Методическая разработка мероприятия для обучающихся начальных классов «Музы тоже не молчали». «Тепло любимых песен» Василий Павлович Соловьёв – Седой (2 страница).
методическая разработка (3, 4 класс) на тему

Молдаванцева Наталия Викторовна
Песни как люди: у каждой своя биография, своя судьба. Одни умирают, едва появившись на свет, никого не встревожив. Другие вспыхнут ярко, но скоро угаснут. А есть такие, которые долго живут и не старятся. Тем и дороги нам они, такие разные и не похожие, близкие и далёкие. Об этих песнях и таком композиторе, который создал много замечательных песен у нас и пойдет речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodrazrabotka_muzy_tozhe_ne_molchali_2_stranitsa.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Липовская основная общеобразовательная школа»

Методическая разработка

мероприятия для обучающихся начальных классов

«Музы тоже не молчали»

2 страница

«Тепло любимых песен»

Василий Павлович Соловьёв – Седой

п. Совхозный

2015 г.


Цель: воспитывать чувство патриотизма, гордости за Родину, уважение к людям старшего поколения

Задачи: 

  • развивать интерес к творчеству композиторов и авторов песен военных лет;
  • ознакомить с историей создания музыкальных произведений о Великой Отечественной войне.

Виды детской деятельности:

  • коммуникация;
  • восприятие музыки;
  • пение;
  • восприятие художественных произведений;
  • музыкально – ритмические движения.

Предполагаемые результаты: 

  • формирование устойчивой нравственно – гражданской позиции;
  • расширение кругозора посредством литературно – музыкального восприятия;
  • социализация.

2 страница

«Тепло любимых песен»

Василий Павлович Соловьёв – Седой

Предварительная работа.

  1. Разучивание песен В.П.Соловьёва-Седого.
  2. Разучивание танца «На солнечной поляночке».
  3. Разучивание стихов.
  4. Подбор костюмов.

Оформление.

  1. Портрет поэта.
  2. Плакат «Тепло любимых песен» (В.П.Соловьёв – Седой)
  3. Текст песен «Вечер на рейде» (стихи А.Чуркина), «Баллада о солдате» (стихи М.Мутусовского).
  4. Картины о моряках, солдатах.
  5. Аудио запись с песнями композитора.
  6. Рисунки детей о море, о войне.
  7. Презентация.

Здравствуйте дорогие гости, ребята!

Ведущий: Мы рады видеть вас сегодня на нашем празднике.

- Скажите, ребята, в каком году началась война? (Ответы детей)

- А когда закончилась? (Ответы детей)

Победа! Какой ценой она была завоёвана, сколько погибло людей. Солдаты радовались победе, как дети. Их везде встречали цветами, улыбками. Кончилась война, Наступил мир.

- Скажите ребята, мы говорим «мир», «мирное время», а о чём это говорит? (Ответы детей).

- Правильно, ребята. Люди стали спать спокойно, не вздрагивали больше от бомбёжек.

- Вот, видите, как близки эти два слова: победа и мир.

- Скажите, ребята, вот мы говорим война и песня. А нужна ли песня на войне? (Ответы детей).

- А какие военные песни вы знаете? (Ответы детей).

Звучит фонограмма военной песни «Где же вы теперь, друзья – однополчане» музыка В. Соловьва-Седого.

Ведущий: Песни военных лет… Сколько их, прекрасных, незабываемых. И есть в них всё: горечь отступлений в первые месяцы войны, и радость возвращения к своим, картины жизни солдат, рассказы о боевых подвигах моряков и пехотинцев, лётчиков и танкистов. И если бы сейчас послушать всё самое лучшее, что создали поэты и композиторы в те годы, то можно было бы создать музыкальную антологию историю Великой Отечественной войны.

Ведущий: Песни как люди: у каждой своя биография, своя судьба. Одни умирают, едва появившись на свет, никого не встревожив. Другие вспыхнут ярко, но скоро угаснут. А есть такие, которые долго живут и не старятся. Тем и дороги нам они, такие разные и не похожие, близкие и далёкие. Об этих песнях и таком композиторе, который создал много замечательных песен у нас и пойдет речь.

Чтец: Быть может, по этим дорогам глухим

К тебе суждено мне вернуться, любя.

А если не мне, так хоть песням моим,

Я верю, придется дойти до тебя.

Чтец: Песням тех военных лет — поверьте!

        Мы не зря от дома вдалеке

        Пели в четырех шагах от смерти

        О родном заветном огоньке. 

Чтец: И не зря про путь к Берлину пели

Как он был нелёгок и нескор…

Песни  вместе  с нами постарели,

Но в строю остались до сих пор.

Ведущий: Сегодня мы открываем вторую страницу нашего журнала «Музы тоже не молчали». На первом занятии мы говорили о композиторе  К. Листове. Скажите ребята, какие песни он написал? (Ответы детей).

- Назовите хотя бы две строчки знаменитых песен К.Листова? (Ответы детей).

- Вот мы говорим: композитор, поэт. В чем различия? (Ответы детей).

Ведущий: Молодцы! Хорошо вы знаете песни написанные К. Листовым. А сейчас прочтите вслух название второй страница нашего журнала. (Ответы детей). Да, наша страничка называется «Тепло любимых песен». И разговор пойдет о замечательном композиторе Василии Павловиче Соловьёве – Седове.

Ведущий: Сочинить песню совсем не просто. Суметь сочинить мелодию которая смогла бы запомниться настолько, что слушатель сам потом захотел ее исполнить, а затем многократно слушать, очень нелегко. Не всякий, даже очень талантливый музыкант способен написать музыкальную тему красивую, мелодичную, оригинальную, да при этом еще достаточно короткую, простую и запоминающуюся композитором, обладавшим удивительным песенным талантом, был Василий Павлович Соловьев-Седой, чей 107-летний юбилей отметят 25 апреля 2015  года. (Показывают портрет композитора). Почти все свое творчество Василий Павлович посвятил песенному жанру. Он написал огромное количество песен -  более 400. Большинство из них были подхвачены народом и стали, как  это сейчас модно говорить,  настоящими хитами.

Ведущий: Давайте послушаем небольшую подборку из песен Василия Павловича Соловьёва-Седого. Вот на стенде стоят таблички с названиями песен, которые прозвучат. Я думаю, вы и сами узнаете: какие - то из них вы уже слышали радио, другие мы с вами пели. Можно даже подпевать, если вы помните слова песни.

Звучит подборка из написанных куплетов песен «Вечер на  рейде» (стихи Л.Чуркина), «Соловьи» (стихи А.Фатьянова),  «Если бы парни всей земли» (E. Долматовского).

 Ведущий: Композитор Василий Павлович Соловьев - Седой родился 25 апреля 1907 года в Петербурге, в семье рабочего. Музыка с детства увлекала одаренного мальчика настолько сильно, что его стали обучать игре на фортепиано. При этом мальчик проявил такую незаурядную способность к импровизации, что сразу стало ясно - подрастает будущий композитор. Однако композицию он серьезно начал изучать лишь в 22 года, когда  поступил сначала в музыкальный техникум, а затем в Ленинградскую консерваторию.

Чтец: А как композитор понял, что его призвание - именно песни?

 Ведущий: В 1936 году Ленинградское отделение Союза композиторов организовало проведение конкурса песен, в котором принял участие молодой Соловьев-Седой. В 25 лет его ожидал большой, но вполне заслуженный успех: сразу две песни композитора были признаны лучшими. Песня «Парад» (стихи А.Гитовича) получила первую премию, а «Песня о Ленинграде» (стихи Е.Рывиной) вторую премию. Таким образом, была творческая направленность композитора - песня. Тогда же определился характер его песен - патриотический, вместе с тем, задушевно – лирический.

 Ведущий: В 1941 году началась Великая Отечественная война. Есть такая пословица: «Когда говорят пушки, музы молчат». Но тогда, в годы войны появилось много хороших песен. Именно в суровое время, время военных испытаний и раскрылся песенный талант Василия Павловича.

Ведущий: Да, песни композитора оказались востребованными тогдашними слушателями - бойцами, которые защищали честь нашей Родины на переднем крае, и теми, кто работал в тылу. За годы войны композитор создал, отмеченные яркой  мелодичностью песни, главной особенностью которых, была именно лирика, теплый мир человеческих чувств. Тогда и по радио, и на фронтовых привалах постоянно звучали его песни «Вечер на рейде», «Соловьи». Эти песни согревали сердца воинов своей искренностью, глубокой человечностью, помогали им выстоять в жестокой борьбе с врагом.

Ведущий: Василию Павловичу пришлось столкнуться с ужасами Ленинградской блокады. Но и здесь он остался верен своему творчеству. Именно во время Ленинградской осады и появилась песня «Вечер на рейде».

(Появляется моряк.)

Моряк: Вы вспомнили действительно знаменитую песню «Вечер на рейде». А знаете ли вы историю ее создания?

Ведущий: Знаю. Однажды во время Ленинградской блокады Василий Павлович работал в порту на выгрузке дров, когда увидел на рейде минный заградитель «Марта». Корабль готовился к выходу в море, и на его борту кто-то негромко играл на баяне. Соловьев - Седой достал записную книжку и наскоро набросал три слова: «Прощай, любимый город». И сразу же вокруг этих слов у него стала возникать мелодия. Поэт Александр Чуркин довершил работу над текстом. И вот уже более 60 лет «Вечер на рейде» живет среди нас.

(Исполняется песня «Вечер на рейде»)

На сцене корабль, за штурвалом штурман, на мостике дозорный смотрит в бинокль, недалеко сидит матрос и наигрывает мелодию песни «Вечер на рейде». (Звучит песня)

Чтец: Но не менее популярной были и шуточные песни Соловьева-Седого. Среди них наиболее известной была песня «На солнечной поляночке» (стихи А.Фатьянова)

Ведущий: Давайте посмотрим танец на мелодию этой песни в исполнении девочек.

Ведущий: К воинам Советской Армии Соловьев - Седой относился с особой душевной теплотой. Он объяснял это так: «Я считаю себя солдатом. И не только потому, что в суровые годы Великой Отечественной войны многократно бывал на фронте, выступал в блиндажах и землянках, на военных грузовиках и железнодорожных платформах. Считаю себя солдатом потому, что каждая третья написанная песня о солдате».

Ведущий: Традиции лучших песен военных лет были продолжены композитором и в послевоенные годы. Широкое призвание получили его песни «Солдат всегда солдат» (песня на стихи М.Матусовского), «Если бы парни всей земли» (стихи Е.Долматовского). Вместе со своим другом поэтом Алексеем Фатьяновым Соловьев-Седой создал целый музыкальный цикл под названием «Сказ о солдате», в который вошла и знаменитая песня «Где же вы теперь, друзья - однополчане».  Характер этой песни повествовательный, словно немолодой солдат вспоминает о своей фронтовой юности и надеется на встречу со старыми друзьями, а общая интонация негромкая, спокойная. Общее впечатление от песни поддерживает инструментальное вступление.

         Давайте послушаем эту песню

(Идет прослушивание песни «Где же вы теперь, друзья- однополчане?»)

 Ведущий: Песни явились живительной силой для солдат той войны. Современные песни поддерживают боевой дух солдат, приближая к ним тепло наших душ, как бы говоря им о том, что мы их любим им и ждем.

Ведущий: Каждому из нас дороги эти песни, ведь они связывают два полюса: из нас мирную жизнь и военные действия. И закончим мы свое занятие песней Соловьева-Седого на стихи М.Матусовского «Баллада о солдате»

(Исполняется песня «Баллада о солдате»).

Памятник солдату.

Ведущий: Вот и закончили мы с вами вторую страничку устного журнала «Музы тоже не молчали».Познакомились с поэтами и композиторами, которые писали военные песни.

- Скажите, ребята, а как называлась вторая страница нашего журнала? (Ответы детей).

- Какие песни вы сегодня услышали? (Ответы детей).

- Что интересного, нового вы узнали? (Ответы детей).

Ведущий: Скоро праздник - День Победы в этот день мы с вами пойдемна митинг и почтем память тех кто отдал свою жизнь за то, чтобы мы жили в мирное время. Давайте же ребята, помнить, об этом всегда.

Следующее наше занятие будет посвящено поэзии Михаила Исаковского и называется эта страничка «С думой о России».

Литература

  1. М.В.Видякин, Н.А.Касаткина. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию Дня Победы. Волгоград, изд. «Учитель» 2005 год.
  2. Н.Н.Леонова, Н.В.Неточаева. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников. Волгоград, изд. «Учитель» 2013 год.
  3. А.П.Козакова, Т.А.Шарыгина. Детям о Великой Победе. Москва, изд. «ГНОМ» 2011 год.
  4. И. A. Агапова, М.А. Давыдова. Мы - патриоты. Классные часы и внеклассные мероприятия. Москва «ВАКО» 2006г.
  5. М.В. Вилякин, Н.К. Касаткина Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию Дня Победы. Волгоград. 2005г.
  6. М.Ю. Картушина.  День Победы. Сценарии праздников для ДОУ и начальной школы. Москва 2005.
  7. Газета «Телесемь» апрель 2007год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мероприятия для обучающихся начальных классов «Музы тоже не молчали». «Золотые ключи» Константина Листова (1 страница)

Слушая военную музыку, кажется, что внутри тебя рождается гордость за свою страну, за её талантливых и героичных людей. Сегодня мы открываем первую страницу «Устного журнала «Музы тоже не молчали». Ре...

Методическая разработка мероприятия для обучающихся начальных классов «Музы тоже не молчали». Поэзия Михаила Исаковского «С думой о России» (3 страница).

Герой сегодняшней встречи поэт Михаил Исаковский. Его принято называть «ровесником века», потому что он родился в 1900 году. Михаил Исаковский принадлежит к тому времени, которое пронесло на своих пле...

Методическая разработка занятия для обучающихся 1 класса "Золотое сердечко". Социокультурные истоки.

Методическая разработка к уроку  Социокультурные истоки  "Золотое сердечко". В данной разработке раскрывается понятие "Золотое сердечко", учащиеся совместно с учителем пы...

Методическая разработка занятия для обучающихся 3Г (класс особый ребенок) "Русская изба"

Занятие разработано для детей с ограниченными возможностями здоровья....

Разработка районного открытого мероприятия для обучающихся начальных классов "Мисс Осень - 2020г"

Данное мероприятие разработано для районного мероприятия "Мисс Осень - 2020" для обучающихся начальной школы. Мероприятие разработано в виде конкурсной программы со множеством конкурсов для ...

Методическая разработка занятия с обучающимися начальных классов "Дети и гаджеты"

Методическая разработка занятия с обучающимися начальных классов "Дети и гаджеты". Занятие направлено на формирование осознанного использования электронных устройств. Раскрываются полож...

Методическая разработка занятия для обучающихся начальной школы с ОВЗ на тему: "Стихи детям «Мир детства Агнии Барто»

Технологическая картавнеклассного занятия : Стихи детям «Мир детства Агнии Барто» ______ для обучающихся  П1 Б класса ...