хочу, чтобы нашу встречу, мы завершили ещё одной великой песней на стихи Исаковского, которая называется «В лесу прифронтовом». Представьте себе негромкий привал бойцов перед боем,  кто-то наигрывает на гармошке, и под нехитрый вальс люди вспоминают свою жизнь, свою молодость, понимая, что через несколько минут они поднимутся в смертельный бой, чтобы сохранить всё это.

Ведущий: Мне кажется, что в этой песне проходит и лирическая тема – тема любви, молодости, несбывшегося счастья и патриотическая – размышление о родине, своём героическом часе, который есть каждого, чтобы совершить подвиг.

(Исполняется композиция по песне М.Исаковского на музыку М.Блантера «В лесу прифронтовом». На мелодию вступления к песне выходят певцы, исполняющие роли фронтовиков, они присаживаются вокруг воображаемого костра.)

(начало поётся негромко)

С берёз неслышен, невесом

Слетает жёлтый лист,

Старинный вальс "Осенний сон"

(взгляды исполнителей направлены вниз, выражение лиц задумчивое)

Играет гармонист.

Вздыхают, жалуясь, басы,

И, словно в забытьи,

Сидят и слушают бойцы,

Товарищи мои.

(выходят пары и танцуют вальс; танцоры уходят и вновь звучит песня, бойцы вновь рассаживаются на свои места)

Пусть свет и радость прежних встреч

Нам светят в трудный час,

А коль придётся в землю лечь,

Так это ж только раз.

(бойцы встают и поют стоя, выражение лиц суровое, характер песни близок к маршу).

Но пусть и смерть в огне, в дыму

Бойца не устрашит,

(все исполнители делают одной ногой шаг вперед)

И что положено кому

Пусть каждый совершит.

(все встают и поют последний куплет)

С берёз неслышен, невесом

Слетает жёлтый лист,

Старинный вальс "Осенний сон"

Играет гармонист.

Вздыхают, жалуясь, басы,

(пение негромкое, песня замедляется)

И, словно в забытьи,

Сидят и слушают бойцы,

Товарищи мои.

Сидят и слушают бойцы,

Товарищи мои.

Ведущий: Вот и закончилась третья страница нашего журнала «С думой о России».

  • Скажите, о ком мы сегодня говорили? (Ответы детей).
  • Какие песни на слова М.Исаковского вы запомнили? Назовите их. (Ответы детей).
  • Что нового, интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей).
  • Посмотрите внимательно на оформление зала, на свои рисунки. В оформлении зала помощь нам оказывали наши родители. (Отметить лучшие рисунки детей).

ПЕСНИ НА СТИХИ МИХАИЛА ИСАКОВСКОГО

Ой, туманы  мои…

Музыка В. Захарова

Ой, туманы мои, растуманы,

Ой, родные леса и луга!

Уходили в поход партизаны,

Уходили в поход на врага.

На прощанье сказали герои:

— Ожидайте хороших вестей.—

И на Старой Смоленской дороге

Повстречали незваных гостей.

Повстречали — огнем угощали,

Навсегда уложили в лесу

За великие наши печали,

За горючую нашу слезу.

С той поры да по всей по округе

Потеряли злодеи покой:

День и ночь партизанские вьюги

Над разбойной гудят головой.

Не уйдет чужеземец незваный,

Своего не увидит жилья...

Ой, туманы мои, растуманы,

Ой, родная сторонка моя!

Катюша

Музыка М. Блантера

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег Катюша,

На высокий берег на крутой.

Выходила, песню заводила

Про степного сизого орла,

Про того, которого любила,

Про того, чьи письма берегла.

Ой ты, песня, песенка девичья,

Ты лети за ясным солнцем вслед

И бойцу на дальнем пограничье

От Катюши передай привет.

Пусть он вспомнит девушку простую,

Пусть услышит, как она поет,

Пусть он землю бережет родную,

А любовь Катюша сбережет.

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег Катюша,

На высокий берег на крутой.

«Баллада о солдате»

Музыка:Соловьев-Седой В. 

Полем, вдоль берега крутого, мимо хат

В серой шинели рядового шёл солдат.

Шёл солдат, преград не зная,

Шёл солдат, друзей теряя,

Часто бывало, шёл без привала,

Шёл вперед солдат.

Шёл он ночами грозовыми, в дождь и град,

Песню с друзьями фронтовыми пел солдат.

Пел солдат, глотая слёзы,

Пел про русские берёзы,

Про карие очи, про дом свой отчий

Пел в пути солдат.

Словно прирос к плечу солдата автомат,

Всюду врагов своих заклятых бил солдат.

Бил солдат их под Смоленском,

Бил солдат в посёлке энском,

Глаз не смыкая, пуль не считая,

Бил врагов солдат.

Полем, вдоль берега крутого, мимо хат

В серой шинели рядового шёл солдат.

Шёл солдат-слуга Отчизны,

Шёл солдат во имя жизни,

Землю спасая, смерть презирая,

Шёл вперёд солдат.

Литература

  1. М.В.Видякин, Н.А.Касаткина. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию Дня Победы. Волгоград, изд. «Учитель» 2005 год.
  2. Н.Н.Леонова, Н.В.Неточаева. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников. Волгоград, изд. «Учитель» 2013 год.
  3. А.П.Козакова, Т.А.Шарыгина. Детям о Великой Победе. Москва, изд. «ГНОМ» 2011 год.
  4. И. A. Агапова, М.А. Давыдова. Мы - патриоты. Классные часы и внеклассные мероприятия. Москва «ВАКО» 2006г.
  5. М.В. Вилякин, Н.К. Касаткина Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию Дня Победы. Волгоград. 2005г.
  6. М.Ю. Картушина.  День Победы. Сценарии праздников для ДОУ и начальной школы. Москва 2005.
  7. Газета «Телесемь» апрель 2007год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мероприятия для обучающихся начальных классов «Музы тоже не молчали». «Золотые ключи» Константина Листова (1 страница)

Слушая военную музыку, кажется, что внутри тебя рождается гордость за свою страну, за её талантливых и героичных людей. Сегодня мы открываем первую страницу «Устного журнала «Музы тоже не молчали». Ре...

Методическая разработка мероприятия для обучающихся начальных классов «Музы тоже не молчали». «Тепло любимых песен» Василий Павлович Соловьёв – Седой (2 страница).

Песни как люди: у каждой своя биография, своя судьба. Одни умирают, едва появившись на свет, никого не встревожив. Другие вспыхнут ярко, но скоро угаснут. А есть такие, которые долго живут и не старят...

Методическая разработка занятия для обучающихся 1 класса "Золотое сердечко". Социокультурные истоки.

Методическая разработка к уроку  Социокультурные истоки  "Золотое сердечко". В данной разработке раскрывается понятие "Золотое сердечко", учащиеся совместно с учителем пы...

Методическая разработка занятия для обучающихся 3Г (класс особый ребенок) "Русская изба"

Занятие разработано для детей с ограниченными возможностями здоровья....

Разработка районного открытого мероприятия для обучающихся начальных классов "Мисс Осень - 2020г"

Данное мероприятие разработано для районного мероприятия "Мисс Осень - 2020" для обучающихся начальной школы. Мероприятие разработано в виде конкурсной программы со множеством конкурсов для ...

Методическая разработка занятия с обучающимися начальных классов "Дети и гаджеты"

Методическая разработка занятия с обучающимися начальных классов "Дети и гаджеты". Занятие направлено на формирование осознанного использования электронных устройств. Раскрываются полож...

Методическая разработка занятия для обучающихся начальной школы с ОВЗ на тему: "Стихи детям «Мир детства Агнии Барто»

Технологическая картавнеклассного занятия : Стихи детям «Мир детства Агнии Барто» ______ для обучающихся  П1 Б класса ...