1 сентября- урок знаний «Моя малая Родина».
классный час

Антакова Екатерина Сергеевна

 Представлена разработка Урока знаний в 3 классе  на тему "Моя малая родина".  Целью которой является расширение знаний о малой Родине  -городе Тольятти, содействие формированию активной гражданской позиции, ценностного отношения к истории и культуре родного края, пониманию ответственности за будущее своей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_sent_moya_malaya_rodina.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

1 сентября- урок знаний «Моя малая Родина».

  Цель: поддержать у детей праздничное настроение от встречи со школой; создать настрой на учебную деятельность. Расширять знания учащихся о малой Родине, содействовать формированию активной гражданской позиции, ценностного отношения к истории и культуре родного края, пониманию ответственности за будущее своей страны

Оборудование:

Презентация, компьютер, интерактивная доска.

изображение Государственного герба и Государственного флага России;

герб и флаг г.Тольятти

карта России,

картины природы нашей Родины, родного края;

Фонограммы:

Гимн РФ

Песня «С чего начинается Родина?»

Учитель: Ребята, сегодня у вас пройдет первый урок в этом учебном году. Мы все долго не виделись. Сегодня, я надеюсь, вы с радостью шли в школу.

(Слайд 1.)

Звенит звонок, рассыпав смех весёлый,

Истосковался в летний час по нас.

День добрый школа, дорогая школа!

День добрый, наш уютный светлый класс!

Опять ребят зовёшь ты на рассвете-

Счастливых, загорелых, озорных.

И говоришь: «Мы снова вместе, дети!»

Ты нас встречаешь как друзей своих.

Учитель: Вот и закончились летние каникулы, прозвенел школьный звонок. Я рада встрече с вами. Рада видеть вас повзрослевшими, уже в 3 классе. Поздравляю вас с началом учебного года и желаю, чтобы в этом году сбылись ваши мечты, а также успехов в учебе, чтобы вы получали только «4» и «5».

Учитель: День Знаний – праздник особый, хотя каждый год он повторяется вновь и вновь. Первое сентябрьское утро несет с собой что-то новое, ведя нас по неизведанным дорогам знаний.

Осень нежно нам всем сообщает,

Что пора школьных дней наступает.

 С летом солнечным надо проститься,

Хочешь, нет ли, а надо учиться!

Учитель: По доброй традиции первый в учебном году звонок зовет нас на урок Знаний.

Прочитайте эпиграф к нашему сегодняшнему уроку. Попробуйте определить его тему.

«Для России наш город – частица.  

А для нас он – родительский дом.

 И мы рады, что можем гордиться

Малой Родиной, где мы живем».

Учитель: О чем же мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

Учитель: Правильно, о нашей Малой Родине. Но сначала вспомним, мы родились в стране, которая называется    Россией. Мы –россияне! Россия – огромная страна. Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге . Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые берёзовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы гордимся нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми.

(Слайд 2)

 - Давайте вспомним с вами ваши ощущения от лета, вспомним в каких уголках нашей необъятной родины вам удалось побывать.(ответы детей)

Живут в России разные народы с давних пор.

 Одним - тайга по нраву, другим - степной простор.

 У каждого народа язык свой и наряд.

 Один черкеску носит, другой надел халат.

Один- рыбак с рожденья, другой - оленевод.

 Один-кумыс готовит, другой - готовит мёд.

 Одним – милее осень, другим - милей весна,

 А Родина- Россия у нас у всех одна.

Вспомним, какие народы населяют нашу страну.(ответы детей)

Учитель:

Подберем как можно больше однокоренных слов к слову Родина

 (Варианты: родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной и др.)

РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети.

РОДИЧ – родственник, член рода.

РОДНЯ – родственники.

РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её

РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.

НАРОД – нация, жители страны.

Давайте подберем синонимы к слову Родина(ответы)

      Наше отечество, наша Родина – матушка Россия.. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши а матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт от врагов.

    Много есть на свете всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

Родина начинается с символов страны.

     - Что такое символы?

     Из толкового словаря: «Символы - это знаки отличия нашей страны от других  стран.»

     -Какие символы нашей страны вы знаете? (герб, флаг, гимн)

Гимн России торжественная песня о стране, его поют стоя. (Звучит фонограмма гимна, который предлагается  учащимся прослушать стоя )

(Слайд 3)

Игра : Детям предлагается  из ряда флагов и гербов найти флаг и герб России.

(Слайды 4, 5)

Рассматриваем флаг России.

Описание флага России: «Флаг России- трёхцветный: бело-сине-красный. С 21августа 1991года официальным флагом Российской Федерации считается полотнище из равновеликих горизонтальных белой ,лазоревой и алой полос».

Белый цвет символизирует мир, чистоту, благородство, совершенство, невинность;

Синий – небо, верность, духовность, веру;

Алый (красный)- символизирует отвагу, защиту веры и бедных людей, героизм, великодушие ,самопожертвование,  огонь, смертный бой.

Учитель: Все люди дорожат флагом и хранят как большую ценность.

Герб России- отличительный знак государства, (открывается изображение герба России):

«Каждое государство имеет свой герб. Гербы  различаются расцветкой и рисунком.

Каждый элемент герба - фигуры и иные символы- имеют определенное значение.

Основными элементами герба России являются всадник с копьем и двуглавый орел .

Двуглавый орел на гербе России почитается как знак полной  государственной независимости» 

Современный герб утверждён Указом Президента Российской Федерации 30 ноября 1993 года

Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх расправленные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного, опрокинутого навзничь и попранного конём дракона.

 

Учитель:  Посмотрите на карту, сравните нашу страну по размеру с другими странами. Россия самая большая страна на свете. Границы России проходят и по суше, и по морю. (Слайд 6)

Наша страна очень красива и богата … Все это наша Родина, широкое и ёмкое. В мыслях сразу возникают необъятные просторы России с широтой полей ,рек и озёр, лесов и пашен.

Учитель: Русский народ всегда бережно и с любовью относился к своей Родине. Это отразилось  в пословицах русского народа. Давайте соберем пословицы о родине и прочитаем их.

1.На чужой стороне Родина милей вдвойне.

2.Нет земли краше, чем страна наша.

3.Всякому мила своя сторона.

4.Человек без Родины – что соловей без песни.

5.Чужбина – калина, родина – малина.

6.Родина – мать, умей за неё постоять.

7.Жить - Родине служить.

8.Человек без Родины, что соловей без песни.

9.Где кто родится, там и пригодится.

10 Если дружба велика, будет Родина сильна.

11 На чужой сторонушке рад своей воронушке.

12 Нет земли краше, чем страна наша.

13На чужой стороне Родина милей вдвойне.

14 Кто за Родину горой, тот и герой.

Звучит песня «С чего начинается родина?»

Учитель: Но у каждого из вас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то Малая Родина – родной город. Для кого-то – улица или уютный дворик с качелями. Словом, малая Родина у каждого своя!

Учитель: А сейчас вы подумайте и скажите, что значит Родина для вас.

Учитель проводит игру с мячом.

Поочередно бросает мяч детям и говорит: «Родина – это…»

Дети ловят мяч и отвечают одном словом . Например , лес, озеро, река, поле, небо, улица, сад, родители, друзья и т.д.

Учитель: А для нас с вами малой Родиной является  город Тольятти.

Что вы можете рассказать о нашей малой родине?

Ответы детей.

(Слайды 7-10)

Справочный материал:

Толья́тти (до 1964 года Ста́врополь, от греч. Σταυρούπολη — букв.: Город креста, встречаются неофициальные названия: Ста́врополь-на-Во́лге или Ста́врополь-Во́лжский) — город в Самарской области России,

Расположен на левом берегу Волги напротив Жигулей. Население: 707 408[6] чел. (2018); самый крупный город России, не являющийся центром субъекта федерации.

Основан в 1737 году Василием Татищевым как город-крепость Ставрополь для защиты российских земель от кочевников, а также с целью переселения крещёных калмыков. В XIX и начале XX веков был известен в России как доступный климатический курорт и кумысолечебница[7]. В 1953—1955 годах перенесён на более высокое место, так как при создании Куйбышевского водохранилища прежний город был затоплен. С 1964 года носит имя итальянского коммуниста Пальмиро Тольятти. В 1970-е годы произошёл резкий прирост населения в связи со строительством ВАЗа, который и сегодня является градообразующим предприятием.

        

Крупный центр автомобильной («АвтоВАЗ», «GM-АвтоВАЗ») и химической промышленности («Тольяттиазот», «Куйбышевазот», «Тольяттикаучук»), а также железнодорожного, речного и автомобильного транспорта (автодорога М5E 30AH6 пересекает Волгу по плотине Жигулёвской ГЭС и проходит через город на протяжении 2 км). Ближайший аэропорт — Курумоч. Город протянулся вдоль реки Волги примерно на 30 км и состоит из трёх районов: Автозаводского, Центрального и Комсомольского.

В Тольятти пять высших учебных заведений, старейшим из которых является Тольяттинский государственный университет. Работает несколько научно-исследовательских институтов. Действуют музеи, театры, городской симфонический оркестр, консерватория, филармония. День города празднуется в первое воскресенье июня. В окрестностях города ежегодно проходит Грушинский фестиваль, собирающий сотни тысяч участников.

По численности населения Тольятти занимает 19-е место в России.

Учитель задает вопросы:

Кто из вас родился здесь? А откуда приехали сюда ваши родители?

Давно они здесь живут?

Скажите, а какие улицы вы знаете?

Какие достопримечательности нашего города известны вам?

- без кого не было бы нашего города? ( без людей)

- какие самые важные профессии имеют значение для развития нашего города?

- можно выделить 2-3 профессии и сказать, что они самые главные?

- итак, можно утверждать . что каждая профессия важна и необходима?

Ребята, а что окружает наш город?

Нравится ли вам наша природа?

Где вы любите бывать в нашем городе, ваши любимые места.?

Учитель: Каждый из нас – частичка России и от всех нас зависит будущее нашей родины. От того как вы будете учиться, развиваться, взрослеть зависит и будущее нашей родины. Сейчас  я хотела бы вам предложить заложить так называемую капсулу времени . Мы с вами заполним листочки и опустим их в капсулу, а в конце учебного  года прочитаем то, о чем вы думали, мечтали ,чего желали в начале года и сравним, как изменилось ваше мировоззрение, мировосприятие. Это будет очень интересный эксперимент.

Вопросы: 

Чего я жду от наступившего учебного года?

Мои пожелания одноклассникам.

Пожелания самому себе на предстоящий учебный год.

Что я люблю в своем родном городе?

Что я хотел бы изменить , улучшить в нашем городе?

Самостоятельная работа детей (заполняют листочки, опускают их в «капсулу времени»)

Учитель: Много хороших слов можно сказать о своей Малой Родине. Говорят, где родился, там и пригодился. Это о привязанности человека к  месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей, о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь. Но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному селу и улице, на которой вы жили. Пусть в сердце каждого из вас  живет любовь к своей малой Родине. (Слайд 11)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок на тему:"День знаний.Моя малая Родина".

Материал содержит фотоматериалы урока на тему:"Моя малая Родина- город Азов"....

Открытый урок на тему:"День знаний.Моя малая Родина".

Материал содержит фотоматериалы урока на тему:"Моя малая Родина- город Азов"....

Презентация к уроку Знаний "Моя малая Родина" 2класс

Презентация к уроку Знаний "Моя малая Родина" 2 класс....

Конспект мероприятия для первоклассников ко Дню Знаний:"Моя малая Родина".

Внеклассное мероприятие составлено в соответствии с требованиями ФГОС. Воспитывает любовь к малой Родине, интерес к учению, познавательный интерес....

Путешествие в страну знаний . Моя малая Родина

Ребята отправились  в путешествие  в страну знаний. По пути  им встретятся препятствия, которые они должны преодолеть. Во время путешествия им будут встречатся различные сказочные герои...

Сценарий к 1 сентября на тему :"Моя малая Родина"

В данной методической разработке представлен сценарий проведения праздника, посвящённого 1 сентября на тему "Моя малая Родина"...

1 сентября - урок знаний "Моя малая Родина"

Урок - Знаний. Цель урока - формировать чувства патриотизма, любви к родной земле, воспитание учащихся гражданами своей Родины...