Методическая разработка занятия для обучающихся 1 класса "Золотое сердечко". Социокультурные истоки.
методическая разработка по орксэ (1 класс) на тему

Саломатина Юлия Владимировна

Методическая разработка к уроку  Социокультурные истоки  "Золотое сердечко". В данной разработке раскрывается понятие "Золотое сердечко", учащиеся совместно с учителем пытаются раскрыть смысл этого словосочетания. Рассуждают о том, как оно становится золотым, каким должен быть человек, какими качествами он должен обладать. Раскрывают смысл 5 талантов "Золотого сердечка": доброе слово, честное слово, слово о родителях, труд и подвиг, святое слово.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 2

к Порядку проведения конкурса

Департамент образования администрации города Нижневартовска

ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет»

МАУ г.Нижневартовска «Центр развития образования»

Научно-методическая лаборатория технологий духовно-нравственного воспитания и развития

Конкурсная методическая работа

В конкурсе пофессионального мастерства среди педагогов муниципальных образовательных организаций «Источник идей»

В номинации «Методическая разработка занятия для обучающихся 1-4 классов»

Саломатина Юлия Владимировна

Учитель начальных классов

Педагогический стаж: 2 года

В том числе, стаж работы по программе «Социокультурные истоки»:1 год

Квалификационная категогрия:нет

Оброазовательная организация: МБОУ «СШ №32»

Форма занятия: Занятие практикум.

Группа/ класс:1 класс

Возраст обучающихся/ воспитанников: 6-7 лет

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Золотое сердечко.

Цель педагога:

Способствовать формированию представлений о понятиях «золотое сердечко», «золотые слова», «золотое правило», доброе слово, честное слово, слово о родителях, святое слово.

Цель для обучающихся/ воспитанников:

Освоить понятия «золотое сердечко», «золотые слова», «золотое правило», доброе слово, честное слово, труд и подвиг, слово о родителях, святое слово.

Задачи педагога:

1.Создание условий для усвоения нового материала

2. Развитие познавательной активности, эффективности общения друг с другом

3. Формирование самостоятельности.

Задачи для обучающихся/ воспитанников:

1.Умение делать выводы

2. Строить суждения

3. Сотрудничать со сверстниками

4. Преодолевать трудности.

Термины, понятия

Золотое сердце- добрый, отзывчивый человек.

Золотое слово- слово того человека, который не только приобрел знания, но и может этими знаниями поделиться, передать их.

Золотое правило-никогда не произноси слов, которые не хотел бы услышать в свой адрес

Доброе слово- отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Честное слово- форма заверения собеседника, разновидность клятвы, в правильности, истинности своих слов, обещаний, поступков, отношений.

Святое слово- это нечто возвышенное, выходящее за рамки обычного, освященное и неприкосновенное.

Планируемые

Результаты:

Формируемые

Универсальные учебные действия (для школ и дополнительного образования)

  1. Овладение предметной грамотностью через освоение системы социокультурных и духовно-нравственных ценностей и категорий.
  2. Развитие коммуникативных умений.
  3. Развитие мотивации к общению, самовыражению, самоопределению.

Знать: Понятия «золотое сердечко», «золотое слово», честное слово, доброе слово, слово о родителях, труд и подвиг, святое слово.

Уметь: Составлять пословицы из отдельных слов, анализировать ситуации, выявлять положительные и негативные поступки, делать выводы.

Владеть: Навыками построения предложений, способностью слышать Слово.

Личностные: вызвать желание говорить добрые слова и совершать добрые поступки, сопереживать другому; воспитывать вежливость, внимание, уважение к людям.

Регулятивные: управлять своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность; адекватно оценивать свои поступки.

Познавательные: раскрыть смысл «золотого сердечка», когда сердечко становится «золотым»; доброе слово и дело – один из пяти талантов «золотого сердечка»; наполнить социокультурным содержанием слово «добро».

Коммуникативные: умение слушать и слышать, сотрудничать; способствовать созданию доброжелательной атмосферы в классе, формированию групповой сплоченности; самораскрытию детей.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы организации, методы, приёмы работы

Ресурсы

Литературное чтение, окружающий мир, технология.

Формы организации: фронтальная форма, парная форма, индивидуальная форма, групповая форма

Методы и приёмы: беседа, самостоятельная работа, практическая работа.

Оборудование: Интерактивная доска, учебник.

Наглядно-демонстрационный материал: Карточки с пословицами, сюжетная иллюстрация, презентация.

Цель этапа:

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся/ воспитанников

Стр.книги

I этап. Целеполагание

Эмоциональный настрой на занятие. Определение темы и целей занятия.

- Доброе утро, ребята. Я очень рада видеть вас на занятии по Социокультурным Истокам. Это занятие я хотела бы начать с просмотра мультфильма.

(мультфильм «Просто так»

-Что чувствуете вы после просмотра это мультика?

- Пусть эти чувства сопровождают вас всегда!

 - А сейчас послушайте небольшой рассказ и попробуйте    ответить на вопрос:

«Почему к героине рассказа тянулись все животные, птицы и люди?»

Золотое сердце.

«В одном городе жила-была девочка. Ничем не отличалась она от других детей. Была веселой, живой, открытой, любила пошалить и побегать. Как-то окружающие стали замечать, что к девочке тянутся разные зверушки: злобные дворовые псы ходили за ней, виляя хвостами, кошки так и норовили потереться о ноги, птицы смело садились на протянутую руку. Потом взрослые обратили внимание, что самые отъявленные хулиганы рядом с девочкой становились тише и вежливее. Люди говорили, что у неё золотое сердце.

Выросла девочка и превратилась в красивую девушку. Люди к ней тянулись самые разные. И для каждого находила она немного доброты и тепла, нужное слово, отдавая кусочек своего сердца. Они с удовольствием уносили эти кусочки. Жизнь их налаживалась. А девушка ничего не просила взамен. Она радовалась успехам других, была счастлива тем, что люди тянулись к ней. Она знала про то, что сердце у нее золотое и про то, что она приносит удачу своим близким. Знала и дарила себя людям».

- Почему к героине рассказа тянулись все животные, птицы и люди?

(на слайде два сердца, одно красного цвета, другое золотое)

Какого цвета сердце человека?

-А как мы можем сказать о сердце человека , который совершает добрые, хорошие поступки?

-Какова же тема нашего сегодняшнего занятия?

Смотрят мультфильм «Просто так»ю

Отвечают на вопрос.

- Потому что она добрая, вежливая. Для каждого находила нужное слово, немного тепла и доброты и ничего не просила взамен.

Отвечают на вопрос.

-Красное.

- Золотое сердце.

- Золотое сердечко.

II этап. Актуализация опорных знаний и умений

Обеспечение готовности учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

-Верно. Сегодня мы будем говорить о «Золотом сердечке». Попытаемся раскрыть смысл этого словосочетания. Подумаем, как оно становится золотым, каким должен быть человек. Какими качествами он должен обладать.

- Как вы понимаете выражение «золотое сердце»?

-Словосочетание «золотое сердце» используется для описания необыкновенно доброго, милосердного, чуткого человека.

- Скажите, а люди рождаются с золотым сердцем?

- Что нужно сделать, чтобы сердце стало золотым?

Отвечают на вопросы.

III этап. Основной этап

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий.

Физминутка

-Откроем учебники на стр. 54

-Золотое сердечко имеет 5 талантов. Первый талант-это Доброе слово.

- Прочитайте пословицы, которые здесь написаны.

-Как вы их понимаете?

-У вас на столах половинки сердечек. Ваша задача соединить сердца и прочитать что же на них написано.

- Какое главное слово в этих пословицах?

- Как можно одним словом назвать эти предложения?

- Как вы понимаете смысл этих пословиц?

- Итак, первый шаг к золотому сердечку - это доброе слово, доброе дело.

-Чтобы раскрыть второй талант, я предлагаю вам посмотреть небольшой фрагмент из известного рассказа.

(Рассказ Алексея Ивановича Пантелеева «Честное слово», сценка сокращена)

- Как вы считаете, правильно ли поступил мальчик?

- А почему?

-Хотите узнать название этого рассказа?

-Этот рассказ называется «Честное слово», а это второй талант на пути к золотому сердечку.

-А сейчас давайте встанем из-за парт.

Солнце вышло из-за тучки,

Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)

Руки в стороны потом

Мы пошире разведём. (Потягивания — руки в стороны.)

Мы закончили разминку.

Отдохнули ножки, спинки.

-Садитесь на свои места.

 - Посмотрите, на доске есть картинки, что на них изображено?

- Поместите в этот дом те картинки, которые вы хотели бы видеть в своем доме.

- Можем ли мы назвать этот дом добрым, светлым, радостным, полным любви?

-Почему?

-Молодцы! И это 3 Талант на пути к золотому сердцу-Слово о родителях.

-Давайте откроем в учебнике стр. 53 и прочитаем стихотворение Бориса Владимировича Заходера.

-Кому посвящено стихотворение?

-Прочтите пословицу на этой страничке.

-О чем говорит нам эта пословица?

- А вы любите трудиться?

- Давайте, мы с вами сделаем своими руками поделку. Это будут звенящие магнитики-сердца.

А с кем мы можем поделиться частичкой своего сердца?

- Но можно поделиться своим теплом и с другими людьми. Например, ребятами, которые лежат в больницах. В нашем городе есть детская Окружная больница, в которой ребята могут находиться долгое время. Кто из вас поделится с ними своим звенящим сердечком?

- Ребята, был 4 Талант- Труд и подвиг. Ведь каждый из вас сделал поделку своими руками и совершил небольшой подвиг, отдав ее другому.

(звучит колокольный звон)

-Что вы услышали?

- А где вы с ним могли встречаться?

- Что там произносят?

-Это святые слова?

-Не все у нас ходят в церковь, но мы знаем другие святые слова?

- Для всех нас, конечно,  эти слова святые.

Есть сила благодатная

В созвучьи слов живых,

И дышит непонятная

Святая прелесть в них.

                                    М.Ю.Лермонтов.

- И это был 5 Талант-Святое слово.

 

-Доброму слову добрая память.

- С добрым словом жить в радость.

  Добрые слова дороже / богатства.

Добра желаешь, / добро и делай.

Доброе дело два / века живет.

-Добро.

-Пословица.

 Отвечают на вопрос.

  Сценка. Участвуют три ученика (мальчик,      прохожий, майор)

Стоит мальчик плачет, к нему подходит прохожий.

Прохожий: -Что случилось? Кто тебя обидел?

Мальчик: - Никто.

Прохожий: - Почему же ты плачешь?

(продолжает всхлипывать)

Прохожий: - Давай пошли. Смотри поздно уже, сад закрывается.

(Пытается взять за руку, мальчик отдергивает ее)

Мальчик: - Не могу я идти.

Прохожий: - Почему не можешь?

Мальчик: -Я-часовой, охраняю боевой склад. Мы играем.

Прохожий: - С кем же ты играешь?

Мальчик: - С мальчиками. Они сказали, что тут пороховой склад. Я должен стоять на посту, пока один из них меня не сменит.

Прохожий: -Ну и?

Мальчик: - Я дал честное слово, что не уйду. Стою-стою, а они не идут.

Прохожий: - Так они уже дома, иди и ты тоже.

Мальчик: - Не могу. Я честное слово сказал.

Прохожий: - Вот так история получилась! Что же ты делать будешь?

Мальчик: - Я не знаю… (снова плачет)

Прохожий: - Подожди минутку.

Прохожий идет, останавливает военного (майор). Они разговаривают о чем-то. Вместе идут к мальчику.

Майор: - Товарищ караульный, какое вы носите звание?

Мальчик: - Я- сержант.

Майор: - Товарищ сержант, приказываю оставить вверенный вам пост.

Мальчик: - А у вас какое звание? Я не вижу сколько звездочек.

Майор: - Я- майор.

( Мальчик прикладывает руку к козырьку кепки и звонко говорит)

Мальчик: - Есть товарищ майор! Приказано оставить пост!

( Все засмеялись. Поклонились)

Отвечают на вопросы.

Прикрепляют нужные картинки

-Да.

-В этом доме дети не грубят своим родителям, помогают им, все делают дружно.

 

Пусть не сердятся родители,

Что измажутся строители,

Потому что тот, кто строит,

Тот чего-нибудь да стоит!

-Строителям

- Терпение и труд все перетрут.

Отвечают на вопросы.

Делают поделку из заготовленных шаблонов.

-С мамой, папой, бабушкой и т.д.

Отвечают, кому хотели бы подарить свою поделку.

- Колокольный звон.

- В церкви.

- Молитву.

-Да.

-Бог, мама, добро, любовь, Родина, жизнь.

Стр. 54

Стр.53

IV этап. Итоги занятия. Рефлексия

Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учащихся.

-О чем вы сегодня узнали на занятии?

- Так что же такое «золотое сердце»? Какой человек обладает им?

 -Какими же талантами должен обладать человек с  золотым сердцем?

- А можем ли мы с вами без слов сказать человеку, что вы его любите?

-Как?

-Очень хорошо. А теперь отправьте свой сигнал тому человеку, которому вам хотелось бы.

-А я свое сердце отдаю вам!

-Спасибо вам большое за занятие!

-О золотом сердечке, доброте, труде, честном слове, святом слове.

-Добрый, честный человек, любящий все вокруг, людей, родителей и Бога..

-Доброе слово, Честное слово, Слово о родителях, Труд и подвиг, Святое слово.

Показывают. (сердце руками, воздушный поцелуй, прижать руки к груди и пр.)

Отправляют сердечки, воздушные поцелуи друзьям.

Используемая литература:

1. Давыдова Е.Ю., Кузьмин ИА. "Азбука Истоков".

2. А.И.Пантелеев «Честное слово»

3. Азбука Истоков «Золотое сердечко». Методический комментарий под редакцией И.А. Кузьмина. 

4. Бандяк О. А., Синицына В. Н., Кузьмин И. А. Воспитание на социокультурном опыте: Программа для начальной школы (1-4 кл.) // Истоковедение. – Т. 1. – М.: TBS, 2001. 

Дополнительные материалы при наличии (схемы, рисунки, слайды и пр.) оформляются в приложения к методической работе.

Приложение 1

Сюжетная иллюстрация

http://kak-pravilno.com/wp-content/uploads/2015/09/Demonic-Children-Evil-Teens-Featured-In-Vintage-Adverts-1.jpg               http://www.b17.ru/foto/uploaded/upl_1495620463_18953.jpg                 http://cp12.nevsepic.com.ua/2-3/1358104868-1026867-www.nevsepic.com.ua.jpg

http://dddeti.ru/sites/default/files/styles/large/public/1-gdjhd-7439-kdj_result.png?itok=Hj50OYKC       http://900igr.net/up/datai/244247/0006-012-.jpg   https://konspekta.net/lektsiiorgimg/baza3/181616171429.files/image001.jpg   http://deti-i-mama.ru/wp-content/uploads/2016/04/moidodyr-malchik-prosnulsia-1024x707.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Золотое сердечко.

Слайд 4

Талант- выдающиеся природные способности, высокая степень одаренности .

Слайд 5

Добрые слова дороже богатства. Добра желаешь, добро и делай. Доброе дело два века живет.

Слайд 6

Добро

Слайд 7

«Честное слово» Алексей Иванович Пантелеев.

Слайд 8

Солнце вышло из-за тучки!

Слайд 12

Бог мама добро любовь жизнь Родина

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия для обучающихся 3Г (класс особый ребенок) "Русская изба"

Занятие разработано для детей с ограниченными возможностями здоровья....

Методическая разработка занятия с обучающимися начальных классов "Дети и гаджеты"

Методическая разработка занятия с обучающимися начальных классов "Дети и гаджеты". Занятие направлено на формирование осознанного использования электронных устройств. Раскрываются полож...

Методическая разработка занятия для обучающихся начальной школы с ОВЗ на тему: "Стихи детям «Мир детства Агнии Барто»

Технологическая картавнеклассного занятия : Стихи детям «Мир детства Агнии Барто» ______ для обучающихся  П1 Б класса ...

Методическая разработка занятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «По дорогам сказки»

Данная разработка представляет собой конспект нестандартного занятия физкультурой с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в 1 классе....

Методическая разработка занятия для обучающихся 1 класса "Золотое сердечко". Социокультурные истоки.

Методическая разработка занятия для обучающихся 1 класса "Золотое сердечко". Социокультурные истоки....

Занятие практикум "Золотое сердечко". Социокультурные истоки. 1 класс

quot;Золотое сердечко" - занятие практикум по предмету "Социокультурные истоки" 1 класс. Направленное на формирование представлений о понятиях «золотое сердечко»,...