Зимние посиделки «Печки-лавочки»
методическая разработка (2 класс)

Трунина Марина Викторовна

Цель: приобщать детей к традиционному культурному и историческому наследию русского народа


Задачи:

- ознакомить детей с русскими народными обычаями, с характерными чертами русского фольклора, особенностями русской народной речи;

- способствовать формированию осознанного чувства патриотизма и гордости за

историческое прошлое и настоящее своей Родины;

- воспитывать любознательность, интерес к культурному наследию народа;

- способствовать развитию творческих способностей, эстетических чувств, коллективной ответственности и формированию классного коллектива;

-способствовать укреплению взаимоотношений учащихся и их родителей.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posidelki_stsenariy.docx36.33 КБ

Предварительный просмотр:

Зимние посиделки «Печки-лавочки»

Цель: приобщать детей к традиционному культурному и историческому наследию русского народа
Задачи: 

- ознакомить детей с русскими народными обычаями, с характерными чертами русского фольклора, особенностями русской народной речи;

- способствовать формированию осознанного чувства патриотизма и гордости за

историческое прошлое и настоящее своей Родины;

- воспитывать любознательность, интерес к культурному наследию народа;

- способствовать развитию творческих способностей, эстетических чувств, коллективной ответственности и формированию классного коллектива;

-способствовать укреплению взаимоотношений учащихся и их родителей.

Ход праздника.

(Зал убран в русском народном стиле. В центре стоит русская печь, стол, накрытый скатертью, лавки, прялка. На столе - самовар. Стены украшены рушниками, вышитыми салфетками.)

Ведущий: В старые времена был такой обычай на Руси: как заканчивали свою работу, коротали долгие зимние вечера вместе, посиделки устраивали. Кто за вышивкой сидит, кто шьет, вяжет, кто прядёт, кто лапти плетёт, а молодежь поет да танцует. Весело было! Вот и мы собрались сегодня в нашей горнице на посиделки, чтоб на людей посмотреть да себя показать.

(Раздаётся колокольный звон.  Выходят дети в народных костюмах)

Дети: 

Чем дальше в будущее смотрим, 
Тем больше прошлым дорожим, 
И в старом красоту находим, 
Хоть новому принадлежим. 


Россия – мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало.

Когда б ты говорить могла,

То многое бы рассказала.

 Очень часто за событиями

 И за сутолокой дней

 Старины своей не помним,

  Забываем мы о ней.

  И хоть более привычны

  Нам полёты на Луну,

  Вспомним русские обычаи,

  Вспомним нашу старину.

(Девочки ведут хоровод «Во поле берёза стояла»)

Дети:

1.Здравствуйте, гости дорогие!

   Давно мы вас ждём-поджидаем,

   Веселье не начинаем.

   А ведь у нас сегодня зимние посиделки.

2. На скамеечке в светёлке

    Иль на брёвнышках каких

    Собирали посиделки пожилых и молодых.

    При лучине ли сидели,

    Иль под светлый небосвод-

    Говорили, песни пели

    И водили хоровод.

3. А играли как? В горелки!

    Ах, горелки хороши!

    Словом эти посиделки

    Были праздником души!

(Бабушка с внучками сидят на лавке. Бабушка прядёт, поёт « В низенькой светёлке», внучки вышивают)

Машенька: Зимний вечер тёмен, долог,

Насчитаю сорок ёлок,

То на лавке посижу,

То в окошко погляжу.

Бабушка, позову-ка я ребят к нам на посиделки.

Бабушка: Сейчас избу приберём

                  И гостей позовём.

Машенька: Эй, подруженьки – подружки.

                      Веселушки - хохотушки!

                      Эй, ребята – молодцы,

                      Озорные удальцы!

                      Приходите поплясать,

                      Зимний вечер скоротать! 

 Сорока стрекочет-

 Гостей пророчит.

( Выходят два мальчика под звуки балалайки) «Камаринская»

1-й мальчик: Ото всех дверей,

                       Ото всех ворот,

                       Выходи скорей,

                       Торопись, народ!

2-й мальчик: Открываются ворота

                       Выходи, кому охота!

1-й мальчик: А кому неохота,

                       Тоже выходи!

(Звучит «Камаринская», выходят мальчики, подыгрывая на своих инструментах)

Мальчик: Стоит Фома

                    Посреди двора,

                    Супротив терема высокого,

                    Супротив крыльца широкого.

                    Нетёсан терем,

                    Нетёсан, только хорошо окрашен.

Все: Дома ли Марья, дома ли Дарья,

         Дома ли душенька Настюшенька?

Девочки: (все вместе)

- Мы туточки!

- Пожалуйте, гости дорогие!

(Бабушка выносит каравай)

Дорогих гостей встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Каравай мы вам подносим,

Поклоняясь отведать просим.

(кланяется)

Мальчики:  Собрались мы позабавиться, да потешиться!

                  Пошутить! Поиграть! Посмеяться!

Девочки: (с поклоном) Смех вам да веселье!

(Поднимаются на сцену под балалайку. Исполнение  русской народной песни «На горе-то калина».)

                                После песни все садятся на лавки.

Мальчик: Расступись, честной народ, не пыли дорожка,

                    Добры молодцы идут - погулять немножко.

Мальчик: А что я видел сейчас!

Мальчики: Что?

Мальчик: Ехала деревня мимо мужика,

                  Вдруг из-под собаки лают ворота

Все: Вот это да!

Мальчик: Выбегала палка с мальчиком в руках,

                 А за ним тулупчик с бабой на плечах

Все: Не может быть!

Мальчик: Крыши испугались, сели на ворон,

                  Лошадь подгоняла мужика кнутом.

Все: Ой-ой-ой!

Мальчик: Лошадь ела кашу, а мужик – овес.

                   Лошадь села в сани, А мужик повез.

Все: Небылицы, небывальщины!

 (Дети поочередно выходят и инсценируют потешки)

 Два мальчика поочерёдно:

— Федул, что губы надул?

— Кафтан прожёг.

— Можно зашить?

— Да иглы нет.

— А велика ли дыра?

— Да один ворот остался!

- Филя, есть хочешь?

-Да нет, батюшка, я перекусил.

- А чем перекусил?

- Да съел кусок пирога, горшок сметаны, да решето калачей.

- Ты пирог съел?

- Нет, не я.

- А еще хочешь?

- Хочу!

— Фома, что из лесу не идёшь?

— Да медведя поймал.

— Так веди его сюда.

— Да он не идёт.

— Ну, так сам иди.

— Так он и меня не пускает.

- Андрейка, о чем плачешь?

- Об ворота головой ударился.

- Когда это случилось?

- Вчера вечером.

- Почему же ты плачешь сегодня?

- Так вчера дома никого не было.

(Уходят под гармошку)

(Появляются две девочки)

-Здорово, кума!
- На рынке была.
-Ты что, кума, глуха?
- Купила курицу, да петуха
-Прощай, кума.
-Пять алтын дала.

(Появляются Фома и Ерёма (мальчики в русских костюмах  и с балалайкой)

 Вместе: А вот и мы оба

                Фома да Ерёма.

Фома: Небылицы услыхали, к вам прибежали.

Ерема: Мы ребята удалые

Фома: Мы ребята озорные.

Ерема: Голосом пляшем, ногами поём.

Фома: В общем и целом прекрасно живём.

Ерема: Споём?

Фома: Споём!

Ерема: Вы послушайте, ребята,

             Чепуху мы будем петь

Фома: На дубу коза пасётся,

            В бане парится медведь.

Ерёма: Рано утром вечерком,

             Поздно на рассвете

 Фома: Баба ехала верхом

             В ситцевой карете

Ерема: А наш дедушка Иван

            Посадил кота в карман

 Фома: Котик плачет и рыдает,

            Громко дедушку ругает.

Ерема: На горе стоит телега, 

            Слезы капают с дуги.
 Фома: Под горой стоит корова, 

            Надевает сапоги.

Ерёма: Сидит ёжик на заборе

             Новая рубашечка

 Фома: На головке сапожок,

             На ноге фуражечка.

Ерема: На заборе чепуха

             Жарила варенье

 Фома: Куры съели петуха

             В одно воскресенье.

Девочка: А ну хватит вам болтать,

                Время пляску начинать.

                Вы, ребята, выходите

                Хороводы заводите.

(Инсценировка русской народной песни «Как у наших у ворот»)

Девочка: Обойди хоть всю планету

                 Лучше русской пляски нету.

                  Балалайка и гармонь

                  Разжигают в нас огонь.

(танец «Барыня»)

Мальчик: Эй, девчата-хохотушки,

                  Запевайте-ка частушки.

                  Запевайте поскорей,

                  Чтоб порадовать гостей.

(Девочки исполняют частушки)

Начинаю я припевку

Первую, начальную.

Я хочу развеселить

Публику печальную.

Чтобы печка разгорелась,

Надо жару поддавать.

Чтобы песня лучше пелась,

Надо пляской помогать.

Пошла плясать

Бабушка Лукерья.

На затылке нет волос –

Привязала перья.

Поленился утром Вова

Причесаться гребешком.

Подошла к нему корова

Причесала языком.

Говорят, я боевая,

Боевая, ну и что ж?

Моя мама боевая.

Ну а я тогда в кого ж?

Я сирени наломаю,

Набросаю у ворот.

Заплету я русу косу.

Пусть завидует народ!

Выйду, выйду я плясать

В новеньких ботинках,

Все ребята говорят,

Что я как картинка!

Эх, топни, нога,

Топни правенькая.

Я плясать пойду,

Хоть и маленькая.

Не ругай меня, мамаша,
Что сметану пролила. 
Мимо окошка шёл Алёшка 
Я без памяти была.

Ты, Алёша, ты Алёша

У тебя гармонь хороша

Надевай-ка сапоги

Приходи на пироги.

Частушку поёт мальчик.

На окошке два цветочка –

Голубой да аленький,

Я парнишка боевой,

Хоть и ростом маленький.

Все девочки.

За частушку, друг мой милый,

Три рубля тебе я дам,

По глазам по вашим видно,

Что понравились мы вам.

(После исполнения частушек все рассаживаются)

Девочка: Раздайся, народ!

                Меня пляска берёт!

                Пойду, попляшу,

                На людей погляжу!

 (Русский народный танец «Кадриль»)   

       

Мальчик: А мы тоже не лаптем щи хлебали.

                  А ну, ребята, выходи!

 (Ансамбль ложкарей)

Девочка 1: Звонкие резные
                    Ложки расписные.
                    От зари и до зари
                    Веселятся ложкари

Девочка 2: Ложки, что ни говори,
                     Примечательные.
                     А ребята – ложкари
                     Замечательные!


(Русская народная песня «Гуси прилетели»)

(Выходят колядовщики)           

  1. Коляда, коляда, отворяй-ка ворота!
    Коляда идёт, Рождество несёт.


2.  Пришла коляда с пышками, с лепёшками, со свиными ножками.

3.  Коляда, коляда, подай пирога! Подай, не ломай!
    А по целому давай.

4.  Кто даст пирога – тому богатства и добра!

5.  Кто не даст пирога -
     Мы корову за рога!


(
Бабушка раздаёт угощение)

Все: Здоровья вам да радости

Бабушка: Милости просим к нам на посиделки!

(Дети садятся на лавки)

Бабушка: Пока вы пели да плясали, я для вас платочков нашила. А то нынче гуляшки, завтра гуляшки, так  останешься  без рубашки.

(Бабушка проводит с детьми игру)

Я по горнице хожу

И поднос в руках держу

Кто загадку отгадает,

Тот платочек забирает.

(Бабушка читает загадки, пословицы. Внучка раздаёт платочки)

Без труда не выловишь и рыбку… (из пруда)

Труд человека кормит, а лень… (портит)

Долог день до вечера, коли делать … (нечего)

Добрый  сын - отцу радость, а худой -  (печаль)

Птица рада весне, а дитя - … (матери)

Ох, звенит она,  звенит, всех игрою веселит.

А всего-то 3 струны   ей для музыки нужны.

 Кто такая, отгадай-ка? Это наша …. (балалайка)

 Приложил к губам я трубку, полилась по лесу трель.

 Инструмент тот очень хрупкий, называется…(свирель)

 Ящик на коленях скачет, то поёт, то горько плачет…  (гармонь)

Наша барыня – сударыня

И толста,  и бела.

Щей да каши наварила,

Пирогов напекла.

Она и кормила, и поила,

И дом обогревала,

И семью собирала.  (Русская печка)

Наш дед Ермолай 
Съест все, что ни дай.  (Огонь)

Стоит бычок, серебряный бочок,

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит.  (Самовар)

Из русской печи

Кашу тащи

Чугунок очень рад,

Что его схватил …  (Ухват)

Кривой конь лезет в огонь  (Кочерга).

Сами не едим, а людей кормим.   (Ложки.)

Гибкий лес на плечи залез  (Коромысло).

В лесу родился, в руках плёлся,

На ногах носился         (Лапоть)

Он бывает с толокном,

С рисом, мясом и яйцом,

С вишней сладкой он бывает.

В печь сперва его сажают   (Пирог)


Бабушка: Какие посиделки без пирогов? Приглашаю всех к столу!

 (Выходит девочка)

Девочка: Кум-куманёк, где ты живёшь?

                Что, куманёк, ко мне в гости не идёшь?

Мальчик (с самоваром): Я иду, иду, иду,

                                          Самовар в руках несу.

                                          Эй, чай, чай, чай!

                                          Уж ты кумушка, встречай!

(Вместе ставят самовар на стол с выпечкой. Исполняют песню «Самовар»)

Девочка: Напекли мы для гостей

                  Много разных сладостей!

Все: Тары – бары — растабары,

         Выпьем чай из самовара!

Поочерёдно:  С сухарями!

                         С кренделями!

                         С бубликами вкусными,

                         С сушками, ватрушками!

Все: Тары – бары – растабары,

         Посидим у самовара!

         Чаю сладкого попьём,

         Нашу песенку споём!

(Дети исполняют песню «Оладушки»)

Мальчик: Не красна изба углами,

                   А красна пирогами!

Девочка: Как Марфуша для Петра

                  Наварила, напекла:

                  Два корыта киселя,

                  Девяноста два блина.

Все: Подходите, подходите!

        Угощение берите!

        Чаем запивайте.

        Нас добрым словом вспоминайте!

(Общий поклон. Бабушка угощает присутствующих выпечкой)

(Звучит песня «Печки-лавочки»)

Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня вы прикоснулись к истокам русской народной культуры. Любите свою Родину, знайте и цените её традиции.

Бабушка: В небе, будто от побелки,
                   Засветился Млечный путь,
                   Отшумели посиделки.
                   Всем пора бы отдохнуть.

(Праздник заканчивается чаепитием)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорный праздник "Зимние посиделки"

При обращении к фольклору открываются большие возможности для нравственно – эстетического воспитания учащихся : они развиваются духовно, развивается их художественный вкус, кругозор, они учатся петь, ...

Внеклассное мероприятие "Зимние посиделки"

Цель данного мероприятия - знакомство детей с народными традициями, обычаями, промыслами. В празднике можно использовать много русских народных песен, хороводов,  игру на ложках. Еще одно большое...

Мероприятие "Зимние посиделки"

Мероприятие знакомит обучающихся с зимними праздниками и с традициями их прведения....

Фольклорный праздник «Зимние посиделки».

Цель: знакомство  детей с укладом, бытом, традициями русского народа.Задачи:-  совершенствовать  духовно- нравственную  культуру детей путем знакомства с русскими народными традици...

Сценарий фольклорного праздника «Зимние посиделки. Святки» для учащихся 2-4 классов.

Сценарий фольклорного праздника «Зимние посиделки. Святки». Праздник  проводится в народном стиле  с учащимися 2-4 классов и содержит русские народные песни, хороводы, игры, потешк...

фольклорный праздник Зимние посиделки

зимний фольклорный праздник лоя старших дошкольников...

Внеклассное мероприятие «Зимние посиделки».

Сценарий праздника «Зимние посиделки» может быть использован в начальной школе с целью знакомства детей с традициями,  обычаями, обрядами русского народа....