Волшебные сказы Бажова
план-конспект занятия (4 класс)
Утренник, посвящённый юбилею П.П.Бажова. Можно использовать на литературном чтении как обобщение по теме "Сказы Бажова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Волшебные сказы Бажова
Ход занятия.
Под мелодию дети входят в зал, садятся на стульчики.
(На экране 1 титульный слайд)
Ведущий:
- В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. У него была большая белая борода и живые, необыкновенно добрые, внимательные, лучистые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали. А вы, ребята, его знаете? (ответы детей)
Верно, это - Павел Петрович Бажов. В этом году ему исполнилось бы 135 лет.
На Урале, что ни слово,
Что ни речь – то целый клад!
Сказы дедушки Бажова
Знает нынче стар и млад!
(На экране появляется 2 слайд с портретом писателя.)
Его друзья писатели говорили о нем так:
• «Это сверкающий самоцвет уральской литературы»
• «Человек он очень простой, скромный, задушевный, спокойный, добрый. Все считали его мудрецом»
• «Это был чудесный человек. Невысокий, похожий на сказочного гнома, который поднялся из земли, чтобы рассказать о кладах Урала».
На фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. В его произведениях фантастическое сливалось с реальным, в них происходили необыкновенные события, в которых было все, как и должно быть в настоящей сказке: добро побеждало зло, вся нечисть отступала перед мужеством и чистой совестью. Но героями сказок стали не гномы, не богатыри, обладающие необыкновенной силой, а обычные люди. И поэтому его произведения называют сказами, а не сказками. Сказ – это сказка на основе достоверных фактов с некоторым вымыслом.
(кадр с домом)
Недалёко от Исети -
Старый дом и сад густой.
Там шумит весенний ветер
Беспокойною листвой.
Облаков пушистых гребни
Проплывают стороной.
В этом доме жил волшебник –
Мудрый сказочник седой…
След копытца серебрится,
Вьётся змейкою в ночи.
Огневушкою кружится
Пламя жаркое в печи,
Ящерки мелькнули разом,
Встал Данило над цветком…
И шкатулкой, полной сказов,
Кажется бажовский дом.
(презентация дальше)
(Звучит музыка, выходит Хозяйка Медной горы.)
Хозяйка Медной горы: - Кто это ко мне в гору пожаловал?.. А, это вы, люди добрые! Что ж, здравствуйте! Умельцам завсегда рада! А вы меня узнали? Я – Хозяйка Медной горы, еще меня зовут Малахитницей, а кто и каменной девкой кличет. Поставлена оберегать богатства моего края. А край мой очень знаменит природными красотами, полезными ископаемыми, людьми мастеровыми.
Урал наш батюшка богат и могуч, богатства его неисчислимы. А открываются они только смелым, да умелым, да чистой душе.
Я гляжу и здесь мастера собрались. Хотите умения свои показать, сноровку в деле, тогда члены жюри проходите смелей на первый ряд, представьтесь нам. Начинаем состязание.
(выбрать по 5 чел. в команду от 4 кл.)
1. Конкурс «Вылепи чашу».
Хозяйка Медной горы: А сделайте-ка, мастера, и вы для меня чаши каменные, красоты невиданной, как Данила-мастер.
(Командам раздаётся поделочный материал по 1 чел.)
Ведущая:
2. Конкурс «Узнай героя».
Узнайте по описанию героев сказов.
- Девчонка годов так 18-ти. Платьишко на ней синее, платок на голове синий. И пригожая сказать нельзя. Брови дугой, глаза звездой, губы – малина, руса коса трубчатая, через плечо перекинута, а лента в ней синяя. (Бабка Синюшка)
- Вдруг из самой середины выпрыгнула девчонка махонькая, вроде кукленка, а живая. Волосенки рыженькие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже сголуба. Поглядела девчонка веселыми глазками, блеснула зубенками, ботбоченилась, платочком махнула и пошла плясать. (Огневушка- Поскакушка)
3.Конкурс Бабки Синюшки.
Ведущий: Вот у меня в руках три перышка: одно – белое, другое – черное, а третье – рыжее. Откуда эти перышки, кто их хозяин? Правильно, Синюшка – бабка из сказа «Синюшкин колодец». А появились они у меня в руках неспроста: бабка Синюшка придумала вам испытание. Она предлагает вам вычерпать воду из колодца. С ложкой в руках вы будете бегать по кочкам к колодцу, ложкой забирать воду и переносить ее в чашку. Но прыгать придется по кочкам, чтобы добраться до колодца. Кто будет первым и у кого в чашке окажется больше воды, тот и будет победителем.
4. Конкурс «Собери рисунок».
Хозяйка Медной горы: А сейчас я, как Хозяйка Медной горы, сама проверю вас. Вот вам разрезанные осколки картины. Вы должны собрать изображение ящерицы. Кто первый соберет, тот и будет победителем.
- В каком сказе вы встречали ящерку?
5. Викторина по сказам.
( по презентации)
6. Конкурс на знание самоцветов.
Хозяйка Медной горы: Мы знаем, что герои сказов Бажова занимались обработкой самоцветных камней. Сейчас мы с вами вспомним, какие камни-самоцветы бывают.
- Этот камушек часто вам в жизни помогает. Он красного цвета. На часы поглядите – там он есть. Из этого камня делают стекла в космических кораблях. Из этого камня сделаны звезды на башнях кремля. Что это за камень? (РУБИН)
- Этот камень означает просто «синий камень». Блеск имеет бархатистый, глазу приятный. (САПФИР)
- Ценнейший поделочный камень, лучшие сорта только на Урале. Хозяйка Медной горы любила платье из этого камня. (МАЛАХИТ)
- Еще один камень. Наполеон Москву рассматривал в трубу сквозь этот камушек. Говорят, он змей ослепляет, а на глаз человеческий благотворно влияет. Под подушку его кладите, глаз будет алмаз. (ИЗУМРУД)
- Камень влюбленных. (АКВАМАРИН)
- Прозрачный камень, а сам сверкающий. Название его переводится – «неукротимый». (АЛМАЗ)
7. Конкурс «Камушки».
Хозяйка Медной горы: Молодцы! Сейчас мы проведем игру, которая называется «камушки».
Один человек в этих командах «камушек». Он становится в центр круга. Под музыку команды начинают водить хоровод вокруг своих «камушек». По команде Ведущего «месяц» все члены команды приседают и закрывают глаза. «Камушки» в это время меняются местами. По команде «день» дети бегут к своим «камушкам». Чья команда первой начнет вновь водить хоровод, та и выигрывает в этой игре.
Ведущий подводит итоги конкурса.
Хозяйка Медной горы: Молодцы, ребята! Вы сегодня славно потрудились, показали, что вы, действительно, являетесь вдумчивыми читателями, что вы знаете сказы нашего уральского писателя Павла Петровича Бажова. Я очень рада этому. Благодарю вас за участие в игре. До новых встреч!
«В который раз склонимся мы над книжкой,
Впитаем мудрость этих слов.
Нам не забыть рассказов деда Слышко
Спасибо, добрый дедушка Бажов».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/12/picture-23865.jpg)
Презентация по творчеству П.П.Бажова и к сказу "Серебряное копытце"
Данный материал можно использовать к любому уроку по произведениям П.П. Бажова...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/28/picture-182987-1359389247.jpg)
Музей. «Московский уголок сказов П.П.Бажова»
Через творчество П.П. Бажова будить интерес и любовь к родному краю, пополнить знания детей о достопримечательностях района Ростокино. Раскрыть учащимся мир сказов уральского писателя. Познакомить дет...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/19/picture-20794-1392821576.jpg)
Урок литературного чтения УМК «Школа России» 4 класс Тема: Портретная характеристика героев сказа Бажова П.П. «Серебряное копытце»
Урок литературного чтения с применением технологии РКМЧП...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/05/picture-913449-1491387521.jpg)
Палехские художники «Уральские сказы П.П. Бажова» к беседе по теме "Заглянем в малахитовую шкатулку Павла Бажова"
Создание условий для усвоения понятия «сказа» как произведения устного народного творчества о событиях прошлого”, его отличительных признаков с использованием мультимедийных средств.Задачи:ОбучающаяРа...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/02/picture-356071-1388659769.jpg)
Проверочная работа по сказу Бажова "Серебряное копытце"
Данная работа проверяет умения учащихся по работе с текстом Бажова "Серебряное копытце"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/23/picture-1365351-1637664154.jpg)
Презентация "Викторина по сказам Бажова"
Презентация "Викторина по сказам Бажова" для учащихся начальной школы....