Главные вкладки

    Методическая разработка мероприятия для обучающихся начальных классов «Музы тоже не молчали». «Золотые ключи» Константина Листова (1 страница)
    методическая разработка (3, 4 класс) на тему

    Молдаванцева Наталия Викторовна
    Слушая военную музыку, кажется, что внутри тебя рождается гордость за свою страну, за её талантливых и героичных людей. Сегодня мы открываем первую страницу «Устного журнала «Музы тоже не молчали». Речь пойдет о замечательном человеке, композиторе. И называется эта страничка «Золотые ключи» Константина Листова.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metodrazrabotka_muzy_tozhe_ne_molchali_1_stranitsa.doc67.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

     «Липовская основная общеобразовательная школа»

    Методическая разработка

    мероприятия для обучающихся начальных классов

    «Музы тоже не молчали»

    1 страница

    « Золотые ключи »

    Константина Листова

    п. Совхозный

    2015 г.


    Цель: воспитывать чувство патриотизма, гордости за Родину, уважение к людям старшего поколения

    Задачи: 

    • развивать интерес к творчеству композиторов и авторов песен военных лет;
    • ознакомить с историей создания музыкальных произведений о Великой Отечественной войне.

    Виды детской деятельности:

    • коммуникация;
    • восприятие музыки;
    • пение;
    • восприятие художественных произведений;
    • музыкально – ритмические движения.

    Предполагаемые результаты: 

    • формирование устойчивой нравственно – гражданской позиции;
    • расширение кругозора посредством литературно – музыкального восприятия;
    • социализация.

    1 страница

    « Золотые ключи »

    Константина Листова

    \Предварительная работа.

    1. Разучивание песен К. Листова «Тачанка», «В землянке», «Севастопольский вальс».
    2. Прослушивание аудиозаписи песен.
    3. Рисунки детей на военную тему.
    4. Изготовление буденовок.

    Оформление.

    1. Заголовок  «Золотые ключи» Константина Листова.
    2. Портрет К. Листова.
    3. Скрипичный ключ.
    4. Картина «Тачанка», картинки о моряках - севастопольцах.
    5. Плакаты с песнями «Тачанка», «В землянке», «Севастопольский вальс»

    Ведущий: Держит в руках книгу «Любимые песни военных лет»

    - Скажите, дети, о каких песнях мы с вами говорили, слушали, пели.

    (Ответы детей).

    - Вы знаете много песен, а кто сочинил музыку на песню «Катюша», «Священная война», «Шумел сурово Брянский лес». (Ответы детей).

    - Какое чувство всегда вселяет в вас военная музыка? (Ответы детей).

    Ведущий:  Действительно, слушая военную музыку, кажется, что внутри тебя рождается гордость за свою страну, за её талантливых и героичных людей. Сегодня мы открываем первую страницу «Устного журнала «Музы тоже не молчали». Речь пойдет о замечательном человеке, композиторе. И называется эта страничка «Золотые ключи» Константина Листова.

    Чтец: Кто сказал, что надо бросить

    Песню о войне?        

    После боя сердце просит

    Музыку в двойне.                                  (В. Лебедев-Кумач).

    Ведущий:   Ребята, когда-то на телеэкране был показан детский фильм с военным названием – «Если завтра в поход», где прозвучала старая песня, «Севастопольский вальс». Давайте послушаем её начало.(Исполняется начало песни «Севастопольский вальс»

    Ведущий:  Замечательная мелодия. И сегодня мы поговорим об авторе музыки этой песни – композиторе Константине Листове, которому 2 октября 2014г. Исполнилось бы 114 лет.

    Чтец: Согласен. Но думается, разговор о его творчестве надо начать не с этой песни, а с той, которая сделала композитора знаменитым. (Подходят к картине художника М. Грекова «Тачанка»). Вот  смотрите, на картине изображен момент гражданской войны - стремительно мчащаяся повозка, на которой установлен пулемет. Как вы думаете, что, а музыка должна звучать в этот момент?

    Чтец: Вы хотите проверить, что это за картина? Её нарисовал художник Греков. И называется она «Тачанка».

    Чтец: Верно. Потому что такая повозка, иначе говоря – тачанка, с боевым орудием - пулеметом – получила название тачанка.

    Ведущий:  Посмотрите на рисунок. Повозка мчится с бешеной скоростью, лошади скачут изо всех сил. Значит, и музыка тут должна быть быстрая, молниеносная, отважная. Что тут говорить, ведь существует такая музыка, эта песня с таким же названием «Тачанка», которую тоже написал композитор Константин Листов. Вот эта песня и сделала юного композитора знаменитым. Давайте послушаем её.

    (Исполняется песня «Тачанка»).

    Чтец: Замечательная песня. В ней сочетаются и живость, и романтика, и удивительный дар мелодии.

    - А что еще написал Константин Листов? (Ответы детей).

    Ведущий:  Константин Листов родился в 1900г., в Одессе. Одесса – это особый город, морской город. Море покорило Листова еще в детстве и на всю жизнь. Мы с вами уже слышали песню «Севастопольский вальс». Вслушайтесь в эти слова:

        «Тихо плещет луна,

        Ярко светит луна,

        Мы вдоль берега моря идем

        И поем, и поем…»

    Ведущий:   Давайте вернемся к песне «Тачанка». Я напомню некоторые строчки её текста. Вот смотрите начало – «Ты лети с дороги птица./ Зверь с дороги уходи./ Видишь облако клубится./ Кони мчаться впереди. Эти слова даже трудно читать – они так и просятся, что бы их напели. Это именно песня композитора Листова вдохновила художника Грекова на создание картины «Тачанка». Давайте попробуем вместе исполнить её припев. Запоминайте, ребята:

    Эх, тачанка – ростовчанка,

    Наша гордость и краса,

    Конармейская тачанка,

    Все четыре колеса.

    Ведущий:  А что значит слово «ростовчанка»?

    Чтец: Это означает место, где проходили сражения в годы Гражданской войны – город Ростов.

    - А сейчас ребята исполнят танец «Тачанка»

    (Исполняется танец)

    Ведущий:  Мне кажется, что композитор Константин Листов сумел найти для отражения этой песни какой-то свой музыкальный ключ, особенный. Композитор для многих стихов сумел подобрать свои золотые ключи. Давайте перелистаем несколько страниц нашей истории. Говоря об истории России, невозможно пройти мимо героического подвига нашей страны в Великой Отечественной войне. Тогда композиторы сочиняли не только военные марши и строевые произведения. В тяжелые времена потерь и утрат в ходу были и песни лирические, в которых говорилось о даме, о любви, где чувствовалась надежда на скорую встречу. В числе таких песен было и знаменитая «В землянке» Константина Листова.

    (Звучит мелодия песни «В землянке»)

    Ведущий:  Говорят, что из песни слов не выкинешь. История еще одного произведения Листова показывает обратное. Когда стихи песни опубликовали в газете, вскоре ее запел весь фронт. Ее мотив запомнился быстрее слов и на эту мелодию сами солдаты сочинили более трехсот вариантов текстов.

    Чтец: А вот как потом рассказывал о возникновении слов этой песни поэт Алексей Сурков.

    Ведущий:  За мою довольно долгую жизнь в литературе, - рассказывает Алексей Сурков, мне привалило большое счастье написать несколько стихотворений, которые были переложены на музыку и стали всенародными песнями. К числу таких песен относится «В землянке», которая начинается словами «Бьется в тесной печурке огонь». Эта песня была адресована сердцу человека  отстаивавшего  или отстаивающего  честь и независимость своей Родины с оружием в руках. Сурков рассказывает историю песни, которая родилась в конце ноября 1941г. поем одного очень трудного фронтового дня под Истрой. Песня «Бьется в тесной печурке огонь» была первой лирической песней, Рожденной из пламени Великой Отечественной войны, принятой и сердец солдата, и сердцем тех, кто его ждал с войны. А дело было так, - рассказывает Алексей Сурков,- 27 ноября мы, корреспонденты Западного фронта, прибыли в 9-ю гвардейскую стрелковую дивизию, чтобы поздравить бойцов и командиров с только что присвоенным ими гвардейским званием, написать о боевых подвигах героев. Мы проскочили на грузовике на командный пункт этой дивизии, который был отрезан от батальонов. Быстро темнело. Оставшиеся в деревне бойцы и командиры сбились в небольшом блиндаже у командира полка подполковника М.А.Суханова. Немцы были уже в деревне, они стреляли по ним непрерывно.

    - Ну, а мы, так и будем сидеть в блиндаже?- сказал начальник шестого полка капитан И.К. Величкин. Переговорив о чем-то с командиров полка, он обратился ко всем, кто был в блиндаже:

     - А ну-ка, у кого есть «карманная артиллерия» - давай!

    Собрав десятка полтора ручных гранат, капитан, заткнув потуже ремень на своей телогрейке, вышел из блиндажа. – Прикрывайте! – коротко бросил он.

    Мы тотчас же открыли огонь по гитлеровцам. Величкин пополз и стал бросать гранаты. Взрыв и в доме стало тихо. Тогда отважный капитан пополз к другому дому, затем к третьему. Вражеский огонь поредел. Наш командный  пункт поменял свое положение, мы стали отходить к речке. Когда вошли в первое селение, остановились, то самое страшное обнаружилось здесь. Начальник инженерной службы вдруг говорит Суханову: «Товарищ подполковник, а мы же с вами по нашему минному полю прошли!»

            И тут Сурков увидел, что Суханов – человек, обычно не терявший присутствия духа ни на секунду, - побледнел как снег. Он знал: если бы кто-нибудь наступил на мину во время этого отхода, ни один из нас не уцелел бы.

            Нечеловеческое напряжение переносили люди на войне! И только от того, что они были такими, их ничем нельзя было запугать.

            Под впечатлением пережитого за этот день под Истрой, Сурков написал письмо жене, в нем было шестнадцать «домашних» строк, которых он не хотел опубликовывать. Стихи «Бьется в тесной печурке огонь» так бы и остались частью письма домой, если бы в феврале 1942г. не приехал в Москву во Фронтовую редакцию композитор Константин Листов и не стал просить текста для песни. И тут на счастье Сурков вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и отдал Листову. Через неделю композитор вновь появился в редакции, попросил гитару и спел свою новую песню, назвав её «В землянке». Все, затаив дыхание слушали песню. Мелодия её запомнилась с первого исполнения. Её пели по всем фронтам – от Севастополя до Ленинграда. (Исполняется песня «в землянке». Инсценировка. Вокруг «костра» сидят бойцы, одетые в гимнастерки, шинели, с санитарными сумками, винтовками).

    Чтец: Песня впоследствии оказалась очень известной, её и по сей день поют, у многих она просто слезы вызывает.

    Ведущий:  Песни композитора Листова созданы с помощью удивительного золотого ключа – его таланта, который сотворил произведения удивительной красоты и мелодичности. И давайте сейчас все вместе споём его знаменитую песню «Тачанка».

    Все участники и ведущая исполняют песню К. Листова «Тачанка»

      Ты лети с дороги, птица,

       Зверь с дороги уходи.

       Видишь облако клубится,

       Кони мчатся впереди.

       И с налета с поворота

       По цепи врагов густой!

       Застрочил из пулемета

       Пулеметчик молодой

    Припев:

       Эх, тачанка – ростовчанка,

       Наша гордость и краса,

       Конармейская тачанка

       Все четыре колеса.

    Ведущий:  Мне приятно, что вы знаете много военных песен и поете их в свободное время.

    ̶  Скажите, что интересного и нового вы узнали сегодня на занятии? (ответы детей).

    ̶  Мы говорим: поэт, композитор. Чем отличается поэт от композитора? (ответы детей).

    ̶  Давайте еще раз вспомним, какие песни написал К. Листов? (Ответы детей).

    Ведущий:  Следующая страничка устного журнала «Музы тоже не молчали» называется «С Думой о России». Поэзия Михаила Исаковского.

    - А теперь я предлагаю вам нарисовать рисунки на сегодняшнюю тему. Кто-то нарисует знаменитую тачанку. Все рисунки мы поместим на стенде, подведем итоги и ребят, чьи рисунки будут самыми лучшими, получат награды.


    Литература

    1. М.В.Видякин, Н.А.Касаткина. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию Дня Победы. Волгоград, изд. «Учитель» 2005 год.
    2. Н.Н.Леонова, Н.В.Неточаева. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников. Волгоград, изд. «Учитель» 2013 год.
    3. А.П.Козакова, Т.А.Шарыгина. Детям о Великой Победе. Москва, изд. «ГНОМ» 2011 год.
    4. И. A. Агапова, М.А. Давыдова. Мы - патриоты. Классные часы и внеклассные мероприятия. Москва «ВАКО» 2006г.
    5. М.В. Вилякин, Н.К. Касаткина Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию Дня Победы. Волгоград. 2005г.
    6. М.Ю. Картушина.  День Победы. Сценарии праздников для ДОУ и начальной школы. Москва 2005.
    7. Газета «Телесемь» апрель 2007год


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка мероприятия для обучающихся начальных классов «Музы тоже не молчали». «Тепло любимых песен» Василий Павлович Соловьёв – Седой (2 страница).

    Песни как люди: у каждой своя биография, своя судьба. Одни умирают, едва появившись на свет, никого не встревожив. Другие вспыхнут ярко, но скоро угаснут. А есть такие, которые долго живут и не старят...

    Методическая разработка мероприятия для обучающихся начальных классов «Музы тоже не молчали». Поэзия Михаила Исаковского «С думой о России» (3 страница).

    Герой сегодняшней встречи поэт Михаил Исаковский. Его принято называть «ровесником века», потому что он родился в 1900 году. Михаил Исаковский принадлежит к тому времени, которое пронесло на своих пле...

    Методическая разработка занятия для обучающихся 1 класса "Золотое сердечко". Социокультурные истоки.

    Методическая разработка к уроку  Социокультурные истоки  "Золотое сердечко". В данной разработке раскрывается понятие "Золотое сердечко", учащиеся совместно с учителем пы...

    Методическая разработка занятия для обучающихся 3Г (класс особый ребенок) "Русская изба"

    Занятие разработано для детей с ограниченными возможностями здоровья....

    Разработка районного открытого мероприятия для обучающихся начальных классов "Мисс Осень - 2020г"

    Данное мероприятие разработано для районного мероприятия "Мисс Осень - 2020" для обучающихся начальной школы. Мероприятие разработано в виде конкурсной программы со множеством конкурсов для ...

    Методическая разработка занятия с обучающимися начальных классов "Дети и гаджеты"

    Методическая разработка занятия с обучающимися начальных классов "Дети и гаджеты". Занятие направлено на формирование осознанного использования электронных устройств. Раскрываются полож...