Занятие кружка внеурочной деятельности "Праздник Солнца"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Полушина Лилия Степановна

   Наша голубая планета удивительна и прекрасна! А еще более удивительно наше солнце! Солнце – источник жизни, света и тепла!

3 мая мы отмечаем праздник - День Солнца. Его придумали для того, чтобы привлечь внимание общества к возможности использования солнечной энергии.Наше мероприятие посвящено празднику Солнца с использованием песен, стихов и инсценирования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие внеурочной деятельности

«Праздник Солнца»

Учитель: Полушина Лилия Степановна, учитель начальных классов

Участники: 2, 4 классы

План занятия:

  1. Организационная часть. (2 мин.)
  2. Определение темы урока. (4 мин.)
  3. Постановка учебной задачи. (5 мин.)

4.Открытие новых знаний. (8 мин.)

5. Стихи и песни о солнце. (6 мин)

6. Кукольный спектакль «У солнышка в гостях» (8 мин.)

7. Групповая работа. (5 мин.)

8. Творческая работа. (5 мин.)

9. Рефлексия. (2 мин.)

Ход занятия:

1. Организационный момент -2 мин.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок. 
Постарайтесь всё понять,
Хорошо запоминать.

1.1.Отгадайте загадки:

Учитель:

Красная девица

По небу ходит.

 Встает рано, светит ярко

Греет жарко.

Без него плачемся,
А как появится – прячемся. 
Солнце.

2. Определение темы урока- 4 мин.

2.1. Учитель:

- Вы наверное, догадались, что сегодня мы будем говорить  …. (о солнце.)

(на доске Солнце с лучиками)

Стало в классе вдруг светлей
Эй, ребята, веселей!

2.2. Выступление учащихся.

На площадку выбегает мальчик в костюме Солнечного зайчика.

Солнечный зайчик.

Здравствуйте, детишки,

Девчонки и мальчишки!

Рад я видеть всех сейчас,

Так давно не видел вас.

Я умею улыбаться,

А могу и погрустить.

Но давайте все смеяться,

Ну, а главное — дружить.

Встаньте, дети, все скорей,

Солнечный зайчик показывает движения, дети повторяют за ним.

Станет сразу нам светлей.                            Руки вверх.

Я всегда со светом дружен,                          Руки в стороны.

Если солнышко в окне,

Я от зеркала, от лужи

Пробегаю по стене —                                   Бег на месте.

Прыг-скок,

Прыг-скок,                                                     Прыжки.

Со стены на потолок,                                    Руки в стороны.

С потолка в оконце,                                      Руки вверх.

Я — подарок солнца.                                    Руки вперед.

А теперь давайте поиграем: попробуйте поймать меня.

Закройте глаза.                                              Закрывают глаза.

Поднимите вверх лицо.                                Поднимают вверх лицо.

Прыг — и я у вас на лице.

Погладьте меня ладошками.                        Гладят лицо ладошками.

Скок — и я уже прыгаю на вашем

носике-курносике.                                        Гладят нос.

Погладьте носик.

А теперь я бегу по вашим

румяным щечкам.

Ловите меня!                                                 Гладят щеки.

Прыгаю к вам на лобик.                               Гладят лоб.

Поймайте меня!

А вот и не поймали!

А вот и не поймали! Не поймали!

Я уже на вашей шейке.

Ищите меня там!                                           Гладят шею.

Учитель: Дети, давайте все вместе позовем Солнышко.

«Гори-гори ясно!» (Е. Благинина)

Гори-гори ясно!

Солнышко красно,

Гори-гори ясно!

В небо пташкой залети,

Нашу землю освети,

Чтоб садам и огородам

Зеленеть, цвести, расти!

 (В зал входит Солнышко)

С добрым утром! Автор: Е. Благинина

Вместе с солнышком встаём,

Вместе с птицами поём:

— С добрым утром!

С ясным днем! —

Вот как славно мы поем!

Учитель: Дети, давайте встретим Солнышко веселой песней.

(Дети поют песню «Солнышко» (муз. А.Олейникова, сл. Н. Ермолова)

1 куплет:

Солнце занавесилось
Перелётной тучкой.
Покажи нам личико,
Выгляни в окно.
Без твоей улыбки,
Солнышко, задорной
На душе невесело,
Грустно и темно.

Припев:

Подари нам, солнышко, 
Хоть один свой лучик,
Будем бегать с лучиком
Наперегонки.
Девочки и мальчики -
Солнечные зайчики,
Любим вместе с лучиком
Летние деньки.

2 куплет:

Улыбнись нам, солнышко,
И разлейся песней,
Заиграй на скрипочке
Радугой-дугой.
Ведь своими песнями
Сделать мир чудесней
Сможет наше солнышко
Как никто другой.

Учитель: Молодцы! А стихи о Солнышке знаете?

«Под солнцем» (Галина Дядина)

1 ученик:

Это чудо – жить под солнцем!

Человеку, зверю, птице –

Солнце всем своим питомцам

Отдается по частице.

Муравьишке, кашалоту

И цветку в горшке с поддонцем

Материнскую заботу

Дарит ласковое солнце.

2 ученик:

Куличи печёт в песочке

С малышами жарким летом

И веснушками все щёчки

Осыпает им при этом.

То играет с нами в жмурки,

То обнять лучами хочет,

То шутливо носопурки,

Как соломинкой, щекочет.

3 ученик:

Жить под солнцем – это чудо!

Под его лучистым взглядом.

Далеко оно отсюда,

Но всегда как будто рядом.

Солнце – это свет в оконце

И в раскрытой настежь дверце.

Невозможно жить без солнца,

Точно так же, как без сердца!

3. Постановка учебной задачи – 5 мин.

Слайд 1.

-Сегодня у нас необычное Солнышко, его лучики несут не только тепло, но и вопросы. Наша задача ответить на эти вопросы. Составление кластера на доске.

-Что такое Солнце?

Дополнительный материал:

  1. Температура Солнца на поверхности приблизительно 6000 градусов.
  2. У Солнца нет твёрдой поверхности, оно представляет собой раскалённый газовый шар.

-Вы сказали, что Солнце большой огненный шар. Слайд 1

-Почему оно нам кажется маленьким кружочком?

Дополнительный материал:

Солнце находится от Земли на очень большом расстоянии - 150 миллионов километров.

- Что произойдёт, если Солнце перестанет светить?

- Как вы думаете, какое значение имеет Солнце для жизни на Земле?

Дополнительный материал:

Без Солнца не было бы жизни на Земле. Растения, животные и люди живут только потому, что жизнь им даёт Солнце. Слайд 2

- Что дарит нам солнце?

-Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: СОЛНЦЕ - источник жизни на нашей планете. Жизнь на Земле невозможна без энергии солнечных лучей.

Я скажу вам, не тая – 
Жить без солнышка нельзя!

4.Открытие новых знаний - 8 мин.

4.1.  -Смотрите, ребята, здесь тоже есть солнышко.

 (В центре площадки нарисовано солнышко, от которого отходит 9 кругов — орбит.)

С неба смотрит Солнце 
Миллионы лет. 
Льёт на Землю Солнце
И тепло и свет.

- Вспомним планеты Солнечной системы. Слайд 3-5

-Без солнца у нас не было бы воздуха и воды. Ведь тогда воздух превратился бы в жидкий азотный океан, вода бы замерзла, а суша обледенела.

 Люди издревле поклонялись Солнцу как божеству и устраивали в его честь различные праздники. На Руси это Масленица, День летнего солнцестояния и День весеннего равноденствия. В честь Солнца сочинялись заклички, песни, устраивались игры.

Слайд 5

4.2. Учитель: Ребята, а вы знаете, кто придумал праздник Солнца? 

Слайд 6-7

-Есть Международное общество солнечной энергии, там работают ученые, которые изучают солнце и солнечную энергию. Вот они то и решили создать праздник посвященный Солнцу и праздновать его 3 мая. В этот день, День Солнца, во многих странах проходят различные мероприятия во время которых показывают и рассказывают всем людям о возможностях использования солнечной энергии.

Слайд 8-9

 -Солнце дает людям энергию, причем возобновляемую энергию, которая легко используется. Прямое нагревание солнечными лучами может быть использовано для производства электроэнергии (солнечными электростанциями) или выполнения другой полезной работы. Кроме того, эта энергия является экологически чистой, то есть в окружающую среду не выделяются всевозможные вредные вещества токсичные и радиоактивные.

Слайд 10-12

- Вывод: Солнце используют для получения электроэнергии.

5. Стихи и песни о солнце- 6 мин.

Учитель: Вот и Солнышко пришло, свет и радость принесло! Давайте Солнце прославлять, давайте его величать! Вы настоящие друзья Солнца! Почаще любуйтесь солнцем, улыбайтесь ему и повторяйте добрые ласковые слова:

Ты такое чистое,

Доброе, лучистое!

Если б мы тебя достали,

Мы б тебя расцеловали!

Солнце: Спасибо вам ребята, вот так порадовали меня добрым словом! Давайте же веселиться, песни петь, играть!

Танец под песню «Ласковое солнышко»

Песня Ласковое солнышко»

Ласковое солнышко 
Светит на дорожку. 
Покажу я солнышку 
Все свои ладошки. 
Правую, левую! 
Все свои ладошки! 

Покажу я солнышку 
Розовые щечки. 
Круглые, румяные, 
Словно колобочки! 
Правую, левую! 
Щечки-колобочки! 

На носу от солнышка 
Рыжие веснушки! 
Греются на солнышке 
Маленькие ушки. 
Правое, левое! 
Маленькие ушки!

Учитель: Ребята, кто –то хочет наш праздник испортить. Вы не заметили ничего?

Солнышко спряталось за тучку. Ученик читает стихотворение.

«Туча» (Г. Сапгир)

Туча по небу плыла,

Вёдра полные несла.

Туча брякнула ведром -

Прокатился в небе гром.

И над лесом, и над кручей

Повстречалась туча с тучей.

Засверкали злые молнии!

Расплескались вёдра полные!

Туча с тучею ругаются,

Вёдра по небу катаются.

В небе коромысло -

Радуга повисла.

Учитель: Как солнышку помочь? Узнаем из словацкой сказки «У солнышка в гостях».

6.Кукольный спектакль «У СОЛНЫШКА В ГОСТЯХ»- 8 мин.

(словацкая сказка)

Автор: Однажды большая туча закрыла все небо. Солнце три дня не появлялось. Заскучали цыплята без солнечного света.

Цыпленок: Куда солнышко подевалось? Надо его поскорее на небо вернуть.

Наседка: Где же ты его найдешь? Разве ты знаешь, где Солнце живет?

Цыпленок: Знать не знаю, а кого встречу, того спрошу.

Автор: Собрала наседка цыпленка в дорогу. Шёл-шёл, видит: в огороде, за кочаном капусты, сидит улитка, большая, рогатая и на спине домик стоит. Остановился цыпленок и спрашивает.

Цыпленок: Улитка, улитка, не знаешь ли, где солнышко живет?

Улитка: Не знаю. Вон сорока сидит — может, она знает.

Автор: А сорока ждать не стала, пока к ней цыплята подойдут. Подлетела к ним, затрещала.

Сорока: Цыпленок, куда ты идешь, куда?

Цыпленок: Солнышко спряталось. Три дня его на небе не было. Я иду его искать.

Сорока: И я пойду с тобой! И я пойду с тобой! И я пойду с тобой!

Цыпленок: А ты знаешь, где солнышко живет?

Сорока: Я не знаю, а заяц, может, знает: он по соседству живет!

Автор: Увидел заяц, что к нему гости идут, поправил шапку, вытер усы и пошире ворота распахнул.

Цыпленок и Сорока: Заяц, заяц, не знаешь ли, где солнышко живет? Мы его ищем.

Заяц: Я не знаю, а вот моя соседка утка, видимо, знает: она вблизи ручья в камышах живет.

Автор: Повел заяц всех к ручью. А возле ручья утиный дом стоит и лодка рядом привязана.

Заяц: Эй, соседка, ты дома или нет?

Утка: Дома, дома! Все никак просохнуть не могу — ведь солнца три дня не было.

Цыпленок, Сорока и Заяц: А мы как раз солнышко идем искать. Утка,ты знаешь, где оно живет?

Утка: Я не знаю, а вот за ручьем, под деревом еж живет — вот он знает.

Автор: Переправились они на лодке через ручей и пошли ежа искать. А ёж под деревом сидел и дремал.

Цыпленок, Сорока, Заяц, Утка: Ежик, ежик, ты не знаешь, где солнышко живет? Три дня его не было на небе, не заболело ли?

Автор: Подумал ёж и говорит.

Ёж: Как не знать! Знаю, где солнышко живет. За этим деревом большая гора. На горе — большое облако. Выше облака — серебристый месяц, а там и до солнца рукой достать!

Автор: Взял еж палку, надвинул шапку и зашагал впереди всех дорогу показывать. Поднялись они на высокую гору. А там облако за вершину зацепилось и лежит себе. Залезли на облако цыплята, сорока, заяц, утка и еж, уселись удобно, и понеслось облако прямехонько к месяцу в гости. А месяц увидел их и быстренько засветил свой серебряный рожок.

Цыплёнок, Сорока, Заяц, Утка, Ёжик: Месяц, месяц, покажи нам, где солнышко живет! Три дня не было его на небе.

Автор: Привел их месяц прямо к воротам дома, в котором солнышко живет, а в доме темно, света нет: спит, наверное, солнышко и просыпаться не хочет. Тут сорока затрещала, цыплята запищали, утка закрякала, заяц ушками захлопал, а еж палочкой застучал.

Цыплёнок, Сорока, Заяц, Утка, Ежик: ласковое Солнышко, выгляни-ка!

Солнышко: Кто под окошком кричит? Кто мне спать мешает?

Цыплёнок, Сорока, Заяц, Утка, Ежик: Это мы. Пришли тебя будить — утро наступило.

Солнышко: Ох, Ох. И как же мне на небо выглянуть? Три дня меня туча прятала, три дня собой закрывала, я теперь и светить не смогу.

Автор: Услыхал про это заяц — схватил ведро и ну воду таскать. Услыхала про это утка — давай солнце водой умывать. А еж колючей щетинкой начищать. А цыплёнок — стал с солнышка соринки снимать. Выглянуло солнце на небо — чистое, ясное и золотое. И повсюду стало светло и тепло. Вышла погреться на солнце и курица, цыплят подзывает к себе. А цыплята тут как тут. По двору носятся, зернышки ищут, под солнышком греются. Все радуются солнышку.

Учитель: Как это прекрасно, что Солнышко к нам вернулось.

7. Групповая работа – 5 мин.

- Ребята, оказывается, мы с вами начали готовиться к празднику Солнца ещё зимой.

Давайте посмотрим на наши поделки и пословицы о солнце.

У вас на партах лежат конверты с пословицами. Соберите пословицу.

Солнце встаёт, так день настаёт.

Засветит солнце и в наше оконце.

Солнце пригреет, всё поспеет.

-Послушаем ваши пословицы. О чём говорят они?

Молодцы!

8.Творческая работа учащихся - 5 мин.

- Чтобы солнышко послало нас своё тепло и мы согрели свои ладошки нам надо свои ладошки обвести и вырезать.

Вырезание из цветной бумаги ладошек – лучиков.

- Давайте наши лучики приложим к солнышку.

 -А закончим мы сегодняшний праздник танцем с солнышком.

Танец под песню «Солнышко- солнышко выходи»

Сл. А. Яранова

Солнышко, солнышко, выходи,
Глазками, глазками погляди,
Лучиком, лучиком посвети,
Солнышко, солнышко, выходи.

Солнышко, солнышко, не зевай,
Солнечным зайчиком поиграй.
Лучиков, солнышко, не жалей,
Наших ребятушек ты согрей.
Наших ребятушек ты согрей.

Солнышку, солнышку мы поем,
Солнышко, солнышко мы зовем.
Будем под солнышком танцевать,
Будет нас солнышко согревать!
Будет нас солнышко согревать!

9. Рефлексия – 2 мин.

- Вручение солнышек раскрасок каждому, чтобы показать своё настроение праздника Солнца.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности

Учитель: Полушина Л.С.

Тема занятия

 Праздник Солнца

Цель деятельности учащихся

Развитие познавательной деятельности

Цель деятельности учителя

создание условий для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления

Задачи

Образовательные:

Создать условия для актуализации опорных знанийорганизовать формулировку темы занятия, учебной цели и учебных задач учащимися

Развивающие:

Продолжить работу по формированию умений самостоятельно добывать знания, овладению способами и критериями самоконтроля и самооценки.

Воспитательные:

Воспитывать коммуникативную культуру, понимание ребенком своих возможностей и своей роли в окружающем мире

УУД

Личностные УУД:  

1.проявлять учебно-познавательный интерес и способам решения новой задачи

2.высказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции

3. определять правила работы в парах, в группах

4. устанавливать связь между целью деятельности и её результатом

 Регулятивные УУД:

1. определять и формировать цель деятельности на занятии

2. планировать свои действия, прогнозировать результаты своей работы, осуществлять контроль, оценивать качество работы

3. высказывать свои предположения, суждения

 Коммуникативные УУД:

1. слушать и понимать других

2. строить речевое высказывание в соответствии с поставленными целями, вопросами

3.  оформлять свои мысли в устной форме, отстаивать свою позицию, задавать вопросы

4. работать в группе, учитывать мнение других

Познавательные УУД:

1. представлять информацию в виде схем, извлекать информацию из научных текстов

2. делать выводы на основе анализа, обобщать

Планируемые  результаты

Предметные:

знать, что Солнце – объект Вселенной,  его влиянии на Землю и человека

Уметь

  1. работать с научным текстом
  2. осуществлять самоконтроль и самооценку

Личностные:

  1. сформированность внутренней позиции положительного отношения к обучению, устойчивой учебно – познавательной мотивации учения
  2. понимание причин успешности учебной деятельности, адекватной самооценки
    Метапредметные:
  1. ставить учебные задачи
  2. проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
  3. самостоятельно оценивать правильность действий и корректировать их
  4. учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию
  5. адекватно использовать речевые средства

Межпредметные связи

 Литературное чтение, окружающий мир, математика, музыка, технология

Ресурсы:

 

 Информационный  материал:

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2015/12/16/urok-solnechnaya-sistema-solntse-zvezda

Демонстрационный материал:

Электронная презентация

Раздаточный материал:

Конверты с заданиями (собрать пословицу), цветная бумага, ножницы, клей, картон,, научный текст, загадки, раскраски « Солнышко», пословицы о солнце.

Формы урока

Ф - фронтальная, И – индивидуальная,  Г - групповая

Технология

 Проблемно – диалогическое обучение, с использованием методов критического мышления


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное занятие кружка внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» по теме "Дал слово- держи его"

Данное занятие учить детей держать данное слово и обещание.Верность к слову и обещанию - очень важное нравственное качество, без которого трудно стать хорошим человеком, хорошим другом, хорошим специа...

Конспект занятия кружка внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас". Тема занятия "Конструирование мебели для куклы на основе куба и параллелепипеда"

На материале кружка "Геометрия вокруг нас" мы выстраиваем метапредметное обучение во неурочной деятельности.Цель: Обучение умению работать в команде.Задачи: Предметные: Отработать понятия «куб», «пара...

Конспект занятия кружка внеурочной деятельности "Детское конструирование" 1 класс.

В материале представлено одно из занятий кружка "Детское конструирование" для первого класса "Конструирование буквы Р, р". Обучение умению работать в команде на основе сингапурской технологии как одна...

Занятие кружка внеурочной занятости «Занимательная математика» в 1 классе

Разработка занятия внеурочной деятельности "Заниательная математика" на тему "Математическая карусель" поможет организовать работу по выработке вычислительных навыков сложения и вычитания 1,2.3....

План-конспект занятия кружка внеурочной деятельности «Математика и шахматы» 1 класс

Тема: Весёлый счётЦель деятельности педагога: развитие математических способностей учащихся; формирование элементов логической и алгоритмической грамотности....